Научная статья на тему 'Гендерный стереотипный образ главного героя в романе-антиутопии'

Гендерный стереотипный образ главного героя в романе-антиутопии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
992
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендер / гендерные стереотипы / молодежный романантиутопия / стереотипный образ / gender / gender stereotypes / young adult anti-utopia / stereotyped image

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михеева Екатерина Николаевна

Статья посвящена рассмотрению образов главных героев в современных молодежных романах-антиутопиях. В статье раскрываются понятия гендера, гендерных стереотипов и романа-антиутопии. Излагаются результаты анализа текста произведения, проведенного с целью выявления гендерных стереотипных образов главных героев – мужчины и женщины. В ходе анализа было доказано, что в современных романах-антиутопиях образы мужчины и женщины не соответствуют традиционным представлениям о социальных моделях поведения, свойственных тому и другому полу, и имеют ряд схожих черт: эти герои всегда бунтари, одиночки, борцы за свободу и справедливость вне зависимости от гендерной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Михеева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the verbal representation of the main characters in modern young adult anti-utopian novels. At the beginning of the article such terms as gender, gender stereotypes and anti-utopian novels are discussed. Further, the article analyses the contexts describing the main male and female characters in the novels. The study undertaken proves that the behaviour of the main characters does not coincide with the traditional gender stereotypes and reveals a number of common features irrespective of their gender identity, such as they are always rebels, loners and fighters for freedom and justice.

Текст научной работы на тему «Гендерный стереотипный образ главного героя в романе-антиутопии»

Михеева Екатерина Николаевна

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Факультет иностранных языков (магистратура, 1 год обучения)

Научный руководитель: Игнатова И. В., канд. филологич. наук, доцент

ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИПНЫЙ ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ-АНТИУТОПИИ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению образов главных героев в современных молодежных романах-антиутопиях. В статье раскрываются понятия гендера, гендерных стереотипов и романа-антиутопии. Излагаются результаты анализа текста произведения, проведенного с целью выявления гендерных стереотипных образов главных героев - мужчины и женщины. В ходе анализа было доказано, что в современных романах-антиутопиях образы мужчины и женщины не соответствуют традиционным представлениям о социальных моделях поведения, свойственных тому и другому полу, и имеют ряд схожих черт: эти герои всегда бунтари, одиночки, борцы за свободу и справедливость вне зависимости от гендерной принадлежности.

Ключевые слова: гендер, гендерные стереотипы, молодежный роман-антиутопия, стереотипный образ.

Annotation: The article is devoted to the analysis of the verbal representation of the main characters in modern young adult anti-utopian novels. At the beginning of the article such terms as gender, gender stereotypes and anti-utopian novels are discussed. Further, the article analyses the contexts describing the main male and female characters in the novels. The study undertaken proves that the behaviour of the main characters does not coincide with the traditional gender stereotypes and reveals a number of common features irrespective of their gender identity, such as they are always rebels, loners and fighters for freedom and justice.

Keywords: gender, gender stereotypes, young adult anti-utopia, stereotyped

гии, социологии и других гуманитарных науках. Это связанно с тем, что изучение отличительных характеристик поведения мужчин и женщин имеет непосредственное отношение не только к отдельному человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом. В лингвистике также возрос интерес исследователей к проблеме гендера, в том числе к лингвистическим

image.

опросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, с 70-х гг. прошлого века входят в число наиболее активно обсуждаемых в философии, психоло-

способам отражения в литературных произведениях стереотипных представлений о мужчине и женщине. Вопросами лингвистической и коммуникативной репрезентации гендера занимались А. В. Кирилина, Н. А. Блохина, Л. А. Виноградов, О. А. Воронин, Е. И. Горошко, Е. А. Земская, Дж. Лакофф, Д. Таннен и другие исследователи [2, а 17].

Категорию гендера в лингвистике стали применять относительно недавно - в 60-70-х гг. прошлого века, однако это оказало огромное влияние на развитие науки о языке. Под гендером понимается «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола» [4, с. 228]. На протяжении всей жизни человека гендер является одной из самых важных характеристик личности, поскольку он включает не только пол человека, но и его социальные «последствия». Тендерный фактор оказывает значимое влияние на осознание человеком своей идентичности и определение типов личности других членов общества, тем самым порождая гендерные стереотипы [2, а 17].

А. В. Кирилина определяет гендерные стереотипы как «культурно и социально обусловленные мнения и пресуппозиции о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов и их отражение в языке» [2, с. 227]. Так, например, по мнению общества, женщина должна быть привлекательной, интересной, умной, доброй, нежной, самостоятельной, общительной, женственной, скромной и верной. Мужчина, в свою очередь, должен обладать такими качествами как сила, умение постоять за себя, смелость, мужество, предприимчивость, практичность, внимательность, сдержанность, невозмутимость, обаяние, нежность, и открытость [1, а 155-157].

