Научная статья на тему 'Генетический ряд арочных подвесок Пермского Предуралья'

Генетический ряд арочных подвесок Пермского Предуралья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРОЧНЫЕ ПОДВЕСКИ / КУЛЬТУРА УГРОВ УРАЛА / ЛИТЫЕ АРОЧНЫЕ ПОДВЕСКИ / ГЕНЕТИЧЕСКИЙ РЯД / ПЕРМСКОЕ ПРЕДУРАЛЬЕ / ПОЗДНИЕ РОДАНОВСКИЕ ПАМЯТНИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генетический ряд арочных подвесок Пермского Предуралья»

Т.П. Вострикова*,

Н.Б. Крыласова** ГЕНЕТИЧЕСКИЙ РЯД АРОЧНЫХ ПОДВЕСОК ПЕРМСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ

*Пермский государственный педагогический университет, г. Пермь ** Пермский филиал Института истории и археологии УрО РАН, г. Пермь

Среди многообразных форм шумящих украшений, столь свойственных средневековым финно-угорским культурам, выделяются особые виды подвесок, которые, без сомнения, играли роль маркеров этнической принадлежности их владельцев, вне зависимости от того, на какой территории они проживали. К важным этническим маркерам угров относятся подвески, использовавшихся в качестве накосников. Это представленные в материалах практически всех культур угорского круга арочные и биконь-ковые шумящие, колесовидные и трапециевидные подвески (крупные ажурные подвески в виде стилизованных лапок водоплавающих птиц) (Крыласова 2001, с.70-71, 79). Среди них наиболее характерными для культуры угров Урала являлись арочные шумящие подвески, представленные в ломоватовско-рода-новских, неволинских, поломских, куш-наренково-караякуповских, древнемадьярских могильниках на территории Волжской Булгарии, отдельных погребениях могильников Ветлужско-Вятского междуречья, Западной Сибири. Но, как отмечают многие авторы, эти подвески, прежде всего, являлись специфическим украшением населения Пермского Пре-дуралья (Оборин 1970, с.20; Могильни-

© Вострикова Т.П., Крыласова Н.Б., 2008

ков 1991, с.67), поэтому нередко они именуются подвесками «прикамского типа». Для того чтобы понять, какой смысл заключали в себе данные подвески, где они зародились, и как происходила их эволюция, в какой момент они приобрели особую значимость для всего угорского мира, следует проследить генезис данных изделий.

Арочные подвески состоят из основы, представляющей собой полукруг или вытянутую половинку эллипса, к которой снизу крепятся разного рода привески. Среди обилия разнообразных форм арочных подвесок можно условно выделить два отдела по способу изготовления: литые, преимущественно из бронзы, и выполненные в ювелирной технике, преимущественно из серебра. Подвески этих двух отделов сосуществовали, использовались равнозначно, и, вероятно, заключали в себе сходное смысловое значение. Основы литых арочных подвесок, распространенных в ломова-товское время, отлиты целиком в двусторонней форме в технике невысокого рельефа, характерной для прикамских изделий. У подвесок, выполненных в ювелирной технике, основу составляла гладкая тонкая пластина арочной формы, которая со временем приобретала все более насыщенный зерно-сканый декор, некоторые экземпляры имеют вставки из цветных камней.

В данной статье мы остановимся исключительно на литых арочных подвесках, и попытаемся построить их генетический ряд. Под генетическим рядом понимается ряд исследуемых предметов, видоизменяющихся во времени, сохраняя или изменяя при этом набор «генов» или конструктивных элементов. Ген - единица наследственного материала, ответственная за формирование какого-либо элементарного признака вещи. Совокупность всех генов вещи

составляет ее генетическую конструкцию - генотип. В набор основных конструктивных элементов арочных подвесок входят: кольцо (отверстие) для подвешивания, основа подвески в виде арки, петли для привесок. Сохранение или изменение (трансформация) этих элементов, обусловлено функциональным назначением вещи. Конструктивные элементы представляют собой единицы наследственного материала, ответственные за формирование какого-либо нового признака.

