Научная статья на тему 'Генезис и структура орфического мистериального культа'

Генезис и структура орфического мистериального культа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1317
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИСТЕРИАЛЬНЫЙ КУЛЬТ / MYSTERY CULTS / ПОСВЯЩЕНИЕ / СИМВОЛИКА / SYMBOLISM / МИФ / MYTH / ГИМН / ANTHEM / САКРАЛЬНОЕ / SACRED / INITIATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Безверхин Андрей Сергеевич

В статье эксплицируется генезис и структура орфического мистериального культа, делается попытка реконструкции учения орфиков, их символики, ритуалов, образа жизни. Конституирующим элементом данного культа была мифологическая фигура Орфея, полубожественного поэта, музыканта и богослова, оставившего гимны, посвященные богам и их отношениям со смертными. Именно сочинения Орфея, содержавшие тайное знание, а также способы посвящения в него, использовались орфиками. Мистериальный культ был своего рода инструментом сакральной самоорганизации античного человека, в рамках которого странствующие жрецы передавали учение божественного певца и поэта Орфея Самофракийского о путях инициатического освобождения людей от своей титанической природы, ради приобщения к сонму бессмертных богов и героев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS AND STRUCTURE OF THE ORPHIC MYSTERY CULTS

The article explicates the genesis and structure of the Orphic mystery cult; it is an attempt to reconstruct the Orphics doctrine, their symbolism, rituals and lifestyle. The constitutive element of this cult was the mythological figure of Orpheus, semi-divine poet, musician and theologian, who left the hymns dedicated to the gods and their relationship with mortals. It is the writings of Orpheus, which contained secret knowledge, and the means of initiation into it, they were used by the Orphics. The mystery cult was a sort of sacred self-organization tool of ancient man, within it wandering priests conveyed the teachings of the divine singer and poet Orpheus Samothrace on ways of initiatic liberation of people from their Titanic nature, for inclusion to the ranks of immortal gods and heroes.

Текст научной работы на тему «Генезис и структура орфического мистериального культа»

УДК 141

ГЕНЕЗИС И СТРУКТУРА ОРФИЧЕСКОГО МИСТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТА

© Безверхин Андрей Сергеевич, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и связей с общественностью, филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права в г. Новокузнецке.

Россия, 654041, г. Новокузнецк, ул. Циолковского, 13. E-mail: abezverhin2006@yandex.ru

В статье эксплицируется генезис и структура орфического мистериального культа, делается попытка реконструкции учения орфиков, их символики, ритуалов, образа жизни. Конституирующим элементом данного культа была мифологическая фигура Орфея, полубожественного поэта, музыканта и богослова, оставившего гимны, посвященные богам и их отношениям со смертными. Именно сочинения Орфея, содержавшие тайное знание, а также способы посвящения в него, использовались орфиками. Мистериальный культ был своего рода инструментом сакральной самоорганизации античного человека, в рамках которого странствующие жрецы передавали учение божественного певца и поэта Орфея Самофракийского о путях инициатического освобождения людей от своей титанической природы, ради приобщения к сонму бессмертных богов и героев. Ключевые слова: мистериальный культ, посвящение, символика, миф, гимн, сакральное.

GENESIS AND STRUCTURE OF THE ORPHIC MYSTERY CULTS

© Bezverkhin Andrey S., PhD in Philosophy, Associate Professor, department of humanities and public relations, St. Petersburg Institute of Foreign Economic Relations, Economics and Law, Branch in Novokuznetsk.

13 Tsiolkovskogo St., Novokuznetsk, 654041 Russia. E-mail: abezverhin2006@vandex.ru

The article explicates the genesis and structure of the Orphic mystery cult; it is an attempt to reconstruct the Orphics doctrine, their symbolism, rituals and lifestyle. The constitutive element of this cult was the mythological figure of Orpheus, semi-divine poet, musician and theologian, who left the hymns dedicated to the gods and their relationship with mortals. It is the writings of Orpheus, which contained secret knowledge, and the means of initiation into it, they were used by the Orphics. The mystery cult was a sort of sacred self-organization tool of ancient man, within it wandering priests conveyed the teachings of the divine singer and poet Orpheus Samothrace on ways of initiatic liberation of people from their Titanic nature, for inclusion to the ranks of immortal gods and heroes. Keywords: mystery cults, initiation, symbolism, myth, anthem, the sacred.

