Научная статья на тему 'Генезис дефиниции гудвила'

Генезис дефиниции гудвила Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУДВИЛ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / СИНЕРГИЯ / GOODWILL / BUSINESS REPUTATION / ACCOUNTING / SYNERGISTIC EFFECT / SYNERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев Евгений Васильевич, Иванов Алексей Евгеньевич, Саломатина Екатерина Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению возникновения и развития понятия «гудвил» в условиях эволюции взглядов на его экономическую сущность. Авторами рассмотрены причины изменения подходов к учету гудвила, а также осуществлен критический обзор мнений отдельных экономистов и бухгалтеров, касающихся этого вопроса. На основе анализа большого количества литературных и нормативных источников авторами определены основные этапы в формировании стандартов учета гудвила и выявлены тенденции их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF THE DEFINITION FOR GOODWILL

The article is devoted to the consideration of genesis and development of the concept as goodwill in the context of views’ evolution on its economic essence. The authors deal with the reasons for changes of approaches to the accounting of goodwill. Moreover, the authors have a critical review of opinions of certain economists and accountants concerning this question. The authors define main stages of standards formation for the accounting of goodwill and tendencies of their development on the basis of the analysis of a large number of literary and standard sources.

Текст научной работы на тему «Генезис дефиниции гудвила»

УДК 657.1

ББК У65

ГЕНЕЗИС ДЕФИНИЦИИ ГУДВИЛА

Е.В. Гусев, А.Е. Иванов, Е.Ю. Саломатина

Статья посвящена рассмотрению возникновения и развития понятия «гудвил» в условиях эволюции взглядов на его экономическую сущность. Авторами рассмотрены причины изменения подходов к учету гудвила, а также осуществлен критический обзор мнений отдельных экономистов и бухгалтеров, касающихся этого вопроса. На основе анализа большого количества литературных и нормативных источников авторами определены основные этапы в формировании стандартов учета гудвила и выявлены тенденции их развития.

Ключевые слова: гудвил, деловая репутация организации, бухгалтерский учет, синергетический эффект, синергия.

Гудвил (деловая репутация) является одним из наименее изученных видов активов компании и объектов современного бухгалтерского учета. Существует ряд его определений, отличающихся деталями, но схожими в одном главном утверждении: гудвил - это способность компании приносить сверхприбыли. Если брать более узкое его понимание, то это способность объединенной компании после интеграции приносить прибыль, большую, нежели арифметическая сумма прибылей объединившихся компаний при их раздельном функционировании [1].

Согласно Международному стандарту финансовой отчетности IFRS 3 «Объединения бизнеса» гудвил представляет собой выплату, производимую организацией-покупателем в ожидании будущих экономических выгод от активов, которые не могут быть индивидуально идентифицированы и отдельно признаны. Подобное определение содержится и в действующем российском положении по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Однако бухгалтерские стандарты, как правило, концентрируются не на экономической сущности гудвила - стоимостном выражении синергетического эффекта компании, а на его признании и оценке.

Взгляды на учет и отражение гудвила изменялись на протяжении всего XX в. Одной из причин, формирующих тенденции в отражении деловой репутации организации, является доминирование той или иной заинтересованной стороны в экономике (в том числе и с позиций бухгалтерского учета) на определенный отрезок времени. Как правило, заинтересованными сторонами являются покупатели, инвесторы, государство. Именно с позиции этих заинтересованных сторон, ниже будут рассмотрены различные способы признания гудвила, начиная с конца XIX века и до наших дней.

На рубеже XIX-XX веков слияние компаний как форма реорганизации предприятия не было достаточно распространенно. В Европе (особенно в Великобритании) характерной чертой бизнеса являлась его семейность, либо единоличное владе-

ние фирмой. Как отметил Г. Хагс (Н.Р. Н^Иез), гудвил начал развиваться параллельно бизнесу [13]. По этой причине, гудвил прежде всего выражался в репутации компании, качестве товаров или услуг, которые она предоставляла.

