Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 20. С. 53-65. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 20. P. 53-65.
Научная статья УДК 37(662.1)
doi: 10.24412/2712-827Х-2024-20-53-65
ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛИ
Исса Гара Сиссоко
Амурский государственный университет, Благовещенск, Россия, [email protected]
Аннотация. Цель данной статьи - описать историю формирования педагогической системы в Мали начиная с доколониального периода и по настоящее время в связи с развитием политической ситуации в стране. Источниками материала послужили научные статьи о развитии образования в Африке в целом и в Мали - в частности, документы, регламентирующие структуру образования, университетские сайты и СМИ. Материал был обработан с помощью таких общенаучных методов, как анализ, обобщение, классификация, синтез. В результате проведена периодизация этапов развития малийской системы образования в связи со сменой политических режимов и тремя реформами, представлено содержание реформ, произведена оценка их эффективности. Проанализированы сложности, связанные с частой сменой политических режимов и всплесками насилия, деколонизацией умов и укреплением в системе образования национальных языков (борьба с нежелание родителей обучать детей на национальном языке), внедрением компетентностного подхода (противодействие учителей и преподавателей в связи с плохими условиями работы), лицензированием программ магистратуры и докторантуры (крайне слабой компьютеризации страны, что препятствует интеграции в международное образовательное пространство). Вместе с тем отмечен явный прогресс в охвате малийских детей начальным образованием, в структуризации общего среднего и высшего образования. Предложены рекомендации по улучшению системы образования Мали, связанные с созданием условий для обеспечения цифровизации и использования компьютерных средств в сфере обучения, а также для облегчения трудоустройства выпускников вузов в том числе на государственную службу.
Ключевые слова: система образования, образовательные учреждения, реформа образования, внедрение национальных языков, компетентностный подход, десятилетняя программа развития.
Для цитирования: Сиссоко И. Г. Генезис и современное состояние системы образования в Мали // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 20. С. 53-65. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-20-53-65
Original article
EDUCATION SYSTEM IN MALI: GENESIS AND CURRENT STATE Issa G. Sissoko
Amur State University, Blagoveshchensk, Russia, [email protected]
Abstract. This paper aims to describe the history of education system forming in Mali from pre-colonial period to nowadays tied to the political situation development in the country. The material was collected from various sources including scientific papers focusing on the development of education in Africa on the whole and in Mali in particular, official documents regulating the structure of education, university cites and mass media. The study used standard methods of analysis, generalization, classification and synthesis. As a result, several periods were identified depending on the change of political regimes in
© Сиссоко И. Г., 2024
Mali and reforms that they implemented; major steps of reforms were analyzed, their efficiency was assessed. The challenges were found to be mostly connected with people's minds decolonization and strengthening the position of national languages (parents' opposition to increased role of national languages in education), with implementing competence approach (teachers' opposition to poor working conditions) and licensing Master and Doctoral programs (poor computerization preventing the country from integrating into international educational pool). However, a consistent progress was found in children's massive access to primary education, in structuring secondary and higher education. The results enable to offer recommendations for further improvement of education system in Mali to computerize and digitize it and facilitate graduates' employment particularly in government service.
Keywords: education system, educational institution, education reform, introducing national languages, competence approach, 10-year development program.
For citation: Sissoko I. G. Education system in Mali: genesis and current state. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;20:53-65. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-20-53-65
Введение
Педагогика в африканской стране Мали имеет давнюю историю, она переживала взлёты и падения, сталкивалась со многими трудностями, но, как и педагогика любой другой страны, всегда была направлена на развитие образовательной и воспитательной сфер страны и всегда была мощным средством, формирующим социум. Цель исследования состояла в описании истории формирования педагогической системы в Мали. В задачи исследования входило следующее:
1) идентификация различных этапов развития малийской педагогики, связанных с бурными политическими процессами в стране;
2) описание реформ в сфере образования и воспитания на каждом этапе развития;
3) выявление трудностей внутри малийской педагогической системы;
4) предложение методических рекомендаций для повышения качества подготовки выпускником учебных заведений Мали.
Источниками материала для исследования послужили научные статьи о развитии образования в Африке в целом и Мали - в частности, документы, регламентирующие структуру образования, университетские сайты и СМИ. Материал был проанализирован с помощью таких общенаучных методов, как анализ, обобщение, классификация, синтез. В ходе исследования анализировались исторические факты, связанные с формированием системы образования, описывались реформы образования в условиях разных режимов, их сильные и слабые стороны.
Основная часть
1. Исторические этапы развития системы образования в Мали
1.1. Доколониальный период
До прибытия французских колонизаторов (до 1850 г.), в Мали была педагогическая система, основанная на обычном и кораническом образовании, то есть в прошлые века малийская педагогика, как и педагогика других стран, не знала идей эволюции. Эта мусульманская педагогическая система среднего общего образования называлась «медерса». В то время действовали арабо-мусульманские образовательные центры, такие как «Санкорэ» в г. Томбукту (Мали) и в г. Конг (Кот-д'Ивуар - государство, граничащее с Мали). Доминирующими педагогическими системами были система воспитания и система образования [Système éducatif au Mali 2023].
