УДК 316.624 DOI 10.17238^П1998-5320.2017.28.93
Н. С. Гилева, Омская гуманитарная академия
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО КРИЗИСА
В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Статья посвящена особенностям переживания жизненного кризиса у мужчин и женщин в пожилом возрасте, кризисном периоде, который связан с выходом на пенсию.
Ключевые слова: пожилой возраст, кризис, гендерные различия, ценностно--смысловая сфера, индивидуальные особенности переживания, самопростраивание, самоопределение, самореализация.
Знание социально-психологических проблем, возникающих в пожилом возрасте, специфики протекания процесса старения, активное включение пожилых людей в общественные отношения являются условием оптимизации отношений в обществе между представителями различных возрастных групп и полов. В процессе жизни человек проходит через ряд стадий своего развития, на которых возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания.
Возрастные периоды насыщены психологическими и поведенческими особенностями, которые за пределами этого возраста не повторяются. Переход от старого качественного состояния к новому связан с прохождением и преодолением возрастных кризисов, которые отечественные учёные рассматривали как противоречие между актуальными потребностями и возможностями личности.
Исследованием возрастных кризисов занимались такие ученые, как Р. А. Ахмеров, Л. И. Бо-жович, П. И. Буль, Л. С. Выготский, М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова, М. С. Лебединский, С. А. Маничев, А. В. Петровский, В. Е. Рожнов, Х. Ремшмидт, В. И. Слободчиков, Г. У. Сол-датова, Э. Э. Сыманюк, З. Фрейд, О. В. Хухлаева, Л. А. Шайгерова, Д. Б. Эльконин, Л. Н. Юрьева, М. Г. Ярошевский и др.
Наступление кризиса связано не с хронологией жизни, а с жизненными поворотными событиями, заставляющими человека переосмысливать своё прошлое, пересматривать цели, менять ведущие мотивы, связанные с системными изменениями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания [3]. Л. С. Выготский ввёл понятие «кризисы возрастные», определяя их как целостное становление личности человека, связанное со сменой стабильных периодов [2].
Поздняя взрослость играет специфическую роль в системе жизненного цикла человека, потому что именно в этот период можно понять и объяснить его жизнь как целое. Выход на пенсию -кризисный период в развитии людей пожилого возраста, сущностью которого является перестройка внутреннего переживания, в котором представлена личность в социальной ситуации развития. Через переживание происходит связь человека с окружающим миром, поскольку переживая, человек ин-териоризирует окружающий мир, изменяя себя относительно усвоенного. В этом выражается регулятивная функция переживания, осуществляемая посредством его рефлексивности [7].
Специфика возрастных кризисов заключается в изменении социальной ситуации, связанной с образами будущего и прошлого, следовательно, восприятия времени. Возрастные кризисы нормативны и необходимы для решения возрастных задач развития, поэтому кризис является неотъемлемой и обязательной частью развития человека.
Таким образом, возрастной кризис - переходный период, переживаемый человеком при смене возрастных этапов, являющихся завершением стадий развития, сущностью которых является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение к среде, изменение потребностей и побуждений, влияющих на его поведение.
Правильное понимание кризиса и отношение к нему как к трудному этапу в естественном процессе развития способно дать спонтанное исцеление различных эмоциональных и психосоматических нарушений, благоприятное изменение личности для решения жизненных проблем и эволюционного развития сознания, что даёт человеку возможность перейти на другой уровень развития более зрелой личностью [1].
Ведущей деятельностью в период поздней взрослости А. Лидерс считает «внутреннюю работу», направленную на принятие своего жизненного пути. Пожилой человек осмысливает прожитую и текущую жизнь, поэтому плодотворная здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути. Постижение смысла связано с осмыслением прошлого и осознанием того, что настоящее
и будущее определяется им [9]. Для пожилого человека практически использованы возможности серьёзных изменений в процессе жизни, поэтому он может бесконечно много работать над этим внутренне, в идеальном плане [4].
