УДК 339.35
ГЕНЕЗИС ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ: СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В. В. Русак, магистр 1-го курса ИФЭМ ФГБОУ ВО «Калининградский
государственный технический университет» В.М. Муров, д-р техн. наук, проф., ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», уП<1:ог.тигоу@к1 gtu.ru
Целью статьи является оценка такого элемента как электронная торговля в современных рыночных условиях. Статья содержит суждения авторов о возможности построения маркетингового канала и канала сбыта через интернет.
развитие интернет торговли, маркетинговый канал, производитель, потребитель
Бесспорным и однозначным представляется факт, что рынок электронной торговли, как в мире, так и в рунете, крайне активно развивается. Такое развитие даже сложно представить в аналогии, кроме нелицеприятного - рак в торакальной стадии, когда за считанные дни организм поражается на всех уровнях. Так и развитие электронной торговли, имея достаточно активную стадию становления, сегодня, в процессе своего развития, набирает крайне высокие обороты, поглощая все возможные уровни целевой аудитории, буквально от детей 5-6 до пожилых людей от 70 лет и старше - все категории любой социальной ниши, платёжеспособности, интересов и предпочтений - все активы продаж задействованы уже сегодня практически по максимуму и тенденция роста строго в векторе на дальнейшее развитие. И всё это, не смотря на кризисы экономик стран и мира в целом, отечественную политику импортозамеще-ния, другие негативные явления. Ничто не может противостоять развитию электронной коммерции в транснациональных масштабах.
От источников ритейла по статистике мировых продаж в год средние темпы роста составляют около 18-20 % в год, в России рост до 23 % (2014 г., 2015 и планы на нынешний год), что составляет порядка 15 % от общего ритейла в нашей стране, когда средний уровень роста электронной коммерции в мире примерно 8 %. А самое главное, что мы всё еще в стадии зарождения рынка электронной коммерции и её доля в общем ритейле нашей страны прогнозируется порядка 30% в ближайшие годы. То есть для любой коммерческой компании игнорирование электронной коммерции равнозначно смерти «завтра».
Развитие электронной коммерции имеет свои тенденции. Здесь стоит обратиться к истории развитых стран - например, США, от которой мы отстаём в данном аспекте всего на 45 лет. Такое отставание, при правильном его использовании, даёт возможность прогнозировать развитие в нашей стране электронной коммерции, а именно: успешные компании электронной коммерции сегодня в США выходят из сети в офлайн магазины - то есть крупные интернет-магазины стали принадлежать крупным офлайн сетям и поглощения продолжаются. Что оправдано генерацией лидов в сети, а сам факт продажи в обычном магазине (логистика доставки, переосмысление презентации товаров, а также новый уровень маркетинга продаж, геолокации и т.д.).
Пример лидера рынка электронной коммерции США - представитель офлайн бизнеса -Walmart, имея огромную сеть он-лаин ритейла уже очень тесно интегрирован в офлайн и активно развивает Mobile commerce:
Совсем недавно покупка товаров с мобильных устройств была на этапе становления -сегодня, как главная часть электронной торговли, выходит на уровень стандарта для покупателей - обратившись к статистике, видим, что ежегодно растет быстрее всех остальных, а это значит, что если сегодня магазин не оптимизирован под мобильные устройства - он теряет до
25% покупателей, что дополнительно стимулируется Главным маркетологом мира - корпорацией Google, которая явно дала понять, что действующие алгоритмы поиска с 2016 года предусматривают понижение сайтов, не оптимизированных под мобильные устройства. Отсюда сразу получается, что сайты без оптимизации сначала получают меньше трафика, а потом, те, кто все же попали на сайт, не могут совершить покупку. Двойная потеря клиентов.
Таким образом, Google дал кратковременную, сильную, но мягкую (без удара) передачу импульса тенденции сегодняшних дней - Mobile commerce, как тотальную оптимизацию электронной торговли под мобильные устройства.
Следующая информационная составляющая электронной торговли - это Big Data. Давно активно используется в электронной коммерции, но с конца 2015 года - года технологического прорыва анализа данных в Big Data (детали закрыты и не подлежат разглашению) -это объективно успешный инструмент развития электронной коммерции в каждой компании, дающей превосходные ожидания в части касающейся анализа данных о потенциальных покупателях.
Данный тренд раскрывается больше не в самом факте использования больших данных, а в усилении роли этих данных, так как они растут в геометрической прогрессии - их становится все больше, а связи между ними все сложнее, поэтому это ценнейшая информация для маркетинга любой компании, а если правильно собирать и использовать эти данные, мы можем повысить конверсию и средний чек в пять - десять раз и это не предел, причём в разных векторах - это и товарные рекомендации, и реклама, и всеобщая персонализация - все строится на основе Big Data.
