Научная статья на тему 'Генеалогические персонализированные краеведческие электронные коллекции как инновационный библиотечный продукт'

Генеалогические персонализированные краеведческие электронные коллекции как инновационный библиотечный продукт Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
687
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / LOCAL LORE ELECTRONIC COLLECTION / GENEALOGIC PRODUCTS / GENEALOGIC PERSONALIZED LOCAL LORE ELECTRONIC COLLECTION / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Стяблина Ангелина Владимировна

В статье рассматривается технология создания в библиотеке генеалогической персонализированной краеведческой электронной коллекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Стяблина Ангелина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENEALOGIC PERSONALIZED LOCAL LORE ELECTRONIC COLLECTION AS INNOVATION LIBRARIAN PRODUCT

The technology of creation of the genealogic personalized local lore electronic collection is considered.

Текст научной работы на тему «Генеалогические персонализированные краеведческие электронные коллекции как инновационный библиотечный продукт»

УДК 930.25:37.01

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЕ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ КОЛЛЕКЦИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ПРОДУКТ

© Ангелина Владимировна СТЯБЛИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, документовед управления стратегического планирования, соискатель, e-mail: Angelina [email protected]

В статье рассматривается технология создания в библиотеке генеалогической персонализированной краеведческой электронной коллекции.

Ключевые слова: краеведческая электронная коллекция; генеалогические продукты; генеалогическая персонализированная краеведческая электронная коллекция; технология.

Главное богатство России - люди. Особенно те, кто является носителем интеллектуального и духовного потенциала. Именно от них в XXI в., прежде всего, зависит будущее России [1]. Современный период развития общества характеризуется небывалым всплеском краеведческой деятельности, интересом к изучению людьми своей генеалогии. В настоящее время интерес к изучению своей родословной все увеличивается, и информационные центры (библиотеки, архивы, музеи), книжные магазины, различные генеалогические, родословные организации и объединения, частные лица и другие стремятся откликнуться на возросшие потребности населения в генеалогической информации. Одним из направлений работы библиотек по информационной поддержке генеалогических исследований является производство информационных продуктов, являющихся источником генеалогической информации. Осуществляя информационную поддержку генеалогии, библиотеки вносят огромный вклад в восстановление нашей действительной истории, возрождение культуры, формирование самосознания личности и общества.

Нами разработана технология создания генеалогических персонализированных краеведческих электронных коллекций как инновационного продукта, нацеленного на любого человека, который является автором новых знаний, навыков, опыта, - независимо от его социального статуса, наличия (отсутствия) ученой степени или звания. Важно отметить, что такая коллекция нужна и полезна не только для людей и о людях, которые достигли каких-то результатов в своей деятель-

ности, но и о любом человеке, даже о таком, который не внес вклада ни в какие сферы деятельности.

В 2010-2011 гг. нами был изучен рынок информационных ресурсов Тамбовской области и в библиотеках не выявлено продукта, подобного нашей коллекции. Отметим, что такого рода продукт, как генеалогическая персонализированная краеведческая электронная коллекция, может стать инновационным в информационно-библиографическом обслуживании. Основываясь на понятии электронной коллекции, предложенном

М.Р. Когаловским, под генеалогической персонализированной краеведческой электронной коллекцией понимаем систематизированную совокупность каких-либо генеалогических, краеведческих электронных ресурсов, объединенных по какому-либо критерию принадлежности (по общности содержания, источников, назначения, кругу пользователей, способу доступа) [2]. В нашем случае это могут быть критерии генеалогии, краеведения и всех тех областей знания, которые конкретная персона желает разместить в данной коллекции. Такая коллекция будет ориентирована в первую очередь на рядового человека, обычного статистического человека, которому интересно свое происхождение, генеалогия, история своей семьи, рода, интересно ее изучение и сохранение. Наша коллекция станет тем инновационным продуктом, который библиотека в состоянии создать. В работе по созданию таких коллекций нужно предусмотреть взаимодействие библиотек с архивами и музеями для получения

генеалогической информации, которая хранится в данных учреждениях.

Обратимся к правовым аспектам. Что требует от нас законодательство, и какие меры должны предпринять библиотеки, чтобы оставаться в правовом поле? В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» [3], выделим основные пункты, на которые может опираться библиотека в работе по созданию таких коллекций: 1) «Персональные данные пользователя, собираемые и обрабатываемые библиотекой, должны иметь определенный, четко фиксированный перечень (объем), который оправдан целями их сбора и обработки (ст. 5 ФЗ № 152-ФЗ)»; 2) «Библиотека должна получить письменное согласие пользователя на сбор и обработку его персональных данных, либо заключить с ним договор на оказание услуг (ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ)» [3]. Таким образом, соответствующие взаимные обязательства между библиотекой и пользователем являются договорными и могут быть оформлены.