Уход на пенсию - кризисный период развития, поскольку человек ставится перед необходимостью решения важных для себя задач:
- структурирование времени;
- реализация новых социальных ролей;
- нахождение сферы приложения собственной активности.
Предпосылкой успешного их решения является принятие человеком собственной старости, использование активных способов приспособления к новой для себя ситуации. В поздней взрослости, с одной стороны, необходимо осознать важность работы по завершению того, что может быть завершено, с другой - ощутить границы возможного и признать несовершенство как самого себя, так и окружающего мира. Из этого положения вытекает важнейшая задача старости - выполнение жизненных заданий, которые не выполнялись или недостаточно хорошо выполнялись в течение жизни [6].
Если человеку не удалось успешно разрешить кризис встречи со старостью, то необходимость изменения жизненной позиции, ценностей, установок и поведенческих стереотипов осознаётся с большим трудом, поэтому растёт общая ригидность и неоптимальные формы преодоления жизненных проблем.
Учёные выделяют два варианта разрешения кризиса:
1. Человек, рискуя, открывается новым возможностям и, преодолевая страх изменений, переходит на новую ступень своего развития, получая новый опыт и новые знания о мире и о себе;
2. Выбирая безопасность, человек приостанавливается в своём развитии, разрушая и ограничивая себя [5].
Следовательно, чтобы развиваться, актуализируя потенциальные возможности, а иногда и просто выжить, человек должен учиться, чтобы справляться с кризисными ситуациями. Поэтому проблема оценки тяжести критической жизненной ситуации может получить разрешение при подходе к внутреннему миру человека как иерархическому соотношению, потому что такой подход рассматривают как жизненный кризис, кризис жизненного пути личности.
Кризис возникает, когда человек не принимает изменения, происходящие в его жизни. Кризис перемещает человека в маргинальное положение или нейтральную зону, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не работают, а новых - ещё нет. Это время между концом и началом, «промежуточный период». Человек, находясь в пространстве между «тем, что уже разрушено» и «тем, что еще не создано», может понять, что для того, чтобы справиться с критическим периодом в жизни, ему надо встретиться с собой, при этом он всегда будет один на один с тем, что встретит [3].
Однако ещё остаются недостаточно разработанными вопросы процесса переживания кризиса, индивидуальных особенностей переживания (динамики психических состояний); влияния трудностей, возникающих в разных сферах жизнедеятельности человека. Вполне вероятно, что у нас появится возможность говорить о культуре психологического переживания человека в пожилом возрасте, о способах преодоления психологических трудностей, связанных с жизненными ситуациями у старшего поколения [8].
Овладев техниками внутренней перестройки в системе психологической поддержки, человек пожилого возраста сумеет преодолевать трудности, вызываемые болезненным процессом, направляя свои усилия на формирование способов конструктивного разрешения и преодоления возрастного кризиса. Ведущими психологическими факторами можно считать развитие пожилого человека как социально активной личности, субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности.
В исследовании по изучению гендерных различий в переживании жизненного кризиса в пожилом возрасте приняли участие 30 человек, из них 15 женщин и 15 мужчин, состоящих в официальном браке и имеющих совершеннолетних детей. Респонденты переживали кризис, связанный с выходом на заслуженный отдых (от 57 до 62 лет).
В гипотезе предполагалось, что процесс переживания жизненного кризиса в пожилом возрасте имеет гендерные различия в ценностно-смысловой сфере на уровне рефлексии и активности личности.
Гендерные особенности переживания кризиса изучались с помощью методик А. С. Шарова «Изучение системы ценностных ориентаций» и «Жизненные кризисы в развитии личности». Ценности автор понимает как многомерное оформление индивидуального пространства жизнедеятельности человека, представляющие системы, ориентирующие человека в жизни.
