Научная статья на тему 'Гендерные отношения в Европе: социокультурный анализ'

Гендерные отношения в Европе: социокультурный анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
413
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / СЕМЬЯ / FAMILY / БРАК / MARRIAGE / ДЕТИ / CHILDREN / РОЖДАЕМОСТЬ / FERTILITY / ФЕМИНИЗМ / FEMINISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Оришев Александр Борисович

В статье автор предпринимает попытку провести сравнительный социокультурный анализ гендерных отношений в Европе на примере десяти народов. Выбор этой «десятки» был осуществлен по принципу численности, начиная от немцев, чья численность определяется в 140 млн. человек, заканчивая румынами, чья общая численность 23 млн. Как результат, объектом исследования стали немцы, испанцы, итальянцы, англичане, французы, поляки, шотландцы, португальцы, голландцы и румыны. Несмотря на то, что русские не стали предметом исследования, упоминание этого народа очень полезно для последующей выработки рекомендаций по установлению коммуникаций между ними и европейцами. Большое внимание уделено роли семьи и брака у европейских народов, дана характеристика поведению мужчин и женщин при установлении межличностных контактов. Серьезное внимание уделено отношению европейцев к детям и пожилым важнейшему критерию, позволяющему определить степень нравственности того или иного общества. При написании статьи были использованы следующие методы, выработанные современной наукой: контент-анализ туристических форумов и социальных сетей; социологические опросы и наблюдения; сравнительный и социально-психологический методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER RELATIONS IN EUROPE: SOCIO-CULTURAL ANALYSIS

In the article the author attempts to conduct a comparative socio-cultural analysis of gender relations on the example of ten European Nations. The choice of this "ten" was carried out on the principle of population. First in the list of the Germans. The number of Germans is defined by 140 million people. Last in the list of Romanians. Their total population is 23 million, as a result, the research focused on Germans, Spaniards, Italians, Englishmen, Frenchmen, poles, Scots, Portuguese, Dutch, Romanians. Despite the fact that the Russian did not become the subject of study, mentioning that people are very helpful. This will allow to develop recommendations for establishing communications between Russians and Europeans. Great attention is paid to the role of family and marriage among European peoples, the characteristic behavior of men and women in establishing interpersonal contacts. Serious attention is paid to the attitude of Europeans towards children and the elderly. This criterion allows to determine the degree of morality of a society. When writing the article we used the following methodology, developed by the modern science: a content analysis of travel forums and social networks; surveys and monitoring; comparative and socio-psychological methods.

Текст научной работы на тему «Гендерные отношения в Европе: социокультурный анализ»

УДК 316.356.2

Оришев Александр Борисович,

доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, e-mail: Orishev71@mail. ru

ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЕВРОПЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация: В статье автор предпринимает попытку провести сравнительный социокультурный анализ гендерных отношений в Европе на примере десяти народов. Выбор этой «десятки» был осуществлен по принципу численности, начиная от немцев, чья численность определяется в 140 млн. человек, заканчивая румынами, чья общая численность - 23 млн. Как результат, объектом исследования стали немцы, испанцы, итальянцы, англичане, французы, поляки, шотландцы, португальцы, голландцы и румыны. Несмотря на то, что русские не стали предметом исследования, упоминание этого народа очень полезно для последующей выработки рекомендаций по установлению коммуникаций между ними и европейцами. Большое внимание уделено роли семьи и брака у европейских народов, дана характеристика поведению мужчин и женщин при установлении межличностных контактов. Серьезное внимание уделено отношению европейцев к детям и пожилым - важнейшему критерию, позволяющему определить степень нравственности того или иного общества. При написании статьи были использованы следующие методы, выработанные современной наукой: контент-анализ туристических форумов и социальных сетей; социологические опросы и наблюдения; сравнительный и социально -психологический методы.

Ключевые слова: гендер, семья, брак, дети, рождаемость, феминизм.

