Научная статья на тему 'Гендерные установки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития'

Гендерные установки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
636
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА ГЕНДЕРНЫХ УСТАНОВОК / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / DIAGNOSTICS OF GENDER ATTITUDES / GENDER IDENTIFICATION / CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DELAY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симановский Андрей Эдгарович, Коршунова Галина Игриевна

В статье изучаются особенности гендерных установок у дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития. Для выявления особенностей гендерных установок и особенностей гендерной идентификации детей используются мультипликационные фильмы, персонажи которых оцениваются детьми по подобранным экспериментатором вопросам. Предварительно персонажи мультфильма оценивались экспертами, которые выявляли гендерную насыщенность персонажей мультфильма. Сравнение детских оценок и оценок экспертов позволяет выявить способность детей к объективной и адекватной гендерной оценке персонажей. Кроме того, в исследовании сравнивались оценки детей с нормальным развитием и детей с задержкой психического развития. Был сделан вывод, что все дошкольники оценивают гендерную насыщенность персонажей мультфильма лишь по внешним признакам: внешний вид, половая принадлежность актера, озвучивающего персонажа, а не по поведенческим проявлениям и характерологическим особенностям. Ярких различий в содержании гендерных установок между нормальными детьми и детьми с задержкой психического развития выявлено не было.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Симановский Андрей Эдгарович, Коршунова Галина Игриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER ATTITUDES OF 6-7 YEAR OLD CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DELAY

In the article features of gender attitudes of 6-7 year old preschool children with developmental delay are studied. Animated movies are used to define features of gender attitudes and features of children’s gender identificationn, which characters are estimated by children on the questions which are picked up by the experimenter. Previously characters of the animated film were estimated by experts who revealed a gender saturation of characters of the animated film. Comparison of children's estimates and experts’ estimates allows us to reveal the ability of children to the objective and adequate gender assessment of characters. Besides, in a research children’s estimates were compared to normal development and children with developmental delay. The conclusion was drawn that all preschool children estimate a gender saturation of characters of the animated film only on external signs: appearance, gender of the actor sounding the character, but not on behavioural aspects and characterologic features. Bright distinctions in the content of gender attitudes between normal children and children with developmental delay were not revealed.

Текст научной работы на тему «Гендерные установки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 376

А. Э. Симановский, Г. И. Коршунова

Гендерные установки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития

В статье изучаются особенности тендерных установок у дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития. Для выявления особенностей тендерных установок и особенностей тендерной идентификации детей используются мультипликационные фильмы, персонажи которых оцениваются детьми по подобранным экспериментатором вопросам.

Предварительно персонажи мультфильма оценивались экспертами, которые выявляли тендерную насыщенность персонажей мультфильма. Сравнение детских оценок и оценок экспертов позволяет выявить способность детей к объективной и адекватной тендерной оценке персонажей. Кроме того, в исследовании сравнивались оценки детей с нормальным развитием и детей с задержкой психического развития.

Был сделан вывод, что все дошкольники оценивают тендерную насыщенность персонажей мультфильма лишь по внешним признакам: внешний вид, половая принадлежность актера, озвучивающего персонажа, а не по поведенческим проявлениям и характеролотическим особенностям. Ярких различий в содержании тендерных установок между нормальными детьми и детьми с задержкой психического развития выявлено не было.

Ключевые слова: диатностика тендерных установок, тендерная идентификация, дети с задержкой психического развития.

CORRECTIONAL PEDAGOGICS

A. E. Simanovsky, G. I. Korshunova

Gender Attitudes of 6-7 Year Old Children with Developmental Delay

In the article features of gender attitudes of 6-7 year old preschool children with developmental delay are studied. Animated movies are used to define features of gender attitudes and features of children's gender identification^ which characters are estimated by children on the questions which are picked up by the experimenter.

Previously characters of the animated film were estimated by experts who revealed a gender saturation of characters of the animated film. Comparison of children's estimates and experts' estimates allows us to reveal the ability of children to the objective and adequate gender assessment of characters. Besides, in a research children's estimates were compared to normal development and children with developmental delay.

The conclusion was drawn that all preschool children estimate a gender saturation of characters of the animated film only on external signs: appearance, gender of the actor sounding the character, but not on behavioural aspects and characterologic features. Bright distinctions in the content of gender attitudes between normal children and children with developmental delay were not revealed.

Keywords: diagnostics of gender attitudes, gender identification, children with developmental delay.

