Научная статья на тему 'Гендерные особенности во взаимодействиях с домашними животными'

Гендерные особенности во взаимодействиях с домашними животными Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1882
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ / PETS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / GENDER FEATURES / INTERACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кодесс П.Б.

В статье описываются гендерные особенности, выявленные в результате исследований взаимодействий владельцев с кошками и собаками. Большая часть статьи посвящена обзору отечественных и зарубежных публикаций по данной теме; также описываются результаты фокусированных интервью, в проведении которых принимал участие автор. Выявлено, что при взаимодействиях в диаде владелец-животное имеет значение как биологический пол, так и гендерные особенности. Женщины больше используют вербальный компонент во взаимодействии, а также больше подчеркивают роль заботы и эмпатии во взаимодействиях. Мужчины больше подчеркивают роль животного как компаньона в совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender features in interactions with pets

The article describes the gender features revealed by the investigations of interactions of owners of cats and dogs. The most part of the article is devoted to a review of domestic and foreign publications on this topic; also there is described the results of focused interviews, where author participated. It is revealed that in interactions in the dyad owner-animal is important both biological sex and gender features. Women use more verbal component in the interaction, and more emphasize the role of care and empathy in interactions. Men more emphasize the role of the animal as a partner in joint activities.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности во взаимодействиях с домашними животными»

6. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И.Э. Налетова. - М.: Прогресс, 1975. - 288 с.

7. Новая философская энциклопедия / ИФ РАН. В 4 т. / Под ред. Степина B.C. - М.: Мысль, 2001.

8. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. - Минск, «Современное слово», 2005. - 421 с.

9. Рыбаков В.А., Покрышкин А.Л. Совместима ли психология и естественнонаучная парадигма? - Томск: «Дельтаплан», 2005.

10. Словарь философских терминов / Под ред. Кузнецова В.Г. - М.: ИНФРА-М, 2004.

11. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. - М.: Гардарики, 2006.

12. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. - 7 издание. Переработ. и доп. - М.: Политиздат, 2001. - 560 с.

13. Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. - М.: Идея-Пресс, 1999.

14. Юревич А.В. «Онтологический круг» и структура психологического знания // Психол. журн. - 1992. - Т. 13. - № 1. - с. 6-14.

15. Gergen K.J. Social Psychology as History // Journal of Personality and Social Psychology. 1973. V. 26. № 2. P. 309-320.

Гендерные особенности во взаимодействиях с домашними животными

к.псх.н. Кодесс П.Б. ФГНУ «Психологический институт» РАО

pkodess@yandex.ru

Аннотация. В статье описываются гендерные особенности, выявленные в результате исследований взаимодействий владельцев с кошками и собаками. Большая часть статьи посвящена обзору отечественных и зарубежных публикаций по данной теме; также описываются результаты фокусированных интервью, в проведении которых принимал участие автор. Выявлено, что при взаимодействиях в диаде владелец-животное имеет значение как биологический пол, так и гендерные особенности. Женщины больше используют вербальный компонент во взаимодействии, а также больше подчеркивают роль заботы и эмпатии во взаимодействиях. Мужчины больше подчеркивают роль животного как компаньона в совместной деятельности.

Ключевые слова: домашние животные, взаимодействия, коммуникация, гендерные особенности Проект выполнен при финансовой поддержке РГНФ, проект №13-06-00687а.

Актуальность и постановка проблемы В современном западном и российском обществе домашние животные являются активными участниками социальных взаимодействий. По данным социологических опросов около 40% домохозяйств содержит домашнее животное, а более 71% населения имело опыт содержания домашних животных. Большинство питомцев составляют кошки (около 70%) и собаки (20-30%); при этом количество владельцев домашних питомцев постоянно увеличивается. Естественным выводом, который может сделать из этой ситуации исследователь в области психологии состоит в том, что домашние питомцы несомненно создают возможности для реализации определенных социально-психологических и личностных потребностей своих владельцев. Такая точка зрения подтверждается многочисленными исследованиями в данной области. Взаимодействие с домашними животными квалифицируется как межличностное межвидовое партнерство, направленное - как, впрочем, и любое партнерство - на удовлетворение ведущих потребностей партнеров; причем в случае с домашними питомцами речь преимущественно идет о психологических потребностях как человека, так и животного [7]. Данное утверждение широко признано в западных, в особенности американских психологиче-

ских исследованиях, в которых термин «companion» стал признанным термином при описании взаимодействий человека и животного. Данный термин является признанием того, что животное выполняет субъектную функцию во взаимодействиях, то есть является субъектом взаимодействия, а не просто субъектом заботы со стороны человека (pet). По мнению Л. Ир-вайн, животные имеют не просто когнитивные способности для широкого спектра взаимодействий с человеком, но и собственное "я", личность или самость (self), а во взаимодействии со своими владельцами (компаньонами) животные предоставляют широкие возможности для выражения личности владельца, в том числе для проявления и становления гендер-ной идентичности [10].

