СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2010. № 1. С. 18-24.
УДК 316.37
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВНЕШНЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ЖЕНЩИНЕ
Е.А. ВАРЛАШКИНА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
The article presents the results of the study of gender characteristics of social representations of seemingly attractive woman. Foreign attractive women in the mass consciousness is characterized by a variety of physical, decoration, personal and socio-psychological characteristics. The men in the image of an external attractive woman occupies a special place performed the role of women in the family sphere. The women - decoration and physical features of the appearance.
Внешняя привлекательность и красота человека традиционно являются предметом рассуждения и дискуссий в философии и культуре, а также восхищения и восторга в литературе, музыке, искусстве. В настоящее время все чаще данная проблема становится предметом научных исследований. Она широко представлена в исследованиях зарубежной психологии, но, к сожалению, работы отечественных психологов характеризуются малочисленностью и разрозненностью.
«Внешность - это целостное, личностное образование, в котором зафиксированы как отношение к себе, другому, так и ожидаемые отношения со стороны других людей» [8, с. 221]. В.А. Лабунская в контексте самопре-зентации бытия субъекта определяет внешность как совокупность устойчивых (индивидно-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических (экспрессивное, невербальное поведение) параметров самовыражения, организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических, социально-психологических компонентов структуры личности, включенной в определенный со-цио-культурный контекст [7]. Таким образом, во внешнем облике человека зафиксированы физические, оформительские, личностные,
социально -психологические характеристики.
В настоящее время привлекательная внешность не только характеризуется значимостью для конкретной личности, но и также имеет высокую социальную ценность. Современное общество характеризуется снижением уровня терпимости в восприятии внешнего облика. Помимо дискриминации, основанной на расовой, этнической, социальной, возрастной и др. принадлежностях, все чаще в обществе имеет место быть «лукизм» (1оок-І8ш) - оценка или дискриминация человека по внешним данным [14].
Большинство ученых объясняют данный феномен исключительно особенностями социальной среды современного человека, в частности колоссальным давлением на рынке труда, усложнением социальной коммуникации, наличием возрастного ценза, влиянием моды и СМИ, стремительным развитием индустрии красоты и молодости. Все это, безусловно, стимулирует человека отвечать социальному вызову не только личностными ресурсами (интеллект, толерантность, ответственность, целеустремленность, самомотивация, психическое здоровье, умение строить отношения и др.), но и используя физические возможности - привлекательную внешность для адаптации в социуме. Т. Чередниченко отмечает, что «сейчас человек воспринимает как нехватку, как необходимость совершенное лицо и тело “модных” пропорций» [4, с. 77].
© Е.А. Варлашкина, 2010 18
Современные люди проявляют повышенный интерес к своему внешнему виду, считая, что он играет важную роль в повседневной жизни, что от внешней привлекательности зависит социальный успех и благополучие [12, 14]. Д. Майерс отмечает, что «социальным психологам давно и хорошо известно, что красивые люди кажутся также счастливее, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, чем менее привлекательные» [9, с. 545].
Потребность человека в доведении до совершенства своей внешности обусловлена возможностями развития современной культуры. Г.В. Иванченко отмечает, что «заманчивый призрак физического совершенства все отступает и отступает, и что с каждым годом красота требует все больших усилий для своего осуществления» [4, с. 78]. Сегодня люди разных возрастов в попытке соответствовать идеальным стандартам физической привлекательности, неизбежно приводящей к достижению счастливой жизни, используют орто-донтию, физические упражнения, БАДы, косметологию, быстро развивающиеся малоинвазивные технологии, эстетическую хирургию. Особенно хотелось бы подчеркнуть очень стремительное развитие в обществе сферы эстетической хирургии для коррекции внешности. Анализ литературы показал, что в настоящее время обращение человека к эстетической хирургии обусловлено не врожденными или приобретенными дефектами внешности, а социально-психологическими причинами [4, 12, 14].
