Научная статья на тему 'Гендерный аспект карачаево-балкарского нартского эпоса'

Гендерный аспект карачаево-балкарского нартского эпоса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
293
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРТСКИЙ ЭПОС / МАТЬ НАРТОВ / БОГИНЯ-МАТЬ / САТАНАЙ / БАЙРЫМКЫЗ / АКБИЛЕК / NARTS EPOS / MOTHER OF NARTS / GODDESS-MOTHER / SATANAY / BAYRYMKYZ / AKBILEK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гулиева Зухра Хасановна

Автором статьи предпринята попытка охарактеризовать гендерный аспект карачаево-балкарского эпического памятника на примере женских персонажей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender aspect of Karachai-Balkar Epos

The author of the article undertakes an attempt to describe the gender aspect of the Karachai-Balkar epic monument on the example of female characters.

Текст научной работы на тему «Гендерный аспект карачаево-балкарского нартского эпоса»

завершение сюжета предполагает начало нового: из разрушенного, «сиротского» Чевенгура начинает свое странствие Прошка. Да и само возвращение оказывается возможным только со смертью главного героя. В повести же «Джан» сюжет органично завершен: отправляясь на поиски отца, главный герой находит его в себе. Становясь отцом семейства и «отцом народа», он тем самым преодолевает и собственное сиротство. В этом смысле путь Назара Чагатаева (уход от матери, поиск отца в «незнакомом человеке» и возвращение в качестве отца сначала к своему народу, а затем и к своей семье) оказывается тождествен пути всего племени джан (исход из пустыни, освоение чужого пространства и возвращение в Сара-Камыш) и пути всего человечества.

Библиографический список

1. Гюнтер X. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон: сб. статей / общ. ред.

Х. Гюнтера и Е. Добренко. - СПб.: Академический проект, 2000. - С. 743-784.

2. Гюнтер X. От «безотцовщины» к «отцу народов» // Осуществленная возможность: А. Платонов и XX век. - Воронеж.: Полиграф, 2001. -С. 51-60.

3. ПлатоновА.П. Ноев ковчег: пьесы. - М.: Вагриус, 2006. - 464 с.

4. Платонов А.П. Собр. соч.: В 3 т. - Т. 2. - М.: Советская Россия, 1984. - 528 с.

5. Платонов А.П. Сочинения: Т. 1. Кн. 2. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 512 с.

6. Платонов А.П. Чевенгур. - М.: Высшая школа, 1991. - 654 с.

7. Спиридонова И.А. Мотив сиротства в «Чевенгуре» в свете христианских традиций // Евангельский текст в русской литературе Х1Х-ХХ веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. - Вып. 2. - Петрозаводск: Издательство ПГУ 1998. - С. 514-537.

УДК 39=35

Гулиева Зухра Хасановна

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия (г. Нальчик) kuksik-959@mail.ru

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРТСКОГО ЭПОСА

Автором статьи предпринята попытка охарактеризовать гендерный аспект карачаево-балкарского эпического памятника на примере женских персонажей.

Ключевые слова: нартский эпос, мать нартов, богиня-мать, Сатанай, Байрымкыз, Акбилек.

Начало XX столетия отмечается проникновением «женского вопроса» во многие общественные сферы деятельности человека. Признание особости женского социального опыта и интерес, вызываемый «женской темой», получили развитие в научном понятии «гендер».

Гендер стал результатом исканий человека в стремлении понять и систематизировать взаимосвязь пола человека с его социокультурными потребностями. Разделение биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, дало толчок формированию особого направления в современном гуманитарном знании - гендерным исследованиям, появление и развитие которых рассматривает пол в социальной теории как инструмент социальной детерминации и стратификации наравне с классом, этносом, конфессией и т.д. А актуальные со-

циальные проблемы - власть, самосознание, свобода - предстают как проблемы, связанные с принадлежностью к определенному полу. Проблемы сущности человека, смысла и предназначения получили благодаря гендерным исследованиям гендерное измерение, представ как связанные с социально-половыми или «гендерными» ролями каждого индивида и существующей в любом обществе иерархией и дискриминацией по признаку пола.

Введенный в 1958 году в междисциплинарную исследовательскую практику психоаналитиком Робертом Столлером для анализа общественных явлений и их изменений, термин «гендер» стал основой современной социальной науки. Гендер нашел свое отражение во многих науках: лингвистике, истории, политологии, правоведении, психологии. Наш же интерес прикован к проявлению гендера в литературоведении.

