Научная статья на тему 'Гендерные особенности выяснения личных отношений посредством интернет-коммуникации'

Гендерные особенности выяснения личных отношений посредством интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
340
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / INTERPERSONAL INTERACTION / PERSONAL RELATIONSHIPS / THE INTERNET / INTERNET COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андреева Ольга Станиславовна, Володина Ксения Андреевна, Шуракова Евгения Борисовна

В настоящее время коммуникация, в том числе личностно-ориентированная, во многом смещается в интернет-пространство, особенности такого смещения остаются во многом неизученными, что не даёт возможности грамотно выстраивать работу по управлению межличностным взаимодействием и конфликтами в случае, если они происходят в рамках интернеткоммуникации. В результате проведённого исследования было выявлено, что, несмотря на отсутствие физической представленности партнеров по коммуникации друг другу, выяснение отношений проходит также, как и при реальном взаимодействии. Интернет-пользователи в своих сообщениях активно стараются передавать эмоциональное состояние, чувства, внутренние переживания, наполняя текст сообщения различными смайлами, псевдопунктуациями, неоднократной отправкой сообщений за минимальное количество времени, добавлением картинок и видео. Результаты статистического анализа показали, что существуют различия в восприятии выяснения межличностных отношений посредством интернет-коммуникации у мужчин и женщин: СМС-сообщения мужчины используют реже, чем женщины; в процессе общения мужчины сталкиваются с отсроченностью ответов и наличием долгих пауз в переписке, у женщин возникают сложности с пониманием и передачей эмоций собеседнику в процессе переписки. Знания об особенностях выяснения личных отношений посредством интернеткоммуникации необходимы в практике индивидуального консультирования для разъяснения, предотвращения и прогнозирования исходов частого выяснения личных (романтических) отношений в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Андреева Ольга Станиславовна, Володина Ксения Андреевна, Шуракова Евгения Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURES OF CLARIFYING PERSONAL RELATIONSHIPS THROUGH INTERNET COMMUNICATION

Currently, communication is largely shifting to the Internet space. Features of communication on the Internet are poorly understood. This makes it impossible to competently build work on managing interpersonal interaction and conflicts on the Internet. Internet users in the messages actively try to give emotions, feelings, filling the text of the message with different smiles, for the minimum quantity of time repeatedly try to send messages with adding to the test of pictures and video. Results of statistic analysis showed that there are differences in perception of clearing up of the interpersonal relations by means of Internet communication at men and women: SMS messages of the man use less than women; in the course of communication of the man face delay of responses and existence of long pauses in correspondence, women have difficulties with understanding and transmission of emotions to the interlocutor in the course of correspondence. Knowledge of features of clearing up of the personal relations by means of Internet communication is necessary in practice of individual consultation for clarification, preventing and prediction of result of frequent clearing up of the personal (romantic) relations on social networks.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности выяснения личных отношений посредством интернет-коммуникации»

DOI: 10.23888/humJ2020191-103

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫЯСНЕНИЯ ЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

GENDER FEATURES OF CLARIFYING PERSONAL RELATIONSHIPS THROUGH INTERNET COMMUNICATION

Андреева О.С., Володина К.А., Шуракова Е.Б.

Тюменский государственный университет Аннотация:

В настоящее время коммуникация, в том числе личностно-ориентированная, во многом смещается в интернет-пространство, особенности такого смещения остаются во многом неизученными, что не даёт возможности грамотно выстраивать работу по управлению межличностным взаимодействием и конфликтами в случае, если они происходят в рамках интернет-коммуникации.

В результате проведённого исследования было выявлено, что, несмотря на отсутствие физической представленности партнеров по коммуникации друг другу, выяснение отношений проходит также, как и при реальном взаимодействии. Интернет-пользователи в своих сообщениях активно стараются передавать эмоциональное состояние, чувства, внутренние переживания, наполняя текст сообщения различными смайла-ми, псевдопунктуациями, неоднократной отправкой сообщений за минимальное количество времени, добавлением картинок и видео. Результаты статистического анализа показали, что существуют различия в восприятии выяснения межличностных отношений посредством интернет-коммуникации у мужчин и женщин: СМС-сообщения мужчины используют реже, чем женщины; в процессе общения мужчины сталкиваются с отсроченностью ответов и наличием долгих пауз в переписке, у женщин возникают сложности с пониманием и передачей эмоций собеседнику в процессе переписки.