Истоки арочных подвесок В.А. Оборин выделял в материалах гляденовской культуры (Оборин 1970, с.21), ссылаясь на материалы, полученные Н.Н. Новок-рещенных (Новокрещенных 1914, табл^Ш/12). Основа подвески плоская, с округлыми выступами и отверстиями в них, вероятно, для привесок, хотя они не сохранились. Имеется кольцо для подвешивания. Т.о., здесь присутствует рад характерных признаков: арочная форма основы + приспособление для привешивания + вероятные петли для шумящих привесок. Такие подвески могли послужить прототипом как для литых, так и для ювелирных арочных подвесок более позднего времени. Согласно предположению Л.И. Липиной, в гляденовской культуре появились и наиболее ранние арочные подвески с изображением медведя «в жертвенной позе» (Лепихин, Мельничук 1999, с.54; Липина 2006, с.152). Они найдены на Гляде-новском костище (13 экз. по Чернецову, 19 - по Оборину), Юго-Камском костище и Назаровском селище (Чемякин 2003, с. 158). В.А. Оборин датировал их III-V вв. н.э. (Оборин 1976, с.23-24, 187, № 32). Аргументом в пользу того, что данные изделия использовались аналогично более поздним шумящим подвескам, являются петельки для крепления трех привесок, сохранившиеся на одном

из экземпляров с Гляденовского костища (Липина 2006, рис.2/1). Поскольку петельки припаивались к основе, не удивительно их отсутствие на других предметах данной серии, т.к. пайка недостаточно надежный способ крепления. Если исключить из внимания основное изображение на подвесках (голова медведя между лап), мы получаем следующую схему: арочная форма подвески + псев-довитой бордюр + приспособление (петля) для привешивания + петли для шумящих привесок. Хотя не сохранилось ни одного экземпляра с наличием привесок, в данном случае мы можем не сомневаться, что петли внизу основы предназначены именно для крепления привесок, а не являются декоративным элементом, что вполне вероятно в первом случае. Существенным, на наш взгляд, элементом является наличие на основе витого бордюра, который сохраняется при всех-дальнейших трансформациях литых арочных подвесок.

На харинском этапе (У-УІ вв.) основа литых арочных подвесок приобретает форму кольца или арочной рамки с несколькими петлями (от двух до пяти). Эта же форма продолжает сохраняться в конце УІ-УІІ веках. Подобные подвески представлены в неволинской и ломо-ватовской культурах (Бартымский, Нево-линский, Верх-Саинский, Аверинский могильники), один экземпляр найден в поломском могильнике Мыдлань-Шай, некоторые экземпляры доживают до VIII

в. (Урьинский могильник). Для данных подвесок характерно: арочная рамчатая основа с одинарным или двойным псев-довитым бордюром + петля для привешивания + петли для шумящих привесок. В наиболее ранних вариантах таких подвесок петли для привешивания отделены от основы и имеют самостоятельный характер конструктивного элемента с определенной функциональной значи-

мостью. Обычно петли развернуты перпендикулярно основе. Но уже в VII в. петли для привесок приобрели вид специально оформленных отверстий в нижней части основы, что характерно для всех более поздних арочных подвесок. В этот период уже известны разные по форме привески, которыми дополнялись арочные подвески: гирьковидные, в виде стилизованных лапок водоплавающей птицы, изредка - гладкие колокольчики. Привески выступают как самостоятельный, семантически значимый конструктивный элемент. Кроме того, привески и форма звеньев цепочек зачастую выступают в качестве основного датирующего признака шумящих подвесок, так как изменения основы происходили относительно медленно.

Дальнейшая трансформация арочных подвесок происходит на деменков-ской стадии ломоватовской культуры -в конце VП-VШ вв. (Голдина 1985, рис.16). В этот период арочные подвески имеют следующий набор признаков: арочная рамчатая основа с одинарным или двойным псевдовитым бордюром + ажурное изображение внутри рамки («росток», ромб, медведь) + петля для привешивания + петли для шумящих привесок. Т.о., подвески данного периода сохраняют основной набор конструктивных элементов, который дополняется изображением внутри арочной рамки. Привески сохранились прежние: гирьковидные, «лапки» или гладкие конические колокольчики. Арочные подвески сохраняют этот «генетический» набор вплоть до начала XI века (Оборин 1970, с.21).

