ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 85-86.
УДК 16+17 А.В. Гидлевский
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ И СРЕДОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АЛЬТРУИСТИЧНОГО И ЭГОИСТИЧНОГО СОЗНАНИЯ
Обсуждается влияние генетических и средовых факторов на особенности поведения и устанавливается, что гены альтруизма обеспечивают существенные интеллектуальные преимущества индивидов и групп с альтруистической направленностью в сравнении с представителями гомозиготного и гетерозиготного эгоизма. Выясняется также, что пониженная экспрессия генов альтруизма кардинально повышает уровни экспликации интеллектуальной нетребовательности, лживости, трусости, подлости, лицемерности, жестокости и беспощадности структурных единиц социума.
Ключевые слова: сознание, эгоизм, альтруизм, программирование генов.
Современные проблемы философии - это проблемы личности и общества, которые должны решаться философией, но не решаются по ряду причин, выяснение которых также можно причислить к современным проблемам философии. Одной из важнейших в ряду насущных проблем философии является проблема сознания, хотя данная проблема успешно решается психологией на протяжении последних десятилетий и не решается философами в силу незнания психологии по причине иррационального отвращения к науке, каковая для философов представляет собой «зеленый виноград». Основная задача философии последнего столетия -как обойти науку посредством использования методологии барона Мюнхгаузена по вытаскиванию данного персонажа из болота, несмотря на очевидное несовершенство упомянутой методологии.
Сознание есть совместное, общее знание, эксплицируемое в рабочей памяти, это основа когнитивного поведения индивидов и групп. Эффективность данного поведения зависит от многих факторов, среди которых основным является развитость интеллекта как способности к решению трудных, неожиданных задач. Данная развитость зависит от генетических и средовых факторов. Среди первых следует выделить эгоизм и альтруизм. Люди и животные делятся в свете эгоизма-альтруизма на три группы: эгоисты, альтруисты и смешанные (полуэгоисты). Если использовать язык генетики, то упомянутые группы могут быть определены как гомозиготные эгоисты, гомозиготные альтруисты и гетерозиготные аль-тро-эгоисты. Например, Шопенгауэр делил людей на три группы в соответствии с превалированием в их характерах сострадания, эгоизма и злобы [1, с. 6]. Позднее было выдвинуто предположение, что сострадающих людей, альтруистов - около 20 %, смешанных - 60 %, злобных - 20 % [2]. Злобные наслаждаются бедами других, и причинение страданий другим составляет для них смысл и содержание жизни. Смешанные отличаются от злобных несколько меньшей степенью мерзости. Однако вопрос численности эгоистов и альтруистов в социуме не так прост.
Эгоисты имеют в сравнении с альтруистами низкий уровень интеллекта как способности к решению новых, неожиданных задач, поскольку в решении задач они применяют сканирующий алгоритм - выбирают наиболее приемлемое именно для них решение из набора стереотипных решений. О низком интеллекте эгоистов говорит и их пониженный уровень обучаемости [3, с. 47]. Альтруисты же используют более эффективные фокусирующие алгоритмы принятия решений [4, с. 177-207]. Эгоисты трусливы в отличие от альтруистов [3, с. 45]. Правда, их наглость, в основании которой лежит также и алчность, иногда выглядит как храбрость и отвага, и высокий уровень агрессии, который на деле у них
© А.В. Гидлевский, 2015
86
А.В. Гидлевский
является показателем трусости, многими принимается за смелость.
Ярчайшей чертой эгоистов является их лживость. Но некоторые философы считают лживость показателем высокого интеллекта. Альтруистов же, которые по определению не умеют лгать и обладают высоким в сравнении с эгоистами уровнем интеллекта, А.К. Секацкий, например, считает недоумками. «Неспособность ко лжи... выступает безошибочным клиническим критерием глубочайших нарушений психики, в частности, является спутником олигофрении» [5, с. 50]. Таким образом, всем честным людям от А. К. Секацкого отдельный привет! Хотя упомянутый автор в своих рассуждениях, возможно, ориентировался на своих коллег по цеху - философов.
В последнее время генетиками активно разрабатывается концепция программирования генов, в том числе генов альтруизма и эгоизма [6]. Наиболее эффективно можно модифицировать сознание гетерозиготных в отношении эгоизма и альтруизма индивидов в сторону эгоизма, в особенности в первые 15 лет их жизни. Однако чтобы вскрыть с помощью воспитания рецессивный альтруистичный аллель, необходимы серьезные специальные усилия. В итоге с помощью соответствующего воспитания можно получить группы, в которых практически не будет альтруистов, или группы, в которых будет небольшое количество эгоистов. Популяции первого рода встречаются нередко, а с популяциями без эгоистов дело обстоит несколько хуже, за исключением сообществ с высокой степенью социализации. В таких сообществах эгоистов фактически убивают (трутней, например). В человеческой же популяции необходимы особые меры защиты
от эгоистов, хотя многотысячелетняя практика лжи и воровства в ряде групп сформировала «неубиваемый» эгоистичный геном, благодаря которому происходит смена культур на пути вымывания человеческого.
Добавим, что современная западная этика, являясь одной из худших, нацеливает людей на успех, т. е. на антиальтруизм, культивируя в индивидах эгоистичные черты характера: тупость, лживость, подлость, лицемерность, жестокость и беспощадность. Эгоизм индивидов и групп приводит к фрагментации и нацеливанию личности на разрушение среды и в первую очередь других людей, которые, по мнению эгоистов, являются для них конкурентами в борьбе за ресурсы. Другими словами, эгоист, управляемый геномом разрушения, нацелен на уничтожение мира, что мы и видим на протяжении последних двух тысячелетий [7].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гусейнов А. А., Скрипник А. П. Этика Шопенгауэра. URL: http://guseinov.ru/publ/Eth_ Schopenh.html.
[2] Правоторов Г. В. Альтруизм как врождённое
свойство. URL: http://www.ethology.ru/library/
?id=89.
[3] Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М. : Наука, 1981. 216 с.
[4] Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М. : Прогресс, 1977. 413 с.
[5] Секацкий А. К. Онтология лжи. СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2000. 125 с.
[6] Фукс Б. Программирование генов мозга и проблема социального поведения человека. URL: http://www. russianscientist.org/files/Conference/ 2012/2012_FOUX-28.pdf.
[7] Гидлевский А. В. Танатальная сущность эгоизма // Философские науки. 2003. № 9. С. 81-92.