УДК 316.012 Васин Евгений Николаевич
соискатель кафедры социологии,
политологии и права
Института по переподготовке
и повышению квалификации
преподавателей гуманитарных и социальных наук
Южного федерального университета (ИППК ЮФУ)
тел.: (863) 264-19-12
ГЕНЕЗИС ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВАХ
Vasin Evgeniy Nikolaevich
post-graduate student of the chair of sociology,
politology and law, Institute for retraining and advanced training of teachers of humanitarian and social sciences, Southern Federal University tel.: (863) 264-19-12
GENESIS OF STATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN EUROPEAN STATES
Аннотация:
В статье анализируются подходы и социальные проблемы, связанные с развитием государственной социальной ответственности в современной послевоенной Европе. Автор рассматривает практические сложности, связанные с реализацией идей об ответственности правового, рыночного и демократического государства за социальное благополучие перед гражданами в мультикультурном и межконфессиональ-ном окружении, и указывает, что дальнейшее развитие Евросоюза будет происходить только по пути повышения общей социальной ответственности государства.
Ключевые слова:
ЕС, гражданское общество, государство, социальная ответственность, демократическое общество, мультикультурное сообщество.
The summary:
This article analyzes the attitudes and social problems associated with the development of government social responsibility in today's post-war Europe. The author examines the practical difficulties associated with the implementation of ideas about legal liability, market and democratic state as the social welfare of the citizens in a multicultural and interfaith environment, and indicates that further development of the EU will only take place on ways to improve corporate social responsibility of the state.
Keywords:
EU, civil society, state, social responsibility, democratic society, multicultural community.
Вопросы государственной социальной ответственности тесно связаны с необходимостью государственного и наднационального правового воздействия и контроля за экономическим и социальным благополучием граждан. На догосударственной стадии общественного развития, социальной ответственности как нормативного атрибута не было и быть не могло. В тех условиях индивид не просто находился во власти непознанных законов, но и к самой природе относился как к продолжению самого себя, а сами отношения между людьми характеризовались личной зависимостью. Однако такая зависимость имела положительный смысл: люди приумножали свои силы путем их сложения. Это одновременно означало и возникновение первичных групповых отношений, нормативной основой которых являлись доправовые социальные нормы. Взаимозависимость людей друг от друга привела к образованию первых норм социальной ответственности, когда государства стали создавать целевые запасы зерна на случай войны или голода. Сохранение целого в виде государства выступало главным в жизнедеятельности такого общества, а человек рассматривался лишь в роли средства для достижения этой цели. Естественно, что с точки зрения современных юридических концепций социальные права нарушались постоянно. Но причиной здесь выступала неразделенность индивидуального и группового сознания.
Вообще, история свидетельствует, что в наиболее откровенных и грубых формах нарушение социальных прав происходит в условиях, когда имело место слияние политической и экономической власти и ее концентрация в одних руках. Только на новой, постиндустриальной стадии развития общества, которая характеризуется подлинной зрелостью демократических форм его экономической, социальной и политической организации, возникают качественно новые отношения между человеком и обществом. Именно в таком обществе, с присущими ему развитыми формами политической демократии, становится возможным реальное и всеобщее участие в управлении общественными процессами. Тем самым становится возможным достижение общедемократического идеала взаимоотношений человека с обществом и государством в соответствии с требованием: «Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Переход к такому обществу - это длительный исторический процесс, который
носит еще незавершенный характер, по крайней мере, в отдельных регионах и странах Европы. А социальная защита - это инструмент, позволяющий облегчить подобный переход, а также реализовать еще одну особенность правового общества: социальную ответственность государства перед личностью.
Вопросы согласования нормативно-правовых приоритетов между обществом и государством являются довольно сложными. В историческом плане в характеристике государственной социальной ответственности как нормативно-правовой формы взаимоотношений политической власти и общества можно проследить различные концептуальные подходы к оценке форм такого взаимодействия и, соответственно, к анализу природы основных прав человека. Один из них (С.А. Авакьяна, Н.А. Боброва, В.А. Виноградов, Т.Д. Зражевская, В.В. Игнатенко, С.А. Левицкий, В.В. Серебрянников, Н.М. Колосова, Ж.И. Овсепян и др.) основан на характеристике социальной ответственности как категории конституционной, правовой и октроированной, исходящей от государства и установленной государством с целью достижения политических целей. В этом случае ответственность государства рассматривается не как естественный, а как дарованный властями способ заботы государством о своих гражданах.
