курсах - как выше среднего, а на пятом курсе - как высокий.
Сравнительное исследование значения индекса Руфье курсантов ЕГ и КГ за период эксперимента определило, что на 1-м и 2-м курсах достоверной разности в показателях не было (Р>0,05). На старших курсах показатель курсантов ЕГ значительно больше аналогичного показателя у курсантов КГ (Р<0,01; Р<0,001; Р<0,001 соответственно).
С помощью коэффициента выносливости Квааса можно контролировать уровень физической трудоспособности курсантов, который влияет на уровень профессиональной трудоспособности.
Значение коэффициента выносливости курсантов ЕГ и КГ до 3-го курса достоверно не отличаются (Р>0,05). На 4-м и 5-м курсах данные показатели достоверно отличаются с достоверностью ошибки исследования 99%.
Выводы.
Полученные результаты позволили уточнить целевую направленность физической подготовки курсантов ВВУЗов на этапах обучения, отразить роль и место физической подготовки в системе обучения и воспитания курсантов.
Исследования показали, что внедрение в учебный процесс ВВУЗа ежедневных тренажей по физической подготовке позволило в максимальной степени способствовать опережающему развитию и формированию у курсантов необходимых физических, психофизиологических и других качеств, обеспечивающих им высокий уровень военно-профессионального обучения и военно-профессиональной деятельности.
Предложения. В связи с недостаточной эффективностью проведения форм физической подготовки в ВВУЗах и сокращением количества часов ФП военнослужащих для срочной службы считаем необходимым рассмотреть введение тренажей по физической подготовке в высших военных учебных заведениях и учебных подразделениях Вооруженных Сил Украины.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем физической подготовки курсантов.
Литература
1. Комплексна програма розвитку фізичної підготовки та спорту у Збройних Силах України на 1999-2005 роки. Затверджена Міністром оборони України 24 листопада 1998р.
2. Настанова з фізичної підготовки у Збройних силах України (НФП-97): К.: Міністерство оборони України., 1997. -150 с.
3. Бородин Ю.А. Эффективность физической подготовки в системе военно-профессионального обучения и пути ее повышения. // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - Харків: ХДАДМ, випуск № 11. - 2003. - С. 68-83.
4. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. -К.: Олимпийская литература, 2001. -336 с.
5. Психолого-педагогические аспекты физической подготовки. Под ред. Марищука В.Л. Л. ВДК ИФК ,1985. - 99 с.
6. Макаров Р.Н. Профессиональная надежность и пути конструирования целевой модели и физической подготовки специалиста // Сб. Материалы международного научного
симпозиума. Одесса., 1998. - С. 12-15.
7. Пивень Н.И. Психолого-педагогические аспекты деятельностного похода к решению проблем физической подготовки студенческой молодежи // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту // Харків: ХХПІ, 1998. - № 10. - С. 25-32.
8. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.:Высшая школа., 1980. - 367 с.
9. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем.- М.: Медицина., 1975. - 402 с.
10. Шейченко В. А. Развитие научных взглядов о физической готовности человека к деятельности - Санкт-Петербург: ВИФК., 1996. - 369 с.
Поступила в редакцию 27.01.2007г.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ГОМОГЕННЫХ И ГЕТЕРОГЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Сергиенко Л.П., Новак Т.Я. Южнославянский институт Киевского славистического университета (г. Николаев) Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта
Аннотация. В статье представлены экспериментальные материалы, раскрывающие явление гетерозиса спортивной одаренности человека. Сделаны практические рекомендации для системы спортивного отбора. Прогностическая значимость в определении склонности к значительному развитию двигательных способностей (фенотипическому проявлению спортивной одаренности) наиболее высокая при анализе гетерозисного эффекта по показателям групп крови, а наиболее низкая -по показателям различия в возрасте родителей. Ключевые слова: двигательные способности, генетическое прогнозирование, гетерозис.
