Научная статья на тему 'Генезис и формы проявления знаний о физической рекреации'

Генезис и формы проявления знаний о физической рекреации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
280
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС / ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яковлев Юрий Владимирович, Калмыков Андрей Александрович, Малов Василий Васильевич

В структурной организации физической культуры принято выделять следующие её виды: физическое воспитание, спорт, двигательная реабилитации и адаптивная физическая культура. Термин, включающих в словосочетании два компонента «физическое» и «рекреация» четко еще не определено. Возникает необходимость кратко рассмотреть генезис физической рекреации, что позволит выделить её основные признаки, сформулировать общие понятия, закономерности, определить её значение в жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Яковлев Юрий Владимирович, Калмыков Андрей Александрович, Малов Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis and forms of manifestation of knowledge about physical recreation

In the structural organization of physical culture, it is customary to distinguish the following types: the physical education, sport, motor rehabilitation and adaptive physical culture. The term, which includes in the phrase such two components as "physical" and "recreation" is not yet clearly defined. There is a need to consider briefly the genesis of physical recreation, which will make it possible to identify its main features, formulate general concepts, patterns, and determine its significance in human life.

Текст научной работы на тему «Генезис и формы проявления знаний о физической рекреации»

REFERENCES

1. Rezinkin, V.V. (2001), Speed-strength preparation in sport martial arts by using local weights, dissertation, Moscow.

2. Epov, O G. Shin A.P-G., Zimirev N.V. and Kalinin, E.M. (2016), "Conjugate technical and tactical and physical training, based on the interval method of training athletes shock types of martial arts in the pre-competition period", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 211-215

Контактная информация: neg7564@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2018

УДК 796.01

ГЕНЕЗИС И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ

Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, преподаватель, Андрей Александрович Калмыков, старший преподаватель, Василий Васильевич Малов, преподаватель, Военная академия связи им Маршала Советского Союза С.М. Буденного,

Санкт-Петербург

Аннотация

В структурной организации физической культуры принято выделять следующие её виды: физическое воспитание, спорт, двигательная реабилитации и адаптивная физическая культура. Термин, включающих в словосочетании два компонента «физическое» и «рекреация» четко еще не определено. Возникает необходимость кратко рассмотреть генезис физической рекреации, что позволит выделить её основные признаки, сформулировать общие понятия, закономерности, определить её значение в жизни человека.

Ключевые слова: генезис, возникновение и развитие знаний о физической рекреации, физкультурно-рекреационная деятельность.

GENESIS AND FORMS OF MANIFESTATION OF KNOWLEDGE ABOUT PHYSICAL RECREATION

Yury Vladimirovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Andrey Aleksandrovich Kalmykov, the senior teacher,

Vasily Vasilyevich Malov, the teacher, The Military Academy of Communications, St. Petersburg

Annotation

In the structural organization of physical culture, it is customary to distinguish the following types: the physical education, sport, motor rehabilitation and adaptive physical culture. The term, which includes in the phrase such two components as "physical" and "recreation" is not yet clearly defined. There is a need to consider briefly the genesis of physical recreation, which will make it possible to identify its main features, formulate general concepts, patterns, and determine its significance in human life.

Keywords: genesis, emergence and development of knowledge about physical recreation, physical culture and recreation.

ВВЕДЕНИЕ

В современной литературе источникам зарождения знаний о физической рекреации уделяется крайне мало внимания, фрагментарные знания возникали в других видах физической культуры, прежде всего, в физическом воспитании, и эти знания не имели самостоятельного значения. Изучение источников возникновения знаний о физической рекреации имеет важное значение, так как данному явлению присущи свои специфические признаки, разнообразные представления, позволяющие его отличать от других видов физической культуры, схожих понятий, используемых в смежных научных дисциплинах.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

На раннем этапе развития общественного сознания господствовало конкретно-образное восприятие человеком внешнего мира. Человек всецело подчинял себя различным законам природы, богам, воплощающееся в древнейших мифах, ритуальных танцах, подвижных играх, и которые еще не позволяли выделить отношение человека к своему здоровью, как самостоятельную проблему. Внимание первобытного человека было устремлено на его отношение к природе, созданию условий к своему существованию, и он был обязан поступать в соответствии с законами природы. Главным условием обеспечения своего существования для первобытного человека была охота на зверей. И только у древнегреческих мыслителей (Сократ, Платон, Аристотель) появились первые осознанные и осмысленные высказывания о значении здоровья для полноценного существования человека, использования в этих целях двигательной активности.

