Научная статья на тему 'Гендерные стереотипы традиционной Индии через призму визуальных источников'

Гендерные стереотипы традиционной Индии через призму визуальных источников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
402
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ИНДИЯ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ИНДИИ / ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные стереотипы традиционной Индии через призму визуальных источников»

3.Тексты Пирамид. - Под общ. ред. А. С. Четверухина. - СПб.: Журнал "Нева"; "Летний Сад", 2000. - 464 с.

4.Fisher H.G.Fragment of late Prehistoric Egyptian Relief from the eastern Delta// 1958

5.Бадж У. Магия древнего Египта. Тайны книги мертвых./ Пер. с англ. Т.Е. Любовской.-М.:ЗАО Центрполиграф, 2004.-207 с.

6.Бадж У. Древний Египет: Духи, идолы и боги./ Пер. с англ. Л.А Игоревского.-М.:ЗАО Центрполиграф, 2009.-478 с

Горошенкина Е.А., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент В.И.Земенко

Тендерные стереотипы традиционной Индии через призму визуальных

источников

Исследования, касающиеся формирования гендерных стереотипов в частности и изучения основных характеристик гендерного неравенства в целом, во многом ориентированы на европейскую историю. Однако стоит заметить, что исторически многие процессы, характерные для запада, на востоке протекают по-своему. Так, доминирующей характеристикой гендерных отношений на традиционном востоке является гендерная ассиметрия, проблема формирования которой имеет многослойное решение. Традиционная Индия не является исключением.

Исследуя проблему гендерных стереотипов традиционной Индии, мы исходим из того, что гендерный стереотип - это устойчивые социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о гендерной специфике социальных ролей. Известно, что в Индии, как и на всем Востоке гендерные стереотипы обуславливают зависимое, подчиненное положение женщины по отношению к мужчине. Это можно проследить с помощью не только письменных, но и визуальных материалов.

Л.П. Репина, основываясь на модели гендерного анализа, разработанной Джоан Скотт, пишет о том, что при изучении гендерной истории, анализу подлежат комплексы, которые можно условно обозначить как культурно-символический, нормативно-интерпретационный, социально-

институциональный и индивидуально-психологический (Репина, 2002, с. 514).

Останавливаясь на культурно-символическом комплексе, заметим, что перед современными исследователями в качестве одной из задач стоит и поиск новых типов источников и разработка методологии работы с ними. В связи с этим стоит обратить внимание на визуальные исторические источники, единой методологии работы с которыми на данный момент не выработано.

Визуальные исторические источники (живопись, скульптура, фотографии, художественные и документальные фильмы и т.д.) на данный момент еще не широко используются в современных исследованиях по повседневной и гендерной истории. Однако мы считаем возможным поставить вопрос об использовании визуальных исторических источников в качестве дополнительных (а в некоторых случаях и самостоятельных)

источников при изучении гендерной истории в традиционной Индии в целом и динамики развития представлений о гендерных ролях мужчин и женщин традиционного индийского общества в частности.

Для того, чтобы ответить на вопросы: можно ли изучив визуальные исторические источники по истории традиционной Индии сделать выводы о социальных статусах мужчин и женщин, о сформировавшихся гендерных стереотипах и о характере взаимоотношений между полами попробуем классифицировать имеющиеся визуальные исторические источники и выделить основные сюжеты в живописи и скульптуре традиционной Индии.

Использование визуального источника в целях изучения гендерных отношений традиционного общества, в частности Индии, обязывает нас выявить весь спектр существующих источников, отражающих в той или иной степени положение мужчины и женщины, отношения полов и другие аспекты гендерной проблематики. В связи с этим встает вопрос о хронологических рамках визуальных источников.

Исходя из того, что визуальные источники, созданные в разное время, отражают характерные черты традиционного общества Индии, его культуры, повседневной жизни, гендерных отношений и другие, мы считаем возможным расширить хронологические рамки визуальных источников и в качестве таковых рассматривать произведения авторов достаточного широкого периода. Так, в качестве ранних визуальных источников мы считаем возможным рассматривать «Статуэтку танцовщицы», найденную в Мохенджо-Даро, которая датируется Ш тысячелетием до н.э. Эта статуэтка дает нам первую информацию о представлениях индийцев о женском образе, который, как мы увидим позже, претерпев некоторые изменения, сохранился в индийском искусстве и впоследствии.