В конце XIX века в вопросе отражение гудвила в бухгалтерской отчетности существовало две точки зрения (табл. 1).

Таблица 1

Способы отражение гудвила в бухгалтерской отчетности (без признания его активом)

Подход к отражению гудвила Сторонники подхода

Немедленное списание на расходы В. Нокс (W.L. Knox), В. Стейси (W.E. Stacey), А. Найт (A. Khnight), Д. Борн (J.H. Bourne), Мэтисон (Matheson), Ф. Мур (F. More), А. Роби (A.G. Roby)

Быстрая амортизация Ф. Дидье (F. Didier), Д. Копф (G. Kopf), Д. Верлей (J. Verley), А. Амьед (A. Amiaud)

В этот период времени была распространена «модель заинтересованной стороны» [16] (пер. авт.), которая отражала интересы покупателя -единовременное списание гудвила на расходы позволяло уменьшить налогооблагаемую прибыль.

В связи с этим, подавляющее большинство экономистов и бухгалтеров не считало нужным признавать гудвил в качестве актива. Более того, к гудвилу относились отрицательно. Так, например, немецкий экономист И.Ф. Шер в своём труде «Бухгалтерия и баланс» 1925 г. следующим образом описал гудвил: «Особый вид вуалирования баланса, представляет собою так называемое «разводнение капитала (Каріїаіуегоаєєеги^)». Таким путем вуалируют действительное положение вещей: в соответствии с фактами, баланс следовало бы составить таким образом, чтобы вся переплаченная цена была показана как воображаемый актив, под названием «стоимость приобретения фирмы» [4].

Немецкие экономисты 20-х годов XX века:

О. Шмаленбах (E. Schmalenbach), Й. Шреер (J. Schreier), Р. Стерн (R. Stern), Ф. Шмидт (F. Schmidt) придерживались альтернативной точки зрения. Ойген Шмаленбах считал, что гудвил должен амортизироваться (в течение 10-15-ти лет) и отражаться в балансе в качестве расходов будущих периодов. «Цель существующего ныне баланса -предоставление информации многочисленным пользователям, которые не являются предпринимателями и являются сторонними по отношению к предприятию лицами. Эти лица интересуются имущественным положением предприятия, и поэтому согласно законодательству баланс должен им эту информацию предоставить; при этом стоимость, указанная в бухгалтерских книгах не должна быть выше действительной стоимости. Однако такое положение неверно, если речь идет о долгосрочных инвестициях. А если баланс нацелен на выявление финансового результата, то это и вовсе заблуждение» [5].

Вслед за немецкой школой, некоторые французские экономисты также выступили за признание гудвила в качестве актива. Так, Маньин (P. Magnin) считал, что гудвил следует отражать в балансе в качестве нематериального актива, если существует возможность определения его срока полезного использования для амортизации. В противном случае, величина гудвила будет прибавляться к стоимости акций, а это несправедливо по отношению к покупателям акций у их первоначальных владельцев [24]. Шарпантье (J. Charpetier) выступал за отражение гудвила в отчетности по его балансовой стоимости, если не может быть доказано его обесценивание [12].

Говоря об альтернативных взглядах на учет гудвила того периода, нельзя не отметить британского экономиста Л.Р. Дикси (L. R.Dicksee), который в своей работе «Гудвил и его отражение на счетах бухгалтерского учета» («Goodwill and its treatment in accounts») указывал, что гудвил следует немедленно списывать на расходы посредством отнесения его величины на стоимость акций, поскольку «стоимость деловой репутации не проверяется при составлении ежегодно отчета» (пер. авт.) [15]. Именно Дикси положил начало так называемому «динамическому подходу» («the dynamic phase») [16]. С этого времени и практически до середины 2000-х годов перед бухгалтерами и законодателями стоял вопрос о том, как быстро списать стоимость гудвила, при этом сама трактовка его природы и подход в методах его экономической оценки не менялся.