Анотація. Сергиенко Л.П., Новак Т.Я. Генетичний прогноз розвитку рухових здібностей дітей гомогенних і гетерогенних батьків. В статті наведені експериментальні матеріали, що розкривають явище гетерозису спортивної обдарованості людини. Зроблені практичні рекомендації щодо системи спортивного відбору Прогностична значимість у визначенні схильності до значного розвитку рухових здатностей (фенотипічному прояву спортивної обдарованості) найбільш висока при аналізі гетерозисного ефекту по показниках груп крові, а найбільш низька - по показниках розходження у віці батьків.
Ключові слова: рухові здібності, генетичний прогноз, гетерозис.
Annotation. Sergienko L.P., Novak T.Y. The genetical forecast of development of propulsion abilities of children of homogeneous and heterogenous parents. The article suggests the experimental material studying heterosis of human sports endowments. Practical recommendations for the system of sports selection are proposed. The prognostic significance in definition of predilection to the considerable development of propulsion abilities (phene to a development of sporting endowments) the highest at analysis heterotic effect on parameters of blood groups, and the lowest - on parameters of distinction in the age of parents.
Key words: motor abilities, genetic prognosis, heterosis.
Введение.
Генетический прогноз является важной проблемой спортивного отбора [8]. Он может осуществляться на основе изучения генетически обуслов-
Таблица 1
Различия в возрасте родителей обследованной выборки детей
Различия в возрасте родителей, лет
До 5
Мальчики
Количество
280
%
78,7
Девочки
Количество
297
%
82,5
Общая выборка
Количество %
577 806
От 5до 10
65
18,3
51
14,2
116
16,2
Болге 10
11
3,0
12
3,3
23
3,2
Всего
356
100
360
100
716
100
Таблица 2
Географическая удаленность мест рождения родителей обследованной выборки детей
Расстояние между местами рождения родителей, км Мальчики Девочки Общая выборка
Количество % Количество % Количество %
0 - 24 120 33,7 152 42,2 272 38,0
25 - 74 24 6,7 30 8,3 54 7,5
Более 75 212 59,6 178 49,5 390 54,5
Всего 356 100 360 100 716 100
Таблица 3
Развитие двигательных способностей у мальчиков и девочек в возрасте 9 - 10 лет
Т есты
Бег на 50 м, с
Мальчики п = 356
X
10,17
± т
0,05
Девочки п = 360
X
10,55
± т 0,05
Прыжок в длину с места, см Кистевая динамометрия, кг
151,87
17,77
0,79
0,15
139,56
14,68
0,78
0,11
Вис на согнутых руках, с Поднимание туловища за 30 с, раз
14,20
17,72
0,54
0,21
8,26
16,80
0,36
0,20
Челночный бег 4x10 м, с Наклон туловища вниз, см
12,31
3,79
0,07
0,17
12,86
4,06
0,09
0,17
Бег на 600 м, с
199,68
1,54
211,11
1,44
ленных в развитии признаков [5, 10], генетических маркеров [2, 11], внутрисемейных исследований [1, 7]. Среди последних актуальными являются исследования гетерозисного эффекта.
Гетерозис - это явление гибридной мощности организма, обеспечивающее повышение жизнеспособности и продуктивности у гибридов, как правило, первого поколения по сравнению с родителями (гомогенных или гетерогенных в отношении различных признаков). Гетерозисный эффект обеспечивает большую устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, наблюдаются ускорение роста человека, улучшение функциональной деятельности некоторых систем организма, создаются предпосылки к увеличению продолжительности жизни индивидуума [4]. Влияние гетерозисного эффекта (сходных и различных родителей по группе крови, возрасту, месту рождения) дает возможность, на наш взгляд, прогнозировать возможность более значительного двигательного развития ребенка и его предрасположенность к спортивной деятельности.
Изучалось явление гетерозиса в развитии морфологических признаков [3, 15], функциональных возможностей [13], двигательных способностей [12] человека. Среди двигательных способностей по нескольким тестам изучался гетерозисный эффект в развитии силовых и скоростных способ-
ностей детей в возрасте 11 - 13 лет. Выполнены первые исследования в отношении изучения влияния экзогамии групп крови на фенотипическое проявление высокого спортивного мастерства [9]. Однако, явление гетерозиса в развитии двигательных способностей человека изучено пока недостаточно.
