Научная статья на тему 'Гендерный аспект в образовательной политике исламских государств. Часть 1'

Гендерный аспект в образовательной политике исламских государств. Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЯГКАЯ СИЛА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / GENDER POLICY / HIGHER EDUCATION / SOFT POWER / INNOVATIVE POLITICS / MODERNIZATION / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонов Константин Васильевич, Петросянц Даниэл Викторович, Махмутова Евгения Викторовна, Мантаева Элиса Мусаевна

Цель работы. Выявить особенности систем образования Саудовской Аравии, Ирана и Турции, влияние процессов исламизации на них, а также нахождение общих тенденций и проблемных сфер в проведении гендерной политики. Формулирование возможных путей решения выявленных проблем и конкретных практических рекомендаций для улучшения сложившейся ситуации в каждой исследуемой стране. Методология исследования. В рамках проведения исследования использовались такие методы научного познания, как метод анализа и синтеза, сравнительный метод, статистический анализ и т. п. Результаты. Исследование показало высокий уровень влияния религии на образование в Саудовской Аравии и Иране, а также зарождение процесса исламизации в образовательной политике Турции. Такие проблемы, как различие в качестве обучения мужчин и женщин, неравенство в трудовой сфере ограничения в трудоустройстве и доступе к профессиям, низкая вовлеченность девочек в процесс обучения являются результатом традиционной структуры общества и религиозном определении гендерных ролей. Область применения. Результаты исследования могут реализовываться в следующих направлениях: государственными и общественными деятелями, представителями международных организаций, политтехнологами и политическими аналитики и т. д. с целью изучения особенностей общества исследуемых государств, нахождения рычагов влияния, слабых и сильных мест государственных образовательных систем для проведения грамотной политики в отношении исследуемых стран. Выводы. Образование является основным инструментом эмансипации женского населения исламских государств. Без изменения общественного мнения относительно данной проблемы развитие, а также социально-экономическое и политическое благополучие в долгосрочной перспективе так и останутся недостижимыми целями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER ASPECT IN THE EDUCATIONAL POLICY OF ISLAMIC STATES. PART I

The goal of the study. Finding the typical features of systems of education in Saudi Arabia, Iran and Turkey, impact of processes of islamization on them, as well as finding common tendencies and problematic areas in executing the gender policy. Formulating the possible ways of solving the problems found and specific practical recommendations to improve the situation that became established in each country studied. The methodology of the study. Within the framework of performing the study, the methods of scientific inquiry used were the method of analysis and synthesis, the comparative method, the statistical analysis, etc. Results. The study showed a high level of impact of religion on education in Saudi Arabia and Iran, as well as the inception of the process of islamization in the educational policy of Turkey. Such problems as the difference in the quality of education of men and women, the inequality in the job field limitations in job placement and access to professions, low involvement of girls in the educational process are the result of a traditional structure of society and a religious determination of gender roles. The area of application. The results of the study may be implemented in the following areas of focus: by state and public figures, representatives of international organizations, political technologists and political analysts, etc in order to study the typical features of the society of the studied states, finding influence leverage, weak and strong points of state educational systems to establish an appropriate policy for the countries being studied. Conclusions. Education is the main instrument of emancipation of female population in Islamic countries. Without changes in the public opinion in relation to this problem, the development as well as the social-economic and political welfare will still stay as unreachable goals in the long-term outlook.

Текст научной работы на тему «Гендерный аспект в образовательной политике исламских государств. Часть 1»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 330.368: 339.91 СИМОНОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ

к.полит.н., Первый проректор по международному сотрудничеству и внешним коммуникациям

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»,

e-mail: [email protected]

ПЕТРОСЯНЦ ДАНИЭЛ ВИКТОРОВИЧ

к.э.н., доцент Департамента Политологии, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»,

e-mail: [email protected]

МАХМУТОВА ЕВГЕНИЯ ВИКТОРОВНА

к.полит.н., доцент Департамента Политологии, e-mail: [email protected]

МАНТАЕВА ЭЛИСА МУСАЕВНА

магистрант департамента Политологии, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»,

e-mail: [email protected]

ТЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ ЧАСТЬ 11

Аннотация. Цель работы. Выявить особенности систем образования Саудовской Аравии, Ирана и Турции, влияние процессов исламизации на них, а также нахождение общих тенденций и проблемных сфер в проведении гендерной политики. Формулирование возможных путей решения выявленных проблем и конкретных практических рекомендаций для улучшения сложившейся ситуации в каждой исследуемой стране. Методология исследования. В рамках проведения исследования использовались такие методы научного познания, как метод анализа и синтеза, сравнительный метод, статистический анализ и т. п. Результаты. Исследование показало высокий уровень влияния религии на образование в Саудовской Аравии и Иране, а также зарождение процесса исламизации в образовательной политике Турции. Такие проблемы, как различие в качестве обучения мужчин и женщин, неравенство в трудовой сфере — ограничения в трудоустройстве и доступе к профессиям, низкая вовлеченность девочек в процесс обучения — являются результатом традиционной структуры общества и религиозном определении гендерных ролей. Область применения. Результаты исследования могут реализовываться в следующих направлениях: государственными и общественными деятелями, представителями международных организаций, политтехнологами и политическими аналитики и т. д. с целью изучения особенностей общества исследуемых государств, нахождения рычагов влияния, слабых и сильных мест государственных образовательных систем для проведения грамотной политики в отношении исследуемых стран. Выводы. Образование является основным инструментом эмансипации женского населения исламских государств. Без изменения общественного мнения относительно данной проблемы развитие, а также социально-экономическое и политическое благополучие в долгосрочной перспективе так и останутся недостижимыми целями.

Ключевые слова: гендерная политика, высшее образование, мягкая сила, инновационная политика, модернизация, институциональная среда.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 15-02-00080а - «Модель регионального инновационного кластера в условиях неопределенности рынка, особенностей экономической и социальной политики государства».

