УДК 008:001.14
А. В. Ермолин
Генезис филокатолицизма в русской религиозной философии
Автор вводит в научный оборот новый термин «филокатолицизм», рассматривает причины и предпосылки его появления и внутреннее содержание, анализирует филокатолицизм как перманентное явление в русской религиозной философии.
Ключевые слова: филокатолицизм, русская религиозная философия. Новый термин. А. V. Ermolin
Genesis of Filokatolitsizm in Russian Religious Philosophy
The author introduces a new scientific revolution, the term "filokatolitsizm", examines the causes and conditions of its appearance and internal content. The author analyzes the phenomenon as permanent filokatolitsizm in Russian religious philosophy.
Keywords: filokatolitsizm, Russian religious philosophy, a new term.
При изучении русской религиозной философии мы зачастую сталкиваемся с проблемой не-исследованности большого пласта информации, касающегося отношения многих русских мыслителей к католицизму. Имеющиеся по данному направлению исследования зачастую характеризуются фрагментарностью и не осмысливают всю проблему в целом, не исследуют причинно-следственные связи формирования того или иного отношения к католицизму, а также динамику изменения этого отношения.
В современной философской науке по данной проблематике отсутствуют не только специальные исследования, но и специальная терминология, которая могла бы охарактеризовать всю систему отношения к католицизму таких великих мыслителей, как В. С. Соловьев, Л. П. Карсавин и отец Сергий Булгаков. Таким образом, в данном случае можно использовать термин «филокатолицизм».
В современной философской науке и теологии не существует термина «филокатолицизм», поэтому автор предпринимает попытку ввести его в научный оборот.
Таким образом, автор предлагает следующее определение: филокатолицизм - система философских, общественно-политических и религиозных взглядов, для которой характерно отведение католицизму ведущего места в культурной, общественно-политической и религиозной жизни страны.
Филокатолицизм в русской мысли - сложное философское и общественно-политическое явление, перманентное для цивилизационного развития России и теоретически оформившееся во второй половине XIX в.
С учетом данных выше определений филока-толицизм характеризуют следующие признаки:
Во-первых, признание примата Римской Католической Церкви. По мнению многих представителей данного направления, кардинальная историческая ошибка России заключалась именно в выборе православия, а не католицизма, что способствовало ориентации ее геополитики в русле византийской традиции. Для цивилизационного пути России принятие православия, по их мнению, означало изоляцию от западной культуры и европейской цивилизации, что, в свою очередь, негативно сказалось на всем развитии нашего государства. Цивилизационный путь под гегемонией католицизма понимается как прогрессивный и вводящий страну в русло европейской цивилизации.
Во-вторых, предпочтение духовной жизни и мистики католицизма. По мнению многих представителей филокатолицизма, католицизм характеризуется полнотой богословской истины, а католическая догматика, в свою очередь, - это полнота богословской мысли и подлинное воплощение Предания и традиций Церкви.
Помимо этого, при оценке духовной жизни католицизма представителями филокатолическо-го направления в русской религиозно-
© Ермолин А. В., 2012
философской мысли традиционно дается положительная оценка духовного опыта Католической Церкви. Будь это исследование мистики блаженной Анджелы или очерки по истории католического монашества и аскетики, в них обязательно присутствует позитивная оценка. В тех случаях, когда делается сравнительный анализ православной и католической мистики и духовной жизни, преимущество, несомненно, отводится католицизму.
Исторические рамки филокатолицизма определить довольно проблематично, так как становление филокатолицизма автор относит к периоду зарождения самостоятельной русской философии, то есть Х1Х-ХХ вв.
Поскольку филокатолицизм существует лишь в рамках самостоятельной философской системы, необходимо пояснить принцип разделения автором истории русской философии на составляющие, а именно «философскую систему» и «философскую мысль».
Во-первых, необходимо подчеркнуть, что русская философская мысль зародилась вместе с принятием христианства. Первый этап русской философской мысли теснейшим образом связан с традициями византийского богословия и зачастую во многих своих положениях использует идеи Дионисия Ареопагита, Григория Паламы, и других святых отцов Церкви.
Во-вторых, зарождение собственно русской философии и появление самостоятельных философских систем относится к более позднему периоду XIX в. По праву первым русским философом можно считать В. С. Соловьева.
Отсюда, говорить о филокатолицизме как упорядоченной системе взглядов мы можем лишь после появления самостоятельной русской философии и оригинальных философских систем. До этого мы имеем возможность говорить не о фи-локатолицизме как целостной и законченной системе, а лишь о тенденции подобного отношения к западному миру в целом и католицизму в частности.
Помимо этого, в термине «филокатолицизм» необходимо выделить две сущностные составляющие: это филокатолицизм как мода и как религиозное диссидентство.
Филокатолицизм как мода понимается как тенденция, имевшая место в среде русского дворянства и интеллигенции, заключавшаяся в увлечении католицизмом, католической мистикой и духовной жизнью.
Филокатолицизм как религиозное диссидентство отображает взгляды той части русского дворянства и интеллигенции, которая выражала таким образом свой протест против существующего строя. К этой группе принадлежат такие личности, как священник князь Волконский, декабрист Лунин и многие другие.
У истоков филокатолицизма в русской религиозной философии как целостной системы взглядов стояли такие выдающиеся философы, как В. С. Соловьев, Л. П. Карсавин и о. Сергий Булгаков.
При анализе их взглядов было обнаружено, что отношение к католицизму проходит три стадии.