Для создания таких продуктов, как генеалогические персонализированные краеведческие электронные коллекции, целесообразно выделить в библиотеке специалистов, обладающих навыками работы с различными видами информации, умеющих ее правильно построить, оформить и систематизировать, обладающих навыками аналитикосинтетической переработки информации, а также профессионально владеющих современными информационными технологиями и программами. Вышеперечисленными умениями и навыками должен владеть любой библиотекарь в силу своей профессии. Как же выбрать среди них подходящих именно для создания такой коллекции? Кто больше подходит? Например, этим могут заниматься библиографы-краеведы, работающие в команде с программистами. Но все зависит, в первую очередь, от возможностей библиотеки и от частного случая.

Необходимо выделить соответствующее подразделение или отдел в библиотеке. Это может быть отдел автоматизации, информационно-библиографический отдел или отдел краеведческой библиографии, в зависимости от конкретной библиотеки, или специально созданный отдел. В ходе работы над коллекцией данные подразделения могут взаимо-

действовать между собой, а также необходимо предусмотреть взаимодействие библиотек с архивами и музеями для получения генеалогической информации, хранящейся в них. С ростом массового спроса на такие коллекции библиотеке может потребоваться выделение специального сектора или отдела, функционально связанного с генеалогией.

Федеральное законодательство создает основы для изменения сложившейся ситуации. Федеральный закон № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» является правовым основанием для создания нового типа учреждений - автономных учреждений. Кроме того, с принятием Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» появились правовые основания для создания еще одного типа учреждений - казенных учреждений и изменения правового статуса бюджетных учреждений (механизмов перечисления и расходования ими бюджетных средств, контроля и ответственности учреждений). С 2011 г. библиотеки примут другой статус и создание ими новых информационных услуг различной направленности и различных форм, безусловно, будет расти [4]. Поэтому библиотекам в сложившейся ситуации выгодно создавать новые информационные продукты, такие как генеалогические персонализированные краеведческие электронные коллекции, и тиражировать их за определенную плату для пользователей в современных сложившихся условиях. Создавая генеалогические персонализированные краеведческие электронные коллекции библиотеки могут поставить задачу извлечения прибыли от реализации этих коллекций.

Основываясь на понятии «технология», данном в учебнике «Библиографическая деятельность библиотек», под технологией мы понимаем совокупность процессов, операций и средств их реализации, обеспечивающих производство конечного продукта (в данном случае генеалогических персонализированных краеведческих электронных коллекций) с заданными свойствами [5, с. 155].

Отметим, что в настоящее время рынок генеалогической интернет-продукции изобилует самыми различными предложениями,

обеспечивающими пользователю достаточно широкий выбор в зависимости от своих запросов и возможностей, но цена на ту или иную программу или услугу относительно высока. В связи с этим возникает финансовый барьер. И, к сожалению, для подавляющего большинства населения интернет-услуги продолжают оставаться дорогостоящими. Поэтому библиотеки выступают теми учреждениями, у которых накоплен большой опыт в этой области. Многие библиотеки умеют проводить генеалогические исследования, составляют библиографические указатели по генеалогии и истории семей, активно работают над созданием поколенных росписей (например, Институт генеалогических исследований РНБ) [6].

Так как библиотеками на современном этапе еще не разработана т. н. технология создания таких ресурсов, мы предлагаем свой вариант технологии создания генеалогических персонализированных краеведческих электронных коллекций, включающий три основных этапа. По существу, это своеобразная типологическая модель общего характера, которая должна быть конкретизирована применительно к каждому реальному случаю составления таких коллекций.

Работа по созданию генеалогической персонализированной краеведческой коллекции складывается из следующих основных технологических этапов: 1) подготовительный (разработка методологии коллекции, выбор и изучение темы, разработка плана-проспекта коллекции, выявление литературы по теме коллекции, проведение работ по сканированию и ретроконверсии, изучение соответствующего сегмента рынка информационных ресурсов, изучение информационных потребностей потенциальных пользователей); 2) основной (создание контента коллекции, создание коллекции с помощью специального программного обеспечения, обучение пользователя работе с коллекцией); 3) заключительный (тестирование и доработка коллекции, издание коллекции и продвижение ее на рынке информационных ресурсов).

