Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЁЖИ'

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
147
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / МОЛОДЁЖЬ / СБЕРЕЖЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ярашева Азиза Викторовна, Аликперова Наталья Валерьевна, Марков Дмитрий Игоревич

Статья посвящена анализу гендерных особенностей при выстраивании молодёжью своих сберегательно-инвестиционных стратегий. Авторами сравниваются результаты двух собственных социологических исследований, осуществленных учёными Института социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской ФНИСЦ РАН (ИСЭПН ФНИСЦ РАН) и Финансового университета при Правительстве РФ; а также учёными ИСЭПН ФНИСЦ РАН и Института психологии РАН. Ряд данных, связанных с выбором сберегательно-инвестиционных моделей поведения россиян, рассмотрены по результатам исследования Аналитического центра НАФИ. В гендерном разрезе рассмотрены такие важные для изучения финансовых стратегий вопросы, как: необходимость и наличие сбережений; способы распоряжения финансами (сначала сберегать, затем тратить, или наоборот); доля дохода, направляемая на сбережения; цели формирования сбережений; умение выстраивать горизонт планирования собственных расходов; виды и цели инвестирования денежных средств. Выявлены отличия в стратегиях молодых мужчин и женщин: при осуществлении сбережений (и постоянстве доли сбережений) - большая хаотичность у девушек, более длинный горизонт планирования и умение распределять свои доходы у юношей; при осуществлении инвестиций: более консервативные безрисковые стратегии у женщин, чем у мужчин, больший гендерный разрыв в выборе инвестиционной стратегии в регионах по сравнению со столичным регионом, а также в мотивах для инвестирования в фондовый рынок. Сделаны выводы о важности понимания потребностей женской молодёжной аудитории при формировании их сберегательно-инвестиционных стратегий для разработки (со стороны финансовых институтов и просветительских организаций) целей повышения уровня финансовой грамотности данной группы населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER DIFFERENCES IN YOUTH SAVINGS AND INVESTMENT STRATEGIES

The article is devoted to analysis of gender characteristics when young people build their savings and investment strategies. The authors compare the results of two own sociological studies carried out jointly by: 1) scientists of the Institute of Socio-Economic Studies of Population of the FCTAS RAS and the Financial University; 2) scientists of the Institute of Socio-Economic Studies of Population of the FCTAS RAS and the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. A number of data related to the choice of savings and investment behaviors of Russians are considered on the results of a study by the NAFI Analytical Center. In the gender context are considered such important issues for the study of financial strategies as: the need and availability of savings; ways to manage finances (first save, then spend, or vice versa); the share of income directed to savings; the goals of savings formation; the ability to build a horizon for planning one's own expenses; types and purposes of investing money. There are identified differences in the strategies of young men and women: when making savings (with constant share of savings) - a greater randomness in women, a longer planning horizon and ability to distribute their income in men; when making investments: more conservative risk-free strategies by women than by men, a much larger gender gap in choosing an investment strategy in regions compared to the capital region, as well as in the motives for investing in the stock market. Conclusions are drawn about the importance of understanding the needs of young women in formation of their savings and investment strategies for development (by financial institutions and educational organizations) of the goals to raise the level of financial literacy of this category of the population.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЁЖИ»

ЭО!: 10.19181/рори1айоп.2022.25.2.13

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЁЖИ

Ярашева А. В.1*, Аликперова Н. В.1,2, Марков Д. И.2

1Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской ФНИСЦ РАН (117218, Россия, Москва, Нахимовский проспект, 32) 2Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 49)

*Е-mail: baktriana@rambler.ru

Для цитирования:

Ярашева А. В., Аликперова Н. В., Марков Д. И. Гендерные различия сберегательно-инвестиционных стратегий молодёжи // Народонаселение.- 2022.- Т. 25.- № 2.- С. 153-165. ЭО1: 10.19181/ population.2022.25.213.

ТЯЯШ Статья посвящена анализу гендерных особенностей при выстраивании молодёжью своих сберегательно-инвестиционных стратегий. Авторами сравниваются результаты двух собственных социологических исследований, осуществленных учёными Института социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской ФНИСЦ РАН (ИСЭПН ФНИСЦ РАН) и Финансового университета при Правительстве РФ; а также учёными ИСЭПН ФНИСЦ РАН и Института психологии РАН. Ряд данных, связанных с выбором сберегательно-инвестиционных моделей поведения россиян, рассмотрены по результатам исследования Аналитического центра НАФИ. В гендерном разрезе рассмотрены такие важные для изучения финансовых стратегий вопросы, как: необходимость и наличие сбережений; способы распоряжения финансами (сначала сберегать, затем тратить, или наоборот); доля дохода, направляемая на сбережения; цели формирования сбережений; умение выстраивать горизонт планирования собственных расходов; виды и цели инвестирования денежных средств. Выявлены отличия в стратегиях молодых мужчин и женщин: при осуществлении сбережений (и постоянстве доли сбережений) — большая хаотичность у девушек, более длинный горизонт планирования и умение распределять свои доходы у юношей; при осуществлении инвестиций: более консервативные безрисковые стратегии у женщин, чем у мужчин, больший гендерный разрыв в выборе инвестиционной стратегии в регионах по сравнению со столичным регионом, а также в мотивах для инвестирования в фондовый рынок. Сделаны выводы о важности понимания потребностей женской молодёжной аудитории при формировании их сберегательно-инвестиционных стратегий для разработки (со стороны финансовых институтов и просветительских организаций) целей повышения уровня финансовой грамотности данной группы населения.