Orishev Alexandr Borisovich,

doctor of historical Sciences, Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow,

e-mail: Orishev71@mail.ru

GENDER RELATIONS IN EUROPE: SOCIO-CULTURAL ANALYSIS

Abstract: In the article the author attempts to conduct a comparative socio-cultural analysis of gender relations on the example of ten European Nations. The choice of this "ten" was carried out on the principle of population. First in the list of the Germans. The number of Germans is defined by 140 million

people. Last in the list of Romanians. Their total population is 23 million, as a result, the research focused on Germans, Spaniards, Italians, Englishmen, Frenchmen, poles, Scots, Portuguese, Dutch, Romanians. Despite the fact that the Russian did not become the subject of study, mentioning that people are very helpful. This will allow to develop recommendations for establishing communications between Russians and Europeans. Great attention is paid to the role of family and marriage among European peoples, the characteristic behavior of men and women in establishing interpersonal contacts. Serious attention is paid to the attitude of Europeans towards children and the elderly. This criterion allows to determine the degree of morality of a society. When writing the article we used the following methodology, developed by the modern science: a content analysis of travel forums and social networks; surveys and monitoring; comparative and socio-psychological methods.

Keywords: gender, family, marriage, children, fertility, feminism.

Как уже говорилось в аннотации, объектом исследования стали немцы, испанцы, итальянцы, англичане, французы, поляки, шотландцы, португальцы, голландцы, румыны. В этом же порядке перейдем к анализу гендерных отношений у этих народов. При этом мы коснемся некоторых гендерных стереотипов - социальных норм поведения мужчин и женщин, представлений, закрепленных в общественном сознании [11, с. 1046].

Немцы. Серьезность немецкой нации проявляется в поведении их мужчин. В отличие от испанцев, они не будут открыто восхищаться девушками на улице. Восторженных криков о женской красоте здесь не услышишь. Более того, немецкие мужчины не часто проявляют инициативу при знакомстве с противоположным полом. Поэтому если немецкая девушка сама предлагает знакомство, это нельзя считать предосудительным.

Немцы во всем любят порядок, в том числе и в сердечных делах. Если даже завязались интимные отношения, то для большинства немецких мужчин это еще ни о чем не говорит. Серьезный роман начинается только после открытого обсуждения отношений. Если отношения прекращаются, то страсти здесь, как правило, не кипят. Никто не бросает трубку, не

повышает голоса и т.п. Здесь также принято обсудить и окончание романа.

Одно из достоинств немецких мужчин - уважение к мнению женщины. Они готовы выслушать, и согласится с ее планами и решениями, предоставляя некоторую самостоятельность. Современная Германия далеко ушла от стандартов, принятых в Третьем рейхе -тоталитарном государстве, где женщина должна была соответствовать трем «К» (kinder - «дети», kuche - «кухня», kirche - «церковь») [3, с. 108]. Сейчас здесь «свобода», в том числе и в отношениях между полами.

Вместе с тем немецкие мужчины не столь галантны как русские. Они значительно реже открывают дамам двери, подают пальто, дарят цветы или уступают место в транспорте. В этом плане они четко следует правилам равноправия. Поэтому нельзя удивляться тому как в турпоездке немецкая женщина тащит тяжелый чемодан. Также не стоит поражаться тому факту, что немецкие женщины предпочитают сами платить за себя в ресторане.

В немецких семьях такой же порядок. Каждый знает свое место и функционал. У каждого супруга есть свой собственный бюджет, при этом существует и общая касса, которую пополняют в равном или долевом соотношении. Даже в ресторане каждый платит сам за себя. Правда иногда один из супругов может угостить другого. Также поровну скидываются на отпуск, проводить который можно как со второй половинкой, так и самостоятельно.

Широко распространен так называемый гражданский брак или сожительство. Немцы могут годами жить вместе, даже заводить детей и только потом, по прошествии 10 лет официально оформлять отношения [10, с. 654].