SIMONOVKONSTANTIN VASILIEVICH

Candidate of Political Sciences, First Vice-Rector on International Cooperation and Overseas Communications of FSEBI of HE "Financial University affiliated with the Government of the Russian Federation",

e-mail: [email protected]

PETROSYANTS DANIEL VICTOROVICH

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science, FSEBI of HE "Financial University affiliated with the Government of the Russian Federation",

e-mail: [email protected]

MAKHMUTOVA EVGENIA VICTOROVNA

Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science,

e-mail: [email protected]

MANTAEVA ELISA MUSAEVNA

Master's Student of the Department of Political Science, FSEBI of HE "Financial University affiliated

with the Government of the Russian Federation", e-mail: [email protected]

GENDER ASPECT IN THE EDUCATIONAL POLICY OF ISLAMIC STATES. PART I

Abstract. The goal of the study. Finding the typical features of systems of education in Saudi Arabia, Iran and Turkey, impact of processes of islamization on them, as well as finding common tendencies and problematic areas in executing the gender policy. Formulating the possible ways of solving the problems found and specific practical recommendations to improve the situation that became established in each country studied. The methodology of the study. Within the framework of performing the study, the methods of scientific inquiry used were the method of analysis and synthesis, the comparative method, the statistical analysis, etc. Results. The study showed a high level of impact of religion on education in Saudi Arabia and Iran, as well as the inception of the process of islamization in the educational policy of Turkey. Such problems as the difference in the quality of education of men and women, the inequality in the job field - limitations in job placement and access to professions, low involvement of girls in the educational process - are the result of a traditional structure of society and a religious determination of gender roles. The area of application. The results of the study may be implemented in the following areas of focus: by state and public figures, representatives of international organizations, political technologists and political analysts, etc in order to study the typical features of the society of the studied states, finding influence leverage, weak and strong points of state educational systems to establish an appropriate policy for the countries being studied. Conclusions. Education is the main instrument of emancipation of female population in Islamic countries. Without changes in the public opinion in relation to this problem, the development as well as the social-economic and political welfare will still stay as unreachable goals in the long-term outlook. Keywords: the gender policy, higher education, soft power, innovative politics, modernization, institutional environment

Введение. Образование играет одну из ключевых ролей в процессе развития страны — через процесс обучения государство транслирует свои цели и идейные принципы. Более того, образование — важный этап в процессе политической и общественной социализации индивида. Через изучение специфики гендерной политики в образовании можно понять динамику религиозных и культурных изменений в обществе. Актуальность данной работы состоит в том, что, анализируя процессы, происходящие в образовательной системе, можно предугадать направление, в котором будет развиваться государство во внутренней и внешней политике, и в т. ч. на этой основе Россия будет выстраивать диалоги с исламскими государствами.

Информационная база исследования

В ходе исследования использовались статистические данные следующих организаций: ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Всемирный банк, ЮНЕСКО, Мировой экономический форум, Центральное разведывательное управление США.

Проведение сравнительного анализа образовательных систем Саудовской Аравии, Ирана и Турции было основано на следующих критериях:

- структура обучения;

- степень исламизированности образования;

- вовлеченность женщин в обучение;

- вовлеченность женщин в трудовую деятельность;

- роль и положение женщин в обществе;

- отношение государства к проблемам женского образования.

Саудовская Аравия или «салафитская ортодоксальность» в образовательном процессе

Сегодня Саудовская Аравия — это исламское государство, в котором законы шариата служат конституционными и законными рамками. Салафизм как интерпретация ислама суннитского толка — официальная религия.

До девятнадцатого века образование во всех частях Саудовской Аравии было традиционным и ограниченным лишь чтением, правописанием и чтением Корана. Высшее образование в религиозных школах было лишь в больших городах. Зарождение современного образования в Саудовской Аравии произошло в конце девятнадцатого века в Оттоманских провинциях Хи-джаз и аль-Хаса.

На рис. представлены данные о проценте населения, получившем среднее и высшее образование в Саудовской Аравии.

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

i

—^

1992 2000 2004 2013 2015

♦ Все население 70% 79% 82% 94% 94%

• Мужчины 79% 87% 87% 96% 97%

Женщины 57% 69% 76% 91% 91%

Рис. Получившие среднее и высшее образование в Саудовской Аравии в 1992-2015 гг. [35]

В 2013 г. среди саудовских женщин 25-34 лет 68% получили среднее образование, в сравнении с 55-64-летними саудитками, среди которых данный показатель равен 11% [13].

Среди населения 55-64 лет, закончившего высшие учебные заведения, 20% мужчин и 4% женщин, в то время как среди 25-34-летних 21% мужчин и 32% женщин [13]. Тем не менее данные показатели находятся ниже среднего уровня по ОЭСР — 36% выпускников и 46% выпускниц вузов [13].

В 2014 г. 60% выпускников бакалавриата составляли женщины, что немногим выше среднего показателя по ОЭСР — 58% и по G20 — 55% [13]. Тем не менее с возрастанием уровня образования число выпускниц уменьшается. Женщины составляют 40% от всего числа окончивших программу магистратуры, 24% — окончивших программу докторантуры (средние показатели по ОЭСР — 56% и 47% соответственно, по G20 — 51% и 42% соответственно) [13].

Законодательство и структура органов государственной власти в сфере образования. Действующее национальное законодательство в Саудовской Аравии представлено тремя основными документами:

1. Основной закон об образовании — Документ об образовательной политике (Educational Policy Document, разработан Council of Ministers Resolution, No. 779, 17.12.1969) [41, с. 8].

2. Десятилетний стратегический план Министерства образования (Ten-year Strategic Plan (2004-2014) of the Ministry of Education, No.1581/1/5, 17.03.2003) [5].

3. Десятый план развития на период 2015-2020 [27, с. 95].

Государственная власть в образовательной сфере представлена следующими органами [5]:

1. Министерство образования является полномочным органом управления образованием.

2. Полномочия в сфере образования разделены между регионами и центром: в субъектах существуют 13 общих отделов образования (General Education Department) и 29 провинциальных администраций образования (Provincial Education Administration).

3. Корпорации по профессионально-технической подготовке (Technical and Vocational Training Corporation) занимаются подготовкой профессиональных кадров.

4. Министерство высшего образования.

5. Совет по высшему образованию (Higher Education Council) создал Национальную комиссию по академической аккредитации и оценке (National Commission for Academic Accreditation and Assessment).

Современная система образования. В конце XX в. Саудовская Аравия уже имела вполне сложившуюся систему бесплатного образования на всех уровнях: от дошкольного до высшего.

Образование в Саудовской Аравии делится на несколько ступеней [5]:

1. Начальное образование — 6 лет.

2. Среднее образование. Первый цикл — 3 года — 7-9 классы. Средняя школа заканчивается единым экзаменом, после сдачи которого учащийся получает сертификат, свидетельствующий о том, что он проходит на следующий год.

Второй цикл — 2 года — 10-12 классы. В старшей школе после завершения первого года обучения имеют право выбрать профиль дальнейшего обучения (гуманитарный или естественнонаучный). После окончания выпускного класса учащиеся сдают экзамены для получения свидетельства об общем среднем образовании (Tawjihiyah; General Secondary Education Certificate).

3. Существуют программы профессионально-технического образования сроком 3 года, которые соответствуют уровню старшей школы и проходят в колледжах. После выпуска из колледжа студенты получают диплом о завершении обучения.

4. Высшее образование.

Программы высшего образования делятся на бакалаврские (4-6 лет), магистерские (1-2 года) и на получение степени доктора.