Возникновение и развитие знаний о физической рекреации носит конкретно исторический характер, в разные исторические эпохи и на разных этапах развития общества оно было органически вплетено в ткань тех или иных социально-материальных условий, обусловлено философскими и мировоззренческими взглядами, уровнем развития многих наук - естественного, общественного и гуманитарного циклов. Анализируя основные источники возникновения знаний, можно выделить три главных источника: философско-религиозное, адаптационно-оздоровительное и социально-экономическое.

Наиболее «древним» из них является философско-религиозное направление. Философы Древней Греции обращали особое внимание на связь физических упражнений с общей, прежде всего, религиозной культурой. Для древних греков телесная красота - это не красота физическая и не физическое совершенство, а красота и совершенство ЧЕЛОВЕКА как такового. Идея красоты человеческого тела, получения удовольствия от владения телом, развлечения являлось одной из ведущих идей на ранней стадии развития общества. Эта идея реализовалась в ритуальных танцах, играх, обрядовых церемониях. Создавая методики занятий физическими упражнениями, философы и религиозные мыслители Древней Греции еще не знали закономерностей влияния физических упражнений на организм человека и об эффективности занятий судили по внешним признакам (человек становится физически сильнее, у него улучшалось телосложение и т.п.).

В античном мире, особенно в Афинах господствовала идея гармонии души и тела. Лозунг античности «Менс сана ин корпоре, сано ботум магнум эст - если в здоровом теле здоровый дух, то это благое дело» (римский поэт Децим Юний Ювенал «Сатиры» 1 в. н.э.) становится ведущим ориентиром всего процесса воспитания от раннего этапа детства до глубокой старости.

Философско-религиозное направление возникновения знаний о физической рекреации на ранней стадии развития общества было приоритетным направлением. Оно в основном базировалось на религиозных и национальных традициях, представлениях о красоте человеческого тела, единстве души и тела. Двигательная деятельность рассматривалась как способ передачи от поколения к поколению элементов этнической и религиозной культуры. Можно утверждать, что в этот период зародились первичные знания о физической рекреации, но они носили донаучный характер и рассматривались преимущественно на описательном уровне. Разумеется, сам термин «физическая рекреация» на данном этапе развития знаний не употреблялся, он стал использоваться значительно позже.

Гуманисты эпохи Возрождения считали, что гармоничное развитие физических и психических сил составляет идеал человека, и решаться эта задача должна не только в школе, но и во время национальных праздников, общественных весельях. Рекомендовалось шире использовать традиционные национальные виды физических упражнений, национальные подвижные игры. Французский мыслитель М. Монтень своих «Опытах» отмечал, что бег, борьба, музыка, танцы, охота, верховая езда служат неотъемлемой частью общественного воспитания.

Развитие знаний о сущности физического здоровья и его значении для полноценного развития человека, способствовало возникновению другого направления развития знаний о физической рекреации - адаптационно-оздоровительного направления. Данное направление использовалось, преимущественно, в рамках естественных биологических наук - медицине, гигиене и др., но затрагивало и некоторые социальные вопросы, связанные с адаптацией человека к социальным условиям своего существования. Эти знания еще не носили системного характера, они рождались в недрах частных наук, но можно утверждать, что именно на этом этапе возникают некоторые научные предпосылки формирования знаний о физической рекреации как социально-биологическом явлении. Предпринимаются попытки использовать соответствующие методы диагностики физического здоровья, стали разрабатываться способы его сохранения и укрепления у представителей разных демографических групп. На данном этапе применительно к знаниям о физической рекреации, двигательной деятельности - как основного элемента ее содержания, и стало использоваться слово «физическое», прообраз одного из компонентов словосочетания «физическая рекреация» [1].