Орфический культ возник во Фракии в VIII-VI вв. до н.э. и получил распространение в Македонии, Греции, Южной Италии и Сицилии, позднее - в Риме. Мифическая биография основателя культа Орфея Самофракийского содержит следующие символические элементы: он был божественного происхождения и родоначальник тайных культов. Согласно Берлинскому папирусу 44 / II в. до н.э., парафраза орфической версии гимна к Деметре/: «Орфей был сыном Эагра и Музы Каллиопы. Царь Муз Аполлон вдохновил его, посему, став боговдохновенным, он сочинил гимны, которые, слегка исправив, записал Мусей. Он научил эллинов и варваров чтить священные обряды и был весьма рачителен во всяком богопочитании: посвящениях, таинствах/мистериях, очищениях и оракулах» [1, c. 42].

Кроме своего божественного происхождения, Орфей сам, как сообщает Диодор Сицилийский, был посвящен в таинства идейскими колдунами Дактилями: «Они... подвизались в заклинаниях, обрядах посвящения и мистериях, и во время своего пребывания в Самофракии приводили этим в немалое изумление местных жителей. В это время Орфей, одаренный замечательными природными способностями к поэзии и пению, сделался их учеником и впервые ввел у эллинов посвящения в мистерии» [1, c. 39].

Следует упомянуть и миф об Орфее, изложенный Овидием (Метаморфозы, 1, 1-85; 11, 1-66) и Вергилеем (Георгики 4, 454-526), согласно которому, Орфей спустился в Аид, чтобы вернуть погибшую от укуса змеи свою жену - нимфу Эвредику. Звуки его музыки укротили Цербера, исторгли слезы у Эринний и растрогали Персефону, которая разрешила вернуть Эвредику на землю, но с условием не оглядываться на тень своей жены и не разговаривать с ней до выхода на дневной свет. Орфей нарушил запрет и навсегда потерял жену. Самого его растерзали менады за то, что он отказался принять участие в оргии, после смерти жены избегая женщин. В этом мифе важно отметить, что Орфей,

по словам Платона, «исхитрился войти в Аид живым» (Метаморфозы, 1, 1-85; 11, 1-66). Этот элемент мифической биографии Орфея обосновывал его статус миста-инициатора, преодолевшего такой аспект Мойры-Судьбы как смерть.

В целом, мифологическая фигура Орфея, полубожественного поэта, музыканта и богослова, оставившего гимны и поэмы, посвященные богам и их отношениям со смертными, была конституирующим элементом орфического мистериального культа. Именно сочинения Орфея, содержавшие сакральное знание, тайное учение, а также способы посвящения в него, передавали в рамках своего культа орфики. Попытаемся реконструировать из имеющихся источников это тайное учение.

Олимпиодор: «...у Орфея рассказано о четырех царствах: первое - Урана, которое наследовал Крон, оскопивший своего отца, после Крона царствовал Зевс, который низверг отца в Тартар, приемником Зевса был Дионис, который, как говорят, по наущению Геры был растерзан Титанами, которые и вкусили его плоти. Разгневавшись на них, Зевс поразил их молнией и из копоти испарений, поднявшихся от них (которая стала материей), произошли люди. мы не должны выводить себя сами /из тела/, поскольку. мы часть Диониса, коль скоро мы состоим из копоти Титанов, вкусивших его плоти» [1, с. 59].

Следует отметить, что этот орфический миф о растерзании Диониса Титанами не внешний мир описывал, а задавал знание о том, что человеческая природа состоит из смеси низменной (титанической) и божественной (дионисийской) частей и тем самым определял и формировал человека в его бытийном статусе. Кроме того, другие аспекты мифа сообщали, что через свою титаническую часть человек причастен к связанному со страданиями кругу рождений и смертей. Согласно Проклу: «.После мифического суда над Титанами и рождения от них этих смертных существ /Орфей/ говорит, во-первых, что души сменяют жизни через определенные периоды времени и многократно вселяются в различные человеческие тела. во-вторых, о том, что возможно переселение человеческих душ и в других животных» [1, с. 60-61]. Путем освобождения из круга метемпсихоза и выступала орфическая мистериальная инициация. Прокл: «.у Орфея посвящаемые в таинство Диониса. молятся: кругу конец положить и от зла вздохнуть с облегчением». Симпликий: «/Души/ привязаны воздающим всем по заслугам богом-демиургом к колесу судьбы и рождения, от которого, согласно Орфею, невозможно освободиться, если не умилостивить тех богов, «коим приказ от Зевса отвязать от круга и дать от зла передышку «человеческим душам». Олимпиодор: «Дионис - источник избавления, поэтому его зовут Лисеем /Избавителем/» [1, с. 60-61].