Десятилетний стратегический план Министерства образования (2004-2014). Основной его замысел заключался в следующем: «Создание нового поколения молодых мужчин и женщин, которые воплощали бы в себе исламские ценности в теоретическом и практическом смысле, которые были бы обеспечены знаниями, умениями и ориентациями, способными отвечать на последние изменения и взаимодействовать с ними, иметь дело с новейшими технологическими инновациями с легкостью и комфортом. Они должны быть способны столкнуться с международной конкуренцией, как в научном, так и технологическом уровне, быть способными принимать значительное участие в росте и развитии. Это должно быть достигнуто через эффективную и практическую систему образования, способную открывать потенциал и предрасположенность учащихся, а также создавать дух деятельности» [27, с. 95]. В рамках данного десятилетнего плана образование определялось как основной ресурс для производства человеческого капитала, важного для всех сфер экономики, для достижения высоких экономических показателей [27, с. 95].

Десятый план развития на период 2015-2020 был принят Министерством экономики и планирования и одобрен Саудовским правительством в сентябре 2014 г. Документ подчеркивает центральную роль образования в развитии человеческого капитала. План предусматривал создание интегративной и многосторонней образовательной системы, которая вместе с высококвалифицированными профессионалами сумеет раскрыть потенциал студентов и помочь им приобрести необходимые для служения обществу знания [27, с. 95].

План предназначен для выполнения следующих задач в области высшего образования [27, с. 96]:

- установление диалога и укрепление связей между студентами и государственными орга-

нами, поощрение их на проведение исследований, направленных на развитие и изменения в Королевстве, а также поддержка изменений в сфере применения результатов этих исследований на практике и превращение их в конечные продукты и проекты;

- обновление образовательной программы для стимулирования исследований и инноваций;

- продолжение стипендиальных программ в обновленных университетах международного уровня в направлениях и специальностях, требуемых планами развития и рынком труда;

- расширение аспирантских программ и создание научных школ;

- увеличение исследовательской роли университетов в соответствии с потребностями общества.

Паван А. так характеризует образовательную систему Саудовской Аравии: «Существует четыре определяющих фактора саудовской образовательной системы: упор на религиозное обучение, централизованная система контроля образовательного процесса, государственное финансирование на всех уровнях, политика гендерной сегрегации» [27, с. 93].

Проблемы женского образования и положения саудитки в исламизированном обществе. Создание первой государственной женской школы для девочек произошло в 1964 г. До этого момента женское образование было в основном неформальным и домашним. Его основой было — изучение Корана, хадисов и сунн, изучение молитв и правил поведения в мусульманском обществе. Образование для девочек заканчивалось с началом полового созревания [19, с. 47].

Несмотря на то что система женского образования показала заметное улучшение, в сравнении с тем что было еще 30-40 лет назад. Женское образование не разрушило патриархальную систему аравийского общества — в каждой сфере женщина подчинена мужчине [19, с. 48].

Состояние женского образования в определенной степени отражает ситуацию в стране. В Саудовской Аравии процесс женской эмансипации идет медленно и встречает на своем пути большое количество препятствий в виде ортодоксальных клерикалов и патриархального общества. Саудитки лишь недавно получили возможность работать и избирательное право, женщины не имеют равного с мужчиной веса в суде и наследовании, им до сих пор запрещено водить машину и, несмотря на акции протеста со стороны саудовских борцов за равноправие [3], можно лишь с ограничениями ездить на велосипеде. Передвижение женщин ограничено не только невозможностью водить — они не могут использовать общественный транспорт, передвигаться без сопровождения опекуна — мужчины-махрама2, без этого же разрешения они не могут получить медицинскую помощь. Видная активистка за права женщин Вайеха Аль-

Хувайдар в одном из своих интервью заметила, что саудитки заключены в «узы......избежав

одни, она сталкивается с другими ... сначала в виде клана, затем семьи, после религиозных институтов, политического истеблишмента и, наконец, общества» [11]. Тем не менее не все саудовские женщины согласны с этой точкой зрения. Другая активистка — Рувда Аль-Юсеф организовала кампанию под названием «Мой опекун знает, что для меня лучше». Они выступают против женщин, требующих снятия запрета на свободное перемещение и отмену обязательного сопровождения мужчиной-махрамом [23, 36].

Процент образованных саудиток почти так же высок, как и процент образованных мужчин: 91,1% женщин и 97% мужчин [33]. Количество выпускниц университетов даже больше, чем выпускников мужчин [35]. Но качество образования для них существенно ниже: редкое обновление учебных материалов, низкая квалификация учителей и преподавателей. Преподаватели мужчины не имеют права находиться со студентками в одном помещении — это создает определенные трудности в понимании материала. Если интерпретировать Коран буквально, то любое общение между неродственными мужчиной и женщиной запрещены, так как такая связь может привести к сексуальному влечению (фитна — хаос, соблазн, искушение, смута) [8, с. 13]. Даже через Интернет мужчина не может контактировать с женщиной напрямую. Гендерная сегрегация обязательна почти во всех аспектах жизни, включая виртуальное пространство, что также оказывает серьезное влияние на возможность женщин получить образование [10, с. 6]. Данный фактор приводит к изоляции женщин из многих сфер деятельности, в т. ч. научной. Более того, так как у женщины нет возможности покинуть свой дом без разрешения мужчины-махрама, её шансы на получение образования за границей существенно сни-

2 Родственник, за которого она не имеет права выйти замуж, но может оставаться наедине.

Авт.

жаются, а свободное передвижение даже до своего вуза усложняется [8, с. 13].

Социальные нормы и религиозные убеждения становятся преградой для женщин через проблему ранних браков. М. Аль-Мунажжед утверждает, что ранние браки — одно из основных препятствий для распространения женского образования не только в Саудовской Аравии, но и в других исламских странах [9, с. 43]. Женщины уходят из школ и вузов, чтобы выйти замуж или уже после замужества по требованию супруга. Такой сценарий в основном характерен для деревень и маленьких городов, где замужество имеет высший приоритет по сравнению с образованием [8, с.13]. Честь семьи в Саудовской Аравии и в исламе в целом прямо зависит от женского целомудрия, её «чистоты» и воздержанности. Л. Соффан объясняет это тем, что в мусульманском обществе женщина — хранительница моральных устоев, именно она несет за них ответственность. Поэтому «честь семьи лежит на её плечах даже после замужества, её целью должно быть целомудрие и скромность» [8, с.13]. Очевидно, что для успешного внедрения новых законов и инноваций государственные деятели должны понимать, какое влияние культура и религия оказывают на жизнь страны. Религиозное воспитание и патриархальная культура страны создают представление о том, что высшее образование актуально больше для мужчин, чем женщин, предписывая им строгие гендерные роли. В принципе этим и объясняется низкое качество образования — позицией государства в отношении роли женщины в обществе: в первую очередь она должна быть матерью и женой, а значит, наиболее подходящие ей профессии — это такие традиционно женские специальности, как учитель или медсестра.

