Научная статья на тему 'Гендерный дискурс в конфессиональном пространстве современной Кабардино-Балкарии (на материале социологического исследования)'

Гендерный дискурс в конфессиональном пространстве современной Кабардино-Балкарии (на материале социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфессиональное пространство / гендер / шариат / адаты / межконфессиональные браки / религиозное поведение / полигамия / confessional space / gender / Sharia / adats / interfaith marriages / religious behavior / polygamy

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Наталья Анатольевна Шаожева

Статья написана по материалам социологического опроса, проведенного в апреле – мае 2023 г. среди молодежи Кабардино-Балкарской Республики. Результаты исследования продемонстрировали рост интереса к исламу со стороны представителей нового поколения региона. Так, больше 50 % юношей и девушек шариату отводят ключевую роль в урегулировании общественных отношений и обеспечении защиты прав людей. Остальные приоритетом для себя считают законы государства. Небольшая часть опрошенных отдала предпочтение в этом отношении адатам, и это, как правило, – жители сельской местности. Показан приоритет религиозной составляющей над национальной при заключении брака. Выявленная степень распро-странения демонстративных моделей исламского поведения дала основание утверждать, что большинство опрошенных мужчин и женщин приветствуют ношение мусульманкой исламской одежды. Отмечена растущая консолидация юношей и девушек на религиозной почве. Уже сегодня очевидно, что совокупность верующей молодежи республики представляет собой реальную общественную силу, которая со временем может стать доминирующей в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Discourse in the Confessional Space of Modern Kabardino-Balkaria (Based on Sociological Research)

The article is based on the materials of a sociological survey conducted in April-May 2023 among the youth of the Kabardino-Balkarian Republic “Gender preferences of young people in the spiritual sphere in the Kabardino-Balkarian Republic”. The results of the survey demonstrated the increasing interest in Islam on the part of the region’s new generation. Thus, more than 50 % of young men and women assign a key role to Shariah in regulating social relations and ensuring the protection of people’s rights. The remainder consider the laws of the state to be their priority. A small part of the respondents gave their preference to adats and these are, as a rule, residents of rural areas. Precedence of the religious component over the national component in marriage is shown. The revealed degree of prevalence of demonstrative models of Islamic behavior gave grounds to assert that the majority of interviewed men and women welcome the wearing of Muslim Islamic clothing. It is concluded that there is a growing consolidation of Muslims aged 18 to 30 years. It has already become obvious today that it is a real social force that may eventually become dominant in the region.

Текст научной работы на тему «Гендерный дискурс в конфессиональном пространстве современной Кабардино-Балкарии (на материале социологического исследования)»

Научная статья

УДК 32.019.52(470.64)

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.10.6

Гендерный дискурс в конфессиональном пространстве современной Кабардино-Балкарии (на материале социологического исследования)

Наталья Анатольевна Шаожева

Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук, Нальчик, Россия, disana05@mail.ru

Аннотация. Статья написана по материалам социологического опроса, проведенного в апреле - мае 2023 г. среди молодежи Кабардино-Балкарской Республики. Результаты исследования продемонстрировали рост интереса к исламу со стороны представителей нового поколения региона. Так, больше 50 % юношей и девушек шариату отводят ключевую роль в урегулировании общественных отношений и обеспечении защиты прав людей. Остальные приоритетом для себя считают законы государства. Небольшая часть опрошенных отдала предпочтение в этом отношении адатам, и это, как правило, - жители сельской местности. Показан приоритет религиозной составляющей над национальной при заключении брака. Выявленная степень распространения демонстративных моделей исламского поведения дала основание утверждать, что большинство опрошенных мужчин и женщин приветствуют ношение мусульманкой исламской одежды. Отмечена растущая консолидация юношей и девушек на религиозной почве. Уже сегодня очевидно, что совокупность верующей молодежи республики представляет собой реальную общественную силу, которая со временем может стать доминирующей в регионе.

Ключевые слова: конфессиональное пространство, гендер, шариат, адаты, межконфессиональные браки, религиозное поведение, полигамия

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Шаожева Н.А. Гендерный дискурс в конфессиональном пространстве современной Кабардино-Балкарии (на материале социологического исследования) // Теория и практика общественного развития. 2023. № 10. С. 63-70. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.10.6.

