УДК 930.1
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В РАЗВИТИИ НИЗШЕГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
© 2019 А. В. Третьяков
докт. ист. наук, профессор, профессор кафедры истории России e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В в конце XIX - начале XX в. в условиях упрочения рыночных отношений в аграрной сфере правительство, земства, общества и частные лица, исходя из потребностей развивавшегося хозяйства в специально обученных кадрах, создавали условия для развития мужских и женских сельскохозяйственных учебных заведений, а также школ для совместного обучения лиц обоего пола, что способствовало формированию единого слоя самостоятельных хозяев-землевладельцев независимо от их половых различий.
Ключевые слова: гендерный аспект, низшие сельскохозяйственные школы, мужские школы, женские школы, школы для совместного обучения мужчин и женщин, земледельцы, хозяева.
Отечественная историография показывает, что на всех этапах исторического развития органически или по инициативе государства и под его контролем в стране развивались модернизационные процессы. При всех неоднозначных оценках результатов этих преобразований они в определённой степени стимулировали развитие прогрессивных изменений и ускоряли социально-экономические процессы. Важно подчеркнуть, что с началом реформ и особенно в ходе их реализации правящие элиты и бюрократия, партийно-государственное руководство и властные структуры различных исторических эпох всегда приходили к осознанию необходимости и целесообразности первоначально «насаждения», а затем и устойчивого развития системы образования. Естественно, что в ходе такой деятельности властные структуры в разной степени понимали сущность профессионального образования и то, что оно неукоснительно становится системообразующим фактором устойчивости модернизационных процессов.
Современная отечественная историография имеет большое количество работ, посвящённых изучению истории развития профессионального образования, истории образовательных реформ в дореволюционной России (см.: [3; 2; 18; 17]). В постсоветское время вышли работы, в которых авторы затрагивают различные гендерные аспекты развития общего и профессионального образования (см.: [19; 20; 14; 6; 1]). В названных и других работах содержится интересный фактический материал о женском и мужском образовании, а также о раздельном их обучении в одних и тех же учебных заведениях.
Изучение имеющейся литературы показывает, что большая часть учёных основное внимание уделяла организации обучения по половому признаку. Вместе с тем исследование гендерных проблем общего и профессионального образования в социально-экономической повседневности исторического периода предполагает более широкий подход. Ещё сложнее обстоит дело с проблемами сельскохозяйственного образования в дореволюционной России второй половины XIX - начала XX в. Исторически достоверно, что до середины XIX в. в России образование было раздельное.
Однако «великие реформы» 60-70-х гг. XIX в., при всех их неоднозначных оценках, значительно ускорили развитие рыночных отношений во всех сферах жизнедеятельности и жизнеобеспечения людей. Новая социально-экономическая повседневность стимулировала развитие процесса формирования рыночной ментальности у всех категорий населения пореформенной России, а также способствовала изменению отношения населения к образованию. Естественно, что это процесс длительный, потому не следует переоценивать достигнутых результатов.
Наиболее сложной сферой жизнедеятельности и жизнеобеспечения людей на протяжении всей российской истории было и остаётся в настоящее время сельское хозяйство. Важно подчеркнуть, что данную сферу экономики следует рассматривать не только как сугубо хозяйственно-производственную деятельность, но и как обыденную жизнь сельского населения, то есть можно говорить о сельскохозяйственной жизни людей. При этом производственная и бытовая сферы здесь мало отделимы и переплетены так, что можно говорить об их единстве. Это, по нашему мнению, и определяет специфику гендерных аспектов в развитии низшего сельскохозяйственного образования в пореформенное время в России.
Вопросы гендера в историческом развитии, несмотря на всю их очевидность и внешнюю простоту, сложны, противоречивы и непредсказуемы во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому мы будем рассматривать гендерные аспекты в организации профессионального сельскохозяйственного образования через эволюцию полоролевых предназначений в социально-экономической повседневности второй половины XIX - начала XX в. Формирование личностных социально-производственных характеристик представителей различных полов, а также процесс сближения их хозяйственных возможностей на базе зарождения новых потребностей в устойчиво развивавшейся рыночной повседневности будет определять особенности учреждения учебных заведений и организацию обучения в них.