Лишь недавно женщины Саудовской Аравии получили возможность работать адвокатами, появилась первая женщина-авиадиспетчер [1], женщина-министр: Нора бин Абдула аль-Файиз (Nora bint Abdullah al-Fayez) — министр женского образования (2009-2015) [28]. Стоит отметить, что был сделан существенный для авторитарной Саудовской Аравии прогресс. Увеличивается количество разрешенных для женщин профессий и занятий: от олимпийских атлетов и министров до кассиров и продавцов. Расширяются сферы их занятости: они могут работать в банках, IT-технологиях, архитектуре и науке [32]. В то же время многие борцы за права женщин отмечают, что большинство попыток изменить существующую ситуацию подавляется консервативными силами [36].

Несмотря на эти достижения, автор С. Друри [12] считает, что ни улучшение качества образования, ни повышение статуса женского образования в стране не окажет сильного влияния на положение женщин. Главный аргумент — большая часть образованных студенток после выпуска не вливаются в поток рабочей силы. Схожие процессы происходят и в других странах данного региона, но Саудовская Аравия имеет один из самых низких показателей экономического участия женщин [31]. Доля женщин, вовлеченных в рабочий процесс, держится около 20% от всей рабочей силы страны [22].

В период правления короля Абдуллы ибн Абдул-Азиза был проведен ряд мер, оказавших позитивное влияние на состояние женского образования. Король был основной идеологической движущей силой этих изменений. В его правление широко распространилась практика включения женщин в образовательные программы за границей, что было довольно серьезным шагом в таком традиционном обществе. До 2005 г. только саудовским мужчинам было разрешено обучаться за границей. С приходом к власти короля Абдуллы ибн Абдул-Азиза в программу были включены и женщины — в 2010 г. 20% всех участников программы составляли женщины [29, с. 1]. Критики указывают на препятствия, встающие перед участницами этих программ, например, сопровождение мужчины-махрама на время прохождения стажировки, необходимость разрешения семьи и т. д. Другие исследователи утверждают, что настоящей целью было налаживание отношений и культурных связей с США после теракта 11 сентября 2001 г., особенно учитывая факт того, что большинство террористов были подданными Саудовской Аравии [12]. По мнению Мадави Аль-Рашид, студентки-участницы этих программ выполняют роль послов, которые могут изменить западное представление о жизни саудовской женщины — это должно снизить необходимость существенных изменений внутри самой страны [12]. Тем не менее эти же авторы не отрицают прогресс, сделанный во время правления короля Абдуллы ибн Абдул-Азиза. Например, основание в 2009 г. первого в стране вуза с совместным обучением — Научно-технологический университет имени короля Абдуллы (The King Abdullah University of Science and Technology, KAUST), а также самого большого в мире

женского университета имени принцессы Нуры бинт Абдул-Рахман.

Таким образом, можно сделать выводы о существующем состоянии гендерного равенства в стране и саудовском образовании:

- Для женщин отсутствуют трудовые перспективы. После окончания вуза у них есть доступ лишь к небольшому кругу профессий.

- Наличие исламизированного процесса обучения: раздельное обучение мальчиков и девочек, большая разница между качеством обучения женщин и мужчин, учебников и образовательного материала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Обоснованный религиозными нормами полный контроль мужчины над женщиной, её правами и свободами (свобода передвижения, выбора работы и образования и т. д.).

- Ключевыми условиями, определяющими шансы женщин на получение образования, являются: степень традиционности и религиозности семьи, экономическое состояние и социальный статус семьи, состояние в браке.

- Основным препятствием является не столько государственная политика, сколько мнение общественности относительно роли женщин в обществе. Руководство страны ранее предпринимало попытки улучшить положение женщин (предоставление права голосовать и избираться в муниципалитеты, открытие новых университетов и др.). Со сменой власти, тем не менее, статус-кво в гендерных вопросах скорее всего будет сохраняться, чтобы не вызывать недовольства ортодоксальной части общества.

Учитывая специфику ортодоксального саудовского общества, целесообразным является принятие следующих мер по улучшению положения женщин:

1. Улучшение качества образовательных материалов: через обновление учебников и учебных программ.

2. Улучшение качества подготовки педагогов и преподавателей: в связи с невозможностью присутствия квалифицированных мужчин-преподавателей в одном помещении со студентками необходимо привлечение иностранных преподавателей-женщин.

3. Предоставление женщинам «актуальных» прав, например, право на свободное перемещение (водить машину); просвещение населения о пользе такого шага.

4. Выставление темы расширения прав женщин в позитивном свете в медиа-пространстве и через лидеров общественного мнения (крупных религиозных деятелей): позитивные изменения для детей работающих и образованных матерей (позитивная ролевая модель), плюсы обучения за границей, успешное функционирование университета с совместным обучением KAUST и т. д.

Иран: шиитский подход в развитии государственной образовательной системы

Структура образовательной системы Ирана разделена на несколько периодов [4].

1.Начальная школа.

Шестилетняя образовательная программа, охватывающая детей в возрасте от 5-6 до 12-13 лет. Начальная школа обязательная и бесплатная.

2. Средняя школа — 3 года: 7-9 классы для детей 12-14 лет.

3. Старшая школа. Четырехгодичная программа — 9-13 классы (14-18 лет). Данная программа разделена на научное/основное и техническое/профессиональное направления. Выбор направления ученики делают сами. В конце каждого года обучения ученики сдают единый национальный экзамен.

4. Высшее образование. Вузы учатся по Болонской системе, соответственно высшее образование делится на бакалаврские программы (4-5 лет) и магистерские (1-2 года).

Исламизация образования. Исламизация образования в Иране стала важным поворотным моментом в истории развития образовательной системы страны. Основной лейтмотив, доминирующий в послереволюционный период, включал в себя три цели: продвижение и распространение исламской культуры, подавление влияния западной культуры и создание «нового мусульманина, который социализировался бы через религию и исламские ценности» [26, с. 85].

Десекуляризацию и исламизацию образовательной системы после исламской революции в Иране можно условно разделить на семь частей [26, с. 85]:

1. Законодательное регулирование образования: законы, принятые в Парламенте, указы и

распоряжения, определяющие цели и направления образовательной системы.

2. Учебный план: образовательные программы, содержание учебников и школьной деятельности.

3. Организация и структура образовательной системы: несколько реформ были направлены на то, чтобы сделать образовательную систему более эффективной и продуктивной. Одна из последних реформ повлекла за собой реорганизацию старшей школы и увеличение продолжительности начальной на один год.

4. Образование учителей: учителя являются ключевым компонентом образовательной политики Ирана с 1979 г. С того времени государство не прекращает пытаться увеличить свое влияние в найме и обучении учителей.

5. Социальная среда: образовательные институты стали местом политической и идеологической пропаганды. Руководство Ирана создало несколько организаций3 для контроля над социальной средой и укрепления позиций религии и политики в социализации молодежи.

6. Вовлеченность в образование и непрерывность: иранская образовательная система сильно улучшила свои показатели с 1979 г. — это включает в себя, например, рост качества образования, особенно женского. Тем не менее региональное и социальное неравенство остается.

