Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 21 (192). Выпуск 32
УДК 328.182: 314.962
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПОЛИТИКЕ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Т.В. САЕНКО
Парламент Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик
e-mail: [email protected]
В статье проведен сравнительный анализ представительства женщин в органах законодательной власти зарубежных стран и России: в обеих палатах Федерального Собрания РФ, региональных парламентах, а также представительных органах местного самоуправления (на примере Кабардино-Балкарской Республики).
Ключевые слова: женщины в политике, гендерный баланс, органы законодательной власти.
Проблема равноправия мужчин и женщин (так называемый «женский вопрос») была актуальна во все времена, и в различные исторические периоды она наполнялась конкретным содержанием с соответствующими характеристиками: целями, формами, степенью социальной справедливости и др.
В последние годы предметом исследования многих общественных наук стало гендер-но сбалансированное представительство в органах законодательной власти. Актуальность этого вопроса обусловлена значением реализации принципа представительства, который лежит в основе современной демократии и означает, что представители, избранные народом, являются выразителями как общих, так и специальных интересов. В этом смысле право быть представленным и право выбирать своего представителя стали основными, всеобщими и гарантируются конституциями государств1.
Однако, несмотря на то, что в современном мире позиции женщин в государственных структурах значительно изменились, гендерные отношения по-прежнему остаются наиболее проблематичными и напряженными в политической сфере общества, а политическая деятельность продолжает оставаться сферой, где в основном преобладают мужчины.
Мировая практика участия женщин в законодательной деятельности показывает следующее. На 57 сессии Комиссии ООН по положению женщин 5 марта 2013 года был представлен доклад Межпарламентского союза (Inter-Parliamentary-Union), в котором сообщалось, что в Европе в целом показатели представленности женщин в парламентах выше среднестатистических. В 2012 году парламентские выборы были проведены в 48 странах. В 22 из них использовались квоты, которые привели к тому, что число женщин среди законодателей увеличилось до 22-24%, а там, где такая система не применялась, женщины получили на выборах в парламенты не более 12% мест2. На сегодняшний день в европейских государствах среди народных избранников женщины составляют в среднем 23,2%. Лидирует в данном вопросе Андорра, где доля женщин-депутатов в процентном соотношении к общему числу депутатов составляет 50, далее следуют скандинавские страны: в Швеции этот показатель - 44,7%, в Финляндии - 42,5%, в Норвегии - 39,6%3.
Статистика Межпарламентского союза о представительстве женщин в национальных парламентах зарубежных стран и России свидетельствует о том, что в 2007 году Российская Федерация делила 84 место с Гвинеей-Бисау, 85 место занимал Камерун. По данному показателю нас оставили далеко позади многие страны не только Европы, Африки, Северной и Южной Америки, но и Таджикистан (17,5%), Узбекистан (17,5%), Туркменистан (16%), Казахстан (15,9%)4.
Гендерный анализ состава обеих палат Федерального Собрания РФ, проведенный на основе сравнения данных, размещенных на официальных сайтах указанных органов
1 Кочетков А.В. Конституционно-правовые основы обеспечения гендерно сбалансированного представительства в законодательных органах Российской Федерации и зарубежных стран: сравнительно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 3.
2 Центр новостей ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/ru/ story. asp?NewsID=19180.
3 Законодательницы правят бал / / Парламентская газета. 2013. № 8. С. 12-13.
4 Никовская Л. Гендерное неравенство - серьезное препятствие на пути построения социального государства // Новая политика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://novopol.ru/-jenschinyi-v-politike-text63324.html
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 21 (192). Выпуск 32
законодательной власти, показал следующее. В 2007 г. в верхней палате - Совете Федерации - доля женщин составляла всего 5% от общего числа сенаторов; в нижней палате -Государственной Думе - женщин-депутатов было 15,2%. На сегодняшний день представительство женщин в Совете Федерации увеличилось до 8,3%, в Государственной Думе, наоборот, уменьшилось до 14,6%.
В советский период использовался совершенно иной подход к вовлечению женщин в общественно-политическую жизнь страны, который был основан на четко отработанной системе квотирования. В результате этого еще в 80-е годы XX века удельный вес женщин в парламентских структурах был достаточно высоким: в Верховном Совете СССР - 32,8%, в РСФСР - 35%, в союзных республиках - 36,2%, в автономных - 40,3%5.