Original article

Gender Discourse in the Confessional Space of Modern Kabardino-Balkaria (Based on Sociological Research)

Natal'ya A. Shaozheva

Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Nalchik, Russia, disana05@mail.ru

Abstract. The article is based on the materials of a sociological survey conducted in April-May 2023 among the youth of the Kabardino-Balkarian Republic "Gender preferences of young people in the spiritual sphere in the Kabardino-Balkarian Republic". The results of the survey demonstrated the increasing interest in Islam on the part of the region's new generation. Thus, more than 50 % of young men and women assign a key role to Shariah in regulating social relations and ensuring the protection of people's rights. The remainder consider the laws of the state to be their priority. A small part of the respondents gave their preference to adats and these are, as a rule, residents of rural areas. Precedence of the religious component over the national component in marriage is shown. The revealed degree of prevalence of demonstrative models of Islamic behavior gave grounds to assert that the majority of interviewed men and women welcome the wearing of Muslim Islamic clothing. It is concluded that there is a growing consolidation of Muslims aged 18 to 30 years. It has already become obvious today that it is a real social force that may eventually become dominant in the region.

Keywords: confessional space, gender, Sharia, adats, interfaith marriages, religious behavior, polygamy

Funding: Independent work.

For citation: Shaozheva, N.A. (2023) Gender Discourse in the Confessional Space of Modern Kabardino-Balkaria (Based on Sociological Research). Theory and Practice of Social Development. (10), 63-70. Available from: doi: 10.24158/tipor.2023.10.6. (In Russian).

Ислам является традиционной религией коренных народов Северного Кавказа уже не одно столетие. Но в годы советской модернизации он фактически исчез из социокультурного пространства региона. В Кабардино-Балкарии официально не функционировала ни одна мечеть. Поскольку религия находилась под жестким прессингом государства, исламское сообщество не

© Шаожева Н.А., 2023

имело широких возможностей для реализации потребностей населения в отправлении религиозной обрядности.

Начавшийся в 90-е гг. ХХ в. процесс деидеологизации общества привел к образованию масштабных лакун в области религиозно-этнических доктрин, что в дальнейшем сказалось на формировании аттрактивного религиозного вектора поведения населения, особенно применительно к народам Северо-Западного Кавказа. И сегодня в условиях определенного нивелирования системы традиционных ценностей гендерное сознание продолжает вырабатывать альтернативные формы социальной активности, что выражается в значительном росте количества верующих молодых людей с демонстративным религиозным поведением.

Но у народов Северного Кавказа, помимо мусульманского самосознания, национальная система гендерных взаимоотношений исторически включает в себя этнические дефиниции, содержание которых в полной мере раскрывается в адатах, которые также воспринимаются общественным сознанием народов Северного Кавказа как закон. Поэтому выбор между религиозными нормами и традициями в условиях правового государства является для мусульманского населениям трудно разрешимой задачей, поскольку обе эти аксиологемы определяют мировоззрение граждан, их образ жизни и являются факторами, формирующими идентичность. Сохранность же и действенность традиционных видов этнического общежития во многом зависят от системы тендерных взаимоотношений.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы с помощью социологического опроса определить доминирующие и специфические духовно-нравственные тренды молодежи Кабардино-Балкарии в условиях города и сельских поселений.

Основным методом исследования стал количественный метод сравнительного анализа простых процентных распределений результатов социологического исследования «Гендерные предпочтения молодежи в духовной сфере в Кабардино-Балкарской Республике», проведенного автором в апреле - мае 2023 г. Общая выборка респондентов составила 200 человек до 30 лет: из них 46 % мужчин и 54 % женщин; в возрасте 18-20 лет - 33 % опрошенных, 20-25 лет - 45 %, 25-30 лет - 22 %; горожане составили 65 % участников исследования, сельчане - 35 %. Дифференциация по образованию следующая: неполное среднее образование имели 2 % опрошенных, среднее общее - 38, среднее профессиональное - 16, высшее профессиональное - 46 %. В работе был также использован метод неструктурированного наблюдения за эволюцией влияния ислама на гендерные системы в современном региональном социуме, что позволило выявить глубинные социальные изменения, скрытые от повседневного взгляда различными устойчивыми идеологическими дискурсами.