Работа выполнялась в соответствии со Сводным планом научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2006 -2010 годы Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта (тема 2.3.4).
Формулирование целей работы.
Задачи работы. 1. Изучить развитие двигательных способностей детей, у которых родители имели различный возраст.
2. Определить развитие двигательных способностей детей, у которых родители имели различную географическую отдаленность места рождения.
3. Исследовать развитие двигательных способностей детей эндогамных и экзогамных различной степени по особенностям дифференциации (возраста и удаленности места рождения) их родителей.
4. Сделать рекомендации для системы спортивного отбора в отношении перспективности детей различной степени экзогамии к определенной двигательной деятельности.
Методика. В исследованиях приняли участие 716 детей в возрасте 9 - 10 лет. Из них было
обследовано 356 мальчиков и 360 девочек. Распределение выборки детей в зависимости от различий в возрасте и географической удаленности мест рождения родителей приведено соответственно в таблицах 1 и 2.
Детям предлагалось выполнить международную батарею тестов физической подготовленности детей и молодежи [14, 6]. Батарея тестов состо-
яла из 8 испытаний:
1. Бег на дистанцию 50 м (определялось развитие скоростных способностей).
2. Прыжок в длину с места (оценивалось развитие скоростной силы).
3. Кистевая динамометрия (определялась абсолютная мышечная сила сгибателей кисти сильнейшей руки).
Таблица 4
Развитие двигательных способностей у мальчиков, у которых родители имели различный возраст
Различия в возрасте родителей
Статистичес кие От 5 до 10 лет Более 10
Тесты До 5 лет (эндогамы) (экзогамы I степени) лет (экзогамы II
п = 280 п = 65 степени) п = 11
Бег на 50 м, с X ± т 10,19 0,05 10,10 0,10 10,16 0,15
Прыжок в длину с места, см X ± т 151,77 0,89 153,26 1,75 146,00 4,55
Кистевая динамометрия, кг X ± т 17,74 0,17 17,67 0,34 17,60 0,50
Вис на согнутых руках, с X ± т 13,79 0,55 12,20 0,80 13,00 2,38
Поднимание туловища за 30 с, раз X ± т 17,79 0,23 17,57 0,50 16,82 1,58
Челночный бег 4x10 м, с X ± т 12,21 0,06 12,17 0,11 12,50 0,33
Наклон туловища вниз, см X ± т 3,83 0,18 4,05 0,31 3,27 0,33
Бег на 600 м, с X ± т 199,45 1,68 201,45 4,18 195,27 8,10
Таблица 5
Развитие двигательных способностей у девочек, у которых родители имели различный возраст
Различия в возрасте родителей
Статистичес До 5 лет (эндогамы) п = 297 От 5 до 10 лет Более 10 лет
Тесты кие показатели (экзогамы I степени) п = 51 (экзогамы II степени) п = 12
Бег на 50 м, с X ± т 10,57 0,05 10,47 0,12 10,36 0,29
Прыжок в длину с места, см X ± т 139,34 0,17 142,67 1,86 131,83 4,22
Кистевая динамометрия, кг X ± т 14,55 0,11 15,46 0,31 13,45 0,45
Вис на согнутых руках, с X ± т 7,90 0,36 9,61 1,05 4,98 0,76
Поднимание туловища за 30 с, раз X ± т 16,66 0,22 17,49 0,52 17,25 1,18
Челночный бег 4x10 м, с X ± т 12,71 0,06 12,41 0,15 12,45 0,16
Наклон туловища вниз, см X ± т 3,96 0,18 4,37 0,49 5,25 0,36
Бег на 600 м, с X ± т 210,26 1,61 214,94 3,35 215,92 1,42
Таблица 6 Развитие двигательных способностей у мальчиков (расчет по Т-шкале), эндогамных и экзогамных по возрасту родителей, баллы