Подготовительный этап. Определяя тему будущей коллекции, составители должны исходить из того, что конкретно заказчик - в нашем случае - любой человек, заинтересованный в создании такой коллекции о себе, -хотел бы в ней разместить, какую информа-

цию необходимо изучить. Следует отыскивать сведения о любых других событиях жизни, которые помогут персонифицировать исследуемого человека. Это могут быть самые разные события, например: учеба (в вузе, школе, курсах), работа, служба, покупка-продажа (крупные сделки, в особенности сделки с недвижимостью), болезнь, участие в общественной, политической, культурной жизни и др. [6, с. 37].

Существует масса источников, где могут быть обнаружены сведения о человеке. Везде, где человек вступает в юридические, экономические и другие отношения с официальными структурами, могут быть обнаружены документальные следы этих отношений. Многие из этих документов несут массу персональной информации о человеке [6, с. 38]. Это могут быть:

- личное дело студента в вузе;

- личное дело в отделе кадров по месту работы;

- призывные списки;

- личное дело офицера;

- медицинская карта;

- телефонные и адресные базы данных;

- кредитные истории и др. [6, с. 38].

Это могут быть и архивные материалы,

материалы по генеалогии и истории его семьи, материалы творческих разработок заказчика, его научные труды, публикации о нем, достижения или просто фотографии, старинные изображения, генеалогическое древо его предков и др. Причем пользователь-заказчик может обратиться в библиотеку с уже готовым материалом о себе, для того чтобы профессионалы могли правильно ее систематизировать, обработать и представить как готовый продукт с помощью специализированного программного обеспечения.

Прежде всего, составители должны сами досконально разобраться в материале, который будет использоваться в коллекции, что поможет избежать ошибок в отборе документов, их расположении, оценке. Когда тема уже достаточно изучена, собраны необходимые документы, систематизирован материал, который персона желает разместить в коллекции, и составители уже довольно свободно ориентируются в соответствующих материалах и документах персоны и о ней, наступает стадия разработки плана-проспекта электронной коллекции. Проспект - ос-

новной документ, регламентирующий дальнейшую работу составителя над электронной коллекцией. Его составление требует от разработчика большого внимания, тщательной шлифовки формулировок. Отметим, что структура проспекта может видоизменяться в зависимости от специфики темы, целевых установок конкретной личности, о которой и для которой создается коллекция, и т. д. Но во всех случаях в проспекте должны быть отражены следующие существенные характеристики создаваемой электронной коллекции:

1) раскрыт общий замысел электронной коллекции (его социальная направленность, а также главная идея, которая является основой всей коллекции);

2) сформулирован читательский адрес, целевое назначение коллекции (кому предназначена электронная коллекция, о ком она);

3) представлена модель коллекции (конкретные блоки, разделы, подразделы, рубрики, подрубрики);

4) показано, как главная идея воплощается: в тематике (структуре) коллекции; в разделах и конкретных тематических блоках, в их названиях (имеющих в ряде случаев условный характер); в способах программной реализации электронной коллекции (использование специальных программ и техническое обеспечение); в объеме электронной коллекции (указание количества документов, над которыми были проведены работы по оцифровке (сканированию и ретроконверсии), количества предполагаемых разделов и блоков);

5) дано краткое обоснование отбора литературы, документов, тестовых и изобразительных материалов, фото и видео-документов и др., хронологические рамки отбора, указываются источники, с помощью которых производится разыскание необходимой информации для электронной коллекции;

6) указаны фамилия составителя (составителей), редактора и консультанта, срок издания электронной коллекции.

Услуги по созданию генеалогической персонализированной краеведческой электронной коллекции включают в себя комплекс работ по сканированию и ретроконверсии. Сканирование и распознавание текста -самый удобный и быстрый способ перевести бумажный документ или книгу в электронную форму. Сканированию могут подвер-

гаться различные документы, награды, изображения, фотографии и др.

На основе приведенных в плане-проспекте электронной коллекции характеристик и основных этапов по ее созданию необходимо представить типовую структуру (модель) генеалогической персонализированной краеведческой электронной коллекции:

- титульный экран (название коллекции, надзаголовочные, подзаголовочные, выпускные, выходные данные; составитель (составители), редактор; библиографическое описание коллекции; краткая аннотация; знаки охраны авторского права; а также указание классификационного индекса по системе библиотечно-библиографической классификации (ББК) и универсальной десятичной классификации (УДК)) [7, с. 428-432];

- введение, предисловие или вступительная статья (раскрыт общий замысел электронной коллекции, цель ее создания, описан контент);

- содержание или меню (т. е. модель коллекции: конкретные блоки, разделы, подразделы, рубрики, подрубрики);

- генеалогия или родословная персоны;