0 гендерные различия, молодёжь, сбережения, инвестиционные стратегии.

© Ярашева А. В., Аликперова Н. В., Марков Д. И., 2022.

В условиях экономической нестабильности актуальность приобрели исследования гендерных различий в финансовой активности населения при формировании и использовании стратегий накопления и инвестирования. Учёные лаборатории гендерных проблем ИСЭПН ФНИСЦ РАН обладают методологией анализа данных вопросов и используют её в своих научных разработках [1-4]. Интерес вызывает гендерная дифференциация экономических стратегий молодёжи — социально-демографической группы, которой принадлежит в ближайшем будущем первенство в использовании услуг финансового рынка.

Разработанность темы и методология исследования

Современные тренды в финансовой активности населения в таких её видах, как сбережения и инвестиции, рассматриваются в научных публикациях с точки зрения: влияния экономических ожиданий на поведение человека [5], трудовых стратегий, как источника получения доходов и возможностей эффективного вложения полученных денежных средств [6]; принадлежности к определённой социальной и возрастной группе населения. Исследования, посвящённые гендерным различиям в экономической деятельности человека в России [7] и за рубежом [8], выделяют психологические (эмоциональные) отличия мужчин и женщин при принятии финансового (инвестиционного) решения. Половозрастные различия, как доказывают исследователи, оказывают существенное влияние на цели сбережений и инвестиций; при этом необходим и учёт взаимосвязи модели поведения с уровнем финансовой грамотности изучаемой группы населения [9]. Отношение молодёжи к деньгам, способам их получения, сохранения [10] и удачного вложения [11], подходы к оценке собственного благополучия [12], а также монетарные установки студентов в условиях нестабильного развития экономики [13] постоянно привле-

кают внимание ученых. Инвестиционное поведение молодёжи напрямую отображает её финансовую грамотность [14] и навыки анализа рынка. Вовлекаясь в инвестиционный процесс, юноши и девушки интересуются разными финансовыми инструментами. Однако, как показывают публикации, активным инвестированием занимается только незначительная часть молодёжи, большая же её часть пассивно хранит свои сбережения в наличной форме или на банковском депозите [15], и исследовательский интерес вызывает поиск причин такого поведения. Гендерную дифференциацию выделяют учёные и при рассмотрении уровня финансовой грамотности молодёжи [16].

Гендерные различия в сберегательно-инвестиционных стратегиях молодёжи изучены на основе систематизации и сравнения материалов, полученных в результате двух авторских социологических исследований: первое — ИСЭПН ФНИСЦ РАН и Финансового университета при Правительстве РФ; второе — ИСЭПН ФНИСЦ РАН и Института психологии РАН. Данные, касающиеся способов распоряжения финансами и целей сбережения, анализируются с помощью информации Аналитического центра НАФИ. В первом социологическом исследовании (Исследование 1), проведённом в начале 2021 г., ставилась цель изучить тенденции в установках и моделях поведения российской молодёжи на финансовом рынке, а также факторы, их обусловливающие1. В рамках второго исследования (Исследование 2), осуществлённого в середине 2021 г., также выяснялись мотивы и стратегии финансо-

1 К анкетному опросу были привлечены 694 представителя молодежной аудитории в возрасте от 14 до 35 лет из Москвы, Московской области (МО) и других регионов (49% и 51% соответственно). Что касается социально-демогра-

фических характеристик полученной выборочной совокупности, то 54% респондентов- женского пола, 46%- муж-

ского; 12% в возрасте 14-17 лет, 62%- 18-25 лет и 26%-26-35 лет. Каждые 6 из 10 опрошенных имели средне-специальное, неполное высшее и высшее образование; 78% оценили материальное положение семей, в которых они проживают, как удовлетворительное, среднее (могут позволить себе покупку еды и одежды за исключением товаров длительного пользования- 39%, аналогичное количество, могут позволить себе и товары длительного пользования, но не дорогостоящие вещи).

вого поведения, при этом акцент был сделан на психологические особенности при выборе экономического решения2.

Необходимость и наличие сбережений

За последние 10 лет доля россиян, которые считают, что откладывать часть дохода и делать сбережения не нужно, сократилась с 53% до 37%3. За период 2011-2021 гг. практически исчезли различия в сберегательном поведении жителей разных регионов. Опрос молодежи в Исследовании 1 показал: гендерные отличия в меньшей степени заметны у молодых жителей Москвы и МО, в отличие от представителей других регионов России (рис. 1).

ний (либо не имеют для этого возможности), чем мужчины.

Способы распоряжения финансами

Существуют, как известно, три основных способа распоряжения финансами: сначала отложить часть дохода, а затем потратить оставшиеся деньги на текущие нужды; сначала потратиться на повседневные нужды, а остаток средств отложить «про запас»; и потратить весь доход, ничего не сберегая на будущее. Доля россиян, придерживающихся первого способа, за период с 2011 по 2021 г. увеличилась в полтора раза (с 12% до 19%). Выросла и доля тех, кто сначала расходует

100%

75%

50%

25%

0%

В целом по выборке

Мужчины Женщины

Москва и Московская область

□ Да □ Нет

Мужчины Женщины

Другие регионы

Рис. 1. Распределение ответов молодежи на вопрос «Имеете ли Вы сбережения?», в % от опрошенных в целом по выборке и полу в зависимости от региона проживания

Fig. 1. Distribution of youth responses to the question «Do you have savings?», in % of respondents in the whole sample and by gender, depending on the region of residence Источник: составлено авторами.

