Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОГРАММЫ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО НАТУРАЛИЗМА (XIX В. - НАШИ ДНИ)'

ГЕНЕЗИС И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОГРАММЫ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО НАТУРАЛИЗМА (XIX В. - НАШИ ДНИ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ / МОНИЗМ / НЕО-ДАРВИНИЗМ / НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / SCIENTIFIC MATERIALISM / MONISM / NEO-DARWINISM / NATURALISTIC WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чернышева Анастасия Сергеевна

Статья представляет собой попытку историзации современного движения научных популяризаторов - новых атеистов, неодарвинистов, эволюционистов - ставящих целью распространение научной культуры и свободомыслия через интеллектуальное приобщение к плодам естественнонаучного исследования широкой аудитории. Наличие типологического родства немецкого естественнонаучного материализма (и его варианта - монизма), популярного в эпоху становления наук о природе, и современных течений фиксируется в качестве основной гипотезы. Через рассмотрение черт программ и лозунгов и авторов предпринимается обоснование соразмерности и общности интеллектуальных, политических и этических притязаний проводников сциентизации мировоззрения - интеллектуалов и специалистов, обращающихся к публике и пытающихся сформировать убеждения последней - в прошлом и настоящем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF THE SCIENTIC AND PHILOSOPHICAL NATURALISM’S PROGRAM AND ITS TRANSFORMATION FROM 19TH TO 21ST CENTURY

This paper attempts to historicize the contemporary movement of science popularizers. New atheists, Neo-Darwinists and other evolutionists aim to disseminate scientific culture and freethought by means of science facts outreach to general audience. We state as the hypothesis the typological kinship of their methods and worldviews with those of the German ‘scientific materialism’ spokesmen who were very popular in the epoch of academic sciences genesis. Considering scientific programs, authors and their theses, the accordance of intellectual, political and ethical claims that defend scientific popularization movement’s leaders, both our contemporaries and their ancestors, is being argued.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОГРАММЫ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО НАТУРАЛИЗМА (XIX В. - НАШИ ДНИ)»

Статьи в номер

УДК 141.1 ББК 87.0

А.С. Чернышева

Генезис и трансформация программы научно-философского натурализма (XIX в. - наши дни)

Статья представляет собой попытку историзации современного движения научных популяризаторов - новых атеистов, неодарвинистов, эволюционистов - ставящих целью распространение научной культуры и свободомыслия через интеллектуальное приобщение к плодам естественнонаучного исследования широкой аудитории. Наличие типологического родства немецкого естественнонаучного материализма (и его варианта - монизма), популярного в эпоху становления наук о природе, и современных течений фиксируется в качестве основной гипотезы. Через рассмотрение черт программ и лозунгов и авторов предпринимается обоснование соразмерности и общности интеллектуальных, политических и этических притязаний проводников сциентизации мировоззрения - интеллектуалов и специалистов, обращающихся к публике и пытающихся сформировать убеждения последней - в прошлом и настоящем.

Ключевые слова: естественнонаучный материализм, монизм, неодарвинизм, натуралистическое мировоззрение

Интеллектуальный проект современных англо-американских неодарвинистов воспроизводит многие идеи немецких естественнонаучных материалистов (также - монистов)1 второй половины XIX - начала ХХ в., также стремившихся посредством популяризации научного знания и, главным образом, теории эволюции, изменить общественные представления, а вместе с тем способствовать рационализации и гуманизации социальной жизни2. Одним из наиболее радикальных предложений представителей научно-философского натурализма является прогноз замещения религиозного мировоззрения научным3. Мотивация неодарвинистов (Р. Докинз, Д. Деннет, С. Харрис) и естественнонаучных материалистов (Л. Бюхнер, Э. Геккель) также весьма схожа. Преодоление религии связывается с общим требованием либерализации культуры, делегитимизацией форм нетерпимости на культовой основе.

© Чернышева А.С., 2020

Büchner L. Im Dienste der Wahrheit. Ausgewählte Aufsätze aus Natur und Wissenschaft: Mit Biographie des Verf. von Prof. Alex Büchner. Gießen: Emil Roth, 1900. S. 25.

