Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА'

ГЕНДЕРНЫЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ГЕНДЕР / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН / РАВЕНСТВО ПОЛОВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Токарева Дарья Николаевна

Гендерная дискриминация в историческом ключе до сих пор имеет свои отголоски в современном обществе. И оказывает свое влияние на социокультурное развитие общества. В современных условиях среди апологетов социального неравенства снова вошла в моду аллитерация, авторство которой часто ошибочно приписывают Бисмарку, очевидно, сформулированная кайзером Вильгельмом 11: Kinder, Küche, Kirche. Она выражает существо гендерной дискриминации, предполагая исключение женщины из экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НЕРАВЕНСТВА»

Социология

УДК 316

DOI 10.21661/r-556111 Токарева Д.Н.

Тендерный контекст формирования современного социально-экономического неравенства

Аннотация

Гендерная дискриминация в историческом ключе до сих пор имеет свои отголоски в современном обществе. И оказывает свое влияние на социокультурное развитие общества. В современных условиях среди апологетов социального неравенства снова вошла в моду аллитерация, авторство которой часто ошибочно приписывают Бисмарку, очевидно, сформулированная кайзером Вильгельмом 11: Kinder, Küche, Kirche. Она выражает существо гендерной дискриминации, предполагая исключение женщины из экономических отношений.

Ключевые слова: гендер, дискриминация, имидж, положение женщин, равенство полов.

В современной России формирование имиджей по-прежнему сохраняет отчётливую тендерную окраску, что естественно сказывается как на процессах, определяющих положение женщин в стране, так и, разумеется, на состояние семьи. Состояние семьи в решающей степени является именно производным от взаимодействия между гендерными стереотипами в обществе в целом.

Семейная политика, проводимая государством, может корректировать эти процессы, но она носит неизбежно компенсаторный характер. Главное в том, как строятся сцены взаимодействия, которые определяют все сферы жизни. Причем в первую очередь здесь важны сферы, связанные с производством, распределением ресурсов, иначе говоря, с экономикой. А уже производным от этого является то, что связано с семьей. Так было на протяжении всей человеческой истории.

Во всех обществах, начиная с того момента, когда появились примеры разделения труда, параллельно с этим, в ту же эпоху возникает институт семьи. Эпоха эта достаточно продолжительная, процессы, ее определяющие, инертны. Точно так же, как в архаических обществах, с того момента как формируется и закрепляется понятие собственности, возникает и концепция семейного неравенства, патриархата в тех формах в каких мы его сейчас знаем. «Господство мужчины накладывало отпечаток на все стороны брачной и семейной жизни, определяло характер брака и семьи в целом. Иной характер приобрели в классовом обществе отношения мужчины к детям. Возникновение частной собственности на средства производства превратило его в единственного их кормильца. Воспроизводство частной собственности на средства производства немыслимо без воспроизводства частных собственников. И семья в классовом обществе представляет собой ячейку не просто по производству людей, но по воспроизводству частных собственников», - пишет Ю. Семенов.

Сегодня зачастую, когда представители тех или иных позиций в науке или публицистике оценивают феминистское движение, с точки зрения его целей, перспектив и результатов, то забывают о том, что это движение безусловно изначально являлось ответом на традицию, связанную с патриархатом, реакцией на эту традицию. И без понимания все, что говорится критиками данного движения, не имеет никакой цены.

Разумеется, в сегодняшней России ситуация с равенством полов является существенно более благоприятной не только по сравнению с архаическими эпохами, но и по сравнению с ситуацией в целом ряде регионов. То, что произошло в последние месяцев 2021 года в Афганистане, лишний раз наглядным образом показывает всему мировому сообществу, что угроза восстановления и утверждения неравенства реальна. И Афганистан нам ясно показывает, что есть прямая, жесткая взаимосвязь между патриархальным убийством общества, нищетой, болезнями, безграмотностью, войной.

Мир может быть либо ориентирован на прогресс, равенство и справедливость, либо на архаические формы угнетения одних людей другими. И семья может быть построена либо на господстве «главы семьи», либо на равенстве и взаимоуважении. Конечно, такая семья будет «менее прочной и устойчивой», как выражаются некоторые критики, но это про формальную прочность и устойчивость. Разумеется, если женщина знает, что уйти от мужа она не может ни при каких условиях, не только в каноническом плане, но будучи преследуема по закону, а если она останется жива, то станет изгоем в обществе, разумеется, она никуда не уходит. Считать, что это и есть устойчивость семьи, есть крайняя форма лицемерия.