В современной науке под социальной установкой понимают фиксированную в социальном опыте личности и труппы предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности и труппы к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты. Среди различных социальных установок особый интерес представляют тендерные установки, в которых отражается представление людей о содержании тендерных ролей и которые являются основой для формирования тендерной идентичности личности.

Необходимо отметить, что, в отличие от традиционных обществ, тде в большинстве случаев тендерные роли строто ретламентированы, в современной культуре тендерные роли нередко «размыты», что может приводить к деформации представлений об их содержании. Это, в свою очередь, ведет к искажениям тендерной идентичности личности. Например, Г. С. Абрамова отмечает «ловушки» или ложные ценности тендерной роли отца, встречающиеся у молодых мужчин [1]. На возможность деформации тендерных стереотипов женщин указывает и Розабет Кентер в своей концепции токинизма [3]. Она считает,

© Симановский А. Э., Коршунова Г. И., 2017

что в силу малочисленности женщин в некоторых профессиональных группах они начинают воспринимаются большинством (мужчинами) символически (токенами) и их особенности преувеличиваются. Р. Кентер выделяет четыре символические роли, которые приписывают деловым женщинам:

— «мать» - от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;

— «соблазнительница» - здесь токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег-мужчин;

— «игрушка, талисман» - милая, но не деловая женщина, приносящая удачу;

— «железная леди» - этим токенам приписывается неженская жесткость, они особенно изолированны от группы [3].

Таким образом, учитывая возможные деформации представлений о гендерных ролях у детей, можно понять необходимость их своевременного выявление и возможной коррекции. Однако такие формы диагностики гендерных стереотипов, как опросники, не подходят для их изучения у дошкольников со снижением или задержкой интеллектуального развития. Для этого следует использовать более доступные детям диагностические инструменты. Один из таких инструментов, по нашему мнению, - мультипликационные фильмы.

Мультипликационные фильмы, с одной стороны, позволяют в доступной для дошкольников форме продемонстрировать стереотипные модели поведения и оценить их с точки зрения ген-дерной принадлежности. При этом важно, чтобы героями мультфильма были животные без ярких внешних половых признаков. В этом случае оценка гендерных стереотипов может производиться именно на основе анализа поведения персонажей. В качестве такого инструмента был выбран мультфильм «Сказка про ослиный хвост» из мультсериала, созданного на киностудии Уолта Диснея (1988-1991) на основе книги Алана Александра Милна «Винни Пух и все, все, все».

В нашем исследовании была поставлена задача выявить и проанализировать особенности ген-дерных стереотипов у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. На первом этапе были выявлены гендерные особенности героев мультфильма. Для этого группа экспертов, состоящая из 20 человек (10 мужчин и 10 женщин), просмотрела мультипликационный фильм «Сказка

про ослиный хвост» и оценила гендерную принадлежность каждого из персонажей с помощью методики «Маскулинность - феминность» Сандры Беем [2].

Второй этап нашего исследования предполагал обследование детей 6-7 лет с ЗПР (10 человек) и с нормой развития (10 человек). Детям демонстрировали мультипликационный фильм «Сказка про ослиный хвост», после чего с каждым из них индивидуально проводилась беседа. Ребенку предлагалось ответить на ряд вопросов:

1. Какой персонаж мультика тебе понравился больше всех? Почему?

3. Кто тебе не понравился? Почему?

4. На кого ты хочешь быть похожим? Почему?

5. На кого (на дядю или на тетю / мальчика или девочку?) похожи герои мультфильма (Винни Пух, Пятачок, Кролик, Тигра, Ослик Иа, Сова)?

Исследование проводилось в городе Ярославле, на базе МДОУ д/с № 87 «Петушок».

Для сравнительного анализа возьмем двух персонажей: активного, инициативного и веселого Тигру и пассивного, грустного и иппохондричного Ослика Иа. Во многом они противоположны друг другу и представляют собой разные модели поведения, хотя оба озвучиваются мужчинами.

Среднее значение показателя маскулинности персонажа Тигры в группе женщин-экспертов составило 12,8 балла, феминности - 5,6 балла, а значение индекса К (К = (Б/20 - М/20) х 2,322), который является показателем баланса между маскулинностью и феминностью составило -0,836, что является показателем андрогинности (см. Табл. 1).

Среднее значение показателя маскулинности персонажа Тигры в группе мужчин-экспертов составило 13,4 балла, феминности - 4,9 балла, а показатель баланса между маскулинностью и феминностью (К = (Б/20 - М/20) х 2.322) составил -1,07 баллов, что соответствует общему показателю маскулинности образа (см. Табл. 1).

