УДК 316.6(075.32)
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ
МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ*
© 2011 И. Н. Логвинов1, С. В. Сарычев2
1 доцент каф. психологии, канд. психол. наук, доцент e-mail: ewredika67@yandex.ru 2профессор каф. психологии, докт. психол. наук, доцент e-mail: kursk-psychol@narod. ru
Курский государственный университет
В статье анализируются гендерные особенности направленности личности лидеров молодежных групп, проявляющиеся в дифференциации инструментальных и терминальных ценностей. Решение проблемы формирования у лидеров молодежных групп механизма дифференциации ценностей требует выявления гендерных особенностей дифференциации ценностей у молодежных лидеров, которые находятся в различных образовательных средах (в обычных общеобразовательных школах и в развивающей социальной среде) и социальных ситуациях (в районах радиоактивного загрязнения и «чистых» районах). Социальнопсихологические аспекты исследуемого феномена, недостаточно изученные с точки зрения динамики социальной ситуации, рассматриваются через призму данных осуществленного авторами эмпирического исследования.
Ключевые слова: терминальные ценности, инструментальные ценности, лидерство, лидер, гендер, дифференциация ценностей, ценностные ориентации, социальная ситуация развития, развивающая социальная среда.
Проблема. Исследование феномена молодежного лидерства в учебных группах обусловливается решением задач по модернизации российского общества. Динамичные процессы, протекающие в современной экономической и социально-политической жизни нашей страны, делают востребованным появление новых лидеров, способных возглавить поступательное движение страны. Личностные качества (и в особенности направленность личности) являются ведущим фактором успешной реализации лидерских амбиций. Среди качеств личности лидера особое место занимают ценностные ориентации, детерминирующие отношение субъекта к наличию определенных личностных свойств [Журавлева 2006]. Для лидеров молодежных групп важно наличие высокого уровня дифференциации инструментальных и терминальных ценностей, что позволяет им из множества возможных целей выбирать именно ту, достижение которой позволит успешно решить задачи, стоящие перед группой членства. Системообразующим фактором, благодаря, которому у молодежных лидеров формируется механизм дифференциации инструментальных и терминальных ценностей, по данным А. С. Чернышева [Чернышев 1980] и С. В. Сарычева [Сарычев 2009], выступает социальное обучение, которое осуществляется в развивающих социальных средах («социальный оазисах»).
Гипотеза исследования состояла в том, что уровень дифференциации терминальных и инструментальных ценностей молодежных лидеров детерминирован их гендерными особенностям. Цель исследования - изучение гендерного аспекта уровня сформированности механизма дифференциации ценностных ориентаций молодежных лидеров в учебных группах. В качестве объекта исследования выступил феномен молодежного лидерства в малой учебной группе.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект 08-06-00312а
В исследовании приняли участие лидеры малых групп - 8-11 классов школ г. Курска и Курской области, а также их сверстники, прошедшие социальное обучение в областной школе молодежных лидеров Курской области (ОШМЛ) «Комсорг» [Чернышев 2007]. В качестве зависимой переменной была определена тактика поведения лидеров молодежных групп в конфликтной ситуации, независимыми переменными -гендерная принадлежность испытуемых, их возраст (подростковый или старший школьный), место проживания (районы Курской области, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или «чистые» районы), социальное обучение (опыт социального обучения в ОШМЛ «Комсорг» [Чернышев 2007] или отсутствие такового).
Предметом исследования является уровень сформированности механизма дифференциации терминальных и инструментальных ценностей молодежных лидеров.
Статус лидера в малой группе у испытуемых, вошедших в выборку, определялся на основе наблюдения и испытаний на приборе-модели «Арка». Изучение ценностных ориентаций осуществлялось при помощи методики М. Рокича. Исследование было осуществлено в 2009-2010 гг.
Результаты исследования. Анализ гендерных особенностей дифференциации терминальных и инструментальных ценностей молодежных лидеров начнем с обсуждения результатов исследования респондентов подросткового возраста. Результаты изучения данного показателя у испытуемых из обычных школ, проживающих в чистых районах, представлены на рисунке 1.
о
и
и
«
3
К
л
4
и
£
100
90-
80-
70-
60-
50-
40-
30-
20-
10
_
^ У1
1
□ мальчики □ девочки
высокии
низкии
отсутствует
Рис. 1
Среди лидеров-подростков мужского пола не удалось выявить лиц, у которых
0
^ Уровень радиоактивного загрязнения в этих районах составил 1-5 Ки/км2 по Цезию-137 (см. : Курская область. Карта радиоактивного загрязнения. М., 1992).