Представительницы женского пола, часть полученных средств на удовлетво-проживающие не в московском регионе, рение текущих нужд, а остаток пытается менее склонны к осуществлению накопле- сберегать (с 32% до 40%). Низкий уровень

--доходов заставляет практически каждого

второго россиянина (43%) тратить все заработанные деньги на текущие нужды4. Последняя установка больше характерна

2 Опрошено 95 респондентов, проживающих в Москве, средний возраст которых составил 24 года (22%- мужского, и 78%- женского пола). Более 70% имеют образование выше среднего специального; каждый второй может позволить себе приобрести основную бытовую технику, но не автомобиль.

3 Аналитический центр НАФИ.- URL: https://nafi.ru/ analytics/snachala-otlozhit-potom-potratit-za-10-let-rossiyane-nauchilis-gramotnee-rasporyazhatsya-svoimi-deng/ (дата обращения: 03.02.2022).

4 Только каждый пятый россиянин откладывает деньги с зарплаты // Аналитический центр НАФИ.— URL: https://nafi.ru/analytics/tolko-kazhdyy-pyatyy-rossiyanin-otkladyvaet-dengi-s-zarplaty/ (дата

обращения: 27.10.2021).

для молодёжной аудитории, чем для более старшей по возрасту (табл. 1.), что обусловлено не столько ответственным от-

Если сравнивать эти данные с результатами авторских исследований, то можно увидеть, что практика формирования сбережений среди молодёжи в начале 2021 г. несколько изменилась. Согласно результатам опроса в Исследовании 1, каждый второй респондент в возрасте от 18 до 35 лет, проживающий в Московском регионе, предпочитает сначала откладывать определённую сумму денег, а остаток тратить на свои нужды, и лишь 17% сначала тратят деньги, а что остается — накапливают, при этом 28% респондентов не всегда имеют четкую стратегию. Девушки по сравнению с юношами демонстрировали не имеющие постоянства модели сбережения.

Доля дохода, направляемая на сбережения

Опрос молодёжи показал явные ген-дерные отличия в стратегиях относительно той части (доли) доходов, которую откладывают в качестве сбережений. Мужчины отличаются более четким планированием и откладывают в среднем пример-

ношением к сбережениям, сколько меньшими статьями расходов (особенно, если они проживают совместно с родителями).

но 10-20% от своего дохода (26% — в Москве и МО, 32% — в других регионах). Как видно на рис. 2, женщины оказались менее стабильны, их стратегия формирования сбережений в большинстве своем носит хаотичный характер (40% в Москве и МО, 44% в других регионах). Данный факт может быть связан с особенностями жизнедеятельности представительниц женского пола, когда в их задачи входит большое количество вопросов, связанных с ежедневными потребительскими (чаще чем у мужчин под воздействием эмоций) тратами, поэтому и доля, отводимая на сбережения не всегда стабильна, в некоторых случаях, накопления в какой-то месяц могут и вовсе отсутствовать.

Формирование ежемесячных сбережений напрямую связано с горизонтом планирования и умением распределять имеющиеся средства. Согласно данным табл. 2 (результаты опроса Исследований 1 и 2), видно, что сбережений, сформированных представителями мужской аудитории, хватит, чтобы прожить на них более долгое время, чем у женской.

Таблица 1

Практики распоряжения доходами по возрастным группам в % от опрошенных в 2020 году

Table 1

Income management practices by age group in % of respondents in 2020

Возрастная группа «Стараемся сначала что-то отложить, а остальные деньги тратим на текущие нужды» «Тратим деньги на текущие нужды, а что остается - откладываем»

18-24 года 20 39

25-34 года 19 42

35-44 года 18 40

45-59 лет 17 39

60 лет и старше 18 35

Источник: НАФИ. — URL: https://nafi.ru/analytics/tolko-kazhdyy-pyatyy-rossiyanin-otkladyvaet-dengi-s-zarplaty/ (дата обращения: 30.01.2022).

s в ! § в ю Я |

wrnrn^................

5 Идо 2о2 « 2 Ч 2%\ЧЧЧЧ\ЧЧЧ\Ч^Ч\ЧЧЧЧ\ЧЧЧ\ЧЧЧЧ\ЧЧЧ\ЧЧЧЧ\ЧЧЧ\ЧМ 40%

^ g Женщины

3 X § Мужчины

I- е а е и

Женщины а п ggggj^^AAAAAAAAAJ 19% 't't'/'t^9%

0% 10% 20% 30% 40% 50% И Нисколько не откладываю Н Сбережения хаотичны ^ До 10% 0 Около 10-20% б Треть дохода Ш Половину дохода

Рис. 2. Распределение ответов молодежи на вопрос «Какую примерно долю дохода Вы откладываете ежемесячно?», в % от опрошенных в целом по выборке и полу в зависимости от региона проживания

Fig. 2. Distribution of youth responses to the question «What is approximately the share of income you save monthly?», in % of respondents in the whole sample and by gender, depending on the region of residence Источник: составлено авторами по результатам исследований.

Таблица 2

Ответы на вопрос «Как долго Вы могли бы прожить на имеющиеся у Вас деньги и сбережения при отсутствии дальнейших заработков (при потере дохода/заработка)?» в %

Table 2

How long could you live on the money and savings you have in the absence of further earnings (in case of loss of income/earnings)? in %

Период Исследование 1 Исследование 2

Все Мужчины Женщины Все Мужчины Женщины

До 1 месяца 31,5 16,0 43,9 38,6 33,3 40,2

От 1 до 3 месяцев 28,5 26,1 30,5 28,3 33,3 26,8

От 3 месяцев до полугода 16,2 21,0 12,4 14,2 3,3 17,5

От полугода до одного года 10,0 13,0 7,7 9,4 20,0 6,2

Более одного года 13,7 23,9 5,5 9,4 10,0 9,3

Всего 100 100 100 100 100 100

Источник: составлено авторами по результатам исследований.

