Научная статья на тему 'Генезис, эволюция и перспективы развития «Русских пробежек» в России'

Генезис, эволюция и перспективы развития «Русских пробежек» в России Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

CC BY
260
29
Поделиться
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИСТЫ / СПОРТ / ПРОБЕЖКИ / ТЕЛЕГОНИЯ / ОБЫВАТЕЛЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по политике и политическим наукам, автор научной работы — Портнов Алексей Александрович, Разумов Алексей Алексеевич

The process of changing the guidelines in attributes and ideological preferences of right-radical movements as a result of changing social and political situation in Russia is analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Генезис, эволюция и перспективы развития «Русских пробежек» в России»

Политика в фокусе

Алексей ПОРТНОВ, Алексей РАЗУМОВ

ГЕНЕЗИС, ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ «РУССКИХ ПРОБЕЖЕК» В РОССИИ

В статье анализируется процесс изменения ориентиров во внешней атрибутике и идеологических установках представителей праворадикальных движений вследствие изменившейся общественно-политической ситуации в России.

The process of changing the guidelines in attributes and ideological preferences of right-radical movements as a result of changing social and political situation in Russia is analyzed in the article.

Ключевые слова:

националисты, спорт, пробежки, телегония, обыватель, здоровый образ жизни; nationalists, sport, jogging, telegony, inhabitant, healthy way of life.

Вначале 90-х гг. ХХ в. в среде представителей российских ультраправых движений не было четко выраженного направления, призывающего сторонников и сочувствующих к воздержанию от употребления алкоголя и табакокурения, к ведению здорового образа жизни, хотя отдельные элементы этого проявлялись в общем тренде пропаганды ультраправых ценностей. Однако ситуация стала меняться в начале нулевых годов, когда участники праворадикальных группировок, оказавшись на острие атаки правоохранительных органов, потеряли свой приоритет на улицах и сами стали подвергаться реальной опасности нападения со стороны боевиков диаспор среднеазиатских и кавказских мигрантов. Иммигранты стали нападать на бритоголовых, как поодиночке, так и объединяясь в своего рода «черные патрули»1, которые целенаправленно разыскивали скинхедов2. Поэтому многие представители скинхед-движения осознали, что в связи с изменившейся ситуацией время требует менять тактику, оставить так называемый «палевный прикид» и пьяные подвиги в прошлом.

В ходе изменившейся ситуации произошел отказ от традиционных пристрастий и образа жизни правых скинхедов: ушли в прошлое тяжелые армейские ботинки, короткая куртка без воротника, белые или голубые подвернутые джинсы, неумеренное употребление спиртных напитков. Стиль, получивший впоследствии название «околофутбольный», стал более спортивным: кроссовки и спортивные костюмы, длинные куртки с капюшонами. Как следствие, он вызвал к жизни тенденцию снижения участниками мобов потребления алкоголя, вплоть до полного отказа, регулярного занятия спортом, развития выносливости, в т.ч. за счет длительных совместных пробежек.

С началом нулевых годов в ультраправой среде получили определенное распространение идеи направления sXe, так называемое nazi-sXe, выражающиеся в ведении здорового образа жизни ради сохранения генофонда «белой расы». Пропагандой идей nazi-sXe занимался в т.ч. солист и руководитель праворадикальной музыкальной группы «Коловрат» Денис Герасимов.

1 См.: Андерсон В. Лучше быть, чем казаться // Наш взгляд в будущее. М., 2006—2007, № 9, с. 4. «Черный патруль» — группировка, объединяющая молодых выходцев с Кавказа и Закавказья, борющихся со скинхедами и неонацистами. Прим. авт.

2 http:// forum. openarmenia. com/ index. php? showtopic=100448&st=160 (дата обращения 09.10.2003).

ПОРТНОВ

Алексей

Александрович — соискатель кафедры политической и экономической истории России СГСЭУ

А1ехеуРогШоу2010@

mail.ru

РАЗУМОВ

Алексей Алексеевич — председатель Саратовского регионального отделения Национальнодемократической партии

Размытие и уход в тень структур ультраправых группировок были компенсированы распространением основных принципов данной субкультуры в массы. Не последнее место в этом сыграл Интернет. Помимо неприязненного отношения к представителям других национальностей и рас, последователям и сторонникам предлагалось вести здоровый образ жизни, создавать крепкие семьи, рожать здоровых детей для создания противовеса усиливающемуся притоку мигрантов. Для подавляющего большинства сторонников правых идей возможность реализации своих принципов стала проявляться именно в ведении здорового образа жизни.

В конце нулевых годов приверженность к здоровому образу жизни в ультраправой среде стала доминирующим легальным направлением. Сторонники правых идей стали преобладать в «обществах трезвости», которые с этого момента получили второе рождение. Повысился интерес к различным клубам и школам здоровья, что, в свою очередь, привело к заметному распространению среди националистов восточных религиозно-философских течений, а также к изучению законов евгеники и феномена телегонии. Однако углубленное изучение предметов, связанных с сохранением собственного здоровья, воспитанием детей, осмыслением философских и религиозных нюансов, расологических и евгенических принципов было свойственно в основном элитарным слоям националистов. Для широких масс ультраправой молодежи требовались более простые и понятные принципы и механизмы их реализации.

1 января 2011 г. ознаменовалось первой «русской пробежкой», получившей освещение в СМИ и впоследствии ставшей примером для всех остальных организаторов аналогичных мероприятий. О сплани-рованности данного мероприятия говорит факт его одновременного проведения в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах России. Как сообщается на официальном сайте «Русских пробежек», изначально целью мероприятия было «в первый день Нового года посрамить пьяных обывателей и нанести веселый и креативный удар по устоявшимся алкостереотипам»1.