Проблема влияния религиозного фактора на гендерные взаимоотношения не нова, однако и сегодня она продолжает оставаться одной из важных тем научного осмысления в отечественной науке. Например, работы таких ученых, как И.А. Колосова (2005), Т.И. Варзанова (1999), М.В. Воробьева (2005), Е.А. Морозова (2002), Л.А. Паутова (1999), З.Х. Саралиева и С.С. Балабанов (1996) и ряда других исследователей посвящены анализу гендерных моделей поведения, сформированных в условиях развития современной культуры, когда выстраиваются новые отношения между окружающим миром и верующими.

Гендер в контексте религиоведческих исследований сегодня является одним из важнейших направлений в изучении духовных практик. «Как аналитическая категория он выступает своего рода указателем на религиозную жизнь женщин, их индивидуальный религиозный опыт» (Кузнецова, Смолина, 2017). Вопросам изучения уровня религиозности женщин Северного Кавказа, посвящены работы Х.В. Дзуцева и А.П. Дибировой (2020), С.В. Сиражудиновой (2010), Н.А. Шаоже-вой (2011) и др.

В рамках обозначенной проблематики религия рассматривается как социальный институт, порождающий гендерное неравенство, что подтверждает анализ жизненных религиозных практик повседневной жизни1 (Магомедов, 2014). В этом плане религиозные, традиционные и эгалитарные взгляды молодежи экстраполируются на гендерные отношения в рамках переходной культуры, где прежние нормы утратили свое значение, а новые окончательно не сформировались.

Сегодня очевидным является то, что патерналистские механизмы этнической идентификации сменились на адаптивные составляющие, в том числе и в области религии. Для маргинали-зованной части и женского, и мужского населения республики социальная неудовлетворенность означает еще большее расширение проявлений адаптационных поведенческих форм, среди которых начинают превалировать все более жесткие и агрессивные. Наблюдается инициация альтернативных моделей поведения граждан, что проявилось в увеличении количества тех, кто является последователем традиционного ислама, в то время как среди мусульманских народов

1 Суковатая В. М. Гендерный анализ религии и феминистской теологии: к постановке проблемы [Электронный ресурс] // Web Archive. URL: https://goo.su/t9jWR (дата обращения: 21.09.2023).

Северного Кавказа для кабардинцев и балкарцев всегда характерен был этнический ислам, который считается наименее ортодоксальным.

Сегодня средний возраст мусульман в республике колеблется в границах от 30 до 40 лет. Молодые люди все больше разбираются в вопросах, связанных с религиозной ритуалистикой, отправлением мусульманских обязанностей (пятикратный намаз, проведение свадебных и похоронных обрядов). Однако система адатов (горских правил поведения) все еще остается превалирующей нормой, а для кого-то и приоритетной. В этой связи участники нашего исследования были разделены на три большие группы: первую из них составили те, кто проявляет большой интерес к конфессиональной теме (около 45 %), вторую - те, кто руководствуется в жизни светскими нормами (35 %) и третья группа была образована респондентами, отстаивающими свою приверженность к системе горского права (адатам), - таких оказалось 20 %.

Существует мнение, что за последние десять лет наблюдается тенденция арабизации и ис-ламизации именно женщин. В наших исследованиях мы указывали на то, что в середине 90-х гг. прошлого века в возрастных категориях до 40 лет приблизительная доля новообращенных женщин не доходила до 10 % (1995 г.). Через два года, в 1997 г., этот показатель достиг уровня 36 %. В начале нового столетия количество женщин-мусульманок перевалило за половину от численности мужчин, к середине первого десятилетия XXI в. вплотную подошло к 70 % от количества мужчин (Шаожева, 2011). Сегодня же наши наблюдения показывают, что женская и мужская доли в общем объеме мусульманского населения республики практически сравнялись.

Опираясь на материалы социологического исследования, мы попытаемся выявить уровень религиозности молодежи Кабардино-Балкарии через концепцию «дифференцированной социализации» (Кузнецова, Смолина, 2017).