Тесты Статистичес кие показатели Различия в возрасте родителей
До 5 лет (эндогамы) n = 280 От 5 до 10 лет (экзогамы I степени) n = 65 Более 10 лет (экзогамы II степени) n = 11
Х 45,33 47,00 48,00
Бег на 50 м, с ± m 0,60 1,02 1,79
Х 52,03 53,46 51,55
Прыжок в длину с места, см ± m 0,48 0,89 3,27
Х 51,48 51,91 54,91
Кистевая динамометрия, кг ± m 0,48 0,83 2,02
Х 44,77 43,94 47,09
Вис на согнутых руках, с ± m 0,45 0,61 3,37
Поднимание туловища за 30 с, Х 51,28 51,34 51,00
раз ± m 0,48 0,90 2,65
Х 59,61 59,51 56,82
Челночный бег 4x10 м, с ± m 0,45 1,07 2,85
Х 54,54 54,82 54,64
Наклон туловища вниз, см ± m 0,40 0,62 1,51
Х 38,43 37,68 41,73
Бег на 600 м, с ± m 0,63 1,48 2,90
Е 397,47 399,66 405,74
Интегративная оценка по Х 49,68 49,96 50,72
тестовому комплексу ± m 0,50 0,93 2,55
4. Вис на согнутых руках (исследовалась статическая мышечная сила рук и плечевого пояса).
5. Поднимание туловища из положения лежа в течение 30 с (оценивалась динамическая скоростная сила мышц туловища).
6. Челночный бег 4г10 м с перенесением двух кубиков (определялось развитие координационных способностей, а именно способности к дифференцированию пространственно-временных характеристик движений).
7. Наклон туловища вниз, стоя на платформе (определялась подвижность позвоночного столба при выполнении сгибания туловища).
8. Бег на дистанцию 600 м (оценивалось развитие кардиореспираторной выносливости).
Выполнение тестов происходило в соответствии с рекомендациями, сделанными нами ранее [6].Оценка результатов тестов производилась по Т-шкале (в баллах). Вариация оценок была от 1 до 100 баллов. Оценка в 50 баллов считалась средней.
Определение различной степени экзогамии осуществлялось в соответствии со следующими критериями. По возрасту родителей распределение было следующим: дети, у которых родители имели различия в возрасте до 5 лет, считались эндогамными, от 5 до 10 лет - экзогамными I степени, больше
10 лет - экзогамными II степени. По межродительс-кому географическому расстоянию (МГР) рождения эндогамами считались дети, у которых МГР было от 0 до 24 км, экзогамы I степени - 25 - 74 км, экзо-гамы II степени - 75 км и больше.
Результаты исследования и их обсуждение.
Средние показатели развития двигательных способностей у мальчиков и девочек приведены в таблице 3. Мальчики в возрасте 9 - 10 лет практически все тесты выполняли с лучшим результатом, чем девочки. Исключением являются только результаты в тесте наклон туловища вниз, который свидетельствует, что у девочек подвижность позвоночного столба значительнее, чем у мальчиков.
Показатели тестовых испытаний мальчиков и девочек, у которых родители имели различный возраст, приведены соответственно в таблицах 4 и 5. Анализируя данные таблиц, отметим, что существенных различий между эндогамами и экзогамами различной степени, как у мальчиков, так и у девочек, по показателям различных тестов найдено немного. Однако, тенденция иметь более высокие результаты у мальчиков наблюдается у эндогамов и экзогамов I степени. А у девочек более высокие результаты зарегистрированы у эндогамов I степени.
