Научная статья на тему 'Гендерный подход к классификации национальной игры'

Гендерный подход к классификации национальной игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / МУСКУЛИННОСТЬ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / АНДРОГЕНИЯ / ЭВЕНКИ / НАРОДНЫЕ ИГРЫ / ИГРА / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хороших Павел Павлович, Гудков Юрий Эдуардович, Леханова Фаина Матвеевна

В статье поднимается вопрос о роли гендерного компонента в структуре национальных игр. Авторы отмечают, что на сегодняшний день всё большое значение приобретает использование теории гендера в педагогической психологии в процессе формирования личности ребенка. Важно учитывать, что этнокультурный и этнопедагогический потенциал может иметь важное значение в аспекте гендерной социализации, влиять на формирование личности ребенка. По мнению авторов,существующие народные игры возможно классифицировать с учетом гендерного подхода, выделяя три возможных группы: мускулинные, феминные и адрогинные. В качестве иллюстрации авторы рассматривают народные игры эвенков Южной Якутии. Каждая из указанных игр соотносится с той или иной гендерной группой и способствуют формированию у ребенка определенных личностных качеств. Предложенная авторами классификация на основе гендерного подхода является новым подходом, который позволяет расширить области изучения национальных игр. Гендерный аспект является одним из важных компонентов в общей структуре национальной педагогики, оказывая влияние на воросы изучения формирования личности ребенка и его общих представлений о «мужском» / «женском».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерный подход к классификации национальной игры»

Гендерный подход к классификации национальной игры

Хороших Павел Павлович

бакалавр, Школа педагогики, Дальневосточный федеральный университет 690091, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8

И khoroshikh.pavel@inbox.ru

Гудков Юрий Эдуардович

кандидат педагогических наук

заведующий, Школа искусства, культуры и спорта, Дальневосточный федеральный университет 690091, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8

И gudkov.yuya@dvfu.ru

Леханова Фаина Матвеевна

научный сотрудник, НИИ Национальныхпкол Республики Саха (Якугмя) 677000, Россия, Республика Саха (Якугмя), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22

ЕЗ lechanova.f.m@mail.ru

Статья из рубрики "Педагогическая психология"

Аннотация. В статье поднимается вопрос о роли гендерного компонента в структуре национальных игр. Авторы отмечают, что на сегодняшний день всё большое значение приобретает использование теории гендера в педагогической психологии в процессе формирования личности ребенка. Важно учитывать, что этнокультурный и этнопедагогический потенциал может иметь важное значение в аспекте гендерной социализации, влиять на формирование личности ребенка. По мнению авторов,существующие народные игры возможно классифицировать с учетом гендерного подхода, выделяя три возможных группы: мускулинные, феминные и адрогинные. В качестве иллюстрации авторы рассматривают народные игры эвенков Южной Якутии. Каждая из указанных игр соотносится с той или иной гендерной группой и способствуют формированию у ребенка определенных личностных качеств. Предложенная авторами классификация на основе гендерного подхода является новым подходом, который позволяет расширить области изучения национальных игр. Гендерный аспект является одним из важных компонентов в общей структуре национальной педагогики, оказывая влияние на воросы изучения формирования личности ребенка и его общих представлений о «мужском» / «женском».

Ключевые слова: гендер, мускулинность, народная педагогика, андрогения, эвенки, народные игры, игра, народная культура, воспитание, традиции

DOI: 10.7256/2454-0676.2017.4.22221

Дата направления в редакцию: 14-03-2017

Дата рецензирования: 08-03-2017

Введение

В современной проблематике психологической науки одно из ключевых мест занимает изучение гендера, как одного из важнейших и фундаментальных социальных категорий. Гендер как одна из социальных характеристик индивида позволяет рассмотреть структурированность социумов и человека как их основной составной единицы. Человек воспринимается как носитель социальных законов, исторического развития народа.