исследуемый феномен отсутствует. Средний уровень развития анализируемого референта характерен для абсолютного большинства опрошенных (их удельный вес составляет 97,8%), лишь 2,2% опрошенных характеризуются высоким уровнем. Большинство подростков-лидеров женского пола (69,6%) имеют низкий уровень дифференциации терминальных и инструментальных ценностей. Около трети респондентов (30,4%) обладают высоким уровнем развития исследуемого показателя. У девочек-подростков также не удалось выявить лиц, у которых дифференциация ценностей отсутствует. Сравнение уровня дифференциации терминальных и инструментальных ценностей ли-деров-подростков по гендерному критерию выявило наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели исследуемого референта (х2 = 29,14; р<0,01).
Данные исследования, представленные на рисунке 2, иллюстрируют уровень дифференциации терминальных и инструментальных ценностей у лидеров-подростков из обычных школ, проживающих в загрязненных радиацией районах. Среди респондентов мужского пола абсолютное большинство имеют низкий уровень исследуемого референта (96,9%). Высокий уровень анализируемого референта у молодежных лидеров характерен для 3,1% исследованных. Среди лидеров-подростков мужского пола не удалось выявить лиц, у которых исследуемый механизм отсутствует.
100 £ 90
2 80
і 70 Л
И 60
50 40 30 20 10
0
высокий низкий отсутствует
Рис 2
Среди лидеров-подростков женского пола три четверти (75%) имеют низкий уровень дифференциации терминальных и инструментальных ценностей. Лишь 25% обладает высоким уровнем развития исследуемого показателя. Среди лидеров-подростков женского пола не удалось выявить лиц, у которых отсутствует дифференциация терминальных и инструментальных ценностей. Сравнение уровней дифференциации ценностей лидеров-подростков из обычных школ, проживающих в загрязненных радиацией районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели исследуемого референта по сравнению с испытуемыми мужского пола (х2=19,86; р<0,01).
□ мальчики □ девочки
Анализ гендерных аспектов уровня дифференциации терминальных и инструментальных ценностей лидеров продолжим анализом результатов исследования респондентов подросткового возраста, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», постоянно проживающих в «чистых» районах. Результаты изучения данного показателя у испытуемых представлены нами на рисунке 3.
100 £ 90
и 80 I 70
Л
I 60
50
40
30
20
10 0
высокий низкий отсутствует
Рис. 3
Среди лидеров-подростков мужского пола не удалось выявить лиц, у которых дифференциация терминальных и инструментальных ценностей отсутствует. Средний уровень развития анализируемого референта характерен для абсолютного большинства опрошенных (их удельный вес составляет 94,3%). Кроме того, 5,7% респондентов характеризуется высоким уровнем дифференциации ценностей. Согласно данным рис. 3, среди подростков-лидеров женского пола 50% имеет низкий уровень дифференциации ценностей. Отметим также, что столько же респондентов обладают высоким уровнем развития исследуемого показателя. Сопоставление уровня дифференциации ценностей лидеров-подростков, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», проживающих в чистых районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели (х2=48,83; Р<0,01).
Данные, представленные на рисунке 4, характеризуют уровень дифференциации ценностей у лидеров-подростков, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», но проживающих в загрязненных радиацией районах Курской области.
Среди лидеров-подростков мужского пола, прошедших социальное обучение, абсолютное большинство имеют низкий уровень дифференциации терминальных и инструментальных ценностей (90%). Высокий уровень развития анализируемого референта у молодежных лидеров характерен лишь для 10% респондентов. Среди подрост-ков-лидеров женского пола немногим более половины (52%) имеют низкий уровень дифференциации ценностей. Остальные 48% характеризуются высоким уровнем развития исследуемого показателя. Сравнение уровня дифференциации терминальных и ин-
У / □ мальчики
У □ девочки
У
У
У
У У
У
У
У
/
У
А г 1 1 —.— ^
струментальных ценностей лидеров-подростков, постоянно проживающих в радиоактивно загрязненных районах Курской области и прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», показало наличие между ними статистически достоверных различий по гендеру, при этом лица женского пола характеризуются более высоким уровнем (X 2 = 36,33; р<0,01).
о
и
ю
«
2
к
л
ч
и
£
90-
80-
70-
бО-
бО-
40-
30-
20-
10-
0
_
Ж
□ мальчики
□ девочки
высокии
низкии
отсутствует
Рис. 4
Результаты изучения дифференциации терминальных и инструментальных ценностей у лидеров юношеского возраста из обычных школ, проживающих в «чистых» районах, представлены нами на рисунке 5. Среди лидеров-старшеклассников мужского пола не удалось выявить лиц, у которых исследуемый механизм вообще отсутствует. Средний уровень развития анализируемого референта характерен для абсолютного большинства респондентов (91,3%), а еще 8,7% респондентов характеризуется высоким уровнем. Среди лидеров-девушек 68% имеют низкий уровень дифференциации ценностей. Около трети из них (32%) характеризуются высоким уровнем развития исследуемого показателя.