Тайный аспект орфического культа, связанный с растерзанием бога Диониса, служивший своего рода ритуальной моделью для организации состояний разделения составной природы посвящаемого, осуществлялся через некоторое символическое растерзание тела. Климент Александрийский (ум. в 215 г. н.э.), христианский писатель и теолог, сообщает следующую зловещую деталь: «Таинства Диониса совершенно бесчеловечны. Когда он был еще ребенком и вокруг него плясали вооруженные Куреты, к нему обманом подкрались Титаны и, обманув его детскими игрушками. растерзали его еще младенца, как говорит поэт таинства фракиец Орфей:

Шишка сосны, трещетка и гнуточленны игрушки,

Дивные яблоки в злате от Гесперид звонкогласых.

Символы этого таинства: ... игральная кость/астрагал/, мяч, сосновая шишка/или волчок/, яблоки, трещетка, зеркало, клок шерсти» [1, с. 58].

Неизвестно как буквально воспроизводился ритуал. Смутные сведения содержит так называемый «Гуробский папирус», датируемый III в. до н.э. Текст плохо сохранился, но по отрывкам мы можем судить, что совершалось ритуальное жертвоприношение «козла или барана», мясо которого съедал непосвященный и обращался к богам с молитвой Единства Диониса, возрождения. Упоминаются символы таинства - роковые игрушки: шишка, трещетка, астрагалы, зеркало [1, с. 43]. Суть ритуала видимо состояла в том, что он задавал состояние индивидуального проживания мифа о растерзании Диониса, в результате чего посвященный преодолевал свою титаническую природу (склонную к разрушению и насилию), изживал ее и обретал как бы «второе рождение», вступал в новое состояние. Некоторое подтверждение нашей гипотезы находим у Плутарха в сочинении «О плотоядии», где утверждается, что миф о страстях и расчленении Диониса Титанами в аллегорической форме говорит о новом рождении /паленгенессии/, связанном с преодолением иррациональной, неупорядоченной, демонической, титанической части человека, приверженной насилию [1, с. 58].

Важнейшим элементом ритуальной практики орфических мистерий были гимны. Происхождение самого слова «гимн» связанно с глаголом «ткать», отсюда понимание гимна как «сотканной» песни, обращенной к богам [2, с. 5]. На ритуальный характер орфических гимнов указывают предваряющие их примечания. Перед магическим воззванием к божеству следует воскурить фимиам, различные ароматические вещества: ладан, смирну (или миро), смолу-стиракту, либо дым от сжигаемых семян бобов и кусочков благовонного дерева. Общая структура гимнов состоит в призывании богов через произнесение их имен, бытийных характеристик (происхождение бога или богини, место в иерархии божественных существ и т.п.), а также заключительной просьбы участников ритуала. Главная цель гимнов - эпифания божественного существа, вмешательство и помощь сверхчеловеческой силы в дела смертных. Приведем для иллюстрации несколько текстов орфических гимнов.

«Дионису (фимиам, стиракта)

Я Диониса зову, оглашенного криками «эйа»!

Перворожденный и триждырожденный, двусущий владыка,

Неизреченный, неистовый, тайный, двухвидный, двурогий,

В пышном плюще, быколикий, «эвой» восклицающий, бурный,

Мяса вкуситель кровавого, чистый, трехлетний, увитый

Лозами, полными гроздьев, - тебя Ферсефоны с Зевесом

Неизреченное ложе, о бог Евбулей, породило.