- учебная, образовательная, научная, творческая, общественная, профессиональная и прочая деятельность персоны, информацию о которой она желает разместить в данной коллекции (регламентирующая хронологические рамки отбора информации и представленная в отдельных рубриках, блоках);

- фотогалерея;

- видеогалерея;

- сведения об электронном издании, которые отражают:

1) данные об авторах и других физических и юридических лицах, участвовавших в создании электронного издания (составителе (составителях), редакторе);

2) заглавие электронного издания;

3) надзаголовочные данные;

4) подзаголовочные данные;

5) выходные данные;

6) выпускные данные;

7) минимальные системные требования;

8) классификационные индексы;

9) знак охраны авторского права;

10) библиографическое описание;

11) аннотация [7, с. 428-429].

Отметим также, что типовая структура

может видоизменяться в зависимости от ка-

ждого конкретного случая составления таких коллекций, тематики, от пожеланий заказчика и др.

Основной этап. При создании генеалогических персонализированных краеведческих электронных коллекций необходимо учитывать специфику публикуемого контента, который влияет на структуру хранения информации, ее поиск и отображение.

Наполнение каждой конкретной генеалогической персонализированной электронной коллекции зависит от пожелания пользовате-ля-заказчика, это могут быть биографические данные, генеалогическая информация, фотографии, изоматериалы, видео, звукозаписи, творческие работы, достижения и награды. Контент могут составлять научные работы персоны, как опубликованные, так и неопубликованные, также публикации о персоне, о ее научно-исследовательской, общественной, творческой деятельности, о профессиональной сфере, в которой данная персона осуществляет трудовую деятельность, а также материалы конференций, фотографии и др.

Помимо всего вышеперечисленного к генеалогическим и персонализированным материалам могут относиться родословные персоны, представленные в виде «Дерева жизни», а также документы, посвященные данному человеку и региону, в котором он проживает (любой его части), или содержащие значительные по объему или ценности сведения о нем, независимо от физической формы (печатные, электронные издания, аудиовизуальные материалы), типа и вида издания, языка, времени и места издания; неопубликованные документы (рукописи, коллекции фотографии, собрания изоматериалов и др.).

Важнейший параметр любого электронного собрания - способ его программной реализации. Используемым программным обеспечением определяются такие важные характеристики, как поиск и навигация среди документов коллекции, способность к масштабированию, интерфейс электронного собрания. Предлагаем несколько вариантов, которые можно использовать при создании генеалогических персонализированных краеведческих электронных коллекций. В качестве инструментария для создания генеалогических персонализированных краеведческих электронных коллекций может использо-

ваться программа AutoPlay Media Studio -мощный визуальный пакет для быстрого и качественного создания меню автозапуска, интерактивных презентаций, мультимедийных приложений и прочего программного обеспечения. Программа создаст все необходимые файлы для автозапуска и его графическую оболочку. AutoPlay Media Studio - базовая платформа для разработки приложений, предлагающая широкий выбор опций и поддержку для большинства популярных технологий. Программа не требует наличия специальных знаний и очень быстро осваивается. Также электронная коллекция может быть представлена как html-страница, т. е. web-страница. HyperText Markup Language (HTML) - язык разметки гипертекстовых документов - основной способ хранения и передачи документов в Интернет - представляет собой обычный текстовый файл. В качестве элементов форматирования используются т. н. тэги (tag). Главной особенностью HTML является способность использовать гиперсвязи (links), благодаря которым возможны ссылки на другие документы, как локальные, так и находящиеся на другом конце земного шара, а также внедрение в документы изображений, звука, видео и т. д. [8]. Сейчас в Интернете выделяются три лидера среди браузеров - Opera, Mozilla FireFox, Internet Explorer. На сегодняшний день браузеры обладают большими возможностями и различными функциями, но все-таки основной функцией остается интерпретация документов, размеченных по правилам HTML. В зависимости от своих возможностей каждая конкретная библиотека может использовать и другое программное обеспечение.

Заключительный этап. Заключительный этап создания электронной коллекции включает в себя редактирование и оформление дизайна коллекции в соответствующей программной оболочке. На этом этапе проходит доработка коллекции, а также ее издание и продвижение конкретному пользовате-лю-заказчику. По желанию заказчика данный продукт можно зарегистрировать в ФГУП НТЦ Научно-техническом центре «Информ-регистр», который ведет научные исследования и мониторинг состояния и развития различных частей современного российского информационного пространства. Центр участвует в исполнении установленных законо-

дательством функций по государственному учету информационных ресурсов и систем. Отметим, что электронная коллекция может иметь локальную форму (быть статичной), т. е. записана на отдельном оптическом диске, и по желанию заказчика может быть зарегистрирована как официальное издание.

