ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
В.И. Екимова (Москва), С.А. Филиппова (Тула)
Аннотация. Рассматриваются теоретико-прикладные аспекты проблемы гендерных различий: вопросы развития гендерной психологии в нашей стране и за рубежом, актуальность гендерных исследований на современном этапе развития общества. Гендерные различия анализируются как социокультурный феномен, тесно связанный с основными стратегиями развития общества. Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерные стереотипы, психологический пол.
Гендерная психология - наука, рассматривающая различные аспекты социальных и психологических проблем пола, в качестве самостоятельной академической дисциплины появилась в конце XX в.
На Западе гендерные исследования возникли и долгое время развивались в русле психоаналитических идей; проблемы осмысливались разными теоретическими школами и направлениями глубинной психологии (классический и современный психоанализ, лакановский, юнгианский, адлерианский подходы, объект-теории, эго-психология, селф-психология, французская психоаналитическая школа и др.). Сегодня проблема гендерных различий находит отражение в теориях ученых, являющихся представителями самых различных школ и направлений в психологии и смежных науках.
Отечественная психологическая наука пережила длительный период господства идеи равенства полов: их специфика попросту отрицалась. Около двух десятилетий назад в России все же наступило время обращения к проблемам половой дифференциации. Интерес к ним оказался обусловлен не столько тем, что категория пола - сложнейшая психологическая, историко-культурная, социальная и клиническая проблема, сколько тем, что современные требования воспитания и индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета психологической специфики пола.
Актуальность гендерных исследований на современном этапе обусловлена целым рядом социальных феноменов и факторов: изменением полоролевых взаимоотношений в социуме (политика, бизнес, культура, образование), более активным участием женщин в жизни общества, появлением новых, в том числе нетрадиционных, форм брака, увеличением числа разводов в России, обострением проблемы одиночества, ростом числа психических, психосоматических, сексуальных расстройств, в том числе и на почве неадекватной гендерной идентичности [2].
Гендер в психологии рассматривается как фактор, обусловливающий психологические, социальные и культурные различия полов.
В отличие от русского языка, в котором «пол» -единственное слово, отображающее половую принадлежность человека, английский язык имеет для этого два понятия: секс (sex) - пол и гендер (gender) - социальный пол. Разграничение пола и гендера является
фундаментальным, т.к. различия между мужчиной и женщиной обусловливаются преимущественно причинами, не являющимися биологическими, т.е. если пол индивида биологически детерминирован, то гендер является культурно и социально заданным [1].
Гендер в отечественной психологии - это социальный пол, т.е. совокупность социальных и межличностных характеристик человека, устойчиво связываемых в данных общественно-исторических условиях с принадлежностью к мужчинам или женщинам.
Предметом гендерных исследований в отечественной и зарубежной психологии являются проблемы мужчины и женщины, их взаимодействия в изменяющемся мире. Научные исследования помогают осмыслить феномен мужского - женского в интрапсихичес-ком и интерпсихическом смысле, выявить новые тенденции в состоянии и развитии данной проблемы в современном обществе, отражении ее в различных социальных сферах - праве, политике, экономике, образовании, искусстве, институте семьи и т.д.
Гендерные различия как социокультурный феномен проявляются прежде всего в реализации мужчинами и женщинами специфических, присущих каждому конкретному полу способов поведения - так называемых гендерных ролей. На формирование гендерной роли влияют определенные гендерные идеалы и стереотипы, присущие любой культуре. Основанием для реализации мужчиной или женщиной соответствующей гендерной роли является гендерная идентичность личности, на формирование которой также оказывают влияние социальные факторы: культура, семья, сверстники.
Говоря о социальных детерминантах, обусловливающих процесс формирования гендерной идентичности, следует коснуться проблемы гендерных стереотипов, под которыми в психологии понимают упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное, характерное для сферы обыденного сознания представление о полоролевых различиях.
Гендерные стереотипы условно можно разделить на три группы.
Первая группа стереотипов связана с нормативными представлениями о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Мужчины воспринимаются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, неэмоциональные и прогрессивные. О женщинах, напротив,
говорят как о зависимых, кротких, слабых, эмоциональных, чувствительных и суеверных. При этом кросскультурные исследования выявляют специфику гендерных стереотипов, присущих разным культурам: в одних странах (Германия, Малайзия) диф-ференцировка полов резко выражена, в других (Индия, Шотландия) - выражена слабо, в Нигерии такие качества, как заносчивость, грубость, лень, шум-ность относятся к женщинам, что нехарактерно, например, для европейских государств.
Вторая группа - это стереотипы, которые касаются содержания мужского и женского труда. Так, женской сферой деятельности считается обслуживающая, исполнительская. Мужская сфера деятельности - это инструментальная, творческая, организаторская.
Третья группа гендерных стереотипов связана с распределением семейных и профессиональных ролей. Мужские роли - это профессиональные, а женские - семейные.
Исследователи отмечают наличие целого ряда проблем, связанных с содержанием полоролевых стереотипов как регуляторов полоролевого развития и поведения. И.С. Кон пишет, что традиционные стереотипы маскулинности и феминности выражают мужскую точку зрения. Образы «настоящей женщины» и «настоящего мужчины» бессмысленны, каждый из них высвечивает какую-то одну ипостась [4].
Противоречивость образов феминности и маскулинности в современной культуре создает некоторую нормативную неопределенность, подчас вызывая у людей чувство раздражения и тревоги, дискомфорт, споры о феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Все это усложняет и процесс половой социализации подрастающего поколения, поскольку все средовые воздействия (культура, семья, школа, сверстники) преломляют через себя массовые полоролевые и другие стереотипы.