В первой половине XX века взгляды на учет гудвила в некоторых странах изменились в связи с политическими событиями и потребностями государства. Наиболее яркими примерами такой зависимости служат Франция и Япония. Именно в этих странах прослеживается влияние налоговой политики на учет гудвила [14].

После Первой мировой войны, французское правительство столкнулось с необходимостью восстановления инфраструктуры, а, следовательно, поиском новых источников финансирования бюджета. Именно с этого момента на протяжении 60-ти лет, налоговая политика имела огромная влияние на развитие экономики в целом и бухгалтерского учета в частности.

Основным источником поступления денежных средств был налог на доходы, в том числе от продажи активов (в перечень которых был включен и гудвил). Кроме того, налогом облагалась чистая прибыль, которая определялась за вычетом расходов (в том числе, расходов на амортизацию гудвила). В 1928 г. был издан закон, согласно которому амортизировать гудвил было запрещено, а его стоимость отражалась в балансе без изменений [14].

В Японии, как и во Франции, эволюция взглядов на гудвил происходила под влиянием налоговой политики. После ряда военных кампаний Японии (против Китая в 1894 году, России в 1905 году и Кореи в 1910 году), появилась необходимость в увеличении бюджета, а, следовательно, и в реформе налоговой системы.

Под влиянием западноевропейских учений сформировалось три точки зрения на учет гудвила. Часть японских экономистов, такие как Хирано (S. Hirano), Сато (Y. Sato), Куросава (K. Kurosawa) считали необходимым амортизировать гудвил в течение периода его использования. Вторая точка зрения заключалась в неизменном отражении стоимости гудвила в балансе, поскольку не существуют причин, по которой его стоимость могла бы колебаться (Хираи (S. Hirai)). И наконец, большинство бухгалтеров (Тайири (T. Tajiri), Ши-да (K. Shida), Такаси (S. Takase), Ота (T. Ota)) придерживалось мнения о том, что гудвил необходимо списывать на расходы как можно быстрее [14]. Однако именно Такаси и Ота разработали свои собственные подходы к оценке гудвила. Такаси (1920, 1930 гг.) разработал оценку гудвила на основе дисконтировании сверхдоходов в нескольких отраслях промышленности: железнодорожной,

лесной, энергетической и страховой. В более поздних работах (1950 г.) высказывал мнение, что если гудвил и признается в качестве актива, то его стоимость должна держаться в секрете [14].

Ота (1921) считал, что гудвил амортизируется с целью сокрытия прибыли от акционеров и занижения дивидендов и критиковал отражение гудвила в балансе без изменения с течением времени, поскольку это, по его мнению, скрывает дефицит капитала, образовавшийся в результате слияния. В итоге Ота пришел к выводу, что гудвил следует списывать за счет резервов предприятия.

Тем не менее, в 1920 году, глава японской налоговой инспекции Яджима (Yajima) постановил, что доход от продажи гудвила (а также от переоценки любых нематериальных активов), должен

облагаться по соответствующей ставке. А в 1933 году его преемник Хошино (Hoshino) законодательно закрепил амортизацию гудвила в течение 10 лет. При этом организация могла самостоятельно выбрать метод амортизации: линейный или на основе избыточной прибыли (данный метод сформировался под влиянием Такаси) [14].

Влияние налоговой политики в Японии на бухгалтерский учет сошло на нет, когда в 1949 г. были изданы Принципы бухгалтерского учета (образцом послужили американские основы теории бухучета Сандерса от 1938 г.). В соответствии с данными Принципами, гудвил рекомендовалось амортизировать в течение 5 лет.

Говоря о влиянии политических и социальных явлений на бухгалтерский учет, следует упомянуть о Великой депрессии 1929-1939 гг. в США, ведь именно американские стандарты в дальнейшем оказали огромное влияние на ведение бухгалтерского учета в мировом сообществе.