Сравнительный уровень развития двигательных способностей, рассчитанный по перцентильной 100-балльной шкале, мальчиков и девочек в возрасте 9 - 10 лет эндогамный и экзогамный по возрасту родителей, приведен соответственно в таблицах 6 и
7. Анализируя данные, отметим несколько выше значения развития скоростной силы (у мальчиков), кистевой динамометрии (у мальчиков), динамической скоростной силы мышц туловища (у мальчиков и у девочек), координационных способностей (значи-
тельно больше у мальчиков и у девочек), подвижности позвоночного столба (у мальчиков и у девочек) детей различной степени экзогамии украинской популяции (Днепропетровской области) по сравнению с развитием исследуемых двигательных способностей детей европейской популяции. Ниже у мальчи-
ков и девочек украинской популяции по сравнению с двигательным развитием детей европейской популяции были результаты в тестах бег на 50 м, вис на согнутых руках, бег на 600 м (самые низкие показатели). По интегративной оценке тестового комплекса существенных различий между эндогамами
Таблица 7 Развитие двигательных способностей у девочек (расчет по Т-шкале), эндогамных и экзогамных по возрасту родителей, баллы
Тесты Статистичес кие показатели Различия в возрасте родителей
До 5 лет (эндогамы) п = 297 От 5 до 10 лет (экзогамы I степени) п = 51 Более 10 лет (экзогамы II степени) п = 12
X 46,62 48,31 48,33
Бег на 50 м, с ± т 0,59 0,97 0,90
X 50,25 52,47 46,50
Прыжок в длину с места, см ± т 0,51 0,92 2,06
X 49,89 52,96 48,00
Кистевая динамометрия, кг ± т 0,41 0,94 1,86
X 43,67 44,78 42,50
Вис на согнутых руках, с ± т 0,28 0,82 0,87
Поднимание туловища за 30 с, X 52,65 54,29 53,67
раз ± т 0,44 0,98 2,36
X 59,98 62,45 61,08
Челночный бег 4x10 м, с ± т 0,62 1,68 1,97
X 51,98 52,92 54,08
Наклон туловища вниз, см ± т 0,29 0,74 1,42
X 36,53 35,43 28,00
Бег на 600 м, с ± т 0,75 1,52 5,89
I 391,57 403,61 382,16
Интегративная оценка по X 48,95 50,45 47,77
тестовому комплексу ± т 0,49 1,07 2,17
Таблица 8
Развитие двигательных способностей мальчиков, у которых родители имели различное географическое
расстояние места рождения
Различия в МГР, км
Статистичес 25 - 74 (экзогам ы I Более 75
Тесты кие 0 - 24 (эндогамы) степени) (экзогамы II
показатели степени)
п = 120 п = 24 п = 212
X 10,16 10,80 10,10
Бег на 50 м, с ± т 0,06 0,29 0,06
X 152,23 144,83 152,46
Прыжок в длину с места, см ± т 1,35 3,47 0,99
X 17,34 17,81 18,02
Кистевая динамометрия, кг ± т 0,25 0,66 0,20
X 12,58 12,25 13,82
Вис на согнутых руках, с ± т 0,69 1,41 0,62
Поднимание туловища за 30 с, X 17,75 16,25 17,84
раз ± т 0,37 0,53 0,28
X 12,20 12,90 12,15
Челночный бег 4x10 м, с ± т 0,09 0,30 0,08
X 3,97 3,33 3,84
Наклон туловища вниз, см ± т 0,28 0,54 0,21
X 202,83 186,83 199,35
Бег на 600 м, с ± т 2,71 6,02 1,95
и экзогамами различной степени не наблюдается. Хотя у мальчиков более высокая оценка у эндога-мов II степени, а у девочек - у экзогамов I степени. У мальчиков интегративная оценка несколько отличается от оценки по комплексу рассматриваемых от-
дельно тестов.