В качестве верхней временной грани визуальных источников мы рассматриваем работы художников 50-х года XX века, поскольку, работы таких авторов как Дэви Прасад, Рой Чоудхури, Маниши Дэй и многие другие - как и их предшественники отражали те образы, которые наиболее характерны для традиционного общества. Расширение хронологических рамок используемых для исследования повседневной жизни и гендерных отношений визуальных источников мы связываем и с тем, что для традиционного востока характерна совершенно особенная система ценностей, которая, как и все повседневное пространство, претерпевает какие-либо изменения крайне медленно. Сохранившиеся религиозная традиция, философия и эстетика по особенному влияют и на культуру, и на повседневную жизнь общества, которое по сей день в значительной степени сохраняет традиционные черты.

Приступая к классификации существующих визуальных источников по истории традиционной Индии, отражающих интересующие нас гендерные аспекты, мы учитываем вид источника. По имеющимся материалам классифицировать источники можно так:

• Скульптура

• Рельефы (как правило, это украшение храмов и дворцов)

• Горельефы

• Стенопись

• Миниатюрная живопись

• Гравюра

В основе типологии визуальных источников находится сюжет. Таким образом, исходя из сюжетных линий мы выделяем более 100 различных визуальных источников из доступных нам сегодня, находящихся на хранении либо в библиотеках, либо в музеях, либо на сайтах интернета, вне зависимости от времени их создания, художественных школ и т.д. Вот список наиболее часто встречающихся сюжетов:

1.Портретные изображения женщин, изображения женских фигур (39 источников)

2. Изображения индийских богов в различных воплощениях, изображения

жрецов, мифологические сюжеты (36 источников)

3. Сцены повседневной жизни (изображены группы людей), (24 источника)

4.Портретные изображения мужчин, изображения фигур мужчин (11 источников)

5.Пиры и забавы правителей, деловые встречи мужчин (8 источников)

6.Изображение женщин с детьми, изображения детей (8 источников)

7. Изображающие различные виды сражений, походов (7 источников)

Как мы видим, наиболее часто встречающиеся сюжеты - изображение женщин разных социальных слоев, принадлежащих к разным варнам и кастам и изображения богов и мифологических сюжетов.

Обилие источников, посвященных богам и мифологическим героям, объясняется сложной религиозно-философской системой Индии и, безусловно, не ограничивается представленными в нашем исследовании материалами. По мнению О.С. Прокофьева, «для идеологической жизни средневековой Индии было характерно ослабление светского начала в культурной жизни и усиление религиозного влияния»(Прокофьев, 1961, с.195). Данное мнение можно отнести ко всему периоду традиционного общества. Говоря о мифологическом сюжете, подробно не касаясь самой мифологии, невольно отмечаешь самые характерные черты многих изображений. Наибольший интерес для нас представляют «Статуэтка Умы -супруги Шивы» (XII в.), Статуя «Парвати» (XV в.), «Божество Субрахманья на павлине» (XVI в.). Характерная черта изображения - ярко выраженные вторичные половые признаки. Крупная грудь вообще характеризует все без исключения женские изображения. Если перейти к сюжету женских портретов, то можно определить, что в Индии было совершенно определенное представление о том, какой должна быть женщина. Крупная грудь, изящные изгибы, длинные волосы, яркие ткани, которые, если и скрывают наготу, то ни в коем случае не мешают лицезреть красоту женского тела. Причем изображения детей практически не встречаются, возможно, это объясняется традиционно ранними браками, то есть крайне сложно определить практическую границу между женщиной-ребенком и женщиной-женой. Еще А.Д. Салтыков в одном из первых своих писем из

Индии так описывал, увиденных им индианок: «перед вами - женщины, также едва облаченные в разноцветные, прозрачные, как паутина, ткани, разукрашенные золотыми и серебряными ожерельями, кольцами, подвесками на шее, на руках, на ногах, серьгами в ушах, в ноздрях, раздушенные благовонными цветами, вплетенными в волосы»(Салтыков, 1985, с.16). Важно отметить, что наблюдения нашего соотечественника абсолютно подтверждаются картинами разных авторов, разных эпох, на которых изображены именно такие женщины (в качестве примера приведем «Женские фигуры» детали стенописи - V-VI века, «Умирающая принцесса» стенопись - V век, «Портрет неизвестной женщины» - XVII век). Вместе с тем, достаточно часто встречаются и картины, на которых изображены работающие женщины. Их можно увидеть на тяжелых сельскохозяйственных и домашних работах, («Косари из Гархваля» - Р.С. Бишт, «Туалет Раджи» -Гауранго Чаран Саун). Такого рода источники дают нам возможность оценить женщину в двух ипостасях: с одной стороны, она труженица, не знающая радости и женского счастья; а с другой стороны, она создана для служения мужчине и расцветает только при нем.