Система образования базировалась на обыденных знаниях. Жизненный опыт (охота, рыболовство, разведение скота, ремесло, народная мудрость, народное искусство) передавались от поколения к поколению. Система воспитания детей имела сходство с системой, которая может быть названа коммунистической. Молодёжь совместно воспитывалась посредством сказок, пословиц и загадок, раскрывающих народную мудрость. Таким образом, дуализм, изначально заложенный в педагогике (с одной стороны -
материализм и эмпиризм Ф. Бэкона, с другой - гуманизм и религиозность Я. А. Коменского) в полной мере соответствовал начальному состоянию педагогики в Мали, но идеи эволюции Ч. Дарвина [Darwin 1859] в малийскую педагогику того времени ещё не проникли.
Первая частная французская школа для африканцев была открыта в 1817 г. в г. Сен-Луи [Багана 2012] учителем Жаном Даром - задолго до колонизации. Ж. Даром было создано два первых словаря - франко-волофский и франко-бамбарский, - а также грамматика волофского языка [Dard 2024]. Несколько позже начали открываться миссионерские школы с целью популяризации французского языка и формирования положительного отношения к будущей колонизации. Они стали центрами подготовки учителей.
1.2. Период французской колонизации
Французская колонизация, с одной стороны, привела к эксплуатации страны, а с другой, в связи с потребностью управлять подчинённым населением, породила инфраструктуру, необходимую для дальнейшего развития педагогики. Первая школа для завоёванного местного населения была создана в 1855 г. в г. Сен-Луи (в Сенегале, который наряду с Мали входил в состав Судана, ныне - независимое государство) губернатором Луи Файдербе была открыта школа (с 1984 г. - лицей «Шейх Омар Футию Талл») [École normale William-Ponty 2024]. Позже в 1886 г. Жозеф Галлиени открыл школу для завоёванного местного населения во французском Судане (на территории нынешнего Мали) в г. Кайес (бывшая столица Судана). Это была первая такая школа на территории Мали. Целью данных школ было обучить население для обеспечения эффективной коммуникации между завоевателями и аборигенами [Mali : Le saviez-vous 2023].
После открытия школы в Кайес, с 1888 г. профессиональное образование получило дальнейшее развитие на территории Мали. Были открыты профессиональные образовательные учреждения в следующих малийских городах (эти города в то время были самыми богатыми): г. Бамако (нынешняя столица Мали, находится в области Куликоро), школа под названием «Террасон де Фугэр», а в настоящее время - «Лицей Аскиа Мохамед»; г. Кунду (находится в области Куликоро); г. Кита (в области Кайес); г. Бафулабе (в области Кайес). Преемник Жозефа Галлиени, Луи Аршинар, из-за нехватки бюджетных средств закрыл все школы в период с 1890 по 1893 гг., за исключением католической миссии в г. Кита и школы в г. Кайес. В 1895 г. новый губернатор Судана Луи Э. Трентиниан преобразовал школу в Кайес в школу для сыновей вождей и других жителей Судана, служивших Французской Империи. Школа готовила переводчиков и клерков.
Ещё одна известная школа для сыновей вождей была открыта 12 декабря 1898 г. в г. Сикасо. В этой школе обучались Адамâ Траоре и Сулейман Траоре - два сына Бабемба Траоре, который являлся королём Кенедугу (исторического государства на юге современного Мали) и покончил жизнь самоубийством до того, как французы вошли в одноимённую область Сигасо, где находилось королевство Кенедугу. В 1903 г. в г. Сен-Луи была создана первая педагогическая школа. Затем в 1913 г. она переехала на остров Горе недалеко от столицы Сенегала - портового города Дакар и была названа «Уильям Пойнт». Затем школа несколько раз переезжала: в Себикотан в 1937 г. и в Тьес в 1965 г.
Дед автора настоящего исследования, Фадиаман Сиссоко, сын вождя, обучался сначала в школе г. Бафулабе, а затем в Сенегале в школе «Уильям Пойнт» [École normale William-Ponty, 2024]. Примечательно, что в это же время (1934 год) в школе «Уильям Пойнт» вместе с Фадиаманом Сиссоко профессиональное образование получали первый президент Мали Модибо Кейта (до этого обучался в школе Бамако), известный малийский писатель и депутат Федерации Судан-Франция Фили Дабо Сиссоко (до этого обучался в школе Кайес) [Mali : Le saviez-vous, 2023].
В целом в период 1886-1903 гг. всеобщего образования в африканских странах, частности, в Мали, не было. Система обучения носила селективный характер -профессиональное образование получали только избранные категории населения,
находящиеся на службе у Французской Империи. В таблице 1 показаны образовательные структуры, квалификация выпускника, выдаваемый документ об образовании и его статус [Goundiam, 2017].
Таблица 1. Профессиональная педагогическая подготовка во Франции-Судане _(Федерация Мали + Сенегал) в колониальный период_
Образовательные структуры Квалификация выпускника Документ об образовании Статус документа об образовании
Высшая педагогическая школа «Уильям Пойнт», Сенегал Преподаватель вуза Диплом преподавателя Признан в колониальных Мали и Сенегале
Старшая «нормальная школа» педагогического образования «Катибугу», Мали Учитель для общеобразовательной школы 1-го цикла (1-6 класс) и 2-го цикла (7-9 класс) Диплом учителя классической средней общеобразовательной школы Признан в колониальном Мали
«Нормальные курсы» учителей (начальное профессиональное образование), Мали (в городах Банакоро, Маркала, Севаре, Дире) Учитель 1-го цикла СР: подготовительный уровень (1-2 классы), СЕ: элементарный уровень (3-4 классы) и СМ: средний уровень (5-6 классы) Диплом учителя начальной общеобразовательной школы Признан в колониальном Мали
«Нормальные курсы» в Бананкоро, Маркле, Севаре и Дире обеспечивали подготовку учителей «первого цикла» - для подготовительного, начального и среднего этапов общеобразовательной средней школы. Старшая «нормальная школа» в Катибугу обеспечивала подготовку учителей и первого, и второго циклов (второй цикла - старший уровень средней общеобразовательной школы). Дипломы этих образовательных учреждений признавались на территории колониального Мали.
