Научная статья на тему 'Гендерный фактор в торговых соглашениях'

Гендерный фактор в торговых соглашениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендер / соглашения о свободной торговле / региональные торговые соглашения / Всемирная торговая организация / gender / free trade agreements / regional trade agreements / World Trade Organization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатенкова Ольга Ивановна

В статье рассматриваются особенности учета гендерного фактора в торговых соглашениях. Часть дискуссий о торговле и устойчивом развитии касается того, как обеспечить инклюзивность либерализации торговли, в том числе путем создания равных возможностей для женщин. Участие женщин в торговых консультациях и переговорах имеет ключевое значение для обеспечения того, чтобы женщины в полной мере получали выгоду от торговли, чтобы их мнение и предпринимательские интересы учитывались. Все большее число стран включают гендерные вопросы в свои торговые соглашения, хотя и совершенно по-разному. Обсуждение гендерного равенства в торговых соглашениях, в основном, касается политических прав, социальных и экономических вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солдатенкова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender in Trade Agreements

The article discusses the features of implementing the gender aspect in trade agreements. Partly the discussion on trade and sustainable development revolves around the inclusiveness of trade liberalization, including creation of equal opportunities for women. The participation of women in trade consultations and negotiations is a key to ensure that women fully benefit from trade, and that their voices and business interests are taken into account. An increasing number of countries are incorporating gender issues in their trade agreements, albeit in very different ways. Discussions on gender equality in trade agreements mainly concern political rights, social and economic issues.

Текст научной работы на тему «Гендерный фактор в торговых соглашениях»

Гендерный фактор в торговых соглашениях

Ольга Ивановна СОЛДАТЕНКОВА,

доктор экономических наук, доцент,

частный консультант

E-mail: oisoldatenkova@hotmail.com

УДК :339.5:316.47; ББК:65.428:60.54;

С60

DOI: 10.24412/2072-8042-2021-10-66-76

Аннотация

В статье рассматриваются особенности учета гендерного фактора в торговых соглашениях. Часть дискуссий о торговле и устойчивом развитии касается того, как обеспечить инклюзивность либерализации торговли, в том числе путем создания равных возможностей для женщин. Участие женщин в торговых консультациях и переговорах имеет ключевое значение для обеспечения того, чтобы женщины в полной мере получали выгоду от торговли, чтобы их мнение и предпринимательские интересы учитывались. Все большее число стран включают гендерные вопросы в свои торговые соглашения, хотя и совершенно по-разному. Обсуждение гендерного равенства в торговых соглашениях, в основном, касается политических прав, социальных и экономических вопросов.

Ключевые слова: гендер, соглашения о свободной торговле, региональные торговые соглашения, Всемирная торговая организация.

Gender in Trade Agreements

Olga Ivanovna SOLDATENKOVA,

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Private Consultant, E-mail: oisoldatenkova@hotmail.com

Abstract

The article discusses the features of implementing the gender aspect in trade agreements. Partly the discussion on trade and sustainable development revolves around the inclusiveness of trade liberalization, including creation of equal opportunities for women. The participation of women in trade consultations and negotiations is a key to ensure that women fully benefit from trade, and that their voices and business interests are taken into account. An increasing number of countries are incorporating gender issues in their trade agreements, albeit in very different ways. Discussions on gender equality in trade agreements mainly concern political rights, social and economic issues.

Keywords: gender, free trade agreements, regional trade agreements, World Trade Organization.

^ 66

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2021

В последние десятилетия все больше внимания на мировом уровне уделяется вопросам тендерного равенства и расширению экономических прав и возможностей женщин. Принятие Целей развития тысячелетия в 2001 году и их дальнейшая трансформация в цели устойчивого развития (ЦУР), утвержденные резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в 2015 г. «Повестка дня на период до 2030 года», придало дополнительный импульс этим вопросам. ЦУР 5 предполагает обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек, подчеркивается важность участия женщин в экономической жизни и обеспечение равных с мужчинами прав на экономические ресурсы. Кроме этого, многие другие ЦУР, касающиеся ликвидации нищеты и голода, обеспечения здорового образа жизни и качественного образования, содействия экономическому росту и полной занятости, и ряда других направлений устойчивого развития, также содержат ген-дерные вопросы в той или иной степени.

