Научная статья на тему 'Генезис филокатолицизма в русской религиозной философии'

Генезис филокатолицизма в русской религиозной философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
298
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОКАТОЛИЦИЗМ / РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / НОВЫЙ ТЕРМИН / FILOKATOLITSIZM / RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY / A NEW TERM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ермолин Александр Викторович

Автор вводит в научный оборот новый термин «филокатолицизм», рассматривает причины и предпосылки его появления и внутреннее содержание, анализирует филокатолицизм как перманентное явление в русской религиозной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of Filokatolitsizm in Russian Religious Philosophy

The author introduces a new scientific revolution, the term "filokatolitsizm", examines the causes and conditions of its appearance and internal content. The author analyzes the phenomenon as permanent filokatolitsizm in Russian religious philosophy.

Текст научной работы на тему «Генезис филокатолицизма в русской религиозной философии»

УДК 008:001.14

А. В. Ермолин

Генезис филокатолицизма в русской религиозной философии

Автор вводит в научный оборот новый термин «филокатолицизм», рассматривает причины и предпосылки его появления и внутреннее содержание, анализирует филокатолицизм как перманентное явление в русской религиозной философии.

Ключевые слова: филокатолицизм, русская религиозная философия. Новый термин. А. V. Ermolin

Genesis of Filokatolitsizm in Russian Religious Philosophy

The author introduces a new scientific revolution, the term "filokatolitsizm", examines the causes and conditions of its appearance and internal content. The author analyzes the phenomenon as permanent filokatolitsizm in Russian religious philosophy.

Keywords: filokatolitsizm, Russian religious philosophy, a new term.

При изучении русской религиозной философии мы зачастую сталкиваемся с проблемой не-исследованности большого пласта информации, касающегося отношения многих русских мыслителей к католицизму. Имеющиеся по данному направлению исследования зачастую характеризуются фрагментарностью и не осмысливают всю проблему в целом, не исследуют причинно-следственные связи формирования того или иного отношения к католицизму, а также динамику изменения этого отношения.

В современной философской науке по данной проблематике отсутствуют не только специальные исследования, но и специальная терминология, которая могла бы охарактеризовать всю систему отношения к католицизму таких великих мыслителей, как В. С. Соловьев, Л. П. Карсавин и отец Сергий Булгаков. Таким образом, в данном случае можно использовать термин «филокатолицизм».

В современной философской науке и теологии не существует термина «филокатолицизм», поэтому автор предпринимает попытку ввести его в научный оборот.

Таким образом, автор предлагает следующее определение: филокатолицизм - система философских, общественно-политических и религиозных взглядов, для которой характерно отведение католицизму ведущего места в культурной, общественно-политической и религиозной жизни страны.

Филокатолицизм в русской мысли - сложное философское и общественно-политическое явление, перманентное для цивилизационного развития России и теоретически оформившееся во второй половине XIX в.

С учетом данных выше определений филока-толицизм характеризуют следующие признаки:

Во-первых, признание примата Римской Католической Церкви. По мнению многих представителей данного направления, кардинальная историческая ошибка России заключалась именно в выборе православия, а не католицизма, что способствовало ориентации ее геополитики в русле византийской традиции. Для цивилизационного пути России принятие православия, по их мнению, означало изоляцию от западной культуры и европейской цивилизации, что, в свою очередь, негативно сказалось на всем развитии нашего государства. Цивилизационный путь под гегемонией католицизма понимается как прогрессивный и вводящий страну в русло европейской цивилизации.

Во-вторых, предпочтение духовной жизни и мистики католицизма. По мнению многих представителей филокатолицизма, католицизм характеризуется полнотой богословской истины, а католическая догматика, в свою очередь, - это полнота богословской мысли и подлинное воплощение Предания и традиций Церкви.