7. Руководство и организация: исторически Иран всегда был централизованной страной. Данная особенность с новой силой заиграла в 1979 г., когда Министерство народного образования монополизировало власть над образовательной системой.

Идеологизированность образования. Одной из наиболее важных особенностей иранского образования является большая идеологизированность и религиозность образования и законодательства в данной сфере.

Первый шаг на пути к исламизации был политическим. Было предпринято множество мер, среди них исключение влияния учителей-противников Исламской революции и их ликвидация физически или профессионально, ввод строгих правил для школьниц (обязательное покрытие головы платком и др.), внедрение религиозных практик в школы (например, молитв) и организация мероприятий по распространению политической и религиозной пропаганды.

В 1987 г. Парламент одобрил Закон о целях и задачах Министерства образования» [24, с. 49], который устанавливал идеологические рамки и моральные нормы для школ. Важным моментом является то, какую приоритетность закон 1987 г. дал этическому и религиозному развитию в образовании и школьной жизни. Согласно Статье 4, «духовное очищение первостепенно относительно образования» [24, с. 51]. В данном документе одним из целей образования является «продвижение и укрепление религиозных духовных начал путем обучения принципам и законам шиитского ислама» [24, с. 52]. Также закон очерчивает 14 основных принципов исламского образования. Некоторые из них: продвижение моральных добродетелей и уважение к религиозным традициям, очищение духа, изучение и понимание Корана, изучение исламской культуры, соблюдение моральных и религиозных норм, усиление веры в бога, развитие религиозного повиновения и понимание обязательности религиозных практик. Здесь же обозначается роль образовательной системы в формировании политических взглядов студентов и их верность Исламской революции [24, с. 52].

Закон 1987 г. стал базисом законодательного регулирования образования в Иране. Все остальные законы и указы, принятые в этой сфере после 1987 г., были созданы в рамках и духе данного документа.

Исламизация учебной программы является одним из самых заметных образовательных изменений за последние 30 лет. Главная идея — обновление роли исламского образования и религиозного влияния на академические знания. Например, арабский язык возвращен в программу как язык Корана, увеличено количество часов на религиозное обучение [25, с. 4].

Исламизация учебников — другая важная реформа постреволюционного периода. В 2008 г. Пайванди С. под кураторством Freedom House проанализировал 95 иранских школьных учебников. На основе этого анализа было проведено качественное и количественное исследования и создана работа «Дискриминация и нетерпимость в иранских учебниках» [24]. Данное исследование выявляет степень идеологического влияния религии на учебную программу. Согласно

3 Ярким примером является полувоенная милиция Басидж, созданная Аятоллой Хомейни после революции 1979 г. — Авт.

автору, иранские учебники показывают взгляд на мир, социальные процессы и человека через призму шиитского ислама. Религиозные темы ничем не ограничены: гуманитарные науки, языки и точные науки (в меньшей степени) являются площадкой для религиозных дискуссий. Религиозные и политические темы прямо или косвенно через метафоры и намеки присутствуют во всех учебниках.

Трансформация иранского образования. За последние несколько десятков лет иранская образовательная система быстро развивалась, что повлекло за собой рост числа получивших полное среднее образование: 2010 г. — 87% (в возрасте от 6 до 19 лет); 1966 г. — 36%; 1976 г. — 59%. Процент получивших начальное образование на 2010 г. достиг 97% [25]. Демографический спад позволил улучшить качество образования и условия обучения.

Существенной проблемой остается неравномерность развития по регионам. Многие регионы по всей стране не показывают какого-либо роста в образовательной сфере — большая разница между бедными (восточные, западные, южные и некоторые северные провинции) и богатыми (центр) регионами [24, с. 59].

Другим важным пунктом является феминизация образования. Количественный рост возможен благодаря большему доступу женщин к обучению в школах и вузах. Постепенно сокращается число детей, особенно девочек, бросивших школу [25] (табл. 1-2).

Таблица 1

Не посещающие школу дети (6-9 лет) (тыс. учеников)*

Показатели Годы

2005 2013 2014

Пол М Ж М Ж М Ж

Не посещающие школу дети (6-9 лет) 84 206 152 479 78 114 44 743

*Источник: [25].

Таблица 2

Не посещающие школу подростки (10-17 лет) (тыс. учеников)*

Показатели Годы

2009 2014

Пол М Ж М Ж

Не посещающие школу подростки (10-17 лет) 131 839 131 156 14 493 18 908

*Источник: [25].

Тем не менее данные процессы обесцениваются некоторыми изменениями в иранском образовании. Государство не оказывает женщинам поддержку и не признает нынешнее положение иранок проблемным. Более того, оно еще более усиливает гендерную дискриминацию и искусственно расширяет гендерный разрыв через закрытие доступа женщин к ряду профессий и факультетам в университетах [38, 39]. Данные меры, по словам официальных лиц, являются результатом отсутствия рабочих мест для женщин в этих сферах. Отсутствие попыток изменить мнение работодателей или создать такие рабочие места для сотрудниц является негативной перспективой для будущего иранских женщин. Можно предположить, что данные меры направлены на увеличение числа рабочих мест для мужчин, что понятно, учитывая высокий уровень безработицы среди иранской молодежи (29,4% на 2014, 26,2% на 2016 г. [36]). Тем не менее в табл. 3 видно, что процент женщин, вовлеченных в трудовой процесс, очень мал. На основе этого можно предположить, что данное решение было сделано не из-за социоэкономи-ческих причин, а в силу традиционалистских взглядов высших чиновников Ирана.

Таблица 3

Участие в рабочей силе, женщины (% от женского населения старше 15 лет)*

Годы

Участие в рабочей силе, женщины 2011 2012 2013 2014

16 16 17 17

*Источник: [22].

Пайванди С. описывает ситуацию в иранском образовании следующими двумя принципами [24, с. 52]:

1. Женщины и мужчины неравноправны. Это является не просто утверждением, учебная программа пытается доказать это с помощью исламских норм. Правовое и социальное равенство полов не упоминается.

2. Мужчины и женщины подчиняются гендерным ролям в личной и общественной жизни. Они представлены как два противоположных социальных индивидуума, которые дополняют друг друга. Мужчины определены как «высший пол», женщины как «второй пол».

По сравнению с современным обликом женщины, обладающей правами и обязанностями наравне с мужчиной, иранки сталкиваются с регрессирующей картиной — они ограничены рамками дома и семьи. Женская автономия и независимость не принята обществом, её роль ограничена ролью матери, жены, сестры или дочери мужчины. В образовании довольно распространена тема о разнице между мужчиной и женщиной в семейной и общественной жизни. Женская и мужская среды сегрегированы между собой, отношения между ними — это отношения между «высшим» и «низшим». В таких условиях одним из способов эмансипации для женщины становится образование, которое позволяет ей отложить срок брака и дает возможность для построения карьеры и самореализации.

