Научная статья на тему 'Гендерные отношения в Англии XII-XIII вв. : русскоязычная и англоязычная историография'

Гендерные отношения в Англии XII-XIII вв. : русскоязычная и англоязычная историография Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
393
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА / АНГЛИЯ / XII ВЕК / XIII ВЕК / GENDER HISTORY / GENDER RELATIONS / HISTORIOGRAPHY / MEDIEVAL / WESTERN EUROPE / ENGLAND / XII CENTURY / XIII CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новиков А.С.

В данной статье раскрываются основные аспекты и тенденции в историографии гендерных отношений в Англии в XII-XIII вв., а также дается характеристика проблематики и выявляются «белые пятна». Значительных исследований по гендерной истории Англии указанного периода до сих пор нет и приходится улавливать канву происходящего из контекстуальной литературы работ, касающихся общих для католической Европы тенденций, гендерных отношений в соседних странах или же в самой Англии, но более ранних или поздних периодов. Кроме того, на примере изучения английских гендерных отношений XII-XIII вв. можно явно отследить процесс становления гендерной истории (или гендерного подхода) в современной исторической науке, а также наметившееся изменение гендерной истории от сугубо женской к истории различных гендерных ролей. Так, в последние годы начали появляться труды, посвященные вопросам классической мужской гендерной роли и различным гендерным аномалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender relations in England of the 12th-13th centuries: Russianlanguage and English-language historiography

This article reveals the main aspects and trends in the historiography of gender relations in England in the XII-XIII centuries, as well as characterizes the problems and identifies "white spots". There is still no significant research on the gender history of England in this period, and we have to catch the outline of what is happening from contextual literature-works relating to trends common to Catholic Europe, gender relations in neighboring countries or in England itself, but earlier or later periods. Moreover, on example of studying English gender relations in the XII-XIII centuries process of becoming gender history (or gender approach) in modern historical science and also the emerging climate gender history from strictly female to history of various gender roles can be clearly traced. Thus, in recent years, works have begun to appear on the classical male gender role and various gender anomalies.

Текст научной работы на тему «Гендерные отношения в Англии XII-XIII вв. : русскоязычная и англоязычная историография»

УДК 930.1 (47+410.1 )"11/12"

ГРНТИ 03.09.25: Средние века (V-XVI вв.); 03.29: История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

А.С. Новиков

Гендерные отношения в Англии XII—XIII вв.: русскоязычная и англоязычная историография

В данной статье раскрываются основные аспекты и тенденции в историографии гендерных отношений в Англии в XII—XIII вв., а также дается характеристика проблематики и выявляются «белые пятна». Значительных исследований по гендерной истории Англии указанного периода до сих пор нет и приходится улавливать канву происходящего из контекстуальной литературы -работ, касающихся общих для католической Европы тенденций, гендерных отношений в соседних странах или же в самой Англии, но более ранних или поздних периодов. Кроме того, на примере изучения английских гендерных отношений XII— XIII вв. можно явно отследить процесс становления гендерной истории (или тендерного подхода) в современной исторической науке, а также наметившееся изменение гендерной истории от сугубо женской к истории различных гендерных ролей. Так, в последние годы начали появляться труды, посвященные вопросам классической мужской гендерной роли и различным гендерным аномалиям.

Ключевые слова: гендерная история, гендерные отношения, историография, Средневековье, Западная Европа, Англия, XII век, XIII век.

A.S. Novikov

Gender relations in England of the 12th-13th centuries: Russian- language and English-language historiography

This article reveals the main aspects and trends in the historiography of gender relations in England in the XII—XIII centuries, as well as characterizes the problems and identifies "white spots". There is still no significant research on the gender history of England in this period, and we have to catch the outline of what is happening from contextual literature-works relating to trends common to Catholic Europe, gender relations in neighboring countries or in England itself, but earlier or later periods. Moreover, on example of studying English gender relations in the XII—XIII centuries process of becoming gender history (or gender approach) in modern historical science and also the emerging climate gender history from strictly female to history of various gender roles can be clearly traced. Thus, in recent years, works have begun to appear on the classical male gender role and various gender anomalies.

Key words: gender history, gender relations, historiography, medieval, Western Europe, England, XII century, XIII century.