Набор социально одобряемых характеристик, обязательные нормы и оценки определяют модели гендерного поведения, что широко отражено в языке [2, а 16]. Художественная литература - одно из средств выражения различий людей по гендерному признаку, так как в произведениях фиксируются, как правило, лингвокультурно-обусловленные оценки и эмоциональное отношение носителей языка к созданным авторами персонажам, а также национальные стереотипы и эталоны, которые отражают важнейшие факты культуры.

Сегодня исторически сложившаяся в традиционном обществе сегрегация, подразумевающая неравноправное разделение социальных ролей

между мужчинами и женщинами, становится все более размытой. В настоящее время в большинстве стран доминирует равноправие полов, что является одной из приоритетных тем современных молодежных романов.

Особо популярны среди молодежи романы-антиутопии. Роман-антиутопия является относительно недавно возникшим жанром в литературе - он появился в середине XX века [5, c. 6]. Жанр антиутопии представляет собой «разновидность научно-фантастической литературы, содержащий мрачный футурологический прогноз и предполагающий проецирование тенденций настоящего на ближайшее или отдалённое будущее» [3]. Популярность данного жанра можно обосновать тем, что читатели видят в антиутопической модели общества реальные исторические события. В XXI веке стали выделять подвид «молодежной антиутопии», поскольку ее главными отличительными чертами являются молодость, ловкость, сила, наивность и простота главных героев.

Из-за возросшего интереса молодежные романы-антиутопии представляют собой хороший материал для изучения репрезентации гендерных стереотипов в языке. В данной статье рассматриваются особенности вербализации гендерных стереотипических представлений о главных героях в современных англоязычных романах-антиутопиях - серии романов Сьюзен Коллинз «Голодные игры» (The Hunger Games) и Джеймса Дэшнера «Бегущий в лабиринте» (The Maze Runner). Главные герои этих романов - подростки Китнисс Эвердин и Томас.

Китнисс, главная героиня «Голодных игр», представляет собой женский художественный образ, который вовсе не соответствует традиционному представлению о слабом поле.

Китнисс - молодая девушка, которая выросла в стране с тоталитарным режимом правления. В отличие от большинства людей вымышленного мира, она упряма, своевольна и прямолинейна. На протяжении всей истории Китнисс отказывается следовать большинству инструкций, которые ей дают. Она не следует правилам и государственным законам: она лазает через забор, охотится за пределами своего дистрикта и не подчиняется президенту Сноу. Китнисс почти всегда говорит все, что думает. Ее мало заботят поиски новых друзей, поскольку единственное, что занимает ее мысли, это вопрос о том, как прокормить свою семью.

Китнисс вовсе не романтичная натура, как предполагает общепринятый тендерный стереотип: "And not even remotely nice. To say that to me after all I've been through" [7, с. 257]; "Later, there's a lot of kissing. Didn't seem very genuine on your part" [7, с. 258].

На протяжении всей своей жизни она показывала удивительную стойкость во всем, что с ней происходит: голод, боль, страдания, смерти; она всегда старалась сохранять самообладание и верность своим убеждениям. "My spirit. It suggests I'm a fighter. In a sort of brave way.<...> I do care for some people" [8, с. 147]; "And a lot of them are so damaged that my natural instinct would be to protect them" [6, с. 264]. Однако сама себя она видит с другой стороны - беззащитной, слабой и «побитой». "A smallish seventeen-year-old girl who can't quite catch her breath since her ribs haven't fully healed. Disheveled. Undisciplined. Recuperating. Not a soldier, but someone who needs to be looked after" [7, с. 261].

Китнисс не верит окружающим. Ее недоверие усиливается во время участия в первых играх. Поэтому она не ищет союзников и ведет себя отчужденно: "I'm glad for the solitude" [8, с. 184]; "Whereas when you open your mouth, you come across more as sullen and hostile" [8, с. 141]. В то же время в ней присутствует такая черта, как самоотверженность: в жизненно-опасных ситуациях она старается всех защитить."You were just keeping us alive" [6, с. 58]; "I know you'd risk your life to save mine" [6, с. 59].

Китнисс не ищет славы, однако, становится символом восстания. Этому поспособствовало ее участие в Голодных играх, где она проявила себя как бунтарка, бросив вызов Капитолию: инсценировав попытку съесть ядовитые ягоды, тем самым оставив зрителей без победителей. "People viewed your little trick with the berries as an act of defiance, not an act of love" [6, с. 23].