Во втором подходе (Б.Г. Капустин, Н.В. Кроткова, А.Ф. Плахотный, А. Этциони, П. Рое и др.) социальная ответственность рассматривается как совокупность определенных естественных социальных обязанностей государства, которые в значительной степени формировались под влиянием нравственных категорий морали, добра и справедливости. Поскольку исторический опыт доказывает особую уязвимость социальных меньшинств, они нуждаются в дополнительном правовом статусе и защите. Положительная особенность подобной трактовки заключается в том, что естественный потенциал социальной ответственности как бы удваивается. Он определяется в этом случае не только теми факторами, которые вытекают из природы общества, физиологических характеристик человека и естественных человеческих потребностей, в том числе и социальных потребностей по отношению к обществу. И не только тем, что социальная ответственность складывается объективно, в результате социального и экономического развития.
Заключая в себе глубинные характеристики социального и правового положения человека в обществе и государстве, государственная социальная ответственность является в то же время важным качественным показателем зрелости всей системы государственно-общественных отношений. Она выступает в качестве критерия уровня экономического развития государства, степени профессионализма административных чиновников, развития гражданской самоорганизации населения и степени демократических проявлений в государственной и общественной жизни. К примеру, конечной целью процессов современной евроинтеграции является создание социально-экономического пространства без внутренних границ, в котором обеспечивались бы единые социальные стандарты и другие признанные социально-экономические свободы. Так, расширение на Восток и принятие новых членов в ЕС тесно связано с соблюдением ими определенных условий, которые получили название «копенгагенских критериев». Эти критерии хорошо известны: каждая страна-кандидат должна добиться стабильности социальных институтов, гарантирующих сохранение демократии, законности, соблюдение социальных прав человека, уважение и защиту прав меньшинств. В ней также должна существовать развитая рыночная экономика, бюджетный дефицит не ниже установленного Евробанком уровня, гарантированное социальное обеспечение граждан - стран Евросоюза в случаях болезни, временной потери трудоспособности, безработицы и т.д. Единые общеевропейские социально-экономические стандарты должны стать основой европейской экономической политики и развития экономики, которая могла бы выдерживать конкуренцию с экономическими системами Китая, США или Японии.
Для контроля над соблюдением социально-экономических стандартов в Европе были созданы специальные надгосударственные органы, которые традиционно повышенное внимание уделяют защите социально-экономических прав человека и контролю за соблюдением государствами минимальных социальных стандартов. Причины в том, что в относительно замкнутой европейской системе несоблюдение хотя бы одним государством общепринятых социальных стандартов тут же ставит под сомнение социально-экономическую политику всех других европейских государств. Например, низкий уровень минимальной заработной платы в странах Восточной Европы тут же заставляет людей массово уезжать из Латвии, Эстонии, Польши и пр. в высокоразвитые Францию и Германию. Это увеличивает бюджетную нагрузку на экономику промышленно развитых стран, приводит к множеству межнациональных и межконфессиональных проблем и в целом подрывает устойчивость социально-экономического развития таких государств. Поскольку современные государства соединены практически неразрывно множеством уз и связей (миграционными, экономическими, культурными и пр.), то для отдельной страны практически невозможно быть социально безответственной и не причинить вред своим соседям. Эта структурная проблема является вариацией на тему проблема коллективных действий, при которых индивидуальных
эгоизм отдельных социальных акторов постепенно разрушает общий коллективный ресурс доверия, и тем самым подрывает устойчивость самих индивидуальных агентов.
В основе подобного телеологического отношения лежит идея, что европейские законодательство на наднациональном уровне призвано защитить человека от власти (точнее сказать, от случаев произвольной трактовки властями своих социальных обязанностей по отношению к человеку) и представить ему определенные гарантии в отношении последней. Даже если государственные власти отдельной страны сознательно хотят ограничить социально-экономические своих граждан и лишить их полностью или частично государственной социальной поддержки, даже когда в спорных случаях под вопрос ставятся права граждан в отношениях с властью, в принципе применяется положения европейского законодательства, даже если положения национальных законов трактуют те или иные права индивида несколько по-другому.
