behavior are age, sex, level of education, income, the loan experience in the past, the number of income sources. As a result of the cluster analysis Russian regions were divided into three homogenous groups that differ in terms of granted loans, the number of credit institutions, payable on the granted loans. Forecast of the volume of granted loans has shown that the volume of loans will continue to have a positive trend, despite the economic crisis.
Key words: credit behavior, econometric modeling, statistical methods.
References
1. Tsentral'nyi bank Rossiiskoi Federatsii (The Central Bank of the Russian Federation. Site). Available at: http:// www.cbr.ru (accessed 29 June 2015).
2. The World Bank. Site. Available at: http://www.world-bank.org/ (accessed 29 June 2015).
3. Ando А., Modigliani F. The «Life Cycle» Hypothesis of Saving: Aggregate Implications and Tests. The American Economic Review, 1963, vol. 53, № 1, pp. 55-84.
4. Magri S. Italian households' debt: the participation to the debt market and the size of the loan. Empirical Economics, 2007, vol. 33, pp. 401-426.
5. Strebkov D^. Osnovnye tipy i faktory kreditnogo pove-deniia naseleniia v sovremennoi Rossii [The main types
and factors of population's credit behavior in modern Russia]. Voprosy ekonomiki, 2004, vol. 22, pp. 109-128.
6. Ivashinenko N. N. Mekhanizm vzaimodeistviia na fi-nansovom rynke Rossii: naselenie i finansovye struktury [The mechanism of interaction on the Russian financial market: the population and financial structures]. Eko-nomicheskayasotsiologiya [Economic Sociology], 2001, vol. 3, no. 2, pp. 27-43.
7. Kuzina О. Y. Analiz dinamiki pol'zovaniia bankovskimi kreditami i dolgovoi nagruzki rossiian [An analysis of the bank loans dynamics and debt load of Russians]. Dengi i kredit [Money and Credit], 2013, vol. 11, pp. 30-36.
8. Obsledovanie «Roditeli i deti, muzhchiny i zhenschiny v sem'e i obschestve» (The survey «Parents and children, men and women in family and society»). Available at: http://www.socpol.ru/gender/RIDMIZ.shtml (accessed 29 June 2015).
9. Tsentral'naya baza statisticheskikh dannykh (The central statistical database). Federal'naya slyzhba gosudarst-vennoi statistiki (Federal state statistics service. Site). Available at: http://cbsd.gks.ru(accessed 29 June 2015).
10. Kantorovich G. G. Lektsii: Analiz vremennykh ryadov [Lectures: Time Series Analysis]. Ekonomicheskii zhur-nal VShE [The HSE Economic Journal], 2003, vol. 1, no. 7, pp. 79-103.
УДК 330.3
ГЕНЕРАЦИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ
Н. Г. Устинова
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Саратовский социально-экономический институт Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова E-mail: [email protected]
Введение. Генерация и развитие институциональных инноваций - на сегодняшний день одна из первенствующих задач в экономическом развитии. Теоретический анализ. Предметом научного анализа являются институциональные инновации, понимаемые как правила игры в функционировании формальных и неформальных институтов, а также во взаимосвязи между институтами. Институциональные инновации выступают важным сопутствующим элементом формирования инновационной экономики. Цель работы - раскрыть содержание и особенности реализации институциональных инноваций в разных сферах и странах. Результаты. Проанализированы особенности институциональной среды, которая определяет рамки взаимодействия субъектов экономических отношений. Выявлены источники и механизм институциональных изменений. Определено значение институциональных инноваций в функционировании экономики. Необходим поиск экономических инструментов, позволяющих управлять развитием институциональных инновационных структур для достижения максимальных экономических результатов. Ключевые слова: институциональные инновации, инновационная экономика, институциональные изменения, технологический уклад, институциональная матрица.
Э01: 10.18500/1994-2540-2016-16-1 -48-54
Введение
В последнее время идет активное внедрение институциональных инноваций, что является следствием изменения экономики, появления новых форм взаимодействия, правил, отраслей.