Зарубежными психологами признается огромное влияние внешности человека на его психологическое благополучие [12, 14]. Мы предполагаем, что именно женщины испытывают наибольший психологический дискомфорт и неудовлетворенность в широком классе жизненных ситуаций, вызванные неудовлетворенностью внешностью. И, как справедливо отмечает X. Гулинг, даже при условии, что красота могла бы способствовать достижению большего психологического благополучия, «погоня за ней может выйти из-под контроля и превратиться в одержимость, которая разрушает нас» (цит. по: [4, с. 77]). Сверхценность внешности, с нашей точки зрения, способствует максимальной представленности образа физического «Я» в структуре самосознания, нарушая гармонию целостного «Я» личности.
В.А. Лабунская говорит, что борьба за внешний облик, за его соответствие определенным
социокультурным идеалам определяет образ жизни, ведет к эскалации сравнений, сопоставлений, к расширению либо к сужению круга общения, к различным способам бытия [7, с. 255]. Именно этим вызван наш научный интерес к исследованию проблемы социальных представлений о внешне привлекательной женщине. Мы предполагаем, что именно гендерными особенностями социальных представлений о внешней привлекательности женщин определяются идеалы красоты, которым стараются соответствовать женщины заботясь о своей внешности.
Представления о внешней привлекательности и физической красоте человека существовали на протяжении всей истории развития человечества. Стандарты красоты многогранны и характеризуются как несовпадающие в разных культурах. Но В. Суэми, А. Фернхем отмечают, что «люди, внешность которых является воплощением молодости, здоровья и плодовитости, считаются привлекательными в большей части мира» [14, с. 549].
У мужчин и женщин эталоны красоты не совпадают, они также имеют разное представление о привлекательности внешности [6,
11, 12, 14,]. Но женщины в большей степени испытывают на себе социокультурные влияния, связанные с идеализаций внешнего облика. Еще с давних времен общество от женщины требовало быть внешне привлекательной, что нашло свое отражение в произведениях литературы, искусства, живописи, в которых особый акцент делался на женскую красоту и привлекательность [11, 14]. Как отмечает В.В. Столин, в связи с изменениями в обществе происходят изменения, прежде всего, в женском самосознании [13]. Привлекательная внешность является одной из основных в иерархии жизненных ценностей женщины, именно женщинам больше, чем мужчинам, свойственна неудовлетворенность внешностью [6]. Д. Майерс приводит данные о том, что «женщины составляют 90 % пациентов косметической хирургии (Dion, 1990)» [9, с. 543]. Кроме того, как подчеркивает И.С. Кон, «главным субъектом и носителем социальных изменений, ломающих привычный гендерный порядок, являются не мужчины, а женщины, социальное положение, деятельность и психика которых изменяются сейчас значительно быстрее и радикальнее, чем мужская» (цит. по: [5, с. 98]).
С. Московичи рассматривает социальные представления как элемент духовной жизни общества, отражающий особенности социальных отношений его носителя. Также социальные представления задают диспозиции интерпретаций и ожиданий воспринимаемых индивидом ситуаций взаимодействия, в частности элементы ситуации групповой динамики [10]. Совокупность функций социальных представлений обеспечивает личности степень субъективной определенности восприятия, понимания и воспроизведения социальной действительности и себя в ней [1, с. 97].
С опорой на приведенные выше положения нами была сформулирована цель данного исследования - изучение гендерных особенностей социальных представлений о внешне привлекательной женщине (в работе частично используются данные курсовой работы студентки заочной формы обучения (гр. ІIII -431з) О.И. Лисс, выполненной под нашим руководством).
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить социальные представления о внешне привлекательной женщине у мужчин и женщин;
2) выявить гендерные различия в социальных представлениях о внешне привлекательной женщине.
Для реализации поставленной цели нами были использованы две методики. Для изучения содержания представлений применялась методика «незаконченные предложения», согласно которой испытуемым предлагалось закончить трижды предложение: «Внешне привлекательная женщина - это....». Для изучения содержания и степени выраженности социальных представлений в массовом сознании - методика X. Азумы и К. Кашиваги (в адаптации Н.Л. Смирновой) [3]. Испытуемым предлагалось вспомнить и описать трех внешне привлекательных женщин, которых они знают лично.