Согласно данным статистики, в Российской империи во второй половине XIX в. в сложных условиях развития буржуазных отношений в аграрной сфере фактически одновременно открывались мужские и женские низшие сельскохозяйственные учебные заведения различных типов. Так, в 1895 г. в непосредственном подчинении Департаменту земледелия действовали 5 мужских общих сельскохозяйственных школ:
- в Минской губернии - Мариино-Горская (открытая в 1880 г.);
- во Владимирской губернии - «с фермою и конским заводом при ней» Успенская (учреждённая в 1882 г.);
- в Черниговской губернии - Майновская (с 1891 г.);
- в Херсонской губернии - Ольгинская (с 1890 г.);
- в Волынской губернии - Белокриницкая сельскохозяйственная школа (с 1892 г.) [11, с. 19]
Одновременно в ведении Департамента земледелия находились 3 женские школы домоводства и сельского хозяйства:
- в Бердичевском уезде Киевской губернии - Зозулинская школа домоводства и сельского хозяйства (учреждённая в 1888 г. М.Н. Мариуца-Гринёвой);
- в Панивежеском уезде Ковенской губернии - Понемуньская школа (учреждённая в 1889 г. баронессой А.И. Будберг);
- в Глуховком уезде Черниговской губернии Преображенская сельскохозяйственная школа 2-го разряда (открытая в 1891 г.) [11, с. 70-71].
Если говорить о гендерном аспекте развития низших сельскохозяйственных школ в конце XIX в., то учредителями женских учебных заведений, как правило, выступали женщины-дворянки, владевшие рентабельными имениями. Следовательно, можно говорить о том, что все они отчётливо понимали сущность организационно-
хозяйственных процессов, происходивших в аграрном секторе пореформенной России. К тому же, находясь в числе сельских хозяев, переходивших на новые формы хозяйствования в рыночной повседневности, они начали понимать социально-экономическую роль профессионального сельскохозяйственного образования в повышении эффективности хозяйствования производства.
Источники показывают, что к концу XIX в. в сельскохозяйственной деятельности произошли значительные гендерные изменения. Суть их состояла в том, что женщины постепенно становились самостоятельными земледельцами, организаторами собственной хозяйственной деятельности. Среди факторов, стимулировавших развитие обозначенной тенденции, можно назвать желание женщин заниматься практикой самостоятельного хозяйствования, сокращение дворянского землевладения и недостаток мужского населения в различных губерниях империи.
В среднем на 100 мужчин в сельской местности России в конце XIX в. приходилось 101,8 женщин. В ряде губерний этот показатель был значительно выше. Так, в Московской губернии на 100 мужчин приходилось 120 женщин, Ярославской -140, а в Центральном Черноземье данное соотношение равнялось 100 к 106 [10, с. 17]. Недостаток трудоспособных мужчин стимулировал процесс развития женского самостоятельного хлебопашества.
Важным, на наш взгляд, фактором, стимулировавшим самостоятельное женское хлебопашество, стала земская деятельность. В сельской местности России в конце XIX - начале XX в. наиболее активные земства стали организовывать детские сады, высвобождая женщин из привычного круга семейно-бытовых забот. В русском сельскохозяйственном календаре за 1904 г. читаем: «Чтобы помочь и детям, оставленным дома, и родителям, уходящим в поле, стали устраивать по селам ясли-приюты. Собираются все дети в одно место, в училище ли, которое летом всегда свободно, в какой-нибудь подходящий дом или просто в большую избу, к ним нанимается прислуга - няни, кухарка, приглашается надзирательница или заведующая. За детьми смотрят, их кормят, моют, устраивают им игры, забавляют. Целый день -с раннего утра дети находятся все в сборе и только к ночи за ними приходят матери и разбирают их по домам, если же матери не возвращаются домой, а ночуют в поле, то и дети остаются на ночевку там же, где были собраны весь день» [9, л. 53].