Понятие "гендер" широко используется в психологии и социологии и означает как установки и представления личности о маскулинности и феминности, так и социально определяемые роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. При этом также часто термин "гендерные различия" используется в исследованиях для изучения и описания различий в поведении, личностных особенностей и социальных представлений мужчин и женщин конкретной социальной группы, участвующей в исследовании.

В настоящей статье будет проведен анализ зарубежных исследований, в которых была затронута тема гендерных особенностей во взаимодействии с домашними питомцами, а также приведены данные по фокусированным интервью, проведенным в рамках нашего проекта.

При большом многообразии публикаций в рамках психологии, социологии и антропологии, посвященных характеру и функциям взаимодействий в межвидовой группе человек -домашний питомец, гендерные особенности подобных взаимодействий остаются недостаточно раскрытой темой. Данная работа является попыткой систематизировать существующие подходы и наметить пути ее раскрытия с учетом культурных и социальных особенностей.

Состояние проблемы в современных научных исследованиях

Взаимодействие с домашними животными создает достаточно уникальную возможность для изучения гендерных различий во взаимодействиях. Животные, даже такие домашние и социальные, как кошки и собаки, в любом случае гораздо чувствительнее к биологическому полу владельца. Для животного, чье обоняние в 40 раз острее, чем у человека, различие в запахах мужчины и женщины является абсолютно очевидным. Помимо биологического статуса для животных (особенно собак как социальных животных) столь же важен социальный статус человека в группе (стае) и способы, которые человек использует непосредственно в коммуникации.

Со стороны человека собаки и кошки с древних времен помимо служебной функции использовались для подчеркивания социального статуса владельца. Так как гендерные роли вплоть до сегодняшних дней были определены достаточно жестко - мужчины и женщины использовали различных животных для подчеркивания своего социального статуса. К примеру, на парном портрете знатных господ Луакса Кранча "Портрет Генри Пиоса, Дюка Саксонии и его жены Катарины фон Мекленбург", написанном в 1514 году, у ног мужа нарисована охотничья собака, а у ног жены - маленькая комнатная собачка [2]. Породистые охотничьи и декоративные собаки стоили дорого, и достать их было непросто, посему они указывали на высокое положение и благосостояние владельцев.

Обратимся к исследованиям, посвященным данной теме.

Исследование Меррил [16] было посвящено тому, как варьируется статус владельца домашнего животного, предпочтение того или иного питомца и гендерные особенности владельцев. 1034 участника исследования заполнили опросники, касающиеся эмпатии, одиночества, депрессии и личностный опросник Big5. Было установлено, что не только владение, но и лояльное отношение женщин к домашним животным (собакам или кошкам) связано с более высокой эмпатией. Для хозяек животных данная связь была наиболее интенсивной;

предпочтение только кошки связано с более высоким уровнем эмпатии, открытости и уступчивости и для мужчин, и для женщин. Если же мужчина выбирает в качестве домашнего питомца не кошку и не собаку (а например птиц, рыб или рептилий), а женщина вообще отказывается от такого выбора - в этом случае можно говорить о более высокой организованности и ответственности.