Итак, новый женский образ, характерный для романа-антиутопии, представляет собой молодую девушку-бунтарку. Она прямолинейная, своевольная, самоотверженная, упрямая и стойкая.

Мужской стереотипный образ передан через Томаса - главного героя романа-антиутопии «Бегущий в лабиринте». В отличие от Китнисс, образ Томаса сохранил в себе многие традиционные гендерные качества, присущие современным мужчинам.

Томас - молодой парень, которого отправили в лабиринт авторы эксперимента. На протяжении всей истории единственной движущей силой его поступков и действий является любопытство. С самого начала он жаждал узнать все о месте, в которое попал, однако ответов так и не получил. Именно любознательность подавляла его страх и заставляла преодолевать все трудности. "Strangely enough, he felt his fear whisked away like a swarm of gnats caught in the wind, replaced by an intense curiosity. He wanted to know where he was and what was happening" [9, с. 2]

Оказавшись в Глэйде, Томас столкнулся с уже относительно развитым обществом, с устоявшимися правилами и нормами. Все жители Глейда следуют им в надежде остаться в живых. Однако Томас не доволен уже сложившимся распорядком. "Ain't nobody allowed in the Maze except the Runners." - "Oh, you say that to stay out in the Maze overnight is a certain death sentence? Lemme give that a try" [9, с. 46].

Когда Томас попадает в лабиринт, читателям открывается его новая черта - самоотверженность. Он готов защищать всех, даже если при этом придется пожертвовать собой. Томас не может, как многие в романе, сидеть и бездействовать, особенно тогда, когда кто-то страдает. "I couldn't just sit there and leave you guys out here" [9, с. 112]; "I was just trying to help" [9, с. 112]; "He couldn't leave a friend to die. Even someone as cranky as Alby" [9, с. 118].

Томас ищет одиночества, когда он расстроен или пытается осознать только что полученную информацию. Подобно Китнисс, Томас не любит привлекать внимание окружающих, однако совсем скоро он оказывается в центре внимания из-за своего упрямства, нарушения правил и настораживающего поворота событий: "First, you go out in the Maze when you're not supposed to, at night. Then you turn into some kind of freaky jungle dude, climbing vines and tying people up on walls. Next, you become one of the first people ever to survive an entire night outside the Glade, and to top it all off you kill four Grievers. Can't imagine what those shanks are talking about" [9, с. 146]. Томас чувствует, что может помочь людям, ведь за то короткое время, что он пробыл в Глейде, он смог добиться того, чего не сделали другие за три года.

Таким представлен типичный мужской образ героя романа-антиутопии: бунтарь, упрямый, самоотверженный, любопытный, стойкий и своевольный.

Подводя итоги, необходимо отметить, что женские и мужские стереотипные образы главных героев в современных молодежных романах-антиутопиях не совпадают с устоявшимися в обществе тендерными представлениями. Представители обоих полов в рассмотренных художественных произведениях наделены схожими чертами. Во-первых, в роли главных героев выступают подростки, которые, не желая подчиняться уже установленным законам общества, вступают на путь бунтарей и меняют положение дел. Во-вторых, эти герои всегда одиночки: они не стремятся к всеобщему вниманию, однако, в связи с определенными обстоятельствами становятся символом противостояния. Им свойственны такие черты как самоотверженность, упрямство и стойкость. И эти качества одинаковы как для мужчины, так и для женщины.

Литература:

1. Горошко Е. И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ). Дис. на соиск. учен.степ. канд. филол. наук: 10.02.19. Москва, 1996. 181 с.

2. Кирилина А. В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 252 с.

3. Горкин А.П. Литература и язык: энциклопедия. М.: Росмэн, 2006. 1682 с.

4. Толмачева И. Ю. Гендерные стереотипы и способы их вербализации в немецкой и русской лингвокультурах (на материале брачных объявлений)// Толмачева И. Ю. Лингвистические и методические основы филологической подготовки учителя-словесника: материалы междунар. науч.-метод. конф.: в 2 т. Т.1. Старый Оскол: БелГУ, 2005. С. 228233.

5. Халявина О. А. Судьба книги и чтения в романах-антиутопиях: методическое пособие. Вологда.: ВОЮБ, 2014. 23 с.

6. Collins S. Catching Fire. NY:Scholastic Children's Books, 2009. 440 p.

7. Collins S. Mockingjay. NY: Scholastic Children's Books, 2010. 442 p.

8. Collins S. The Hunger Games. NY: Scholastic Children's Books, 2008. 458 p.

9. Dashner J. The Maze Runner. NY.: Delacorte Press, 2010. 375 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.