Общий объем выборки составил 90 человек. На первом этапе выборка состояла из двух групп - 25 мужчин и 25 женщин. На втором этапе исследования - по 20 человек в каждой группе. Выборка уравновешена по полу и возрасту. Возрастные границы испытуемых - от 20 до 30 лет, что соответствует периоду молодости [2]. Интерес к данной
возрастной группе обусловлен тем, что это период активного формирования системы ценностей личности, социальных представлений, освоения гендерных и социальных ролей. Социальные требования современного общества определяют высокую социальную и личностную активность личности данного возрастного периода во многих сферах жизнедеятельности.
Для обработки полученных данных нами был применен метод контент-анализа данных. Для выявления значимых различий в описательных характеристиках внешне привлекательной женщины - коэффициент углового преобразования Фишера (ф*-критерий).
На первом этапе исследования нами были выявлены 32 описательные характеристики внешне привлекательной женщины. Для удобства дальнейшего анализа мы объединили синонимичные характеристики в 18 укрупненных описательных характеристик внешне привлекательной женщины, а также определили частоту встречаемости данных характеристик у мужчин и женщин (табл. 1).
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что образ внешне привлекательной женщины в сознании мужчин и женщин представлен большим количеством описательных характеристик. Это, безусловно, говорит о многогранности понятия внешней привлекательности, а также о разнообразии системы личных значений, высокой личностной значимости внешности для мужчин и женщин, а также об интеграции образа внешней привлекательности в различные сферы жизнедеятельности современной женщины.
Не смотря на то, что мужчины и женщины используют одинаковые описательные характеристики внешне привлекательной женщины, частота их встречаемости в исследуемых группах различна.
Мужчины при описании образа внешне привлекательной женщины значимо чаще используют не только физические характеристики - «красивая фигура, стройная, длинные ноги» (фэмп. = 1,99 при р< 0,01) и оформительские характеристики - «вкус в одежде, хорошая обувь» (фэмп. = 3,89 при р < 0,001), но и личностные - «скромная» (фэмп. = 2,93 при р< 0,001) и социально-психологические характеристики - «трудолюбивая, хорошая хозяйка, заботливая жена» (фэмп. = 4,54 при р<0,001).
Таблица 1
Гендерные различия описательных характеристик внешне привлекательной женщины
№ Характеристики внешней привлекательности Мужчины Женщины фэмп.
К-во % К-во %
1 Симпатичная 7 28 8 32 0,77
2 Ухоженная, опрятная 13 52 10 40 1,42
3 Вкус в одежде, хорошая обувь 20 80 12 48 3,89***
4 Стильная 9 36 10 40 0,77
5 Трудолюбивая, хорошая хозяйка, заботливая жена 14 56 4 16 4,54***
6 Общительная, приветливая, умеет расположить к себе 8 32 12 48 1,7*
7 Доброжелательная, вежливая 8 32 8 32 0
8 Скромная 10 40 3 12 2 93***
9 Неброская внешность, умеренный макияж 2 8 2 8 0
10 Оптимистка, улыбающаяся 8 32 6 24 1,12
11 Красивые волосы, красивая прическа 2 8 6 24 1,7*
12 Волевая, уверенная 4 16 7 28 1,42
13 Красивая фигура, стройная, длинные ноги 18 72 13 52 1,99*
14 Социальный статус, успешная 5 20 4 16 0,08
15 Творческий человек 3 12 - - 1,42
16 Большие глаза, маленький нос 5 20 9 36 1,7*
17 Активная 3 12 3 12 0
18 Умная - - 4 16 1,7*
Примечание. Уровень значимости * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.
Женщины значимо чаще мужчин используют физические характеристики - «большие глаза, маленький нос» (фЭМп. = 1,7 при р < 0,05) и оформительские характеристики - «красивые волосы, красивая прическа» (фЭМп. = 1,7 при р < 0,05), а также личностные характеристики - «общительная, приветливая, умеет расположить к себе» (фэмп. = 1,7 при р < 0,05), «умная» (фэмп. = 1,7 при р < 0,05).
Полученные различия позволяют нам предположить, что восприятие внешне привлекательной женщины мужчинами ориентировано на конституциональные особенности телосложения и вкус женщины в оформлении своей внешности. Восприятие женщинами внешне привлекательной женщины характеризуется большей конкретностью и вниманием к отдельным деталям тела (лицо и волосы).
