Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ФОРМИРОВАНИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ФОРМИРОВАНИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫЕ ПОДРОСТКИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / МИРОВОСПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОДУКТИВНОСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / SELF-ACTUALIZATION / GENDER AND AGE FEATURES / INTELLECTUALLY GIFTED ADOLESCENTS / CREATIVE APPROACH / WORLD PERCEPTION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / MENTAL PERFORMANCE / SELF-IMPROVEMENT / INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бекоева Марина Ивановна, Томаева Виктория Олеговна, Точиева Милена Рустамовна

В современных условиях проблемы повышения качества образования, формирования психических познавательных процессов у интеллектуально одаренных обучающихся приобретает особую актуальность. В связи с этим, статья посвящена вопросам выявления гендерных особенностей в формировании самоактуализации интеллектуально одаренных подростков как важной психолого-педагогической проблеме. На основе использования современных инновационных подходов к обучению идет активный поиск технологий повышения качества образовательного процесса на основе индивидуальных качеств личности обучающегося, среди которых важное место занимает самоактуализация. Самоактуализация интеллектуально одаренных подростков следует рассматривать как особый вид умственных способностей, которые выражаются в умении продолжать творческую работу за пределами требуемого, отклоняться в процессе своей мыслительной деятельности от традиционных правил и генерировать всевозможные оригинальные идеи, находить разнообразные варианты их практического применения и решения интеллектуальных задач. К их числу относятся критическое мышление, воображение, самостоятельность в учебно-познавательной деятельности, мотивация различных этапов осуществления творческой работы и т.д. Только навыки самоактуализации, умение работать сосредоточено, не отвлекаясь, длительное время, повторяя многократно одни и те же действия и находя в этом оригинальную конструктивную систему, обеспечат совместимость учащегося и данного вида творчества. Для решения обозначенной проблемы следует разработать и реализовать новые образовательные технологии, отвечающие требованиям государственных образовательных стандартов третьего поколения. Внедрение инновационных технологий, основанных на процессах самоактуализации и самосовершенствования, оказывает влияние на интеллектуальное развитие подростков. Осуществленный в этом направлении учебно-познавательный процесс поможет избежать невнимательности, неудовлетворенности и попустительства со стороны подростков в процессе выполнения творческой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бекоева Марина Ивановна, Томаева Виктория Олеговна, Точиева Милена Рустамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER DIFFERENCES IN THE FORMATION OF SELF-ACTUALIZATION IN GIFTED ADOLESCENTS

In modern conditions, the problems of improving the quality of education, the formation of mental cognitive processes in intellectually gifted students are of particular relevance. In this regard, the article is devoted to the identification of gender and age characteristics in the formation of self-actualization of intellectually gifted adolescents as an important psychological and pedagogical problem. To solve this problem, educational programs should be developed in accordance with the new state educational standards. Based on the use of modern innovative approaches to learning, there is an active search for technologies to improve the quality of the educational process based on the individual personality traits of the student, among which self-actualization plays an important role. Self-actualization of intellectually gifted adolescents should be considered as a special kind of mental abilities, which are expressed in the ability to continue creative work beyond what is required, deviate from traditional rules in their own thinking and generate all sorts of original ideas, find various options for their practical application and solving intellectual problems. These include critical thinking, imagination, independence in educational and cognitive activity, the motivation of the various stages of creative work, etc. Only skills of self-actualization, the ability to work are concentrated, without being distracted, for a long time, repeating the same actions many times and finding in it the original constructive system, will ensure the compatibility of the student and this type of creativity. The introduction of innovative technologies based on the processes of self-actualization and self-improvement influences the intellectual development of adolescents. The educational and cognitive process carried out in this direction will help to avoid inattention, dissatisfaction and the connivance of adolescents in the process of performing creative work.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ФОРМИРОВАНИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

педагогические Бекоева Марина Ивановна, Томаева Виктория Олеговна, Точиева Милена Рустамовна

науки ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ФОРМИРОВАНИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ...