В исследованиях Лор и Эйзенберга [14] было выявлено, что ветеринарам предпочтительнее иметь ассистентов женщин. Это связано с тем, что экспериментальным образом было доказано, что если для сук пол ассистента не имеет решающего значения, то кобели гораздо сложнее устанавливали контакт с незнакомыми мужчинами, каковыми для них являлись врачи. Данные реакции не зависели от стиля коммуникации человека с животным и опирались исключительно на биологический пол человека. Дебора Уэлс [21] получила сходные результаты, изучая стиль реакции собак в приютах. Она обнаружила, что реакция собак зависит от пола человека, с которыми они взаимодействуют. Собаки проявляли значимо более выраженную агрессивную реакцию при контакте с незнакомыми мужчинами, чем при контакте с незнакомыми женщинами. При этом кобели имели значительно более долгий зрительный контакт с человеком и больше лаяли. Также данные М. Хеннеси с соавторами [9] показывают, что собаки, которые были взяты из приютов женщинами, имели более низкий уровень концентрации кортизола в плазме и проявляли более расслабленное и спокойное поведение, чем собаки, чьими новыми владельцами оказались мужчины. Эти авторы предполагают, что психологический и поведенческий отклик собаки может быть инициирован теми типичными способами взаимодействия с питомцами, которые проявляют мужчины и женщины. По мнению Лор и Эйзенберга [14], установки и реакции по отношению к собакам могут базироваться как на психологических, так и на культурных нормах. В сравнительном исследовании с использованием опросника Миура и его коллеги [17] выявили, что молодые женщины как в Японии, так и в Великобритании считают собак в большей степени субъектами коммуникации, более равными себе, чем мужчины. Из чего эти исследователи делают выводы, что подобные гендерные различия могут быть распространенным феноменом, незначительно зависящим от культуры.

Изучению гендерных различий в способах коммуникации с животными посвящено исследование итальянских биологов и психологов под руководством Э. Парто-Превид [18]. Они использовали адаптированный для животных тест "незнакомых ситуаций", в котором участвовали владельцы с собаками. Тест состоит из 8 ситуаций, в которых фиксировалось поведение животного и человека в незнакомой (безопасной) обстановке, в присутствии и отсутствии владельца, а также при контакте животного с посторонним человеком. Было выявлено, что владельцы-мужчины и владельцы-женщины отличаются в использовании вербальной коммуникации с животными. Женщины разговаривали больше, чем мужчины, и показывали более короткий латентный период, прежде чем начать говорить с собакой. Также женщины чаще использовали так называемый "детский язык" в коммуникации с собаками и чаще общались с ними, как мать общается с ребенком. В чувстве привязанности и в игровом поведении различий между мужчинами и женщинами обнаружено не было. Эти исследователи делают вывод, что коммуникация владельцев и домашних собак-компаньонов в современном городе является определенным видом родительского поведения, а опыт взаимодействия с детьми является преимуществом при установлении связей в прочих подобных ситуациях социальной коммуникации. Также данное исследование поддерживает сторонников эволюционного сценария гендерной коммуникации, в котором женщины используют речь как центральный инструмент в установлении отношений.

В исследовании "Моя собака в точности как я": владельцы собак как гендерный дисплей", которое провел М. Рамирез [19] в университете Джорджии, США, описываются различные способы раскрытия гендерной идентичности владельцев собак во взаимодействии с их питомцами. Рамирез опирается на выдвинутые Ирвайн предпосылки о том, что взаимодействие с животными привносит дополнительный опыт в осознание и реализацию самости

(личности и я-концепции) человека. Посредством анализа глубинных интервью с владельцами собак в средних американских городах он изучал три следующих аспекта: как люди используют гендер при выборе питомца; как владельцы выявляют свою гендерную идеологию при объяснении и описании поведения и индивидуальности питомца, а также как владельцы используют животных в качестве поддержки для отображения своих гендерных характеристик. Было выявлено, что мужчины и женщины по-разному оценивали характер своих взаимодействий с питомцами. Мужчины в большей степени характеризовали отношения с собаками как взаимодействие компаньонов, они чаще характеризовали себя как "друзей", "партнеров по тренировкам" и тренеров, и в меньшей степени как "родителей". Женщины в большей степени подчеркивали компоненты сопереживания и заботы и, напротив, подчеркивали "родительскую" роль. Такие результаты, по мнению Рамиреза, согласуются с характером установления дружеских отношений с человеком того же пола. В то же время при описании животного были выявлены сходства с описанием романтического партнера, при этом мужчины чаще подчеркивали физическую привлекательность питомца (например «она очень милая, симпатичная»; «он такой мускулистый и красивый»), а женщины чаще обсуждали его характер и индивидуальность («она любит кокетничать», «он обидчивый»). В целом же взаимодействие с животными использовалось мужчинами для подчеркивания мускулинных качеств - активности, партнерства, физической культуры, а женщинами для подчеркивания феминных качеств - эмпатии, заботы, ориентации на семью и воспитание младших поколений.