Обращаются к слабому полу в Германии следующим образом: к тем, кому на вид менее 20 лет - «фройлен»; к тем, кто старше - «фрау»

независимо от матримониального статуса. Правда, в последнее время обращаться к девушкам принято по имени.

Испанцы. Испанец может не только пожать женщине руку, но и поцеловать в обе щеки. Различные поцелуи в Испании настолько широко распространены, что на них уходит до часа в день. Целуются все. Мужчины целуют женщин, женщины других женщин, дети детей и т.д. Однако следует понимать, что поцелуй для испанцев, в отличие от русских, не носит интимного характера. У испанок также есть свой национальный способ приветствия - они могут обхватить мужчину за шею.

Достоинство испанских мужчин - умение говорить женщинам комплименты, а женщин - их слушать. Они твердо уверены - лестью можно добиться всего. Креатив в межличностных отношениях находится у них на высочайшем уровне [10, с. 8]. Общаясь с женщинами, испанские мужчины даже не называют их по имени, умело употребляя разного рода сравнения и эпитеты. Молодые испанцы, однако, могут себя не утруждать комплиментами. Вместо слов они используют характерный свист.

Нравы испанцев серьезно расходятся с догмами католицизма. Общение с противоположным полом - одно из самых сильных удовольствий для человека и испанцы, ищущие удовольствий везде и всегда, никогда себе не откажут в приятном интимном общении. Достаточно сказать, что в ступать в интимную связь здесь можно с девочками 13 лет - самый ранний возраст в Европе. Поэтому и женятся испанцы достаточно поздно - в 35-45 лет. Объяснение в таких случаях у испанцев одно - «надо встать на ноги», хотя сделать это получается далеко не каждому. С другой стороны средняя продолжительность жизни испанцев одна из самых больших в Европе - до 79 лет. Живут неженатые мужчины с мамой или одни. Последние очень привязаны к своим матерям, регулярно ходят к ним обедать.

Особые чувства испанские мужчины испытывают к иностранкам, буквально охотясь за ними. Самые большие симпатии отдают девушкам из Южной Америки. В отличие от мужчин, испанские женщины горячих чувств к иностранцам не питают. Чувство юмора, большой кошелек - это, по-видимому все, чем может привлечь испанку иностранный мужчина.

Испания - страна католическая, в прошлом со строгими нравами, от которых мало что осталось. Женщины, получив долгожданную свободу, предпочитают довольно свободно одеваться, не стесняясь оголять интересные места. И еще факт, показывающий насколько далеко испанцы отошли от догм католицизма, с 2005 г. в стране узаконены однополые браки.

Говоря о религии, следует упомянуть, что Испания в Средние века испытывала мощное влияние ислама. В наше время он вновь набирает силу в виде исламского банкинга, распространения исламского вероучения, принятие этой веры местным населением и т.д. [5, с. 39; 6, с. 2; 7, с. 95-96]. Так, в феврале 2017 г. испанский суд по социальным делам разрешил местным мусульманкам ходить на работу в хиджабе.

Итальянцы. Итальянские мужчины очень привязаны к матерям, вплоть до того, что ходят обедать к матерям вплоть до седых волос. Женятся они лет в 40. Это роднит их с испанцами. Местные мужчины любвеобильны, однако изменяя своим женам, они не спешат покидать их ради молодых пассий. И если даже мужчина одинокий, то завлечь его в узы Гименея, задача достаточно трудоемкая и мало разрешимая для иностранок. Особенно если они не привыкли ждать. Одна из причин -невероятная сложность процедуры развода. Разводятся в Италии по несколько лет, а потом выплачивают бывшим женам и детям солидные алименты [1, с. 118].

Считается, что в Италии большие семьи, где дедушки и бабушки живут с многочисленными внуками. Это миф. В этой стране самый низкий

уровень рождаемости в Европе. Это одна из причин того, что детей в Италии очень любят. В этой стране нет «детских домов», так как детишек быстро усыновляют.