В Европе концепция социальной ответственности государства основана на реалистической идее, что государство должно отчитываться за свои действия и осуществляемую министерствами, департаментами и ведомствами социально-экономическую политику. Государство полностью несет ответственность за все события, происходящие на его территории, даже если эти события происходят за пределами, которые фактически контролируют государственные власти, поскольку отсутствие фактического контроля, например, за выплатами пенсий или пособий на конкретной территории или за конкретными чиновниками, которые могут присваивать государственные бюджетные средства, предназначенные на выплаты малообеспеченным, не снимает ответственность с государства в целом, за неумение властей организовать административную работу таким образом, чтобы перераспределение экономической государственной помощи нуждающимся не сопровождалось коррупционными скандалами и не подрывалось низким уровнем профессионализма конкретных чиновников. Даже действия официальных лиц, квалифицируемые как превышение полномочий, могут повлечь за собой социальную ответственность государства в случаях, если превышение полномочий осуществляет уполномоченное государством должностное лицо. Если, например, в России преступления против жизни, достоинства или имущества граждан осуществляют сотрудники служб безопасности или органов внутренних дел, то государство несет полную социальную ответственность по выплате пострадавшим всех причитающихся им пособий и компенсаций и наказанию виновных, с которых после вступления в законную силу приговора суда государственные власти могут взыскать соответствующие издержки в регрессивном порядке. Главным в рассматриваемых в суде случаях нарушения социальных прав индивида и группы является фактическое поведение властей, если, конечно, это поведение несовместимо с правовыми обязанностями и нормами цивилизованных государств. Не выполнение государством своих социальных обязательств на национальном уровне может привести к судебным процессам на наднациональном уровне.
Таким образом, можно сказать, что естественные исторические и культурные традиции государственной социальной ответственности должны быть подкреплены значительным массивом нормативных документов и актов, которые отстаивают и защищают социальноэкономические права человека. Безусловно, традиции защиты минимальных социальных стандартов уже достаточно укоренены в общественный дискурс и политическую практику национального европейского государства, однако в условиях глобализации и трансформации политических и социальных основ общества особое значение приобретает развитие и защита социально-экономических прав отдельных групп, которые с социальной точки зрения выглядят наиболее уязвимыми. Конечно, исторически Европа была более обеспокоена именно социальными правами отдельного человека, что являлось следствием особого цивилизационного развития. Но со временем в области юридической практики произошел сдвиг к созданию транснациональных механизмов, призванных защищать права отдельных групп, в частности права социальных меньшинств (пожилых, женщин, одиноких матерей и пр.).
В целом, для политики государственной социальной ответственности современной Европы характерно стремление наиболее полно защитить социально-экономические права меньшинств, причем меньшинств не только национальных и этнических, но и гендерных, и религиозных. Безусловно, для отдельных групп необходим дифференцированный подход, но в своей основе социальная защита их государством едина. Например, Европейский суд по правам человека неоднократно подчеркивал, что хотя демократия и означает власть большинства, она не подразумевает, что права человека или отдельной социальной группы должны всегда приноситься в жертву большинству. Демократия означает учет мнения меньшинства в обществе, даже если это мнение выглядит неправильным, ошибочным или нелогичным для представителей главных социальных слоев и экономически обеспеченных групп. Иначе говоря, степень развития демократии в обществе напрямую зависит от степени социально-экономической защищенности меньшинства от большинства, поскольку далеко не все слои экономически уязвимого
населения могут самостоятельно выбраться из бедности. Часто причина не в недостатке индивидуальных усилий или профессионального образования, а в структурных ограничениях и таге-тированной дискриминации.
Государственная социальная ответственность предполагает наиболее полное расширение социально-экономических возможностей у социальных, этнических, религиозных и пр. меньшинств. С одной стороны, это последовательная реализация общегуманистических и демократических ценностей и идей равенства возможностей для самореализации и возможностей для удовлетворения основных социальных потребностей, закрепленных в основополагающих международных документах и соглашениях. И здесь западные государства часто выступают лидерами в установлении социальных стандартов и практике правоприменения. На них смотрят и равняются все остальные страны и континенты. С другой стороны, задача по расширению социально-экономических возможностей у меньшинств является политической, поскольку призвана помочь в преодолении «демократического дефицита», имеющегося в настоящее время в государствах Восточной и Центральной Европы. Одной из актуальных сложностей здесь является проблема правового и административного применения Дублинской конвенции 1990 г., которая определяет государство, ответственное за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища. Однако в настоящее время ряд правозащитных и общественных организаций свидетельствуют, что некоторые положения данной конвенции носит недостаточно четкий, недоработанный, а по существу, - и взаимоисключающий характер. Решение возникающих здесь правовых коллизий может значительно облегчить и упростить перемещение беженцев и вынужденных переселенцев с территории Восточной Европы в Европу Западную. Или хотя бы снизить миграционную нагрузку с отдельных государств и регионов Восточной Европы.