УДК 37

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0007

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ФОРМИРОВАНИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ У ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

© 2020

SPIN-код: 4804-6310

AuthorID: 271808

Бекоева Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Томаева Виктория Олеговна, студентка 3 курса

психолого-педагогического факультета Точиева Милена Рустамовна, студентка 3 курса психолого-педагогического факультета Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Аннотация. В современных условиях проблемы повышения качества образования, формирования психических познавательных процессов у интеллектуально одаренных обучающихся приобретает особую актуальность. В связи с этим, статья посвящена вопросам выявления гендерных особенностей в формировании самоактуализации интеллектуально одаренных подростков как важной психолого-педагогической проблеме. На основе использования современных инновационных подходов к обучению идет активный поиск технологий повышения качества образовательного процесса на основе индивидуальных качеств личности обучающегося, среди которых важное место занимает самоактуализация. Самоактуализация интеллектуально одаренных подростков следует рассматривать как особый вид умственных способностей, которые выражаются в умении продолжать творческую работу за пределами требуемого, отклоняться в процессе своей мыслительной деятельности от традиционных правил и генерировать всевозможные оригинальные идеи, находить разнообразные варианты их практического применения и решения интеллектуальных задач. К их числу относятся критическое мышление, воображение, самостоятельность в учебно-познавательной деятельности, мотивация различных этапов осуществления творческой работы и т.д. Только навыки самоактуализации, умение работать сосредоточено, не отвлекаясь, длительное время, повторяя многократно одни и те же действия и находя в этом оригинальную конструктивную систему, обеспечат совместимость учащегося и данного вида творчества. Для решения обозначенной проблемы следует разработать и реализовать новые образовательные технологии, отвечающие требованиям государственных образовательных стандартов третьего поколения. Внедрение инновационных технологий, основанных на процессах самоактуализации и самосовершенствования, оказывает влияние на интеллектуальное развитие подростков. Осуществленный в этом направлении учебно-познавательный процесс поможет избежать невнимательности, неудовлетворенности и попустительства со стороны подростков в процессе выполнения творческой работы.

Ключевые слова: самоактуализация, гендерные особенности, интеллектуально одаренные подростки, творческий подход, мировосприятие, инновационные технологии, продуктивность мыслительной деятельности, самосовершенствование, интерактивные формы обучения.

GENDER DIFFERENCES IN THE FORMATION OF SELF-ACTUALIZATION

IN GIFTED ADOLESCENTS

© 2020

Bekoyeva Marina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of pedagogy and psychology Tomaeva Victoria Olegovna, 3rd year student of the Faculty

of Psychology and Education Tochieva Milena Rustamovna, 3rd year student of the Faculty

of Psychology and Education North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina Street, 46, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Abstract. In modern conditions, the problems of improving the quality of education, the formation of mental cognitive processes in intellectually gifted students are of particular relevance. In this regard, the article is devoted to the identification of gender and age characteristics in the formation of self-actualization of intellectually gifted adolescents as an important psychological and pedagogical problem. To solve this problem, educational programs should be developed in accordance with the new state educational standards. Based on the use of modern innovative approaches to learning, there is an active search for technologies to improve the quality of the educational process based on the individual personality traits of the student, among which self-actualization plays an important role. Self-actualization of intellectually gifted adolescents should be considered as a special kind of mental abilities, which are expressed in the ability to continue creative work beyond what is required, deviate from traditional rules in their own thinking and generate all sorts of original ideas, find various options for their practical application and solving intellectual problems. These include critical thinking, imagination, independence in educational and cognitive activity, the motivation of the various stages of creative work, etc. Only skills of self-actualization, the ability to work are concentrated, without being distracted, for a long time, repeating the same actions many times and finding in it the original constructive system, will ensure the compatibility of the student and this type of creativity. The introduction of innovative technologies based on the processes of self-actualization and self-improvement influences the intellectual development of adolescents. The educational and cognitive process carried out in this direction will help to avoid inattention, dissatisfaction and the connivance of adolescents in the process of performing creative work.