Итальянские женщины одни из самых маленьких в Европе. Их рост редко превышает 160 сантиметров. Среди них немного моделей, но в своей массе это очень милые симпатичные создания. Выйди замуж, многие женщины фактически выполняют роль главы семейства. Более того, разительно меняется их внешность: «дюймовочки» за считанные месяцы превращаются в упитанных кумушек.

Среди итальянок немало тех, кого называют «старыми девами». В Италии у них есть еще одно название - «невесты Иисуса». Как правило, это женщины с очень непростым характером.

Англичане. Английские мужчины, в отличие испанцев, не балуют дам комплиментами. «Ты отлично выглядишь», - это, пожалуй все, на что способен англичанин. Есть одна особенность английского комплимента -внешне он очень похож на скабрезную шутку, на которую американка бы обиделась, пригрозив судом, а британка, напротив, отшутившись, завелась, поняв, что мужчина проявляет к ней искренний интерес. По сравнению с русскими мужчинами англичане менее решительны в ухаживаниях. Они не имеют представления о том, что прекрасный пол любит цветы. Обычно первого шага они ждут от женщины. Решительность англичане проявляют только в состоянии подпития. В эти минуты от былого джентльмена не остается и следа. Местные женщины знают эту особенность, поэтому проявляют снисходительность. Как и в России, многие знакомятся на работе. В связи с этим служебные романы в Англии не осуждаются. Для большинства это самый надежный способ найти спутника жизни. Все это приводит к тому, что предложения руки и сердца от англичанина дождаться непросто. Оно может последовать через несколько лет после знакомства.

Однако если брак состоялся, то беспокоится за его будущее не стоит. Английские мужчины в своем большинстве хорошие отцы и верные мужья. Они регулярно водят своих детей на какие-либо мероприятия. Даже если англичанин женился на женщине с ребенком, то будет относиться к нему как к собственному. Из-за своей инертности английские мужчины редко изменяют своим женам.

Влияние феминизма в Англии такое же как в других европейских странах. В ресторанах здесь часто платят поровну обе стороны.

Еще один тренд - появление гомосексуальных пар. Геи, в отличие от России, не стесняются на людях выражать свои чувства. Здесь никого не удивляют целующиеся или держащие друг друга за руки мужчины.

Французы. Влияние феминизма проявилось и во Франции. Местные женщины попытку мужчины заплатить за обед в кафе воспринимают как оскорбление.

Перед тем как заключить брак, французы могут несколько лет жить вместе, даже если у них есть собственный ребенок. Женщины ведут себя довольно свободно, непринужденно высказывая свое мнение.

Француженки в одежде предпочитают классику. Их отличают мягкие волосы и бархатная кожа, за которыми они тщательно ухаживают. Француженки с удовольствием носят бижутерию и разные аксессуары. Однако это наблюдение справедливо только для аристократических кварталов в крупных городах. Общая тенденция - понижение уровня французских девушек, постепенное превращение их в «серых мышек» в бесформенных балахонах и стоптанных башмаках, без макияжа. Ухоженными выглядит только старшее поколение. Молодежь саморекламой и пиаром не занимаются [9, с. 12]. Значительно больше за собой ухаживают французские мужчины, одеваясь в натуральные одежды. Однако те и другие могут выглядеть элегантно, когда речь идет о выходах в свет.

Поляки. Польские девушки достаточно красивы. В этой стране принято рано выходить замуж. И многие польки хотели бы увидеть своего суженого иностранцем. Несмотря на то, что браки в этой стране заключаются рано, они считаются крепкими. По числу разводов Польша занимает одно из последних мест в мире.

Польша - страна католическая, здесь законодательно ограничены аборты. Однако, несмотря на этот запрет, рождаемость в стране одна из самых низких в Европе. Узы брака скрепляют в церкви, священники при этом оформляют все необходимые для государственной регистрации документы. В белом невеста может появиться только в церкви, идти в таком одеянии в ЗАГС не принято.