Andreeva O.S., Volodina K.A., Shurakova E.B.

1Tyumen State University Abstract:

Currently, communication is largely shifting to the Internet space. Features of communication on the Internet are poorly understood. This makes it impossible to competently build work on managing interpersonal interaction and conflicts on the Internet.

Internet users in the messages actively try to give emotions, feelings, filling the text of the message with different smiles, for the minimum quantity of time repeatedly try to send messages with adding to the test of pictures and video.

Results of statistic analysis showed that there are differences in perception of clearing up of the interpersonal relations by means of Internet communication at men and women: SMS messages of the man use less than women; in the course of communication of the man face delay of responses and existence of long pauses in correspondence, women have difficulties with understanding and transmission of emotions to the interlocutor in the course of correspondence.

Knowledge of features of clearing up of the personal relations by means of Internet communication is necessary in practice of individual consultation for clarification, preventing and prediction of result of frequent clearing up of the personal (romantic) relations on social networks..

Знания об особенностях выяснения личных отношений посредством интернет-коммуникации необходимы в практике индивидуального консультирования для разъяснения, предотвращения и прогнозирования исходов частого выяснения личных (романтических) отношений в социальных сетях.

Ключевые слова:

межличностные отношения, межличностное взаимодействие, личные отношения, Интернет, интернет-коммуникация.

Key words:

interpersonal relationships, interpersonal interaction, personal relationships, the Internet, Internet communication.

Актуальность

Электронная коммуникация стала неотъемлемым элементом социальной активности современного человека. Рост популярности электронных сетей обусловил необходимость пересмотра феноменологии общения с учетом новых технологических возможностей. Следует заметить, что в настоящее время существуют разнообразные средства, формы и способы общения, и большая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые представлены в Интернете. Это позволяет взаимодействовать с людьми вне зависимости от места и времени [1,2].

Соколов А.В. рассматривает Интернет как глобальную социально-коммуникационную компьютерную сеть, предназначенную для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий. Следовательно, Интернет представляет особой опосредованную форму общения, что предполагает общение людей, которые находятся в разных городах и даже странах [3].

Такие возможности Интернета, как оперативность, интерактивность, мультимедийность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, обратная связь пользователей, позволяют использовать сеть Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения [4,5]. Marjolijn L. отмечает, что Интернет влияет на то, как люди встречаются, общаются и поддерживают дружеские отношения [6]. Также, Интернет рассматривают как пространство для самореализации личности, что дает возможность проявить себя в комфортных условиях (например, таких как анонимность, разные виды коммуникативного взаимодействия, неограниченное число потенциальных собеседников, возможность заявить о себе широкой аудитории, наличие сайтов, удовлетворяющих многие потребности в хобби, творчестве и т.д.) [7-9].

В исследовании Smith J., Hewitt B., Skrbis Z. было выявлено влияние Интернета на взаимоотношения людей, частота использования которого расширяет их возможности в решении задач, в дальнейшем это влияет на развитие потенциала молодых людей и построения их карьеры [10].

Кроме отмеченных выше положительных фактов использования сети Интернет, существуют и отрицательные, описанные в различных исследованиях. Так, в

исследованиях Сушкова И.Р., Козловой Н.С. было доказано, что активность в социальных сетях способствует переносу сферы общения в Интернет и влияет на изменения в коммуникативной сфере личности в целом [11]. Выяснение отношений посредством использования сети Интернет в дальнейшем снижает мотивацию людей к взаимодействию друг с другом, в результат они значительно меньше времени проводят в компании друзей и с членами семьи [12-14]. И здесь может идти речь об интернет-зависимости, и, как следствие, социальной дезинтеграции и изоляции [15].

Таким образом, проведённый теоретический анализ позволяет сделать заключение о разных взглядах на коммуникацию в Интернете. Исследователями выделены следующие особенности интернет-коммуникации: отсутствие визуального контакта (в определенной степени); высокая степень анонимности; возможность построения собственного образа с помощью компьютерных средств; слабая социальная регламентированность вербального поведения; сложность проявления эмоций в процессе общения [16-20].