Сравнение дифференциации терминальных и инструментальных ценностей у лидеров юношеского возраста, проживающих в «чистых» районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели исследуемого референта (х2 = 16,75; р<0,01).
о
и
и
«
2
к
л
ч
и
«
100
90-
ВО-
70-
бО-
бО-
40-
30-
20-
10
0
Ж
Ж
□ юноши
□ девушки
высокии
низкии
отсутствует
Рис. 5
Представленные на рисункеб данные характеризуют дифференциацию терминальных и инструментальных ценностей у испытуемых юношеского возраста из обычных школ, но проживающих в загрязненных радиацией районах Курской области. Среди лидеров-юношей абсолютное большинство имеют низкий уровень (93,8%), высокий уровень характерен лишь для 6,2% респондентов. Среди лидеров-девушек 73% имеют низкий уровень, 27% характеризуются высоким уровнем дифференциации терминальных и инструментальных ценностей. Сравнение уровня дифференциации терминальных и инструментальных ценностей лидеров юношеского возраста из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, причём лидеры женского пола имеют более высокий уровень (х 2=15,63; р<0,01).
Анализ гендерного аспекта уровня дифференциации терминальных и инструментальных ценностей лидеров молодежных групп продолжим обсуждением результатов исследования респондентов юношеского возраста, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», проживающих в «чистых» районах (см. рис. 7). Среди респондентов мужского пола не удалось выявить лиц, у которых исследуемый механизм вообще отсутствует. Средний уровень анализируемого референта характерен для 87,5% респондентов, а 12,5% характеризуется высоким его уровнем. Среди лидеров-девушек 67,5% имеют низкий уровень дифференциации ценностей, 32,5% характеризуется высоким уровнем. Так же как и у испытуемых мужского пола, у лидеров-девушек не удалось выявить лиц, у которых исследуемый механизм вообще отсутствует.
о
и
и
35
3 х л
4 и £
90-
80-
70-
60-
50-
40-
30-
20-
10
0
Ж
□ юноши
□ девушки
высокии
низкии
отсутствует
Рис. 6
о
и
и
«
3
X
л
4 и £
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
_
Ж
Ж
□ юноши
□ девушки
высокии
низкии
отсутствует
Рис. 7
Сравнение уровней дифференциации ценностей лидеров-старшеклассников, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», проживающих в чистых районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола имеют более высокие показатели (х2=11,47; р<0,01).
Данные, представленные на рисунке 8, отражают дифференциацию терминальных и инструментальных ценностей у лидеров юношеского возраста, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг», но проживающих в загрязненных районах.
о
и
и
35
2
к
л
ч
и
£
80-
70-
60-
50- У
40-
30- /
20-
10- 7^
0- А 1
□ юноши
□ девушки
высокии
низкии
отсутствует
Рис. 8
Среди респондентов мужского пола абсолютное большинство имеют низкий уровень дифференциации терминальных и инструментальных ценностей (88,8%). Высокий уровень характерен 11,2% респондентов. Среди девушек-лидеров немного более половины (51%) имеют низкий уровень дифференциации ценностей. Отметим также тот факт, что около половины респондентов (49%) обладают высоким уровнем развития исследуемого показателя. Среди респондентов женского пола не удалось выявить лиц, у которых исследуемый механизм отсутствует. Сравнение уровня дифференциации терминальных и инструментальных ценностей лидеров молодежных групп старшего школьного возраста, прошедших социальное обучении в ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных радиацией районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий между лицами женского и мужского пола (х2=33,96; р<0,01).
Выводы. Обобщая результаты исследования гендерных особенностей дифференциации терминальных и инструментальных ценностей у молодежных лидеров подросткового и юношеского возраста, мы пришли к следующему заключению.
1. Девушки-лидеры по сравнению с юношами имеют более высокий уровень дифференциации ценностей.
2. Эмпирически установлено, что самый высокий уровень дифференциации терминальных и инструментальных ценностей обнаруживается у лидеров-девушек, прошедших социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг».
3. Лидеры-юноши, прошедшие социальное обучение в ОШМЛ «Комсорг» имеют более высокий уровень дифференциации терминальных и инструментальных ценностей, по сравнению с респондентами из обычных школ.
4. Различия в уровне дифференциации терминальных и инструментальных ценностей лидеров мужского и женского пола в конфликте детерминированы социальной ситуацией развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте.
Библиографический список
Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2006. 333 с.
Сарычев С. В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп в различных социальных условиях: дисс. ... докт. психол. наук. Курск, 2008. 259 с.
Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): дисс. ... докт. психол. наук. М., 1980. 335 с.
Чернышев А. С., Лобков Ю. Л., Сарычев С. В., Скурятин В. И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). Воронеж : Кварта, 2007. 210 с.