Kelly A. The Descent of Darwin: The Popularization of Darwinism in Germany 1860-1914. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1981. P. 17-19. Büchner L. Op. cit. S. 467-468.

2

3

Религия часто понимается ими как препятствие как научному исследованию, так и индивидуальному интеллектуальному поиску4. Ее рудиментарность как формы объяснения мира кажется безусловным фактом в свете данных естественных наук. Однако «извне» - речь не только о широкой публике, но и о коллегах, выходцах из социальных и гуманитарных наук, - устремления и практики представителей движения за сциентизацию мировоззрения нередко трактуется в религиозных терминах, явно чуждых интенциям просветителей - как научное «миссионерство», как установление «эпигонами» дарвинизма культа, альтернативного религиозному5.

Приступая к рассмотрению программы неодарвинистов и естественнонаучных материалистов, сходу подчеркнем, что основным маркером их идентификации является то, что в отличие от традиционных академических программ, представители движения предлагают в своей научно-философской повестке не просто способы познания мира, но перспективу его рассмотрения и позицию в его отношении, иначе говоря, мировоззрение (Weltanschauung)6. Пред-

« 7

ставители «третьей культуры»7, ученые и мыслители, транслируя широкой публике научное понимание объектного, эмпирически постигаемого мира в популярной литературе и лекциях, тем самым инициируют размышления об основных вопросах человеческого существования: кто мы, откуда мы, куда мы движемся. Общим устремлением как наших современников, так и их предшественников становится обсуждение принципов гуманистической секуляр-ной этики, свободной от религиозных предубеждений и суеверий8.

Начиная с современности выделим основные черты англоамериканского свободомыслия XXI в. Наиболее заметным аспектом его течений является то обстоятельство, что популяризация естественнонаучного знания используется учеными и философами в качестве средства распространения естественнонаучного мировоззрения и секулярных (гуманистических) ценностей. Их участие в интеллектуальной эмансипации имеет форму активного научного просвещения и поддержки свободной дискуссии. Представители движения являются активными участниками публичной полемики (речь о так называемых "Darwin's Wars"), споря со своими «партийными» оппонентами о возможности сосуществования научных и религиозных представлений ("Conflict Thesis")9. Наконец, организация обществ свободомыслия ("Bright's movement" и др.) для проведения общественных кампаний за минимизацию присутствия религиозных элементов в школьных программах и правовых системах, в поддержку представительства интересов «свободомыслящих» на политическом уровне представляет путь практического, политического применения достижений научного просвещения10.

О преемственности естественнонаучного материализма и современных течений «свободомыслящих» дарвинистов позволяет говорить ряд аспектов. Среди них: антисупернатурализм -убежденность в невозможности существования неприродных феноменов, и отсюда - прогнозирование замещения религиозного мировоззрения, веры в сверхъестественное научным, или «естественным». В этой связи основным способом продвижения

4 Ibid. S. 410-411.

5 McGrath A. Dawkins' God: Genes, Memes, and the Meaning of Life. Oxford: Wiley-Blackwell, 2004. Р. 7; Idem. Evidence, Theory, and Interpretation: The "New Atheism" and the Philosophy of Science // Midwest Studies in Philosophy. 2013. № 37.

Р. 179.

6 Beiser F.C. The Genesis of Neo-Kantianism, 1796-1880. Oxford: Oxford University Press, 2014. P. 146-147.

7 Brockman J. The Third Culture: Beyond the Scientific Revolution / John Brockman. New York: Simon & Schuster, 1995.

8 Gregory F.S. Scientific materialism in Nineteenth century Germany // Studies in the history of modern science. Holland, Dordrecht: D. Reidel Publishing Company, 1977.

P. 189-213; Holt N. The Church Withdrawal Movement in Germany // Journal of Church and State. Oxford: Oxford University Press. 1990. Vol. 32. № 1. P. 40-41.

9 Гирц А. Новые атеистические подходы в когнитивной науке о религии о книгах Дэниэла Деннета «Разрушая чары» (2006) и Ричарда Докинза «Бог как иллюзия» (2006) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 3 (31). С. 79-80; Büchner. Op. cit.

S. 266.

10 Frequently Asked Questions // The Brights' Net. URL: http://www.the-brights. net/vision/faq.html#12 (дата обращения: 13.07.2019).

