Научная статья на тему 'Гендерные различия в профиле социо-эмоциональной компетентности младших школьников'

Гендерные различия в профиле социо-эмоциональной компетентности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
454
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасова К.С.

Анализ эмоциональной сферы младшего школьника актуальная проблема в равной степени, как для психологов, так и для педагогов, в связи с возрастающими социальными требованиями к социо эмоциональной компетентности (СЭК) как базового элемента системы сознательного управления поведением на последующих этапах развития. Младший школьник должен уметь, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, во-вторых, осознавать свои эмоции и чувства, и, в-третьих, управлять своими собственными эмоциями. В рамках возрастно-психологического подхода традиционно исследовалось социо эмоциональное развитие ребенка как один из аспектов его социализации, понимаемой как процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, а также как один из показателей психологического благополучия личностного развития ребенка. Изучение эмоциональной сферы ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные различия в профиле социо-эмоциональной компетентности младших школьников»

Гендерные различия в профиле социо-эмоциональной компетентности младших школьников

Тарасова К. С.,

аспирантка

кафедры возрастной психологии и психологии развития

факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, Россия

Анализ эмоциональной сферы младшего школьника - актуальная проблема в равной степени, как для психологов, так и для педагогов, в связи с возрастающими социальными требованиями к социо - эмоциональной компетентности (СЭК) как базового элемента системы сознательного управления поведением на последующих этапах развития. Младший школьник должен уметь, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, во-вторых, осознавать свои эмоции и чувства, и, в-третьих, управлять своими собственными эмоциями. В рамках возрастно-психологического подхода традиционно исследовалось социо - эмоциональное развитие ребенка как один из аспектов его социализации, понимаемой как процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, а также как один из показателей психологического благополучия личностного развития ребенка. Изучение эмоциональной сферы ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру.

В литературе для описания данного ряда способностей используются широкий круг терминов: коммуникативная компетентность, эмоциональная компетентность, компетентность в общении, социальная компетентность, эмоциональный интеллект, эмоциональная грамотность. Наиболее интегративным нам видится понятие социо -эмоциональной компетентности, которое мы определяем, опираясь на концепцию Д. Големана [11], как систему способностей, включающую следующие компоненты: понимание себя, эмпатию, коммуникативное целеполагание и мотивацию, саморегуляцию и социальные навыки.

Имеющиеся в литературе данные о гендерных различиях в профилях СЭК являются достаточно противоречивыми. Так, некоторые исследователи указывают на незначительность различий в эмоциональной сфере между лицами мужского и женского пола [2, 10]. Согласно другим исследованиям [7], несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню СЭК, женщины обнаруживают более высокий уровень по межличностным показателям СЭК. У мужчин преобладают внутриличностные показатели [1].

Обнаружены значимые различия в уровне эмоционального компетентности (ЭК) между девочками и мальчиками-подростками: у мальчиков по сравнению с девочками уровень ЭК в целом ниже [12]. Однако сведения о гендерных различиях в степени выраженности отдельных компонентов социо - эмоциональной компетентности в младшем школьном возрасте крайне ограничены.

Целью нашего исследования является выявление гендерных особенностей профиля социо - эмоциональной компетентности младших школьников.

В качестве основного диагностического инструмента была использована Методика оценки эмоциональной грамотности для детей в возрасте от 7 до 11 лет А. Фопеля и П. Шарпа (Emotional Literacy: Assessment and Intervention - Ages 7 to 11 by Adrian Faupel, Peter Sharp & colleagues), позволяющая оценить уровень развития социо -эмоциональных способностей младших школьников по выделенным компонентам. Оценка производится с использованием трех стандартизированных опросников: для ребенка, для учителей, для родителей или других близких взрослых. Опросники состоят

из 25 утверждений с вариантами ответа: «Совершенно верно», «Верно», «Почти верно» и «Совсем не верно».

В исследовании участвовали 192 учащихся 2,3 и 4 классов Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы гимназия № 1582 (110 девочек и 82 мальчика), их родители и учителя (классные руководители). Средний возраст детей составляет 9,4 года.

В результате сравнения полученных средних суммарных показателей уровня развития СЭК испытуемых были выявлены значимые гендерные различия. Общий средний уровень развития социо - эмоциональной компетентности девочек по оценкам их родителей, учителей и их самоотчетам значимо выше, чем средний суммарный уровень СЭК мальчиков (при р=0,009). Кроме того, степень выраженности эмпатии и уровень развития социальных навыков девочек также оценивается респондентами как превосходящий уровень развития данных способностей мальчиков (при р=0,04 и р=0,005, соответственно). Представляемые результаты согласуются с данными исследований, посвященных зрелым возрастам, в которых были получены значимые различия между показателями по эмпатии и понимаю эмоций женщин и мужчин в пользу большей выраженности данных способностей у женщин [14,15,16].