Результаты эмпирических исследований

В рамках исследования коммуникации между владельцами домашних животных и их питомцами (грант РГНФ, рук. В.А.Шукова) нами были проведены групповые фокусированные интервью с хозяевами собак и кошек. В исследованиях приняли участие 136 респондентов в возрасте от 25 до 75 лет (70 владельцев собак и 66 владельцев кошек). Из них 55% составляли женщины и 45% - мужчины. Все респонденты были взрослыми и приобрели своих домашних питомцев будучи взрослыми, то есть совершив осознанный выбор.

Все наши респонденты осуществляли с животными определенный уровень субъект-субъектных взаимодействий, то есть для них животное было в основном компаньоном. Несколько крупных собак служебных пород помимо реализации своей охранной функции являлись домашними любимцами, имели постоянный доступ в дом (при проживании за городом) и осуществляли широкий круг коммуникаций с владельцем и его референтной группой или семьей. Никто из участников не держал собак и кошек преимущественно для разведения.

Нами не обнаружено гендерных различий в способе приобретения собак и кошек. Как женщины, так и мужчины в равной степени покупали, "получали в наследство", подбирали на улицах и в приютах для животных. Мы не задавали специального вопроса о поле собаки или кошки, но неожиданно выявилось, что большинство питомцев - женского пола (как собаки, так и кошки).

Было выявлено, что женщины используют на 40% больше слов для коммуникации с животными. При этом они чаще утверждали, что животные понимают слова в независимости от интонации «При ней «гулять» никак нельзя произносить, даже шепотом и по отношению друг к другу - сейчас же встанет у двери и будет ждать, когда на нее наденут комбинезон». Мужчины чаще отмечали, что животное реагирует на жесты, звуки, интонации и характер ситуации в целом. По нашим наблюдениям данные особенности никак не сказываются на характере и типе взаимодействий животного и человека. Для установления глубокого партнерства не обязательна обширная вербальная коммуникация. При этом наличие подобной коммуникации со стороны хозяина еще не гарантирует субъектного статуса животного и понимания владельцем его нужд и потребностей.

При описании характера животного (анализ записей интервью) и женщины, и мужчины использовали широкий спектр прилагательных. Характеризуя собак и взаимодействия с ними, респонденты использовали больше слов и выражений, чем при описании кошек. Причем

женщины более подробно описывали поведение кошек, использовали больше слов, и их определения были более разнообразными.

И при описании собак и при описании кошек и взаимодействий с ними женщины более подробно описывают эмоциональный альтруизм, душевную отзывчивость, доброту и дружелюбие домашних владельцев. «У меня очень ласковая кошка. После еды обязательно поблагодарит, прыгает на руки, трется, урчит. Телевизор со мной смотрит, любит, чтобы ее гладили»; "он так скучает, когда никого нет дома долго, а когда ко мне дети приезжают - просто счастлив. Он очень любит, когда мы все собираемся. И детей терпит и никогда не трогает, даже если они его за хвост и за уши тянут". "Даша все время ходит за мной и следит. Подходит, голову кладет и как будто спрашивает "ну как ты?", при этом она не навязывается, а как будто предлагает свою поддержку и заботу".

Также женщины чаще подчеркивали бесконфликтность своих питомцев - способность не проявлять агрессию даже при провокациях со стороны других людей. "Он очень выдержанный - иногда внуки так его треплют, я думаю - убежит или поцарапает, но нет, терпит"; "она серьезная собака, но при этом совсем не агрессивная и не злобная, наоборот заботливая - даже о кошкиных котятах заботилась, когда они родились"; "Он не любит мыться, но я говорю "надо"- он стоит и терпит, ни разу меня не поцарапал, хоть он и доминантный кот".

Женщины чаще выделяли обиду как характерное поведение питомцев и могли ее описать. Мужчины на вопрос "как Ваш питомец выражает обиду?" чаще отвечали "никак особо не выражает" или "я такого не помню".

Мужчины в описании характера питомцев чаще употребляли прилагательные, описывающие интеллект животного. В очень похожей ситуации, когда маленькие дети пытаются схватить животное, женщины обращали внимание на терпение, а мужчины - на интеллект. "Ему скажешь "малыш, осторожно" и он понимает, очень умная собака"; "эта кошка глуповата оказалась, до сих пор не научилась дверь открывать в ванную. Она пробует, но видно, что интеллекта ей не хватает".