На свои сбережения в случае потери работы, мужчины смогут прожить от 3-х месяцев до одного года. В частности, ответ «более одного года» выбрали почти 24% мужчин против 5,5% женщин, тогда как объёма сбережений, рассчитанных на «безработную» жизнь, сформированных женщинами, хватит всего на 1 месяц, и таких почти половина женщин. Если сравнить данные в целом по выборке, полученные в Исследованиях 1 и 2, то разницы почти нет. Но при рассмотрении ре-

зультатов отдельно по юношам и девушкам, можно заметить, что представители мужского пола, принимавшие участие во втором исследовании, гораздо чаще отмечали, что средств им хватит только на 1 месяц в случае потери дохода. Молодые представительницы женского пола больше склонны жить одним днем нежели мужчины (почти 39% против 18%), у мужчин финансовый план в большинстве случаев расписан на годы вперед — почти 24% против 4% женщин (табл. 3).

Таблица 3

Ответы на вопрос «На какой срок Вы определяете для себя финансовый план?» в %

Table 3

For how long do you define your financial plan? in %

Срок планирования Исследование 1 Исследование 2

Все Мужчины Женщины Все Мужчины Женщины

Живу одним днем 29,5 18,1 38,9 19,7 20,0 19,6

Сформулированы цели и план на ближайший год 57,6 58,3 57,0 74,0 66,7 76,3

План расписан на годы вперед 12,9 23,6 4,1 6,3 13,3 4,1

Всего 100 100 100 100 100 100

Источник: составлено авторами по результатам исследований.

Если говорить о наличии финансового плана и его сроках (периоде планирования) в Исследовании 2, то цифры совпадают с данными Исследования 1 в той части, где речь идет о большом сроке планирования: женщины менее склонны расписывать финансовый план на годы вперед в отличии от мужчин (4,1% против 13,3%). А вот «жизнь мотылька» одним днем в одинаковой мере часто выбирали и юноши, и девушки (соответственно 20,0%, и 19,6%) из второго исследования.

Цели сбережений

По данным НАФИ5, опубликованным в декабре 2021 г., за последние 10 лет в целом россияне стали чаще копить «про за-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Данные были получены в ходе всероссийских репрезентативных опросов, проведенных с разницей в 10 лет по аналогичной выборке из 1б0о человек в возрасте 18+ в 53 регионах России.

пас» и «на старость»6. Доля откладывающих «про запас» возросла от 29% россиян в 2011 г. до 44% в 2021 году. Больше внимания стали уделять и откладыванию «на старость»: 18% в 2011 г. и 26% в 2021 году.

Среди целей для личных сбережений у молодежи в авторском опросе выявлено: женщины больше откладывают на «черный день»: 36% в Москве и МО и 50% в других регионах, против 28% и 34%, соответственно, среди мужчин (табл. 4).

Это связано, прежде всего, с обеспечением текущих потребностей у женщин, тогда как мужчины больше сосредоточены на целях, связанных с долгосрочным планированием. Одна из причин длинного горизонта планирования — сбережения для дальнейшего инвестирования в инструменты фондового рынка, открытия (расширения) бизнеса, «на старость».

6 Аналитический Центр НАФИ.- URL: https://nafi.ru/ analytics/za-10-let-rossiyane-stali-chashche-kopit-pro-zapas-i-na-starost/ (дата обращения: 03.02.2022).

Таблица 4

Ответы молодёжи на вопрос «Выделите главные цели для личных сбережений в настоящее время», в % от опрошенных в целом по выборке и полу в зависимости от региона проживания (не более 3-х вариантов ответа)

Table 4

Distribution of youth answers to the question "Identify the main goals for personal savings at the moment", in % of respondents in the whole sample and by gender, depending on the region of residence (no more than 3 possible answers)

Цели сбережений В целом по выборке Москва и Московская область Другие регионы

Мужчины Женщины Мужчины Женщины

Покупка недвижимости 38 37 37 54 25

Покупка автомобиля 14 16 16 20 5

На «черный день» 37 28 36 34 50

На получение образования 23 15 27 15 37

На крупные покупки/мероприятия 21 17 29 11 26

На лечение 14 6 11 15 25

На старость 12 22 4 20 4

На открытие/расширение бизнеса 12 24 8 14 4

С целью дальнейшего инвестирования в инструменты фондового рынка 25 40 14 41 7

На отдых, развлечения 34 21 49 19 43

Не считаю нужным откладывать деньги на что-либо 1 1 1 1 0

Откладываю, но пока не решил, на что потратить 16 16 15 14 20

Источник: составлено авторами по результатам исследования.