К женщинам и пожилым в Польше отношение уважительное. Достаточно сказать, что этим категориям места в общественном транспорте уступают чаще, чем в России.

Шотландцы. В романтических отношениях шотландцы проявляют сдержанность. Арсенал их комплиментов крайне скуден. Самое большее что услышит женщина в вечернем платье будут слова: «А ты сегодня неплохо выглядишь». Традиционное ухаживание для шотландца начинается с приема алкоголя, а завершается бесцеремонной попыткой овладеть девушкой. Проявлять нежность в таком важном деле шотландцы и не пытаются.

Развлекать и баловать детей - одно из любимейших занятий шотландцев, в этом они мало отличаются от других народов. Главное влияние на детей, как и в России, оказывает мать, которая отвечает за быт и домашний бюджет. И это несмотря на то, что большинство шотландских женщин работает, хотя бы на полставки. Как и в России, их немало в малом бизнесе и сфере предпринимательства [4, с. 4].

Функция отца традиционно сводится к тому, чтобы приносить домой зарплату и, получив часть назад, отправляться в паб или на футбол. Мысль

о том, чтобы помочь жене на кухне, для них настолько дикая, как предложение пройтись по потолку. До сих пор большинство мужчин с пренебрежением относится к так называемой «женской работе», что является важнейшей составляющей так называемой «неформальной экономики» и считает ее ниже своего достоинства.

Сдержанность шотландцев приводит к тому, что отношения между отцами и детьми внешне выглядят более прохладными, чем они есть на самом деле. Семьи здесь дружные, и родителей здесь любят. Нередко в городах взрослые дети, которые уже обучаются в вузах или работают, предпочитают независимости жизнь с родителями.

Шотландцы хорошо заботятся о пожилых. Бабушка - один из самых важных факторов семейной жизни. Бабушки, живущие по соседству со взрослыми детьми - на расстоянии квартала или двух, играют огромную роль в воспитании внуков. Они регулярно навещают молодых родителей, кормят детей, выгуливают их в парках и т.д.

Португальцы. В Португалии очень крепкие семьи. В местных традициях поддерживать связи со всеми родственниками. В семьях обычно по три ребенка, воскресные семейные обеды — это отдельная история. По воскресеньям родственники любят собираться в ресторанах, заказывая по несколько столиков, так, чтобы за большим столом могли собраться все — от внуков до бабушек и прадедушек. Если в России семейные проблемы часто обсуждают с коллегами по работе, то в Португалии на семейные темы наложено табу. Российским менеджерам и маркетологам, занимающимся установлением коммуникаций с португальскими партнерами необходимо учитывать это обстоятельство [13, с. 3; 14, с. 7].

Вышесказанное, однако, не мешает португальским мужчинам активно ухаживать за чужими женщинами. Причем делать это они могут даже в присутствии собственных жен, которые периодически устраивают им

сцены ревности. На этом семейная драма заканчивается и развод в португальской семье явление редкое.

Статус женщин в португальских семьях высок. Более того, во многих семьях именно они являются их главой.

Голландцы. Голландия одна из тех немногих стран, в которых инициатива при знакомстве исходит от женщин, которые хотят быть независимыми и таким образом доказывают свою самостоятельность.

Голландские девушки не уделяют большого внимания своей внешности. Большинство не используют косметику, не укладывают волосы и не носят каблуков. Носят удобные, но не самые красивые вещи. Утром они могут выйти на улицу даже с мокрыми волосами. Однако в отличие от англо-американцев выглядят они достаточно опрятно. Что касается мужчин, то они ухаживают за собой. Большинство носит полудлинные волосы и почти у каждого есть средство для укладки волос.