Keywords: self-actualization, gender and age features, intellectually gifted adolescents, creative approach, world perception, innovative technologies, mental performance, self-improvement, interactive forms of education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последнее время в системе образования проблема гендерных особенностей в формировании самоактуализации

ся не только как решение задач творческой направленности, но и как действенный рычаг решения сложных процессов, связанных с удовлетворением потребностей одаренных юношей и девушек. Безусловно, проблема

одаренных подрост-33

интеллектуально одаренных подростков рассматривает- самоактуализации интеллектуально Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30)

Bekoyeva Marina Ivanovna, Tomaeva Victoria Olegovna, Tochieva Milena Rustamovna GENDER DIFFERENCES IN THE FORMATION OF SELF-ACTUALIZATION ...

pedagogical sciences

ков рассматривается учеными как способность к саморазвитию и самосовершенствованию личности подростка. В данном аспекте выделяются тендерные различия в самоактуализации у одаренных подростков процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий. «Самоактуализацию личности, как отмечает А.Ю. Василенко, следует рассматривать как особый стиль жизни и мировосприятия, приверженность бытийным ценностям развития, творчества, продуктивности, самопознания и самосовершенствования, красоты, понимание экзистенциальной ценности времени» [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время многие исследователи (Е.С. Журба, А.Х. Мухтарова, С.К. Нартова-Бочавер, О.В. Силина, Т.Л. Шабанова и др.) понимают самоактуализацию с точки зрения тех аспектов личности, которые являются предметом или объектом их научных интересов [2; 3; 4]. Так, в частности, в понимании самоактуализации С.К. Нартова-Бочавер на первый план выдвигает поведенческий аспект, а именно, нравственное поведение личности [3, с. 86]. На основе экспериментального исследования, в котором принимали участие 13-15-летние подростки она доказала, что самореализация происходит в том случае, когда индивид не только декларирует, но и демонстрирует альтруистическое поведение. По мнению другой группы исследователей (А.В. Гладков, О.И. Ваганова, М.П. Прохорова), самоактуализация побуждает подростков раскрывать неизвестные границы своих способностей и заставляет их смотреть на мир под другим углом, с другой точки зрения, служит надежной основой для самостоятельного решения жизненно важных проблем. В повседневной жизни человек сталкивается с различными непредвиденными обстоятельствами, когда ему приходится искать решения серьезных неожиданных проблем. Поэтому очень важно развивать способности к самоактуализации среди молодого поколения, так как обладая когнитивными способностями, они легко могут справляться со многими проблемными ситуациями [5, с. 274-277].

Формирование целей статьи (постановка задания). В последнее время в психологической науке наблюдается повышенный интерес к самоактуализации личности, рассматриваемой во множестве аспектов. Самоактуализацию, согласно определению А.Х. Мух-таровой, можно рассматривать как механизм и как процесс развития личности [6]. А отсутствие самоактуализации личности и ее мотивации не только не ведет, но и препятствует личностному росту. Руководствуясь концепцией Г.А. Пичугина [7], который утверждает, что одним из путей самоактуализации является реализация творческих способностей, можно утверждать, что суть самоактуализации заключается в стремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Но все его респонденты были взрослыми людьми с уже относительно зрелыми личностными свойствами. Поэтому целью нашего исследования было выявление более ранних возрастных границ процесса самоактуализации и ее связи с творческими способностями у одаренных юношей и девушек.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем. В одной из своих работ Р.А. Мухамедьяров определяет самоактуализацию как «...стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать» [8]. Не менее интересные данные были получе-

ны Т.В. Башкиревой и А.В. Башкиревой, показывающие тендерные особенности самоактуализационного процесса у спортсменов. Авторы пишут: «Для мальчиков ценности морали являются значимыми только будучи сопряженными с ценностями достижения, с перспективами самоактуализации в практической сфере. Девочкам характерны разведение обсуждаемых ценностей и отчетливая ориентация на одну из них, чаще - альтруистическое самопожертвование» [9].

Особняком стоят экспериментальные исследования процесса формирования самоактуалзации одаренных подростков (О.А. Андриенко, И.М. Кусраева, М.А. Петровская и др.) [10-16] Хотя актуализация их познавательных способностей достаточно стабильна, однако имеют место трудности личностной самореализации интеллектуально и творчески одаренных испытуемых разных возрастов. Это проявляется на определенных этапах социализации в области самооценки (Е.В. Ильина, А.А. Пытина), интересов, мотивации [17]. Остается невыясненным вопрос, влияют ли гендерные установки на специфику самореализации, в частности, каковы эти отличительные характеристики, и как они проявляются у одаренных детей в процессе самоактуализации?