Помимо этого, при оценке духовной жизни католицизма представителями филокатолическо-го направления в русской религиозно-

© Ермолин А. В., 2012

философской мысли традиционно дается положительная оценка духовного опыта Католической Церкви. Будь это исследование мистики блаженной Анджелы или очерки по истории католического монашества и аскетики, в них обязательно присутствует позитивная оценка. В тех случаях, когда делается сравнительный анализ православной и католической мистики и духовной жизни, преимущество, несомненно, отводится католицизму.

Исторические рамки филокатолицизма определить довольно проблематично, так как становление филокатолицизма автор относит к периоду зарождения самостоятельной русской философии, то есть Х1Х-ХХ вв.

Поскольку филокатолицизм существует лишь в рамках самостоятельной философской системы, необходимо пояснить принцип разделения автором истории русской философии на составляющие, а именно «философскую систему» и «философскую мысль».

Во-первых, необходимо подчеркнуть, что русская философская мысль зародилась вместе с принятием христианства. Первый этап русской философской мысли теснейшим образом связан с традициями византийского богословия и зачастую во многих своих положениях использует идеи Дионисия Ареопагита, Григория Паламы, и других святых отцов Церкви.

Во-вторых, зарождение собственно русской философии и появление самостоятельных философских систем относится к более позднему периоду XIX в. По праву первым русским философом можно считать В. С. Соловьева.

Отсюда, говорить о филокатолицизме как упорядоченной системе взглядов мы можем лишь после появления самостоятельной русской философии и оригинальных философских систем. До этого мы имеем возможность говорить не о фи-локатолицизме как целостной и законченной системе, а лишь о тенденции подобного отношения к западному миру в целом и католицизму в частности.

Помимо этого, в термине «филокатолицизм» необходимо выделить две сущностные составляющие: это филокатолицизм как мода и как религиозное диссидентство.

Филокатолицизм как мода понимается как тенденция, имевшая место в среде русского дворянства и интеллигенции, заключавшаяся в увлечении католицизмом, католической мистикой и духовной жизнью.

Филокатолицизм как религиозное диссидентство отображает взгляды той части русского дворянства и интеллигенции, которая выражала таким образом свой протест против существующего строя. К этой группе принадлежат такие личности, как священник князь Волконский, декабрист Лунин и многие другие.

У истоков филокатолицизма в русской религиозной философии как целостной системы взглядов стояли такие выдающиеся философы, как В. С. Соловьев, Л. П. Карсавин и о. Сергий Булгаков.

При анализе их взглядов было обнаружено, что отношение к католицизму проходит три стадии.

Первая стадия отношения к католицизму характеризуется восторженными, оптимистичными взглядами на католический мир. Такое отношение мы встречаем в «России и Вселенской Церкви» В. С. Соловьева, в «Католичестве» [6] Л. П. Карсавина, размышлениях «У стен Хирсо-ниса» [4] отца Сергия Булгакова.

В это время названные философы выступают с позиций рационализма, в том числе и в вопросах духовной жизни и мистики. Учитывая, что религия состоит из трех компонентов (церковно-административное устройство, вероучение и духовная жизнь), автором была обнаружено, что на данном этапе все вышеперечисленные философы центр своего интереса сводили именно к церков-но-административной стороне католицизма. В. Соловьев, равно как и С. Булгаков, видели в католицизме идеальное административное устройство, все то, чего не хватало восточному христианству. Л. Карсавин в данном случае несколько отстоит от них, так как выступает в качестве историка и его интересует не история Церкви как таковой, а история мистики и духовной жизни.

Мистическому компоненту на данном этапе все три философа уделяют мало внимания. Соловьев еще не осознает всей глубины восточной мистики, равно как и отец Сергий Булгаков. Лев Карсавин в это время, занимаясь католической мистикой как историк, пытается привнести в исследование рациональный элемент и рационально объяснить иррациональное.