Упрочение рыночных отношений в аграрной сфере, зарождение новых организационно-правовых форм хозяйствования способствовали появлению новых сфер деятельности, профессий, требовавших специальной подготовки. Существенный вклад в обоснование необходимости развития женского сельскохозяйственного образования внёс профессор И.А. Стебут. Особо ценными в этом плане представляются его работы «Нуждается ли русская интеллигентная женщина в специальном сельскохозяйственном образовании» (1891 г.) и «О женском сельскохозяйственном образовании» (1908 г.).
Рассуждая о помощи пореформенному крестьянству, И.А. Стебут говорил, как крестьянству можно помочь: «Прежде всего, развитием в широких размерах начальной и профессиональной ремесленной школы, чтобы дать крестьянину необходимые знания, развитие, а следовательно, и возможность устроиться, принять возможно активное, сознательное участие в улучшении своего положения, потому что устроить его, улучшить его положение без его участия - это задача невозможная, разрешение которой уносит безрезультатно множество сил и денег. Но крестьянство, для того чтобы устроиться лучше, должно не только стать грамотным, умственно развитым, но должно воспитаться в других понятиях, потому что только соответствующее образованию воспитание может улучшить деятельность человека. В воспитании же
первенствующую роль и по времени и по силе имеет мать, а потому необходимо привлечь в школу крестьянскую девочку» [15, с. 596-597].
Выступая за развитие женского сельскохозяйственного образования в широком смысле, И.А. Стебут говорил: «Желаете, скажу я, поддержать нравственность в народе - поддержите семью; желаете сохранить в целости и здоровой семью, эту клеточку государственного организма, - поддержите деревню и сельское хозяйство! Желаете поддержать деревню и сельское хозяйство - поддержите деревенское воспитание и женское сельскохозяйственное образование» [Там же, с. 614].
Анализируя эволюционные процессы в хозяйственной жизни в пореформенной России, И.А. Стебут говорил о необходимости развития женского профессионального сельскохозяйственного образования в узком смысле. По его мнению, с развитием рыночного хозяйствования зарождаются новые отрасли и специальности, требующие в большей степени женского участия. Важно и то, что профессор Стебут в развитии женского образования усматривал стимул развития новых форм хозяйствования в аграрной сфере.
«С более широким развитием женского сельскохозяйственного образования, -отмечал профессор, - женскому ведению могут быть поручены, кроме порученных ему теперь отраслей сельского хозяйства, как-то: молочного хозяйства, маслоделия, сыроварения, воспитание молодого скота, птицеводство, огородничество, ещё и садоводство и, что я желал бы особенно подчеркнуть в этом месте, счетоводство и конторская часть, не находящие себе в настоящее время, особенно в средних хозяйствах, подходящих лиц. Неужели нельзя будет считать в высшей степени полезным для общества, если с развитием женского сельскохозяйственного образования женщина, затрудняющаяся теперь в приискании себе куска хлеба, найдёт хороший заработок в сельском хозяйстве; если женщина, сосредотачивающая теперь свою благотворительную деятельность в городах, перенесёт эту деятельность в нашу обездоленную деревню; если она, наконец, внесёт в деревенскую жизнь нравственно-эстетическое чувство и согреет и ободрит своею любовью» [Там же, с. 607].
Важной, на наш взгляд, у профессора Стебута является мысль о необходимости путём развития сельскохозяйственного образования формировать у землевладельцев и земледельцев сельскохозяйственного мышления как основы устойчивого хозяйственного развития. «Но если сельскохозяйственное образование научает тому, как, когда, что делать для получения постоянного наивысшего дохода от земли, то, казалось бы, затем ничего больше и не нужно. На деле же это оказывается не так, потому что, не понимая хорошо различных условий хозяйства, их влияние на растительную и животную жизнь, на приёмы культуры тех и других, на строй хозяйства, не будучи в состоянии, одним словом, дать себе отчёта в том, почему следует делать то или другое, так или иначе в различных случаях, сельский хозяин не может быть уверен в том, что он наилучшим образом ведёт свое хозяйство в данную минуту, хотя бы он и вёл согласно установившемуся в местности обычаю; тем менее он без этого может приноровиться в ведении хозяйства к новым, изменившимся условиям. Условия же хозяйства весьма различны в различных местностях и очень изменчивы с течением времени из года в год, изменяется погода, в течение же более продолжительного времени изменяются и физические условия, например истощается или улучшается почва, и в особенности экономические условия - усиливается народонаселение, умножаются и улучшаются пути сообщения, повышаются или понижаются цены и т. д.