Между тем женщины занимают особое место в структуре современного российского общества. По данным Росстата, на 1 января 2013 года доля женщин в общей численности населения составляла 53,7%; в структуре трудоспособного населения России показатели численности мужчин и женщин разнятся несущественно: 44545 чел. и 41592 чел. соответственно6. Однако, как считают многие исследователи проблем гендер-ного равенства, женщинам отводится меньшая, по сравнению с мужчинами, роль в выработке и принятии государственных решений, в осуществлении властных функций через представительные, исполнительные и судебные органы государственной власти, что является отражением реального положения женщин в обществе7.
Примечательно, что об этом говорили еще в середине 90-х годов прошлого века, т.е. в начале становления новой России. В 1996 году Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным был издан Указ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации»8. В нем отмечалось, что количество женщин на высших и главных должностях в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации не соответствует их роли в обществе, хотя участие женщин в принятии ответственных государственных решений способствовало бы повышению качества этих решений и эффективности их исполнения. Указом постановлялось Совету по кадровой политике при Президенте Российской Федерации совместно с Советом по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации, Комиссией по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности введения минимальной квоты для замещения женщинами государственных должностей федеральной государственной службы и представить соответствующие предложения; принять меры по формированию банка данных о женщинах - федеральных государственных служащих в целях создания системы их обучения и повышения квалификации, а также создания кадрового резерва. Предлагалось даже поощрять руководителей федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента Российской Федерации за привлечение женщин к государственной службе на ответственных должностях. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано разработать систему повышения роли женщин в органах управления на региональном и муниципальном уровнях.
Вместе с тем «жизнь» данного правового акта оказалось недолгой - всего лишь пять лет. В 2001 году он был признан утратившим силу Указом уже другого Президента Российской Федерации - В.В. Путина.
Сравнительный анализ ныне действующих составов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ выявил следующую картину. В тройку лидеров по представительству женщин в региональных парламентах (на 1 июня 2014 г.) входят Кемеровская область (26,6%), Санкт-Петербург (24%), Республика Коми (23,3%). Но
5 Прекрасная половина российской политики / / Российская Федерация сегодня. 2013. № 4. С. 8-9.
6 Распределение населения Российской Федерации по полу и возрастным группам (на 1 января 2013 г.) // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/20i3/demo/nasvozi3.xls
7 Коновалова Г.В. Реализация права женщин на представительство в системе управления государством (на материалах социологического исследования) // Научный журнал КубРАУ. 2006. №5(21) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2006/05/pdf/05.pdf
8 Указ Президента РФ от 30 июня 1996 г. № 1005 «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_56248.html
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Г^П Серия История. Политология. Экономика. Информатика. -|уд
2014 №21 (192). Выпуск 32
это, скорее, исключение из правил. В среднем по стране показатель представительства женщин в законодательных органах государственной власти субъектов РФ менее 14%; ниже 5% в Самарской, Магаданской, Оренбургской областях, Чеченской республике; минимальные показатели - в Новосибирской области (1,3%) и Республике Дагестан (1,1%).
В числе законодательных органов субъектов Северо-Кавказского федерального округа по данному показателю лидирует Парламент Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва: на сегодняшний день из общей численности депутатского корпуса доля женщин составляет 17% (см. рис. 1). Кроме того, по итогам выборов 14 сентября 2014 г. впервые за всю историю высшего законодательного органа Кабардино-Балкарии возглавила его женщина.
Республика Дагестан Чеченская Республика Республика Ингушетия Карачаево-Черкесская Республика Республика Северная Осетия - Алания Ставропольский край Кабардино-Балкарская Республика
проценты
1,1
□ 2,4 8
1 10 : 10,
2 8 2
40
6 о
8о
о
100
Рис. 1. Доля женщин-депутатов в законодательных органах субъектов СКФО9
Совершенно иная картина представляется при анализе составов всех 12 созывов Верховного Совета КБАССР (1938-1993 годы). Средний показатель доли женщин в высшем органе государственной власти республики, который являлся в тот период одновременно законодательным и высшим представительным органом, составлял 31%, а максимальный показатель - 43,7% зафиксирован в Верховном Совете КБАССР восьмого созыва (1971-1975 годы)10.