Институциональные инновации реализуются на всех уровнях хозяйствования. Генерация и воспроизводство инноваций происходит на глобальном, национальном, региональном, наноэкономическом уровне, а также на уровне отдельных фирм и индивидов. В разных странах они имеют свои особенности и способы проявления.
Институциональные инновации обеспечивают выход на совершенно новый уровень науки и технологий, образования, здравоохранения и других важных аспектов жизни людей, а также способствуют сохранению и укреплению устойчивой позиции государства на мировой арене.
Теоретический анализ
С переходом к новой экономике возникает необходимость иным способом управлять уже существующими институтами или «выращивать» новые. О становлении инновационной экономики в стране можно утверждать тогда, когда она достигает пятого-шестого технологического уклада: доля инновационных продуктов, таких как достижения лазерной и робототехники, электроники, био-, нано-, когнитивных технологий, становится весьма значительной; а также когда в стране функционируют различные рынки: инновационной продукции и услуг, интеллектуальной собственности, идей, знаний, инвестиций, инноваций, бизнес-ангелов, научного и высокотехнологичного оборудования, которые являются необходимыми для функционирования инновационной экономики.
Трудности, существующие при переходе нашей страны к инновационной экономике, необходимо преодолевать в настоящем времени, о чем не раз говорилось [1]. Следует как можно скорее создавать в обществе атмосферу, способствующую развитию инновационного предпринимательства; укреплять свои позиции на международной арене посредством становления шестого технологического уклада, который дает возможность российским технологиям конкурировать на мировой арене с иностранными инновационными продуктами.
На сегодняшний день главная задача - генерация и развитие институциональных инноваций. Новейшие исследования тенденций экономического роста развитых стран подтверждают наличие определенных общих закономерностей, включая усиление роли науки, образования и инноваций как важнейшего фактора социально-экономического прогресса [2, с. 3]. Достижения устойчивых и высоких темпов экономического роста, улучшение (и даже сохранение) позиций в международном разделении труда базируются на использовании эффективных механизмов непрерывного пополнения знаний, воплощения научных разработок в высокотехнологичных продуктах и услугах.
Стратегически устойчивое экономическое развитие предприятий различных секторов экономики невозможно без постоянного и непрерывного освоения инноваций [3]. Инновационность как экономическая категория теоретически больше разрабатывается на уровне макроэкономики, а на микроуровне рассматриваются в основном вопросы конкретно-экономического и управленческого характера. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны возможно только на постоянно обновляющейся инновационно-технологической основе, обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции.
Для эффективного и стабильного развития любой национальной экономики необходима прочная взаимосвязь всех основных экономических субъектов, т.е. должна быть сформирована так называемая институциональная система, представляющая собой исторически обусловленную совокупность «выстроенных» определенным образом социальных институтов, взаимозависимых и взаимовлияющих.
Институциональная система развивается на основе институциональных факторов, т.е. факторов, связанных с управлением и регулированием отдельных сфер общественной жизни. К ним относят научно-технические, финансовые, социальные факторы, а также меры по трансформации институтов, правил, норм и т. д.
Институциональные субъекты, прежде всего государство, бизнес и домашние хозяйства, постоянно находятся в тесной взаимосвязи в экономическом пространстве. Чтобы их взаимосвязь давала «плоды», она должна строиться на определенных требованиях и регулироваться общепринятыми правилами и нормами. Регулирование происходит посредством формальных (нормативно-правовые акты) и неформальных (традиции, обычаи) правил игры. Для эффективного функционирования национальной экономики необходимо «оптимальное равновесие» между формальными и неформальными институтами, что позволяет добиться стабильности и высокой адаптивности экономической системы.
Любой институт подвержен постоянным изменениям. Процесс институциональных изменений характеризуется трансформацией институциональной среды, иными словами, меняется набор взаимосвязанных формальных и неформальных правил, которые определяют для экономических агентов какую-либо систему стимулов.
Процесс создания институциональной инновационной среды требует глубокой и продуманной государственной политики, формирования полного спектра мер и механизмов, направленных на поддержку субъектов инноваций на всех стадиях институциональной цепочки. Предметом институционального интереса являются система институтов в экономической системе, ее институциональная структура, совокупность отношений по преобразованию или сохранению институтов с целью более эффективного и устойчивого развития системы экономических отношений.