Цель

В результате проведенного теоретического анализа выявлено противоречие, возникающее между потребностью в интернет-коммуникации современного человека и недостаточной изученностью особенностей такой коммуникации, что не даёт возможности грамотно выстраивать работу по управлению межличностным взаимодействием и конфликтами в случае, если они происходят в рамках интернет-коммуникации. Исходя из этого, цель нашего исследования - выявление специфических особенностей выяснения личных (романтических) отношений с использованием различных способов и средств интернет-коммуникации.

Материалы и методы

Исследование проводилось поэтапно: на первом (пилотном) этапе исследования экспертами (психологами, исследующими проблемы коммуникаций) было рассмотрено 10 диалогов, посвященных выяснению личных отношений (общим объемом 36 страниц), предоставленных пользователями социальной сети «ВКонтакте». Опираясь на данные, полученные в ходе контент-анализа диалогов, и на подходы к изучению особенностей интернет-коммуникации Н.Н. Богомоловой, О.А. Гулевич, Л.Н. Мун, экспертами были выделены критерии, которые характеризуют особенности выяснения отношения посредством интернет - коммуникации: неполная (сокращенная) форма выражения своих мыслей; сдержанность высказываний; снятие жестких культурных границ, несдержанность высказываний; неверное понимание сообщений (мыслей собеседника); неполное понимание сообщений (мыслей собеседника); возникновение сложностей с расшифровкой текста/ специфическая компьютерная этика (сокращенные слова); затрудненность эмоционального компонента общения; стремление к эмоциональному наполнению текста (смайлики, псевдопунктуация и т.д.); ошибки с интерпретацией эмоции; отсроченность ответа, долгие паузы; неожиданное прерывание контакта одной из сторон; неоднократное

прерывание и возврат к разговору (выход из сети и возвращение в сеть); смена темы беседы; игнорирование собеседника; предоставление точно сказанных слов.

На втором этапе исследования проведено анкетирование.

Выборку составили 60 респондентов (активных интернет-пользователей): 30 мужчин и 30 женщин в возрасте от 18 до 56 лет. Респонденты рандомно выбирались среди пользователей социальной сети ВКонтакте. Критерием вхождения в выборку были положительные ответы на вопросы об имеющемся у респондентов опыте выяснения личных отношений всеми перечисленными способами (лично, телефонное и СМС-общение, различные варианты интернет-взаимодействия).

Был составлен модифицированный семантический дифференциал, в который вошли ранее выделенные характеристики в качестве дескрипторов, по которым респондентам необходимо было оценить разные виды коммуникации, используемые при выяснении личных (романтических) отношений.

Виды коммуникации выступили в качестве объектов: личное взаимодействие, телефонный разговор, СМС-переписка, коммуникация через социальные сети и Skype.

Полученные результаты были обработаны в программе STATISTICA методами факторного и кластерного анализа.

Результаты и их обсуждение

Контент-анализ представленных диалогов интернет-переписки показал, что наибольшее наполнение при выяснении личных (романтических) отношений посредством интернет-коммуникации наблюдаются в таких категориях, как «Стремление к эмоциональному наполнению текста (смайлики, псевдопунктуация и т.д.)» - 344 единицы, «Неполная (сокращенная) форма выражения своих мыслей» - 48 единиц, «Снятие жестких культурных границ, несдержанность высказываний» - 30 единиц, «Ошибки с интерпретацией эмоций» - 15 единиц.

Наименьшее наполнение при выяснении личных (романтических) отношений посредством интернет-коммуникации наблюдается в таких категориях, как: «Неоднократное прерывание и возврат к разговору (выход из сети и возвращение в сеть)» - 2 единицы; «Игнорирование собеседника» - 2 единицы; «Неожиданное прерывание контакта одной из сторон» - 3 единицы; «Смена темы беседы» - 4 единицы; «Отсроченность ответа, долгие паузы» - 5 единиц; «Сдержанность высказываний» - 6 единиц; «Неверное понимание сообщений (мыслей собеседника)» - 8 единиц; «Затрудненность эмоционального компонента общения» - 13 единиц.

Следовательно, несмотря на отсутствие личного взаимодействия партнеров, в процессе интернет-коммуникации выяснение отношений проходит так же, как и при реальном взаимодействии, при этом отличительной чертой интернет-коммуникации являются невербальные средства общения. Интернет-пользователи в своих сообщениях активно стараются передавать эмоциональное состояние, чувства, внутренние переживания, наполняя текст сообщения различными смайлами, псевдо -пунктуациями, неоднократной отправкой сообщений за минимальное количество времени, добавление картинок и видео.