Инвестиционные стратегии

Исследование 1 показало: юношей, вносящих свои средства в инструменты фондового рынка в Москве и МО в 3 раза больше, чем девушек (61% против 20%). Тендерный разрыв в регионах еще больший — 52% против 8%. Данный факт обусловлен

и тем, что практики инвестирования в регионах менее распространены. Как показали результаты опроса в Исследовании 2, на вопрос о безопасности инвестирования женщины в меньшей степени считают данную практику безопасной и сопряженной с разного рода рисками (табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов молодёжи на вопрос «Насколько безопасно, на Ваш взгляд, сегодня в России заниматься инвестициями с точки зрения соблюдения прав инвесторов?» в %

Table 5

Distribution of young people's answers to the question "How safe, in your opinion, is it to invest in Russia today from the point of view of respecting the rights of private investors?" in %

Мнение респондентов Мужчины Женщины

Абсолютно не безопасно 9,6 2,7

Скорее не безопасно 33,3 44,6

Скорее безопасно 33,3 47,3

Достаточно безопасно 23,8 5,4

Всего 100 100

Источник: составлено авторами по результатам Исследования 2.

Самый популярный ответ, отражающий причины отсутствия опыта в инвестировании, заключается в сложности разобраться в инструментах фондового рынка и возможностях их использования. Среди женщин, отметивших данный факт, 40% в Москве и МО и 44% в регионах. При этом примечательно, что в большинстве своём молодые люди доверяют данному виду инвестирования: доля тех, кто не ин-

вестирует по причине недоверия инструментам фондового рынка, крайне низка 2% (мужчины) и 6% (женщины) в Москве и МО и 7% (мужчины), и 5% (женщины) в регионах (табл. 6). При этом 16% женщин в регионах отмечают, что для инвестирования в фондовый рынок нужны большие деньги, а, как известно, в регионах уровень доходов ниже, чем в Москве и МО.

Таблица 6

Распределение ответов молодежи на вопросы о видах и цели инвестирования в %

Table 6

Distribution of youth answers to questions about the types and purpose of investment in %

Виды и цели инвестирования В целом по выборке Москва и Московская область Другие регионы

Мужской Женский Мужской Женский

Инвестируете ли Вы в инструменты фондового рынка (акции, облигации и т.п.)? Если нет, то почему?

Да, инвестирую 35 61 20 52 8

Нет интереса к инвестированию 12 13 14 5 16

Нет, т.к. мне сложно в этом разобраться; 29 5 40 24 44

Нет, т.к. для этого нужны большие деньги 11 11 11 5 16

Нет, т.к. я не доверяю инструментам фондового рынка 5 2 6 7 5

Нет, т.к. предпочитаю инвестиционные инструменты, не связанные с фондовым рынком 4 4 5 5 3

Нет, т.к. знаю о несовершенстве законодательства в этой сфере 5 5 4 1 8

Что подтолкнуло Вас к инвестированию, какова Ваша цель? (Из тех, кто инвестирует)

Получить первый опыт 44 45 47 38 62

Получать в будущем пассивный доход в виде дивидендов и за счет роста стоимости ценных бумаг 88 84 85 92 92

Попытаться зарабатывать регулярно на спекулятивных сделках 20 18 15 28 8

Это сейчас модно и популярно, решил попробовать тоже 4 6 6 3 0

Появились деньги - решил попробовать 18 18 26 13 31

В какие инструменты фондового рынка Вы инвестируете? (Из тех, кто инвестирует)

Акции российских компаний 83 86 80 79 85

Акции иностранных компаний 81 84 86 79 54

Облигации федерального займа (ОФЗ) 39 37 43 36 54

Иностранные облигации 13 16 23 3 23

Опционы и фьючерсы 10 14 6 5 15

Точно не могу сказать, не занимаюсь лично инвестированием, открыл ИИС на доверительном управлении 2 2 3 0 8

Индексные фонды 42 45 26 49 23

Источник: составлено авторами по результатам Исследования 1.

Основными мотивами для инвестирования в фондовый рынок для молодых инвесторов послужили: 1) возможность получать в будущем пассивный доход, и таких около 85%, проживающих в Москве и МО, и 92%, проживающих в регионах; 2) получение первого опыта инвестирова-ния—45% и 47% в Москве и области, 38% и 62% — в регионах. Примечательно, что таких женщин в регионах большинство, что свидетельствует о возрастающем интересе к данному инструменту и (если есть возможность) о готовности его использовать в будущем.

Подтверждают такую психологическую особенность женщин-инвесторов, как низкая склонность к риску (женщины тщательнее взвешивают каждое инвестиционное решение и предпочитают акции надежных компаний, которые показывали хорошую доходность на протяжении последних нескольких лет7) и другие российские исследования. Так, по итогам опроса инвестиционного сервиса Тинь-кофф Банка «Тинькофф Инвестиции», большинство женщин-инвесторов в России (57%) не очень любят рисковать, но и не отказываются от риска полностью, а явную склонность к риску выказывали лишь 25% россиянок (их доля практически не меняется в зависимости от того, есть ли в их семьях дети). Среди женщин наиболее популярна стратегия «купи и держи», её придерживаются около 87% опрошенных. Большой доле (41%) инвесторов-женщин— от 28 до 38 лет8. В общих чертах эти исследования подтверждают выводы авторских социологический опросов.

Заключение

Результаты исследований выявили в целом положительный вектор в сторону формирования сбережений среди молодёжи

7 Как инвестируют женщины // БКС Мир инвестиций.-URL: https://bcs.ru/blog/kak-investiruyut-zhenshchiny (дата обращения: 12.03.2022).

8 «Тинькофф» составил портрет российской женщины-инвестора // РБК.-URL: https://quote.rbc.ru/news/ article/6042640e9a7947308ed38ace (цата обращения: 14.03.2022).