© Новиков А.С., 2019 © Novikov A.S., 2019

В современной исторической науке наметился постепенный отход от традиционной событийной истории. Постоянно появляются все новые направления в исследованиях, одним из которых становится тендерная история, достаточно быстро развивающаяся в последнее время. Она рассматривает происходящее в прошлом через призму социокультурного пола, т. е. того, чем является тендер [1, с. 81].

Гендерная история тесно связана с историей повседневности. Гендерный подход показал эффективность в исследовании таких сфер жизни, как семья, труд (домашний и общественный), религия, образование и культура в целом [2, с. 10-42].

Возникновение тендерной истории связано с женским движением, что соответствует и развитию подходов в средневековой гендеристи-ке. Так, например, феминистки стремились покончить с «мужской историей» и показать, что женщины играли в историческом процессе роль не меньшую, если не большую, чем мужчины. Так или иначе именно медиевистике принадлежит заслуга первооткрывателя в женских исторических исследованиях - утверждалось, что женщины были обделены вниманием в письменных источниках именно благодаря мужчинам, и внимание первых гендеристов пало как раз на Средние века как на наиболее показательную в этом плане эпоху [3, с. 64].

Так, в значительной степени «пострадали» женщины, находясь в рамках специфического взгляда на свое место в обществе. В основе представлений о женщине в Средние века лежала философия Аристотеля, считавшего женщину «недомужчиной» [4, с. 376-644]. В соответствии со средневековыми концепциями, мужчинам и женщинам следовало находиться в изолированных сферах и исполнять положенные обязанности в своей собственной области. Общественное пространство настолько резко отличалось от домашнего, что такое разделение стало восприниматься как естественное, а через какое-то время стало совпадать с различием между мужским и женским началом. Наряду с концепцией Аристотеля, весьма значимое влияние на представления о мужском и женском имела, разумеется, церковь. Значительная часть доступных источников, касающихся жизни средневековых женщин, создана именно духовенством, что вело зачастую к различным нелепостям ввиду минимизированного общения духовных лиц с женщинами.

Однако гендерный подход в исторической медиевистике появился не так давно, в 1980-е гг., поэтому информация о гендерных аспектах жизни средневекового общества во многом фрагментарна.

Помимо прочего, крайне сложно систематизировать существующие в историографии труды и публикации, поскольку таковых на общем фоне чрезвычайно мало. Поэтому в данной статье предлагается рассмотреть развитие взглядов на вопрос в эволюционном порядке -

порядке расширения и конкретизации существующей информации, трактовок и взглядов.

Одной из ранних работ, посвященных гендерной проблематике, является монография Х. Брука «Средневековое представление о браке» [5]. Главной задачей этого труда было выяснение сути христианского брака как явления и брака в общем. Для решения обозначенных задач автор опирался на разного рода источники в сфере художественной литературы, теологии, истории права и социальной истории. В итоге Брук выводит концепцию брака в Средневековье, акцентируя внимание на значительное влияние в ней богословия и римского права [5, с. 123-125].

Среди ранних трудов, посвященных указанной проблематике особое место занимает пятитомнное издание «История женщин на Западе» (1990-1991) под общей редакцией Жоржа Дюби и Мишель Перро [6]. Именно оно дало значительный толчок к развитию истории женщин. Второй том данного издания целиком посвящен Средневековью. Статьи Ж. Даларена [6, с. 11-83], К. Томассе [6, с. 83-112], К. Каза-гранде [6, с. 113-151], С. Веккьо [6, с. 152-201] посвящены вопросу о том, как Церковь воспринимала женщин. Авторы приходят к выводу о том, что Святые Отцы в массе своей выступают как отъявленные женоненавистники, а женщины для теологов того времени являлись созданиями грешными и испорченными. Даже проблема женской одежды и моды рассматривается Д.О. Хьюг через призму греховности, так как именно такой ракурс диктовался источниками и целью исследования. По мнению авторов, весь средневековый мир стремился контролировать женщин во всем ввиду греховности их как созданий [6, с. 202-221].