Многие голландцы не состоят в официальном браке, даже если воспитывают общих детей. Конфликты в голландских семьях принято разрешать не путем насилия [2, с.10] и вскипания страстей с последующим примирением, а путем спокойного разбора по полочкам конфликтной ситуации с последующими выводами как избежать подобного в дальнейшем.

Интерес представляют браки голландских мужчин с русскими женщинами. Если брак между ними заключается в молодом возрасте, то семья живет не более пяти лет. Затем славянка адаптируется к местной действительности и уходит в «свободный полет». Однако если в брак вступают люди старшего поколения, то стабильности больше.

Румыны. В Румынии сильны традиции православного патриархата, когда муж глава (голова) семьи, а женщина играет роль шеи. При этом у

румын хозяин будет общаться с гостями мужского пола, а с женщинами предстоит общаться женщинам.

Традиционно в румынских семьях от двух до четырех детей. Детей заводят независимо от способности обеспечить им достойное существование. Правда в последние годы наметилась тенденция к сокращению рождаемости.

В румынских семьях принято, чтобы все дети проживали в доме у родителей до той поры, пока не вступят в брак. В родительском доме часто проживает младший ребенок со своей семьей для того, чтобы ]присматривать и ухаживать за престарелыми родителями. Остальные дети живут отдельно в собственных домах, приобретенных ими самостоятельно или с помощью небольшой родительской помощи. При этом существует традиция во время религиозных праздников собираться всей семьей в родительском доме. Поэтому дети, как правило, селятся вблизи от своих родителей.

Румыны темпераментны, контактны и легко заводят знакомства. Румынские мужчины вежливы, обходительны, внимательны и щедры, умеют красиво ухаживать, обладая навыками обращения с женщиной.

Подводя предварительные итоги исследования, можно заметить, что в Европе в гендерных отношениях наметился общий тренд, который проявляется в феминизме, в некой толерантности в межличностных отношениях. При этом европейские женщины перестали уделять большое внимание внешнему лоску, что характерно, прежде всего, для молодого поколения. В будущем исследования будут продолжены. В следующих статьях речь пойдет об арабах, персах, пуштунах [8, с. 22-32], турках, японцах и других народах Востока, что позволит создать общую картину гендерных отношений в современном обществе.

Список литературы

1. Богатырева О.Н., Перевалова А.А. Итальянская идентичность: опыт анализа на микроуровне // Уральский исторический вестник. 2011. № 4(33). С. 118-123.

2. Залысин И.Ю. Насилие как метод социального управления // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 4 (4). С. 10.

3. Мамедов А.А.О., Оришев А.Б. Тоталитаризм: трактовки прошлого и настоящего // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2(58). С. 108-115.

4. Мальцева Е.С. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. №2 4 (4). С. 4.

5. Оришев А.Б. Ислам в Европе: первые волны исламизации // История: факты и символы. 2013. № 22-23 (1-2). С. 39-44.

6. Оришев А.Б. Исламский банкинг в Европе // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 3(3). С. 2.

7. Оришев А.Б. Ислам: представления о рае и аде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 10. С. 9596.

8. Оришев А.Б. «Пуштунвали» - история жизни и философия пуштунов // Вестник экспериментального образования. 2015. № 2. С. 22-32.

9. Оришев А.Б. Управление массовым сознанием: пиар-технологии // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 2(2). С. 12.

10. Реутова М.Н. Немцы о самих себе: эволюция стереотипов // Science Time. 2015. № 4 (16). С. 654-658.

11. Токтарова Т.Ж. Проблема гендерного подхода в изучении межкультурной коммуникации // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-6. С. 1046-1048.

12. Толкачев А.Н. Креативные способы генерации идей в менеджменте // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 3(3). С. 8.

13. Толкачев А.Н. Как завести мотор стимулирующего маркетинга // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 2 (2). С. 3.

14. Толкачев А.Н. Комплекс маркетинговых мероприятий по продвижению нового продукта // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 1(5). С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.