Респондентам был задан вопрос о том, что является сегодня приоритетным для молодёжи -система адатов (свод законов горских народов), светские нормы или шариатский регламент поведения. Большинство опрошенных ответили, что шариатские законы для них имеют больший вес (51 %). Светским нормам отдали предпочтение 29 % опрошенных. И 20 % респондентов посчитали для себя важным придерживаться системы адатов. При этом городские девушки проявили большую приверженность религиозным законам, чем сельские. Среди мужчин, проживающих в урбанизированной среде, также в приоритете оказались исламские нормы, у сельских представителей молодежи мужского пола более популярны адаты. Среди женщин и мужчин, имеющих высшее образование, приоритетными для регуляции общественных отношений оказались законы государства.

В этой связи интересно было понять, что же именно привлекает девушек в нормах шариата. И 93 % респонденток ответили, что мусульманский закон защищает женщину и гарантирует ей материальное обеспечение. Из них 7 % аргументировали свое мнение тем, что согласно традиционным нормам мусульманского уголовного права по ряду правонарушений предусматриваются телесные наказания (например, за прелюбодеяние, ложное обвинение в нем, за употребление спиртного и т.д.)1. Из тех, кто отдал предпочтение горским правилам поведения, 87 % указали на то, что именно адаты являются стабилизирующим этническим фактором в условиях перехода к новому типу общества - от этнического к современному транснациональному. Надо сказать, что сельские девушки, предпочитающие нормы шариата, аргументировали свой выбор тем, что религиозные нормы во многом совпадают с адатами.

Важной проблемой в рамках гендерной парадигмы является ограничение прав женщин. И здесь важно понимать, что такого рода неравенство коренится не столько в правовых нормах, в которых только постулируется гендерное равноправие, сколько в сознании самих женщин, которые зачастую сами не признают своего равенства с мужчинами. В этой связи респондентам был задан вопрос о том, что в большей степени ущемляет их права. Ответы оказались неоднозначными. Более половины (54 %) опрошенных девушек отметили, что конституционно равенство провозглашено, но на деле законы работают против женщин и не дают им возможности реализоваться в соответствии с их запросами; третья часть респонденток (35 %) указали на то, что шариат ограничивает их права, и 11 % опрошенных жительниц республики затруднились ответить.

Из общего количества участников-мужчин 52 % считают, что гендерное неравенство коренится в недрах самого общества и является его изъяном. Сегодня, по их мнению, женщины всеми силами пытаются доказать свою состоятельность (например, вождение автомобиля), но это не что иное, как проявление адаптивных тенденций, ставших уже более значимыми, нежели этнические установки. Но есть и такие субъекты (48 %), которые считают гендерное неравенство нормой. Столь высокий показатель обусловлен ответами сельских молодых людей, имеющих среднее профессиональное образование.

Серьезной проблемой, нарушающей права женщин, является полигамный брак. Данный институт урегулирован нормами шариата, но в условиях светского государства он защитить

1 Данные нормы в шариате одинаково применимы к мусульманам обоих полов, однако в данном случае, поскольку отвечали девушки, речь шла о мужчинах.

права женщин не может, поскольку не влечет за собой юридических прав и ответственности, касательно, например, имущества и детей. Практика показала, что нередки длительные разбирательства именно по наследственным вопросам. И в этом плане только 20 % опрошенных положительно отнеслись к полигамии, из них женщин - лишь 3 %. Категорически не приемлют данный социальный институт 67 % опрошенных обоего пола. Затруднились ответить 13 % респондентов.

Об этнорелигиозных установках молодежи можно судить по результатам ответов на вопросы, касающиеся критериев выбора спутника жизни, отношения к религиозному браку. Так, 74 % опрошенных указали религиозную принадлежность в качестве основного параметра, учитываемого ими при выборе мужа или жены. Национальность важна для 16 % опрошенных при решении этого вопроса. Более половины (56 %) девушек - жительниц г. Нальчика и пригородов -считают, что мусульманка должна выходить замуж только за единоверца. Превалирующее количество опрошенных мужчин (72 %) также уверены, что при заключении брака приоритет должен отдаваться религиозной составляющей.

Отношение к религиозному браку демонстрируют данные графика (рис. 1).