Статьи С. Фоне-Вампль [6, с. 223-235], П. Л'Эрмит-Леклерк [6, с. 235-250], Ж. Дюби [6, с. 251-259], К. Опитц [6, с. 260-307] посвящены другому аспекту женского бытия, а именно ее месту и роли в семье, занятиям, повседневной жизни. Таким образом, мы видим, что авторы данного издания показывали, каким образом гендер влиял на социальную, политическую и экономическую жизнь общества, и, в свою очередь, определялся этими категориями, демонстрируя различные методологические и теоретические подходы, которые могут быть использованы при изучении жизни женщины. Каждая глава этого издания основывается на оригинальном исследовании существующих источников и литературы. Авторы использовали и мифы, и законодательство, и хроники, и памятники художественной литературы, и изобразительный материал, и массу других источников, изучая их при помощи различных методов, в том числе количественных. Этот труд, несмотря на название, не может быть причислен к работам по истории женщин. Скорее, это гендерное исследование, в котором анализируются только некоторые аспекты гендерной структуры общества.

В отечественной историографии вопросы взаимоотношений полов в среде правящей элиты Средневековья в 1990-е гг. затрагивал в ходе своих комплексных демографических исследований Ю.Л. Бессмертный [7; 8].

На рубеже 1990-2000-х гг. изучаемая нами проблематика стала объектом внимания уже в рамках собственно женских, а позднее и гендерных исследований российских историков. Так, М.А. Буланакова, анализируя брачные практики и специфику социального статуса женщин из высших слоев средневекового общества, обратилась и к особенностям положения представительниц правящей элиты, их политическим возможностям, «сетям влияния», роли в воспитании наследников престола [9, с. 462], однако писала она преимущественно о позднесредневековой ситуации.

2000-е гг. ознаменовались появлением многочисленных работ, посвященных гендерной истории Средневековья. Наиболее распространенной формой стали коллективные монографии, в которых статьи объединены в книгу общей идеей, но каждая имеет своего автора, специалиста в одной определенной области. Одним из подобных изданий стала монография «Пол и различия в Средние века», вышедшая под редакцией Ш. Фармер и К. Пастернак. В параграфе, написанном Д. Боярин, анализируется генезис феномена маскулинности в христианском мире с учетом того, что данный феномен формировался под влиянием античной философии [10, с. 107-122]. М. Куефлер разрабатывал проблему мужской дружбы, тесно связанную с гомосексуальностью и изучением мужской интимности [10, с. 204-221]. Изучая цистерцианских монахов в XIII в., М. Ньюмен обратила внимание на то, что монахи, говоря о религиозных женщинах, не отделяли их от себя по половому признаку, а осознавали себя вместе с ними некой общностью, посвятившей жизнь Богу. Однако исследовательница подчеркивает формирование самоидентификации образованных монастырских элит [10, с. 297-309]. В работе Ш. Фармер анализировалась связь физической работы и нищеты с тендерными ожиданиями [10, с. 311-320].

В коллективной монографии «Гендер в Средние века», подготовленной П. Стаффорди и А.Б. Мюлдер-Баккер, поднимаются различные проблемы, связанные с изучением гендерной истории на протяжении всего Средневекового периода. Раздел К. Купер и К. Лейзера посвящен фактору гендера в проблеме подчинения в Западной Европе в V в. Исследование, основанное на трудах Августина и других Отцов Церкви, посвящено восприятию ими гендерных различий и сексуальности, в том числе в контексте аскетизма [11, с. 97-111]. Дж. Смит рассматривает вопрос о изменениях в положении женщин от античности к Средневековью [11, с. 113-120]. Р. Воаден и С. Вольф затрагивают проблему детства в Средние века [11, с. 251-270]. Кроме того,

часть исследований посвящена более узким темам, связанным в первую очередь со святостью, монашеской жизнью и властью.

Помимо вышерассмотренных коллективных монографий, в последнее время вышло немало сборников статей, посвященных этой проблематике. Ярчайший пример - издание «Святые, ученые и политики: гендер как метод медиевистических исследований», свидетельствующее о все увеличивающемся интересе в современной исторической науке, и в частности в медиевистике, к гендерной истории и к применению гендерного подхода для изучения истории Средних веков [12].