Анализируя то, как владельцы обращаются к домашним животным и рассказывают о них, можно выявить, что отношения между владельцем и животным чаще всего имеют характер "родитель - ребенок" или "старший - младший", а также взаимодействия, для описания которых лучше всего подходит термин "дружба" или "партнерство". При подробном анализе мы не выявили значимых различий в преобладании того или иного типа взаимодействий у мужчин или женщин. Однако, также как и в исследовании Рамиреза, мужчины более подробно и охотно рассказывают о проявлениях партнерства, а женщины - о эмоциональной связи и уходе (кормлении, купании, походах к ветеринару и т.п.). Также женщины по отношению к своему питомцу чаще называют себя "мамой" (например «иди к маме», «мамочка сейчас тебя покормит/полечит»), мужчины же в подобных ситуациях практически никогда не называют себя «папой».

Возможно, что именно здесь проявляются определенные гендерные установки, предписывающие женщине уделять больше времени уходу за кем-либо, а мужчине - "серьезным" коммуникациям. Подобные различия отмечены также А. Темкиной [3] в ее исследовании взаимодействий с домашними котами семейных пар. Так, мужчина заявляет о равенстве в уходе за котом (кошкой) (инструментальная модель 1, Дмитрий), однако в нарративе его партнерши отчетливо проявляются гендерные различия. Описания практик демонстрируют мужскую ответственность и заинтересованность (сходную с моделью 2 - мужская забота). Наташа рассказывает: «Ну, конечно, чаще, больше там Дима все-таки ... Он там может ей там фаршик. выбрать. отдельно положить, ... ножичком его измельчить. посолить. в микроволновку поставить, через какое-то время. вынет, посмотрит. что-то еще сделает. [Он может] сидеть около миски, ее уговаривать: скушай кусочек там, подержать этот кусочек на руках, как это иногда делает Дима, чтобы она только поела. Ну, я так не делаю, у меня как-то проще: хочешь - съешь, не хочешь - не съешь».

В нашем исследовании также были похожие характерные замечания: "Главная хозяйка

вообще-то я. Но муж больше переживает о них, больше заботится, сюсюкается даже, балует. Мяско помельче нарежет, косточку порубит, готов их по десять раз впускать - выпускать, даже если не холодно на улице. У меня все построже как-то...Они (животные) прямо веревки из него вить могут, с людьми у него такого не бывает...". Муж данной женщины участвовал в группе, обсуждающей взаимодействие с собаками (дома есть и собака, и кошка). В его описании своих взаимодействий с собакой больше внимания уделялось игре, совместной деятельности и интеллекту животного, а его собственная эмоциональная вовлеченность во взаимодействие демонстрировалась в меньшей степени.

Опираясь на эти наблюдения, мы можем поддержать гипотезу А. Темкиной о том, что либо мужчина не обладает способностями к детальному описанию ухода, либо он - в соответствии с традиционными стереотипами - полагает, что признание заботы угрожает его маскулинности. Таким образом, заботу и уход, которые осуществляют мужчины, но о которых они умалчивают в интервью, озвучиваются женщинами. При этом в реальности взаимодействие с домашними животными является одной из немногих сфер, где проявление мужчинами феминных качеств является социально признанным и поощряемым. Проявление сострадания, заботы, ласки по отношению к домашним питомцам считается нормальным и дает возможность проявить качества социального альтруизма. Особенно это характерно, на наш взгляд, для представителей старшего поколения, воспитывающихся в более жестких гендерных стереотипах.

Выводы

Опираясь на результаты описанных исследований, можно сделать следующие выводы.

Исследования показывают, что как биологический пол владельца, так и особенности гендерных характеристик являются значимым фактором при взаимодействии с такими домашними питомцами, как собаки и кошки.

При установлении контакта с малознакомыми людьми наиболее важным является фактор пола для собак-кобелей, так как проявляют меньше агрессии при взаимодействии с женщинами.

При взаимодействии с домашними животными женщины чаще используют вербальный компонент. Они быстрее начинают говорить при установлении контакта с животным и используют больше слов и выражений.

И для мужчин, и для женщин кошки и собаки могут занимать системное место ребенка в структуре семьи. При этом женщины чаще используют "детский язык" для коммуникаций с питомцами.

Представления владельцев об их взаимодействии с домашними питомцами может служить характерным дисплеем гендерных установок, преобладающих в социальной среде.

При описании взаимодействия с животными женщины подчеркивают феминные характеристики животного и контакта с ним (забота, взаимопонимание, безопасность, воспитание), а мужчины - маскулинные (дружба, интеллект, партнерство, физическая активность). При этом реальное взаимодействие с домашними питомцами способствует реализации как феминных, так и маскулинных качеств и мужчинами, и женщинами.