Под институциональной структурой экономики понимается определенный упорядоченный набор институтов, создающих основу экономического поведения, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности.
Анализ институциональных инноваций с точки зрения микроэкономического подхода пред-
полагает изучение особенностей ведения бизнеса. Макроподход к оценке институциональных инноваций предполагает совершенствование национального законодательства и институциональной структуры в целом.
Если говорить о том, кто же занимается разработкой инноваций и их распространением, то следует отметить микроуровень, и прежде всего малый и средний бизнес, которые вследствие своей гибкости и мобильности способны реагировать на быстро изменяющиеся внешние условия и потребности населения, тем самым создавая инновационные продукты, пользующиеся большим спросом. Но из-за рискованности и неопределенности инновационной деятельности важно выделить роль политической сферы, так как эффективно модернизировать экономику возможно только с помощью активной поддержки со стороны государства.
Предприниматели и фирмы, заручаясь государственной поддержкой, начинают все больше проявлять инновационную активность, ведут разработки и исследования, внедряют инновации, даже появляются фирмы, полностью ориентирующиеся на инновационной деятельности. Именно микроуровень дает большую часть технологий и нововведений; фирмы научились экстремально быстро приспосабливаться к колебаниям спроса, «взращивать» высококвалифицированных специалистов и привлекать к деятельности специалистов «извне». Предприниматели и фирмы, разрабатывая и внедряя инновации, создают конкурентные преимущества не только для себя, но и для государства в целом. В свою очередь, государства используют инновации в конкурентной борьбе в глобальном экономическом пространстве.
Причины институциональных изменений могут быть различны. Так, например, Д. Норт выделяет два основных фактора, влияющих на формирование институциональной среды: изменение относительных цен и изменение структуры предпочтений людей [4].
Другим источником изменений являются конфликты между институтами, особенно сложившимися в разные исторические эпохи. Здесь имеет место конкуренция институтов, предлагающих в одних и тех же ситуациях различные варианты действий индивидов.
Можно выделить несколько видов институциональных изменений: появление новых правил и норм (институциональные инновации), трансформация неформальных ограничений в формальные нормы, заимствование правил (импорт институтов) и исчезновение ранее существовавших правил.
В настоящее время институциональные инновации играют важнейшую роль в развитии
институциональной среды, которая определяет рамки взаимодействия субъектов экономических отношений. Институциональные инновации выступают как новшества в функционировании формальных и неформальных институтов, или правил игры, а также во взаимосвязи между институтами. Примерами таких новшеств могут являться новые технологии производства, новые способы организации производства, а также новые рынки продуктов и ресурсов [5].
Роль главного новатора в данном случае играет предприниматель. Продуктом его деятельности являются инновации как частные блага, ограничивающиеся рамками одного предприятия, например, корпоративные ценности. Они структурируют и регулируют взаимоотношения членов данного предприятия между собой. Как правило, такие внутрифирменные инновации трудно применить к другим организациям по причине того, что каждая из них обладает своими специфическими чертами (структура, сфера деятельности и т.д.). Вместе с тем предприниматель может создавать институциональные инновации в виде корпоративных благ (новые бизнес-модели, программы развития), которые по мере их распространения могут приобретать характер общественных благ (благотворительность как общественная ценность).
В процессе создания институциональных инноваций предприниматель выполняет две функции. С одной стороны, он нарушает институциональное равновесие путем введения своих инноваций, т.е. дестабилизирует экономическую систему. С другой стороны, ему присуща созидательная функция, так как он создает предпосылки для установления нового равновесия, являясь организатором различных институциональных соглашений, которые уменьшают неопределенность и способствуют разрешению конфликта интересов. В данном случае предприниматель должен выбрать определенную модель поведения. Он может либо действовать в рамках правил и ограничений, которые уже существуют, и искать какой-либо компромисс; либо делать попытки изменения этих правил, что, в свою очередь, приводит к новым институциональным изменениям. Выбор определенной модели поведения зависит от восприятия самим предпринимателем выигрыша от использования того или иного варианта. Иными словами, мотивацией создания институциональных инноваций для предпринимателя служит максимизация прибыли [6].