Выходят в последние годы и монографии, касающиеся одной, достаточно узкой проблемы, связанной с гендерной историей, как, например, работа М. Маклаулин, посвященная взаимодействию ген-дера и епископской власти в период реформ 1000-1122 г. Как отмечает автор, книга затрагивает проблемы пола и политического дискурса, а не политической практике [13, с. 3]. XI - начало XII вв. были временем интенсивных дебатов, касающихся духовной реформы в Западной Европе. Автор обращает внимание на то, что в данных дебатах, рассматривалась общественная жизнь церкви через частную, «семейную жизнь», а епископы изображались как мужья и в то же время сыновья Церкви-Матери и Папы Римского, так как он в качестве отца епископов выступал в различных интеллектуальных и ритуальных традициях [13, с. 51-60]. Таким образом, мы видим, что гендерный поход начинает использоваться не только для исследований, напрямую связанных с половозрастной идентичностью, браком и семьей, но для изучения процессов, на первый взгляд, не имеющих тесной связи с гендерной характеристикой. Но, тем не менее, при исследовании выясняется обусловловленность источниками применения данного подхода в рассматриваемом процессе [13, с. 178]. Именно так М. Маклаулин, изучая церковную реформу, использует гендерный подход, что позволяет открыть новые грани в этом явлении.

Гендерные исследования с самого начала были междисциплинарными, что проявляется и сейчас. Коллективная монография под редакцией Е. Триер, исследовательницы английской литературы, посвящена связям между полом и жанрами в английской литературе Средневековья. В статьях М. Свэн [14, с. 23-37], Д. Солтера [14, с. 5170], Г. Уокера [14, с. 197-213] выявляется зависимость изображений и образов женщины в контексте употребления того или иного литературного жанра.

В 2000-х гг. увеличилось и количество тематических публикаций источников по истории Средних веков, связанных с гендерными исследованиями.

Наиболее ярким примером является издание М.А. Брозины «Пол и сексуальность в Средние века», содержащее фрагменты как религи-

озных, так и светских текстов, посвященных гендерной проблематике, начиная с Библии, канонического права и Корана и заканчивая скандинавскими сагами и «Тайной историей» Прокопия Кесарийского [15]. Безусловно, это свидетельствует о возрастающем интересе к гендер-ной истории Средних веков.

Появление отдельной энциклопедии, посвященной женщине и гендеру в Средние века, говорит об достаточном накоплении знаний по этому вопросу. Во вступлении к ней отмечается актуальность данного издания в связи с постоянно возрастающим научным интересом к данной теме и сложностью доступа к специальным монографиям и статьям. Энциклопедия под редакцией М. Шаус охватывает такие вопросы, как положение различных социальных групп и история определенных стран, в гендерном контексте [16]. Каждая статья написана специалистом в той или иной области, что позволяет говорить о высокой степени научной достоверности. Список литературы к каждой словарной статье дает возможность познакомиться с основными исследованиями по данной проблематике. В энциклопедии описываются как отдельные явления, например, аборты, красота и т. д., так и яркие личности средневековых женщин, к примеру Элеонора Аквитан-ская. Кроме того характеризуются определенные социальные группы женщин, такие как императрицы, аббатисы, а также особенности положения женщин в различных странах, таких как Англия, Франция, Византия и другие; обозначаются важнейшие гендерные понятия, как, например, брак, семья, евнухи и т. д. Таким образом, можно сказать, что данная энциклопедия охватывает все основные сферы жизни женщины, а также связанные с этим гендерные характеристики средневековой жизни, что говорит как о значительном накоплении эмпирических знаний, так и существенном продвижении в деле его осмысления и анализа. Необходимо также отметить, что большинство авторов в своих исследованиях ставят гендерный статус в контекст других идентичностей, подчеркивая, что для Средних веков одной из самых важных характеристик являлись вероисповедание и религиозные взгляды, так как именно они во многом влияли в том числе и на гендерную идентичность.

На протяжении 2000-х гг. появилось несколько работ отечественных историков, специализирующихся на женских и гендерных исследованиях. Среди прочих стоит особенно выделить статьи Ю.Е. Арнаутовой, на материалах агиографии охарактеризовавшей образы королев и супружеских пар правителей, а также символику телесной красоты представителей правящей элиты [17; 18].

В 2000-е гг. с распространением гендерной методологии и исходя из ее специфики изучение рассматриваемой в статье проблематики стало осуществляться через призму анализа тех или иных общественных институтов, социальных и культурных феноменов. В

то же время на всем протяжении всех трех этапов особенное внимание ученых привлекали фигуры выдающихся или известных женщин-правительниц.