Необходимо отметить, что гендерный аспект взаимодействия с домашними кошками и собаками еще недостаточно изучен и требует дальнейшего исследования.

Литература

1. Варга А.Я. О психологической роли домашних питомцев в семье. // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Серия «Психологические науки». 2009. Т. 1. № 3. с. 22-35.

2. Дамы с собачками в европейской живописи 15-20 века. s30556663155.mirtesen.ru/blog/43145071033/Damyi-s-sobachkami.-15-20-vek. (Электронный ресурс; дата доступа 28.08.2013г.).

3. Беспредельная социология: Сиквел. Сборник эссе. ЦНСИ: Unplugged / Под ред. Оксаны Карпенко. - СПб.: ЦНСИ, 2012 - 169 с., ил.

4. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А.. Социология тендерных отношений и тендерный подход в социологии. // Социс. 2000.

5. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества - СПб.: Питер, 2007.

6. Исследование рынка кормов домашних животных. Электронный ресурс. 2011. http://www.zoospravka.m/article/about035.htm#Количество_домашних_животньIх.- [Электронный ресурс. Дата доступа 01.09.2013].

7. Криволапчук Н.Д. Прикладная психология собаки: учебн. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 560 с.

8. Отношение россиян бездомным собакам 24 Января 2013 http://fom.ru/obshchestvo/10784 .-[Электронный ресурс. Дата доступа 25.08.2013].

9. Hennessy M.B., Williams M.T., Miller D.D., Douglas C.W. & Voith V.L. 1998: Influence of male and female petters on plasma Cortisol and behaviour: can human interaction reduce the stress of dogs in a public animal shelter? Appl. Anim. Behav. Sci. 61, 63-77.

10. Hyde J.S. The Gender Similarities Hypothesis. American Psychologist, Vol 60(6), Sep 2005, 581-592.

11. Irvine Leslie. 2004a. A Model of Animal Selfhood: Expanding Interactionist Possibilities. Symbolic Interaction 27:3-21.

12. Jerolmack Colin (2005) Our Animals, Our Selves? Chipping Away the Human-Animal Divide // Sociological Forum. Vol. 20. № 4. P. 651-660.

13. Katcher A.H., Friedmann E., Goodman M. & Goodman L. 1983: Men, women, and dogs. Cali-fornian Vet. 2, 14—16.

14. Lore R.K. & Eisenberg F.L. 1986: Avoidance reactions of domestic dogs to unfamiliar male and female humans in a kennel setting. Appl. Anim. Behav. Sci. 15, 261—266.

15. Mallon G.P. 1993: A study of the interactions between men, women and dogs at the ASPCA in New York City. Anthrozoo" s 6, 43—47.

16. Merrill Shannon Marie "Individual Differences and Pet Ownership Status: Distinguishing Among Different Types of Pet Owners and Non-Owners" (2012). Master's Theses. Paper 4244. http://scholarworks.sjsu.edu/etd_theses/4244- [Электронный ресурс. Дата доступа 28.09.2013].

17. Miura A., Bradshaw J. W. S. & Tanida H. 2000: Attitudes towards dogs: a study of university students in Japan and UK. Anthrozoo" s 13, 80—88.

18. Prato-Previde E., Gaia Fallani & Paola Valsecchi Gender Differences in Owners Interacting with Pet Dogs:An Observational Study: 2006 Ethology 112; 64-73.

19. Ramirez Michael "My Dog's Just Like Me": Dog Ownership as a Gender Display; Symbolic Interaction, Vol. 29, Issue 3, pp. 373-391, ISSN 0195-6086, electronic ISSN 1533-8665. © 2006.

20. Shell Marc (1986) The Family Pet Representations. № 15. P. 121-153.

21. Wells L.D. & Hepper P.G. 1999: Male and female dogs respond differently to men and women. Appl. Anim. Behav. Sci. 61, 341—349.

Ранняя одаренность и особые психические состояния

д.псих.н. проф., член-корр. РАО Панов В.И.

Университет машиностроения, ФГНУ «Психологический институт» РАО,

8-916-518-4540, ecovip@mail.ru

Аннотация. В статье с позиции экопсихологического подхода к одаренности дается анализ особых психических состояний, которые переживаются детьми с ранней ярко выраженной одаренностью в условиях напряженной образовательной среды.

Ключевые слова: одаренность ранняя, экопсихологический подход, образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.