В процессе развития человека взаимодействуют три основных категории: физические условия, биологические факторы, а также психические механизмы. Вплоть до середины ХХвека данные категории рассматривались как факторы формирования пола как биологической детерминанты развития человека. Биологическое разделение людей по анатомическим признакам выделяет две категории: мужчин и женщин. Однако начиная с 70-х годов ХХвека в противовес общепринятой антропологической классификации на мужское и женское появляется новый подход, который вывел за рамки рассматриваемого понятия биологические признаки и акцентировал внимание на социальных факторах. Данный подход получил названия «тендерного». Как отмечает Московская Н.Л., пол и гендер представляют собой разные полюсы комплексной системы развития человека как биосоциального существа. Таким образом, исходными точками для углубленного понимания теории гендера являются биологический фактор и процесс

социализации 3].

Гендер как особый конструкт национальной педагогики

Исследования гендера рассматриваются чаще всего в рамках концепции о социальном моделировании человека. Гендер является частью социального конструкта как сложного образования. С позиции этого подхода, развитие и формирование гендера детерминируется социальной практикой самого индивида. Сложившиеся в обществе нормы поведения предписывают выполнение определенных ролей в системе «мужское» / «женское».

Рассматривая гендер как социальное образование, мы опираемся на мнение Н.Ю. Ерофеевой, которая определила этот термин как совокупность представлений людей о поле в границах сложившихся социокультурных представлений, «то есть то, что стало полом в процессе его социализации». Гендер - это новая структурная единица социализации индивида.

Важно отметить, что «гендер» обладает собственным терминологическим аппаратом, который позволяет выделить характеристики мужского и женского как характеристик

личности [4,6]. В основу «гендера» как социального конструкта со сложившейся системой положена теория С. Бэм. Она выделила характеристики маскулинности (мужских черт) и феминности (женских черт) как определяющие социального пола. Отдельно необходимо рассматривать явление андрогении как собирательного компонента, включающего в себя как маскулинные, так и феминные черты.

Среди факторов социализации в гендерном воспитании В.П. Сергеева выделяет: роль родителей, гендерной идентичности, а также игр и игрушек. Учитывая социальную ситуацию развития ребенка дошкольного возраста, особое внимание следует уделить игре. Игра и игрушки позволяют ребенку осваивать общепринятые нормы и правила, которые способствую развитию его интеллекта, эмоций, воображения и речи. Отдельный

акцент стоит уделить сюжетно-ролевой игре, потому что именно этот вид игр чаще всего воспринимается как ведущий фактор полоролевого и психосексуального развития. К примеру, игры девочек в куклы закладывают основы социальной роли матери. Кроме этого, проигрывание сюжетов, которые дети наблюдают во взрослой жизни, позволяет освоить ролевые взаимоотношения, что позволяет подготовить детей к взрослой жизни. Социализация с позиции гендерного подхода, по мнению А. Колберга, основана на подражании мальчиками поведению мужчин, а девочками -женщин и выбор игр, которые позволяют это поведение скопировать. Такое поведение можно идентифицировать как дифференциальное подражание, которое согласуется с теорией научения

На сегодняшний день всё большое значение приобретает использование теории гендера в педагогической психологии в процессе формирования личности ребенка. Осознание собственного «Я», своего физического и социального пола играет важную роль в общем процессе социализации. Большинство психологов и педагогов сходятся во мнении, что сегодня необходимо развивать этнический потенциал народной культуры, а также учитывать ту социокультурную среду, в которой развивается ребенок. Возрождение этнической культуры оказывает положительное влияние на воспитание и обучение личности. Происходит полноценное и гармоничное развитие своего «Я» в рамках своей этнической традиции, с учетом педагогических традиций своего народа.

Изначально все игры в рамках народной педагогики можно расценивать как некое подражание и обновление сельскохозяйственных, а также домашних работ взрослых,

наблюдателями и участниками которых дети становились с ранних лет [2,6]. При этом необходимо помнить, что первичное разделение труда, обязанностей по дому основывалось на половом признаке с учетом того, что мужчины и женщины в силу своих физических качеств и репродуктивной функции могли выполнять разные виды работ.

По мнению Ивановой С.А., несмотря на то, что сейчас существуют разработанные методы и приемы гендерного воспитания, использование средств народной педагогики наблюдается крайне редко и фрагментарно. Это становится причиной отсутствия классификаций народных игр с позиций педагогической психологии, в том числе и с позиции гендера. Разработка подобных классификаций может способствовать развитию принципов гендерного воспитания, которые будут основаны на этнокультурологическом базисе.