затруднились ответить

отрицательно

положительно

0 5 10 15 20

■ женщины ■ мужчины Рисунок 1 - Отношение к религиозному браку у мужчин и женщин Figure 1 - Attitudes towards Religious Marriage among Men and Women

25

30

35

В основном опрошенные, как парни, так и девушки, указали на большую прочность религиозного брака, так как ввиду ответственности супругов перед Богом в нем более четко соблюдаются и традиции. Верующие молодые люди отметили, что сохранение семьи - их обязанность, а религиозный брак этому способствует.

Что касается мнения респондентов в отношении того, признают ли они брак мусульманской женщины с представителем иной религиозной конфессии, то здесь оно разделилось следующим образом. Каждый третий опрошенный (33 %) считает, что это неприемлемо, причем большинство ответов относятся к женской части респондентов, что, в принципе, согласуется с канонической исламской нормой. Почти столько же респондентов (30 %) приемлют такой брак, в том числе девушки. Около 22 % опрошенных считают, что в некоторых случаях такой вариант семейного союзам возможен. И 15 % участников исследования затруднились с ответом. Исследование показало, что более лояльны в этом вопросе мужчины. Здесь надо оговориться, что менее категоричные ответы характерны для тех девушек и юношей, которые считаются мусульманами только по рождению.

Что касается брака мужчины, исповедующего ислам, и немусульманской женщины, то 38 % опрошенных сообщили, что приемлют его, из них 15 % женщин и 23 % мужчин. Чуть меньше респондентов (29 %) считают, что мусульманин должен брать в жены только ту женщину, которая обращена в ислам. В основном так считают те, кто сам исповедует эту веру. Четверть юношей, не скрывающих свою принадлежность к каноническому исламу, сделали оговорку, что женщина, если она придерживается иной религии, обязательно должна принять ислам, чтобы выйти замуж за мусульманина. Данное мнение было связано еще и с тем, что обращение очень приветствуется мусульманской уммой. В некоторых случаях неравный брак может быть приемлем для 26 % опрошенных. Затруднились ответить 7 % респондентов.

Религиозность, с одной стороны, следует рассматривать в качестве психологического фактора, формирующего сознание человека в контексте веры в Бога. С другой стороны, ее можно определить, основываясь на поведенческих признаках человека: на исполнении им религиозной обрядности, членстве в соответствующих организациях, использовании внешней атрибутики

(например, одежды традиционного для определенной религии вида). Так, распространение исламского поведения с конца 1990-х - начала 2000-х гг. в Кабардино-Балкарии началось среди и женщин, и мужчин в основном с г. Нальчика и пригородов (Северный и Вольноаульский джа-мааты, костяк которых составили горожане), а затем распространилось на уммы в сельской местности. Возрастной диапазон верующих, например, среди женщин колебался между 50 годами и старше. Но сегодня мы можем наблюдать тенденцию массированного распространения аттрактивного исламского поведения среди молодых женщин в г. Нальчике. Уровень религиозности среди них можно определить, исходя из данных, собранных нами в ходе неструктурированного наблюдения. Так, из общего количества верующих, посещающих пятничный намаз в соборной мечети г. Нальчика, число женщин в возрасте от 25 до 50 лет составляет около 40-50 человек1, при общем количестве молящихся мужчин, зачастую превышающем вместимость соборной мечети (около 1 000 человек). Что касается сельских мечетей в балкарских и кабардинских селах, то намаз молодые девушки посещают очень редко. Но, несмотря на данный факт, сегодня уровень религиозности среди молодого женского населения республики выше, чем у старшего поколения. Посещаемость мечетей республики среди молодежи в целом растет.