Финансовый кризис, потрясший страну, привел к преобладанию консервативных взглядов на учет гудвила, поскольку само его понятие вызывало недоверие в связи с неправомерным использованием в период кризиса [13, 16]. Например, для того, чтобы привести величину балансовой стоимости предприятия к рыночной, величину гудвила могли считать равной приобретенному гудвилу (в результате слияния), созданному благодаря рекламе (рекламные расходы), капитализации прошлых убытков или произвольной сумме оценки величины гудвила [13].

Тем не менее, постепенно недоверие к гудвила как экономической категории исчезло. В середине 30-х годов XX века, американский аудитор Р. Монтгомери (R. Montgomery) считал гудвил активом, стоимость которого не обесценивается, но колеблется и зависит от дохода фирмы [25]. В 1944 г. был выпущен Бюллетень бухгалтерских исследований (Accounting research bulletins, ARB) № 24, который законодательно закрепил два альтернативных варианта учета гудвила [9]:

- отражение в балансе в одинаковом стоимостном измерении, если отсутствует возможность определения срока полезного использования;

- амортизация гудвила, если срок полезного использования можно определить.

В 70-80-х годах XX века, новый процесс дал толчок к изменениям в бухгалтерском законодательстве многих стран - глобализация. С образованием Евросоюза, созданием международных корпораций, возникла необходимость в сближении стандартов бухгалтерского учета, их международной гармонизации.

В США развитие экономики после Второй мировой войны, рост фондовой биржи, особенности налоговой политики привели к появлению особого типа слияния фирм - объединение интересов («pooling-of-interests» пер. авт.), которое заключалось не в поглощении одной фирмы другой,

а в их совместной деятельности в качестве единого предприятия. Следовательно, активы сливающихся фирм отражались в новом консолидированном балансе по их первоначальной стоимости. Кроме того, такой тип слияния не подлежал налогообложению. Поскольку подобная практика приобретала все большие масштабы, в 1970 г. было издано Мнение совета по принципам бухгалтерского учета (Opinions of the accounting principles board, APB) № 17, которое запрещало отражение гудвила в балансе без изменений с течением времени, тем самым закрепив единственно возможный вариант учета деловой репутации - амортизацию [10].

Во Франции переломным моментом в бухгалтерском учете стало издание в 1982 г. Общего плана счетов (Plan Comptable General), который соответствовал Четвертой директиве Евросоюза о годовой отчетности компаний 78/660 от 25 июля 1978 года [13, 16]. В соответствии с этим документом, предусматривалась возможность (но не обязанность) амортизации гудвила. Период амортизации должен зависеть от целей использования гудвила. Гудвил по-прежнему можно было списывать на расходы, но только при исключительных обстоятельствах. Главным образом, это касалось индивидуальной отчетности.

Тем временем, несколько крупных французских компаний начало публиковать консолидированную отчетность, опираясь на американские стандарты и Седьмую директиву Евросоюза о консолидированной отчетности (83/349) от 13 июня 1983 года, поскольку до 1985 г. французским законодательством не было предусмотрено раскрытия консолидированной отчетности предприятия. Только в 1999 г. был принято Положение 99-02 (Regulation 99-02), которое отражало порядок объединения предприятий и отражение их активов в консолидированном балансе. В частности, в Положении говорится: «Консолидированный гудвил должен отражаться в балансе и амортизироваться в течение всего срока его использования в целях уставной деятельности. В случае возникновения каких-либо изменений, срок и норма амортизации может пересматриваться, первоначальная стоимость гудвила изменению не подлежит. Отрицательный гудвил должен быть признан в качестве прибыли или убытка в течение всего срока его использования в целях уставной деятельности (пер. авт.)» [27].