Наиболее массовыми являются арочные подвески со стилизованным изображением ростка. В Пермском Пре-дуралье они представлены более чем на 50 памятниках, известны на территории Башкирии, Удмуртии, Татарстана, Ма-

рий-Эл и в Западной Сибири. Реже встречаются подвески с изображением ромба, они в Пермском Предуралье встречены на 4 памятниках, в Марий-Эл на двух, в Татарстане на одном. Особо выделяются подвески с изображением медведя, которые известны в Пермском Предуралье на 18 памятниках, в Удмуртии на 5, в Башкирии на одном. Т.о., именно в тот период, когда арочные подвески дополнились изображением, помещенным внутри арки, они приобрели законченный вид и, вместе с тем, особую значимость для всего угорского мира. Вероятно, чтобы расшифровать заложенный в этих украшениях смысл, необходимо, прежде всего, выявить значение витой арочной рамки, а уже затем и остальных образов в сопоставлении с основным элементом - аркой. А, познав суть арочных шумящих подвесок, мы подойдем к пониманию роли и функционального назначения этих предметов в составе накосных украшений женской части угорского этноса.

В поздних родановских памятниках примерно с середины XI в.до XV в. получили распространение литые арочные подвески с непрорезной основой, выполненные в технике имитации косоплет-ки, характерной для восточно-финских племен. В центре основы находится один или три круглых выступа. Основа орнаментирована косыми насечками по краям, имитирующими перевитый шнур, иногда в несколько рядов. К основе подвески привешивались цепочки, состоящие из массивных литых звеньев с насечками. Привесками выступали крупные колокольчики с поясками и насечками. Такие подвески имели наибольшее распространение в Пермском Пре-дуралье и на территории республики Коми, известны на территории Удмуртии, Татарстана, в Зауралье и Западной Сибири. Эти подвески имеют ряд суще-

Рис.1. Типологическая схема (генетический ряд) эволюции арочных шумящих подвесок Пермского Предуралья: 1 - Усть-Туйское костище, 2 - Гляденовское костище, 3 - Бартым, 4 - Неволинский, 5,

8, 11 - Аверинский, 6, 12 - Урьинский, 7, 10 - Баяновский, 9 -Степаново плотбище, 13 - Редикарский, 14 - Деменковский

могильники

ственных отличий от вышеописанных. совершенно иными декоративными эле-

Во-первых, они выполнены в совершен- ментами. Но, вместе с тем, они сохраня-

но иной технике, имеют обычно не ажур- ют ряд существенных признаков: арочную, а сплошную основу, оформленную ная основа с одинарным или двойным

псевдовитым бордюром + петля для привешивания + петли для шумящих привесок. В какой мере эти подвески соотносятся с более ранними типами арочных подвесок, и сохранилось ли их значение как этномаркеров, возможно будет проследить, проанализировав переходные типы арочных подвесок.

Т.о., на примере наиболее распространенных типов арочных подвесок мы попытались простроить генетический ряд и проследить устойчивость набора «генов» и изменение формообразующих элементов на протяжении времени их существования. В итоге можно сделать вывод, что истоки арочных шумящих подвесок «прикамского типа», возможно, находятся в древностях гляденовской культуры, где зарождаются их основные формообразующие признаки. Дальнейшая эволюция продолжается в период великого переселения народов, а своего наивысшего расцвета арочные подвески достигают в период конца VII - X вв., когда они становятся наиболее значимым элементом костюма угорских женщин.

П.А. Корчагин НОВЫЕ «СТАРЫЕ» МАТЕРИАЛЫ ИСКОРСКОГО ГОРОДИЩА-СВЯТИЛИЩА ИЗ РАСКОПОК 2008 г.

Пермский филиал Института истории и археологии УрО РАН,

г. Пермь

Искорское городище - памятник, который в течение длительного времени (X-XX вв.) использовался финно-уграми и русскими в качестве святилища, предоставляет уникальную возможность исследовать процесс бытования и смены религиозных представлений населения Урала. Часовня во имя Св. мученицы Параскевы Пятницы, выстроенная на городище, стоит в ряду культовых построек, возведенных на месте прежних языческих святилищ, подобно часовне в д. Керчевой, устроенной вокруг «идо-ложертвенного дерева» (Сюзев 1911, с.17), и часовне во имя Смоленской Бо-жией матери в с. Пянтег в священном кедровом бору (Волегов 1915, с.6.).

В процессе работ, проводимых на памятнике в течение 2001-2008 гг., происходило параллельное накопление как традиционной археологической информации (обнаруживались различные ар-хеологизированные объекты и множество индивидуальных находок), так и информации другого рода (этнографической, топографической, топонимической и пр.). Сопоставление всех этих материалов позволяет глубже понять функцию этого уникального археологического памятника.

Многолетние наблюдения за культурными напластованиями выявили следующую закономерность распределения предметов материальной культуры на

© Корчагин П.А., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.