и интереса к инвестиционным стратегиям. В частности, рост интереса к инструментам фондового рынка как среди мужчин, так и возрастающую тенденцию среди представительниц женского пола. Но для реализации инвестиционных стратегий существует ряд барьеров: отсутствие необходимых знаний о возможностях фондового рынка, небольшой размер располагаемых денежных средств у молодёжи, не позволяющий извлекать не только высокий доход, но и формировать сбережения.

Повышение уровня финансовой грамотности молодёжи, ее сберегательной и инвестиционной активности даст в дальнейшем долгосрочные источники финансирования российской экономики. Для разработки рекомендаций по совершенствованию навыков и компетенций при принятии финансовых решений, а также формированию персонализированных предложений с целью привлечения данной группы на финансовый рынок, необходим учёт гендерных различий. Так, например, разные текущие финансовые потребности в сочетании с семейными обязанностями затрудняют для женщин накопление достаточных средств, в том числе для «спокойной» старости; часто женщины тратят гораздо больше денег на семью и детей, чем мужчины. Для привлечения молодых женщин к инвестированию и, как следствие, возможности получения финансовых вознаграждений для себя и других участников экономического рынка, представителям финансовых институтов, организаций, регулирующих органов, следует обратить внимание на данную социально-демографическую группу и формировать персонализированные рекомендации.

Что касается повышения финансовой грамотности молодёжной женской аудитории, то важен акцент на использовании более эмоционального, «человеческого» языка о преимуществах инвестирования. Контент, более свободный от «профессионального жаргона», будет иметь большое значение для того, чтобы женщины чувствовали себя менее отчуждёнными и ре-

шили проблему их относительно низкой финансовой уверенности. Женщины боятся «разоблачения» в недостатке знаний

об инвестировании и финансах в целом, и этот страх влияет на их взаимодействие с финансовыми консультантами.

Литература и Интернет-источники

1. Римашевская, Н.М. Гендерные аспекты социально-экономической трансформации в России / Н. М. Римашевская // Народонаселение.— 2000.— № 2. — С. 6-16.

2. Римашевская, Н.М. Гендерные асимметрии в современной России / Н. М. Римашевская // Народонаселение.— 2010.— № 3(49). — С. 4-18.

3. Римашевская, Н.М. Инновации, реформы и логика гендерного воспроизводства / Н. М. Римашевская // Женщины России XXI век гендерные исследования. Российская академия наук.—Москва : ИСЭПН РАН, Научный совет по проблемам гендерных отношений, 2016.— С. 9-20.

4. Хоткина, З. А. Гендерные проблемы в России и методология их анализа / З. А. Хоткина,

B. Г. Доброхлеб, Н. Е. Русанова // Народонаселение.— 2018. — Т. 21.— № 4. — С. 135-149. DOI: 10.26653/1561-7785-2018-21-4-12.

5. Александрова, О. А. Влияние экономических ожиданий на финансовое поведение российского населения / О. А. Александрова, А. В. Ярашева // Вопросы статистики. — 2016.— № 5.—

C. 70-79.

6. Аликперова, Н. В. Мотивация трудового поведения молодежи как возможности для реализации финансовых стратегий / Н. В. Аликперова, А. В. Ярашева, К. В. Виноградова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.— 2019.—Т. 12.— № 1.—С. 226240. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.14.

7. Ярашева, А.В. Гендерные различия финансового поведения населения / А. В. Ярашева, Н. В. Аликперова // Народонаселение.— 2020.—Т. 23.— № 2. — С. 51-60. DOI: 10.19181/ population.2020.23.2.5.

8. Van, Anh Hoang. Gender-specific differences in the financial decision-making behavior / Anh Hoang Van. — Munich : GRIN Verlag, 2015.— 77 p. ISBN 978-3-668-19123-5.

9. Малкина, М.Ю. Взаимосвязь финансовой грамотности в сфере цифровых технологий и личностных характеристик российских студентов: гендерный аспект / М. Ю. Малкина, Д. Ю. Ро-гачев // Женщина в российском обществе.— 2018.— № 3(88). — С. 104-115. DOI: 10.21064/ WinRS.2018.3.10.

10. Марков, Д.И. Сбережения молодежи: предпочтения и намерения молодых москвичей / Д. И. Марков // Сбережение населения России: здоровье, занятость, уровень и качество жизни. Материалы международной научно-практической конференции «IV Римашевские чтения» (Москва, 30 марта 2021 г.).—Москва : ФНИСЦ РАН, 2021.—С. 124-127.

11. Евдокимова, А. С. Психолого-экономические аспекты отношения к деньгам студенческой молодежи (на примере обучающихся Забайкальского края) / А. С. Евдокимова // Психология и психотехника.— 2019.— № 4. — С. 57-65. DOI: 10.7256/2454-0722.2019.4.31397.

12. Радаев, В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ / В. В. Радаев // Социологические исследования.— 2018.— № 3. — С. 15-33. DOI: 10.7868/ S0132162518030029.

13. Аликперова, Н. В. Монетарные установки молодежи в условиях социально-экономической нестабильности / Н. В. Аликперова // Уровень жизни населения регионов России.— 2021.— Т. 17.— № 3. — С. 372-381. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.3.7.

14. Багрянская, Е. С. Проблема воспитания культуры рационального управления финансами среди молодежи / Е. С. Багрянская / Промышленное развитие России: проблемы, перспективы. Сборник статей по материалам XVIII Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов (Нижний Новгород, 12 ноября 2020 г.). — Нижний Новгород : Мининский университет, 2021. — С. 16-20.

15. Афанасьев, М.В. Особенности инвестиционного поведения населения в современных условиях (на примере молодёжи и студенчества) / М. В. Афанасьев, Т. М. Вахитова // Казанский экономический вестник.— 2020.— № 6(50). — С. 27-31.