148

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

© Гулиева З.Х., 2011

Известный польский писатель Ян Парандовс-кий четко подметил, что «как у истоков земледелия, мореходства, торговли, медицины, всех изобретений, ремесел и искусств есть своя мифология, точно так же есть она и у литературы, потому что человеческая мысль не осмеливалась приписать себе открытие всех явлений без участия сверхъестественных сил, а потому и литература некогда искала колыбель свою в мире богов и героев. Это соответствовало и необычайности творческого дара, и покрытой тайной давности искусству слова» [3, с. 27]. Поэтому мы считаем целесообразным начать исследование гендерного дискурса современной карачаево-балкарской поэзии с «колыбели» национальной кавказской литературы - нартского эпоса.

Нартский эпос - это одна из важнейших частей национальной духовной культуры народов Кавказа и, возможно, самое великое ее достижение. Имея два варианта: стихотворно-песенный и прозаический, что характерно для нартских сказаний карачаево-балкарского народа, -нартский эпос является примером гениальной народной поэмы и народной литературы в целом. Такое великое наследие, во многом определившее настоящее положение вещей и богатый культурный фонд современности, предоставляет широкий диапазон для литературоведческих исследований. В предлагаемой работе нами предпринята попытка проанализировать концепт «женщина» на примере женских персонажей нартского эпоса, среди которых основными являются: мудрая Сата-най, ведунья Байрымкыз и красавица Акбилек.

«В рамках архаической культуры женское начало в качестве олицетворения жизнедарующей силы приобретает сакральный статус; женщина наделяется влиянием на плодородие земли. Наиболее яркое воплощение эти представления получили в образе богини-матери, ставшей ключевой фигурой культа на определенном этапе. Растительность, очаг, потомство, традиция - таковы основные символические коннотации, связанные с образом женщины в этот период» [5, с. 56]. Подобными характеристиками наделена центральная героиня нартиады - Сатанай.

Дочь Солнца и Луны - Сатанай - мудрейшая из всех нартских женщин, олицетворение мудрости и красоты. Она не только богиня, но и человек, мать и жена - Сатанай была женой нарта Ёрюз-мека. Она была красивейшей из красивых, умнейшей из умных, мастерицей на все руки [3, с. 347].

«Мать нартов», как ее именуют во многих сказаниях - До Сатанай женщины страны нартов не умели кроить и шить. Кроме того, нарты [раньше] ели мясо, пожарив его на костре. Сатанай [же] сделала казан и научила [их] варить мясо. Нарты ели [кукурузу, пшеницу, просо] в зернах, а она научила [их] молоть муку на ручной мельнице и выпекать хлеб. Не было дня, чтобы Сатанай не научила [жителей] страны нартов чему-нибудь новому [3, с. 347]. Она не только обучает людей кулинарному мастерству, различным ремеслам, но и этикету, гаданию. Знает все лекарственные травы и яды - Обур Сатанай знала язык [всех] трав, растений, деревьев, растущих на земле. Поэтому [она] делала [различные] лекарства из трав [и лечила] нартов. Она [даже] нашла растение, съев которое человек стал бы бессмертным, но она, говорят, не съела его сама и не дала [его] съесть никому из людей [3, с. 347]. Часто именно она решает спорные вопросы, и никто не оспаривает ее решения - Сатанай ведала о всех делах, которые были, есть и будут [на земле нартов]. Очень долгое время Сатанай была советчицей нартов [3, с. 597]. Никто из нартов -ни ее муж Ёрюзмек, глава всех нартов, ни даже сам прародитель нартов Дебет - не могут сравниться с ней в мудрости. Она выручает нартов своими советами в самых трудных ситуациях. Например, подсказывает, как одолеть злобное существо Фука, которому нарты платили дань:

- Способ избежать кары Фука найдет Сатанай,— сказали.

За нею Сосурука послали.

- Пусть придет она на тёре нартов, - сказали [3, с. 311].

Другим примером женской находчивости эпических сказаний является ведунья Байрымкыз. Она подсказывает нарту Алаугану, где найти волшебный меч и оперенье двуглавого орла Таурус, надев которое нарт сможет сражаться с крылатым войском эмегенов (противниками Нартов, чудовищами огромных размеров). Пользуясь ее советами, Алауган освобождает отца и братьев, находившихся в плену в пещере, вход которой завален огромным валуном:

- Ведунья Байрымкыз, где же мне найти коня и булатный меч? - спросил ее Алауган.