Предприниматель как осуществляет спонтанные институциональные изменения, возникающие и распространяющиеся без предварительного планирования, так и целенаправленно регулирует изменения институциональной среды, т. е. занима-
ется институциональным проектированием. Однако такое проектирование свойственно преимущественно для макроуровня, т.е. для государства.
Более того, и предприниматель, и государство могут являться причиной возникновения институциональных инноваций смешанного типа, когда они сознательно распространяют новое правило, которое появилось в процессе их деятельности случайно, незапланированно. Например, спонтанно появившаяся тактика ведения дел в бизнесе обязательно получит распространение посредством различных бизнес-ассоциаций. В деятельности государства примером подобной инновации служит судебный прецедент, возникающий в связи с решением определенного суда по конкретному делу. Введение данного прецедента в массовую практику обеспечивает судебная ветвь власти, делая его самостоятельным источником права [7, с. 71-73].
Государство как институциональный инно-ватор стремится максимизировать совокупный доход его граждан. Его главная задача - обеспечить динамику развития базовых институтов в направлении реализации поставленных целей. Инновации, создаваемые государством, являются общественными благами, т.е. благами, доступными и полезными для всех. Таким образом, примерами государственных инноваций могут быть разработка новой стратегии развития, новых форматов, реформа судебной системы, денежная реформа.
Следует отметить, что новаторская деятельность государства, которую оно осуществляет в виде законотворчества, затрагивает в основном формальные институты. То есть государство издает различные нормативно-правовые акты и выступает гарантом их соблюдения. Однако существует некоторое желательное условие для осуществления государством институционального проектирования - доверие со стороны экономических субъектов. Отсутствие доверия приводит к увеличению неопределенности ожиданий в отношении изменения институциональной среды, что впоследствии негативно отражается на взаимоотношениях государства с иными экономическими субъектами.
Полагаем, что если игроки политического рынка (политические партии, группы давления и т.д.) заключили между собой сделку об осуществлении какой-либо институциональной инновации (к примеру, приняли новый закон), то нельзя считать, что в экономике появилось новое правило. Это можно делать только тогда, когда алгоритм действий этого правила стал систематически реализовываться экономическими агентами, которые совершают сделки на товарных рынках в соответствующих условиям применения
вводимого правила ситуациях. Следовательно, принятие того или иного закона вовсе не означает обеспечение его выполнения в жизни.
В отличие от государства, домохозяйства как субъекты институциональных инноваций вносят свои преобразования преимущественно в неформальные правила игры, т. е. меняются обычаи, традиции, ценности. К примеру, раньше домохозяйства в большинстве своем состояли из супружеской пары с детьми. Браки заключались в основном в возрасте до 25 лет, считалось, что после этого возраста уже поздно создавать семью. В современном же мире преобладают «поздние» браки и «поздние» дети, т.е. семья образуется после 30 лет. Кроме того, существует немалое количество домохозяйств, состоящих из одного человека, так как многие сейчас главной целью своей жизни определяют карьерный рост и финансовое благополучие, не акцентируя при этом внимание на необходимости создания семьи. Изменяющиеся ценности индивидов влекут за собой инновации в формальных институтах. Примером такой инновации является заключение брачного контракта, определяющего имущественные права и обязанности супругов в браке и при его расторжении.
Что касается стремления домохозяйств к созданию институциональных инноваций, то они изменяют институциональную среду нецеленаправленно, иногда даже не подозревая об этом. Любые изменения институциональной среды домохозяйств требуют пересмотра и корректировки существующих рутин, функциями которых являются создание среды, где человек может оставаться самим собой, а также экономия времени и когнитивных способностей. Таким образом, домохозяйствам сложно заниматься институциональным проектированием, так как ни один рационально действующий индивид не согласится отказаться от своих рутин, но при определенных обстоятельствах они идут на это (переезд в другой город, регион, страну).