16. Yu, K. — M. Gender Differences in Financial Literacy Among Hong Kong Workers / K. — M. Yu, А. М. Wu, W. — S. Chan, K. — L. Chou // Educational Gerontology. — 2015.—Vol. 41. — Iss. 4. — P. 315326.

Сведения об авторах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЯрашеваАзизаВикторовна, д.э.н., проф., проф. РАН, зав. лабораторией, Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научного исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия. Контактная информация: e-mail: baktriana@rambler.ru; ORCID: 0000 - 0002-6041-7700; Researcher ID Web of Science: A-9976-2017; Scopus Author ID: 57197810090; РИНЦ Author ID: 519466.

Аликперова Наталья Валерьевна, к.э.н., ведущий научный сотрудник, Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научного исследовательского социологического центра Российской академии наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

Контактная информация: e-mail: natalie_danilina@mail.ru; ORCID: 0000-0002-5028-078X; Researcher ID Web of Science: S-1899-2018; Scopus Author ID: 57215341618; РИНЦ Author ID: 754213. Марков Дмитрий Игоревич, зам. зав. учебно-научной социологической лабораторией Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве России; аналитик НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, , Москва, Россия. Контактная информация: e-mail: dimarkov@fa.ru ORCID: 0000-0001-9380-0506; Researcher ID Web of Science: AAU-9797-2021; Scopus Author ID: 57219125459; РИНЦ Author ID: 1076893.

DOI: 10.19181/population.2022.25.2.13

GENDER DIFFERENCES IN YOUTH SAVINGS AND INVESTMENT STRATEGIES

Aziza V. Yarasheva1*, Natalia V. Alikperova12, Dmitry I. Markov2

1Institute of Socio-Economic Studies of Population of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (32 Nakhimovsky prospect, Moscow, Russian Federation, 117218) 2Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky prospect, Moscow, Russian Federation, 125993)

*Е-mail: baktriana@rambler.ru

For citation:

Yarasheva A. V., Alikperova N. V., Markov D. I. Gender differences in youth savings and investment strategies. Narodonaselenie [Population]. 2022. Vol. 25. No. 2. P. 153-165. DOI: 10.19181/ population.2022.25.2.13. (in Russ.)

AbStTOBt. The article is devoted to analysis of gender characteristics when young people build their savings and investment strategies. The authors compare the results of two own sociological studies carried out jointly by: 1) scientists of the Institute of Socio-Economic Studies of Population of the FCTAS RAS and the Financial University; 2) scientists of the Institute of Socio-Economic Studies of Population of the FCTAS RAS and the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. A

number of data related to the choice of savings and investment behaviors of Russians are considered on the results of a study by the NAFI Analytical Center. In the gender context are considered such important issues for the study of financial strategies as: the need and availability of savings; ways to manage finances (first save, then spend, or vice versa); the share of income directed to savings; the goals of savings formation; the ability to build a horizon for planning one's own expenses; types and purposes of investing money. There are identified differences in the strategies of young men and women: when making savings (with constant share of savings) — a greater randomness in women, a longer planning horizon and ability to distribute their income in men; when making investments: more conservative risk-free strategies by women than by men, a much larger gender gap in choosing an investment strategy in regions compared to the capital region, as well as in the motives for investing in the stock market. Conclusions are drawn about the importance of understanding the needs of young women in formation of their savings and investment strategies for development (by financial institutions and educational organizations) of the goals to raise the level of financial literacy of this category of the population.

tfldm gender differences, youth, savings, investment strategies.

References and Internet sources

1. Rimashevskaya N. M. Gendernyje aspekty social'no-ekonomicheskoj transformatsii v Rossii [Gender aspects of the socio-economic transformation in Russia]. Narodonaselenie [Population]. 2000. No. 2. P. 6-16. (in Russ.)

2. Rimashevskaya N. M. Gendernye asimmetrii v sovremennoj Rossii [Gender asymmetries in modern Russia]. Narodonaselenie [Population]. 2010. No. 3(49). P. 4-18. (in Russ.)

3. Rimashevskaya N. M. Innovatsii, reformy i logika gendernogo vosproizvodstva [Innovations, reforms and the logic of gender reproduction]. Zhenshchiny Rossii 21 vek gendernyje issledovaniya. [Women of Russia. 21st Century. Gender Studies]. ISEPN RAN [Institute of Socio-Economic Studies of Population RAS, Scientific Council on Gender Relations]. Moscow. 2016. P. 9-20. (in Russ.)

4. Khotkina Z. A., Dobrokhleb V. G., Rusanova N. E. Gendernyje problemy v Rossii i metodologiya ih analiza [Gender problems in Russia and methodology of their analysis]. Narodonaselenie [Population]. 2018. Vol. 21. No. 4. P. 135-149. DOI: 10.26653/1561-7785-2018-21-4-12. (in Russ.)

5. Aleksandrova O. A., Yarasheva A. V. Vliyanije ekonomicheskih ozhidanij na finansovoje povedenije rossijskogo naseleniya [The impact of economic expectations on the financial behavior of the Russian population]. Voprosy statistiki [Statistical Issues]. 2016. No. 5. P. 70-79. (in Russ.)

6. Alikperova N. V., Yarasheva A. V., Vinogradova K. V. Motivatsiya trudovogo povedeniya molodezhi kak vozmozhnosti dlya realizacii finansovyh strategij [Motivating young people's labor behavior as an opportunity for implementing financial strategies]. Ekonomicheskije i sotsial'nyje peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast]. 2019. Vol. 12. No. 1. P. 226-240. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.14. (in Russ.)