В ценностных ориентациях А. С. Шаров выделяет ценности организации жизнедеятельности и ценности взаимодействия, которые им рассматриваются в качестве ценностей целей жизнедеятельности и средств как определённых качеств и свойств личности, ведущих к реализации поставленных целей. Ценности распределены по группам в зависимости от уровня регуляции (витальный, социальный, духовный) и обобщены регулятивной тенденцией человека: самопростраивание, самоопределение и самореализация, которые проявляются в социуме как одобряемые или неодобряемые. У каждого человека данные ценности определённым образом сочетаются и выражаются.
Данные по методике «Изучение системы ценностных ориентаций» отражены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты оценки значимости различий и активности реализации ценностей у мужчин и женщин
Показатель Пол Средний показатель Значения U эм.-критерия Результат/ критерий значимости
Ценности организации жизнедеятельности. Значимость м 115,5 111,5 Не значимы
ж 114,7 113,5
Ценности организации жизнедеятельности. Активная реализация м 107,5 119 Не значимы
ж 101,2 116
Ценности взаимодействия. Значимость м 73,1 120,5 Не значимы
ж 79,7 104,5
Ценности взаимодействия. Активная реализация м 68,5 101 Не значимы
ж 66,3 124
Данные таблицы 1 говорят о том, что у женщин и мужчин значимость ценности взаимодействия несколько выше, чем ценности организации жизнедеятельности. Это свидетельствует о том, что наиболее значимыми являются качества личности, которые становятся средствами для организации взаимодействия с окружающим миром, что может выражаться как заинтересованность собой, проявление повышенного интереса к себе, желания быть таким, как хочется, что не всегда воплощается в реальности.
У мужчин и женщин наблюдается существенная разница между значимостью ценностей и реализацией их в активности, что свидетельствует о внутреннем напряжении, несогласованности регуляции жизнедеятельности при переживании кризиса, негативных эмоциональных переживаниях. Значимых гендерных различий не выявлено.
Переломным моментом своей жизни, кризисной ситуацией мужчины и женщины назвали выход на пенсию. Переживание кризисной ситуации - это соотнесение жизнедеятельности человека с его ценностно-смысловыми образованиями в значимом событии. Ученые считают, что ценности, смыслы и мотивы являются содержательно-динамичными образованиями, определяющими внутренний мир человека и направляющими его жизнедеятельность.
Методика «Жизненные кризисы в развитии личности» изучает особенности переживания кризиса и его признаков, ценностно-смысловой сферы, рефлексии и активности. Анализ переживания кризиса осуществляется в соответствии с ключом, в котором выделены его компоненты: ценностно-смысловая сфера, активность и рефлексия. Количественная и качественная обработка результатов исследования психологического механизма переживания позволяет его описать с учётом половозрастных и социокультурных особенностей испытуемого.
Данные по методике представлены в таблице 2.
Данные таблицы 2 свидетельствуют о гендерных различиях в переживании кризиса в ценностно-смысловой сфере испытуемых. Женщины в большей степени, чем мужчины, переживают кризис на уровне смысла (р = 0,01). Им чаще присущи изменения, происходящие в личностных смыслах и смыслах деятельности, проявляющихся посредством смыслоосознания и смыслостроительства.
Мужчины переживают кризис на уровне мотивов (р = 0,05), отмечая отсутствие изменений в ценностно-смысловой сфере либо небольшие изменения, не влияющие на их жизнь в целом. Выявлены статистически значимые различия.
Компонентами переживания является активность аффективная, когнитивная (внутренняя) и конативная (внешняя), результаты изучения которой представлены в таблице 3.
Таблица 2
Результаты оценки значимости различий в ценностно-смысловой сфере у мужчин и женщин
Показатели ценностно-смысловой сферы Пол Средний показатель Значения U эм. -критерия Результат/ критерий значимости
Мотивы м 6,3 64,5 р=0,05
ж 5,2 160,5
Смыслы м 5,8 169,5 р=0,01
ж 42 55,5
Ценности м 44 137 Не значимы
ж 6 88
Таблица 3
Результаты оценки значимости различий по видам активности
Показатели активности Пол Средний показатель Значения U эм. - критерия Результат/ критерий значимости
Когнитивная м 7,2 69,5 р=0,05
ж 6,1 115,5
Аффективная м 5,9 172,5 р=0,01
ж 7,4 292,5
Конативная м 5,9 101,5 Не значимы
ж 5,7 124,5
Данные в таблице 3 свидетельствуют о том, что у женщин в сравнении с мужчинами повышенная аффективная активность (р = 0,01), характеризующаяся эмоциональностью, экспрессивностью эмоций и чувств, проявляющихся в переживании. У женщин обостряются аффективные переживания в силу их большей эмоциональности по сравнению с мужчинами.