Гендерное равенство важно не только с точки зрения прав человека, но и имеет смысл с экономической точки зрения. Расширение участия женщин в экономике способствует экономическому росту и увеличению числа рабочих мест, экономической самостоятельности и сокращению масштабов нищеты.

Несмотря на то, что женщины и девочки составляют половину населения мира, они по-прежнему сталкиваются с неравенством, которое сдерживает социальный и экономический прогресс. В отчете Глобального института МакКинси отмечается, что женщины составляют 50% от населения трудоспособного возраста в 95 странах, проанализированных в отчете, но при этом они производят всего 37% от мирового ВВП. Экономика не может работать в полную силу, если половина населения не может в полной мере внести в нее свой вклад. Только за счет обеспечения равного с мужчинами участия женщин в экономической деятельности к глобальному ВВП могут быть добавлены 12 триллионов долларов США к 2025 году1.

Хотя сокращение гендерного неравенства положительно влияет на ВВП, приводит к повышению уровня занятости и повышению производительности труда, прогресс в достижении гендерного равенства по-прежнему остается медленным. Как отмечается в Докладе о глобальном гендерном разрыве, если текущие тенденции сохранятся, то общий глобальный гендерный разрыв может быть ликвидирован за 135,6 лет2.

Торговля может стать важным инструментом для избавления людей от нищеты и расширения экономических прав и возможностей женщин. Гендерное же неравенство уменьшает разнообразие товаров, производимых и экспортируемых странами, особенно в странах с низким уровнем дохода и развивающихся странах3. Но там, где гендерное неравенство велико, торговля и экономический рост оказывают меньшее влияние на сокращение масштабов нищеты.

В исследовании Всемирного Банка и ВТО отмечается, что в фирмах, занимающихся международной торговлей, удельный вес работающих женщин выше. В развивающихся странах женщины составляют 33,2% от численности работников

10 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

67 ^

фирм, осуществляющих международную торговлю, и только 24,3% от численности работников фирм, не занимающихся экспортом. Женщины также лучше представлены в фирмах, которые являются частью глобальных производственно-сбытовые цепочек и фирмах, принадлежащих иностранным собственникам. Женщины составляют 36,7% рабочей силы фирм глобальных цепей и 37,8% рабочей силы фирм, принадлежащих иностранным компаниям. Это больше, чем в фирмах, не вовлеченных в глобальные цепочки, и фирмах, принадлежащих отечественным компаниям на 10,9 и 12,2 процентных пункта соответственно4.

Либерализация торговли и развитие, вытекающее из открытия торговли, несомненно, оказали положительное воздействие на женщин во всем мире. Ряд исследований 5 показывает, что открытие торговли может привести к увеличению оплачиваемой занятости, повышению заработной платы и сокращению разрыва в оплате труда между женщинами и мужчинами. Однако либерализация торговли не покончила с сохраняющимися гендерными предубеждениями, которые проявляются в форме сегрегации рабочих мест и неравенства в заработной плате.

Открытие торговли и новая торговая политика приводят к изменениям в тенденциях занятости и структуре цен, доходов и потребления, которые по-разному влияют на женщин и мужчин. Многие исследования показывают, что женщины сталкиваются с ограничениями, которые мешают им в полной мере извлекать выгоду из торговли. Эти ограничения многочисленны и включают асимметричные обязанности женщин, их репродуктивные и материнские роли, гендерные социальные нормы, сегрегацию на рынке труда, более низкие профессиональные навыки и отсутствие подготовки для лучшей работы, отсутствие государственных услуг для оказания помощи женщинам в выполнении их домашних обязанностей; ограниченный доступ к информации, структуры потребления и бедность. Положительные эффекты от развития торговли будут в значительной степени зависеть от реализации государственной политики, которая поддерживает использование этих положительных эффектов и помогает справиться с негативными последствиями6. Признание и лучшее понимание гендерных последствий либерализации торговли имеет решающее значение для разработки политических мер, направленных на обеспечение того, чтобы оба пола могли в равной степени извлекать выгоду из экономического развития. Тем не менее, в научной литературе по-прежнему не хватает практических исследований по ключевым вопросам и стратегиям относительно того, как именно должна разрабатываться эта государственная политика7.