В Японии в 90-х годах XX века также был проведен ряд реформ, касающихся финансовой отчетности, который был продиктован глобализацией. Поскольку в Японии того периода распространенной формой реорганизации компаний было объединение интересов, в 1997 году был издан закон, в соответствии с которым гудвил мог амортизироваться в течение всего срока полезного использования (до 20 лет) для консолидированной отчетности и в течение 5-ти лет для индивидуальной. Позднее, в 2003 году в Японии был издан

стандарт «Объединения бизнеса» («Standard about Business Combinations»), который также устанавливал обязательную амортизацию гудвила. При этом объединением интересов признавались лишь те сделки, в которых невозможна идентификация покупателя [14].

В Германии в 1985 г. вышел закон, соответствующий Четвертой директиве Евросоюза. Впервые в немецком бухгалтерском учете гудвил официально мог амортизироваться. В соответствии с этим законом если гудвил способен приносить экономические выгоды, то он должен ежегодно амортизироваться (норма амортизации не менее 25 %), с учетом срока полезного использования.

Для регулирования консолидированной отчетности была введена ст. 309-1 Торгового кодекса Германии, которая соответствовала Седьмой директиве Евросоюза. Такое стремление соответствия международным стандартам привело к существенным различиям в учете гудвила в консолидированной и индивидуальной отчетностях.

Во-первых, гудвил в консолидированной отчетности должен использоваться в интересах предприятия в обязательном порядке. Во-вторых, стоимость гудвила должна списываться на стоимость акций. В связи с этим, ряд немецких авторов, предлагал объединить порядок учета гудвила для всех видов отчетности (Бас фон Колб (W. Busse von Colbe), Орделхейд (Ordelheide)) [16]. Позднее в Торговый кодекс внесли изменения, в соответствии с которыми деловая репутация в консолидированной отчетности могла амортизироваться сроком до 5 лет или в течение всего срока полезного использования.

В Великобритании в 1984 г. вышло Стандартное положение бухгалтерского учета (Statements of Standard Accounting Practice, sSaP) 22 [29], которое законодательно разрешало амортизировать гудвил в течение срока его полезного использования, при этом допуская альтернативный вариант учета - списание на расходы. По мнению Брайера (R.A. Bryer), в СПБУ 22 был заключен «коллективный интерес инвесторов, поскольку списание гудвила, позволяло скрыть тот факт, что дивиденды выплачиваются за счет капитала» [14].

Ситуация изменилась кардинальным образом в 2001 г., когда были введены в действия Общепринятые принципы бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles (United States), US GAAP) № 141 «Объединения бизнеса» («Business Combinations») и № 142 «Гудвил и прочие нематериальные активы» («Goodwill and Other Intangible Assets») [18, 19]. Впервые предлагалось не амортизировать гудвил, а ежегодно проверять его на обесценение, тем самым отражая в балансе по справедливой стоимости.

Позднее в 2004 г. был принят стандарт Международный стандарт финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards, IFRS) 3 «Объединения бизнеса» («Business Combinations»),

который заменил ранее действовавший одноименный Международный бухгалтерский стандарт (International Accounting Standards, IAS) 22. IFRS 3 представляет собой хороший пример сближения между Международными стандартами финансовой отчетности и Общепринятыми принципами бухгалтерского учета США. Кроме этого, данный стандарт явно иллюстрирует динамику дальнейшего движения Международных стандартов финансовой отчетности в сторону применения справедливой стоимости для оценки активов и обязательств компаний.

В соответствии с IFRS 3 «Гудвил - будущие экономические выгоды, возникающие за счет активов, которые невозможно отдельно идентифицировать и признать в учете. Амортизация на гудвил не начисляется; вместо этого ежегодно проводится тест на обесценение в соответствии с IAS 36 «Обесценение активов» («Impairment of Assets»)» [23].

После принятия данного стандарта бухгалтерские стандарты многих европейских стран стали противоречить IFRS.