Помимо основных субъектов институциональных инноваций, которыми являются предприниматель, государство и домохозяйства, изменять институциональную среду также могут отдельные индивиды. В пример можно привести ситуацию, когда политический деятель заявляет о ведении новой экономической политики, или когда ученый формулирует новую теорию. Также наглядным примером изменения институциональной среды отдельными индивидами является создание социальных сетей, которые повлекли за собой появление новых правил игры, как формальных, так и неформальных. В настоящее время во многих странах законодательство постоянно дополняется правовыми нормами, регулирующими функционирование этих сетей, а также взаимодействие
индивидов в них. Что касается изменения неформальных институтов, то появились новые (виртуальные) способы общения.
В условиях информатизации происходит множество изменений, внедряется огромное количество технологических и институциональных инноваций, такие как электронная коммерция, интернет-торговля, корпоративные базы данных, Интранет и др.
Внедрение новых технологий в производство, построение новых стратегий организации бизнес-процессов (например, в виртуальном пространстве), а также изменение неформальных правил игры, к примеру, обеспечивающих функционирование виртуальных организаций на основе доверия их участников друг к другу, существенно увеличивают производительность труда и конкурентоспособность современных организаций.
Благодаря институциональным инновациям у предприятия возникают уникальные конкурентные преимущества, что открывает ему новые благоприятные возможности на рынке или же создает условия для освоения тех сегментов рынка, на которые другие конкуренты не обратили внимания.
Сегодня следует признать существенную роль институционального предпринимательства в создании институтов и их обновлении. Рассматриваемый феномен является важным элементом изменений, способствующим утверждению новых стандартов в среде разрозненных акторов. Высказывается плодотворная идея о целесообразности концептуальной интеграции в рамках двух ключевых направлений: социологической институциональной теории и институциональной экономики. В дальнейшем следует ожидать, помимо расширения диапазона применимости концепта, разработки согласованной и обладающей высокой ценностью теории институционального предпринимательства.
Развитие институционального предпринимательства как фактора инновационной экономики регионов нашей страны в настоящее время сталкивается с огромным количеством проблем социально-экономического и нормативно-правового характера. Однако их преодоление необходимо для формирования и развития конкурентной среды, становления системы действенных стимулов к инновациям и росту эффективности на основе снижения барьеров входа на рынки, обеспечения равных условий конкуренции всех субъектов региональной экономики.
Каждое из направлений совершенствования институциональной среды представляется важным и необходимым для развития российской экономики, однако в рамках поставленной проб-
лемы повышения качества жизни населения внедрение институциональных инноваций является необходимым условием роста количественного и качественного потенциала российского населения.
Современная российская институциональная экономика инновационного типа базируется на научной, научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей создание новых продуктов, технологий, материалов, оборудования и иной наукоемкой продукции. Актуальность научной проблематики подчеркивает определяющую роль инновационного типа развития для российской экономики, закрепленную в ряде программных документов, а также пристальное внимание к сфере наукоемкого производства со стороны руководителей государства. Институциональное развитие наноиндустрии представляет собой инновационный процесс формирования связанных с ней институций (видов экономической деятельности), институтов (базовых и вспомогательных организаций), а также институциональной среды (интегрированного множества правил, стандартов, регламентов, норм, процедур и т.д.), обеспечивающих эффективное разделение и кооперацию (в том числе коллаборацию) труда, минимизацию уровня трансакционных издержек на всех этапах нанотехнологической цепочки создания добавленной стоимости.
Оптимальное исполнение функций управления возможно при четком разграничении планов развития в долгосрочном и краткосрочном периоде, основой которых является стратегия экономической стабилизации развития инноваций. Современная стратегии экономической стабилизации городского хозяйства с учетом инновационного развития должна учитывать актуальные тенденции развития экономики страны, нестабильность и неопределенность внешней среды и особенности развития конкретного муниципального образования. На макроэкономическом уровне обеспечивается согласование социально-экономических интересов регионов в рамках единого экономического пространства.
Здесь путем управления налоговой, бюджетной, денежно-кредитной, социальной, экологической и внешнеэкономической политикой происходит воздействие на элементы макроокружения, задающие общие «правила игры» на всех уровнях хозяйствования. На уровне города осуществляется воздействие на такие элементы потенциала предприятий, как трудовые ресурсы, инновационный потенциал и инвестиционная привлекательность города, инфраструктурные факторы, совокупный потребительский спрос, а также на все условия для дальнейшего развития их потенциала.