Взаимосвязь между торговой политикой и тем, как различные торговые реформы повлияют на женщин и мужчин, является сложной, и понимание каналов, через которые торговля и открытость торговли могут повлиять на гендерные аспекты, является ключом к достижению более высокого гендерного равенства. Участие женщин в торговых консультациях и переговорах имеет ключевое значение для обеспечения того, чтобы женщины в полной мере получали выгоду от торговли и чтобы их голоса и предпринимательские интересы учитывались.

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2021

Обсуждение гендерного равенства в торговых соглашениях, в основном, касается политических прав, социальных и экономических вопросов. С точки зрения политических прав обсуждение гендерного равенства включает меры, направленные на устранение правовой или неправовой дискриминации в отношении женщин и девочек. С социальной точки зрения обсуждение гендерного равенства может включать меры по борьбе с насилием по признаку пола или меры, которые обеспечивают женщинам и девочкам более широкий доступ к образованию и медицинскому обслуживанию, включая услуги в области репродуктивного здоровья. С экономической точки зрения гендерное равенство касается мер, направленных на расширение прав и возможностей женщин и расширение доступа женщин к экономическим возможностям и ресурсам.

Устранение гендерных барьеров в торговле - еще одна область, которая решается с помощью торговой политики. Эти барьеры могут быть законодательными и нормативными, учитывая, что в некоторых странах женщинам запрещен доступ к экономическим ресурсам, таким как финансы или капитал. По данным Всемирного банка, более чем в 155 странах действует, по крайней мере, один закон, ограничивающий экономические возможности женщин, и в 173 рассмотренных странах было выявлено по меньшей мере 943 юридических гендерных различия8. Другие барьеры могут быть социально-культурными, связанными с представлениями общества о женщинах в бизнесе или на работе в целом. Например, исследования показывают, что в районе Великих озер Африки, где 8 из 10 мелких трейдеров являются женщинами, женщины-экспортеры в большей степени подвергаются вымогательствам и физическим домогательствам при оформлении пересечения товаров через границы9.

В странах с развитой экономикой женщины-предприниматели по-прежнему сталкиваются с гендерными проблемами, которые могут быть профессиональными, включая получение доступа к кредитам, информации, обучению, рынкам и технологиям; и личными, из-за их двойной роли в качестве владельцев бизнеса и основного кормильца семьи10. Хотя типы и степень гендерных проблем различаются во всем мире, они представляют собой дополнительные препятствия для женского предпринимательства и расширения прав и возможностей женщин.

Часть дискуссий о торговле и устойчивом развитии заключается в том, как обеспечить инклюзивность либерализации торговли, в том числе путем создания равных возможностей для женщин. Хотя соглашения Всемирной торговой организации (ВТО) не содержат каких-либо конкретных положений, прямо касающихся гендерной проблематики, в ВТО обсуждаются различные гендерные вопросы, связанные с торговлей. На Конференции министров ВТО 2017 года 118 членов ВТО и стран-наблюдателей (по состоянию на сентябрь 2021 г. - 127 членов ВТО и стран-наблюдателей) одобрили Совместную декларацию о торговле и расширении экономических прав и возможностей женщин11. В документе содержится призыв к сотрудничеству в целях повышения степени учета гендерной проблематики в

10 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

69 Q

политике в области торговли и развития, в том числе путем обмена опытом, касающимся политики и программ, направленных на поощрение участия женщин во внутренней и международной торговле.

Для активизации усилий по расширению участия женщин в мировой торговле в ВТО создана неформальная рабочая группа по торговле и гендерным вопросам в сентябре 2020 года12. В рамках работы этой группы выработан проект декларации министров стран-членов ВТО о продвижении гендерного равенства и расширении экономических прав и возможностей женщин в торговле13, которую планируется принять на 12-й Министерской конференции ВТО в конце ноября 2021 года. Декларация подтвердит мандат организации на работу в области торговли и расширения экономических прав и возможностей женщин в рамках ВТО и станет шагом на пути к тому, чтобы положения, касающиеся расширения экономических прав и возможностей женщин, принимались во внимание в регулярной работе органов ВТО14.

Помимо этого, многие из вопросов, обсуждаемых в ВТО, имеют сильную тендерную составляющую. Например, члены ВТО включили гендерные аспекты в свои обсуждения на переговорах по услугам. Группа членов ВТО, возглавляемая Канадой, выступила с предложением включить гендерное равенство во внутреннее регулирование сферы услуг. Другие члены, в частности Евросоюз, Исландия и Гамбия, использовали процесс обзора торговой политики для того, чтобы представить свои меры торговой политики, способствующие гендерному равенству 15.