Одним из основных препятствий на пути к большей независимости являются ранние браки — одна из причин ухода девочек из школ и прекращения ими дальнейшего образования. Статистика показала увеличение числа девочек, вступающих в браки до 15 лет на всей территории Ирана, с 33 тысяч в 2006 г. до почти 40 тысяч в 2012 г. [30, с. 10]. В табл. 4 показано количество зарегистрированных браков, в которых возраст девочек был меньше 19 лет. Цифры разнятся в зависимости от региона: количество ранних браков (до 10 лет) в провинции Арде-биль в десятки раз выше, чем в провинциях Хузестан и Меркези, стоящих на втором месте. В целом в 2012 г. было зарегистрировано 1537 браков с участием девочек до 10 лет, 29827 браков с участием девочек 11-14 лет. Данная статистика отражает ситуацию в 22 субъектах Ирана из 31 и показывает только число официально зарегистрированных судами браков [30, с. 5]. Согласно статье 1041 Гражданского кодекса Ирана, вступление в брак девочек в возрасте до 13 лет и мальчиков до 15 лет зависит от наличия разрешения опекуна, при этом должны быть учтены интересы несовершеннолетнего, что определяется правомочным судом [30, с. 2]. Таким образом, можно понять отношение государственных институтов к феномену ранних браков. В 2013 г. парламент Ирана принял по требованию Совета опекунов поправку в Билль о защите детей и подростков без опекунства, либо имеющих абьюзивных опекунов, заключающейся в легализации брака попечителя и подопечного в том случае, когда это «в интересах ребенка» [30, с. 8] (табл. 4).

Положение и статус работы женщины прямо зависит от качества и уровня её образования. Занятие более высоких должностей требует профессиональных навыков и знаний, тем не менее доступ к высоким должностям для женщины в Иране закрыт в большинстве случаев. Почти всеобщий уровень грамотности иранских женщин не обеспечивает улучшения их положения в трудовой сфере. Исследование, проведённое М. Арвани и М.Р. Иравани [21, с. 220], показывает, что традиционное иранское общество поддерживает более высокий статус мужчин по сравнению с женщинами. Это усложняет доступ женщин к высокооплачиваемым профессиям и должностям, а также доступ к карьере политика или ученого. Зачастую женщины получают более низкие должности и зарплаты по сравнению с мужчинами с тем же уровнем образования.

Таблица 4

Число зарегистрированных браков в некоторых регионах Ирана в 2012 г.*

Возраст Число зарегистрированных браков в 2012

До 10 лет Ардебиль 1411 Хузестан 21 Центральный остан (Меркези) 21 Кохгилуйе и Бойерахмед 17 Западный Азербайджан 13

11-14 лет Хорасан 6759 Восточный Азербайджан 3348 Центральный остан (Меркези) и Хузестан 2150 Фарс 1823 Мазендеран 1819

15-19 лет Хорасан 30411 Тегеран 21594 Центральный остан (Меркези) и Хузестан 19392 Фарс 15607 Восточный Азербайджан 15052

^Источник: [30, с. 5].

Основной причиной, вынуждающей женщин находить работу вне дома, является необходимость в поддержании дохода семьи. Но не все женщины, которые хотят и способны работать, имеют на это шанс. Несмотря на сложившийся в иранском обществе стереотип, что богатство, отсутствие интереса в работе или низкий уровень образования — главный фактор высокой безработицы женщин, настоящая причина заключается в необходимости заботы о детях и предписываемая обществом роль «хранительницы домашнего очага». Согласно статье 1105 Гражданского кодекса Ирана, «Место главы семьи принадлежит исключительно мужу» [34, с. 41]. Статья 1117 разрешает мужу препятствовать работе жены в профессии или специальности, которая «не согласуется с интересами семьи, его или её достоинством» [34, с. 41]. Более того, в распоряжение мужа предоставляется свобода передвижения женщины, её физическое и психологическое здоровье, зачастую оправдывается убийство или насилие по отношению к женщине и т. д.

Таким образом, на основе исследования иранской образовательной системы и статуса женщин в стране можно сделать следующие выводы:

- Высокая степень исламизации иранского образования: учебники и педагоги преподносят материал с точки зрения религии, попытки сегрегации процесса обучения и ограничение свободного доступа к образованию женщинам.

- Существуют серьезные препятствия в получении женщинами желаемых должностей. В том случае если женщина получает работу, она зачастую малооплачиваемая и малопрестижная.

- Полный контроль мужчины над женщиной, её правами и свободами (свобода передвижения, выбора работы и образования и т. д.).

- Государство не только не помогает, оно само способствует ухудшению положения женщины в стране, затрудняет ей доступ к образованию и работе.

Руководствуясь выведенными проблемами, считается целесообразным проведение следующих мер:

1. Предоставление равных образовательных и трудовых возможностей: через отмену запрета на получение женщинами определённых специальностей в университетах и профессиях.

2. Обеспечение социальной поддержки женщин, которым приходится совмещать работу и семью: через её обучение, переквалификацию и т. д.

3. Строгое законодательное регулирование и защита женщин от домашнего насилия, ранних браков и других негативных проявлений традиционализма.

4. Повышение роли и статуса женщины в обществе: через поддержку государственных и религиозных деятелей, их влияние на население.

Литература

1. В Саудовской Аравии появилась первая женщина-авиадиспетчер [Электронный ресурс] // Lenta.ru, 20.06.2013. — URL : https://lenta.ru/news/2013/06/20/license/, свободный. — Загл. с экрана.

2. Мосаки, Н. З. Турецкая образовательная политика и ассимиляционные процессы у курдов // Этнографическое обозрение. 2012. № 5. С. 91-103.

3. Саудовская полиция устроила облаву на женщин-водителей [Электронный ресурс] // Lenta.ru, 25.09.2013. — URL : https://lenta.ru/news/2013/09/25/driving/, свободный. — Загл. с экрана.

4. Система образования. Исламская республика Иран [Электронный ресурс] //Национальный информационный центр. — URL : http://nic.gov.ru/ru/inworld/countries/IslamicRepublicOJIran, свободный. — Загл. с экрана.

5. Система образования. Саудовская Аравия [Электронный ресурс] // Национальный информационный центр. — URL : http://nic.gov.ru/ru/inworld/countries/SaudiArabia, свободный. — Загл. с экрана.

6. Студенты протестуют против исламизации образования [Электронный ресурс] // Вести Турции. Босфор, 14.02.2015. — URL : http://www.vestiturkey.com/student-protestut-protiv-islamizacii-obrazovani-3857h.htm, свободный. — Загл. с экрана.

7. Турция : демонстрации против исламизации школ [Электронный ресурс] // Euronews, 13.02.2015. — URL : http://ru.euronews.com/2015/02/13/turkey-education-strike-against-rise-of-islamic-teaching/, свободный. — Загл. с экрана.