Если ты сделаешь [все], как я велю, я помогу тебе найти их, - ответила [ведунья] [3, с. 397].

Нартская красавица Акбилек - дочь храброго «нартского пелиуана по имени Экижюрек», по-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

149

гибшего в бою с эмегеном. «О ее красоте говорила вся страна нартов. [Не только красивой, но и могучей она была] - могла побороть [даже] вола, схватив [его] за рога» [3, с. 389]. Акбилек («белорукая») ожидала мужа (Сосурук) на башне на берегу бурной реки, когда он пригонял табуны, и свет, исходивший от ее ладоней, освещал ему брод. Но однажды он своим хвастовством унизил и рассердил её. Акбилек решает проучить мужа, и Сосурук, лишившись ее поддержки, погибает:

Акбилек, поднявшись на крышу крепости, оголила руку

И осветила ночную реку.

[Когда] Сосурук, табун в реку загнав,

До середины реки доплыл,

Акбилек убрала свою руку.

Сразу наступила кромешная тьма,

И скот и табун, сбившись с переправы, утонули [3, с. 389].

Согласно карачаево-балкарским сказаниям, нарты - это бесстрашный народ воинов-богаты-рей, потомки бога кузнечного дела Золотого Дебета. Они созданы Великим Тейри с определенной целью - установить на земле порядок, очистить мир от всего, что мешает людям. Поэтому нартам нередко приходится участвовать в войнах. Война - это время, когда народ вовлечен в трагические события, требующие проявления таких «мужских» качеств, как воля, характер, смелость, терпение, честь, мудрость. «Кырс-бийче, став приемной матерью Сосурука, [воспитала] его храбрым, правдивым, терпеливым, научила бегать, стрелять, сражаться» [3, с. 388]. Именно этими качествами обладали женщины нартского общества и с их помощью помогали своим мужчинам преодолевать препятствия в боевых схватках, а также сами становились их участницами. Например:

«Ясама поведу войско», оделась, взяла [оружие] и села на коня Ёрюзмека. Она приняла облик Ёрюзмека, крикнула в быргы и собрала [нар-тское] войско. ...И двинулась [с войском] навстречу врагу [3, с. 348]. Так, благодаря хитрости Сатанай, нарты одолевают войско эмегенов.

Или:

«Девушка эта три дня и три ночи находится в походе, воюет» [3, с. 383].

Здесь следует отметить типологическое сходство карачаево-балкарского нартского эпоса с эпическими памятниками кабардинцев, черке-

сов, адыгейцев, осетин, чеченцев, ингушей, в которых также ярко выражен мотив женской воинственности, когда речь заходит об обороне родной земли. Сюжетами о переодетых в мужчину девушках-бойцах изобилует фольклор и профессиональная литература многих народов. В древнеузбекской эпической поэме «Раушан», являющейся органической частью цикла о «Гер-Оглы», безымянный автор неоднократно подчеркивает важное место женской позиции в обществе, в том числе в военном искусстве. Во всех поэмах этого эпоса проходит образ легендарного богатыря Гер-Оглы, который, избрав себе в дружину сорок человек отважных богатырей-джигитов, всю жизнь борется против тиранов своего народа.

«Сказание о Гер-Оглы уходит в глубокую доисламскую древность, в эпоху солнцепоклонников и огнепоклонников. ...Характерной чертой, указывающей на древность эпоса, является равноправное с мужчинами положение женщин. Женщины, наравне с мужчинами, участвуют не только в делах мира, но и в делах войны» [4, с. 56], - подчеркивается в предисловии к этому древнему источнику. Судя по тексту, жены великого воина - Юнус-пери и Мискал-пери - также обладают сверхъестественными способностями, с помощью которых помогают герою выходить из боя победителем: «Во всех своих делах и начинаниях Гер-Оглы советуется со своими женами-пери» [4, с. 6], - повествуется в поэме. Во многих эпических памятниках ближневосточной литературы, западноевропейском фольклоре, древнерусских исторических сказаниях воспет образ «женщины с мечом», женщины - военной советницы.