Также обращают на себя внимание гендерные различия личностных особенностей, выделяемых мужчинами и женщинами. Так, у мужчин значимо чаще в описании внешности представлена скромность женщины, а у женщин, наоборот, общительность, приветливость, умение расположить к себе, ум. Традиционно в истории развития общества женщине отводилась более приниженное положение, чем мужчине. Вероятно, скромность женщины расценивается мужчинами как значимая ценность и служит одним из критериев женской привлекательности. У женщин в связи с феми-
низацией современного общества большей значимостью обладают ценности, направленные на установление равного положения с мужчиной, что также нашло отражение в образе внешне привлекательной женщины.
На втором этапе исследования нами была определена степень выраженности 18 описательных характеристик в образе внешне привлекательной женщины в двух исследуемых группах с использованием четырехбальной шкалы (степень выраженности описательной характеристики: 1 балл - не выражена; 2 балла - выражена слабо; 3 балла - выражена; 4 балла - максимально выражена). Максимальное количество баллов по отдельной характеристике составляет 80 баллов.
Таким образом, отдельные описательные характеристики образа внешне привлекательной женщины в сознании мужчин и женщин, обладающие одинаковой выраженностью, образуют ядро социальных представлений. А различия выраженности описательных характеристик образуют переферию социальных представлений, отражающих гендерные особенности образа внешне привлекательной женщины (табл. 2). Кроме того, образ внешне привлекательной женщины в сознании мужчин и женщин характеризуется разной представленностью структурных характеристик -физических, оформительских, личностных, социально-психологических (рис.).
Таблица 2
Гендерные особенности выраженности описательных характеристик внешней привлекательности женщин
№ Характеристики внешней Степень выраженности, баллы
привлекательности Мужчины Женщины
1 Симпатичная 74 79
2 Ухоженная,опрятная 69 71
3 Вкус в одежде, хорошая обувь 65 71
4 Стильная 66 61
5 Трудолюбивая, хорошая хозяйка, заботливая жена 59 29
6 Общительная, приветливая, умеет расположить к себе 58 51
7 Доброжелательная, вежливая 55 49
8 Скромная 54 43
9 Неброская внешность, умеренный макияж 49 54
10 Оптимистка, улыбающаяся 46 49
11 Красивые волосы, красивая прическа 43 64
12 Волевая, уверенная 41 54
13 Красивая фигура, стройная, длинные ноги 41 71
14 Социальный статус, успешная 40 31
15 Творческий человек 32 28
16 Большие глаза, маленький нос 23 65
17 Активная 22 24
18 Умная 18 19
Структурные характеристики
□ Мужчины ИЖеншины
Гендерные особенности структурных компонентов образа внешне привлекательной женщины
В сознании мужчин и женщин в образе внешне привлекательной женщины максимальной выраженностью обладают различные описательные характеристики, относящиеся к оформительским особенностям внешности и личностным особенностям женщин. Обращает на себя внимание то, что если оформительские особенности высоко выражены одинаковыми описательными характеристиками (симпатичная, опрятная, ухоженная, вкус в одеж-
де, хорошая обувь, стильная и др.) в сознании мужчин и женщин, то личностные особенности представлены различными описательными характеристиками.
Одинаково высокой ценностью в сознании мужчин и женщин обладают такие личностные особенности, как «общительная, приветливая, умеет расположить к себе». При этом у мужчин высоко выражены такие личностные особенности внешне привлекатель-
ной женщины, как «доброжелательная, вежливая, скромная» (проявление феминности), а у женщин - «волевая, уверенная» (проявление маскулинности и стремление к равному с мужчинами положению в обществе).
Эти результаты позволяют подтвердить выводы, сделанные нами ранее о высокой ценности данных личностных особенностей в образе внешней привлекательности, обусловленные существующими гендерными стереотипами в обществе, а также изменением и расширением выполняемых современной женщиной социальных ролей и освоением женщиной видов деятельности, которые раньше выполняли исключительно мужчины (руководители разного уровня, предприниматели, бизнесмены и др.). На наш взгляд, изменение положения женщины в современном обществе неизбежно приводит к изменению личности женщины, что находит свое отражение в образе внешней привлекательности.