В результате модифицированного семантического дифференциала, было выявлено, что для выяснения личных (романтических) отношений используются все способы коммуникации (рис. 1): личное взаимодействие, интернет-коммуникация и телефонная связь. Выяснение отношений посредством интернет-коммуникации только набирает активность в использовании.

5,48

1.74

U 1,24

1 и 1

2,78

Г

phone '.ri г, ькуре

Способы коммуникации

Рис. 1. Использование способов коммуникации для выяснения личных отношений

В сравнении двух выборок - мужской и женской - было отмечено, что для выяснения личных (романтических) отношений, как мужчины, так и женщины достаточно часто используют телефон и социальные сети (рис. 2).

6,00 Т-

« 3,00

лично phone sms skype соц.сети

Способы коммуникации

Рис. 2. Использование спосоЬов коммуникации для выяснения личных отношений

у мужчин и женщин

Также из рисунка 2 видно, что такой способ выяснения отношения, как личное взаимодействие, является предпочтительным как для мужчин, так и для женщин. Как мужчины, так и женщины для выяснения отношения используют телефон и социальные сети в равной степени. Выяснение отношений через СМС-сообщения мужчины используют меньше, чем женщины.

Далее в результате проведенного факторного анализа данных всей выборки было выделено два фактора (табл. 1-3).

Наличие дескрипторов, представленных в таблице 2, позволило нам условно назвать данный фактор как «Непродуктивная коммуникация». Полученные данные свидетельствует о том, что испытуемым, при выяснении личных (романтических) отношений, сложнее всего распознавать и передавать эмоции собеседнику в процессе

Таблица 1

Таблица значений факторов всей выборки

Value Eigenvalues (Spreadsheet!) Extraction: Principal components

(факторы) Eigenvalue % Total Cumulative Cumulative %

Eigenvalue

1 18,68222 74,72887 18,68222 74,72887

2 5,07137 20,28548 23,75359 95,01435

Таблица 2

Таблица значений фактора 1

Сложно передавать свои эмоции собеседнику 0,98 соц.сети 0,97

Сложно понимать эмоции собеседника 0,96 sms 0,96

Игнорирование собеседника 0,94

Игнорирует собеседник 0,93

Неожиданное прерывание контакта одной из сторон 0,93

Отсроченность ответов, наличие долгих пауз. 0,92

Сложность с расшифровкой смысла высказывания 0,89

Ошибочная интерпретация эмоции собеседника 0,88

Неоднократные прерывания и возврат к разговору 0,80

Неполная (сокращенная) форма выражения мыслей 0,74

Краткие (односложные) ответы 0,73

Неполное понимание сообщений (мыслей) собеседника 0,71

лично -0,76

skype -1,24

Таблица 3

Таблица значений фактора 2

Несдержанность в высказываниях (в т.ч., возможно, нецензурные слова) 0,99 лично 1,25

Ссылка на ранее сказанные фразы собеседника (цитируете) 0,97

"Свобода" в процессе выяснения отношений 0,95

Осознанность к донесению своих эмоций (осознанный выбор средств демонстрации эмоций) 0,92

Резкая смена темы беседы 0,92

Легко начать выяснять отношения 0,89

Обдумываемость формулировки высказываний 0,89

skype -1,27

96

переписки. Понимание собеседников в социальных сетях часто осложняется сокращениями слов и мыслей. В русском языке передача смысла во многом зависит от интонации и ударений, без использования которых смысл сообщений в процессе переписки может исказиться. Отрицательным полюсом был выявлен способ интернет-коммуникации Skype, это говорит о том, что данные особенности выяснения личных (романтических) отношений незначительны при этом способе коммуникации. Возможно, это связано с тем, что в Skype есть возможность невербальных проявлений, выражения смысла и эмоций интонацией, тоном и т.д. Полученные данные подтверждает нашу гипотезу о том, что существуют специфические черты, которые характерны для выяснения личных (романтических) отношений посредством интернет-коммуникации.

Второй фактор условно был назван «Свободная коммуникация». Наличие данных дескрипторов, представленных в Таблице 3, свидетельствует о том, что при личном взаимодействии специфика выяснения личных (романтических) отношений значительно отличаются от специфики выявления личных (романтических) отношений в интернет-пространстве, которое предоставляет испытуемым больше свободы в выражении своих эмоций, мыслей, высказываний с использованием различных средств интернет-коммуникации.