С возникновением общественного труда появилась необходимость восстановления психофизических сил, истраченных в процессе профессионального труда. Это привело к возникновению нового направления возникновения знаний о физической рекреации - социально-экономического направления. Общее представление о психофизиологическом значении двигательной деятельности в восстановлении психофизических сил сформулировал основоположник материалистического направления в психологии И.М. Сеченов. Он подчеркивал, что переключение с одного вида деятельности на другой, путем специально подобранной системы физических упражнений, учитывающей специфику трудовой деятельности и индивидуальных особенностей человека, можно успешно решать задачи восстановления психофизических сил, регулировать психофизическое состояние индивида. К сожалению, многие позитивные инициативы по оптимизации психофизического здоровья населения, соблюдению здорового образа жизни в российском обществе в настоящее время стали лишь эпизодическими явлениями.

Одним из источников возникновения знаний о физической рекреации служит социальная практика. Любая деятельность человека социально обусловлено, не является исключением и физкультурно-рекреационная деятельность. Посредством физкультурно-ре-креационной деятельности человек усваивает и расширяет свой двигательный и социальный опыт, осваивает новые формы социальных отношений, приобретает новые социальные роли, что рассматривается одним из оптимальных способов его социализации. Но в процессе социализации индивид не только усваивает социальный опыт, адаптируется к условиям социальной жизни. Более того, посредством физкультурно-рекреационной деятельности индивид конструирует социальный опыт за счет внесения из зарубежной практики новых форм и видов рекреационной деятельности, построенных преимущественно на философско-культурологических концепциях.

В современных концепциях физической рекреации подчеркивается, что процесс оздоровления не ограничивается только функциональными системами организма человека, а рассматривается значительно шире. Оздоровление - это процесс физического, психологического и социального саморазвития человека, при котором он приобретает все более универсальные способы адаптации к постоянно изменяющимся условиям природной и социальной среды. Такой исследовательский подход ориентирует на другое слово в словосочетании «физическая рекреация» - рекреация, которая рассматривается не только как способ оптимизации целостного состояния здоровья, социально-психологического и социокультурного развития личности. Определение взаимосвязи и взаимоотношений компонентов «физическая» и «рекреация» в данном словосочетании в настоящее время является одним из приоритетных исследовательских направлений [3, 4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краткий анализ исторических предпосылок возникновения знаний о физической рекреации показывает, что возникновение знаний имеет глубокие исторические корни. Источники возникновения знаний весьма разнообразны, они возникали во многих сферах жизнедеятельности человека и на разных этапах развития общества имели неодинаковую степень приоритетности. Выделенные исторически сложившиеся представления о физической рекреации послужили основанием для дальнейшей разработки её теории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быховская, И.М. Здоровье как практическая аксиология тела / И.М. Быховская // Мир психологии. - 2000. - № 1 (21). - С. 82-89.

2. Выдрин, В.М. Физическая культура культуры личности и общества (опыт историко-мето-дологического анализа проблем) / В.М. Выдрин ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2004. - 153 с.

3. Орлов, А.С. Социология рекреации / А.С. Орлов. - М. : Наука, 1995. - 118 с.

4. Эльмурзаев, М.А. Введение в теорию физической рекреации : учебное пособие / М.А. Эльмурзаев. - СПб. : Изд-во Политехнического университета, 2015. - 249 с.

REFERENCES

1. Bykhovskaya, I.M. (2000), Health as a practical axiology of the body, The world of psychology, No. 1 (21), pp. 82-89.

2. Vydrin, V.M. (2004), Physical culture of culture of the individual and society (experience of historical and methodological analysis of problems), St. Petersburg.

3. Orlov, A.S. (1995), Sociology of recreation, Nauka, Moscow.

4. Elmurzaev, M.A. (2015), Introduction to the theory of physical recreation : tutorial, publishing house Polytechnic University, St. Petersburg.

Контактная информация: m.a.08@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.