Высшая педагогическая школа «Уильям Пойнт» в Сенегале представляла самый высокий уровень педагогического образования данного периода и готовила преподавателей для вузов всего колониального Судана. Помимо педагогических образовательных учреждений были открыты и другие. Одним из важнейших таких учреждений стал Дом суданских ремесленников в Бамако (открыт в 1933 году), который позже был переименован в Ремесленную школу Бамако.
1.3. Период независимости
На момент обретения независимости в 1960 г. лишь 8 % детей посещали школу. Первый президент независимого государства Мали Модибо Кейта провозгласил образование своим приоритетом. Первая республика желала предоставить гражданам массовое качественное образование, которое позволило бы Мали заложить необходимые основы для развития страны. При этом образование должно было сохранять малийскую культуру и ценности и «деколонизировать умы».
Государственный переворот в 1968 г. и репрессивный режим Мусса Траоре затормозили процесс улучшения и модернизации образования. Функция преподавания была обесценена, Национальный союз образования и культуры, который являлся главным педагогическим органом управления, был репрессированы. Экономия бюджетных средств по условиям международных организаций - Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка - ещё больше усугубила ситуацию в сфере образования. Школы претерпевали кризис, происходили многочисленные конфликты между режимом Мусса Траоре с одной стороны и учителями и учениками - с другой. Школа стала полем борьбы за демократию. Студенческие протесты начались в 1970 и 1972 гг., а затем переросли в более
организованные формы в 1976/1977 и 1980 гг., но были жестоко подавлены властями. 17 марта 1980 года под пытками погиб лидер Национальной ассоциации школьников и студентов (AEEM) Мали Абдул Карим Камара, или Кабрал.
По словам Миала Диамбомба из Университета Лаваля (провинция Квебек, Канада), после почти столетней колонизации результаты образования в Мали были плачевными. Имела место добровольная дискриминация в обучении, большинство малийцев не умели ни читать, ни писать, дети не посещали школу. Катастрофически не хватало специалистов и руководителей: на массу населения в 4 млн. 300 тыс. граждан имелись три ветеринарных врача, дюжина профессоров, восемь-десять врачей общей практики; три фармацевта; дюжина юристов и крайне мало инженеров [Loua 2017]. В таких условиях возникла необходимость пересмотреть содержание и цели образования.
С установлением Третьей Республики и избранием Альфы Умара Конаре её президентом образование снова стало приоритетом, однако прогрессу помешала нехватка средств. Государство призвало частных предпринимателей и компании помочь в организации обучения большего количества граждан. Так возникло частное образование, которое в июле 1994 года было официально признано государством. Государство следило за соответствием программ стандартам и организовывало экзамены.
2. Педагогические реформы и преемственные режимы
2.1. О реформах и режимах: периодизация
Инициатива реорганизации африканских систем образования родилась в 1961 г. во время конференции по образованию в Аддис-Абебе (Эфиопия). Первая реформа образования в Мали увидела свет в октябре 1962 г. и проводилась в четыре этапа вплоть до 1991 г. Содержание этапов и полученные результаты обсуждались: в 1964 г. на первом национальном семинаре; в 1968 г. на конференции педагогических кадров; в 1978 г. на втором национальном семинаре; в 1989 г. во время общего совещания по кадровому обеспечению к 1999 г. Первая реформа пришлась на два периода: Первая Республика (коммунистическая, 1960-1968 гг.) - режим Модибо Кейта; Вторая Республика (диктаторская, 1968-1991 гг.) - режим Муссы Траоре, пришедшего к власти в результате государственного переворота (19 ноября 1968 г. - 24 июля 1979 г.) [Le Mali depuis l'indépendance, 2023].
Вторая реформа пришлась на период Третьей Республики (демократической), которая была провозглашена Амаду Туманки Туре, совершившим переворот 26 марта 1991 г., и действует по сей день. Политические режимы во время второй реформы менялись несколько раз: Альра Умар Конаре (08 июня 1992 г. - 8 июня 2002 г.); Амаду Туманки Туре (08 июня 2002 г. - 22 марта 2012 г.); Ибрайм Бубакар Кейта (4 сентября 2013 г. - 18 августа 2020 г.). За это время произошло два переворота, возглавляемых Амаду Хайя Саного (22 марта - 12 апреля 2012 г.) и генералом Ассими Гойта (24 августа - 25 сентября 2020 г .). Были и переходные периоды с режимами Джионкунда Траоре (12 апреля 2012 г. - 04 сентября 2013 г.), М' Бан Дао (25 сентября 2020 г. - 24 мая 2021 г.), генерала Ассими Гойта (24 мая 2021 до сегодняшнего дня). Вторая реформа началась в середине периода 3-й Республики -31 декабря 2008 г. во время режима Амаду Туманки Туре и развивалась в несколько этапов. Один из этапов был прерван государственным переворотом в 2012 г., когда должна была быть предложена новая система образования. Сейчас малийская система образования находится в ожидании третьей реформы в связи с созданием Четвёртой Демократической Республики, которая началась с принятием новой конституции 18 июня 2023 года.