С этой целью мы предприняли исследование, где принимали участие юноши и девушки в возрасте 14-15 лет, идентифицированные как интеллектуально одаренные (по тестам), в количестве 24 человек, и учащиеся того же возраста в количестве 33 человек, обучающиеся в той же школе (Школа-гимназия «Диалог» г. Владикавказа). Таким образом, мы получили две группы испытуемых: одаренные (среди которых 13 юношей и 11 девушек) и ординарные (12 юношей и 21 девушка). Всего в исследовании приняли участие 25 юношей и 32 девушки.

Нами выполнен анализ, прежде всего, различия в самоактуализации, затем различия в креативности. Нашей задачей было проследить связь самоактуализации с творческими параметрами в обеих выборках испытуемых. Для выявления самоактуализационных характеристик мы применили CAT - (автор Э. Шостром), тест К. Томаса (конфликтный образ действий) и тест Б. Дарки (основные тенденции агрессивного поведения). Для выявления креативной составляющей самоактуали-зационного фонда мы использовали тест Торренса. В случае с ординарными испытуемыми набор диагностик сохранен тот же, кроме методик из коммуникационной сферы (мы их заменили другими, тоже коммуникативной направленности) - методика Вассермана (социальная фрустрация) и Q-сортировка Стефансона (основные тенденции поведения в группе). Заранее оговоримся, что и у одаренных, и у ординарных САТ был положительно связан с коммуникативными параметрами.

Итак, прежде всего, рассмотрим гендерные особенности в развитии креативности интеллектуально одаренных юношей и девушек. В целом, как показывают полученные данные, девушки опережаютюношей по всемпоказателям теста. Для подтверждении полученных различий мы применили Т-критерий Стьюдента. Все они оказались значимыми в скорости, флексибельности и разработанности. Как можно объяснить полученные результаты?

По всей вероятности, это можно объяснить опережающим половым созреванием девушек. К этому возрасту девушки значительно взрослее своих сверстников-мальчиков. Перед ними не так остро стоит проблема первых шагов на пути взросления. Поэтому их силы как бы «освобождены» от подростковых проблем и могут быть перенаправлены на творческие цели. Это подтверждают и наши наблюдения. Юноши в процессе работы над тестом недостаточно серьезно приняли задачу, девушки же спокойно и сконцентрировано выполняли задания. Кстати, девушки визуально выглядят значительно старше своих одноклассников.

Далее, нами были изучены гендерные различия в са-

34

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

педагогические науки

Бекоева Марина Ивановна, Томаева Виктория Олеговна, Точиева Милена Рустамовна ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ФОРМИРОВАНИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ...

моактуализации у одаренных юношей и девушек. У тех и других примерно равный процент самоактуализаторов (23% и 27% соответственно). Но у юношей явно доминируют невротические тенденции (31% и 9%). Это можно объяснить тем, что юноши созревают позднее и поэтому могут переживать проблемы возрастного характера, а девушки показывают большую зрелость [2].

В целом, гендерных различий в самоактуализации одаренных не было обнаружено, что подтверждает Т-критерий Стьюдента: полученные коэффициенты не достигают уровня достоверности. Спонтанность по CAT оказалась связана со скоростью по Торренсу, в отличие от ординарной выборки испытуемых, где не было обнаружено связи самоактуализационных характеристик с креативными показателями. Что касается ординарных, то самоактуализирующиеся личности присутствуют как в мужской, так и в женской выборке. Но юноши показывают более низкий процент самоактуализации, чем девушки (более чем в 4 раза).

Однофакторный дисперсионный анализ подтвердил отмеченные выше различия в самоактуализации. Эти отличия обнаружены в следующих показателях теста: в самопринятии и синергии.

Чтобы интерпретировать полученные различия, необходимо привлечь к объяснению данные, полученные при измерении коммуникативных характеристик: девушки демонстрируют большую независимость и являются менее фрустрированными, чем юноши. Это облегчает для них самоактуализацию, и, наоборот, зависимое поведение и, как следствие его высокая фрустрация, затрудняют процесс самореализации для юношей, что подтверждается большей невротизацией юношей (в 5 раз) по сравнению с девушками. Те же самые выводы находят свое отражение в обнаруженных нами различиях в самоактуализации, в частности юноши менее успешны в самопринятии. Некоторый подростковый «внутренний бунт» мешает им воспринимать мир в оттенках и полутонах взрослости. Поэтому в синергии также проявились значимые различия между полами.