Кратко опишем смысл: для развития электронной коммерции сбор информации происходит с разных источников: компьютер, телефон, внешние сайты и т. д. С каждого из источников мы можем собирать очень разнообразные данные: история посещения, поведение, средний чек, частота покупок, предпочтения и сотни других параметров. Далее, все эти параметры мы можем связать в единую систему, продумать алгоритмы прогнозирования и выдавать ту информацию пользователю и в том момент, когда она ему нужна.
Вплоть до того, что Big Data даёт возможность любой магазин электронной торговли настроить под каждого потребителя - то есть эта технология умеет не просто понимать человека - предсказывать его поведение и развитие этой технологии продолжается.
Теперь представим социализацию электронной торговли - важный элемент её развития: когда она становится по настоящему социальной, когда люди влияют на других людей для покупки, сознательно или бессознательно - от простых механик в области интеграции социальных сетей с сайтами интернет- магазинов (вход через социальные сети, виджеты, like и share) до социализации самих интернет- магазинов и использование данных полученных в социальных сетях для персонализации. Такое развитие неизбежно приведёт «завтра» к новым типам проектов электронной торговли в виде некоей смеси интернет-магазинов и социальных сетей, где будет сложно разобраться чья роль доминирует. Также к этому ведёт и сам процесс глобализации.
Глобализация - это кошмар региональных представителей электронной торговли, когда крупные мировые игроки электронной торговли проникают в каждый регион через открытия представительства, партнерских соглашений.
Пример: eBay заключил партнерское соглашение с Wikimart для ускорения доставки на рынок России, а доля китайских и американских интернет-магазинов в рунете приблизилась к 25-30% всего рынка. Здесь выживание местных магазинов электронной торговли становится зависимым от снижения цен, издержек, улучшения сервиса и обслуживания, расширения ассортимента, улучшения своей логистики, оптимизации затрат на маркетинг, предоставления наиболее выгодных гарантийных условия и возврата. Смогут ли они конкурировать с АлиЭкс-пресс - сложно сказать, но выбора уже нет.
Теперь посмотрим на тренды роста электронной торговли по регионам: если взять мировой масштаб, то быстрее всего растут развивающиеся страны (Индонезия, Индия, Китай,
Аргентина, Мексика, Бразилия, Россия и др.). темпы роста поражают, особенно такая доля рынка, как электроника, одежда и аксессуары. Доля этих товаров в рунете доходит до 50 %.
По данным исследовательского агентства Data Insight, российский рынок электронной коммерции в 2015 г. составил $11,2 млрд. Однако из-за экономической нестабильности в России и мире потребители стали более взвешенно подходить к вопросу совершения покупок. И, как свидетельствуют результаты исследований некоторых компаний, онлайн-ритейлеры чувствует себя лучше, чем представители офлайн-магазинов. Что будет дальше? - однозначно представляется наиболее оптимальной тенденция: онлайн и офлайн-ритейл в режиме дополнения друг друга, при качественной конверсии покупателей. К 2018 году специалисты компании yStats, которая занимается изучением рынка e-commerce и платежных систем, прогнозируют рост до $38 млрд., т.е. в три раза больше, если сравнивать с 2015 г.
Развитию электронной торговли способствует конечно развитие электронных платежей. Здесь максимально высокий рейтинг капиталоотдачи.
Пример такого совместного развития ещё и векторе на безопасность таких платежей -это когда крупнейшая платежная система PayEase в сотрудничестве с Яндекс.Деньги гарантировала в прошлом году безопасность проведения платежей на 100%. Сложно сказать, насколько такие заявления юридически грамотны, но на целевую аудиторию они воздействовали максимально эффективно, при том, что ещё и Центральный Банк Китая предоставил им финансовую поддержку, как стратегическим партнерам для осуществления конверсии рубля и юаней.
В заключение доклада отметим по существу вопроса развития электронной торговли: развиваются в этой системе буквально все элементы (ассортимент, сервис, подключение новых способов оплаты и доставки - все элементы буквально, стремительно и разрушая любые возможные преграды - от моральных до санкций ЕвроСоюза, имбарго. И это только начало развития.
GENESIS OF ELECTRONIC COMMERCE : ESTABLISHMENT, DEVELOPMENT AND
PROSPECTS
V. Rusak, Undergraduate student, Kaliningrad State Technical University V. Murov, Doctor of Economic Sciences, Professor, Kaliningrad State Technical University,
The purpose of this article is to assess the element as e-commerce in today's market conditions. The article contains the opinions of the authors of the possibility of building a marketing channel and sales channel through the Internet.
development of Internet commerce, marketing channel, the manufacturer, the consumer