Такое знание особенно важно, когда приходится переустраивать хозяйство вследствие быстрого изменения условий» [Там же, с. 585-586] Из этого следует, что аграрное знание, образование и опыт являются основой формирования сельскохозяйственного мышления.
Следует отметить, что профессор Стебут не только выступал за развитие женского сельскохозяйственного образования, но и предлагал практические пути реализации собственных задумок. Решение проблемы он видел в устройстве «надлежащих женских сельскохозяйственных школ. Казалось бы, что проще всего она могла бы быть удовлетворена открытием женщинам доступа в существующие мужские сельскохозяйственные учебные заведения на одинаковых с мужчинами основаниях. На этот исход указывается главным образом как на наиболее экономический. Таким он и может быть, но только на первое время; но в ближайшем уже будущем и он потребует значительных денежных затрат, так как потребуется для этого и расширение существующих мужских сельскохозяйственных учебных заведений, и увеличение числа этих последних» [16, с. 617].
Вместе с тем И.А. Стебут был сторонником развития как совместных сельскохозяйственных учебных заведений, так и чисто женских. Надо сказать, что он приложил значительные усилия для разработки законодательства о сельскохозяйственном образовании в России и низшем в частности. Результатом работы Стебута и его единомышленников стало то, что Положение о сельскохозяйственном образовании, Высочайше утверждённое 26 мая 1904 г., устанавливало, что сельскохозяйственные «учебные заведения могут быть мужские и женские и разделяются на общие, предназначенные для обучения сельскому хозяйству вообще, и специальные, имеющие целью обучение отдельным отраслям сельского хозяйства» [7, с. 545] Законодатель также определял, что «сельскохозяйственные классы, курсы, чтения и беседы учреждаются для лиц обоего пола, желающих приобрести сведения по сельскому хозяйству» [Там же, с. 553].
В начале XX в. в учредительных документах различных сельскохозяйственных учебных заведений положение о мужских и женских училищах, школах получало дальнейшее развитие, и даже закреплялась возможность совместного обучения представителей разных полов. Так, в Уставе народных сельскохозяйственных школ, утверждённом 29 ноября 1912 г., утверждалось, что «народные сельскохозяйственные школы могут быть мужские и женские. В уважительных случаях в них могут обучаться лица обоего пола. Школы эти могут быть постоянные и передвижные» [21, л. 51].
Мы видим, что государственное законодательство конца XIX - начала XX в. стимулировало процесс развития сети низших сельскохозяйственных учебных заведений для обучения лиц обоего пола и их совместного обучения. Но это в основном касалось училищ и школ, предназначенных для обучения сельскому хозяйству вообще. В силу особенностей предстоявшей хозяйственной деятельности в империи функционировали также чисто мужские низшие учебные заведения. К их числу относились сельские ремесленные учебные мастерские. «В низший класс сельских ремесленных учебных мастерских принимаются подростки не моложе четырнадцати лет» [7, с. 1618], - определял законодатель.
Организационно-правовые условия, формируемые правительством, стимулировали деятельность государственных структур, земств, обществ и частных лиц по развитию сети низших сельскохозяйственных учебных заведений по гедерному признаку, но с учётом эволюционных процессов, происходивших в аграрной сфере пореформенной России.
Согласно материалам статистики, в 1910 г. в России имелось 260 сельскохозяйственных учебных заведений различных типов. Из них 222 предназначались для обучения лиц мужского пола, 27 - женского пола и 11 -для совместного обучения лиц мужского и женского пола [12, с. 6]. В их числе действовали 3 общие женские сельскохозяйственные школы 1 и 2-го разрядов,
2 женские школы молочного хозяйства 2-го разряда и 2 женские практические школы [11, с. 222-223].