2.2. Содержание реформ
2.2.1. Первая реформа
В общих положениях реформа 1962 года предлагала следующие уровни образования: начальное образование; общее среднее образование; начальное, среднее и высшее техническое и профессиональное образование. Данная реформа была направлена на решение
пяти основных задач: одновременное достижение массовости и качества образования; максимальная экономия времени и финансов при обеспечении образования; достижение культурного уровня, позволяющего установить эквивалентность дипломов с другими современными государствами; построение содержания образования на основе баланса трёх уровней ценностей: специфических малийских, общеафриканских и общечеловеческих; деколонизация умов и формирование нового мировоззрения. Дополнительные задачи, которые решала реформа, включали: модернизацию структуры образования: начальное образование, общее среднее образование, техническое и профессиональное образование, высшее образование, специальное образование; организация обучения, адаптированного к реалиям страны и требованиям научно-технического развития (это позволило многим детям школьного возраста пойти в школу); ликвидация безграмотности; решение проблемы переполненности классов. Дальнейшие реформы были направлены на пересмотр и адаптацию задач реформы 1962 года в соответствии с новыми малийскими и мировыми реалиями. Важной вехой второй реформы стало преобразование Ремесленной школы Бамако в Национальный институт искусств Бамако (1963 г.).
Реформа столкнулась со многими трудностями, одной из которых была нехватка учителей. Пытаясь решить эту проблему, Министерство фундаментального образования Мали предложило альтернативную стратегию подбора педагогических кадров (SARPE), суть которой состояла в ускоренной подготовке большего количества учителей. Поставленная задача не была решена из-за отсутствия международного финансового партнёрства и технической поддержки.
2.2.2. Вторая реформа
Малийская система образования не смогла достичь всех целей, поставленных в 1962 году. Это стало причиной введения целого ряда мер по реструктуризации содержания образования и управления образовательными процессами. Прежде всего была предложена концепция новой основной школы (27-30 октября 1994 г.). Цель заключалась в том, чтобы «сделать малийскую школу местом для воспитания патриотически настроенных граждан и строителей демократического общества, глубоко укоренившихся в своей культуре и открытых для других культур, интегрировать знания и умения, связанные с научным прогрессом и современной техникой...».
Данная цель позже была закреплена в Статье 11 Закона № 99-046 от 28 декабря 1999 г. об ориентирах в образовании. Концепция новой основной школы предполагала наличие общей школьной программы, изучение окружающей среды, творчество и самовыражение, интенсивные занятия спортом, управление повседневной жизнью и коллективной инфраструктурой, техническое обслуживание инструментов и устройств и овладение ремёслами.
Реализация этой реформы основывалась на следующих стратегических принципах: децентрализация базового образования, чтобы дать местным органам власти право управлять школами; усиление использования национальных языков в базовом образовании с целью обучения детей-билингвов; внедрение дошкольного развития; преемственность начального, среднего и высшего уровней образования для гармонизации и согласованности работы соответствующих структур системы образования; реализация непрерывной подготовки профессорско-преподавательского состава; создание системы подлинного партнёрства вокруг образовательного учреждения и привлечение необходимых человеческих, материальных и финансовых ресурсов; разработка внутренней и внешней коммуникационной политики для различных образовательных учреждений. К сожалению, и эта новая реформа базового образования, была плохо спланированной и ускоренной. Она продлилась всего четыре года (до 1998 г.). Реформу не удалось полноценно осуществить главным образом из-за недостатка материальных и человеческих ресурсов.
Следующим этапом второй реформы стала десятилетняя программа развития образования (PRODEC) в Мали [Goundiam, 2017]. Это был стратегический план в рамках национальной политики по кардинальному преобразованию всей малийской системы образования с 1998 по 2008 гг. Было поставлено 11 приоритетов: качественное базовое образование для всех; профессиональное образование, адаптированное к потребностям экономики; обновлённое и эффективное общее и среднее техническое образование; качественное высшее образование, отвечающее приоритетным потребностям и контролируемым затратам; использование родных языков в формальном образовании наряду с французским языком; пополнение библиотек новыми книгами и учебными материалами; устойчивая политика подготовки учителей; настоящее партнёрство вокруг школы; реструктуризация и институциональная перестройка; коммуникационная политика, основанная на диалоге и консультациях со всеми партнерами; устойчивая, сбалансированная, рациональная финансовая политика, согласующаяся с принципом децентрализацией. Эти 11 приоритетных направлений полностью соответствовали задачам реформы 1962 г., но были более подробными, амбициозными и в большей степени учитывали внутренний и внешний политический, экономический и культурный контексты.
Программа предполагала, что на каждом уровне образования учащийся приобретал знания, умения и навыки, позволяющие ему интегрироваться в трудовую жизнь или продолжать учебу: выполнять на практике обязанности активного члена демократического общества, уважающего мир и основные права человека и гражданина; создать и стимулировать у учащегося дух предпринимательства и защиты окружающей среды. В дополнение к этим приоритетам страна поставила перед собой, в частности, задачу повышения общего уровня школьного образования и грамотности молодых людей в возрасте от 9 до 15 лет, бросивших школу или вообще не получавших образование.