Skype вышел в отрицательный полюс. Мы полагаем, что испытуемые не чувствуют полной свободы в выражении переживаемых эмоций, данная программа устроена так, что в процессе интернет-общения каждый из участников видит на экране компьютера не только партнера, но и себя. Это заставляет человека следить за собственными жестами, поведением, мимикой.

По результатам факторного анализа женской выборки было выделено 2 фактора (табл. 4-6), по наличию дескрипторов условно были названы «Сложная коммуникация» (фактор 1) и «Легкая коммуникация» (фактор 2).

Выявлено, что женщины, при выяснении отношений в СМС-сообщениях и социальных сетях, чаще всего сталкиваются с неожиданным прерыванием контакта одной из сторон, игнорированием со стороны собеседника, отсроченностью ответов и наличием долгих пауз. Возникают сложности с пониманием и передачей эмоций собеседнику, расшифровкой высказываний, с использованием односложных ответов, краткой формой выражения мыслей, что может быть вызвано отсутствием невербальных проявлений.

Таблица 4

Таблица значений факторов женской группы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Value (факторы) Eigenvalues (Spreadsheet) Extraction: Principal components

Eigenvalue % Total Cumulative Cumulative %

Eigenvalue

1 16,74212 83,71058 16,74212 83,71058

2 2,97477 14,87384 19,71689 98,58443

Таблица 5

Таблица значений фактора 1 женской группы

Неожиданное прерывание контакта одной из сторон 0,99 sms 1,00

Сложно понимать эмоции собеседника 0,97 соц.сети 0,96

Сложно передавать свои эмоции собеседнику 0,96

Игнорирует собеседник 0,96

Ошибочная интерпретация эмоции собеседника 0,93

Отсроченность ответов, наличие долгих пауз. 0,92

Игнорирование собеседника 0,90

Сложность с расшифровкой смысла высказывания 0,89

Неоднократные прерывания и возврат к разговору 0,82

Неверное понимание сообщений (мыслей) собеседника 0,79

Краткие (односложные) ответы 0,77

Неполная (сокращенная) форма выражения мыслей 0,77

лично -0,89

skype -1,14

Таблица 6

Таблица значений фактора 2 женской группы

Легкость начать выяснять отношения 0,96 лично 1,30

"Свобода" в процессе выяснения отношений 0,96

Ссылка на ранее сказанные фразы собеседника (цитируете) 0,96

Несдержанность в высказываниях (в т.ч., возможно, нецензурные слова) 0,96

Осознанность к донесению своих эмоций (осознанный выбор средств демонстрации эмоций) 0,94

Обдумываемость формулировки высказываний 0,87

Резкая смена темы беседы 0,83

skype -1,38

По результатам факторного анализа мужской выборки выделено 2 фактора условно названные «Эффективная коммуникация» (фактор 1) и «Неэффективная коммуникация» (фактор 2) (табл. 7-9).

Таблица 7

Таблица значений факторов мужской группы

Value (факторы) Eigenvalues (Spreadsheet!) Extraction: Principal components

Eigenvalue % Total Cumulative Cumulative %

Eigenvalue

1 15,32652 76,63259 15,32652 76,63259

2 2,97136 14,85681 18,29788 91,48940

98

Таблица 8

Таблица значений фактора 1 мужской группы

Ссылка на ранее сказанные фразы собеседника (цитируете) 0,98 лично 1,09

Несдержанность в высказываниях (в т.ч., возможно, нецензурные слова) 0,98 phone 1,02

Резкая смена темы беседы 0,95

Осознанность к донесению своих эмоций (осознанный выбор средств демонстрации эмоций) 0,90

"Свобода" в процессе выяснения отношений 0,89

Обдумываемость формулировки высказываний 0,87

Неверное понимание сообщений (мыслей) собеседника 0,82

skype -1,11

Таблица 9

Таблица значений фактора 2 мужской группы

Сложно понимать эмоции собеседника 0,97 соц.сети 1,1

Игнорирование собеседника 0,94 sms 0,8

Отсроченность ответов, наличие долгих пауз 0,92

Сложно передавать свои эмоции собеседнику 0,92

Сложность с расшифровкой смысла высказывания 0,88

Игнорирует собеседник 0,80

Ошибочная интерпретация эмоций собеседника 0,75

skype -1,36

Выявлено, что мужчины для выяснения личных (романтических) отношений предпочитают личную и телефонную коммуникацию. Для данных способов выяснения отношений в мужской выборке характерна резкая смена темы беседы. При выборе данных способов выяснения отношений мужчины испытывают некоторую «свободу», они осознанно доносят свои эмоции.