научного мировоззрения и философии в массы является популяризация натурализма как отношения к миру и подхода к его исследованию. Другим ярким моментом явления становится манифестация учеными надежды на то, что способом социально-политической либерализации должно стать освобождение современников от предубеждений и суеверий. Их «борьба» за интеллектуальную эмансипацию имеет форму научного просвещения и поддержки свободной дискуссии.

Не в последнюю очередь стоит обратить внимание на условия возникновения пронаучных течений. Обострение социально-политической повестки - имевшее, к слову, место и в Германии второй половины XIX в. («культурные войны»), - в США и Англии начала 2000-х гг. (религиозный фундаментализм) создало климат для активизации как религиозных, так и секулярных движений, что подготовило предпосылки для выхода профессиональных точек зрения ученых в область общественных дискуссий11.

Первый этап формирования программы научно-философского натурализма мы соотносим со «школой» «вульгарного» материализма, представляемого Л. Бюхнером (1824-1899) и его «коллегами» (по выражению Энгельса - «странствующими проповедниками», К. Фогтом и Я. Молешоттом), имевшей значительное влияние в 1850-1870-е гг. На фигуре Бюхнера мы останавливаемся постольку, поскольку он был постоянным участником важнейших публичных интеллектуальных споров в истории Германии XIX в.: о значении методологического материализма для мировоззрения ученых 1850-х гг. ("Ма1епаЦ8тш81га1:"), о дарвинизме 1860-х гг. ("Баг-шшзтшз^еИ") и о границах научного познания 1870-х гг. Вселенной ("^погаЫтш")12. В своих полемических сочинениях автор научно-популярного бестселлера «Сила и материя» 1855 г. предложил проект примирения двух отраслей знания, естествознания и философии, в концепции единого естественнонаучного мировоззрения, продукта популярной философии эволюционного монизма. Бюхнеру же принадлежит теоретическое обоснование тезиса, что сила и субстанция представляют единое целое и являются основой всех естественных явлений, физических и духовных13.

Второй этап мы соотносим с «природным» монизмом Э. Гекке-ля (1834-1919), ставшего продолжателем проекта сциентизации философии и философизации науки. Авторскому варианту монизма присуще холистское понимание науки, которое не только расходилось с методологическими трендами внутри естественных наук того времени, противореча функциональному разделению дисциплин. От философии Бюхнера и современного натурализма систему отличает тотальность, движение к устранению границ между формами знания, что иллюстрирует спор автора с Э. Дюбуа-Реймоном. В ходе него Геккель агрессивно защищал позицию когнитивного оптимизма, настаивая на возможности всестороннего объяснения объектов мира14.

Монизм как «мост» между наукой и религией Геккеля был холистическим проектом объединения силы и субстанции в одной концепции, в конечном счете имея целью сциентизацию философии

11 Стрельцов Е. Предпосылки возникновения «Нового атеизма» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 1. С. 210-212.

12 Gregory F. Op. cit. Р. 55-58.

13 Büchner L. Kraft und Stoff: empirisch-naturphilosophische Studien in allgemein-verstandlicher Darstellung von L. Buchner. Frankfurt: Meidinger Sohn & Comp., 1858. S. 1-15.

14 Weir T. The Riddles of Monism: An Introductory Essay // Monism: Science, Philosophy, Religion, and the History of a Worldview. New York: St. Martin's Press LLC (Pallgrave Macmillan), 2012. Р. 5.

и философизацию науки15. Создатель квази-религиозного «Общества монистов» (1904) - участники, например, практиковали альтернативные традиционным «мессы» - объединил под своим началом широкие группы ученых, свободомыслящих и политических «маргиналов» (женщин, евреев, рабочих). «Одуховление» Геккелем природы, имевшее генетическую связь с интеллектуальным наследием Спинозы и Гете16, соединение людей как составляющих («клеток») единой «Цельности», в которой преодолевалась оппозиция сознания и тела, духа и материи и т. п., представляло собой мировоззренческую альтернативу традиционной религии.