Для достижения поставленных в рамках десятилетней программы задач власти Мали учредили Программу инвестиций в сектор образования, которая включала три последовательных этапа (2001-2005, 2006-2009 и 2010-2012 гг.). Направления инвестировании были следующими: повышение показателей базового образования на входе за счёт улучшения подготовки детей младшего возраста; увеличение количества поступивших в образовательные учреждения; специальное образование; повышение уровня грамотности; подготовка учителей для всех уровней образования; создание профильных классов на уровне лицея (10-12 классы) в связи с новыми отраслями, развивающимися в Мали; обновлённое высшее образование с более эффективным управлением обучением, отвечающим требованиям глобализации (в частности, система лицензирования программ магистратуры и докторантуры - ЛМД), модернизация вузовской инфраструктуры и развитие научных исследований [Goundiam 2017].
Реализация этой программы позволила достичь определённых успехов, в частности увеличения количества детей, получающих начальное образование, что было отмечено не только в Мали, но и как общеафриканская тенденция ^ЫЬиуа, 2013]. Однако многие задачи не были выполнены. Так, количество студентов оставалось непропорциональным, несмотря на разделение Бамакского университета на четыре учебных заведения. По-прежнему отмечалась нехватка преподавателей и учебных материалов на всех уровнях образования. Также увеличилось количество учителей, квалификация которых была низкой ^ЫЬиуа 2013]. Всё это замедлило реализацию программы в целом.
В 1999 г. был принят очередной Закон об образовании, который предписывал использование компетентностного подхода с целью повышения качества подготовки выпускников. В соответствии с этим законом была разработана базовая учебная программа, которая определялась как «совокупность средств (целей, программ дисциплин, расписания, учебных материалов, методов обучения, методов оценки), которые в школьной и университетской системе обеспечивают подготовку учащихся». Программа была призвана обеспечить основные образовательные потребности обучаемых, вовлекая сообщества в
определение этих потребностей и содержания обучения для лучшей связи школы с жизненной реальностью. Базовая учебная программа стала логичным продолжением конвергентной педагогики, предполагающей использование национальных языков в базовом образовании [Traoré 2001]. Программа была апробирована в 80 школах, действовавших в русле педагогики данного типа. Первый уровень учебной программы (1-й и 2-й классы) начал внедряться в октябре 2005 г. в 2550 школах с 11 национальными языками. Приём детей на 1-й год обучения вёлся на национальном языке. Французский язык вводился на 1-ом году в устной форме как язык школьного общения или как второй язык. На втором году обучаемые одновременно закрепляли навыки письма на национальном языке и учились читать и писать по-французски. С третьего года обучения начиналось преподавание национального языка как самостоятельного предмета и продолжалось до 9-го года включительно.
Реализация базовой учебной программы столкнулась с рядом трудностей, особенно в части, касающейся национальных языков. Это было предметом споров в течение нескольких лет. Национальные языки используются в базовом образовании с 1979 г. Однако до сих пор имеет место переполненность классов, плохая подготовка учителей, несогласие родителей и т. д. По данным [Loua 2017], 75 % родителей учащихся в Бамако в целом и 96 % родителей с высшим образованием выступали против использования национальных языков в базовом образовании. По-прежнему слабо решались проблемы подготовки достаточного количества учителей для обеспечения образования на разных уровнях и нехватки учебных материалов. Эти проблемы, и особенно подготовка учителей, обсуждались на образовательном форуме в 2008 г.
Как уже упоминалось, при реализации базовой учебной программы использовался компетентностный подход. Он был принят потому, что результаты малийских учащихся не были удовлетворительными в течение нескольких лет. В учебном плане компетенция определяется как «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку выполнять ту или иную задачу». Компетенции основаны на важных жизненных навыках, формируемых посредством той или иной дисциплины (или нескольких дисциплин), дисциплины же сгруппированы по отраслям и отталкиваются от потребностей отраслей, что усиливает связь между школой и жизнью, и придаёт смысл школьному обучению». В этих условиях малийский учитель становится посредником в приобретении навыков решения практических задач, создавая среду, способствующую успешному обучению.
Между тем не все учителя поддерживают идею компетентностного подхода прежде всего по причине отсутствия адекватной подготовки, материалов, времени и человеческих ресурсов. Кроме того, имеется проблема неразличения конвергентной педагогики и компетентностного подхода, в том числе из-за отсутствия чёткого разграничения сфер действия национальных языков и французского языка.
Лицензирование программ магистратуры и докторантуры (ЛМД) в Мали было введено указом № 08-790 / RM от 31 декабря 2008 г., чтобы удовлетворить требования глобализации в высшем образовании. Государственный университет естественных наук, техники и технологий в Бамако - столице Мали - был выбран в качестве экспериментальной площадки. Начало внедрения было запланировано на 2011. В 2014 году к проекту присоединились три других государственных университета Бамако. Правительство Мали прекрасно осознавало амбициозность данного проекта и сложность его реализации в текущем состоянии страны. По словам министра высшего образования и научных исследований Мали Мунтаги Талла, «успех системы будет зависеть от ответственности всех партнёров в разработке предложений по обучению, улучшению условий жизни и работы учителей».
В течение первых трёх лет реализации проекта университет столкнулся с множеством организационных проблем, поэтому ряд предложенных университетских курсов так и остались незавершёнными. Позже к эксперименту присоединился государственный
университет города Сегу. Каждый из этих пяти университетов применял ЛМД по-своему, даже учебный год не начинался и не заканчивался в одно и то же время для одного и того же вуза. Снова сказалась нехватка учителей, материалов, разработанной документации, лабораторий, Интернета. В связи с этим учителя и преподаватели регулярно требовали улучшения условий работы. Сложнее всего дело обстояло в Университете гуманитарных и педагогических наук (2014-2015 гг.).