В предыдущем нашем исследовании [9] было найдено 80,5% эндогамов-спортсменов высокого класса по показателям возраста родителей. Казалось бы, несколько различные результаты, полученные
Развитие двигательных способностей девочек, у которых родители стояние места рождения Таблица 9 имели различное географическое рас-
Различия в МГР, км
Статистичес 25 - 74 (экзогамы I Более 75
Тесты кие 0 - 24 (эндогамы) степени) (экзогамы II
показатели степени)
п = 152 п = 30 п = 178
X 10,58 10,57 10,53
Бег на 50 м, с ± т 0,07 0,20 0,07
X 139,20 140,37 139,74
Прыжок в длину с места, см ± т 1,25 2,78 1,07
X 14,76 14,65 14,58
Кистевая динамометрия, кг ± т 0,16 0,45 0,15
X 7,88 7,58 8,01
Вис на согнутых руках, с ± т 0,46 1,16 0,47
Поднимание туловища за 30 с, X 16,67 16,93 16,88
раз ± т 0,31 0,74 0,28
X 12,80 12,63 12,57
Челночный бег 4x10 м, с ± т 0,11 0,12 0,07
X 3,80 4,37 4,24
Наклон туловища вниз, см ± т 0,26 0,59 0,24
X 209,20 203,97 213,94
Бег на 600 м, с ± т 2,42 5,48 1,81
Таблица 10
Развитие двигательных способностей у мальчиков (расчет по Т-шкале), эндогамных и экзогамных по МГР
места рождения, баллы
Уровни экзогамии
Статистически Экзогамы I степени Экзогамы II
Тесты Эндогамы
е показатели степени
п = 120 п = 24 п = 212
X 46,17 38,33 46,39
Бег на 50 м, с ± т 0,69 3,83 0,60
X 52,73 49,33 52,35
Прыжок в длину с места, см ± т 0,72 2,02 0,53
X 51,08 52,50 51,90
Кистевая динамометрия, кг ± т 0,66 1,50 0,56
X 44,58 43,58 44,88
Вис на согнутых руках, с ± т 0,60 2,33 0,49
Поднимание туловища за 30 с, X 51,62 49,13 51,33
раз ± т 0,72 1,56 0,55
X 59,97 56,38 59,46
Челночный бег 4x10 м, с ± т 0,62 2,08 0,54
X 54,94 53,88 54,48
Наклон туловища вниз, см ± т 0,57 0,99 0,45
X 37,54 43,29 38,32
Бег на 600 м, с ± т 0,97 2,26 0,73
X 398,63 386,42 399,11
Интегративная оценка по X 49,83 48,30 49,89
тестовому комплексу ± т 0,69 2,07 0,56
Таблица 11
Развитие двигательных способностей у девочек (расчет по Т-шкале), эндогамных и экзогамных по МГР
места рождения, баллы
Тесты
Статистически е показатели
Эндогамы n = 152
Уровни экзогамии
Экзогамы I степени n = 30
Экзогамы II степени n = 178
Бег на 50 м, с
Х
+ m
46,64
0,71
46,87
2,21
47,16
0,77
Прыжок в длину с места, см Кистевая динамометрия, кг
Вис на согнутых руках, с
Поднимание туловища за 30 с, раз
Челночный бег 4x10 м, с
Х
і m
Х
і m
Х
і m
Х
і m
Х
і m
50,21
0,71
50,33
0,58
43,84
0,41
52,57
0,61
59,31
0,96
51,40 50,47
1,50 0,62
50,23 50,21
1,34 0,52
44,17 43,67
1,01 0,36
53,33 53,15
1,72 0,55
61,07 61,14
0,97 0,78
Наклон туловища вниз, см
Х
і m
51,70
0,41
52,80
0,87
52,49
0,37
Бег на 600 м, с
Х
і m
36,50
1,03
38,80
2,79
35,28
0,96
Интегративная оценка по тестовому комплексу
391,10
48,89
0,68
398,67
49,83
1,55
393,57
49,20
0,62
для спортсменов и детей, по-видимому, можно объяснить еще началом дифференциальных различий, формирующихся у детей 9 - 10 лет. На наш взгляд, данные различия у девочек формируются более ускоренно, чем у мальчиков (у девочек наблюдается смещение более высоких результатов в сторону экзогамии). На основе комплексного анализа наших данных, по-видимому, можно утверждать, что как эндогамы, так и экзогамы I степени являются более перспективными для занятий спортом, чем эк-зогамы II степени. Хотя очевидно, что разница в возрасте родителей менее информативный показатель в генетическом прогнозе спортивной одаренности детей, чем абсолютный паспортный возраст родителей [7].