Выдающийся русский поэт М.Ю. Лермонтов, которого справедливо называют «литературным кавказоведом», не без доли романтической идеализации описывает быт и нравы горянок Северного Кавказа в своем произведении «Воздух там чист, как молитва ребенка .»:

«Война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит; в дымной сакле, землей иль сухим тростником покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье» [1, с. 128].

В приведенном отрывке запечатлена не столько степень воинственности «дев Кавказа», сколько согласованность их действий с помыслами мужчин, вынужденных постоянно оборонятся от внешних врагов в суровых геополитических условиях XIX столетия на юге России.

150

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

Данный факт женского участия в военных действиях может являться интересным для науки синхроническим срезом истории женщины и заслуживает более детального изучения.

Многогранный талант ключевой героини карачаево-балкарского нартского эпоса находит отражение в заголовках сказаний: «Сатанай спасает Ёрюзмека от гибели», «Как Сатанай спасла своего мужа», «Как Сатанай победила войско Темир-Капу», «Как Сатанай обманула Ёрюзме-ка». Судя по этим и другим номинологическим единицам, прародительница племени нартов -мудрая, воинственная, находчивая, изобретательная, обладает острым умом и эзотерическими знаниями. Её, как правило, приглашают на тёре (совет старейшин), от нее ждут нестандартных решений бытовых, социальных, онтологических проблем. Создатели древних мифологических преданий подчеркивают инаковость женской природы, сотканной из «другого» материала, имеющей особый доступ к Первоначальному Знанию.

На наш взгляд, в образе центральной героини карачаево-балкарского нартского эпоса Сатанай запечатлен архетип Великой Матери, олицетворяющей животворящую силу самой природы.

Указанный архетип имеет множество этнокультурных преломлений. Так, в греческой мифологии она фигурирует в образе Геи - матери всего сущего, первопричины бытия. Христианским «ответвлением» вселенской Матери является Дева Мария. По К. Юнгу, материнский архетип может быть воплощен в образе бабушки, матери, кормилицы в системе художественного текста. Так можно вкратце охарактеризовать гендерный аспект карачаево-балкарского нартского эпоса и его историко-культурный контекст.

Библиографический список

1. Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 2 т. Т. 1. -М.: Правда, 1998. - С. 128.

2. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. - М.: Наука; Издательская фирма «Восточная литература», 1994. - С. 347.

3. Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни: пер. с польского / сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; ил. П. Сацкого. - М.: Правда, 1990. - С. 27.

4. Раушан. Узбекская народная эпическая поэма. - М.: Госполитиздат, 1959. - С. 5-6.

5. Словарь символов и знаков / авт.-сост. В.В. Адамчик. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. - С. 56.

УДК 82.09=35

Кушхова Асият Лиуановна

Кабардино-Балкарский государственный университет (г. Нальчик)

asya_kushhova@mail.ru

ОБРАЗНЫЙ МИР ДИЛОГИИ А. КЕШОКОВА «ВЕРШИНЫ НЕ СПЯТ»

Данная статья посвящена анализу системы образов романа А. Кешокова «Вершины не спят». Рассматривается новаторство кабардинского писателя при создании образного мира произведения.

Ключевые слова: А. Кешоков как художник и психолог, «Вершины не спят», образная система, проблема положительного героя.

Роман А. Кешокова «Вершины не спят» (1965) - крупномасштабное произведе ние, повествующее о достоверных событиях, имевших место в истории: это империалистическая война, Гражданская война, Октябрьская революция 1917 года и первые годы установления советской власти. Дилогию «Вершины не спят» называют в критике «родословной революции на Северном Кавказе» (Х. Хапсироков), «новаторским явлением в горской прозе» (Н. Джусойты), «большим завоеванием адыгских литератур» (Ю. Тхагазитов) и т.д.

«Вершины не спят» можно с уверенностью определить как многоплановую и многопроблемную эпопею о трудном пути народа к светлому

будущему. Автор рассматривает такие вопросы, как народ и революция, место и роль личности в движении истории, религия и власть, обычаи и традиции старины и их место в изменяющейся жизни, образование, культура и многие другие.

Правдивому воссозданию грандиозных событий революционного времени подчинены в романе композиция, изобразительно-выразительные средства, этно-фольклорный материал, привлеченный А. Кешоковым, а также богатая образная система.

Не раз в трудах, посвященных творчеству писателя, отмечалось умение Кешокова-художника создавать сложные, психологически достоверные, глубоко индивидуализированные характеры.

© Кушхова А.Л., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 20111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.