В таблице 2 показана структура высшего образования в Мали в период Третьей Республики (составлено по [Goundiam, 2017]).
Таблица 2. Структура высшего образования в Мали (Третья Республика)
Образовательные структуры Квалификафия выпускника Документ об образовании Примечания
Институты подготовки учителей (ШМ) заменили общеобразовательные учебные (IPEG) заведения и среднюю нормальную школу. с 1991 по 2012 гг. Учитель общего профиля; Учите ль -специалист школ фундаментального образования Диплом учителя 1-го и 2-го циклов фундаментального образования Постоянное снижение уровня школьников студентов, несмотря на внедрение SARPE
Высшая нормальная школа Преподаватель лицеев; Учитель общеобразовательной школы Диплом преподавателя лицея Диплом учителя общеобразовательной школы Учителя/ преподаватели обоих типов могут продолжить обучение и получить квалификацию старшего преподавателя лицея или фундаментального образования
Нормальная школа технического и профессионального образования (ЕМЕТР) Непрерывная подготовка преподавателей технического и профессионального образования Преподаватель-исследователь Диплом магистра Магистратура по различным направлениям подготовки (сельскохозяйственное, здравоохранение, артектура и др.)
Преобразование высшего образовательного центра в Высший институт педагогики и прикладных исследований (ISFRA) Педагог-исследователь Диплом доктора философии Университета Бамако Этот институт должен занять особое место в обновлённой системе образования Мали
Сельский политехнический институт и Институт прикладных исследований Катибугу Агроном, зоотехних, специалист по водным и лесным ресурсам и др. Диплом магистра в области сельского хозяйства Высшее учебное и исследовательское учреждение, основанное в 1897 году. Срок обучения - 3 года после бакалавриата для всех направлений подготовки [Institut, ipr-ifra]
На 2020 г., согласно отчёту ЮНЕСКО, безграмотность среди взрослого населения составляла 37,8 %, что не могло не сказаться на уровне грамотности малийских детей, для которых проблема доступности образования остаётся довольно острой и по сей день [AHAD]. Политические события в Мали развиваются с головокружительной скоростью. В настоящее время происходит ослабление влияния Франции как субимперии [Давидчук и др., 2022] и усиление национальных черт педагогической системе, что открывает перспективы приобретения новых «старых» союзников, а именно России, всегда поддерживавшей национальное образование в Мали.
Одним из первых важных достижений переходного правительства Четвёртой Республики стало возобновление экзаменов в северных областях Мали (Томбукту, Гао и особенно Кидаль), где они не принимались в течение 10 лет (2013-2024 гг.) из-за войн.
Третья реформа приходится на период Четвёртой Республики и находится на стадии разработки, но уже имеются изменения в статусе многочисленных языков, действующих на территории Мали. Теперь любой из этих языков может быть выбран в качестве рабочего. Французский язык утратил статус официального языка, но остался рабочим языком [Goundiam, 2017].
На данный момент структура малийского образования включает три типа:
1) общее: а) дошкольное (детский сад от 3 до 6 лет, функционирует с 1997-1998 учебного года); б) фундаментальное: 1-ый фундаментальный цикл (1-6 классы), 2-ой фундаментальный цикл (7-9 классы, по окончании выдаётся диплом о фундаментальном образовании); в) лицейское (10-12 классы, по завершении 12 класса - степень бакалавра, признаваемая на всей территории Мали);
2) профессионально-техническое: а) техническое (10-12 технические классы, по окончании 12 класса выдаётся диплом бакалавра технических специальностей);
б) профессиональное (4 года обучения, сертификат профессиональной компетентности 1-го уровня по окончании второго года обучения, сертификат технического специалиста по окончании четвёртого года обучения);
3) высшее (университеты и институты): а) специалитет (3 года обучения, по окончании выдаётся лицензия специалиста того или иного профиля) - реализуется университетами в Бамако и Сегу, выпускники не имею права преподавания; б) педагогические специальности для начальных общеобразовательных школ (4 года обучения, по окончании выдаётся диплом учителя 1-го и 2-го циклов основного образования: учитель общего профиля; учитель-специалист для школ базового образования) - реализуются Институтами подготовки учителей (франц. IFM), на данный момент имеется 19 таких институтов, расположенных по всей стране;
в) магистратура, в которую могут поступать выпускники университетов и старшие преподаватели Институтов учителей (2 года обучения, по окончании выдаётся диплом магистра); выпускники, получившие диплом, проходят государственный конкурс на право преподавания в средней общеобразовательной школе; конкурс включает экзамен по обществознанию и экзамен по специальной дисциплине - реализуется Высшей нормальной школой Бамако, которая является Единственным высшим государственным институтом;
г) докторантура, в которой готовят педагогов-исследователей - преподавателей университета (3 года, диплом доктора наук); впервые открылась в 2013 году по восьми направлениям, включая юридическое, экономическое, филологическое и т. д. [Arrêté... 2013]. Появление этой новой структуры связано с введением в университетах и некоторых институтах системы ЛМД.
В столице Мали Бамако начались интенсивные курсы русского языка, а также лекции по истории и культуре России, которые теперь проводятся не только в «Русском Доме», но и в Университете естественных и гуманитарных наук, а также в других заведениях, таких как Частный университет имени Ахмеда Баба, Частная средняя школа имени Алиу Коне. Это поможет решить проблему нехватки ресурсов для более качественного преподавания русского языка, которая пока остаётся весьма серьёзной (о языковой ситуации в Мали и обучении русскому языку в том числе навыкам аудирования см. [Сиссоко, Андросова 2023])
Проблема насилия среди студентов по-прежнему стоит остро. Ассоциация школьников и студентов Мали (AEEM), ранее замеченная в частых беспорядках и насилии, вновь была распущена 13 марта 2024 года из-за очередного всплеска насилия внутри ассоциации. Такие всплески обычно происходят во время выбора нового президента ассоциации.