7. Yarasheva A. V., Alikperova N. V. Gendernyje razlichiya finansovogo povedeniya naseleniya [Gender differences in financial behavior of population]. Narodonaselenie [Population]. 2020. Vol. 23. No. 2. P. 51-60. DOI: 10.19181/population.2020.23.2.5. (in Russ.)

8. Van Anh Hoang. Gender-Specific Differences in the Financial Decision-Making Behavior. Munich. GRIN Verlag. 2015. 77 p. ISBN 978-3-668-19123-5.

9. Malkina M. Yu., Rogachev D. Yu. Vzaimosvyaz' finansovoj gramotnosti v sfere tsifrovyh tekhnologij i lichnostnyh harakteristik rossijskih studentov: gendernyj aspekt [Interrelation of financial literacy in the sphere of digital technologies with personal characteristics of Russian students: gender aspect]. Zhenshchina v rossijskom obshchestve [Woman in Russian Society]. 2018. No. 3(88). P. 104115. DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.10. (in Russ.)

10. Markov D. I. Sberezheniya molodezhi: predpochteniya i namereniya molodyh moskvichej [Savings of young people: preferences and intentions of young Muscovites]. Sberezhenije naseleniya Rossii:

zdorov'je, zanyatost', uroven' i kachestvo zhizni. materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. IV Rimashevskie chteniya [Saving Russian Population: Health, Employment, Standards and Quality of Life. Proceedings of the international scientific and practical conference IV Rimashevskaya Readings]. Moscow, 30 March 2021]. Moscow. FNISTs RAN [Federal Center of Theoretical and Practical Sociology RAS]. 2021. P. 124-127. (in Russ.)

11. Evdokimova A. S. Psihologo-ekonomicheskije aspekty otnosheniya k den'gam studencheskoj molodezhi (na primere obuchayushchihsya Zabajkal'skogo kraya) [Psychological and economic aspects of the attitude to money of students (on the example of students in Zabaykalsky Krai)]. Psihologiya i psihotekhnika [Psychology and Psychotechnics]. 2019. No. 4. P. 57-65. DOI: 10.7256/2454-0722.2019.4.31397. (in Russ.)

12. Radaev V. V. Millenialy na fone predshestvuyushchih pokolenij: empiricheskij analiz [Millenials compared to previous generations: an empirical analysis]. Sotsiologicheskije issledovaniya [SociologicalStudies]. 2018. No. 3. P. 15-33. DOI: 10.7868/ S0132162518030029. (in Russ.)

13. Alikperova N. V. Monetarnyje ustanovki molodezhi v usloviyah sotsial'no-ekonomicheskoj nestabil'nosti [Monetary attitudes of young people in conditions of socio-economic instability]. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii [Living Standard of the Population in the Regions of Russia]. 2021. Vol. 17. No. 3. P. 372-381. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.3.7. (in Russ.)

14. Bagryanskaya E. S. Problema vospitaniya kul'tury ratsional'nogo upravleniya finansami sredi molodezhi [The problem of fostering a culture of rational financial management among young people]. Promyshlennoje razvitije Rossii: problemy, perspektivy. sbornik statej po materialam 18 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii prepodavatelej vuzov, uchenyh, spetsialistov, aspirantov, studentov. [Industrial Development of Russia: Problems, Prospects. Proceedings of the XVIII international scientific and practical conference of university teachers, scientists, specialists, postgraduates, students]. Mininskiy universitet [Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University]. Nizhny Novgorod. 2021. P. 16-20. (in Russ.)

15. Afanasyev M. V., Vakhitova T. M. Osobennosti investitsionnogo povedeniya naseleniya v sovremennyh usloviyah (na primere molodezhi i studenchestva) [Formation of the investment behavior of population in modern conditions (on the example of youth and students)]. Kazanskij ekonomicheskij vestnik [Kazan Economic Vestnik]. 2020. No. 6 (50). P. 27-31. (in Russ.)

16. Yu K. — M., Wu А. М., Chan W. — S., Chou K. — L. Gender differences in financial literacy among Hong Kong workers. Educational Gerontology. 2015. Vol. 41. Iss. 4. P. 315-326.

Information about the authors:

Yarasheva Aziza Viktorovna, Doctor of Economics, Full Professor, Institute of Socio-Economic Studies of Population of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.

Contact information: e-mail: baktriana@rambler.ru; ORCID: 0000-0002-6041-7700; Researcher ID Web of Science: A-9976-2017; Scopus Author ID: 57197810090; Elibrary Author ID: 519466.

Alikperova Natalia Valerievna, Candidate of Economics, Leading Researcher, Institute of Socio-Economic Studies of Population of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences; Assistant Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Contact information: e-mail: natalie_danilina@mail.ru; ORCID: 0000-0002-5028-078X; Researcher ID Web of Science: S-1899-2018; Scopus Author ID:57215341618; Elibrary Author ID:754213. Markov Dmitry Igorevich, Deputy Head of Laboratory, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia; Analyst, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department, Moscow, Russia.

Contact information: e-mail: dimarkov@fa.ru; ORCID: 0000-0001-9380-0506; Researcher ID Web of Science: AAU-9797-2021; Scopus Author ID: 57219125459; Elibrary Author ID: 1076893.

Статья поступила в редакцию 31.03.2022, одобрена 24.05.2022, опубликована 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.