Что касается ношения женщинами хиджаба, а мужчинами - бороды, то такие религиозные символические атрибуты одной частью населения воспринимаются как норма, а другой - как проявление крайности. Так, по мнению И. Савина, большинство родителей не одобряют, «что их дочери начали носить хиджаб», но бессильны что-либо сделать и объясняют данное поведение «бунтарством молодого поколения»2. Необходимо указать, что в некоторых случаях мы имеем дело с элементарной неосведомлённостью исследователей, например, ношение бороды предметом дискуссии среди мусульман быть не может - согласно исламским воззрениям, оно необязательно, но является действием категории «суаб», то есть богоугодным, и никоим образом к «крайностям» не относящимся. В этом смысле для нас научный интерес представляют ответы респондентов в отношении того, считают ли они религиозные символические атрибуты поведения (отправление коллективного намаза в людном месте, хиджаб, никаб, а также наличие бороды у мужчин) социальной девиацией. Чуть меньше половины (47 %) опрошенных ответили отрицательно, из них 20 % - мужчины и 27 % - женщины. Девушки высказали мысль о том, что женщине в мусульманской одежде находиться в социуме проще, и связано это с реальной взаимопомощью внутри уммы. Причем так считают не только мусульманки, но и девушки, придерживающиеся светских моделей поведения. Небольшая часть опрошенных (12 %) убеждена, что выраженные проявления религиозного поведения нежелательны. Так считает большинство городских женщин и мужчин, имеющих высшее образование. Данная категория респондентов обосновала свои ответы тем, что подобная демонстративность не столько приверженность религии, сколько дань общему адаптивному тренду, занявшему в регионе весьма значимые позиции. Значительное количество опрошенных (41 %) не пожелали обозначить свое мнение по этому вопросу.

На наш взгляд, к факторам, способствующим распространению демонстративного исламского поведения во внешних проявлениях, относятся экономический, экзистенциальный и аксиологический.

Первый из названных определяется, в целом, финансовой несостоятельностью населения Кабардино-Балкарии. Например, среди мусульман существуют определенные стандарты религиозного поведения, проявляющиеся в бесплатных добровольных пожертвованиях еды, одежды; в удешевлении продуктов первой необходимости и т.д. Иными словами, исламские стандарты жизни оказываются более доступными в экономическом плане. Так, стоимость одежды на два года женщины-мусульманки, предпочитающей средний ценовой диапазон, не поднимается выше 8-10 тыс. руб., что, конечно же, несравнимо с показателями светских стандартов женской экипировки. Не столь сильная, но заметная разница наблюдается в стоимости основных продуктов питания, в частности, верующие торговцы мясом продают его мусульманам на 40-50 % дешевле. Регулярной является безвозмездная раздача круп, хлеба, макаронных изделий, сахара, а также и мяса. Важным является поиск и предоставление работы безработным мусульманам.

Экзистенциальный фактор проявляется в обеспечении безопасности всем членам мусульманской уммы. Имеется в виду то, что любая попытка неправомерного воздействия на одного из ее представителей, которая лишает его возможности для получения средств к существованию или вызывает ограничение его в отправлении религиозной обрядности, провоцирует резкую реакцию со стороны всей уммы. Таким образом, данная организация защищает своих членов от любого давления со стороны криминальных структур.

1 Полевое исследование автора, проведенное в 2023 г.

2 Савин И. Северный Кавказ: взгляд изнутри. ИВРАН. 2012 [Электронный ресурс] // ИАЦ. URL: https://clck.ru/35sMQD (дата обращения: 31.07.2023).

Аксиологический фактор (в основном, среди женщин) обусловлен тем, что сегодня наблюдается резкий диссонанс в адаптивной и репродуктивной тактике мусульманок и светских девушек. Обращаясь к Северному Кавказу, мы констатируем, что здесь гендерные системы представляют собой культурный механизм, реализующий роль женщин в границах их естественной, биологической составляющей. Основная же функция женщины в исламе - репродуктивная, и мусульманке гарантируется ее реализация.

Данные проведенного социологического опроса среди молодежи Кабардино-Балкарии дают нам основание сделать следующие выводы.

1. В республиканском социуме среди молодых людей уже сформировалось четкое понимание роли и места шариата в урегулировании общественных отношений и обеспечении защиты прав людей. Около половины опрошенных девушек, проживающих как в городе, так и в сельской местности, отметили, что именно шариат в полной мере стоит на страже их прав и гарантирует стабильное материальное обеспечение. Однако оставшаяся часть и девушек, и юношей приоритетом для себя считают законы государства, поскольку именно они обеспечивают им ощущение полной защищенности и гендерное равенство. Небольшая часть опрошенных отдала свое предпочтение адатам в качестве регламентирующих основ жизни, и это, как правило, представители сельского населения.