Другие современные проблемы образования в Мали связаны с:
1) использованием национальных языков в обучении специалистов;
2) желанием большинства населения отделиться от французской системы образования;
3) цифровизацией и использованием компьютерных средств в сфере обучения при крайне слабой компьютеризации страны; 4) трудоустройством выпускников вузов (напр., выпускникам из университетов не позволяют принимать участие в конкурсе на государственную службу, так как нужен особый уровень обучающихся) [Parveen, 2023].
Заключение
Проведённое исследование истории развития педагогики в Мали выявило немало перипетий системы образования. Она развивалась во многих вариантах и охватывала разные периоды (доколониальный, колониальный, период независимости вплоть до сегодняшнего дня).
Малийская школа пережила несколько педагогических реформ и нововведений с целью её улучшения и адаптации к национальным и международным образовательным задачам. Однако усилия, предпринятые для этих реформ, не увенчались успехом из-за огромных потребностей.
Политические и образовательные органы должны работать вместе и уделять особое внимание увеличению охвата школьным образованием, найму учителей, повышению эффективности обучения и компетентности выпускников и самих учителей, а также внутренней и внешней эффективности образовательных структур, развитию научных исследований, лучшему управлению ресурсами, укреплению тенденции к децентрализации образования. Благодаря мобилизации качественных человеческих ресурсов и эффективному управлению малийская система образования сможет достичь своих краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей.
Список литературы
1. Багана Ж. Языковая политика на территории Африки в колониальный период // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 18 (137). Вып. 15. С. 40-46.
2. Давидчук А. С., Дегтерев Д. А., Сидибе О. Военное присутствие Франции в Мали: структурная власть субимперии «коллективного Запада» // Актуальные проблемы Европы. 2022. № 4 (116). C. 50-78. https://doi.org/10.31249/ape/2022.04.03
3. Сиссоко И. Г., Андросова С. В. Языковая ситуация и преподавание русского языка в Мали // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 15. С. 52-60. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-15-52-60
4. AHAD. https://afrikahayat.org/the-education-sector-in-mali-is-struggling/
5. Arrêté du Ministère de l'enseignement superieure du Mali sur l'ouverture du doctorat // № 2013-3702/MESRS-SG (на фр. языке). 2013. URL: http://dg-enseignementsup.ml/wp-content/uploads/2022/01/Arrete-portant-creation-et-organisation-du-diplome-de-Doctorat.pdf (дата обращения: 12.05.2024).
6. Dard Jean // Wikipédia. URL: https://fr.wikipedia.org/wiki/Jean_Dard// (дата обращения: 27.06.2024).
7. Darwin Ch. On the origin of species by means of natural selection or the preservation of favored races in the struggle for life. London : John Murray, 1859. 502 p.
8. École normale William-Ponty // Wikipédia. URL: https://fr.wikipedia.org/wiki/%C3%89cole_normale_William-Ponty, (дата обращения: 27.06.2024).
9. Goundiam M. Y. Contribution à une refondation du système éducatif malien cadre global d'une formation initiale et continue des enseignants // Réseau Africain des Institutions de Formation de Formateurs de l'Enseignement Technique (RAIFFET), 2017. URL: https://raiffet.org/contribution-a-refondation-systeme-educatif-malien-cadre-global-dune-formation-initiale-continue-enseignants-madi-yassa-goundiam/ (дата обращения: 12.05.2024).
10. Institut Polytechnique Rural de Formation et de Recherche Appliquée . https://www.ipr-ifra.edu.ml/wordpress// (дата обращения: 12.05.2024).
11. Le Mali depuis l'indépendance // Encyclopedia Universalis. URL: https://www.universalis.fr/encyclopedie/mali/3-le-mali-depuis-l-independance// (дата обращения:
11.03.2023).
12. Loua S. Les grandes réformes de l'école malienne de 1962 à 2016 // Revue internationale d'éducation de Sèvres. 2017. N 75. P. 34-40. https://doi.org/10.4000/ries.5917
13. Mali : Le saviez-vous ?, La premiere ecole dans notre pays fut ouverte en 1886 à Kayes // maliactu.net. URL: https://www.google.com/amp/s/maliactu.net/mali-le-saviez-vous-la-premiere-ecole-dans-notre-pays-fut-ouverte-en-1886-a-kayes/amp/ (дата обращения: 11.03.2023).
14. Parveen S. Challengesof education sector in less developed Countries_A case study of African Union // PAF Karachi Institut of economics and Technology. Paristan, 2023. P. 1-16. URL: https://www.researchgate.net/publication/373688804// (дата обращения: 12.05.2024).
15. Shibuya K. Chapter 10: Challenges in educational development in Africa and JICA's approach // For inclusive and dynamic development in Sub-Saharan Africa. JICA Research Institute. Tokyo, 2013. P. 267-298. URL: https://www.jica.go.jp/Resource/jica-ri/publication/booksandreports/jrft3q00000029aw-att/TICAD_JICA-RI-1000-Chapter 10-v3 .pdf (дата обращения: 11.03.2023).
