Научная статья на тему 'Гендерные особенностиспортивной тренировки борцов'

Гендерные особенностиспортивной тренировки борцов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СПОРТУ / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / GENDER FEATURES / STUDENT-CENTERED APPROACH TO SPORTS TRAINING / VALUE ATTITUDE TO SPORT / DIALOGIC COMMUNICATION / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулгенов Цыденжаб Бальжинимаевич

В статье выделяются гендерные особенности девушек, занимающихся борьбой, обоснована актуальность личностноориентированного подхода к спортивной тренировке, определено понятие ценностного отношения к спорту, обоснована необходимость диалогического общения тренера испортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender features of sports training at wrestlers

The article highlights gender peculiarities of girls engaged in freestyle wrestling. The urgency of a student – centered approach to sports training has been substantiated, the concept of value attitude to sport has been defined, the necessity of dialogic communication between coach and athlete has been defined.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенностиспортивной тренировки борцов»

дународного общения;

4) метакультура предлагает более точное понимание диалога культур и, как следствие, может точнее выразить межкультурную направленность коммуникативной цели иноязычного образования.

Таким образом, ответом автора на субъективно сформулированные проблемы в целепола-гании иноязычного образования явилась гипоте-

за метакультуры как ключевого смысла, возможной квинтэссенцией цели. Однако возможно ли говорить о метакультурной компетенции в качестве логической замены ИКК или метакультура должна послужить основой для создания общей концепции иноязычного образования в свете обновленного понимания его сущности, пока представляется очередной проблемой для изучения.

Литература

1. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб. : Союз, 2001. - 291 с.

2. Комарова Л.А. Лингвосоциокультурная компетенция как одна из целей обучения иностранному языку // Теория и практика обучения иностранным языкам: материалы междунар. науч.-практ. конф. памяти акад. РАО И.Л. Бим. - М. : ТЕЗАУРУС, 2013. - С. 178-183.

3. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск : Титул, 2010. - 464 с.

4. Пассов Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Кн. 1. - Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. - 543 с.

5. Прошина З.Г. Смена парадигмы языкового образования? (Предисловие к статье А. Мацуды) / // Личность. Культура. Общество. - 2012. - Т. XIV. - Вып. 2, № 71-72. - С. 176-177.

6. Тарева Е.Г. Межкультурный подход как лингводидактическая инновация // Теория и практика обучения иностранным языкам: материалы междунар. науч.-практ. конф. памяти акад. РАО И. Л. Бим. - М. : ТЕЗАУРУС, 2013. - С. 61-67.

7. Ячин С.Е. Метакультура - место творчества личности на границе культурных сред // Личность. Культура. Общество. - 2010. - Т. XII. - Вып. 1, № 53-54. - С. 108-116.

Гончарова Виктория Анатольевна, докторант, доцент Московского городского педагогического университета, e-mail: v-goncharova@yandex.ru

Goncharova VictoriyaAnatolevna, a doctoral, associate professor, Moscow City Pedagogical University.

УДК 796.82

© ЦБ. Гулгенов Гендерные особенности спортивной тренировки борцов

В статье выделяются гендерные особенности девушек, занимающихся борьбой, обоснована актуальность личностноориентированного подхода к спортивной тренировке, определено понятие ценностного отношения к спорту, обоснована необходимость диалогического общения тренера и спортсмена.

Ключевые слова: гендерные особенности, личностно-ориентированный подход к спортивной тренировке, ценностное отношение к спорту, диалогическое общение, педагогическая поддержка.

Ts.B. Gulgenov Gender features of sports training at wrestlers

The article highlights gender peculiarities of girls engaged in freestyle wrestling. The urgency of a student - centered approach to sports training has been substantiated, the concept of value attitude to sport has been defined, the necessity of dialogic communication between coach and athlete has been defined.

Keywords: gender features, student-centered approach to sports training, value attitude to sport, dialogic communication, pedagogical support.

Современный спорт требует гуманизации тренировочного процесса. Авторитарно-

поучительный подход подавляет творческое начало и стремление спортсменов к самопожертвованию и самоактуализации. Нет сомнения в том, что для спортивной тренировки бориц необходим подход, учитывающий связи между гендером и поведением, особенности их личностного развития.

Данные показывают, что мужчины более са-моуверены, ориентированы на достижение цели и доминирование, а женщины социально более ответственны, пассивны и покорны [1, с. 48]. По результатам факторного анализа были сделаны выводы по трем факторам: благосклонность, активность и сила [1, с. 91]. Благосклонность мужчин составила 505, а женщин - 498, если стандартизированная середина равна 500. Мы

видим, что показатели благосклонности у мужчин и женщин мало отклоняются от стандартных показателей.

В случае активности (ориентированности на деятельность) оценки мужчин - 545, женщин -462, а по параметру «сила» оценки мужчин -541, женщин - 459. Исходя из этих показателей, благосклонность мужчин и женщин оценивают одинаково, а по двум другим параметрам мужчины считаются активными и сильными.