2. Процессы конфессионального изоляционизма актуализировали данные, касающиеся семейных союзов между представителями разных религий. Большинство опрошенных отдали предпочтение однородному в этом отношении браку. Однако ответы представителей обеих гендерных групп в отношении брака мусульманина и женщины иной веры, и наоборот, практически идентичны. Абсолютное большинство обращенных в ислам посчитали неприемлемым брак мусульманина с представительницей какой-либо другой конфессии, и наоборот.

3. Степень распространения демонстративных символических моделей исламского поведения, исходя из результатов исследования, дает нам основание утверждать, что большинство опрошенных мужчин и женщин не видят ничего социально вызывающего в ношении мусульманкой исламской одежды. Популярно мнение, что это личное дело каждой женщины, но некоторые участники нашего исследования заявили, что считают ношение хиджаба мусульманкой обязательным. Среди большинства девушек и юношей, проживающих в г. Нальчик, учащихся в университете или уже имеющих высшее образование, распространена убежденность в том, что традиционная мусульманская одежда и борода не являются значимыми показателями истинной религиозности.

Таким образом, в условиях деидеологизации общества в современной Кабардино-Балкарии наблюдается растущая консолидация мусульман в возрасте до 30 лет. Выявлено, что количество женщин и мужчин, придерживающихся мусульманских стандартов поведения, постоянно растет (пусть даже в незначительной степени). Возможно, данный факт обусловлен тем, что продолжается массированная идеологическая подпитка определенными структурами населения республики. Кроме того, налицо изменения в гендерном позиционировании внутри религиозного сообщества, проявляющиеся в заполнении именно женщинами лакун в экономическом пространстве региона, в частности, в таких сферах бизнеса и предпринимательства, как торговля, сфера услуг. Постепенно формируется база для создания инфраструктуры исламского женского изоляционизма. Данный тренд усугубляется еще и тем, что мусульманки не ощущают своей локализации в рамках светского государства, но, продолжая в нем жить, они выстраивают свою собственную жизненную парадигму, используя его возможности для рекреации религиозного миропонимания.

Происходящие процессы исламизации молодежи в рамках Кабардино-Балкарии требуют особого внимания со стороны властных структур, поскольку бездействие в данном вопросе может привести к развитию радикальных политических установок в молодежной среде республики, что ухудшит внутриполитическую ситуацию. Данный вывод обусловлен тем, что очевидная маргинализация гендерных систем порождает точку зрения, базирующуюся на том, что именно ислам - это средство, обеспечивающее защиту, самореализацию и реализацию репродуктивной функции. На наш взгляд, последнее обстоятельство способствует массовому притоку женщин в мусульманские уммы. Однако, не беря на себя смелость предсказать дальнейшие эволюционные моменты развития конфессиональных групп, мы можем лишь отметить, что в условиях некорректной интерпретации основных положений ислама в условиях Кабардино-Балкарии достаточно консолидированная и радикальная группа женщин-мусульманок может представлять собой значительную политическую силу, а с учетом положительной динамики роста общего количества верующих мусульман данный сектор может оказаться доминирующим в социальном пространстве республики.

В этой связи органам государственной власти, с одной стороны, необходимо задуматься об экономических мерах поддержки молодежи, способствующих возрождению и укреплению традиционных гендерных систем региона (данный вопрос требует отдельного изучения). С другой стороны, требуется выработка механизмов, способствующая ускоренной адаптации и интеграции исламского женского и мужского населения республики в систему государственности Российской Федерации.

Список источников:

Варзанова Т.И. Религиозные ориентации молодых россиян (возрастной и тендерный аспекты проблемы) // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы : в 2 т. М., 1999. Т. 2. С. 274-286.

Воробьева М.В. Женская религиозность в сети Интернет // VI Конгресс этнографов и антропологов России. СПб., 2005. С. 391-392.

Дзуцев Х.В., Дибирова А.П. Гендерный аспект в духовной жизни населения республик Северного Кавказа // Женщина в российском обществе. 2020. № 1. С. 113-126. https://doi.org/10.21064/WinRS.2020.1.9.

Колосова И.А. Религия в гендерном измерении // Введение в гендерные исследования. М., 2005. С. 198-200. Кузнецова О.В., Смолина Н.С. Гендерные аспекты религии и духовности в современных исследованиях // Дискуссия. 2017. № 10 (84). С. 50-54.