Из вышеописанного можно сделать несколько выводов о публикациях и трудах по проблематике гендерных отношений в Англии XII— XIII вв., а также затрагивающих данную проблему косвенно. Прежде всего стоит отметить, что с момента возникновения исследований в гендерной медиевистике до сегодняшнего дня упомянутые исследования претерпели определенную эволюцию — так, от понимания ген-дерных исследований как изучения сугубо женщин в определенный период гендерная медиевистика постепенно приходит к расширению проблематики — исследованию гендерного аспекта роли мужчин в обществе, а также ряда гендерных аномалий. Однако стоит также обратить внимание на тот факт, что и на данный момент исследования часто носят описательный характер, и попытки анализа являются довольно редким явлением. Кроме того, некоторые исследования — от момента зарождения вопроса в исторической науке и до сегодняшнего момента — зачастую страдают от подмены понятий и методологий, применяя методики из сферы философии к историческим исследованиям. Так или иначе гендерные исследования в медиевистике являются направлением бурно и активно развивающимся и меняющимся, находятся свежие подходы к анализу прошлого, что отражает серьезные перспективы развития данного направления в исторической науке.

Список литературы

1. Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопр. истории. — 1998. — № 6. — С. 76—86.

2. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. — М.: Российская полит. энцикл. (РОССПЭН), 2002. — 352 с.

3. Когут Е.В. Последние исследования в англоязычной медивистике: гендер-ный подход // Вестн. Омск. ун-та. — 2013. — № 3. — С. 63—69.

4. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.

5. Brooke C.N.L. The Medieval Idea of Marriage. — Cambridge: Cambridge University Press, 1989. — 352 p.

6. История женщин на Западе: в 5 т. Т. 2: Молчание Средних веков / под ред. К. Клапиш-Зубер. — СПб.: Алетейя, 2009. — 511 с.

7. Бессмертный, Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века: Очерки демографической истории Франции. — М.: Наука, 1991. — 240 с.

8. Бессмертный Ю.Л. Рыцарское счастье — рыцарское несчастье: Западная Европа, XII—XIII вв. // В своем кругу. Индивид и группа на Западе и Востоке Европы до начала нового времени / под ред. М.А. Бойцова и О.Г. Эксле. — М.: ИВИ РАН Москва, 2003. — С. 51—87.

9. Буланакова М.А. Представление о материнстве в стюартовском обществе и повседневный опыт английских аристократок // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. — 2010. — №.12. — C. 455—468.

10. Gender and difference in Middle ages / ed. by Sh. Farmer, C.B. Pasternack. -Minneapolis: University of Minnesota Press, 2001. - 208 p.

11. Gendering the Middle Ages / ed. by P. Stafford, A.B. Mulder-Bakker. - New Jersey: Wiley-Blackwell, 2002. - 252 p.

12. Saints, scholars, and politicians: gender as a tool in medieval studies: Festschrift in honor of Anneke Mulder-Bakker on the occasion of her sixty-fifth birthday / ed. by M. v. Dijk, R. Nip. - Turnhout: Brepols (Turnhout), 2005. - 261 p.

13. McLaughlin M. Sex, gender and Episcopal authority in an age of reform, 10001122. - Cambridge: Cambridge University Press, 2014. - 288 p.

14. Writing Gender and Genre in Medieval Literature: Approaches to Old and Middle English Texts / ed. by E. Treharne. - Cambridge: Brewer, 2002. - 148 p.

15. Brozyna M.A. Gender and sexuality in the Middle Ages: a medieval source documents reader. - London: McFarland & Co., 2005. - 316 p.

16. Women and gender in medieval Europe / ed. by M. Schaus. - New York: Routledge, 2015. - 944 p.

17. Арнаутова Ю.Е. Размышления медиевиста о новом «образе Средневековья» // Новое прошлое. - 2016. - № 1. - С. 26-36.

18. Арнаутова Ю.Е. Социальная идентичность средневекового человека // Формы идентичности в memoria социальных групп / отв. ред. А.А. Сванидзе, П.Ю. Уваров. - М.: Наука, 2007. - С. 70-87.

References

1. Pushkareva N.L. Gendernye issledovanija: rozhdenie, stanovlenie, metody i perspektivy [Gender studies: birth, formation, methods and perspectives] // Voprosy is-torii [Questions of history]. 1998. № 6. S. 76-86.