Образы мужчин условно можно разделить на образы: мужчина-воин, мужчина-мудрец, мужчина-торговец, мужчина-слуга, мужчина, занимающийся повседневными делами. То есть сказать о принадлежности к той или иной варне и о характерах занятий мужчин мы можем лишь предположительно. Однако мы можем составить представление о самых часто встречающихся образах мужчины традиционного индийского общества. Мужчина, как правило, занят трудом, причем, не важно, умственным или физическим. Мужчина решает серьезные вопросы, он практически никогда не отдыхает, за исключением официальных приемов и пиров, посвященных воинским победам. Таким образом, доминирует изображение мужчины, занятого делами, работой, отвечающего за себя и свою семью, то есть хозяина жизни. Тот факт, что портретные изображения женщин встречаются гораздо чаще, чем портретные изображения мужчин, на наш взгляд, не противоречит предыдущему утверждению. Мужчина, как уже было отмечено, занимается более важными делами, нежели позирование.

Для того, чтобы ответить на наш главный вопрос: можно ли на основе визуальных источников составить представление о гендерной ситуации в традиционной Индии, о гендерной ассиметрии и т.д., необходим системный анализ визуальных источников, в частности картин, гравюр, на которых изображены сюжеты повседневной жизни, когда мужчины непосредственно взаимодействуют с женщинами. Для этого проанализируем следующие источники: «Встреча Кришны с Радхой и стадо в роще Бринда» (XVI в.), «В школе», (XVII в.), «Сцена в саду», (XVII в.), Лискахрадж «Прием шахом Аббасом посла от Шах-Джехана» (XVIII в.), Сатиендра Натх Банерджи «Пересадка рисовой рассадки» (XX в.), Дэви Прасад Чондхури «Деревенский праздник» (XX в.) и т.д. На всех этих источниках женщины, так или иначе занимают подчиненное положение: ублажают мужчин, играют для них на музыкальных инструментах, оказывают всяческие почести, работают под

наблюдением мужчин, то есть выполняют предписанные им роли. Даже на миниатюре «В школе» мы не видим ни одной девочки, это и не удивительно, ведь о женском образовании в Индии заговорили только в XIX веке, когда Индия была колониально зависима от Англии. Мы не встречаем источников, отображающих обратную картину: мужчина прислуживает женщине.

Так можем ли мы с уверенностью говорить о роли визуальных источников при изучении гендерной истории традиционной Индии? Безусловно, для более четкого ответа на данный вопрос требуется привлечение более внушительной массы визуальных источников, однако, на данный момент, мы можем отметить, что приведенные визуальные источники формируют определенное представление, создают стереотипы «традиционного индийского мужчины» и «традиционной индийской женщины». Наиболее часто используемые сюжеты демонстрируют наиболее характерные для индийского общества картины. Соответственно, изучив визуальные источники, отчасти можно судить о гендерной ситуации в индийском традиционном обществе, о характерных занятиях и о некоторой гендерной ассиметрии.

Обилие источников позволяет надеется, что через некоторое время визуальные источники займут достойное место при изучении гендерной истории. Главная проблема в настоящее время заключается в том, что пока не создан механизм использования визуальных источников в целях исследования традиционного общества, повседневной жизни этого общества и гендерных отношений в нем. Наша работа - это лишь первый шаг в данном направлении.

Примечания

Репродукции указанных картин можно посмотреть в альбомах «Памятники искусства Индии в собраниях музеев СССР», М.,1955 г. и «Искусство Индии», М.,1958

Список источников и литературы

1.Прокофьев О.С. Искусство Индии/Всеобщая история искусств, т.2 // М.: Изобразительное искусство, 1961.- 508 с.

2.Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия, М., 2002. - 352 с.

3.Салтыков А.Д. Письма из Индии. М.: Наука, 1985. - 175 с.

Коровников А. Н. , исторический факультет Научный руководитель: д.и.н. Дианов С. А.

Документы Пермобллита как источник по изучению истории печати в Прикамье в годы Великой Отечественной войны

Проблема свободы слова одна из тех, которые называются вечными, во все исторические времена для общества остается наиболее актуальной, так как человек не удовлетворен тем ее уровнем, который ему предоставляется обществом, что имеет под собой объективные основания. В любом государстве не вся информация предается гласности, в чем заинтересованы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.