Таблица 1

Средняя гендерная оценка экспертами персо-

нажа «Тигра»

Женщины (10 чел.) Мужчины (10 чел.)

Маскулинность Фе- мин- ность К Маску- лин- ность Фе- мин- ность 1Б

12,8 5,6 -0,836 13,4 4,9 -1,07

Гендерные установки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития

145

В целом персонаж Титра оценивается и мужчинами и женщинами как маскулинный, хотя женщины-эксперты видят в нем несколько меньше маскулинных черт и больше феминных, чем эксперты-мужчины. Поэтому общий средний показатель баланса между маскулинностью и феминностью (18=0,95) в этой труппе экспертов оказался ниже поротовото значения маскулинности (-1).

Среднее значение показателя маскулинности персонажа Иа в труппе женщин-экспертов составило 1,3 балла, феминности - 9,2 балла, а значение индекса 18 составило 0,917, что практически совпало с критерием общей феминности персонажа (+1) (см. Табл. 2).

Среднее значение показателя маскулинности персонажа Титры в труппе мужчин-экспертов составило 1,3 балла, феминности - 8,95 балла, а показатель баланса между маскулинностью и феминностью (18) составил -0,859 баллов, что соответствует общему показателю адротинности персонажа (см. Табл. 2).

Таблица 2

Средняя гендерная оценка экспертами персонажа ослика «Иа»

Общая средняя оценка по обеим труппам экспертов персонажа «Ослик Иа» оказалась смещена к феминности, хотя из-за тото, что мужчины-эксперты оценили феминность персонажа несколько ниже, чем женщины, общий показатель 18 оказался в области андротении (0,888), но близок к критерию феминности (+1).

Почти все дети, из обеих трупп оценили персонажей как маскулинных: «Похожи на дядю (мальчика)» (см. Табл. 3).

Таблица 3

Оценка персонажей мультфильма «Тигра» и «Ослик Иа» дошкольниками (данные в %)

Важным для исследования также являлся вопрос об идентификации себя с одним из персонажей мультфильма. Результаты идентификации представлены в Таблице 4.

Таблица 4

Результаты идентификации детей

с персонажами фильма

Герои Дети в норме (10 чел.) Дети с ЗПР (10 чел.)

Тигра 40 % 30 %

Ослик 10 % 10 %

Иа

Можно отметить, что среди нормально развивающихся дошкольников, тех, которые хотели бы быть похожими на Тигру, несколько больше, чем среди детей с ЗПР, хотя это различие не доходит до уровня значимости. Это подтверждается подсчетом по критерию ф углового преобразования Фишера (фэмп = 0.47, критериальное значение ф 0,05=1,64). Желающих быть похожими на ослика Иа очень мало в обеих группах испытуемых.

Таким образом, можно заключить, что ярких различий между гендерными стереотипами детей с ЗПР и детей в норме не выявлено, и большинство дошкольников 6-7 лет оценивают гендерные качества по внешним ярким проявлениям и не способны дать объективную тендерную оценку стиля поведения персонажа (Ослик Иа). Кроме того, активные и инициативные персонажи несколько больше привлекают детей, чем иппохондричные и пассивные.

Библиографический список

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М. : ИЦ Академия, 1998. - С. 551576.

2. Бем, С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / С. Л. Бем. - М. : РОССПЭН, 2004. - 336 с

3. Baitol K. M., Martin D. С Women and men in task groups // The social psychology of female-male relations. N. Y.; L., 1986. P. 259-310.

Bibliograficheskij spisok

1. Abramova, G. S. Vozrastnaja psihologija [Tekst] / G. S. Abramova. - M. : IC Akademija, 1998. - S. 551576.

2. Bem, S. L. Linzy gendera. Transformacija vzglja-dov na problemu neravenstva polov [Tekst] / S. L. Bem. -M. : ROSSPJeN, 2004. - 336 s

3. Baitol K. M., Martin D. S Women and men in task groups // The social psychology of female-male relations. N. Y.; L., 1986. P. 259-310.

Персона- Дети с ЗПР (10 чел.) Дети в норме (10 чел.)

жи муль- Маску- Фемин- Маску- Фемин-

тфильма линные ные ка- линные ные ка-

качества чества качества чества

Тигра 90 % 10 % 100 % 0

Иа 90 % 10 % 90 % 10 %

Женщины (10 чел.) Мужчины (10 чел.)

Маску- лин- ность Фе- мин- ность IS Маску- лин- ность Фе- мин- ность IS

1,3 9,2 0,917 1,3 8,7 -0,859

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.