На 1 января 1915 г. в ведении Департамента земледелия России находилось 341 учебное заведение, что на 102 заведения было больше относительно 1910 г. Низших сельскохозяйственных учебных заведений всех типов было 314, что на 93 превысило уровень 1910 г. В том числе из 67 низших училищ 3 являлись женскими и одно для обучения лиц обоего пола, из 74 низших школ 1 -го разряда женских было 3 и 2 для совместного обучения [4, с. 3].
Анализ статистических материалов показывает, что наиболее активно в системе низшего сельскохозяйственного образования развивались женские сельскохозяйственные школы и учебные заведения для обучения лиц обоего пола более низших типов. Среди них женские отраслевые и практические сельскохозяйственно-домоводственные школы, курсы и приюты. В 1915 г. в империи работало 3 женские школы молочного хозяйства и домоводства, 11 женских практических школ сельского хозяйства вообще и 3 школы пчеловодства для обучения лиц обоего пола [Там же].
В гендерном аспекте интересно соотношение действовавших в это время в России сельскохозяйственных курсов и приютов. Так, из 10 постоянных сельскохозяйственных курсов 5 являлись мужскими, 4 женскими и одни предназначались для совместного обучения мужчин и женщин. Из 9 сельскохозяйственных приютов 2 были предназначены для обучения девочек, а 4 для совместного обучения лиц обоего пола. В 3 приютах основы сельскохозяйственных знаний осваивали мальчики [Там же, с. 4].
Важным показателем развития низшего сельскохозяйственного образования в гендерном отношении являлась деятельность властно-общественных структур по обеспечению учебных заведений надлежащим контингентом руководящих и инженерно-педагогических кадров. В соответствии с государственным законодательством попечителями женских сельскохозяйственных школ по желанию становились их учредители. Практика показывает, что там, где учредителями были мужчины, попечителями становились женщины, находившиеся с ними в различной степени родства. К примеру, Ю.Ю. Бехтли учредил в собственном имении Ждановскую женскую школу молочного хозяйства, попечителем которой стала Е.Ю. Бехтли, управляющим был назначен И.И. Погосский. Интересен опыт Сходненской школы садоводства и огородничества. Школу учредил П.М. Савицкий, сделав попечителем М.М. Савицкую, а сам учредитель стал заместителем попечителя школы [11, с. 197-198].
Источники показывают, что трудности с обеспечением низших сельскохозяйственных школ квалифицированными педагогическими кадрами стимулировали активность земств, обществ и частных лиц по созданию правовых условий для привлечения женщин к преподавательской деятельности в низших сельскохозяйственных учебных заведениях. Эта кропотливая работа завершилась Высочайшим утверждением 30 июня 1913 г. закона, который предоставлял женщинам право работать в сельскохозяйственных учебных заведениях. «Должности по учебно-воспитательной части, - устанавливал законодатель, - в сельскохозяйственных учебных заведениях ... за исключением должностей начальствующих и воспитателей мужских сельскохозяйственных учебных заведений, могут быть замещаемы лицами женского пола, удовлетворяющими условиям установленным. Положением (Закон 1904 г. - А.Т.) для занятия соответствующих должностей лицами мужского пола» [5, с. 685]. Теперь женщины, имевшие соответствующий образовательный и практический ценз, могли работать в низших сельскохозяйственных школах.
Вышеизложенный материал позволяет сказать, что становление низшей сельскохозяйственной школы в пореформенной России стало результатом
интеллектуально-образовательного развития, эволюции земледельческо-хозяйственной ментальности сельских жителей и упрочения рыночных отношений в аграрной сфере. В новых условиях рыночного хозяйствования, развития агро- и агрикультуры, применения машин, технического переоснащения процессов в производственной деятельности хлебопашество постепенно утрачивало мужское начало. Новые организационно-правовые условия хозяйствования, формы и виды земледельческой деятельности стимулировали зарождение новых квалификационных требований к земледельцам и землевладельцам, стали появляться женские профессии.
Особенности проявления гендерного аспекта в развитии и деятельности низшей сельскохозяйственной школы в России конца XIX - начала XX в. заключались в том, что мужские и женские низшие сельскохозяйственные учебные заведения учреждались практически одновременно, но со значительным преобладанием численности мужских. Данный процесс связан с медленным развитием новых форм хозяйствования, зарождением новых специальностей в аграрной сфере и более низким образовательным уровнем сельских женщин.