Параллельно с обсуждениями вопросов торговли и гендерной проблематики, проходящими в ВТО и на других региональных и международных форумах, в ограниченном, но растущем числе региональных торговых соглашений (РТС) были установлены различные положения, прямо касающиеся гендерной проблематики.

Подробный анализ 556 РТС, включая 292 соглашения, действующих в настоящее время и уведомленных ВТО (по состоянию на ноябрь 2018 года), выявил 75 соглашений, в которых, по крайней мере, в одном положении прямо упоминается пол или женщины. Если же учитывать и положения, косвенно касающиеся гендерных вопросов, таких как права человека, социальные аспекты устойчивого развития и уязвимые группы, количество РТС, содержащих гендерный аспект, увеличивается до 243 соглашений. Помимо роста числа РТС, содержащих положения, касающиеся гендерной проблематики, в последние три года наблюдается тенденция к увеличению числа подробных положений, касающихся гендерной проблематики, включенных в РТС16.

Ограниченное число соглашений включает конкретные положения в специальных статьях или даже главах, посвященных гендерной проблематике. Сотрудничество по гендерным и связанным с гендерной проблематикой вопросам, включая трудовую, медицинскую и социальную политику, остается наиболее распространенным видом положений, касающихся гендерной проблематики, в РТС.

^ 70

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2021

Результаты анализа более 70 соглашений о свободной торговле (ССТ) в 25 странах Содружества наций17, проведенного Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО показывают, что только в 40% ССТ прямо упоминается тендерный аспект. Почти 70% соглашений имеют ограниченный уровень гендерной восприимчивости. В некоторых ССТ есть целая глава, посвященная гендерной проблематике, но нет никаких юридических обязательств. В других ССТ есть только одно положение, но оно создает серьезные юридические обязательства для сторон. Некоторые государства включают эти положения в основной текст соглашения; другие включают их в дополнительное соглашение, приложение или протокол. Во многих соглашениях одним из мер обозначено создание комитета для контроля за выполнением положений, касающихся гендерной проблематики. Но этим комитетам часто не хватает власти, полномочий или финансирования для выполнения своих функций18.

С тех пор как гендерное равенство стало одним из приоритетов программы правительства в области торговли, Канада предприняла конкретный шаг, предложив включить главы по гендерным вопросам в торговые соглашения. В 2019 году вступили в силу два соглашения о свободной торговле, в которых есть специальная глава по гендерным вопросам: обновленное Соглашение о свободной торговле между Канадой и Чили и обновленное Соглашение о свободной торговле между Канадой и Израилем. При этом гендерная глава, включенная в Соглашение о свободной торговле между Канадой и Чили, стала первой в своем роде, согласованной страной G20. Канада предложила также включить аналогичные гендерные главы при пересмотре Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) и Транс-тихоокеанского партнерства, предполагая, что эта стратегия будет реализована и в будущих торговых сделках19.

Под эгидой Группы действий по инклюзивной торговле20, в августе 2020 года Канада, Чили и Новая Зеландия подписали Соглашение по глобальной торговле и гендеру, чтобы открыть новые возможности для более активного содействия участию женщин в торговле. Соглашение обязывает каждого участника продвигать инклюзивный подход к торговле и устранять препятствия, с которыми сталкиваются женщины при участии в торговле. Положения соглашения носят инклюзивный характер и направлены на устранение барьеров, с которыми сталкиваются не только женщины, но и представители всех полов. В основе соглашения лежит сотрудничество, которое направлено на обмен знаниями, передовой практикой и расширение участия женщин в экономике и торговле. Мексика подписала это соглашение в октябре 2021 года21.