Первая стадия отношения к католицизму характеризуется восторженными, оптимистичными взглядами на католический мир. Такое отношение мы встречаем в «России и Вселенской Церкви» В. С. Соловьева, в «Католичестве» [6] Л. П. Карсавина, размышлениях «У стен Хирсо-ниса» [4] отца Сергия Булгакова.
В это время названные философы выступают с позиций рационализма, в том числе и в вопросах духовной жизни и мистики. Учитывая, что религия состоит из трех компонентов (церковно-административное устройство, вероучение и духовная жизнь), автором была обнаружено, что на данном этапе все вышеперечисленные философы центр своего интереса сводили именно к церков-но-административной стороне католицизма. В. Соловьев, равно как и С. Булгаков, видели в католицизме идеальное административное устройство, все то, чего не хватало восточному христианству. Л. Карсавин в данном случае несколько отстоит от них, так как выступает в качестве историка и его интересует не история Церкви как таковой, а история мистики и духовной жизни.
Мистическому компоненту на данном этапе все три философа уделяют мало внимания. Соловьев еще не осознает всей глубины восточной мистики, равно как и отец Сергий Булгаков. Лев Карсавин в это время, занимаясь католической мистикой как историк, пытается привнести в исследование рациональный элемент и рационально объяснить иррациональное.
Однако под влиянием целого ряда причин (изменения философских позиций, личного духовного опыта и исканий, разочарования в части собственных взглядов, внешних объективных причин) происходит изменение отношения к католицизму во втором периоде творческого пути. В это время В. С. Соловьев разочаровывается в
306
А. В. Ермолин
возможностях скорейшей результативной унии, Л. П. Карсавин пишет «Уроки отреченной веры», где отрекается от своих филокатолических взглядов, изложенных в «Католичестве» [6], отец Сергий Булгаков начинает создавать цикл полемических работ по проблемам православного и католического диалога («О Ватиканском догмате» [3], «Купина неопалимая» [1], «Невеста Агнца» [2] и др.).
В это время происходит смена философских ориентиров и постепенный отход от рационализма к иррационализму, что, в свою очередь, сказывается и на отношении к католицизму.
Завершающий период можно условно назвать периодом подведения итогов.
Философы окончательно отказываются от рационализма и рациональных попыток объяснения иррационального. На данном этапе мыслители опираются не на логику, а на глубокий духовный опыт православного Востока, что накладывает существенный отпечаток на их отношение к католицизму.
В. С. Соловьев, отказавшийся от идеи скорейшего воссоединения Церквей, единство христианского мира теперь относит к постисторическому времени. Его «Повесть об антихристе» [7] является примером эсхатологических мыслей позднего творческого периода. Л. П. Карсавин, оказавшись в лагере, переосмысливает свое отношение к католицизму, а его «Поэма о смерти» посвящена метафизическим вопросам смысла жизни. Отец Сергий Булгаков подводит итог своим богословским и философским взглядам в работе "Una Sancta" [5], где пишет о христианском единстве как результате духовного и территори-ально-юрисдикционного роста православия.
Таким образом, В. С. Соловьев, Л. П. Карсавин и о. Сергий Булгаков, пройдя опыт филока-толицизма, осознали, что переход из одной юрисдикции в другую и попытки уний не имеют реального результата. В свою очередь, восстановление собственной русской богословской мысли, чем занимался Парижский Свято-Сергиевский университет, позволило русской мысли подойти к новым высотам - пониманию необходимости возвращения к традициям Святых Отцов. Глубокие и фундаментальные исследования в области патрологии и патристики, начатые в Париже, смогли создать такое направление в теологии и философии, как «неопатристи-ческий синтез», что существенно обогатило и продолжает обогащать как православную теоло-
гию, так и русскую философскую и религиозно-философскую мысль.
В заключение автор хотел бы выразить надежду, что в современном мире православно-католический диалог будет основываться на глубоком и фундаментальном изучении основ богословия и философии, что позволит взаимно обогатить как православную, так и католическую стороны.
Библиографический список
1. Булгаков Сергий, протоиерей. Купина неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери [Текст] // Малая трилогия. - М.: Издательство общедоступного православного университета, основанного протоиереем Александром Менем. - С. 9-166.
2. Булгаков Сергий, протоиерей. Невеста Агнца [Текст]. - М.: Издательство общедоступного православного университета, основанного протоиереем Александром Менем, 2006. - 656 с.
3. Булгаков Сергий, протоиерей. О Ватиканском догмате [Текст] // Путь Парижского богословия. - М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2007. - С. 158-219.
4. Булгаков, С. Н. У стен Хирсониса [Текст] / С. Н. Булгаков. - СПб.: Дорваль, Лига, Гарт, 1993. -160 с.
5. Булгаков Сергий, протоиерей. Una Sancta. Основания экуменизма [Текст] // Путь Парижского богословия. - М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2007. - С. 546-556.
6. Карсавин, Л. П. Католичество [Текст] / Л. П. Карсавин. - Петроград, 1918. - 155 с.
7. Соловьев, В. С. Краткая повесть об антихристе [Текст] / В. С. Соловьев // Собрание сочинений: в 12 тт. - Брюссель, 1966-1968. - Т. Х. - С. 193-221.
8. Соловьев, В. С. Россия и вселенская церковь [Текст] / В. С. Соловьев // Собрание сочинений: в 12 тт. - Брюссель, 1966-1968. - Т. XI. - С. 143-350.