Однако под влиянием целого ряда причин (изменения философских позиций, личного духовного опыта и исканий, разочарования в части собственных взглядов, внешних объективных причин) происходит изменение отношения к католицизму во втором периоде творческого пути. В это время В. С. Соловьев разочаровывается в

306

А. В. Ермолин

возможностях скорейшей результативной унии, Л. П. Карсавин пишет «Уроки отреченной веры», где отрекается от своих филокатолических взглядов, изложенных в «Католичестве» [6], отец Сергий Булгаков начинает создавать цикл полемических работ по проблемам православного и католического диалога («О Ватиканском догмате» [3], «Купина неопалимая» [1], «Невеста Агнца» [2] и др.).

В это время происходит смена философских ориентиров и постепенный отход от рационализма к иррационализму, что, в свою очередь, сказывается и на отношении к католицизму.

Завершающий период можно условно назвать периодом подведения итогов.

Философы окончательно отказываются от рационализма и рациональных попыток объяснения иррационального. На данном этапе мыслители опираются не на логику, а на глубокий духовный опыт православного Востока, что накладывает существенный отпечаток на их отношение к католицизму.

В. С. Соловьев, отказавшийся от идеи скорейшего воссоединения Церквей, единство христианского мира теперь относит к постисторическому времени. Его «Повесть об антихристе» [7] является примером эсхатологических мыслей позднего творческого периода. Л. П. Карсавин, оказавшись в лагере, переосмысливает свое отношение к католицизму, а его «Поэма о смерти» посвящена метафизическим вопросам смысла жизни. Отец Сергий Булгаков подводит итог своим богословским и философским взглядам в работе "Una Sancta" [5], где пишет о христианском единстве как результате духовного и территори-ально-юрисдикционного роста православия.

Таким образом, В. С. Соловьев, Л. П. Карсавин и о. Сергий Булгаков, пройдя опыт филока-толицизма, осознали, что переход из одной юрисдикции в другую и попытки уний не имеют реального результата. В свою очередь, восстановление собственной русской богословской мысли, чем занимался Парижский Свято-Сергиевский университет, позволило русской мысли подойти к новым высотам - пониманию необходимости возвращения к традициям Святых Отцов. Глубокие и фундаментальные исследования в области патрологии и патристики, начатые в Париже, смогли создать такое направление в теологии и философии, как «неопатристи-ческий синтез», что существенно обогатило и продолжает обогащать как православную теоло-

гию, так и русскую философскую и религиозно-философскую мысль.

В заключение автор хотел бы выразить надежду, что в современном мире православно-католический диалог будет основываться на глубоком и фундаментальном изучении основ богословия и философии, что позволит взаимно обогатить как православную, так и католическую стороны.

Библиографический список

1. Булгаков Сергий, протоиерей. Купина неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери [Текст] // Малая трилогия. - М.: Издательство общедоступного православного университета, основанного протоиереем Александром Менем. - С. 9-166.

2. Булгаков Сергий, протоиерей. Невеста Агнца [Текст]. - М.: Издательство общедоступного православного университета, основанного протоиереем Александром Менем, 2006. - 656 с.

3. Булгаков Сергий, протоиерей. О Ватиканском догмате [Текст] // Путь Парижского богословия. - М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2007. - С. 158-219.

4. Булгаков, С. Н. У стен Хирсониса [Текст] / С. Н. Булгаков. - СПб.: Дорваль, Лига, Гарт, 1993. -160 с.

5. Булгаков Сергий, протоиерей. Una Sancta. Основания экуменизма [Текст] // Путь Парижского богословия. - М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2007. - С. 546-556.

6. Карсавин, Л. П. Католичество [Текст] / Л. П. Карсавин. - Петроград, 1918. - 155 с.

7. Соловьев, В. С. Краткая повесть об антихристе [Текст] / В. С. Соловьев // Собрание сочинений: в 12 тт. - Брюссель, 1966-1968. - Т. Х. - С. 193-221.

8. Соловьев, В. С. Россия и вселенская церковь [Текст] / В. С. Соловьев // Собрание сочинений: в 12 тт. - Брюссель, 1966-1968. - Т. XI. - С. 143-350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.