Когнитивная активность преобладает у мужчин (р = 0,05), которые в кризисной ситуации, анализируя её, стремятся осмыслить и найти способы решения. Конативная активность у мужчин немного выше, чем у женщин, но ниже других видов активности, что может говорить о направленности внутрь себя, на переживания.
Механизмом саморегуляции является рефлексия как механизм отражения личностных смыслов и принципов действия, как один из этапов кризиса. Рефлексия оформляет внутренний мир человека в процессе регуляции жизнедеятельности и его взаимодействия с миром, следовательно, и в процессе переживания.
Данные исследования рефлексии по методике «Жизненные кризисы в развитии личности» представлены в таблице 4.
Данные таблицы 4 говорят о преобладании показателей рефлексии прошлого у мужчин и женщин, что обусловлено возрастом респондентов, когда большинство жизненных планов реализовано или утратило свою актуальность, а наиболее продуктивные периоды жизни остались в прошлом, которое с возрастом приобретает наибольшую ценность. Показатель рефлексии будущего имеет значимые гендерные различия (р = 0,05), у женщин он выше, чем у мужчин.
Следовательно, у женщин более широкий круг социальных связей и новых социальных ролей, наличие интереса к жизни настоящей и будущей в сравнении с мужчинами.
Таким образом, переживание жизненного кризиса в пожилом возрасте имеет тендерные различия в ценностно-смысловой сфере на уровне рефлексии и активности личности.
Таблица 4
Результаты оценки значимости различий в показателях рефлексии (настоящего, прошлого и будущего)
Показатели рефлексии Пол Средний показатель Значения и эм. -критерия Результат/ критерий значимости
Настоящего м 5 103 Не значимы
ж 4,8 122
Прошлого м 7,6 116,5 Не значимы
ж 7,5 108,5
Будущего м 5,9 156,5 р-0,05
ж 6,9 68,5
Для принятия нового образа жизни мы рекомендуем терапию духовной культурой как психотерапевтическое направление, способствующее творческому вдохновению, смягчающему напряжённость и просветляющему душу. Самое высокое в человеке - его творчество, которое, проясняя, утверждает личность, поскольку человек в процессе творчества обретает себя, выходя из душевного разлада, обретая смысл жизни. Приёмы самопомощи творческого самовыражения не заглушают, нивелируя личностное переживание, а проясняют индивидуальность, чтобы человек, опираясь на свои духовные особенности, мог творчески выразить его.
Учёные утверждают, что человек может сохранять способность к активной деятельности и адаптации только при получении определённых нагрузок, на которые он реагирует, а творческая деятельность является фактором, противостоящим инволюции в целом и способствующим активному долголетию человека.
Творческий потенциал в период геронтогенеза обусловливается рядом факторов, одним из них является психологический, оказывающий влияние на человека в течение всей жизни. Мобилизация различных функций, включённых в структуру интеллекта как целостного образования, устойчиво противостоящего процессу старения, характерна для людей, занимающихся творческим трудом, поскольку творчество предполагает максимальную выраженность единства личности и субъекта деятельности.
Нами разработаны мероприятия для организованного досуга пожилых людей в целях адаптации к новой для них ситуации. Организация и проведение досуговых мероприятий помогает осознанию прошлого и получению нового эмоционального опыта в группе; развитию навыков саморегуляции; актуализации качеств, способствующих эффективному восприятию реальности, открытости переживаниям, целостности и гармоничности личности; спонтанности и экспрессивности; аутентичности, автономности и объективности в оценке своих поступков.
