УДК 330.33
Шушунова Т.Н., Бдоян А.С.
ГЕНЕЗИС КОРРУПЦИИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ МЕР ПО ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
Шушунова Татьяна Николаевна, к.т.н., доцент кафедры экономической теории,
Бдоян Армен Самвелович, студент 1 курса магистратуры по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», [email protected]
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д.9.
Рост коррупции в России препятствует экономическому росту, затрудняет экономическое развитие и становление рыночных отношений, усиливает экономическое неравенство, вызывает неэффективное распределение ресурсов в экономике, искажение условий конкуренции, способствует развитию теневого сектора, подрывает доверие к экономической политике государства. Проведен анализ причин высокого уровня коррупции в странах с переходной экономикой. Разработана классификация различных видов проявления коррупции с использованием критерия направления денежных потоков административных ресурсов. Работа изложена на 2 страницах машинописного текста, содержит ссылки на 4 библиографических источника.
Ключевые слова: коррупция, государственная служба, бюрократия, механизмы государственного управления, регулирование экономики, взаимодействие чиновников, система государственного управления.
THE GENESIS OF CORRUPTION IN TRANSITION ECONOMIES AS A BASIS FOR DEVELOPING MEASURES FOR ITS PREVENTION
Bdojan A.S., Shushunova T.N.
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia
The growth of corruption in Russia, impeded economic growth, hampering economic development and the formation of market relations, increases economic inequality, causing inefficient distribution of resources in the economy, distortion of competition, promotes the development of shadow sector, undermining the credibility of the economic policy of the State. The analysis of the causes of the high levels of corruption in countries with economies in transition. Classification of various kinds of corruption, using cash flow direction criterion of administrative resources. The work is set out on 2 pages of typewritten text, contains links to 4 of bibliographic source.
Keywords: corruption, bureaucracy, public service governance mechanisms, regulation of the economy, the interaction of officials, public administration system
В станах с переходной экономикой, к которым относится и Россия, традиционно наблюдается относительно высокий уровень коррупции, что подтверждается основными коррупционными рейтингами стран, разрабатываемыми
международными организациями (Всемирным Банком, Transparency International и рядом других) [1]. Рост коррупции препятствует экономическому росту, затрудняет экономическое развитие и становление рыночных отношений, усиливает экономическое неравенство, вызывает
неэффективное распределение ресурсов в экономике, искажение условий конкуренции, способствует развитию теневого сектора, подрывает доверие к экономической политике государства. Исходя из понимания государства, как специально организованной формы общества, каждый из секторов государственного управления решает только присущий ему спектр задач, которые направлены через специальные административные механизмы на удовлетворение потребностей общества, связанных с преодолением "провалов рынка" в экономической системе, включая предоставление общественных благ, ограничение монополистической деятельности на товарных рынках, регулирование внешних эффектов и др. Рост профессионализации государственной службы,
характеризующийся преимущественно
функциональной специализацией, обезличенность связей, усложнение процессов управления порождают бюрократическую машину. Бюрократия - это особый способ организации деятельности, при помощи которого административные проблемы разбиваются на ряд решаемых задач. С точки зрения экономики, бюрократический механизм, есть ни что иное, как организация, финансируемая за счет добавленной стоимости в реальном секторе экономики [2].
Особенность переходной экономики состоит и в том, что большинство субъектов рынка воспринимают коррупцию не как проблему, а как средство для решения проблем. Такого же мнения придерживается и Клейнер В.Г.: «..Коррупция в условиях современной России - не просто аномалия или явление, с которым борется общество, а скорее, наоборот, один из наиболее важных и широко используемых механизмов государственного управления и регулирования экономики» [3]. При этом предпринимаемые меры борьбы с коррупцией с помощью административных методов за счет расширения полномочий контрольных органов приводят к еще большей проблеме - увеличению сумм взяток и откатов. Ведь невозможно эффективно бороться с коррупцией, если эту борьбу
возглавляют коррупционеры. Создание комитетов по борьбе с коррупцией и прочих должностей, есть не что иное, как создание очередных источников личного обогащения. А учитывая специфику этих должностей, можно судить и об их прибыльности. В коррупционные отношения в данном случае вступают знающие друг друга напрямую или через общих знакомых люди. В результате, между участниками существует сравнительно высокий уровень взаимного доверия еще до совершения неформального обмена информацией, в частности, из-за того, что принадлежность к общей группе госслужащих снижает стимулы для доноса в правоохранительные органы. Это серьезно облегчает неформальное взаимодействие чиновников. Поэтому далеко не только денежное вознаграждение может служить стимулом для чиновника предоставлять нелегальные услуги. Часто они могут предоставляться из желания повысить свой социальный статус внутри группы или в качестве ответного жеста на ранее оказанную услугу.