Сегодня и в муниципальном звене представительной власти прослеживается общая тенденция гендерных распределений внутри каждого отдельно взятого органа. Удельный вес женщин - депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов КБР незначительно выше республиканского показателя - в среднем 13%. Всего лишь по одной женщине в составе депутатского корпуса Советов местного самоуправления Баксанского и Эльбрусского муниципальных районов. Абсолютным рекордсменом в данном вопросе является Совет местного самоуправления Майского муниципального района, где женщин 50% (возглавляет его тоже женщина). Также в тройку лидеров входят Советы Зольского (22,9% женщин-депутатов) и Прохладненского (22,2%) районов (см. рис. 2).
Баксанский р-н I Эльбрусский р-н " Урванский р-н г.о. Нальчик г.о. Баксан Лескенский р-н " г.о. Прохладный Терский р-н Черекский р-н Чегем ский р-н " Прохладненский р-н I Зольский р-н I Майский р-н
проценты
2,5 5
8,3 , 12,1 14,2 14|8
151 ^
16,6 20 22,2 22,9
50
2 0
40
6 0
80
1 00
0
Рис. 2. Доля женщин-депутатов в представительных органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов КБР11
9 Анализ проведен на основе данных, размещенных на официальных сайтах законодательных органов государственной власти субъектов СКФО, по состоянию на 01.11.2014 г.
10 Во благо республики, во благо России. Нальчик, 2013. С. 50-64.
11 Анализ проведен на основе данных, размещенных на официальных сайтах представительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов КБР, по состоянию на 01.06.2014 г-
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 21 (192). Выпуск 32
Можно было бы предположить, что такая ситуация обусловлена сугубо кавказской ментальностью, однако аналитика проблемы в общероссийском масштабе свидетельствует о том, что тенденция «мужского большинства» в парламентах характерна для всех субъектов Российской Федерации. Сравнительный анализ представительства российских женщин в органах законодательной власти всех уровней позволяет сделать вывод, что на политико-управленческом пространстве страны главенствует закон «гендерной властной пирамиды»: женщин меньше там, где больше реальной власти, особенно подкрепленной финансово.
Современный расклад численного состава парламентских структур в России исследователи проблем гендерного равенства называют «законотворческим патриархатом». Вместе с тем многие эксперты, как российские, так и зарубежные, говорят о том, что участие женщин-депутатов в работе парламентов и иных представительных органов крайне важно не только для самих женщин, но и для общества в целом. Как показывает практика, для женщин наиболее актуальными являются вопросы охраны прав и интересов детей, образования, экологии, здравоохранения, социальной защиты населения, борьбы с алкоголизмом и наркоманией и многие другие, находящиеся, как правило, на периферии интересов мужчин.
Дискуссии о том, каким же образом достичь оптимального баланса представительства мужчин и женщин в органах власти, продолжаются до сих пор. Сторонники различных форм квотирования считают, что поддержка в продвижении женщин в политике необходима в переходный период. Противники же полагают, что женщин никто не ущемляет в их правах, поэтому они должны вести политическую борьбу на общих основаниях, так как льготы прививают пассивность, притупляют чувство конкуренции и потому не могут считаться демократическими. Доступ женщин к представительным (законодательным) органам зависит во многом от факторов, связанных с организацией и функционированием самой политической власти, с процедурой и критериями отбора, используемыми политическими партиями в избирательном процессе.
Дальнейшие перспективы роста роли женщин в принятии политических решений будут в немалой степени зависеть от путей развития женского движения в России, от того, удастся ли координация и выработка общей целенаправленной линии женским объ-единениям12. В любом случае, для продвижения женщин в политике, для достижения гендерного баланса в политических структурах необходимо развитие гражданской инициативы самих женщин, приобретение ими опыта политической деятельности, получение лидерских навыков.
GENDER APPROACH IN POLITICS: WORLD EXPERIENCE AND THE REALITIES
OF MODERN RUSSIA
The article gives a comparative analysis of the female presence in the Russian and foreign judicial establishments: in both chambers of the Federal Assembly of the Russian Federation, regional legislatures and local representative bodies (in the context of the Kabardino-Balkarian Republic).
Key words: women in politics, gender balance, parliament.
T.V. SAYENKO
The Parliament of the Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik
e-mail: [email protected]
12 Артемьева Л. Женщины и политика // Развитие личности. 2004. № 1. С. 97-107 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rl-online.ru/articles/1-04/417.html