Научная статья на тему 'ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ'

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
141
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ / МУТАЦИЯ / ОТБОР / КРОССИНГОВЕР / НАСЛЕДОВАНИЕ / ЕСТЕСТВЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Анисимова Э.С.

В данной статье рассматриваются генетические алгоритмы, их история и методология. Генетические алгоритмы используют принципы генетики и применяются для решения задач многопараметрической оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ»

состоит в создании искусственного разума, обладающего способностью к воспроизводству и эволюции.

Использованные источники:

1. Головко В.А. Нейронные сети: обучение, организация и применение. Учеб. пособие для вузов / Общая ред. А.И. Галушкина. - М.: ИПРЖР, 2001.256 с.

2. Девятков В. В. Системы искусственного интеллекта / Гл. ред. И. Б. Фёдоров. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. — 352 с.

3. Люгер Дж. Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем = Artificial Intelligence: Structures and Strategies for Complex Problem Solving / Под ред. Н. Н. Куссуль. — 4-е изд. — М.: Вильямс, 2005. — 864 с.

Анисимова Э.С. ассистент

кафедра информатики и дискретной математики

Елабужский институт Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Россия, г. Елабуга

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ

Аннотация. В данной статье рассматриваются генетические алгоритмы, их история и методология. Генетические алгоритмы используют принципы генетики и применяются для решения задач многопараметрической оптимизации.

Ключевые слова: генетические алгоритмы, мутация, отбор, кроссинговер, наследование, естественная эволюция.

Генетический алгоритм - это эвристический алгоритм поиска, используемый для решения задач оптимизации и моделирования путём случайного подбора, комбинирования и вариации искомых параметров с использованием механизмов, аналогичных естественному отбору в природе. Является разновидностью эволюционных вычислений, с помощью которых решаются оптимизационные задачи с использованием методов естественной эволюции, таких как наследование, мутации, отбор и кроссинговер.

Генетические алгоритмы используют принципы и терминологию, заимствованные у биологической науки - генетики. В генетическом алгоритме каждая особь представляет потенциальное решение некоторой проблемы. Особь кодируется строкой двоичных символов - хромосомой, каждый бит которой называется геном. Множество особей - потенциальных решений составляет популяцию. Поиск оптимального решения проблемы выполняется в процессе эволюции популяции, т.е. последовательного преобразования одного конечного множества решений в другое с помощью генетических операторов репродукции, кроссинговера и мутации.

Первые работы по симуляции эволюции были проведены в 1954 году Нильсом Баричелли на компьютере, установленном в Институте перспективных исследований Принстонского университета. Его работа, опубликованная в том же году, привлекла широкое внимание общественности. С 1957 года, австралийский генетик Алекс Фразер опубликовал серию работ по симуляции искусственного отбора среди организмов с множественным контролем измеримых характеристик. Положенное начало позволило компьютерной симуляции эволюционных процессов и методам, описанным в книгах Фразера и Барнелла(1970) и Кросби (1973), с 1960-х годов стать более распространенным видом деятельности среди биологов. Симуляции Фразера включали все важнейшие элементы современных генетических алгоритмов. Вдобавок к этому, Ганс-Иоахим Бремерманн в 1960-х опубликовал серию работ, которые также принимали подход использования популяции решений, подвергаемой рекомбинации, мутации и отбору, в проблемах оптимизации. Исследования Бремерманна также включали элементы современных генетических алгоритмов. Среди прочих пионеров следует отметить Ричарда Фридберга, Джорджа Фридмана и Майкла Конрада. Множество ранних работ были переизданы Давидом Б. Фогелем (1998).

Хотя Баричелли в своей работе 1963 года симулировал способности машины играть в простую игру, искусственная эволюция стала общепризнанным методом оптимизации после работы Инго Рехенберга и Ханса-Пауля Швефеля в 1960-х и начале 1970-х годов двадцатого века — группа Рехенсберга смогла решить сложные инженерные проблемы согласно стратегиям эволюции. Другим подходом была техника эволюционного программирования Лоренса Дж. Фогеля, которая была предложена для создания искусственного интеллекта. Эволюционное программирование первоначально использовавшее конечные автоматы для предсказывания обстоятельств, и использовавшее разнообразие и отбор для оптимизации логики предсказания. Генетические алгоритмы стали особенно популярны благодаря работе Джона Холланда в начале 70-х годов и его книге «Адаптация в естественных и искусственных системах» (1975). Его исследование основывалось на экспериментах с клеточными автоматами, проводившимися Холландом и на его трудах написанных в университете Мичигана. Холланд ввел формализованный подход для предсказывания качества следующего поколения, известный как Теорема схем. Исследования в области генетических алгоритмов оставались в основном теоретическими до середины 80-х годов, когда была, наконец, проведена Первая международная конференция по генетическим алгоритмам в Питтсбурге, Пенсильвания (США).

С ростом исследовательского интереса существенно выросла и вычислительная мощь настольных компьютеров, это позволило использовать новую вычислительную технику на практике. В конце 80-х,

компания General Electric начала продажу первого в мире продукта, работавшего с использованием генетического алгоритма. Им стал набор промышленных вычислительных средств. В 1989, другая компания Axcelis, Inc. выпустила Evolver — первый в мире коммерческий продукт на генетическом алгоритме для настольных компьютеров.

Использованные источники:

1. Барсегян А.А., Куприянов М.С., Степаненко В.В., Холод И.И. Технологии анализа данных: Data Mining, Visual Mining, Text Mining, OLAP - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. - 384 с.

2. Карпенко А. П. Современные алгоритмы поисковой оптимизации. Алгоритмы, вдохновленные природой: учебное пособие / А. П. Карпенко. — Москва : Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. — 446 с.

3. Люгер Дж. Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем = Artificial Intelligence: Structures and Strategies for Complex Problem Solving / Под ред. Н. Н. Куссуль. — 4-е изд. — М.: Вильямс, 2005. — 864 с.

4. Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект: современный подход = Artificial Intelligence: a Modern Approach / Пер. с англ. и ред. К. А. Птицына. — 2-е изд. — М.: Вильямс, 2006. — 1408 с.

5. Хант Э. Искусственный интеллект = Artificial intelligence / Под ред. В. Л. Стефанюка. — М.: Мир, 1978. — 558 с.

Анисимова Э.С. ассистент

кафедра информатики и дискретной математики

Елабужский институт Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Россия, г. Елабуга НЕЧЁТКАЯ ЛОГИКА: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Аннотация. Статья посвящена основам нечёткой логики. Рассматривается переход от классической к нечеткой логике, основные принципы функционирования систем нечеткой логики, а также примеры. Ключевые слова: нечёткая логика, искусственный интеллект.

Нечёткая логика (англ. fuzzy logic) — раздел математики, являющийся обобщением классической логики и теории множеств, базирующийся на понятии нечёткого множества, впервые введённого Лотфи Заде в 1965 году как объекта с функцией принадлежности элемента к множеству, принимающей любые значения в интервале , а не только 0 или 1. На основе этого понятия вводятся различные логические операции над нечёткими множествами и формулируется понятие лингвистической переменной, в качестве значений которой выступают нечёткие множества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.