Вместе с тем потребности прогресса в сельском хозяйстве в условиях недостатка учебных заведений стимулировали развитие подготовки мужских и женских сельскохозяйственных кадров, что способствовало зарождению новых типов учебных заведений для обучения лиц обоего пола. Наибольшее число учебных заведений для совместного обучения приходилось на практические школы для взрослых и детские сельскохозяйственные приюты.
В целом упрочение рыночных форм хозяйствования вместе с развитием мужских, женских школ и учебных заведений для лиц обоего пола способствовали формированию в деревне единого землевладельческо-земледельческого слоя сельских хозяев вне зависимости от половых различий.
Библиографический список
1. Арефьев М. Об инженерно-техническом образовании в России // Высшее образование в России. 2012. №3. С. 1-23.
2. Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. М., 1961. 380 с.
3. Златоверховников Н.И. Учебные заведения Курской губернии. Курск, 1911.
25 с.
4. Краткие статистические сведения по подведомственным Департаменту Земледелия сельскохозяйственным учебным заведениям. Вып. IV. Сведения к 1 января 1915 года. Пг., 1915. 137 с.
5. О допущении лиц женского пола к службе по учебно-воспитательной части в сельскохозяйственных учебных заведениях. Высочайше утверждённый одобренный госсоветом и Госдумой закон.30 июня 1913 г. // ПСЗРИ. Собрание третье. Т. 33 (1913). Ч. 1. СПб., 1913. С. 685
6. Паршина В.Н. К вопросу о гендерном аспекте в истории народного образования в России // Известия ПГПУ «Гуманитарные науки». 2007. № 4 (8). С. 104109.
7. Положение о сельских ремесленных учебных мастерских. Высочайше утверждённое 10 марта 1897 года // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при правительствующем Сенате. 18977. Первое полугодие. СПб., 1897. С. 1618.
8. Положение о сельскохозяйственном образовании. Высочайше утверждённое
26 мая 1904 года // ПСЗРИ. Собр. третье. Т. XXIV. 1904. СПб., 1907.
9. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 395. Оп. 1. Д. 1589.
10. Россия в конце XIX в. / под общ. ред. В.С. Ковалевского. СПб., 1900. 903 с.
11. Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию. Вып. IV. Сельскохозяйственные учебные заведения по сведениям к 1 января 1899 года. СПб., 1900. 207 с.
12. Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию. Вып. XVI. Сельскохозяйственные учебные заведения в 1910 году. СПб., 1911.- С.6
13. Сельскохозяйственные учебные заведения, подведомственные Департаменту Земледелия, в конце 1895 года. СПб, 1896. 103 с. Приложения.
14. Слепникова Е.А. Из истории женского среднего образования в России // Педагогика. 2001. №9. С.74-78.
15. Стебут И.А. Нуждается ли русская интеллигентная женщина в специальном сельскохозяйственном образовании // Стебут И. А. Избр. соч. Т. II. М., 1957. С. 583-614.
16. Стебут И.А. О женском сельскохозяйственном образовании // Там же. С. 615-622.
17. Терещенко Д.А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Курской губернии): дис. .канд. ист. наук. Курск, 2005. 207 с.
18. Третьяков А.В. Ремесленное сельскохозяйственное образование крестьян Курской губернии в конце XIX - начале XX в. // Актуальные вопросы истории низшего сельскохозяйственного образования России в конце XIX - начале XX в. Курск, 1997. С. 33-40.
19. Третьяков А.В. Учительский сельскохозяйственный институт Главного Управления Землеустройства и Земледелия// История и историки высшей школы России: Уроки, проблемы, идеи: материалы IX Всерос. заоч. науч. конф. СПб., 1998. С. 118-121.
20. Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа России в конце XIX -начале XX века. Курск: Изд-во Курск. пед. ун-та, 1998. 200 с.
21. Устав народных сельскохозяйственных школ. Утверждён Главуправлением Землеустройства и Земледелия 29 ноября 1912 г. // РГИА. Ф. 1504. Оп. 1. Д. 241. Л. 51-58.