А теперь сопоставим аналогичные результаты двух выборок одаренных и ординарных сверстников. Одаренные юноши и девушки не обнаружили различий в самоактуализации. По-видимому, достаточно развитое мышление помогло им понять сущность тех ценностей, которые фигурируют в данном тесте. Иначе дело обстоит с творческими способностями. Здесь девушки существенно отличаются от юношей. Причина этого была нами интерпретирована выше. Что же касается различий в творческом мышлении у ординарных юношей и девушек, то таковых не обнаружилось, что легко объяснить общими данными, где средний показатель (Т-критерий = 53.25) не достигает планки одаренности (60).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итак, полученные данные свидетельствуют о том, что самоактуализаци-онный процесс разворачивается независимо от уровня интеллектуальной одаренности и гендерных особенностей. Как одаренные, так и ординарные испытуемые показали практически одинаковый процент самоактуализации (1/4 от всей выборки). Следует отметить, что одаренные девушки во всех случаях опережают юношей по креативности. Интересно, что если у одаренных не существует гендерных различий в самоактуализации, то ординарные испытуемые показывают различия в таких самоактуализационных характеристиках, как самопринятие и синергия. Что касается различий в креативности, то сразу же оговоримся, что таковых у ординарных испытуемых не обнаружено в отличие от одаренных; эти показатели не связаны с самоактуализацией.

Яркие показатели творческого мышления демонстрирует группа одаренных подростков. Несколько неожиданным явилось для нас различие в творческих способностях между юношами и девушками: последние опережают юношей по всем показателям теста. Мы

предполагаем, что такое опережение носит временный характер. Скорее всего, имеет место несколько запаздывающее по сравнению с девушками взросление юношей, что связано с локализацией их психических ресурсов в сферах, достаточно отдаленных от творчества (половая зрелость, освоение новых ролей и т.д.). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Василенко А.Ю. Самоактуализация личности как фактор профессиональной вовлеченности субъекта //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1 (8). С. 83-86.

2. Мухтарова А.Х. Понятие самоактуализации в работах отечественных ученых //В сборнике: Конструктивизм в психологии и педагогике. 2017. С. 156-159.

3. Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Психологические границы личности: взросление и культура. М.: Памятники исторической мысли, 2018. 120 c.

4. Шабанова Т.Л., Журба Е.С. Исследование особенностей социального интеллекта у младших школьников в контексте задач возрастного развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26). С. 320-324.

5. Гладков А.В., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26). С. 274-277.

6. Мухтарова А.Х. Проблема самоактуализации личности в исследованиях зарубежных ученых //Инновационная наука. 2017. №8. С. 66.

7. Пичугина Г.А. Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 7. № 4 (25). С. 280-284.

8. Мухамедьяров Р.А. Самоактуализация личности в учебной деятельности: теоретические аспекты //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 7 (51). С. 215-218.

9. Башкирева Т.В., Башкирева А.В. Гендерные различия самоактуализации у субъектов экстремального спорта //Человеческий капитал. 2016. № 10 (94). С. 44-46.

10. Андриенко О.А. К проблеме взаимосвязи воспитания личности и развития коллектива //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2(27). С. 13-17.

11. Кусраева И.М. Самоактуализация студентов в условиях высшего профессионального образования //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. №8 (54). С. 72-75.

12. Петровская М.А. Самоактуализация личности как потребность: мировоззренческие координаты //Ученые записки Российского государственного социального университета. 2008. № 4 (60). С. 181189.

13. Серёдкина А.С. Абнотивность как фактор педагогической готовности к работе с одаренными детьми // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 146-149.

14. Тимощук Н.А., Михелькевич В.Н., Рябинова Е.Н. Междисциплинарная интеграция как метод обеспечения высокой интенсивности обучения одаренных обучающихся // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 252-258.

15. Klinkov G.T. Person-oriented learning as an educational and behavioral paradigm // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 35-37.

16. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в контексте требований концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 103-106.

17. Ильина Е.В., Пытина А.А. Самоактуализация как необходимое условие полноценного развития и социализации личности //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 3. С. 353-356.

Статья поступила в редакцию 08.10.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30)

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.