1 См.: Официальный сайт «Русских пробежек» // http://www.ruszabeg.ru (дата обращения

20.12.2012).

Как следует из вышеизложенного, основным объектом противопоставления становятся уже не представители других национальностей, а обыватели, борьба ведется уже с вредными привычками (по умолчанию, свойственными обывателю), под которыми понимается потребление алкогольных напитков, наркотических средств и табакокурение. Высокая степень алкоголизации и наркомании среди населения прямо ставится в вину государственным органам власти, как косвенно — бездействие, так и прямо — политика спаивания населения. Отсюда берет свое начало идеология деления населения страны на две категории: «трезвых русских» и «обывателей». В подавляющем большинстве случаев «обывателям» отказывается даже в праве считаться русскими, их именуют «россиянами», «россиянцами», «россиян-ским алкобыдлом».

Наиболее емким и популярным выражением данной идеологии служит лозунг: «Русский, значит — трезвый!». Тем самым идеологи и последователи движения вкладывают в термин «русский» не только этническую составляющую, но и культурную, присваивая себе право определять, кто является русским, а кто — нет. Культурная составляющая при этом не имеет прямого отношения к классической русской культуре, но активно подменяется квазирусским мифотворчеством. В связи с участием в движении большого количества неоязычников активно продвигается идея изначальной трезвости русских, не знавших алкогольных напитков до принятия христианства. При этом христианство тесно увязывается с иудаизмом, вследствие чего, среди отдельных представителей движения реанимируется неактуальный с конца 90-х гг. антисемитизм. Также просматривается некая установка на мессианство, создание нового мира, нового человека и т.д.

В свою очередь, мусульмане, в частности представители кавказских национальностей, зачастую подаются участниками движения в качестве примера для русских в плане трезвости, спортивной подготовки и даже некоторых элементов поведения: коллективизма, взаимной поддержки, клановости, почитания предков, отсутствия добрачной половой жизни у девушек (увязывается с телегонией) и т.д.

Движение подается исключительно как инициатива «снизу, задуманная и реали-

зуемая за счет энтузиазма простых русских парней и девчонок, единственно из чувства любви и преданности своему народу». Вместе с тем очевидно, что выработка стратегии развития самого течения, создание и ведение сайтов, координация совместных действий отделений невозможна без организующей структуры. Однако отсутствие явного лидера и руководства как на федеральном, так и на местном уровне свидетельствует о попытке создания самодостаточной и эволюционирующей «сетевой организации», малочувствительной к точечным репрессиям со стороны правоохранительных органов и террору со стороны криминальных структур среднеазиатских и кавказских диаспор.

2011 г. являлся периодом формирования механизмов организации «Русские пробежки» в регионах и привлечения участников. Первоначально проведение мероприятий отдается на откуп различным движениям националистической и патриотической направленности, которые используют их для рекрутинга в правое движение националистически настроенной молодежи. Этот период характеризуется достаточно широким применением националистической символики и слоганов. Однако с началом 2012 г. «Русские пробежки» становятся полностью независимым общероссийским движением, прямо не ориентированным на какие-либо националистические партии и движения, а зачастую и противопоставляющим себя «политикам».

Весной 2012 г. были выработаны устав, основные принципы и приоритеты, а также принят флаг «Русских пробежек». Организаторы смогли несколько сгладить «антиобывательскую» риторику, дистанцироваться от любых политических партий и движений, декларировать движение как общероссийское (для русских, представителей иных славянских народов и других коренных народов России), сохранив при этом четко выраженную национальную составляющую.

Флагами движения, помимо собственного, с золотым бегуном на красном фоне, была объявлена вся «патриотическая атрибутика России»: черно-желтобелый имперский флаг, флаг Российской

Федерации, флаги родов войск РФ, а также советские флаги Белоруссии и Украины. Мероприятия позиционируются исключительно как спортивнопропагандистские, а основная целевая аудитория, организаторы и участники — «простые ребята». На начало 2013 г. можно с уверенностью говорить о появлении на базе указанного движения молодежной субкультуры — ЗОЖников.

В настоящее время, очевидно, формат спортивно-пропагандистских мероприятий не может во всей полноте удовлетворить идеологические потребности крупного общероссийского, пусть и неформального, движения. Как следствие, перед негласным руководством «Русских пробежек» встает проблема выбора: или усложнять собственную идеологию, что чревато расколом внутри движения и отпадением части аудитории, или в связи с постепенным падением интереса и отхода от участия в массовых мероприятиях целевой аудитории снизойти до своеобразного клуба по интересам типа «общества трезвости». Поскольку «Русские пробежки» являются организацией сетевого типа, быстрое и качественное изменение приоритетов в ней существенно затруднено, однако это может быть преодолено с помощью коммуникационных систем типа сети Интернет.

При всей обезличенности основного противника и сглаживании межнациональных противоречий сам стандарт движения не исключает образования на его основе праворадикальных группировок (законспирированных или отколовшихся), поставивших своей целью борьбу с распространением алкогольной, наркотической и табачной продукции путем уничтожения товара, производственных предприятий, торговых точек и распространителей. Примером подобной деятельности являются активисты «Молодежного антинаркотического спецназа»1, «Антипедофильского фронта»2 и т.д.

1 http://www.rumol.ru (дата обращения

20.01.2013).

2 http://www.последниеновостидня.рф (дата обращения 20.01.2013).