Таким образом, понимание инновационного процесса и его признание приводит к необходи-
мости обоснования институциональной основы экономики России и продвижению инноваций в современных условиях.
Спецификой институциональных инноваций является зависимость от предшествующих их появлению норм и условий. Все новые институты являются предопределенными существующими социальными или экономическими условиями, т.е. институциональной матрицей.
Представляя собой взаимосвязанную совокупность базовых институтов, институциональная матрица задает конституирующие основы воспроизводства любой общественно-экономической системы. Она обусловливает эволюционную устойчивость, системность и одновременно направленность в развитии как экономической системы в целом, так и отдельных ее институтов.
Связь между технологиями и институтами, системность, проявляющаяся в сочетании технологических и институциональных нововведений, фиксируется в таких понятиях, как технологический уклад. Технологический уклад - целостный комплекс технологически сопряженных производств, в динамике функционирования представляющий собой воспроизводственный контур. Замещение технологических укладов требует, как правило, соответствующих изменений в социальных и институциональных системах, которые не только снимают социальную напряженность, но и способствуют массовому внедрению технологий нового уклада, соответствующего ему типа потребления и образа жизни.
Смена технологических укладов в рамках доминирующего способа производства и соответствующие изменения в социально-экономических связях могут модифицировать институциональную матрицу, обостряя ее статусные противоречия, опосредованно влияя на эволюцию экономических институтов ее окружения.
Внедрение институциональных инноваций почти всегда происходит посредством рынка институтов, под которым можно понимать процесс, позволяющий индивидам выбирать те или иные правила игры. Взаимодействуя между собой, индивиды оценивают существующие правила и определяют пригодность новых. Таким образом, важнейшей функцией институционального рынка является поощрение институциональных инноваций.
Результаты
На институциональном рынке институты характеризуются как предметы купли-продажи, т. е. как товары. При этом они являются предметами длительного пользования, иными словами, представляют собой капитальные активы, которые способны приносить доход в течение
продолжительного периода времени. Чтобы обеспечить производительное использование института индивидом, данный институт должен быть в определенном смысле приобретен им. По своим характеристикам такое приобретение более всего напоминает аренду, так как индивид применяет данное правило в течение определенного периода времени, а затем «оставляет» его, чтобы в случае возникновения необходимости вернуться к его использованию.
Институциональный рынок существует, пока существуют формальные и неформальные правила, регулирующие поведение. Это объясняется тем, что люди почти всегда сопоставляют, насколько выгодно подчиниться какому-либо правилу, стоит ли его нарушать, если это способно принести выгоду больше, чем соблюдение правила. Выбор индивидов зависит от способности гаранта защитить выполнение определенного правила, т.е. выявить нарушение и применить к нарушителю санкцию, а также от силы самой санкции. Гарантом могут выступать индивиды или организации, которые выполняют функцию принуждения правила к исполнению.
Данная способность гаранта представляет собой его «пропускную мощность», которая различна у разных институтов, регулирующих схожие действия, и требует разных издержек как от индивидов, выбирающих, какому правилу следовать, так и от самого гаранта. Помимо этого, услуги разных гарантов также могут различаться по своей надежности и качеству.
Таким образом, спрос на институт фактически является спросом на услуги гаранта, который сможет наилучшим образом, с точки зрения индивида, обеспечить защиту следования определенному правилу, т. е. с наименьшими издержками и наиболее надежно. Иногда такими свойствами в большей степени обладают не государственные, а частные гаранты неформальных правил. В такой ситуации, если индивиды выбирают в большинстве своем неофициальные институты, это может говорить о том, что официальные обладают низким качеством, которое не устраивает их потребителей.
Таким образом, субъектами институциональных инноваций могут выступать предприниматели, государство, домохозяйства и отдельные индивиды. Некоторые из них спонтанно меняют институциональную среду, а некоторые занимаются институциональным проектированием, одни меняют формальные правила, а другие - неформальные. Но, несмотря на различия в методах и результатах их действий, все они вносят важный вклад в преобразование институциональной среды. Институциональные инновации - это двигатель прогресса любого вида деятельности,
главный вектор конкурентоспособности страны. Это обусловливает необходимость дальнейших научных исследований в данной области.
Список литературы
1. Устинова Н. Г. Влияние институциональных факторов на инновационную составляющую экономики // Вестн. СГСЭУ. 2015. № 5. С. 14-19.
2. Манохина Н. В., МирошниченкоН. В., УстиноваН. Г. Институциональное управление в инновационной среде. Саратов, 2011. 250 с.
3. Устинова Н. Г. Анализ инновационной среды в России // Наука и общество. 2011. № 3. С. 67-72.
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. 180 с.
5. Шумпетер Й. A. Теория экономического развития. М., 2007. 400 с.
6. Ромашкин Т. В. За кулисами инновационной деятельности // Экономические, институциональные и технологические проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях внешних вызовов : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А. А. Сытник. Саратов, 2015. С. 50-55.
7. Kochetova D. Theoretical view on the main subjects of institutional innovations // Scientific enquiry in the contemporary world : theoretical basks and innovative approach. Vol. 4. Economics: research articles. San Francisco, California, B&M Publishing, 2014. С. 71-73.
Generation and Reproduction of Institutional Innovation
N. G. Ustinova
Saratov Socio-Economic Institute of the Plekhanov Russian University of Economics, 89, Radischeva str., Saratov, 410003, Russia E-mail: [email protected]
Introduction. Generation and development of institutional innovation is today one of the primatial tasks in economic development. Theoretical analysis. The subject of scientific analysis is institutional innovation, understood as the rules of the functioning of formal and informal institutions, as well as in the relationship between the institutions. Institutional innovations are an important element of the concomitant formation of an innovative economy. The purpose of work - to reveal the content and features of the implementation of
institutional innovations in different areas and countries. Results. The features of the institutional environment, which determines the scope of the interaction of economic agents. Revealed sources and mechanism of institutional change. It determines the value of institutional innovations in the functioning of the economy. Need search tools allow you to control the economic development of the institutional innovation structures in order to achieve maximum economic results. Key words: institutional innovations, innovative economy, institutional changes, technological structure, institutional matrix.
References
1. Ustinova N. G. Vliianie institutsional'nykh faktorov na innovatsionnuiu sostavliaiuschuiu ekonomiki [The impact of institutional factors on the innovative component of the economy]. Vestnik SGSEU (Vestnik of Saratov State Socio-Economic University), 2015, no. 5, pp. 14-19.
2. Manohina N. V., Miroshnichenko N. V., Ustinova N. G. Institutsional'noe upravlenie v innovatsionnoi srede (Institutional management in an innovative environment). Saratov, 2011. 250 p.
3. Ustinova N. G. Analiz innovatsionnoi sredy v Ros-sii [Analysis of the innovation environment in Russia]. Nauka i obschestvo [Science and society], 2011, no. 3, pp. 67-72.
4. North D. Instituty, institutsional'nye izmeneniya ifunk-tsionirovanie ekonomiki [Institutions, institutional change and economic performance]. Moscow, 1997. 180 p.
5. Shumpeter Y. A. Teoriia ekonomicheskogo razvitiia [Theory of Economic Development]. Moscow, 2007. 400 p.
6. Romashkin T. V. Za kulisami innovatsionnoi deiatel'-nosti [Backstage innovation]. Ekonomicheskie, institutsional'nye i tekhnologicheskie problemypovysheniya konkurentosposobnosti natsional'noi ekonomiki v uslovi-iakh vneshnikh vyzovov: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Economic, institutional and technological problems of competitiveness of the national economy in the face of external challenges. Proc. Int. sci. and pract. conf. Ed. by. A. A Sytnik]. Saratov, 2015, pp. 50-55.
7. Kochetova D. Theoretical view on the main subjects of institutional innovations. Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basiсs and innovative approach. Vol. 4. Economics: research articles. San Francisco, California, B&M Publishing, 2014, pp. 71-73.