В социальных сетях и СМС-сообщениях мужчины часто игнорируют собеседника, что, возможно, является наиболее удобным способом ухода от выяснения отношений.

Далее проводилась обработка полученных данных методом кластерного анализа, по результатам которого определилось, что выяснения личных (романтических) отношений для женщин через социальные сети ближе к СМС-сообщениям, то есть они воспринимают информацию как текст. У мужчин социальные сети ближе к программе Skype, то есть они воспринимают это как контактный способ выяснения отношений, что свидетельствует о различиях в восприятии выяснения личных (романтических) отношений посредством интернет-коммуникации у мужчин и у женщин.

Подводя итоги проведенного исследования, мы пришли к выводу, что выяснение личных (романтических) отношений в сети Интернет имеет как свои специфические, так и гендерные особенности:

99

Интернет-переписка в настоящее время является одним из главных средств коммуникации, однако, респонденты предпочитают выяснение личных (романтических) отношения при непосредственном общении, но при этом телефонная связь и социальные сети у респондентов пользуются популярностью в решении межличностных конфликтов и выяснении личных отношений.

Главным преимуществом выяснения личных (романтических) отношений по интернет-коммуникации является возможность хорошо продумать текст, добавить в него различные смайлы, псевдопунктуации, картинки и видео (невербальные средства общения), а также за минимальное количество времени есть возможность отправить сообщение неоднократно или, наоборот, есть возможность внимательно прочитать слова собеседника, обдумать их смысл и только после ответить на сообщение.

Женщины при выяснении отношений в СМС-сообщениях и социальных сетях чаще всего сталкиваются с неожиданным прерыванием контакта одной из сторон. У них возникают сложности с пониманием и передачей эмоций собеседнику, что может быть вызвано отсутствием невербальных проявлений. При личном взаимодействии женщинам легче начать выяснение отношений, чем в социальных сетях, СМС-сообщениях и по телефону. Они чувствуют большую «свободу» в процессе выяснения отношений.

В процессе интернет-коммуникации мужчины осознанно доносят свои эмоции, предпочитают резко менять тему беседы, испытывают некоторую «свободу». В социальных сетях и СМС-сообщениях мужчины часто игнорируют собеседника, что, возможно, является наиболее удобным способом ухода от выяснения отношений. Мужчины сталкиваются с отстроченностью ответов и наличием долгих пауз, что может быть связано как с более тщательным обдумыванием формулировок для точной передачи мыслей и эмоции партнерше, так и с внешними факторами.

Женщины коммуникацию в социальных сетях воспринимают как текст, также как и СМС-сообщения. Мужчины социальные сети воспринимают как контактный способ выяснения отношений.

Выводы

Несмотря на то, что коммуникация во многом смещается в интернет-пространство, для выяснения личных отношений, как для мужчин, так и для женщин остается предпочтительнее личное взаимодействие.

Результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать в практике индивидуального консультирования в качестве разъяснения, предотвращения и прогнозирования исходов частого выяснения личных (романтических) отношений посредством интернет-коммуникации, а также в рамках психологического просвещения о качественных и продуктивных взаимоотношениях посредством различных способов интернет-коммуникации.

100

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хуторной С.Н. Сетевое виртуальное общение и его влияние на межличностные отношения // Современные исследования социальных проблем. 2013. №6. Доступно по: http://cyberleninka.ru/article/n/setevoe-virtualnoe-obschenie-i-ego-vliyanie-na-mezhlichnostnye-otnosheniya. Ссылка активна на 14 февраля 2020. doi:10K>12731/2218-7405-2013-6-9

2. Lee J., Bonk C.J. Social network analysis of peer relationships and online interactions in a blended class using blogs // The Internet and Hinger Education. 2016. Vol. 28. P. 35-44. doi:10.1016/ j.iheduc.2015.09.001

3. Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. СПб.: Российская национальная библиотека; 2001.