По развитию отдельных двигательных способностей у детей различной степени экзогамии относительно различий в возрасте родителей столь дифференцированной тенденции, как это наблюдалось у экзогамов по группам крови, не выявлено. Лишь для скоростной силы (контролируемой в развитии тестами прыжок в длину с места в поднимание туловища в сед за 30 с) наблюдается тенденция большей предрасположенности в развитии у экзо-гамов I степени.
В отношении развития двигательных способностей детей эндогамных и экзогамных по межро-дительскому географическому расстоянию места рождения данные следующие (табл. 8, 9).
Сравнивая данные, полученные для мальчи-
ков и девочек, отметим, что более высокие показатели в комплексе тестов (тенденция наблюдалась для 6 из 8 тестов) были у мальчиков экзогамов ІІ степени, а у девочек - у экзогамов І и ІІ степени (значительнее результаты были у 7 из 8 тестов).
Показатели развития двигательных способностей, рассчитанные по перцентильной 100-балльной шкале, у мальчиков и девочек в возрасте 9 - 10 эндогамных и экзогамных по МГР места рождения, приведен соответственно в таблицах 10 и 11. Существенных различий как у мальчиков, так и у девочек по интегральной оценке результатов тестового комплекса у эндогамов и экзогамов различной степени нет. Однако, найдена для мальчиков более высокая интегративная оценка (е = 399,11 балла) у экзога-мов ІІ степени, а для девочек - у экзогамов І степени (е = 398,67 балла).
Сравнивая данные результаты с результатами предыдущих исследований [9] наблюдаем во многом согласованность. Ранее при исследовании спортсменов высокого класса 73,0% мужчин и 61,7% женщин были экзогамными ІІ степени по показателям межродительского географического расстояния места рождения.
Гетерозисный эффект развития двигательных способностей по признаку МГР места рождения более значителен, по-видимому, у мальчиков, чем у девочек. Данное предположение подтверждается выше приведенными результатами исследования спортсменов высокого класса.
Выводы.
1. Предрасположенность к двигательной одаренности детей можно определять по гетерозисному эффекту.
2. По признаку различия в возрасте родителей дети эндогамы и экзогамы I степени являются более перспективными для занятий спортом, чем эк-зогамы II степени.
3. По признаку межродительского географического расстояния места рождения дети экзогамы
II и I степени являются более перспективными для занятий спортом, чем эндогамы. Прогностическая значимость данного признака выше у мальчиков, чем у девочек.
4. Прогностическая значимость в определении склонности к значительному развитию двигательных способностей (фенотипическому проявлению спортивной одаренности) наиболее высокая при анализе гетерозисного эффекта по показателям групп крови, а наиболее низкая - по показателям различия в возрасте родителей.
5. На первых этапах спортивного отбора при генетическом прогнозировании спортивной одаренности детей следует учитывать возможный гетеро-зисный эффект в развитии двигательных способностей.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем генетического прогноза развития двигательных способностей детей.
Литература
1. Лишевська В.М. Внутрішньосімейний генетичний прогноз розвитку рухових здібностей людини: Автореф. дис. ... канд. наук з фізичного виховання і спорту: 24.00.02. - К., 2002. - 19 с.
2. Маляренко ГВ. !ридодіагностика розвитку рухових здібностей людини: Автореф. дис. ... канд. наук з фізичного виховання і спорту: 24.00.02. - К., 2001. - 18 с.
3. Никитюк Б.А., Филиппов В.И. Антропологическое направление в генетике развития: гетерозис как один из факторов роста и развития детей // Вопр. антропологии. - 1975.
- Вып. 49. - С. 24 - 50.
4. Никитюк Б.А. Новые данные о двойственности влияния экзогамии на ростовые процессы у человека // Арх. анатомии, гистологии и эмбриологии. - 1979. - Т. 77. - N° 11. -С. 5 - 11.
5. Сергієнко Л.П. Генетичні фактори в розвитку і фізичному вихованні людини: Автореф. дис. ... доктора пед. наук : 13.00.04. - К., 1993. - 36 с.
6. Сергієнко Л.П. Комплексне тестування рухових здібностей людини. - Миколаїв: УДМТУ, 2001. - 360 с.