Изучение вопросов гендерного подхода в этнопедагогике показывает, что развитие представлений о мужском и женском является сложным многоступенчатым процессом. Этот процесс по своей структуре можно рассматривать как комплексный, потому что он объединяет как социокультурные, так и биологические факторы развития личности. Таким образом видно, что гендерная проблематика в этнопедагогике опирается на антропоцентрическую модель. Дифференциация полов в этнопедагогике и этнокультуре является частью устройства и функционирования традиционных общественных институтов. В гендере получило свое отражение формирование семейных отношений в

процессе воспитания ребенка, приучения его основам семейных традиций [1,3,5]. Гендерная проблематика дала также возможность рассматривать сакральные и обычные сферы жизни народа с позиции их отношения к мужскому и женскому как социальным конструктам, в том числе и в этнопедагогическом ракурсе.

Современные исследования в области народной педагогики акцентируют внимание на особенности воспитания и социализации представителей детского населения малочисленных коренных народов Северных регионов России. Это факт может быть

основан на увеличении интереса к освоению этих территории и изменению экономической ситуации. Следствием индустриализации и экономики Северных регионов является изменение традиционного образа жизни, быта, а также социокультурной среды. Кроме этого, именно среди представителей коренного населения Севера отмечаются сохранившиеся до наших дней семейные обычаи, обряды и верования. Наличие традиционной культуры, которая не подверглась жесткой трансформации в условиях изменения культурных парадигм и переписывания культурных кодов, дает возможность изучить особенности традиционной культуры народа, его этнопедагогический и этнокультурный потенциал.

Гендерная классификация народных игр

С точки зрения современного гендерного подхода, мы считаем возможным разделить национальные игры коренного населения на три основные группы: маскулинные,

феминные и андрогинные [3]. Данная классификация основана на теории гендерного конструкта С. Бэм, о котором говорилось ранее. Выделение этих групп и разделение национальных игр с их учетом позволит структурировать процесс воспитания детей, более подробно и детально уделить внимание вопросам развития представлений о «мужском/женском» у детей в процессе социализации. Кроме этого, подобная градация народных игр даст возможность проанализировать этнокультурный потенциал народа.

Феминный аспект в классификации игр на основе гендерного подхода характеризуется наличием психологических характеристик, которые позволяют продемонстрировать и развить женственность как один из компонентов гендера. К таким характеристикам мы относим умение уступать как формирование социального стереотипа превосходства полов. Жизнерадостность, а также возможная застенчивость как качество формирующейся женственности может также наблюдаться в процессе совместной сюжетно-ролевой игры. Такое качество, как нежность, может проявляться в сюжетно-ролевых играх, чаще всего в играх с животными. Особое внимание стоит уделить падкости на лесть как показателю детского эгоцентризма. В сюжетно-ролевых играх семейного характера можно наблюдать также преданность. Женственность как интегративный показатель психосексуального развития формируется в старшем дошкольном возрасте. Умение чувствовать свидетельствует о развитой системе социального взаимодействия. К общим показателям социального развития мы также относим заботу о людях. Понимание других мы рассматриваем как один из возможных признаков формирующегося качества интроспекции. Сострадание в процессе игры свидетельствует о эмоциональной стабильности ребенка.

К маскулинным мы относим преимущественно игры мальчиков, которые позволяют развить независимость как свойство социальной дифференциации. В играх мальчиков также может проявиться склонность защищать свои взгляды. Большинство «мужских» игра нацелены на атлетичность как свойство развития своего «физического Я». Напористость и сила как показатели физической и психической составляющей также проявляются в игровой деятельности. В игре мальчиков формируется аналитичность как способность простраивать логические связи в структуре сюжетно-ролевой игры. Способность к лидерству во время игры - неотъемлемый элемент детской «мужской» игры, так же как и склонность к риску, которая проявляется в познании предметного мира. Быстрота в принятии решений во время игры, возможность полагаться только на себя как черта детского эгоцентризма, мужественность, которая проявляется в отношении с женским полом во время игры, умение отстаивать собственную позицию в процессе игры, агрессивность как