Еще в 2018 году Европейский парламент принял резолюцию о включении вопросов гендерного равенства во все будущие торговые соглашения Евросоюза. В соответствии с этой резолюцией союз должен стремиться устранять неравенство и поощрять равенство между женщинами и мужчинами во всей своей деятель-

10 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

71 Q

ности. Резолюция содержит призыв к Еврокомиссии улучшить согласованность мер между различными направлениями политики, такими как торговля, развитие, сельское хозяйство, занятость, миграция и гендерное равенство22. В Европейской стратегии гендерного равенства на 2020-2025 гг. стратегическое взаимодействие сосредоточено на следующих 5 приоритетных областях:

• расширение участия женщин на рынке труда и экономической независимости женщин и мужчин;

• сокращение гендерного неравенства в оплате труда, заработке и пенсионных накоплений и, следовательно, борьба с бедностью среди женщин;

• поощрение равенства женщин и мужчин в процессе принятия решений;

• борьба с насилием по признаку пола, защита и поддержка жертв;

• поощрение гендерного равенства и прав женщин во всем мире.

В стратегии подтверждается приверженность учету гендерной проблематики, которая будет интегрирована во все стратегии и программы финансирования Евросоюза 23.

В конечном счете, хорошо продуманные и хорошо реализованные стратегии по увеличению выгод для женщин от торговли зависят от наличия соответствующих гендерных данных. Однако отсутствие дезагрегированных по признаку пола данных затрудняет способность директивных органов определять различия в воздействии торговой политики на женщин и мужчин. Всемирный банк и Всемирная торговая организация в настоящее время возглавляют усилия по устранению недостатков в данных24.

Необходимость включения гендерного аспекта в торговые соглашения является достаточно дискуссионным, хотя очевидно, что это способствует обеспечению ин-клюзивности экономики и экономическому развитию за счет более активного участия женщин в экономической деятельности. Устранение торговых барьеров, препятствующих доступу женщин на международные рынки, может способствовать расширению участия женщин в торговле и получению выгод от торговли. Однако торговая политика сама по себе не всегда может способствовать расширению участия женщин в торговле. Важное значение для расширения возможностей женщин в международной торговле имеют меры поддержки, направленные на расширения доступа женщин к образованию, финансовым ресурсам, цифровым технологиям, информации и инфраструктуре.

^ 72

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2021

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Woetzel J., et al. (2015). The Power ofParity: How Advancing Women's Equality Can Add $12 trillion to Global Growth, McKinsey Global Institute, P.2

2 World Economic Forum. (2021). Global Gender Gap Report 2021, P.5. URL: http:// www3.weforum.org/docs/WEF_GGGR_2021.pdf (дата обращения 15.09.2021)

3 Kazandjian R., Kolovich L., Kochhar R. & Newiak M. (2016). Gender Equality and Economic Diversification. IMF Working Paper WP/16/140, P.21

4 WBG&WTO. (2020). Women and Trade: The Role of Trade in Promoting Gender Equality. World Bank Group, World Trade Organization, P. 3-4

5 Chandra A., Lontoh L. & Margawati A. (2010). Beyond Barriers: the Gender Implications of Trade Liberalization in South East Asia, International Institute for Sustainable Development, 26 p. URL: https://www.iisd.org/system/files/publications/beyond_barriers_gender_south-east_asia.pdf (дата обращения 10.09.2021); Zamora A.E., Vasquez M.I., Espino A. (2012). Trade and Gender: Advances in the Process of Gender Mainstreaming in Trade Operations, Technical Note, No IDB-TN-464, Intra-American Development Bank, September 2012, 61 p. URL: https://publications.iadb.org/en/trade-and-gender-advances-process-gender-mainstream-ing-trade-operations (дата обращения 02.09.2021)

Zamora A.E., Vasquez M.I., Espino A. (2012). Trade and Gender: Advances in the Process of Gender Mainstreaming in Trade Operations, Technical Note, No IDB-TN-464, In-tra-American Development Bank, September 2012, P. 10 URL: https://publications.iadb.org/en/ trade-and-gender-advances-process-gender-mainstreaming-trade-operations (дата обращения 02.09.2021)

7 Viilup E. (2015). The EU's Trade Policy: From Gender-Blind to Gender-Sensitive? European Parliament: DG EXP0/B/PolDep/Note/2015_194, P.8-9 URL: https://ecdpm.org/ great-insights/shifts-trade-development/eu-trade-policy-gender-sensitive-gender-blind/ (дата обращения 17.09.2021)

8 IBRR & WB. (2015). Women, Business and the Law 2016: Getting to Equal. International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank, 2015. P.2

WB. (2015). Great Lakes Project to Help African Traders Get Their Goods and Services to Market. World Bank. September 25, 2015. URL: https://www.worldbank.org/en/news/ feature/2015/09/25/great-lakes-project-to-help-african-traders-get-their-goods-and-services-to-market (дата обращения 14.09.2021)