8. Al Alhareth Y., Al Dighrir I., Al Alhareth, Y. Review of Women's Higher Education in Saudi Arabia //American Journal of Educational Research. 2015. Vol. 3. No. 1. P. 10-15.

9. Al Munajjed, M. Women's Education in Saudi Arabia : The Way Forward // Booz & Company Inc. 2009. P. 63.

10. Baki, R. Gender-segregated education in Saudi Arabia : Its impact on social norms and the Saudi labor market // Education Policy Analysis Archives. 2004. No. 12 (28). P. 1-12.

11. Dankowitz, A.. Saudi Women's Rights Activist Wajeha Al-Huwaidar : For Saudi Women, Every Day Is a Battle [Электронный ресурс] // The Middle East Media Research Institute, 01.01.2007. — URL : http:// archive.frontpagemag.com/readArticle.aspx?ARTID=845, free. — Title screen.

12. Drury, S. Education : The Key to Women's Empowerment in Saudi Arabia [Электронный ресурс] //Middle East Institute. — URL : http://www.mei.edu/content/article/education-key-women%E2%80%99s-empowerment-saudi-arabia, free. — Title screen.

13. Education at a Glance : Saudi Arabia. OECD Indicators [Электронный ресурс] // OECD. — URL : http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/education/education-at-a-glance-2015/saudi-arabia_eag-2015-77-en#page1, free. — Title screen.

14. Education at a Glance : Turkey. OECD Indicators [Электронный ресурс] // OECD. — URL : http:// www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/education/education-at-a-glance-2015/turkey_eag-2015-84 -en#page1, free. — Title screen.

15. Education Monitoring Report 2013 : Executive summary //Education Reform Initiative. 2014. P. 21.

16. Education Monitoring Report 2014-2015 : Executive summary //Education Reform Initiative. 2015. P. 20.

17. Education Policy Outlook: Turkey // OECD. 2013. P. 24.

18. Gumus, S., Gumus, E. Achieving Gender Parity in Primary School Education in Turkey via the Campaign called «Haydi Kizlar Okula» (Girls, Let's Go to School) //Education and Science. 2013. Vol. 38. No. 167. P. 17-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Hamdan, A. Women and education in Saudi Arabia : Challenges and Achievements // International Education Journal. 2005. No. 6 (1). P. 42-64.

20. Higher Education System in Turkey // The Council of Higher Education (COHE). 2014. P. 32.

21. Iravani, M. R., Arvaneh, M. Study of Job Status and Education of Women in Iran //International Journal of Basic and Applied Science. 2012. Vol. 01. No. 02. P. 217-223.

22. Labor force participation rate, female [Электронный ресурс] // The World Bank. — URL : http:// data.worldbank.org/indicator/SL.TLF.CACT.FE.ZS, free. — Title screen.

23. Leslie, L. Saudi Feminism doesn't Mirror Western Ideas [Электронный ресурс] // Muslim Voice, 25 .03.2011. — URL : http://muslimvoices.org/saudi-feminism-mirror-western-ideas, free. — Title screen.

24. Paivandi, S. Discrimination and Intolerance in Iran's Textbooks // Freedom House. 2008. P. 88.

25. Paivandi, S. The Future of Iran : Educational Reform : Education in the Islamic Republic of Iran and Perspectives on Democratic Reforms //Legatum Institute. 2012. P. 18.

26. Paivandi, S. The meaning of the Islamization of the school in Iran // Ahmed M. Education in West Asia. — Bloomsbury, 2012. P. 79-102.

27. Pavan, A. Higher Education in Saudi Arabia : Rooted in Heritage and Values, Aspiring to Progress //International Research in Higher Education. 2016. - Vol. 1. No. 1. P. 91-100.

28. Saudi Arabia appoints first female minister [Электронный ресурс] // The Guardian, 16.02.2009. — URL : http://www.theguardian.com/world/2009/feb/16/saudi-cabinet-woman-minister, free. — Title screen.

29. Saudi Ministry of Higher Education. Women in Higher Education : Saudi Initiatives and Achievements // Ministry of Higher Education. Deputyship for Planning and Information. 2010. No. 2. P. 10.

30. Stolen Lives, Empty Classrooms : An Overview on Girl Marriages in the Islamic Republic of Iran // Justice For Iran. 2011. P. 12.

31. The Global Gender Gap Report 2015. Saudi Arabia [Электронный ресурс] // World Economic Forum. — URL: http://reports.weforum.org/global-gender-gap-report-2015/economies/#economy=SAU, free. — Title screen.

32. The Legacy of King Abdullah : A Conversation with Samar Fatany [Электронный ресурс] // Saudi-U.S. Relations Information Service, 10.04.2015. — URL : http://susris.com/2015/04/10/the-legacy-of-king-abdullah-a-conversation-with-samar-fatany/, free. — Title screen..

33. The World Factbook. Saudi Arabia [Электронный ресурс] // Central Intelligence Agency. — URL : https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/sa.html, free. — Title screen.

34. Thirty-five Years of Forced Hijab : The Widespread and Systematic Violation of Women's Rights in Iran // Justice For Iran. 2014. P. 57.

35. UIS: Country Profile : Saudi Arabia [Электронный ресурс] // UNESCO Institute for Statistics. — URL : http://www.uis.unesco.org/DataCentre/Pages/country-profile.aspx?code=SA U&regioncode=40525, free. — Title screen.

36. Unemployment, youth total [Электронный ресурс] // The World Bank. — URL : http:// data.worldbank.org/indicator/SL.UEM.1524.ZS, free. - Title screen.

37. Wagner, R. L. Saudi women embrace feminism - on their own terms [Электронный ресурс] // The Jerusalem Post, 21.03.2011. — URL : http://www.jpost.com/Middle-East/Saudi-women-embrace-feminism-on-their-own-terms, free. — Title screen..

38. Watch Anger as Iran bans women from universities [Электронный ресурс] // The Telegraph, 20.08.2012.

— URL : http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/ middleeast/iran/9487761/Anger-as-Iran-bans-women-from-universities.html, free. — Title screen.

39. Women's education : Male-order education : Iran bars women from 77 university courses [Электронный ресурс] //RT, 21.08.2012. — URL : http://rt.com/news/iran-women-university-ban-171/, free. - Title screen.

40. Workplace Battle Continues for Saudi Women [Электронный ресурс] // Human Rights Watch, 22.08.2012.

— URL : https://www.hrw.org/news/2012/08/22/workplace-battle-continues-saudi-women, free. - Title screen..

41. World data on education : Saudi Arabia // UNESCO. 2011. P.16.

References:

1. First Saudi woman attains aircraft dispatcher license // Lenta.ru, 20.06.2013. — URL : https://lenta.ru/ news/2013/06/20/license/.

2. Mossaki, N. Z. Turkish Educational Policies and the Assimilation Process among Kurds // the ethnographic review. 2012. No. 5. P. 91-103.