Так, например, во Франции после 2004 года многие крупные организации стали придерживаться международных стандартов в учете гудвила при составлении консолидированной отчетности. Однако французское правительство не предприняло никаких реформ, чтобы урегулировать возникшие противоречия. Причина такого отношения заключается в следующем: Положение 99-02, регулирующее учет гудвила составлено в соответствии с Седьмой директивой Евросоюза. Юридически нормы Евросоюза имеют большую силу, чем МСФО. Это значит, что невозможно внести изменения во французское положение 99-02, пока не будет соответствующим образом скорректирована директива Евросоюза [14].

В Германии в 1998 г. в Торговый кодекс были внесены изменения, в соответствии с которыми немецким организациям разрешалось использовать МСФО, а также американские стандарты при составлении консолидированной отчетности, в том случае, если они не противоречат соответсвующим нормам Евросоюза. Однако после издания в 2001 году американских стандартов, регламентирующих переоценку гудвила, противоречие Европейским директивам стало слишком явным. Тем не менее, немецкий Научный комитет по бухгалтерскому учету не посчитал данное противоречие недопустимым.

Ниже представлена таблица, в которой отражены нормы бухгалтерского законодательства различных стран, регулирующие учет гудвила в настоящее время (табл. 2).

Таким образом, национальные стандарты практически всех стран-членов Евросоюза не соответствует нормам МСФО 3, т. е. гудвил подлежит амортизации. Как говорилось выше, по мнению авторов, в первую очередь это связано с

Таблица 2

Национальные нормы учета гудвила

Страна Нормативно-правовой акт Порядок отражения гудвила

Россия ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки. Приобретенная деловая репутация амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации). Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации определяются линейным способом [3]

США US GAAP № 141 «Business Combinations», US GAAP № 142 «Goodwill and Other Intangible Assets» Гудвил - это актив, представляющий собой будущие экономические выгоды, являющиеся результатом других активов, приобретенных при объединении бизнеса, которые не идентифицируются и не признаются по отдельности

Канада Accounting Board Standarts (AcBS), Handbook standards, Part II, Section 3064 «Goodwill and Intangible Assets» Выбор варианта учетной политики позволяет учитывать внутренне созданный гудвил в качестве расходов или использовать его для получения экономической выгоды. Гудвил тестируется на обесценение каждый год [6]

Австралия Australian Accounting Standards Board (AASB) 136 «Im-pairment of Assets» Гудвил ежегодно проверяется на обесценение (или чаще, если есть признаки изменения его стоимости). Потери от обесценения гудвила списываются на расходы пропорционально долям владения акциями компании (между дочерним и головным предприятием) [11]

Швейцария Swiss GAAP FER 30 «Konzernrechnung» Гудвил амортизируется 5 лет (в отдельных случаях до 20 лет) [30]

Китай Accounting Standards for Business Enterprises ASBE 20 «Business combination» Обязательно использование объединения интересов при слиянии компаний. Величина гудвила определяется как разница между стоимостью приобретения предприятия и сего справедливой стоимостью. Запрещается амортизация гудвила [8]

Страны - члены Евросоюза

Германия GAS (German Accounting Standards) 4 «Accounting for acquisitions in consolidated financial statements» Гудвил возникающий при слиянии должен признаваться активом и амортизироваться в течение срока полезного использования (в исключительных случаях он может превышать 5 лет) [22]

Франция 207 «Fonds commercial» Plan Comtable General Гудвил не признается отдельно в балансе и не влияет на развитие предприятия [20]

Велико- британия FRS 10 «Goodwill and intangible assets». As issued by the Accounting Standards Board (ASB) in December 1997. Положительный гудвил отражается в балансе и амортизируется. Внутренне созданный гудвил не амортизируется. Даже если срок полезного использования не может быть определен, он не должен быть неоправданно коротким [21]

Италия Organismo Italiano di Contabi-lita (OIC), OIC 24 «Immobiliz-zazioni immateriali» Гудвил признается в качестве актива при выполнении следующих условий. Внутренне созданный гудвил не амортизируется. Гудвил не может рассматриваться отдельно от компании. Стоимость гудвила определяется как стоимость организации за вычетом прочих активов и обязательств [26]