4. Никитина Д.Н., Попова Л.В. Особенности интернет-коммуникации // Национальная ассоциация ученых (НАУ). Психологические науки. 2015. №2-8 (7). С. 130-132.

5. Кудрина Л.В. Влияние интернет-коммуникаций на современное информационное поле // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2016. №6. С. 97-101. doi:10.20339/ PhS.6-16.097

6. Antheunis M.L. Friendships and the Internet // The International Encyclopedia of Interpersonal C o mm unica tio n. 2 0 1 5 . Vo l. 2 . Р . 1 -8 . doi:10.1002/9781118540190.wbeic261

7. Южанинова Е.Р. Интернет-коммуникация как способ самореализации личности // Теория и практика общественного развития. 2013. №5. С. 25-28.

8. Ôzguven N., Mucan B. The relationship between personality traits and social media use // Social Behavior and Personality: An international journal. 2013. Vol. 41. Р. 517-528. doi:10.2224/sbp.2013. 41.3.517

9. Дзялошинская М.И. Социально ответственное поведение в интернете: поиски модели // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. №5. С. 32-41.

10. Smith J., Hewitt B., Skrbis Z. Digital socialization: young people's changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood // Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18 (9). Р. 1022-1038. doi :10.1080/ 1369118х.2015.1007074

11. Сушков И.Р., Козлова Н.С. Интернет-

REFERENCES:

1. Khutomov SN. Virtual network communication and its impact on interpersonal relations. Russian Journal of Education and Psychology. 2013;(6). Available at: http://cyberleninka.ru/article/ n/setevoe-virtualnoe-obschenie-i-ego-vliyanie-na-mezhlichnostnye-otnosheniya. Accessed: 14 Feb 2020. (In Russ). doi:10.12731/2218-7405-2013-6-9

2. Lee J, Bonk CJ. Social network analysis of peer relationships and online interactions in a blended class using blogs. The Internet and Higher Education. 2016;28:35-44. doi:10.1016/j.iheduc.2015.09.001

3. Sokolov AV. Metateoriya sotsial'noy kommunikatsii. Saint-Petersburg: The National Library of Russia; 2001. (In Russ).

4. Nikitina DA, Popova LV. Features of internet-communication. National Association of Scientists. 2015;2-8(7):130-2. (In Russ).

5. Kudrina LV. The impact of Internet communications on the modern information field. Philological Sciences. Scientific Essays of Higher Education. 2016;(6):97-101. (In Russ). doi:10.20339/PhS.6-16.097

6. Antheunis ML. Friendships and the Internet. The International Encyclopedia of Interpersonal Communication. 2015;(2):1-8. doi:10.1002/978111 8540190.wbeic261

7. Yuzhaninova ER. Online communication as a way of self-realization. Theory and Practice of Social Development. 2013;(5):25-8. (In Russ).

8. Ôzguven N, Mucan B. The relationship between personality traits and social media use. Social Behavior and Personality: An international journal. 2013;41:517-28. doi:10.2224 /sbp.2013.41.3.517

9. Dzyaloshinskaya M. Socially responsible behavior in internet: search of models. Theoretical and practical issues of journalism. 2014;(5):32-41. (In Russ).

10. Smith J, Hewitt B, Skrbis Z. Digital socialization: young people's changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood. Information, Communication & Society. 2015; 18(9):1022-38. doi:10.1080/1369118x.2015.1007074

11. Sushkov IR, Kozlova NS. Internet activity as manifestation of person's need for collective subject. Psychological Journal. 2015;36(5):75-83. (In Russ).

12. Yakoba IA. Gender in internet-communication: development dynamics. Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2013;1(72):303-9. (In Russ).

13. Soleymani A, Farahati M. The Impact of Excessive Internet Use on Communication Skills

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

101

активность как проявление потребности личности в коллективном субъекте // Психологический журнал. 2015. Т. 36, №5. С. 75-83.

12. Якоба И.А. Гендер в интернет-коммуникации: динамика развития // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. №1(72). С. 303-309.

13. Soleymani А. Farahati М. The Impact of Excessive Internet Use on Communication Skills and Mental Health in Cafe Internet Users // International Journal of School Health. 2014. Vol. 1, №2. doi:10.17795/intjsh-23524

14. Wegmann E., Brand М. Internet-Communication Disorder: It's a Matter of Social Aspects, Coping, and Internet-Use Expectancies // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 7. doi:10.3389/fpsyg.2016.01747

15. Ушакова Е.С. Интернет-зависимость как проблема современного общества // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. №1(4). Доступно по: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=64. Ссылка активна на 20 января 2020.

16. Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. №2. С. 90-104.

17. Старикова М.А., Воробьева А.А. Способы проявлений эмоций молодёжи в интернет-коммуникации // Аллея науки. 2017. Т. 2, №14. С. 750-754.

18. Обухова Ю.О., Евсеева Л.И., Танова А.Г. Новые технологии коммуникации в восприятии современного человека // Теория и практика общественного развития. 2017. №12. С. 43-47. doi:10.24158/tipor.2017.12.9

19. Nagel Е. From usernames to profiles: the development of pseudonymity in Internet communication // Internet Histories. 2017. №1(4). С. 312-331. doi:10.1080/24701475.2017.1389548

20. Segev E., Nissenbaum A., Stolero N., et al. Families and Networks of Internet Memes: The Relationship Between Cohesiveness, Uniqueness, and Quiddity Concreteness // Journal of ComputerMediated Communication. 2015. №20 (4). С. 417433. doi:10.1111/jcc4.12120

and Mental Health in Cafe Internet Users. International Journal of School Health. 2014;1(2). doi:10.17795/intjsh-23524

14. Wegmann E, Brand M. Internet-Communication Disorder: It's a Matter of Social Aspects, Coping, and Internet-Use Expectancies. Frontiers in Psychology. 2017;(7). doi:10.3389/fpsyg.2016.01747

15. Ushakova ES. Internet addiction as a problem of modern society. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2014;1(4). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=64. Accessed: 20 Jan 2020. (In Russ).

16. Voiskunskiy AE. Social perception while social networking. Moscow University Psychology Bulletin. 2014; (2):90-104. (In Russ).

17. Starikova MA, Vorobyova AA. Ways of manifestations of emotions of youth in Internet-communication. Avenue Science. 2017;2(14):750-4. (In Russ).

18. Obukhova YO, Evseeva LI, Tanova AG. New communication technologies in contemporary human perception. Theory and Practice of Social Development. 2017;(12):43-7. (In Russ). doi:10.24158/ tipor.2017.12.9

19. Nagel E. From usernames to profiles: the development of pseudonymity in Internet communication. Internet Histories. 2017;1(4):312-31. doi: 10.1080/24701475.2017.1389548

20. Segev E., Nissenbaum A., Stolero N., et al. Families and Networks of Internet Memes: The Relationship Between Cohesiveness, Uniqueness, and Quiddity Concreteness. Journal of ComputerMediated Communication. 2015;20(4):417-33. doi:10.1111/jcc4.12120

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Андреева Ольга Станиславовна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Тюменский государственный университет; 625003, Тюмень, ул. Володарского, д. 6. Е mail: o andreeva@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Andreeva Olga Stanislavovna - PhD (Psychology), Associate Professor, Head of Department of General and Social Psychology, Tyumen State University; 625003, Tyumen, Volodarsky str., 6. Email: o andreeva@mail.ru

Володина Ксения Андреевна - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии, Тюменский государственный университет; 625003, Тюмень, ул. Володарского, д. 6. Email: kse8727@mail.ru Шуракова Евгения Борисовна - магистрант, Тюменский государственный университет; 625003, Тюмень ул. Володарского, д. 6. Email: e-shurakova@mail.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 08.09.2019. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 14.02.2020.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Андреева О.С., Володина К.А., Шуракова Е.Б. Гендерные особенности выяснения личных отношений посредством интернет-коммуникации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №1(28). Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=421. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/humJ2020191-103

Volodina Ksenia Andreevna - PhD (Psychology), Senior Lecturer of the Department of General and Social Psychology, Tyumen State University; 625003, Tyumen, Volodarsky str., 6. Email: kse8727@mail.ru

Shurakova Evgenia Borisovna - Undergraduate, Tyumen State University; 625003, Tyumen, Volodarsky str., 6. Email: e-shurakova@mail.ru

PAPER RECEIVED: 08.09.2019. PAPER ACCEPTED: 14.02.2020.

REFERENCE FOR CITING:

Andreeva OS, Volodina KA, Shurakova EB. Gender features of clarifying personal relationships through internet communication. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(1). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=421. Accessed: dd Month yyyy. doi:10.23888/humJ2020191-103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.