7. Сергиенко Л.П. Теория спортивной одаренности: возраст родителей при рождении двигательно одаренных детей // VII Международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех»: Матер. конференции. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - Т. 2. - С. 165 - 166.
8. Сергиенко Л.П. Основы спортивной генетики. - К.: Вища школа, 2004. - 631 с.
9. Сергієнко Л. Новак Т. Дослідження гетерозисного ефекту у спортсменів високого классу // Спортивний вісник Придніпров’я. - 2006. - № 1. - С. 3 - 5.
10. Сологуб Е.Б., Таймазов В.А. Спортивная генетика. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 127 с.
11. Стрикаленко Є. А. Генетичні маркери в індивідуальному прогнозі розвитку рухових здібностей людини: Автореф. дис. ... канд. наук з фізичного виховання і спорту: 24.00.02.
- Харків, 2006. - 19 с.
12. Филиппов В.И., Токарева Н.А. Влияние экзогамии на некоторые двигательные качества детей // Методологические основы спортивной морфологии. - М., 1979. - С. 184
- 186.
13. Филиппов В.И., Токарева Н.А. Некоторые функциональные показатели подростков различной степени экзогамии // Антропогенетика, антропология и спорт: Материалы 2го Всесоюз. симпоз. (18 - 20 ноября 1980 г.). - Винница, 1980. - Т.1. - С. 212 - 216.
14. Pilicz S., Prezeweda R., Trzesniowski R. Skale punktowe do oceny sprawnosci fizycznej polskiej mlodziezy. - Warszawa, 1993. - 64 s.
15. Wolanski N. Aktualna koncepcja zjawiska heterozji i homosji u czlowicka // Kosmos. - 1976. - A25. - № 1. - S. 63 - 72.
Поступила в редакцию 2701.2007г.
АЕРОБНА І АНАЕРОБНА (ЛАКТАТНА) ПРОДУКТИВНІСТЬ ОРГАНІЗМУ ЧОЛОВІКІВ ПЕРШОГО ЗРІЛОГО ВІКУ
Сєрорез Т. Б.
Луганський національний педагогічний університет
Анотація. Вивчалася вікова динаміка аеробної та aнаеробної (лактатної) продуктивності організму чоловіків 22 - 24 років. Встановлено, що рівень аеробної продуктивності в середньому в 24 роки знижується до межі “безпечного” і вимагає корекції.
Ключові слова: аеробна продуктивність, анаеробна продуктивність, здоров’я.
Аннотация. Серорез Т.Б. Аэробная и анаэробная (лак-татная) продуктивность организма мужчин первого зрелого возраста. Изучалась возрастная динамика аэробной и анаэробной продуктивности организма мужчин 22 - 24 лет. Установлено, что уровень аэробной продуктивности в среднем в 24 года снижается до границы «безопасного» и требует коррекции.
Ключевые слова: аэробная продуктивность, анаэробная продуктивность, здоровье.
Annotation. Serorez T.B. Aerobic and anaerobic productivity of the body of the men of the first mature age. The age dynamics of the body aerobic and anaerobic productivity of the body was studied in women 22 - 24 years old. It was estimated that average volume of aerobic productivity at 24 years old decreased to the “safe” level and demand the correction.
Key words: aerobic productivity, anaerobic productivity, health.
Вступ.
Визначальними показниками фізичного здоров’я людини є фізична працездатність, аеробна [2] та анаеробна (лактатна) [4] продуктивність організму. З огляду на те, що існують досить суперечливі відомості щодо аеробних та анаеробних можливостей організму осіб першого зрілого віку, були проведені дослідження, що дозволили простежити динаміку показників, які характеризують фізичну працездатність, аеробну та анаеробну (лактатну) продуктивність чоловіків 22, 23 та 24 років.
Робота виконана відповідно до зведеного плану НДР у сфері фізичної культури і спорту на 2006-2010 р.р.. Шифр наукової теми 3.2.4 - Корекція аеробної та анаеробної продуктивності організму учнівської та студентської молоді шляхом застосування різних режимів фізичних тренувань.
Формулювання цілей роботи.