Социальная ответственность современных государств в значительной степени отражается в ценностном и дискурсном явлении, которое в настоящее время известно как «политкорректность», которая направлена на наилучшую защиту прав человека и особенно меньшинств от диффамации и злоупотреблений. Подобная защита достигается несколькими путями. Во-первых, законодательно ограничивается деятельность групп, проповедующих расизм и нетерпимость по отношению к любым меньшинствам. Защита прав меньшинств подразумевает борьбу против пренебрежительного отношения к человеческой личности, а также стремление к снижению уровня нетерпимости в современном обществе. И в этом отношении законодательство развитых стран следует в русле известной гуманистической традиции: «Более уязвимым нужно больше прав».
Политкорректность ограничивает выражение интолерантности к социальным, этническим и национальным меньшинствам, что в свою очередь, препятствует распространению ксенофобии и экстремизма. Однако ее оборотной стороной выступает опасность возникновения «позитивной дискриминации». Ряд экспертов высказывают такую точку зрения: социальные пособия, и льготы не могут быть равнозначны полноценной интеграции групп меньшинств и а в единое сообщество. Напротив, в некоторых случаях они приводят к иждивенчеству, отрицательному отношению к социальным и политическим институтам общества и государства, а также к росту радикальных настроений, особенно у тех групп молодежи, которые являются иммигрантами во вторым или третьем поколениях. Это так называемый «негативный» или «отрицательный» уровень государственной социальной ответственности, который находит свое юридическое воплощение в применении государственными властями запретительных методов в регулировании социальных проблем. В этом плане концепция негативной социальной ответственности государства составляет основу доктрины консервативного либерализма. Вместе с тем абсолютизация негативного метода регулирования взаимоотношений индивида с обществом и государством может привести к глубоким деформациям в социально-экономическом положении уязвимых групп, что вытекает из философских основ негативной свободы.
Современные государства - это соединение самых разнообразных сообществ, этнических и религиозных групп, культур и языков. Так, например, в странах ЕС сообщества мусульман насчитывают уже более 15 миллионов человек. Очевидные трудности, с которыми сталкивается большинство мигрантов, включают плохое владение языком, не знание обычаев и ожиданий новой страны (то, что современные социологи называют «культурными разрывами»), ограниченные экономические возможности, плохие жилищные условия, дискриминация и то, что социальные психологи относят к «стрессам аккультурации». В свою очередь, нежелание части иммигрантов/меньшинств ассимилироваться дополняется нежеланием большинства коренного и титульного населения жить бок о бок с беспокойными соседями, в результате чего и возникают гетто и межэтнические конфликты.
Государственная социальная ответственность фиксирует наиболее сущностные и принципиальные связи между обществом и индивидом, а также между государством и гражданами.
Важным структурным компонентом системы социальной защиты выступает возможность ее общественно-политической поддержки со стороны гражданского общества. Подобную возможность структурирования «социальных кругов», к которым принадлежит человек и в рамках которых он удовлетворяет свои интересы, сложно переоценить.
Таким образом, государственная социальная ответственность - это не просто совокупность отдельных мер по социальной защите вообще, а сложная институциональная система и комплекс экономических и правовых возможностей, охватывающих все сферы общественной жизнедеятельности. Государственная социальная ответственность неделима, как неделима и вся система основных социальных прав, свобод и обязанностей. Поэтому речь может идти не о большей или меньшей значимости тех или иных социальных прав, не об отдельном приоритете государства над обществом или наоборот, а об их конкретной функциональной роли и особенностях проявления в социальной системе. В этом отношении, цель государственной социальной ответственности, их главное назначение и сущностная характеристика заключаются в том, чтобы обеспечить социальную свободу, независимость и возможности реализации человеческой индивидуальности.