Третий этап, отдаленный хронологически и геокульутрно от двух предыдущих, мы связываем на основе типологического критерия, обоснованного выше, с течением неодарвинизма (1970-е гг. - наши дни). Выстраивая общую историю научно-философского натурализма - как зонтичного термина для эволюционистских и естественнонаучных движений популяризаторов последних веков - мы приглашаем к обсуждению программы развития общества и наук их представителей, а также понимания публичными интеллектуалами соотношения научного и социального прогресса.

Для уточнения нашего предположения о типологической общности и идейной преемственности мы обратимся к обозрению перспектив программ эволюционно-натуралистического движения Х1Х-ХХ1 вв. На первой фазе социальный прогноз был связан с задачей совершенствования мира, преодоления социально-политических противоречий через интеллектуальную эволюцию. В бюх-неровской перспективе движущей силой прогресса обществ становится интеллектуальное и нравственное развитие человека, благодаря чему индивид приобретает все большую независимость от влияния природы и первобытных инстинктов17. В общих чертах, формулируемая им эволюционистская стратегия социального планирования предполагает инвестирование в реализацию мер социальной поддержки и страхования, оптимизацию материальных условий жизни и труда, и в обеспечение всеобщего доступа к достижениям культуры18.

Более радикальный вариант Геккеля был укоренен в миллена-ристской вере в особую миссию науки. Созданный им манифест монизма «Загадки Вселенной»19 был направлен против традиционных социальных, политических и религиозных институтов, а целью автора, видимо, была смена «старого порядка». Новый мир XX века должен быть основан на полностью научной морали и религии, монизме, программу которого Геккель и предлагал.

Задачей «брайтсов», насколько мы можем судить по программным заявлениям авторов объединения, является, если использовать их же возвышенные метафоры, учреждение «сообщества разума». Лидеры настаивают на маргинальности на политико-правовом уровне натуралистических убеждений20. Отсюда цель коммьюнити - достижение признания мировоззрения как равноценного традиционным. «Брайтсы» идентифицируют себя как "сошШиепсу" (объединение избирателей, выдвигающих предста-

15 Haeckel E. Monism as Connecting Religion and Science: The Confession of Faith of

a Man of Science. London: A. and C. Black, 1895. Р. V-VII.

16 Геккель Э. Борьба за эволюционную идею. Репр. М.: Книга по требованию, 2011. C. 110.

17 Büchner L. Der mensch und seine stellung in natur und gesellschaft in Vergangenheit, gengenwart und zukunft; oder, Woher kommen wir? Wer sind wir? Wohin gehen wir?: allgemein verständlicher Text mit zahlreichen wissenschaftlichen Erläuterungen und Anmerkungen. Leipzig: Thomas, 1889. S. 196-209; Büchner L. Im Dienste der Wahrheit.

S. 337-343.

18 Büchner L. Darwinismus Und Sozialismus: Oder Der Kampf Um Das Dasein Und Die Moderne Gesellschaft. Leipzig: Ernst Günthers Verlag, 1894. S. 22-23.

19 Haeckel Е. Die Welträthsel. Gemeinverständliche Studien über Monistische Philosophie. Bonn: E. Strauß, 1899.

20 The Brights' Aims // The Brights' Net. URL: http:// www.the-brights.net/vision/ aims.html (дата обращения: 13.07.2019).

вителя в законодательный орган), что подчеркивает гражданские цели участников. Задача «брайтсов» - «стать видимыми», приобрести политический вес в обществе и в конечном счете повлиять на «наводненную верой» культуру21.

Таким образом, предполагая родство программ «волн» научных популяризаторов, представляемых «вульгарными» материалистами второй половины XIX в., эволюционными монистами начала XX в. и неодарвинистами конца XX - начала XXI в., мы утверждаем о возможности формирования общей истории движения научно-философского натурализма как феномена модерна, преодолевающего старые формы миропонимания и сциентизиру-ющего традиционные понятия. На основе типологического сходства мы фиксируем подобие целей (приведение социально-политического устройства и культуры в гармонию с научными представлениями), методов (научная популяризация), научных установок (дарвинизм), идеалов (натурализм) и ценностей (гуманизм, рационализм) лидеров, авторов «программ» сообществ.

21 Why Unify? // The Brights' Net [Электронный ресурс]. URL: https://www.the-brights. net/movement/movement. html (дата обращения: 13.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.