С точки зрения институциональной экономики коррупция и общество в целом устроены сложнее. В переходной экономике рост коррупции означает слабость государства и формальных институтов, поэтому может иметь место практика образования прочной коалиции коррумпированных чиновников с бизнесом, что может быть благоприятно для роста теневого сектора экономики. Так, например, в условиях, когда государственные институты неэффективны, возможность обойти
бюрократические препоны с помощью взятки помогает представителям бизнеса сократить время и усилия, необходимые для получения многочисленных разрешений. Исследования коррупции французских экономистов Пьер-Гийома Меона и Лорана Вейла, в ходе которых они сопоставили индексы коррупции (по версиям Всемирного банка и международной организации Transparency International) и качества государственного управления, а также экономические показатели по 54 странам за несколько десятилетий, показали, что теория, согласно которой коррупция действует как смазка, помогая бюрократическим колесам вращаться быстрее, имеет под собой некоторые основания. Коррупция действительно способствует повышению экономической эффективности только в тех странах, где система государственного управления очень слаба. Те же расчеты показывают, что в странах, где бюрократия эффективна, коррупция снижает эффективность экономики [4].
В работе разработана классификация различных видов проявления коррупции с использованием критерия направления денежных потоков, исходя из которого, весь административный ресурс, так или иначе, сводится к двум основным направлениям: пополнение бюджета; расходование бюджета. Различные проявления коррупции можно отнести к той или иной категории. Так назначение на должность по принципу «своего человека» или за взятку, косвенно относится к одному из этих
направлений, в зависимости от того, какой административный ресурс предполагает купленная должность. Преступления первой направленности, например, покупка сырья по ценам ниже рыночных, продажа государственных активов, позволяют избегать уплаты налогов, отмывать деньги через теневую экономику и многое другое. Второе направление предполагает нецелевое использование бюджета - завышенные цены в государственных закупках, заложенные в сметах откаты, махинации с тендерами.
В современном международном сообществе сформировался правовой институт сотрудничества в борьбе с коррупцией. Нормы этого правового института определяют преступность
«коррупционных» деяний, характеризуют субъектов коррупции, устанавливают правила осуществления юрисдикции, предусматривают меры «содействия» и правовой помощи. Наша государство участвует во многих международных механизмах по борьбе с коррупцией, ратифицировав в 2006 году Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенцию ООН против коррупции и став участником специализированной организации ГРЕКО. Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 "О противодействии коррупции" установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Вместе с тем, Россия пока не предприняла, к сожалению, существенных усилий по гармонизации своего права с международными
антикоррупционными нормами. Состояние дел в законодательной сфере, направленных на совершенствование государственной и
муниципальной службы, развитие мер по предупреждению коррупции, введение
антикоррупционных стандартов, сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов, практически не изменилось.
Список литературы
1. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]иК1: http://www.gks.ru
2. Манушкин Д.В. Административные барьеры в российской экономике как условия, способствующие существованию коррупции, и меры по их устранению//Актуальные проблемы экономики и права.2014.№4.С.53
3. Клейнер В.Г. Кризис и коррупция: взаимосвязь и перспективы //Общественные науки и современность. 2015. №3
4. Румянцева Е.Е.Трансакции и риски коррупции в государственных закупках//Финансы и кредит.2014.№42.С.20