Следует иметь в виду, что при рождении младенец имеет пол, а не гендер. Он появляется как результат социализации, как культурная надстройка на биологическом фундаменте. Роль биологического развития мужчин и женщин не отрицается, но это служит отправной точкой. Каждого из нас следует рассматривать в биологическом, социальном и духовном единстве: индивид - личность - человек. Индивид в процессе социализации становится личностью, разум (дух) делает индивида человеком. Процесс социализации и ментальное развитие уравнивают шансы мужчин и женщин в жизненной сфере, женщины будут равны мужчинам не только в благосклонности, но и по факторам активности и силы. Поэтому в спортивной тренировке бо-риц важное значение приобретает гармонизация физического и личностного развития. Если тренировка будет направлена только на физическое развитие, на овладение спортивными умениями и навыками, то это не приведет к полной реализации всего потенциала спортсменки. Обращение к личностному развитию значительно увеличивает возможности достижения спортивных успехов. Речь идет о целенаправленном развитии актуальных личностных структур сознания в сочетании с физическими упражнениями, связанными с овладением спортивным мастерством. Достижение этого возможно, если освоение элементарных действий, лежащих в основе данного вида спорта, например приемов вольной борьбы, будет ориентировано на формирование внутренних умственных действий благодаря планомерной интериоризации. Активность, рассматриваемая нами как ключевая компетенция, овладение которой необходимо каждому для достижения поставленной цели, может быть сформирована только в личностно-ориентированном подходе к тренировочной деятельности.

Теоретической основой и практическим руководством в реализации идеи личностного развития в контексте освоения физических упражнений служат методы психофизической тренировки цигун [2], позволяющие управлять реальными психофизическими и энергетическими процессами в организме человека. Личностно-

ориентированный подход в контексте практики цигун развивает не только тело, но и такие качества, как активность, способность к самосовершенствованию, умственные способности.

Умственное развитие, а также изменения в образе мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок представляют собой ментальное развитие человека [3, с. 188]. Высокий уровень физического, ментального и социального развития следует оценивать как высокий уровень интеллекта. Его иногда определяют как способность мозга организовать свою деятельность с максимальной эффективностью. Способность мозга контролировать физическую деятельность называют физическим интеллектом или телесным мышлением. Развитие телесного мышления является обязательным условием спортивных достижений. Высокий уровень телесного мышления позволяет принимать правильное решение на интуитивном уровне в спортивных единоборствах. Тело борца «соображает» быстрее, чем его сознание. Интуиция борца - это единство ума и тела, мыслей и чувств, позволяющее принимать решения мгновенно, без раздумий. Это высший уровень интеллектуальной активности. Поэтому развитие физического интеллекта для борцов имеет важное значение. Развитие физического интеллекта включает в себя развитие памяти, включая память тела, восприятия, внимания, мышления. Несомненно, физический интеллект имеет и генетическую, укорененную природу, существует борцовская одаренность, обладание детьми врожденными борцовскими способностями, поскольку борьба является традиционным видом единоборства у многих народов. Это относится не только к мужчинам, но и к женщинам. Потребность в единоборствах является врожденным человеческим свойством, имеющим отношение к борьбе за существование как группы в целом, так и индивида в отдельности. В связи с этим возникает задача формирования ценностного отношения к борьбе и в целом к спорту.

Ценностное отношение к предмету (или явлению) выражает его значимость для человека в удовлетворении потребностей и является фактором, определяющим поведение человека. Ценностное отношение имеет многоуровневую структуру, и его характеристика требует целого ряда параметров.

Структурно-содержательный параметр отражает широту ценностного отношения: в каких предметах или явлениях оно запечатлено.

Структурно-динамический параметр отражает интенсивность ценностного отношения: в какой степени запечатлены и насколько значимы-

ми являются потребности, запечатленные в данном предмете или явлении, а также в каких сферах и в какой степени проявляется ценностное отношение.

Степень осознанности отражает меру, с которой личностью осознается запечатленность потребности в данном предмете или явлении.

Широта, интенсивность и осознанность за-печатленности потребностей задают «субъективное пространство» данного отношения, показывающее, насколько большую роль оно играет в жизни человека. Это базовые параметры. Кроме того, ценностное отношение для полноты картины может характеризоваться параметрами второго порядка: эмоциональностью, обобщенностью, доминантностью, когерентностью,

принципиальностью, сознательностью.

Ценностное отношение к спорту является субъективным отношением, что отражает реальные отношения личности с окружающей действительностью, определяет ее поведение.

В психологии под субъективным отношением понимается «субъективно окрашенное личностью отражение взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обусловливающим поведение» [4, с.18]. Субъективное отношение к объектам и явлениям мира появляется, когда те или иные потребности личности отражаются в связи с этими объектами и явлениями и запечатлеваются в той или иной степени в этих объектах.

Ценностные ориентации личности возникают как «система устойчивых отношений личности к миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества» [5, с.128]. Они отражают содержательную сторону направленности личности, характер ее отношений к действительности.