16. Système éducatif au Mali // Wikipédia. URL: https://fr.m.wikipedia.org/wiki/Syst%C3%A8me_%C3%A9ducatif_au_Mali (дата обращения: 11.03.2023).
17. Traoré S. La Pédagogie convergente, son expérimentation au Mali et son impact sur le système éducatif, UNESCO : Bureau international de l'éducation, 2001 [lire en ligne [archive]].
References
1. Bagana Zh. Yazykovaya politika na territorii Afriki v kolonial'nyy period [Language policy in Africa during the colonial period]. Nauchnye vedomosti. Seriya Gumanitarnye nauki [Scientific News. Series: Humanities]. 2012, no.18 (137), iss. 15, pp. 40-46. (In Russ.).
2. Davidchuk A. S., Degterev D. A., Sidibe O. Voennoe prisutstvie Frantsii v Mali: strukturnaya vlast' subimperii «kollektivnogo Zapada» [France's Military Presence in Mali: The Structural Power of the SubEmpire of the "Collective West"]. Aktual'nye problemy Evropy [Current problems of Europe]. 2022, no. 4 (116), pp. 50-78. https://doi.org/10.31249/ape/2022.04.03 (In Russ.).
3. Sissoko I. G., Androsova S. V. Yazykovaya situatsiya i prepodavanie russkogo yazyka v Mali [Language situation and teaching of Russian language in Mali]. Gumanitarnye issledovaniya. Psikhologiya i pedagogika [Humanitarian studies. Psychology and pedagogy]. 2023, no. 15, pp. 52-60. https://doi.org/10.24412/2712-827Kh-2023-15-52-60 (In Russ.).
4. AHAD. https://afrikahayat.org/the-education-sector-in-mali-is-struggling/
5. Arrêté du Ministère de l'enseignement superieure du Mali sur l'ouverture du doctorat // № 2013-3702/MESRS-SG (in French). 2013. URL: http://dg-enseignementsup.ml/wp-
content/uploads/2022/01/Arrete-portant-creation-et-organisation-du-diplome-de-Doctorat.pdf (accessed:
12.05.2024).
6. Dard Jean // Wikipédia. URL: https://fr.wikipedia.org/wiki/Jean_Dard// (accessed: 27.06.2024).
7. Darwin Ch. On the origin of species by means of natural selection or the preservation of favored races in the struggle for life. London : John Murray, 1859. 502 p.
8. École normale William-Ponty // Wikipédia. URL: https://fr.wikipedia.org/wiki/%C3%89cole_normale_William-Ponty, (дата обращения: 27.06.2024).
9. Goundiam M. Y. Contribution à une refondation du système éducatif malien cadre global d'une formation initiale et continue des enseignants // Réseau Africain des Institutions de Formation de Formateurs de l'Enseignement Technique (RAIFFET), 2017. URL: https://raiffet.org/contribution-a-refondation-systeme-educatif-malien-cadre-global-dune-formation-initiale-continue-enseignants-madi-yassa-goundiam/ (accessed: 12.05.2024).
10. Institut Polytechnique Rural de Formation et de Recherche Appliquée . https://www.ipr-ifra.edu.ml/wordpress// (accessed: 12.05.2024).
11. Le Mali depuis l'indépendance // Encyclopedia Universalis. URL: https://www.universalis.fr/encyclopedie/mali/3-le-mali-depuis-l-independance// (accessed: 11.03.2023).
12. Loua S. Les grandes réformes de l'école malienne de 1962 à 2016 // Revue internationale d'éducation de Sèvres. 2017. N 75. P. 34-40. https://doi.org/10.4000/ries.5917
13. Mali : Le saviez-vous ?, La premiere ecole dans notre pays fut ouverte en 1886 à Kayes // maliactu.net. URL: https://www.google.com/amp/s/maliactu.net/mali-le-saviez-vous-la-premiere-ecole-dans-notre-pays-fut-ouverte-en-1886-a-kayes/amp/ (accessed: 11.03.2023).
14. Parveen S. Challengesof education sector in less developed Countries_A case study of African Union // PAF Karachi Institut of economics and Technology. Paristan, 2023. P. 1-16. URL: https://www.researchgate.net/publication/373688804// (accessed: 12.05.2024).
15. Shibuya K. Chapter 10: Challenges in educational development in Africa and JICA's approach // For inclusive and dynamic development in Sub-Saharan Africa. JICA Research Institute. Tokyo, 2013. P. 267-298. URL: https://www.jica.go.jp/Resource/jica-ri/publication/booksandreports/jrft3q00000029aw-att/TICAD_JICA-RI-1000-Chapter 10-v3 .pdf (accessed: 11.03.2023).
16. Système éducatif au Mali // Wikipédia. URL: https://fr.rn.wikipedia.org/wiki/Syst%C3%A8me_%C3%A9ducatif_au_Mali (дата обращения: 11.03.2023).
17. Traoré S. La Pédagogie convergente, son expérimentation au Mali et son impact sur le système éducatif, UNESCO : Bureau international de l'éducation, 2001 [lire en ligne [archive]].
Информация об авторе И. Г. Сиссоко - аспирант, кафедра иностранных языков, Амурский государственный университет.
Information about the author I. G. Sissoko - Postgraduate Student, Department of Foreign Languages,
Amur State University.
Статья поступила в редакцию 11.08.2024; одобрена после рецензирования 25.08.2024; принята к публикации 20.09.2024.
The article was submitted 11.08.2024; approved after reviewing 25.08.2024; accepted for publication 20.09.2024.