10 Orser B. (2007). Canadian Women Entrepreneurs, Research and Public Policy: A Review of Literature, University of Ottawa, P.28

11 WTO. (2017). Joint Declaration on Trade and Women's Economic Empowerment on the Occasion of the WTO Ministerial Conference in Buenos Aires in December 2017. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc11_e/genderdeclarationmc11_e.pdf (дата обращения 19.09.2021)

12 Informal Working Group on Trade and Gender, World Trade Organization. URL: https:// www.wto.org/english/tratop_e/womenandtrade_e/iwg_trade_gender_e.htm (дата обращения 12.09.2021)

10 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

73 Q

13 WTO. (2021). Joint Ministerial Declaration on the Advancement of Gender Equality and Women's Economic Empowerment within Trade. 12th WTO Ministerial Conference. WTO. 10 November 2021. URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/ WT/MIN21/4.pdf&Open=True (дата обращения 12.11.2021)

14 Dommen C. (2021). WTO Heads for a Ministerial Declaration on Trade and Gender. IISD. 10 November 2021. URL: https://sdg.iisd.org/commentary/policy-briefs/wto-heads-for-a-ministerial-declaration-on-trade-and-gender/ (дата обращения 12.11.2021)

15 Gender Aware Trade Policy: A Springboard for Women's Economic Empowerment. WTO OMC, 2017. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/devel_e/a4t_e/gr17_e/gender-brochuregr17_e.pdf (дата обращения 14.09.2021)

16 Monteiro J.-A. (2018). Gender Related Provisions in Regional Trade Agreements. Staff Working Paper ERSD-2018-15-18. Economic Research and Statistics Division, World Trade Organization, 18 December 2018, P.2

17 Содружество наций -добровольное объединение 54 суверенных государств в Африке, Азии, Северной и Южной Америке, Европе и Тихоокеанском регионе.

18 International Trade Centre. (2020). Mainstreaming Gender in Free Trade Agreements. ITC, Geneva. P.1-2

19 OXFAM Canada. (2017). Tackling Inequalities in the Global Economy: Making Canada's Foreign Policy Work for Women. Report, Oxfam Canada, 2017, P.6

20 Группа действий по инклюзивной торговле (ITAG) состоит из Канады, Чили, Мексики и Новой Зеландии. Группа была создана на полях Саммита лидеров Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в ноябре 2018 года.

21 Overview: The Inclusive Trade Action Group. International Trade and Investment. Government of Canada. Date modified: 13 October 2021. URL: https://www.international.gc. ca/trade-commerce/inclusive_trade-commerce_inclusif/itag-gaci/overview-vue_ensemble.aspx-?lang=eng (дата обращения 12.11.2021)

22 European Parliament resolution of 13 March 2018 on gender equality in EU trade agreements (2017/2015(INI)). URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-8-2018-0066_EN.html (дата обращения 15.09.2021)

23 Gender Equality Strategy. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/info/pol-icies/justice-and-fundamental-rights/gender-equality/gender-equality-strategy_en (дата обращения 17.09.2021)

24 IBRD, WB & WTO. (2020). Women and Trade: The Role of Trade in Promoting Gender Equality, International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank and the World Trade Organization, P.160

^ 74

Российский внешнеэкономический вестник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 - 2021

БИБЛИОГРАФИЯ:

Chandra A., Lontoh L. & Margawati A. (2010). Beyond Barriers: The Gender Implications of Trade Liberalization in South East Asia, International Institute for Sustainable Development, 26 p. URL: https://www.iisd.org/system/files/publications/beyond_barriers_gender_southeast_asia. pdf (дата обращения 10.09.2021)

Dommen C. (2021). WTO Heads for a Ministerial Declaration on Trade and Gender. IISD. 10 November 2021. URL: https://sdg.iisd.org/commentary/policy-briefs/wto-heads-for-a-ministeri-al-declaration-on-trade-and-gender/ (дата обращения 12.11.2021)

European Parliament resolution of 13 March 2018 on gender equality in EU trade agreements (2017/2015(INI)). URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-8-2018-0066_ EN.html (дата обращения 15.09.2021)

Gender Equality Strategy. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/info/policies/ justice-and-fundamental-rights/gender-equality/gender-equality-strategy_en (дата обращения 17.09.2021)

IBRD, WB & WTO. (2020). Women and Trade: The Role of Trade in Promoting Gender Equality, International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank and the World Trade Organization. 207 p.

