Секция «Концепции современного естествознания»
Результаты приведены в виде графиков на рисунках 1-3. Реакция считается возможной при положительном значении АО. Очевидно, запрещенным вариантом является первая группа реакций из-за несостоятельности конечной реакции образования оксида алюминия (рис. 1). Ограничения накладываются и на второй вариант образования оксида алюминия. Реакции являются разрешенными, только в диапазоне 0...700 °С (рис. 2). Полностью разрешенным являются третий вариант образования оксида алюминия (рис. 3). Согласно правилу ступеней Оствальда энергетически выгоднее протекание для системы реакции образования оксида алюминия у-фазы, которая со
временем при благоприятных условиях переходит в модификацию а-А1203 при 700-800 °С. Из чего можно сделать вывод о том, что формирование покрытия, содержащего в основе твердый слой, происходит только по последнему варианту.
Температурные значения, в первую очередь, пропорционально связаны с плотностью тока. Регулируя плотность тока можно управлять качеством покрытия, определяя через температуру наиболее вероятный вариант протекания реакций, обеспечивающий необходимую структуру и свойства покрытия.
© Дербень Т. А., 2013
УДК 669.713.7
Т. Ю. Дукуп Научный руководитель - В. П. Жереб Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ГЕНЕЗИС ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ПРИНЦИПА СОХРАНЕНИЯ
Обобщены представления о законах сохранения в физике и показано, что эти фундаментальные законы формируют представление о фундаментальном научном принципе сохранения
Известные слова древнегреческого мыслителя Эм-педокла о том, что ничто в мире не происходит из ничего и не исчезает бесследно, послужили основой обоснования фундаментального принципа сохранения, когда выделяется некая перманентная сущность, которая может переходить из одной формы в другую в эквивалентном количестве.
Уникальность данного принципа в том, что он распространяется на всю реальность и лежит в основе концепции современного естествознания, наддисци-плинарный характер которого позволяет понять, прогнозировать состояния различных явлений природы, в том числе и нефизической, например экономических, этнических, экологических и других.
Примером одной из форм перманентной сущности является энергия, которая, следуя древнегреческой традиции, определяется как нечто, за счет чего совершается деятельность, работа. Очевидно, что такое определение энергии позволяет находить аналоги в явлениях любой природы. Так, аналогом энергии в экономических системах является капитал, а в этнических - пассионарность.
Классическим примером действия фундаментального принципа сохранения является и закон сохранения полной энергии механического объекта в области физики, закон сохранения вещества и закон постоянства состава в химии.
Закон сохранения вещества лежит в основе глобальной экологической проблемы - утилизации сва-
лок, более того, сейчас мы говорим уже о космическом мусоре и вытекающих отсюда последствиях.
Даже школьник может рассказать нам о принципе сохранения, приводя в пример процесс круговорота воды в природе, однако, в гуманитарных областях действие данного принципа, на мой взгляд, сложнее, потому что здесь наддисциплинарный характер современного естествознания проявляется в более широкой области: история, литература, лингвистика и другие дисциплины, как правило, тесно связаны с социологией, проявлением каких-либо общественных явлений.
Очевидно, что при формировании теоретических представлений в любой области знания, как естественнонаучной, так и гуманитарной, могут быть выделены аналогичные формы перманентной сущности и соответствующие им законы сохранения.
Можно бесконечно рассуждать о проявлении принципа сохранения в самых разных областях познания, но одним из ярчайших примеров перманентной сущности будет, пожалуй, сам человек.
Библиографическая ссылка
1. Жереб В. П., Снежко А. А., Ивасев С. С. Концепции современного естествознания ; СибГАУ. Красноярск, 2009. 132 с.
© Дукуп Т. Ю., 2013