3. Saudi Arabia police conducted a raid against female drivers // Lenta.ru, 25.09.2013. — URL : https:// lenta.ru/news/2013/09/25/driving/.

4. Educational system. Islamic republic of Iran // National Information Centre. — URL : http://nic.gov.ru/ru/ inworld/countries/IslamicRepublicOfIran.

5. Educational system. Saudi Arabia // National Information Centre. — URL : http://nic.gov.ru/ru/inworld/ countries/SaudiArabia /.

6. Student protest against islamization // Vesti Turkey. Bosfor, 14.02.2015. — URL : http:// www. vestiturkey. com/student-protestut-protiv-islamizacii-obrazovani-385 7h.htm.

7. Turkey: demonstrations against islamization of schools // Euronews, 13.02.2015. — URL : http:// ru.euronews.com/2015/02/13/turkey-education-strike-against-rise-of-islamic-teaching/.

8. Al Alhareth, Y., Al Dighrir, I., Al Alhareth, Y . Review of Women's Higher Education in Saudi Arabia // American Journal of Educational Research. 2015. Vol. 3. No. 1. P. 10-15.

9. Al Munajjed, M. Women's Education in Saudi Arabia : The Way Forward // Booz & Company Inc. 2009. P. 63.

10. Baki, R. Gender-segregated education in Saudi Arabia : Its impact on social norms and the Saudi labor market // Education Policy Analysis Archives. 2004. No. 12 (28). P. 1-12.

11. Dankowitz, A.. Saudi Women's Rights Activist Wajeha Al-Huwaidar : For Saudi Women, Every Day Is a Battle // The Middle East Media Research Institute, 01.01.2007. — URL : http://archive.frontpagemag.com/ readArticle. aspx?ARTID=845.

12. Drury, S. Education : The Key to Women's Empowerment in Saudi Arabia // Middle East Institute, 30.07.2015. — URL : http://www.mei.edu/content/article/education-key-women%E2%80%99s-empowerment-saudi-arabia.

13. Education at a Glance : Saudi Arabia. OECD Indicators // OECD. — URL : http://www.keepeek.com/ Digital-Asset-Management/oecd/education/education-at-a-glance-2015/saudi-arabia_eag-2015-77-en#page1.

14. Education at a Glance : Turkey. OECD Indicators // OECD. — URL : http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/education/education-at-a-glance-2015/turkey_eag-2015-84-en#page1.

15. Education Monitoring Report 2013 : Executive summary //Education Reform Initiative. 2014. P. 21.

16. Education Monitoring Report 2014-2015 : Executive summary //Education Reform Initiative. 2015. P. 20.

17. Education Policy Outlook: Turkey // OECD. 2013. P. 24.

18. Gumus, S., Gumus, E. Achieving Gender Parity in Primary School Education in Turkey via the Campaign called «Haydi Kizlar Okula» (Girls, Let's Go to School) //Education and Science. 2013. Vol. 38. No. 167. P. 17-26.

19. Hamdan, A. Women and education in Saudi Arabia : Challenges and Achievements // International Education Journal. 2005. No. 6 (1). P. 42-64.

20. Higher Education System in Turkey // The Council of Higher Education (COHE). 2014. P. 32.

21. Iravani, M. R., Arvaneh, M. Study of Job Status and Education of Women in Iran //International Journal of Basic and Applied Science. 2012. Vol. 1. No. 2. P. 217-223.

22. Labor force participation rate, female // The World Bank. — URL : http://data.worldbank.org/indicator/ SL.TLF.CACT.FE.ZS.

23. Leslie, L. Saudi Feminism doesn't Mirror Western Ideas // Muslim Voice, 25.03.2011. — URL : http:// muslimvoices.org/saudi-feminism-mirror-western-ideas.

24. Paivandi, S. Discrimination and Intolerance in Iran's Textbooks // Freedom House. 2008. P. 88.

25. Paivandi, S. The Future of Iran : Educational Reform. Education in the Islamic Republic of Iran and Perspectives on Democratic Reforms //Legatum Institute. 2012. P. 18.

26. Paivandi, S. The meaning of the Islamization of the school in Iran // Ahmed M. Education in West Asia . — Bloomsbury, 2012. P. 79-102.

27. Pavan, A. Higher Education in Saudi Arabia : Rooted in Heritage and Values, Aspiring to Progress //In-

ternational Research in Higher Education. 2016. Vol. 1. No. 1. P. 91-100.

28. Saudi Arabia appoints first female minister // The Guardian, 16.02.2009. — URL : http:// www. theguardian. com/world/2009/feb/16/saudi-cabinet-woman-minister.

29. Saudi Ministry of Higher Education. Women in Higher Education : Saudi Initiatives and Achievements // Ministry of Higher Education. Deputyship for Planning and Information. 2010. No. 2. P. 10.

30. Stolen Lives, Empty Classrooms : An Overview on Girl Marriages in the Islamic Republic of Iran // Justice For Iran. 2011. P. 12.

31. The Global Gender Gap Report 2015. Saudi Arabia // World Economic Forum. — URL : http:// reports.weforum.org/global-gender-gap-report-2015/economies/#economy=SAU.

32. The Legacy of King Abdullah : A Conversation with Samar Fatany //Saudi-U.S. Relations Information Service, 10.04.2015. — URL : http://susris.com/2015/04/10/the-legacy-of-king-abdullah-a-conversation-with-samar-fatany/.

33. The World Factbook. Saudi Arabia // Central Intelligence Agency. — URL : https://www.cia.gov/library/ publications/the-world-factbook/geos/sa.html.

34. Thirty-five Years of Forced Hijab : The Widespread and Systematic Violation of Women's Rights in Iran // Justice For Iran. 2014. P. 57.

35. UIS : Country Profile : Saudi Arabia // UNESCO Institute for Statistics. — URL : http:// www.uis.unesco.org/DataCentre/Pages/country-profile.aspx?code=SAU&regioncode=40525.

36. Unemployment, youth total // The World Bank. — URL : http://data.worldbank.org/indicator/ SL.UEM.1524.ZS.

37. Wagner, R. L. Saudi women embrace feminism — on their own terms // The Jerusalem Post, 21.03.2011. — URL : http://www.jpost.com/Middle-East/Saudi-women-embrace-feminism-on-their-own-terms.

38. Watch Anger as Iran bans women from universities // The Telegraph, 20.08.2012. — URL : http:// www. telegraph. co. uk/news/worldnews/ middleeast/iran/9487761/Anger-as-Iran-bans-women-from-universities. html.

39. Women's education : Male-order education : Iran bars women from 77 university courses] // RT, 21.08.2012. — URL : http://rt.com/news/iran-women-university-ban-171/.

40. Workplace Battle Continues for Saudi Women // Human Rights Watch, 22.08.2012. — URL : https:// www.hrw.org/news/2012/08/22/workplace-battle-continues-saudi-women.

41. World data on education : Saudi Arabia // UNESCO. 2011. P.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.