Испания El Plan General de Contabili-dad. Segunda parte: «Normas de registro y valoracion» Для того чтобы признать гудвил в качестве нематериального актива необходимо выполнить условие «возникновение из юридических или договорных прав», внутренне созданный гудвил не признается. Амортизируется, если можно определить срок полезного использования. Если невозможно сразу определить срок полезного использования, то нужно каждый год проверять не появилась ли такая возможность [17]

Швеция Redovisningsradet (RR) 15 «Immateriella tillgangar» Внутренне созданный гудвил активом не признается. Гудвил признается активом, если выполняется ряд условий (в противном случае списывается на расходы) [28]

Австрия Accounting Standards Update, № 2012-02 July 2012, Intangibles «Goodwill and Other» (Topic 350) Проводится годовые и промежуточные тесты на обесценение для гудвила и прочих нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования [7]

юридической силой директив Евросоюза в области бухгалтерского учета. Остальные страны (Канада, Китай, Австралия) ориентируются на международные стандарты бухгалтерского учета, т. е. законодательно закрепляют тестирование гудвила на обесценивание.

Как и сто лет назад в настоящее время не существует единого взгляда на учет гудвила. Основные направления в данной области теперь диктуют не ученые и экономисты, а органы законодательной власти, издающие нормативно-правовые акты.

Литература/References

1. Иванов, А.Е. Деловая репутация компании (гудвил), как проекция синергетического эффекта ее деятельности на финансовую отчетность / А. Е. Иванов // Международный бухгалтерский учет. -2013. - № 34(280) - С. 18-26. [Ivanov A.E. [Business Reputation of the Company (Goodwill) as the Projection of the Synergistic Effect of its Activity on Financial Statements]. Mezhdunarodnyy bukhgalters-kiy uchet [International Accounting], 2013, no. 34(280), pp. 18-26. (in Russ.)]

2. Жарикова, Л.А. Бухгалтерский учет в зарубежных странах / Л.А. Жарикова, Н.В. Наумова. -Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2008. - 73 с. [Zharikova L.A., Naumova N.V. Bukhgalterskiy uchet v zaru-bezhnykh stranakh [Accounting in Foreign Countries]. Tambov, 2008. 73 p.]

3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): приказ Минфина России от

27.12.2007 № 153н. [Ob utverzhdenii Polozheniya po bukhgalterskomu uchetu «Uchet nematerial’nykh ak-tivov» (PBU 14/2007): prikaz Minfina Rossii ot

27.12.2007 no. 153n. [Approval of the Regulations on Accounting “Accounting for Intangible Assets” (AR 14/2007): Order of the Ministry of Finance of Russia no. 153н]]

4. Шер, И.Ф. Бухгалтерия и баланс / И.Ф. Шер. - 2-е изд. - М., 1925. - 481 с. [Sher I.F. Bukh-galteriya i balans [Accountancy and Balance]. 2 end. Moscow, 1925. 481 p.]

5. Шмаленбах, О. Амортизация / О. Шмален-бах; пер. Т. В. Еременко // Финансы и бизнес. -2010. - № 3. [Shmalenbakh O. Depreciation; translated by T.V. Eremenko. Finansy i biznes [Finance and Business], 2010, no. 3. (in Russ.)

6. AcBS, Handbook standards, Part II, Section 3064, Goodwill and Intangible Assets.

7. Accounting Standards Update, № 2012-02 July 2012, Intangibles. Goodwill and Other (Topic 350).

8. Accounting Standards for Business Enterprises ASBE 20 Business combination.

9. American Institute of Accountants, Committee on Accounting Procedure, “Accounting for Intangible

Assets”, Accounting Research Bulletin no. 24. New York: American Institute of Accountants, 1944.

10. American Institute of Certified Public Accountants, Accounting Principles Board, “Business Combinations”, Opinions of the Accounting Principles Board no. 16. New York: American Institute of Certified Public Accountants, 1970.