Библиографический список
1. Альперович, В. Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет / В. Д. Альперович. - М. : Приор, 2001.
2. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса : собр. соч. в 6 т. / Л. С. Выготский. - М., 1984. - Т 1. - С. 291-437.
3. Ливехуд, Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / Б. Ли-вехуд. - Калуга, 2000. - 12 с.
4. Лидерс, А. Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей / А. Г. Ли-дерс // Психология зрелости и старения. - 2001. - № 4. - С. 13-22.
5. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы взрослости. - М. : Эксмо, 2005. - 368 с.
6. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М. : Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
7. Шихи, Г. Возрастные кризисы / Г. Шихи. - СПб., 2000. - 221 с.
8. Гилева, Н. С. Ценностно-смысловая сфера как основа регуляции жизнедеятельности / Н. С. Гилева // Наука и общество: проблемы современных исследований. Х Международная научно-практическая конференция : сборник статей в 2 ч. - Ч. 2 ; под ред. д-ра филол. наук, профессора А. Э. Еремеева. - Омск : Изд-во ОмГА, 2016. - С. 178-182.
9. Чудновский, В. Э. Смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования / В. Э. Чудновский // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36. - № 1. - С. 5-19.
N. S. Gileva,
Candidate of psychological Sciences, Docent, Omsk humanitarian Academy, 2а, 4th Cheluskintsev street, Omsk, 644105, Russian Federation
GENDER DIFFERENCES IN EXPERIENCES OF LIFE CRISIS EXPERIENCES
IN THE ELDERLY AGE
The article is devoted to peculiarities of the experiences of life crisis in men and women in old age, the crisis period, which is associated with retirement.
Keywords: elderly age, the crisis, gender differences, value-semantic sphere of the individual characteristics experiences, semproniana, self-determination, self-realization.
References
1. Al'perovich V. D. Gerontologija. Starost': Sociokul'turnyj portret [Gerontology. Old age: a Sociocultural portrait]. - Moscow, Publ. Prior, 2001.
2. Vygotskij L. S. Istoricheskij smysl psihologicheskogo krizisa. Sobr. soch. v 6 t. [Historical sense of psychological crisis. Coll. CIT. in 6 volumes]. Moscow, 1984. Vol. 1. pp. 291-437.
3. Livehud B. Krizisy zhizni - shansy zhizni. Razvitie cheloveka mezhdu detstvom i starostju [the Age and psychological features of counseling older persons]. Kaluga, 2000. 12 p.
4. Liders A. G. The Age and psychological features of counseling older persons. Psihologija zrelosti i starenija. 2001. no. 4. pp. 13-22.
5. Malkina-Pyh I. G. Vozrastnye krizisy vzroslosti [Developmental crises of adulthood]. Moscow, Publ. Jeksmo, 2005. 368 p.
6. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija razvitija cheloveka: Razvitie sub sektivnoj real'nosti v ontogeneze [Fundamentals of psychological anthropology. The psychology of human development: Development of subjective reality in ontogenesis] / V. I. Slobodchikov. Moscow, Shkol'naja Pressa, 2000. 416 p.
7. Shihi G. Vozrastnye krizisy [Age crises]. St. Petersburg, 2000. 221 s.
8. Gileva N. S. Value-semantic sphere as the basis for the regulation of life. Nauka i obshhestvo: problemy sovremennyh issledovanij. V. 2; Omsk, Publ. OmGA, 2016. pp. 178-182.
9. Chudnovskij V. Je. The Meaning of life: some results and prospects of research. Psihologicheskij zhurnal. 2015. tom 36. no. 1. pp. 5-19.
Поступила в редакцию 14.03.2017 © Н. С. Гилева, 2017
Автор статьи: Нина Семеновна Гилева, кандидат психологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, 644105, Омск, 4-я Челюскинцев, 2а.
Рецензенты:
А. С. Гречко, кандидат педагогических наук, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. Н. В. Александрова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия.