Научная статья на тему 'Генератор поднесущих колебаний для канала vor'

Генератор поднесущих колебаний для канала vor Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
227
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Болотова О.В., Мусонов В.М.

Рассмотрен формирователь поднесущих колебаний для канала VOR, используемый для передачи сигнала опорной фазы азимутального канала системы ближней навигации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генератор поднесущих колебаний для канала vor»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Технические науки

Специальные синхронные машины:

1) шаговые двигатели;

2) реактивные двигатели;

3) гистерезисные машины;

4) вентильные двигатели;

5) синхронные машины с постоянными магнитами;

6) индукторные машины;

7) шаговые двигатели;

двигатели с катящимся ротором и двигатели с гибким волновым ротором. Область применения синхронных машин (СМ)

Основная область применения СМ - использование их в качестве генераторов для выработки электрической энергии в том числе и на воздушных судах. Синхронные двигатели имеют постоянную частоту вращения, поэтому используются там, где нет необходимости в регулировании частоты или, где необходимо обеспечить ее постоянство.

В авиации синхронные машины используются в таких системах как [4; 5]:

1. Курсовые системы.

2. Топливные системы.

3. Система автоматического управления самолетом и т. д.

Библиографические ссылки

1. URL: Шр://тасЫпере&а.о^/1Мех.рЬр/Синхрон-ная_машина (дата обращения: 20.03.2014).

2. URL: http://remont220.ru/sinkhronnyye-mashiny. php (дата обращения: 20.03.2014).

3. URL: http://www.induction.ru/library/book_001/ glava1/1-1.html (дата обращения: 20.03.2014).

4. URL: http://servomotors.ru/documentation/a_ course_on_electrical_machines/33.htm (дата обращения: 20.03.2014).

5. URL: http://leg.co.ua/info/elektricheskie-mashiny/ shagovye-elektrodvigateli.html (дата обращения: 20.03.2014).

© Анисимова А. А., Пашков Р. С., 2014

УДК 629.73.08; 629.7.004.67

О. В. Болотова Научный руководитель - В. М. Мусонов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ГЕНЕРАТОР ПОДНЕСУЩИХ КОЛЕБАНИЙ ДЛЯ КАНАЛА VOR

Рассмотрен формирователь поднесущих колебаний для канала VOR, используемый для передачи сигнала опорной фазы азимутального канала системы ближней навигации.

Для обеспечения высокой точности измерения азимута воздушного судна сигнал опорной фазы азимутального канала системы ближней навигации должен отличаться высокой фазовой стабильностью. Для получения высокой стабильности фазы опорного канала необходима высокая линейность модуляционной характеристики формирования частотно-модулированной поднесущей и минимальное значение паразитной амплитудной модуляции ЧМ-сигнала. С этой целью в радиомаяках канала VOR используют достаточно сложную аппаратуру с использованием электронного гониометра [1].

В настоящей работе представлен формирователь поднесущих колебаний с использованием автоколебательного мультивибратора напряжения поднесущей частоты в режиме внешней модуляции напряжением сигнала опорной фазы 30 Гц. Особенностью используемой схемы является высокая линейность характеристики напряжение-частота и отсутствие паразит-

ной частотной модуляции. Структурная схема генератора поднесущих колебаний приведена на рисунке.

Схема содержит кварцевый генератор на частоту 99600 Гц, первый делитель частоты на 10, позволяющий получить среднюю частоту ЧМ-генератора канала VOR - 9960 Гц. Напряжение первого делителя частоты используется для подстройки среднего значения частоты ЧМ-генератора схемой автоподстройки частоты (АПЧ). Второй делитель частоты с коэффициентом деления 10 позволяет получить импульсы прямоугольной формы с частотой 30 Гц. Активный фильтр, настроенный на частоту 30 Гц, позволяет выделить первую гармонику этих колебаний. Гармонические колебания частотой 30 Гц поступают на модулирующий вход ЧМ-генератора. Требуемая девиация частоты ±480 Гц устанавливается путем регулировки амплитуды модулирующего напряжения на выходе активного фильтра. Полосовой фильтр преобразует напряжение прямоугольных колебаний на выходе ЧМ-генератора в синусоидальные.

Кварцевый генератор

Структурная схема генератора поднесущих колебаний

Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »

Библиографическая ссылка И. Б. Максимов / под ред. А. А. Сосновского. М. :

1. Авиационная радионавигация : справочник / Транспорт, 1990. А. А. Сосновский, И. А. Хаймович, Э. А. Лутин,

© Болотова О. В., 2014

УДК 629.7.051.5

Д. А. Волчёк, К. В. Владимирова Научный руководитель - Е. А. Нартов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БПЛА НА БАЗЕ МИКРОКОНТРОЛЛЕРА АТМЕЬ

Приведена блок-схема системы управления на базе микроконтроллера ЛШе1. Также рассмотрены технические характеристики элементов системы управления.

Беспилотный летательный аппарат - это летательный аппарат без экипажа на борту, в просторечии иногда используется название «беспилотник» или «дрон» [1].

Система управления проектируется для БПЛА, разрабатываемого в МФЦ АИСТ для поисково-спасательных целей. В задачи которого входит обнаружение людей потерявшихся на какой-либо местности и сброса им медикаментов и припасов (если потребуется), а также устройств связи и позиционирования для облегчения их спасения. В дополнительные задачи входит патрулирование местности и аэрофото-видеосъемка.

Наш выбор пал на микроконтроллеры фирмы ATMEL по причине их дешевизны и доступности, а также простоты программирования в среде Arduino, которая в свою очередь может быть установлена на любую широко используемую операционную систему (Windows, Linux).

Система управления имеет два режима: ручной и

автопилота. Здесь мы рассматриваем только управление от автопилота. Ниже приведена блок-схема.

Теперь рассмотрим характеристики и назначение отдельно каждого элемента схемы.

Модуль автопилота ArduPilot ATMega328 (производитель SparkFun Electronics) является полностью программируемым автопилотом, к которому можно подключить GPS-модуль и инфракрасные датчики препятствий XY и Z. В зависимости от загруженного программного обеспечения можно управлять самолетами, квадрокоптерами, вертолетами.

Особенности:

- 16 МГц ATmega328 процессор

- Контроллер предназначен для автономного управления ЛА.

- В комплекте 6-контактный разъем для подключения GPS-модуля.

- Имеет шесть аналоговых входов (с АЦП на каждом) и шесть цифровых входов / выходов для дополнительных датчиков.

Блок-схема системы управления БПЛА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.