11. Australian Accounting Standards Board (AASB) 136 Impairment of Assets.

12. Charpentier J. Etude juridique sur le bilan dans les societes par actions, ed. L.G.D.J., 1906, pp. 252.

13. Clemence G. How Accounting for Goodwill relies on Underlying Assumptions: a Historical Approach. Meiji Gakuin University. 32 p.

14. Clemence G. A Brief History of Accounting for Goodwill in Japan and France: War, Tax and Accounting Practice. 20 p.

15. Dicksee L.R. Goodwill and its treatment in accounts. The Accountant (January 9), 1897, pp. 40-48.

16. Ding Y., Richard J., Stolowy H. Towards an understanding of the phases of goodwill accounting in four Western capitalist countries From stakeholder model to shareholder model. Accounting, Organizations and Society, 2008, pp. 718-755.

17. El Plan General de Contabilidad. Segunda parte: Normas de registro y valoracion.

18. FASB Statement no. 141: Business combinations.

19. FASB Statement no. 142: Goodwill and other intangible assets.

20. “Fonds commercial” 207 Plan Comtable General.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. FRS 10 Goodwill and intangible assets. As issued by the Accounting Standards Board (ASB) in December 1997.

22. GAS (German Accounting Standards) 4 Accounting for acquisitions in consolidated financial statements.

23. IFRS 3 “Business Combinations’’.

24. Magnin P. De l’amortissement des immobilisations dans les bilans des societes anonymes; An-nales de droit commercial, 1912, pp. 426-435.

25. Montgomery R.H. Auditing: Theory and Practice, 5th ed. New York, Ronald Press Compan, 1934.

26. Organismo Italiano di Contabilita (OIC), OIC 24 Immobilizzazioni immateriali.

27. Regulation 99-02. Ministere de l'Economie, des Finances et de l'Industrie, 1999.

28. Redovisningsradet 15 Immateriella tillgangar Schmalenbach, E. Die Beteiligungsfinanzierung / E. Schmalenbach, 1966.

29. Statements of Standard Accounting Practice 22 “Accounting for Goodwill”.

30. Swiss GAAP FER 30 Konzernrechnung.

Гусев Евгений Васильевич. Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика, управление и инвестиции», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), gusev@susu.ac.ru

Иванов Алексей Евгеньевич. Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика, управление и инвестиции», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), ivanov.chel@list.ru

Саломатина Екатерина Юрьевна. Аспирант кафедры «Экономика, управление и инвестиции», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), salomatina_ey@mail.ru

Поступила в редакцию 9 февраля 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series “Economics and Management” ___________________________________________________________2014, vol. 8, no. 2, pp. 13-19

GENESIS OF THE DEFINITION FOR GOODWILL

Y. V. Gusev, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation A.Y. Ivanov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation Y.Y. Salomatina, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article is devoted to the consideration of genesis and development of the concept as goodwill in the context of views’ evolution on its economic essence. The authors deal with the reasons for changes of approaches to the accounting of goodwill. Moreover, the authors have a critical review of opinions of certain economists and accountants concerning this question. The authors define main stages of standards formation for the accounting of goodwill and tendencies of their development on the basis of the analysis of a large number of literary and standard sources.

Keywords: goodwill, business reputation, accounting, synergistic effect, synergy.

Yevgeniy Vasilyevich Gusev. Dr. Sc. (Engineering), professor, head of Economics, Management and Investments department, South Ural State University (Chelyabinsk), gusev@susu.ac.ru

Aleksey Yevgenyevich Ivanov. Cand. Sc. (Economics), Associate professor, Associate professor of Economics, Management and Investments department, South Ural State University (Chelyabinsk), iva-nov.chel@list.ru

Yekaterina Yuryevna Salomatina. Postgraduate student of Economics, Management and Investments department, South Ural State University (Chelyabinsk), salomatina_ey@mail.ru

Received 9 February 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.