Исследования, проведенные в лаборатории Крыштановской, осуществленные на достаточно

58

Интерактивная наука | 3 (68) • 2022

Социология

большом массиве в 2017 году, это порядка 330 интервью, при этом использовано достаточно репрезентативное распределение. В этом исследовании еще раз было подтверждено, что, во-первых, в Российском обществе сохраняется разделение профессий на женские и мужские. И респонденты, называя успешных мужчин и успешных женщин, достаточно четко привязывали это к профессиональной принадлежности. Успешные женщины в первую очередь оказались связаны с гуманитарными или социальными сферами, среди них нет представителей творческой интеллигенции, педагогов, врачей. При этом педагоги оказались единственной группой, где превалируют женщины.

Здесь сразу можно сформулировать достаточно очевидный комментарий. Если обращаться к истории мировой педагогики, как к науке, то это имена Корчика, Сухомлинского и других, но все это мужские имена. В научной традиции на протяжении долгого времени, буквально последних десятилетий шло разграничение достаточно отчетливое и на теоретическую науку, на науку, действительно ориентированную на разработку новых концепций, ориентировали в первую очередь мужскую часть того научного сообщества, которое создавалось университетами.

С другой стороны, представление о женщине педагоге в существенной степени похоже на представление о няньке, которую богатые семьи на протяжении столетий нанимали, или принуждали заниматься своими детьми, чтобы освободить себя от этой нагрузки. И которая была существом бесправным, хотя за счет своей профессиональной квалификации, могла зачастую создать себе определенный статус, оказывать влияние на воспитанников. Тем не менее ее формальное общественное положение было крайне низким. В современной России репродуцируется, снова и снова, то же самое отношение к педагогической профессии, потому что все попытки поднять статус этой

профессии упираются в инерцию, которая возвращает все на круги своя, то есть к той ситуации, в которой педагог - это лицо подчиненное, он не имеет права на собственное мнение, он должен соблюдать многочисленные инструкции, он оказывается не прав во всех конфликтах, в которые вступает. И эта роль отводится, конечно, женщине. Здесь опять-таки репродуцируется та же роль, которая навязывается женщине в семье. В современной российской семье формально по закону супруги в отношении воспитания детей равны в правовом смысле, но ситуация, когда мужчина берет оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком или выступает в качестве основного лица, которое представляет семью в тех учреждениях, где ребенка воспитывают, это воспринимается как некий нонсенс, то, что вызывает удивление, недоумение и не привычно окружающим. То есть закону соответствует, а повседневной жизни и стандартным представлениям людей не соответствует.

Доля женщин с высоким имиджем в группе учителей, преподавателей, воспитателей детских садов достигает почти 75%, а вот среди журналистов, к примеру, менее 35%, среди врачей около 40%.

Гендерное неравенство - это не основная причина застоя. Этот признак четко сцеплен с теми признаками и характеристиками общества, которые порождают застой. То есть именно там, где обществе является по сути своей базово архаическим и стремится сохранить первобытную дикость, там репродуцируется гендерное неравенство, а кроме того, искусственным, неполноценным оказывается и технологический прогресс. Невозможно развивать технологии, сохраняя неадекватную им структуру общества. Речь должна идти не о какой-то системе компенсаций и квот, а о достижении реального гендерного равенства, а для этого прежде всего необходима ликвидация тех социокультурных установок, которые связаны с неопатриархатом.

Литература

1. Семенов Ю. Брак и семья: возникновение и развитие // Скепсис. - 02.07.1993 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://scepsis.net/library/id_6.html

2. Галимзянова Е. Суровость женского бесправия // История РФ. - 07.02.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://histrf.ru/read/articles/surovost-zhienskogho-biespraviia

3. Социальный статус педагога в России: реалии и перспективы // Информио. - 14.07.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.informio.ru/news/id12329/Socialnyi-status-pedagoga-v-Rossii-realii-i-perspektivy

4. Зайцева Д. Актуальные женские профессии на сегодняшний день [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://heroine.ru/aktualnye-zhenskie-professii-na-segodnyashnij-den-2/ (дата обращения: 21.12.2020).

5. Осипова Н.Г. Эволюция социальных институтов семьи, родства и брака в контексте гендерного неравенства // Образование и право. - 2020. - №6. - С. 114-124.

6. Попова А. Брак со знаком неравенства // Виноград. - 2012. - №5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vinograd.su/family/detail.php?id=45799.

Иегасйуе Баепсе | 3 (68) • 2022

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.