Ценностные отношения, таким образом, составляют содержание общей направленности личности и характер ее поведения. Ценностное отношение к спорту представляет важный компонент направленности личности, от которого зависит ее физическое, духовное и социальное благополучие. Формирование ценностного отношения детей к спорту и физической культуре является важнейшей задачей образования. Важно формировать потребность в ценностном отношении к спорту. Она появляется, если сформированы следующие группы специфических личностных качеств человека.

Первая группа связана с процессом валеоло-гической компетентности:

- владение определенным уровнем знаний о здоровье, способах сохранения и поддержания здоровья;

- владение умениями и навыками здорового образа жизни;

- познание своих физических способностей и склонностей, психомоторных способностей.

Вторая группа связана с уровнем физической культуры и спортивной компетентности:

- владение навыками физкультурной грамотности;

- информационно-спортивная компетентность;

- увлечение некоторыми видами спорта;

- наличие спортивных кумиров.

Третья группа связана с личностным статусом:

- осознание себя самостоятельной, самоуправляемой личностью:

- ощущение внутренней свободы;

- наличие коммуникативных способностей;

- высокий уровень эмоциональной включенности в различные жизненные реалии;

- осознание ответственности перед близкими, перед обществом;

- толерантность, способность к самореализации.

Следует подчеркнуть, что на начальном этапе причинами прихода в спорт являются не блага, а благие намерения:

- стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств);

- стремление к самовыражению и самоутверждению;

- социальные установки (мода на спорт, семейные спортивные традиции и др.);

- удовлетворение духовных и материальных потребностей.

Существуют и другие мотивы заниматься спортом: стремление к стрессу, повышение социального статуса, желание быть в среде своих товарищей.

Формирование ценностного отношения к спорту и других личностных характеристик спортсменов требует диалогического общения тренера и спортсмена, совместного обсуждения ими целей и задач спортивной тренировки, возникающих проблемных ситуаций. В результате этого обсуждения, в котором тренер и спортсмен высказывают собственные суждения, достигается их совместная направленность на разрешение проблемной ситуации, тренер и спортсмен становятся равноправными партнерами по взаимодействию.

Диалогическое общение исключает доминирование во взаимодействии тренера, его воли. В процессе общения через диалог возникают субъ-ект-субъективные отношения в системе «тренер

- спортсмен».

В режиме диалогического общения становится возможной технология педагогической поддержки спортсмена в преодолении возникающих препятствий в его тренировочной деятельности. Сущность педагогической поддержки состоит не в прямой подсказке тренера, а в актуализации внутреннего потенциала спортсмена для самостоятельного преодоления препятствия.

Таким образом, в спортивной тренировке бо-риц особое внимание обращается на выявление и учет гендерных особенностей, на развитие их активности и силовых качеств. Актуальными

становятся личностно-ориентированный подход к тренировочной деятельности бориц, формирование ценностного отношения к борьбе, отказ от монологического, авторитарного общения в пользу диалогического, субъект-субъектного общения, что дает возможность самоактуализации, развития активности и творческих способностей девушек, занимающихся спортивной борьбой.

Исходя из тех намерений, которыми руководствовались девочки при выборе спортивной борьбы, учитывая их гендерные особенности, формируется педагогическая деятельность с целью ценностного отношения к спорту, активности и силы, физического интеллекта и спортивной интуиции.

Литература

1. Кросскультурная психология. Исследования и применение: пер. с англ. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007.

2. Абаев Н.В., Калмыков С.В. Методы психофизической тренировки цигун в боевом искусстве ушу. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. пединститута им. Д. Банзарова, 1993.

3. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007.

4. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. - М.: Изд-во МПСИ, 1999.

5. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую психологию. - М.: Академия, 2003.

Гулгенов Цыденжаб Бальжинимаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: Cgulgenov58@mail.ru

Gulgenov Tsydenzhab Balzhinimaevich, candidate of pedagogical sciences; associate professor, department of physical education, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin st., 24а, e-mail: Cgulgenov58@mail.ru

УДК 811.512.31

© С.А. Дашиева Содержание обучения бурятскому языку русскоязычных студентов при межкультурном подходе

В статье рассматривается содержание обучения бурятскому языку в русскоязычной аудитории при межкультурном подходе. Ключевые слова: межкультурная компетенция, межкультурное содержание обучения, бурятский язык.

S.A. Dashieva The content of teaching the Buryat language to the Russian-speaking students by means

of intercultural approach

The article considers the content of teaching the Buryat language in the Russian-speaking audience by means of the intercultural approach.

Keywords: intercultural competence, intercultural content of teaching, the Buryat language.

Современная Бурятия - многонациональная по своему этническому составу республика. В ней проживают представители свыше 160 национальностей, среди которых выделяются две доминирующие группы: буряты и русские [5]. Это характеризует современную этнолингвистическую ситуацию - двуязычие с превалирующей долей русского языка, что не может не опреде-

лять процесс обучения бурятскому языку. Он должен быть направлен на формирование меж-культурной компетенции, т.е. умения общаться с носителями изучаемого языка и культуры, когда партнеры по общению не только принадлежат к разным лингвоэтнокультурам, но и осознают факт «чужеродности» друг друга [8]. Такие умения формируются при реализации межкуль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.