Вместе с пестуньями, что опоясаны дивно, внемли же

Гласу молитвы моей и повей, беспорочный и сладкий,

Ты, о блаженный, ко мне благосклонное сердце имея!» [2, с. 210]

«Сабазию (фимиам, ароматы)

Отче Сабазий, внемли, сын Крона, о демон преславный! Ты Диониса, шумливого Вакха, ты Эйрафиота Вынул на свет из бедра, дабы он, посвященный, явился С Гиптой прекраснопланитной на Тмол, священный и славный, Ныне, Фригийский владыка, всецарственный, ты, о блаженный, К мистам гряди благосклонно, гряди как оплот и подмога!» [2, с. 228]

«Семеле (фимиам, стиракта)

Кличу я Кадмову дщерь, всецарицу, прекрасную видом, Кличу Семелу я пышнокудрявую, с грудью высокой, Многовеселого мать Диониса, носителя тирса, Ту, что познала великие роды средь огненных вспышек Молний потока, рождая от Зевса, метателя молний. Почести смертные ей воздадут наряду с Персефоной Достопочтенной, трехлетие каждое празднуя праздник В честь появленья на свет Диониса, способного к жизни, Трапезой благосвятой и чистым обрядом мистерий. Ныне, Кадмида, богиня, владычица, я умоляю, -

К нам призывая тебя, - будь к мистам вовек благосклонна!» [2, с. 224]

Орфическая традиция сохранила нам уникальные свидетельства о сакральных состояниях мис-териального посвящения в новые состояния бытия. Речь идет о золотых пластинках из погребений орфиков-мистов содержащих тексты, которые должны были помочь умершему освободиться от колеса перерождений через припоминание сакрального, инициатического знания. Приведем полный текст одной пластинки из погребения в Гиппонионе (Южная Италия), датируемым концом V - началом IV в. до н.э.:

«Эта могила принадлежит Мнемосине. Когда тебе суждено будет умереть,

Ты пойдешь в хорошо сделанный дом Аида. Справа - источник.

Рядом с ним стоит белый кипарис.

Здесь охлаждаются опускающиеся души мертвых.

К этому источнику даже близко не подходи.

Дальше ты найдешь текущую из озера Мнемосины

Холодную воду. Над ней - стражи,

Которые спросят тебя проницательно:

«Что ищешь ты во мраке губительного Аида?»

Скажи: «Я сын Тяжелой и звездного Неба.

Я иссох от жажды и погибаю. Так дайте же быстро

Холодной воды, текущей из озера Мнемосины».

И они сжалятся над тобой, повинуясь Подземному Царю,

И дадут тебе пить из озера Мнемосины.

И ты пойдешь по многолюдной священной дороге,

По которой идут и другие славные вакханты и мисты» [1, с. 45]

Как видим, смысл и функция инициатического текста пластинки состояли в сохранении памяти умершего миста тайного орфического знания о двусоставной природе человека и необходимости отделения дионисийской части от титанической для освобождения из круга метемпсихоза. Необходимо подчеркнуть важную роль богини памяти Мнемосины. Так, в посвященном ей орфическом гимне сказано: «Память ее не подвластна забвенью, губящему разум. Держит с душой съединенным весь ум человека .бодрая вечно, способная тотчас в памяти вызвать у нас, что когда-либо в душу запало». Отсюда ритуальная просьба: «.блаженная, память у мистов буди об обряде - Благосвященном, богиня, забывчивость прочь отгоняя!» [2, с. 257]. Таким образом, память о своем божественном происхождении давала возможность душе миста избежать череды перевоплощений после смерти, сохраняя индивидуальное сознание, направленное мистериальным посвящением на сакральное знание своей дионисийской части и руководствующимся ритуальными правилами поведения после смерти.

Другие золотые пластинки из погребений Фурии (Южная Италия, около 300 г. до н.э.), Петелии (Южная Италия, между 400 и 350 гг. до н.э.), Фарсала (Фессалии, между 350 и 320 гг. до н.э.), Фурии (Южная Италия, между 400 и 350 гг. до н.э.) содержат напоминания умершему мисту о его происхождении от счастливого рода бессмертных богов, о том, что он «словно быстроногий бегун» вырвался из многострадального, мучительного круга, что он «дитя Земли и звездного Неба», но род его именно небесный и подлинное имя - «Астерий» /Звездный/, а поэтому стражи должны напоить его водой из озера Мнемосины и тогда, «счастливый и блаженный», мист посвящался в главную тайну: «Радуйся, испытав испытанное, прежде ты не испытывал этого никогда. Ты стал богом из человека. Ты - козленок упал в молоко» [1, с. 43-45].