2. Repina L.P. Zhenshhiny i muzhchiny v istorii: Novaja kartina evropejskogo proshlogo. Ocherki. Hrestomatija [Women and men in history: The new picture of the European past. Essays. Chrestomathy]. - M.: «Rossijskaja politicheskaja jenciklopedi-ja» (ROSSPJN), 2002. 352 s.

3. Kogut E.V. Poslednie issledovanija v anglojazychnoj medivistike: gendernyj podhod [The last researches in English-language medieval studies: gender approach] // Vestnik Omskogo universiteta [The messenger of Omsk University]. 2013. № 3. S. 6369.

4. Aristotel'. Sochinenija: V 4 t. T. 4. [Compositions: In 4 vols. Vol. 4]. - M.: Mysl', 1983. 830 s.

5. Brooke C.N.L. The Medieval Idea of Marriage. - Cambridge: Cambridge University Press, 1989. 352 p.

6. Istorija zhenshhin na Zapade: v 5 t. T.2: Molchanie Srednih vekov [Women history on the West: in 5 vols. Vol. 2: Silence of Medieval]. / pod red. K. Klapish-Zuber [ed. by K. Klapish-Zuber]. - SPb.: Aletejja. 2009. 511 s.

7. Bessmertnyj, J.L. Zhizn' i smert' v srednie veka: Ocherki demograficheskoj istorii Francii [Life and death in the middle ages: Esseys of demographical history of France]. - M.: Nauka, 1991. 240 s.

8. Bessmertnyj, J.L. Rycarskoe schast'e - rycarskoe neschast'e: Zapadnaja Evro-pa, XII - XIII vv. [Knights' bliss - knights' disaster: The Western Europe, XII—XIII centuries] // V svoem krugu. Individ i gruppa na Zapade i Vostoke Evropy do nachala novogo vremeni /pod red. M.A. Bojcova i O.G. Jeksle [In their own circle. Individual ad group at the West and East of Europe prior to Modern times / ed. by M.A. Bojcova and O.G. Jeksle]. - M.: IVI RAN Moskva, 2003. S. 51-87.

9. Bulanakova M.A. Predstavlenie o materinstve v stjuartovskom obshhestve i povsednevnyj opyt anglijskih aristokratok [Ideas about motherhood in Stuart society and

everyday experiences of English noblewomen]. // Chelovek. Priroda. Obshhestvo. Ak-tual'nye problemy [Human. Nature. Society. Actual problems]. 2010. №.12. C. 455-468.

10. Gender and difference in Middle ages / ed. by Sh. Farmer, C.B. Pasternack. -Minneapolis: University of Minnesota Press, 2001. 208 p.

11. Gendering the Middle Ages / ed. by P. Stafford, A.B. Mulder-Bakker. - New Jersey: Wiley-Blackwell, 2002. 252 p.

12. Saints, scholars, and politicians: gender as a tool in medieval studies: Festschrift in honor of Anneke Mulder-Bakker on the occasion of her sixty-fifth birthday / ed. by M. v. Dijk, R. Nip. - Turnhout: Brepols (Turnhout), 2005. 261 p.

13. McLaughlin M. Sex, gender and Episcopal authority in an age of reform, 10001122. - Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 288 p.

14. Writing Gender and Genre in Medieval Literature: Approaches to Old and Middle English Texts / ed. by E. Treharne. - Cambridge: Brewer, 2002. 148 p.

15. Brozyna M. A. Gender and sexuality in the Middle Ages: a medieval source documents reader. - London: McFarland & Co., 2005. 316 p.

16. Women and gender in medieval Europe / ed. by M. Schaus. - New York: Routledge, 2015. 944 p.

17. Arnautova J.E. Razmyshlenija medievista o novom «obraze Srednevekovja» [Considerations of medievalist about the new «image of Medieval»] // Novoe proshloe [The new past]. - 2016. - №1. - S. 26-36.

18. Arnautova J.E. Social'naja identichnost' srednevekovogo cheloveka [Social identity of medieval human] // Formy identichnosti v memoria social'nyh grupp /otv. red. A.A. Svanidze, P.J. Uvarov [The forms of identity in memoria of social groups / resp. ed. A.A. Svanidze, P.J. Uvarov]. - M.: Nauka, 2007. - S. 70-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.