В настоящее время возможности глобальной сети позволяют современным пользователям размещать результаты своей интеллектуальной деятельности и на страницах Интернета, поэтому пользователь-заказчик за определенную плату может оформить т. н. парковку домена (паркинг домена). Парковка домена - это возможность коммерческого использования домена, не создавая сайта и не занимаясь его продвижением. Доменное имя - это символьное имя, служащее для идентификации областей - единиц административной автономии в сети Интернет. Домены бывают нескольких уровней. Существует множество сайтов, занимающихся регистрацией доменных имен. Для того чтобы пользователь-заказчик мог реализовать парковку, ему необходимо оформить заявку на парковку домена. Оформление состоит из нескольких этапов: выбор операции с доменным именем и заполнение заявки. После оформления заявки заказчик получает по электронной почте счет для оплаты услуг. Оплатить счет можно через любой банк, а также через платежные системы «Яндекс. Деньги» и др. Отметим, что доменное имя регистрируется на один год. Домен «.ИИ» является официальным доменом Российской Федерации. Стоимость регистрации домена «.ИИ» отличается в разных компаниях и в среднем составляет от 99 до 580 руб., а стоимость продления около 435 руб. в год.

Таким образом, генеалогическая персонализированная краеведческая электронная коллекция может иметь сетевую версию, но такая возможность предполагает финансовые затраты пользователя-заказчика.

Все вышеназванные варианты по регистрации генеалогической персонализированной краеведческой электронной коллекции пользователь-заказчик может осуществить по собственному желанию и оформить документально. Если же в услугах по регистрации коллекции он не нуждается, тогда библиотека вправе предложить размещение данного продукта на своем сайте. С письменного раз-

решения заказчика, оформленного в виде договора, библиотека может разместить электронную коллекцию на своем сайте в соответствующем разделе. В результате у поль-зователя-заказчика появляется несколько вариантов дальнейшего продвижения своей генеалогической персонализированной краеведческой электронной коллекции.

Итак, технология создания в библиотеке генеалогической персонализированной краеведческой электронной коллекции представляет собой совокупность процессов, операций и средств их реализации, обеспечивающих производство конечного продукта, а также производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации. В ходе разработки технологии мы предложили создание для такой коллекции плана-проспекта -основного документа, регламентирующего работу составителя над данным продуктом. Проспект содержит основные существенные характеристики электронной коллекции: от ее общего замысла до программной оболочки, в которой коллекция будет представлена. При создании генеалогических персонализированных краеведческих электронных коллекций необходимо учитывать специфику публикуемого контента, который влияет на структуру хранения информации, ее поиск и отображение.

1. О проекте VIPERSON.RU: рейтинг персональных страниц. иИЬ: http://viperson.ru/wind. рЬр?ГО=534728. Загл. с экрана.

2. Когаловский М.Р. Научные коллекции информационных ресурсов в электронных библиотеках // Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, коллекции электронных ресурсов: труды первой Всероссийской конференции. СПб., 1999. ИИЬ: http://www.rssi.ru/mei/articles/dlib.htm. Загл. с экрана.

3. Куделя М., Стасюлевич О. Закон о персональных данных: знать, чтобы соблюдать // Библиотека. 2009. № 1. С. 9-11.

4. Шкель Т. Автономное плюс казенное: Правительство предлагает создать новый тип бюджетных учреждений // Российская газета. 2010. 2 февр. иИЬ: http://www.rg.ru/2010/ 02/02/аИ:опот.Ы:т1. Загл. с экрана.

5. Когоготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление. СПб., 2004.

6. Кочевых С.В. Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. Основы генеалогической культуры. СПб., 2006.

7. Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности

/ сост. Т.В. Захарчук, О.М. Зусьман. СПб., 2005. С. 424-436.

8. Словарь технических терминов / ip.dmob.ru: все сетевые ресурсы. иИЬ: http://ip.dmob.ru/ ?page=s1ovari&1etter=H&word=48. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 30.07.2011 г.

UDC 930.25:37.01

GENEALOGIC PERSONALIZED LOCAL LORE ELECTRONIC COLLECTION AS INNOVATION LIBRARIAN PRODUCT

Angelina Vladimirovna STYABLINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Document Specialist of Strategic Planning Department, Competitor, e-mail: Angelina [email protected] The technology of creation of the genealogic personalized local lore electronic collection is considered.

Key words: local lore electronic collection; genealogic products; genealogic personalized local lore electronic collection; technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.