Анализ самоотчетов детей об уровне развития их СЭК по компонентам показал, что девочки значимо выше оценивают свои способности к эмпатии (при р=0,002) и самоосознанию (при р=0,002), чем мальчики. Причем, данные самоотчетов учащихся 2, 3 и 4 классов совпадают именно по шкале эмпатии: для второклассников уровень значимости полученных отличий составляет 0,01, для третьеклассников - 0,04, для учеников 4 класса - 0,01. Также, девочки - второклассницы и четвероклассницы значимо выше оценивают свои суммарные показатели по уровню развития СЭК (при р=0,01 и р=0,05, соответственно). Ученицы 2 классов значимо выше оценивают свои способности к коммуникативному целеполаганию и целеудержанию по сравнению с мальчиками (р=0,04). Кроме того, девочки в целом выше оценивают свой общий уровень развития социо - эмоциональных способностей (при р=0,02).

Полученные данные могут иметь обоснование в особенностях младшего школьного возраста. Важными новообразованиями данного возрастного этапа является появление дифференцированной самооценки, развитие рефлексии, способности к анализу, развитие и усложнение знаний о мире и о себе, что позволяет младшим школьникам лучше понимать себя и адекватнее оценивать свои способности, свои сильные и слабые стороны, свое положение в классе и других социальных группах [3,4,8,9]. Неожиданным нам представляется тот факт, что среди исследованных нами компонентов СЭК не было обнаружено тех, по которым мальчики значимо превосходили бы девочек. Имеются данные о том, что развитие мальчиков и девочек качественно отличается, и на отдельных этапах развитие девочек опережает развитие мальчиков по некоторым направлениям [5,13]. Наравне с этим, исследователями выделяются особенности, позволяющие мальчикам быть успешнее девочек в социальной среде. Например, отмечается, что мальчики быстрее и легче входят в контакт со сверстниками, более толерантны, для них характерны более высокие уровни кооперативного и аффилиативного поведения, мужские группы более сплочены и устойчивы, чем женские [6].

Нами были проанализированы гендерные особенности развития социо -эмоциональной компетентности в младшем школьном возрасте как в отношении выраженности отдельных компонентов СЭК, так и суммарные показатели. Полученные данные свидетельствуют о более высоком уровне развития СЭК девочек, в особенности способности к эмпатии и социальных навыков. Наши результаты частично согласуются с имеющими данными, касающимися развития социо - эмоциональных способностей во взрослом возрасте, однако развитие СЭК мальчиков в младшем школьном возрасте требует более детального изучения в будущем. Полученные данные имеют большое

значение для развития социо - эмоциональной компетентности в младшем школьном возрасте и не в первый раз подтверждают необходимость индивидуального подхода в условиях развивающих и коррекционных занятий, на этот раз в ключе гендерных особенностей.

Литература

1. Андреева И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта//Психологический журнал, 2008, 1

2. Берн Ш. Гендерная психология, СПб.: «прайм - Еврознак», 2001

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте, М.: Просвещение, 1968

4. Дубровина И.В. и соавт. Практическая психология образования, 4-е издание, Питер, 2009

5. Кабаева В.М. Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании, М.:МГППУ, 2007

6. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины, Время, 2009

7. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха, М: «КСП+», 2003

8. Смирнова Е.О. Детская психология - М.: ВЛАДОС, 2003

9. Цукерман Г.А. Десяти - двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии, Вопросы психологии 1998, №3

10. Brackett M. A., Rivers S. E., Shiffman S., Lener N., & Salovey P. Relating emotional abilities to social functioning: a comparison of self-report and performance measures of emotional intelligence. Journal of Personality and Social Psychology, 91, 4, 2006

11. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ, Bloomsbury Publishing, 1996

12. Harrod, N.R.An exploration of adolescent emotional intelligence in relation to demographic characteristics / N.R. Harrod, S.D. Sheer // Adolescence, Fall, 2005

13. Haug M. The development of sex differences and similarities in behavior, Kluwer Academic Publishers, 1993

14. King M. Measurement of differences in emotional intelligence of pre service educational leadership students and practicing administrators as measured by the multifactor emotional intelligence scale. Dissertation Abstracts International, 60(3), 1999

15. Singh D. Emotional Intelligence at Work: A Professional Guide. Sage Publications, New Delhi,2002

16. Sutarso P. Gender differences on the emotional intelligence inventory (EQI). Dissertation Abstracts International, 1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.