В качестве примера женской игры, которая направлена на развитие феминных качеств личности, можно привести эвенкийскую игру «Гагара». Эта игра не имеет возрастных ограничений, в нее играют как девочки младшего возраста, так и более старшие девушки. Игра относится к летним играм и организуется на любой ровной площадке. Девушки, участвующие в игре, садятся на корточки и упираются руками в бедра. Локти при этом расставляются в стороны. Данная поза является неким символическим образом птицы. Игроки подпрыгивают на корточках, и наскакивают друг на друга, изображая при этом согнутыми руками движение крыльев птиц. Все это сопровождается имитацией голоса различных птиц. Тот участник игры, который был сбит с ног, выходит из игры. Девушка, которая в процессе игры осталась последней, становится победительницей. Иногда можно наблюдать и командный вариант этой игры. В этом случае две команды девушек становятся друг напротив друга на корточки, изображая птиц и по команде начинают сбивать с ног соперников. Победа присуждается той команде, которая либо сбила всех игроков противоположной команды, либо большую их часть [1,5].

Данная игра направлена на развитие ловкости и координации движений. Кроме этого, участие в ней способствует формированию у девушек воли и настойчивости. Сам образ гагары является сакральным в эвенкийской культуре. Именно эта птица считается прародительницей земли, это священная шаманская птица, которая присутствует в ряде важных мифов и легенд эвенкийского эпоса о сотворении мира и земли. Таким образом, подражание девушками этой птице носит также символический характер, отражая образ хозяйки, будущей матери-кормилицы. «Примеряя на себя» подобный образ, девочки формируют у себя свой социальный статус, и проигрывают свою будущую социальную роль. Уже само восприятие себя как матери позволяет развить у девочек чувство ответственности и уважения. Взаимодействие и коммуникация между девочками в процессе игры также играет важное значение. Именно коммуникация является одной из базовых личностных характеристик гармоничной личности.

Мускульные качества личности, которые соотносятся с воспитанием мужчины, можно проследить на примере игры «Маурл Лакал». Это игра распространена среди эвенков Сахалина. В данной игре чаще всего задействованы мальчики подросткового возраста. Для проведения игры требуется маут (специальное лассо для ловли оленей) и оленьи рога. Игра носит практикориентированный характер и позволяет проиграть различные ситуации охоты на оленя. Для игры выбирается водящий, который будет выполнять роль ловца. Все остальные участники игры берут в руки оленьи рога и, изображая животных, бегают по оговоренной заранее территории. Цель водящего - заарканить (поймать) как можно больше участников. Если участник пойман - он выходит из игры. Победителем считается последний оставшийся не пойманным игрок. В процессе игры у участников развиваются важные для оленевода-мужчины качества, такие как ловкость и сноровка. Также можно проследить формирование у детей быстроты реакции и тренировки координации движений. Помимо профессиональных качеств описанная игра также дает ребенку возможность улучшить свои личностные характеристики - решительность и уверенность.

Выводы

Таким образом, гендерный аспект является одним из важных компонентов в общей структуре национальной игры, оказывая влияние на формирование личности ребенка и его общих представлений о «мужском» / «женском». Разделение народных игр на основе гендерного подхода дает возможность построить новую классификацию народных игр, которая бы отражала не только этнопедагогический потенциал, но также отражала

культурно обусловленные традиции народа в аспекте отношения к "мужскому" и

"женскому".

Библиография

1. Нездемковская Г. В. Зарождение и развитие этнопедагогики // Вестн. Том. гос. унта. 2009. №325 С.157-163.

2. Урусова Л. Х. Этнопедагогика: гендерные стандарты маскулинности // Вестник КемГУ. 2014. №4 (60) С.96-98.

3. Намруева Л. В. Роль женщин в сохранении этнокультурной идентичности калмыков // Женщина в российском обществе. 2013. №1 (66) С.35-44.

4. Хороших П.П. Социокультурная среда как фактор формирования образа «я-физического» среди детей коренного населения севера // Сборник статей победителей IV Международного научно-практического конкурса. Пенза, 2016. С. 122-125.

5. Мамедова Л.В., Хороших П.П., Леханова Ф.М., Гудков Ю.Э., Сергиевич А.А. Сюжетно-ролевая игра в национальной педагогике эвенков // Психология образования в поликультурном про-странстве. 2016. № 35 (3). С. 73-79.

6. Хороших П.П. Социокультурная среда как фактор развития дошкольника // Педагогика и про-свещение. 2016. № 4. С. 367-370.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.