До середины XX в. представления о маскулинно-сти/феминности определялись континуально-альтернативной моделью: чем больше феминности, тем меньше маскулинности и наоборот. Сегодня принято рассматривать маскулинность и феминность не как полюсы одного континуума, а как независимые параметры. Основанием для этого служит концепция андрогинии, разработанная в 1974 г. американским психологом Сандрой Бэм [1, 2].
С целью изучения особенностей гендерной идентичности современных юношей и девушек нами было проведено обследование 174 студентов средних специальных учебных заведений (87 юношей и 87 девушек в возрасте от 16 до 19 лет). В нашем исследовании для определения психологического пола личности мы использовали адаптированный вариант метода «Bern Sex Role Inventory», автором которого является С. Бэм.
Результаты исследования показали численное преобладание андрогинных (обладающих высокими показателями по шкалам маскулинности и фемин-ности) юношей и девушек - 85 человек. По количественному составу к группе андрогинных приближается группа психологически недифференцированных юношей и девушек, обладающих низкими показателями по шкалам маскулинность/феминность, - 74 человека. Выраженность маскулинности и феминнос-ти в группе испытуемых очень низкая: данную группу составили 7 юношей и 5 девушек. У двух юношей и двух девушек был отмечен инверсионный тип гендерной идентичности: маскулинный для девушек и феминный для юношей.
Выявленные показатели обусловлены спецификой данного возрастного этапа и влиянием социально-экономической ситуации, характеризующейся изменением полоролевых взаимоотношений в обществе, более активным участием женщин в жизни общества и рядом других тенденций.
Социально-экономические условия современного общества характеризуются динамичными изменениями социальных ролей и стереотипов, не совпадающих с традиционными представлениями и психологическими установками мужчин и женщин. При этом следование традиционным моделям поведения не является гарантией психологического благополучия ни для мужчин, ни для женщин.
В качестве одной из задач проведенного нами исследования было изучение образов мужчин и женщин в сознании современной молодежи. С этой целью использовался модифицированный вариант «Bern Sex Role Inventory», который позволяет исследовать представления юношей и девушек о лицах своего и противоположного пола.
Полученные данные выявили наличие в представлениях учащихся всех типов половой идентичности: андрогинной, гендерно соответствующей, недифференцированной, инверсионной, однако образы мужчин и женщин в представлениях современных юношей и девушек отличаются от данных, полученных в результате изучения собственных свойств и качеств личности учащихся.
Респонденты считают, что современным мужчинам и женщинам присуще большее количество «маскулинных» и «феминных» качеств и свойств личности, нежели показывают результаты исследования. В представлениях 94 учащихся (40 юношей и 54 девушек) качества личности современных мужчин и женщин соотносятся с их половой принадлежностью, тогда как по методике С. Бэм «маскулинность» и «феминность» выявлены у 12 учащихся (7 юношей и 5 девушек).
Реальные показатели психологической андрогинии и недифференцированности значительно выше, чем в представлениях юношей и девушек.
Инверсионный тип половой идентичности отмечается учащимися в единичных случаях у женщин, тогда как результаты исследования по методике С. Бэм показывает, что инверсионный тип половой идентичности имеет место у 2 юношей и 2 девушек.
В последние годы традиционные представления о мужских и женских гендерных ролях подвергаются все более жесткой критике со стороны ряда авторов, которые подчеркивают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин, служат источником психической и эмоциональной напряженности.
Традиционные стереотипы маскулинного и фемин-ного поведения не соответствуют реальному поведению современных мужчин и женщин. Так, мужчина и женщина могут чувствовать себя комфортно как биологическая особь мужского/женского пола, но их могут не устраивать образцы поведения, соответствующие культурным стереотипам. Мужчины, не принимающие традиционных форм поведения, подвергаются общественному осуждению, что влечет за собой вероятность развития фемифобии, т.е. страха перед проявлением у себя женственности.
Е.П. Ильин отмечает, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем в действительности [3].
В результате проведенного исследования мы получили данные, отражающие степень распространенности в сознании юношей и девушек гендерных схем, характеризующих традиционное, патриархатное мировосприятие. В группе опрошенных исследование типа гендерного сознания показало значительное преобладание неустойчивой и противоречивой гендерной схемы у 85 юношей и 78 девушек.
Гендерная схема, отражающая традиционные гендерные представления, отмечена у 5 девушек, у юношей данный тип не представлен.
Гендерная схема, отражающая эгалитарные гендерные представления, отмечена у 2 юношей и 4 девушек.
Полученные данные говорят о незавершенности процесса полоролевой идентификации в группе испытуемых, а также о безусловном влиянии социокультурных факторов на идентичность личности.
Изменение стереотипов полоролевой идентификации приводит к переосмыслению социального моделирования пола; быстрые темпы изменений, происходящих в стране, не могут не отражаться на общественных процессах и явлениях, в связи с чем возникает необходимость определения новых направлений в изучении влияния социокультурных тенденций развития общества на процесс формирования гендерной идентичности личности.
Литература
1. Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2006. 632 с.
2. Гуревич П.С. Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире // Мир психологии. 2006. № 1. С. 268-277.
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. СПб.: Питер, 2006. 554 с.
4. Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология: Сб. статей. Ростов н/Д: Фе-
никс, 2006. 605 с.
GENDER DIFFERENCES: SOCIAL AND CULTURAL ASPECTS V.I. Ekimova (Moscow), S.A. Filippova (Tula)
Summary. The article describes theoretical and practical visions of gender differences: history and modern problems of foreign and Russian gender studies. The article focuses on the gender aspects of society development, includes such issues as gender identity, gender roles, parental behavior, dealing with post-modern concepts of gender.
Key words: gender identity, gender stereotypes, psychology of sex and gender.