Как замечает в своей статье «Орфизм и греческое общество в VI-IV вв. до н.э.» И. А. Макаров, орфическая мистериальная идея об изменении онтологического статуса смертного на божественный «не имеет параллелей среди того, что нам известно о греческих мистериях рассматриваемого времени» [3, а 12]. Именно этот аспект отличал орфические мистерии от общегреческих Дионисий и Вакханалий, определял особый способ существования орфической традиции. Скудость источников позволяет нам реконструировать следующие моменты: согласно Геродоту (V в. до н.э.), орфики ходили в белых льяных одеждах-хитонах, избегая шерстяных одежд и запрещая в них хоронить своих мистов [1, с. 42]. Платон (У-1У вв. до н.э.) сообщает, что орфики были бродячими жрецами и прорицателями, имевшими у себя кучу книг Орфея и Мусея, по которым они совершали жертвоприношения, «убеждая не только частных лиц, но и целые города, что де и для тех, кто еще жив, и для тех, кто уже умер, существуют избавления и очищения от прегрешений посредством. посвящения в таинства», что избавляет нас от загробных страданий, а кто жертв не приносил, тех ожидают ужасы» [1, с. 40]. Тео-фраст (372-287 гг. до н.э.) пишет, что орфеотелесты занимались снотолкованием, провидением и гаданием и пользовались большим спросом у греков [1, с. 39].

Как видим, функция орфического братства состояла в обслуживании сакральных состояний (сон, смерть) через воспроизводство ритуальных действий (жертвоприношений, снотолкований, посвящений) фиксированных в традиции, восходившей к божественной фигуре Орфея Самофракийского. И. А. Макаров в вышеобозначенном исследовании на основании анализа орфических захоронений (пластинки из золота, обширность самих захоронений), антропогонии, космогонии, учении о метемпсихозе и реинкарнации, связях с пифагорейской традицией, относительно социального статуса ор-фиков делает вывод о том, что «влияние орфизма /в УГ-ГУ вв. до н.э. - А. Б./ обнаруживается не столько в широких слоях греческого общества, сколько среди представителей полисной аристократии» [3, с. 19]. Мы присоединяемся к этому мнению исследователя, выступающего против распространенных представлений об орфизме как религии простого народа (поскольку в орфизме центральное место занимал миф о Дионисе, а Дионис - божество, почитавшееся по преимуществу простонародьем [4, с. 149-156]). Тайный, инициатический аспект культа Диониса, связанный с изменением онтологического статуса, посвящением в божественные состояния мог быть доступным лишь из-

бранным, лучшим. Не случайно такой аристократ как Гераклит Эфесский (конец VI - начало V вв. до н.э.) относительно общенародных празднеств и воздвижений фаллосов в честь Диониса скептически замечал: «Но тождествен Аид... с Дионисом, одержимые коим они беснуются и предаются вак-хованию» [1, с. 217]. Действительно, то, что для простого смертного было праздником жизни, для посвященного выступало символом смерти и инициатического перерождения в божественное существо.

Таким образом, орфический мистериальный культ был тем инструментом сакральной самоорганизации античного человека, в рамках которого орфеотелесты (странствующие орфические жрецы), ведшие, согласно Платону, особый образ жизни - «орфикос биос», основанный на ритуальных ограничениях и воздержаниях, передавали тайное учение божественного певца и поэта Орфея Самофракийского об отношениях богов и людей и путях инициатического освобождения последних от своей титанической природы, ради приобщения к сонму бессмертных богов и героев.

Литература

1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989.

2. Античные гимны. - М., 1988.

3. Макаров И. А. Орфизм и греческое общество в VI-IV вв. до н.э. // Вестник древней истории. - 1999. -№1. - С.8-19.

4. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М., 1957.

References

1. Ot epicheskikh teokosmogonii do vozniknoveniya atomistiki [From the epic teokosmogony to the atomism].

Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov - Fragments of the early Greek philosophers. Moscow, 1989.

2. Antichnyegimny [The ancient hymns]. Moscow, 1988.

3. Makarov I. A. Orfizm i grecheskoe obshchestvo v VI-IV vv. do n.e. [Orphism and the Greek society in the 6th - 4th centuries BC]. Vestnik drevnei istorii - Bulletin of Ancient History. 1999. No. 1. Pp. 8-19.

4. Losev A. F. Antichnaya mifologiya v ee istoricheskom razvitii [Ancient mythology in its historical development]. Moscow, 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.