Кроме того, у мужчин в образе внешне привлекательной женщины значимо выше выражены такие социально-психологические особенности, как «трудолюбивая, хорошая хозяйка, заботливая жена». Это свидетельствует о том, что в сознании мужчин в образе внешне привлекательной женщины высокой ценностью обладают выполняемые женщиной семейные роли. Вероятно, полученные результаты обусловлены гендерными стереотипами закрепления семейных ролей, в соответствии с которыми роли хозяйки, жены, матери для женщин являются главными и по ним свойственно оценивать последних в обществе.
В оценках женщин значимо выше выражены физические особенности внешности -«красивая фигура, стройная, длинные ноги», «большие глаза, маленький нос» и оформительская характеристика - «красивые волосы, красивая прическа». Таким образом, в сознании женщин детально выражены конкретные компоненты идеальной внешности (длина ног, пропорции фигуры, стройность, волосы и прическа). На наш взгляд, конкретность и де-тализированность отдельных компонентов внешности у женщин свидетельствует о высокой ее значимости в структуре их самосознания, обусловленной заданными стандартами идеальных пропорций и образов. Мы предполагаем, что повышенное внимание к отдельным физическим особенностям свидетельствует о важности сохранения внешней
привлекательности как значимого женского ресурса в адаптации и взаимодействии с социальной средой.
Таким образом, по результатам нашего исследования можно сформулировать следующие выводы.
1. Структура социальных представлений о внешне привлекательной женщине характеризуется разнообразием описательных характеристик внешности, которые отражают не только физические и оформительские компоненты внешности, но личностные особенности и особенности выполняемых женщиной социальных ролей.
2. Образ внешней привлекательности интегрирован в различные сферы жизнедеятельности современной женщины.
3. В сознании мужчин и женщин образ внешне привлекательной женщины в большей степени представлен особенностями оформления внешности, а также личностными особенностями женщин.
4. Коммуникативная сфера личности (общительность, приветливость, умение расположить к себе) обладает высокой ценностью в образе внешне привлекательной женщины как у мужчин, так и у женщин.
5. Особенностями образа внешне привлекательной женщины в сознании мужчин являются: высокая выраженность выполняемых женщиной семейных ролей («трудолюбивая, хорошая хозяйка, заботливая жена»); фемин-ные характеристики личности женщин («скромная, доброжелательная, вежливая»).
6. Особенностями образа внешне привлекательной женщины в сознании женщин являются: идеализация конкретных компонентов физического облика («красивая фигура, стройная, длинные ноги, большие глаза, маленький нос, волосы и прическа»); маскулинные характеристики личности женщин («волевая, уверенная»).
В заключение следует отметить, что полученные результаты не исчерпывают сформулированную проблему внешней привлекательности женщин в современном обществе, а предполагают дальнейшую проверку обозначенных нами предположений последующими эмпирическими исследованиями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова К. А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. -Ч. 3 : Социальные представления и мышление личности. - М. : Институт психологии РАН, 2002.- С. 88-103.
2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. - М. : Академический проект, 2008. - 668 с.
3. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - 312 с.
4. Иванченко Г. В. Идея совершенства в психологии и культуре. - М. : Смысл, 2007. -255 с.
5. Кпецина И. А. Гендерная составляющая временной перспективы личности // Личность как субъект организации времени своей жизни : сб. науч. ст. - Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2008. - С. 91-99.
6. Кпецина И. С. Психология гендерных отношений. - СПб. : Алетейя, 2004. - 408 с.
7. Лабунская В. А. Бытие субъекта: самопре-зентация и отношение к внешнему Я // Субъект, личность и психология человеческого бытия. - М., 2005. - С. 235-257.
8. Лабунская В. А. Внешний облик в структуре представлений о Враге и Друге на различ-
ных этапах жизненного пути // Психология человека в современном мире. - Т. 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях человека. Личность как субъект жизненного пути : материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения
С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. / отв. ред. Н. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. - М. : Институт психологии РАН, 2009. - 334 с. - С. 220-228.
9. Майерс Д. Социальная психология. - СПб. : Питер, 1997. - С. 684.
10. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 1. - С. 3-18; -1995. - Т. 16. - № 2. - С. 3-14.
11. Палуди М. Психология женщины. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.
12. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. - СПб. : Питер, 2009. - 256 с.
13. Столин В. В. Самосознание личности. - М. : Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.
14. Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности. - СПб. : Питер, 2009. -240 с.