IBRR & WB. (2015). Women, Business and the Law 2016: Getting to Equal, International Bank for Reconstruction and Development/The World Bank, 2015, 271 p.

Informal Working Group on Trade and Gender, World Trade Organization. URL: https:// www.wto.org/english/tratop_e/womenandtrade_e/iwg_trade_gender_e.htm (дата обращения 12.09.2021)

International Trade Centre. (2020). Mainstreaming Gender in Free Trade Agreements. ITC, Geneva. 52 p.

Joint Declaration on Trade and Women's Economic Empowerment on the Occasion of the WTO Ministerial Conference in Buenos Aires in December 2017. URL: https://www.wto.org/ english/thewto_e/minist_e/mc11_e/genderdeclarationmc11_e.pdf (дата обращения 19.09.2021) Kazandjian R., Kolovich L., Kochhar R. & Newiak M. (2016). Gender Equality and Economic Diversification. IMF Working Paper WP/16/140, 29p.

Monteiro J.-A. (2018). Gender Related Provisions in Regional Trade Agreements. Staff Working Paper ERSD-2018-15-18. Economic Research and Statistics Division, World Trade Organization, 18 December 2018, 37 p

Orser B. (2007). Canadian Women Entrepreneurs, Research and Public Policy: A Review of Literature, University of Ottawa, 149 p.

Overview: The Inclusive Trade Action Group. International Trade and Investment. Government of Canada. Date modified: 13 October 2021. URL: https://www.international.gc.ca/ trade-commerce/inclusive_trade-commerce_inclusif/itag-gaci/overview-vue_ensemble.aspx-?lang=eng (дата обращения 12.11.2021)

OXFAM Canada. (2017). Tackling Inequalities in the Global Economy: Making Canada's Foreign Policy Work for Women. Report. Oxfam Canada, 2017, 28 p.

10 - 2021

Российский внешнеэкономический вестник

75 Q

Viilup, E. (2015). The EU's Trade Policy: From Gender-Blind to Gender-Sensitive? European Parliament: DG EXPO/B/PolDep/Note/2015_194, P.8-9. URL: https://ecdpm.org/great-insights/ shifts-trade-development/eu-trade-policy-gender-sensitive-gender-blind/ (дата обращения 17.09.2021)

WB. (2015). Great Lakes Project to Help African Traders Get Their Goods and Services to Market. World Bank. September 25, 2015. URL: https://www.worldbank.org/en/news/fea-ture/2015/09/25/great-lakes-project-to-help-african-traders-get-their-goods-and-services-to-market (дата обращения 14.09.2021)

WBG&WTO. (2020). Women and Trade: The Role of Trade in Promoting Gender Equality. World Bank Group, World Trade Organization, 207 p.

Woetzel J., et al. (2015). The Power of Parity: How Advancing Women's Equality Can Add $12 trillion to Global Growth, McKinsey Global Institute, 168 p.

World Economic Forum. (2021). Global Gender Gap Report 2021, 405 p. URL: http://www3. weforum.org/docs/WEF_GGGR_2021.pdf (дата обращения 15.09.2021)

WTO OMC. (2017). Gender Aware Trade Policy: A Springboard for Women's Economic Empowerment. WTO OMC, 2017. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/devel_e/a4t_e/ gr17_e/ genderbrochuregr17_e.pdf (дата обращения 14.09.2021)

WTO. (2021). Joint Ministerial Declaration on the Advancement of Gender Equality and Women's Economic Empowerment within Trade. 12th WTO Ministerial Conference. WTO. 10 November 2021. URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/ MIN21/4.pdf&Open=True (дата обращения 12.11.2021)

Zamora A.E., Vasquez M.I., Espino A. (2012). Trade and Gender: Advances in the Process of Gender Mainstreaming in Trade Operations, Technical Note, No IDB-TN-464, Intra-American Development Bank, September 2012, 61 p. URL: https://publications.iadb.org/en/trade-and-gen-der-advances-process-gender-mainstreaming-trade-operations (дата обращения 02.09.2021)

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.