Магомедов К.М. Некоторые гендерные и антропологические проблемы рациональной теологии // Исламоведение. 2014. № 2 (20). С. 45-51.

Морозова Е.А. Православная женщина в современном мире // Женщина. Образование. Демократия. Минск, 2002. С. 326-327.

Паутова Л.А. Женская религиозность: гендерные стереотипы, модели поведения и коммуникативные аспекты // Гендер: язык, культура, коммуникация. М., 1999. С. 24-28.

Саралиева З.Х., Балабанов С.С. Религия и социально-психологическая адаптация женщин// Женщина в российском обществе. 1996. № 3. С. 15-23.

Сиражудинова С.В. Гендерное равноправие как условие развития гражданского общества на Северном Кавказе // Социология власти. 2010. Т. 30, № 3-4. С. 170-177.

Шаожева Н.А. Гендерный фактор в конфессиональном пространстве Северного Кавказа // Исторические, философские, политические и юридические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 2-1 (8). С. 205-208.

References:

Dzutsev, Kh. V. & Dibirova, A. P. (2020) Gender Aspect in the Spiritual Life of the North Caucasus Republics Population. Woman in Russian Society. (1), 113-126. Available from: doi:10.21064/WinRS.2020.1.9. (In Russian).

Kolosova, I. A. (2005) Religiya v gendernom izmerenii [Religion in the gender dimension]. In: Vvedenie v gendernye issledo-vaniya. Moscow, рр. 198-200. (In Russian).

Kuznetsova, O. V. & Smolina, N. S. (2017) Gender Aspects of Religion and Spiritualityin Modern Studies. Discussion. (10 (84)), 50-54. (In Russian).

Magomedov, K. M. (2014) Nekotorye gendernye i antropologicheskie problemy ratsional'noi teologii [Some gender and anthropological issues in rational theology]. Islamovedenie. (2 (20)), 45-51. (In Russian).

Morozova, E. A. (2002) Pravoslavnaya zhenshchina v sovremennom mire [Orthodox woman in the modern world]. In: Zhenshchina. Obrazovanie. Demokratiya. Minsk, рр. 326-327. (In Russian).

Pautova, L. A. (1999) Zhenskaya religioznost': gendernye stereotipy, modeli povedeniya i kommunikativnye aspekty [Women's religiosity: gender stereotypes, behaviors and communicative aspects]. In: Gender: yazyk, kul'tura, kommunikatsiya. Moscow, рр. 24-28. (In Russian).

Saralieva, Z. Kh. & Balabanov, S. S. (1996) Religiya i sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya zhenshchin [Religion and socio-psychological adaptation of women]. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. (3), 15-23. (In Russian).

Shaozheva, N. A. (2011) Gendernyi faktor v konfessional'nom prostranstve Severnogo Kavkaza [Gender factor in the confessional space of the North Caucasus]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. (2-1 (8)), 205-208. (In Russian).

Sirazhudinova, S. V. (2010) Gendernoe ravnopravie kak uslovie razvitiya grazhdanskogo obshchestva na Severnom Kavkaze [Gender equality as a condition for the development of civil society in the North Caucasus]. Sotsiologiya vlasti. 30 (3-4), 170-177. (In Russian).

Varzanova, T. I. (1999) Religioznye orientatsii molodykh rossiyan (vozrastnoi i gendernyi aspekty problemy) [Religious orientations of young Russians (age and gender aspects of the problem)]. In: Muzhchina izhenshchina vsovremennom mire: menyayushchiesya roli i obrazy. Vol. 2. Moscow, рр. 274-286. (In Russian).

Vorob'eva, M. V. (2005) Zhenskaya religioznost' v seti Internet [Women's religiosity on the internet]. In: VI Kongress etnografov i antropologovRossii. St. Petersburg, рр. 391-392. (In Russian).

Информация об авторе Н.А. Шаожева - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-политических исследований Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, Нальчик, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=442796

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author N.A. Shaozheva - D.Phil. in Political Science, Leading Research Fellow, Center for Social and Political Research, Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Nalchik, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=442796

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.08.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.09.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 24.10.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.