Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рискованное поведение / суицидальность / агрессивность / аффективность / депрессивность / невротичность / раздражительность / застреваемость / возбудимость / авантюрность / risky behavior / suicidality / aggressiveness / affectivity / depression / neuroticism / irritability / stuckness / excitability / adventurism

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шатыр Юлия Александровна, Мулик Александр Борисович, Черный Евгений Владимирович

В итоге обзора различных подходов к пониманию причин и следствий рискованного поведения, авторы статьи в собственном исследовании опираются на социально-психологический и клинико-психологическом подходы. Рискованное поведение объясняется как проявление социальной дезадаптации личности вследствие нарушения взаимодействия индивидуума со средой, а, возможно, наличием врожденной или рано приобретенной диспропорциональностью развития психики. Предполагалось, что такие крайние проявления склонности к рискованному поведению как суицидальность и агрессивность коррелируют с рядом других личностных характеристик, причем с вероятными гендерными различиями. С помощью шести известных, надежных и валидных методик, изучался психологический статус 50 мужчин и 50 женщин 20-25 летнего возраста, студентов государственных вузов г. Архангельска. В результате доказано, что как у мужчин, так и у женщин существует статистически значимая корреляционная взаимосвязь агрессивности и суицидальности, подтверждающая единство механизмов формирования агрессии и аутоагрессии у человека. Выделен перечень универсальных показателей, статистически значимо проявляющих прямую связь с агрессивностью и суицидальностью: аффективность, невротичность, раздражительность, застреваемость, возбудимость, авантюрность и психотип (кардиотип) А. В отношении суицидальности выявлены дополнительные общие показатели психологического статуса мужчин и женщин: депрессивность, застенчивость, эмоциональная лабильность, открытость, педантичность, циклотимность, дистимичность и импульсивность. Отдельно проявляется группа показателей положительно связанных с суицидальностью только среди мужчин: экзальтированность, демонстративность и эмотивность. Среди женщин с аутоагрессией отрицательно-коррелируют маскулинность и уравновешенность, а положительно тревожность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шатыр Юлия Александровна, Мулик Александр Борисович, Черный Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As a result of a review of various approaches to understanding the causes and consequences of risky behavior, the authors of the article in their own study rely on socio-psychological and clinical-psychological approaches. Risky behavior is explained as a manifestation of social maladaptation of the individual due to a violation of the interaction of the individual with the environment, and, possibly, the presence of congenital or early acquired disproportionality in the development of the psyche. It was assumed that such extreme manifestations of propensity for risky behavior as suicidality and aggressiveness correlate with a number of other personality characteristics, and with probable gender differences. Through the use of six well-known, reliable and valid methods, the psychological status of 50 men and 50 women aged 20-25, students of state universities in Arkhangelsk, was studied. As a result, it was proved that both among men and women there is a statistically significant correlation between aggressiveness and suicidality, confirming the unity of the mechanisms for the formation of aggression and auto-aggression in humans. As a result of the study, a list of universal indicators has been identified that statistically significantly shows a direct relationship with aggressiveness and suicidality: affectivity, neuroticism, irritability, obsession, excitability, adventurousness and psychotype (cardiotype) A. Regarding suicidality, additional general indicators of the psychological status of men and women were identified: depression, shyness, emotional lability, openness, pedantry, cyclothymism, dysthymia and impulsiveness. Only among men there is a group of indicators positively associated with suicidality: exaltation, demonstrativeness and emotiveness. Among women with autoaggression, masculinity and balance are negatively correlated, and anxiety is positively correlated.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

Психология

УДК 159.99

кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра Шатыр Юлия Александровна

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» МО РФ (г. Санкт-Петербург); доктор биологических наук, профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра Мулик Александр Борисович

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» МО РФ (г. Санкт-Петербург); доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии Черный Евгений Владимирович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ К РИСКОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация. В итоге обзора различных подходов к пониманию причин и следствий рискованного поведения, авторы статьи в собственном исследовании опираются на социально-психологический и клинико-психологическом подходы. Рискованное поведение объясняется как проявление социальной дезадаптации личности вследствие нарушения взаимодействия индивидуума со средой, а, возможно, наличием врожденной или рано приобретенной диспропорциональностью развития психики. Предполагалось, что такие крайние проявления склонности к рискованному поведению как суицидальность и агрессивность коррелируют с рядом других личностных характеристик, причем с вероятными тендерными различиями. С помощью шести известных, надежных и валидных методик, изучался психологический статус 50 мужчин и 50 женщин 20-25 летнего возраста, студентов государственных вузов г. Архангельска. В результате доказано, что как у мужчин, так и у женщин существует статистически значимая корреляционная взаимосвязь агрессивности и суицидальности, подтверждающая единство механизмов формирования агрессии и аутоагрессии у человека. Выделен перечень универсальных показателей, статистически значимо проявляющих прямую связь с агрессивностью и суицидальностью: аффективность, невротичность, раздражительность, застреваемость, возбудимость, авантюрность и психотип (кардиотип) А. В отношении суицидальности выявлены дополнительные общие показатели психологического статуса мужчин и женщин: депрессивность, застенчивость, эмоциональная лабильность, открытость, педантичность, циклотимность, дистимичность и импульсивность. Отдельно проявляется группа показателей положительно связанных с суицидальностью только среди мужчин: экзальтированность, демонстративность и эмотивность. Среди женщин с аутоагрессией отрицательнокоррелируют маскулинность и уравновешенность, а положительно - тревожность.

Ключевые слова: рискованное поведение, суицидальность, агрессивность, аффективность, депрессивность, невротичность, раздражительность, застреваемость, возбудимость, авантюрность.

Annotation. As a result of a review of various approaches to understanding the causes and consequences of risky behavior, the authors of the article in their own study rely on socio-psychological and clinical-psychological approaches. Risky behavior is explained as a manifestation of social maladaptation of the individual due to a violation of the interaction of the individual with the environment, and, possibly, the presence of congenital or early acquired disproportionality in the development of the psyche. It was assumed that such extreme manifestations of propensity for risky behavior as suicidality and aggressiveness correlate with a number of other personality characteristics, and with probable gender differences. Through the use of six well-known, reliable and valid methods, the psychological status of 50 men and 50 women aged 20-25, students of state universities in Arkhangelsk, was studied. As a result, it was proved that both among men and women there is a statistically significant correlation between aggressiveness and suicidality, confirming the unity of the mechanisms for the formation of aggression and auto-aggression in humans. As a result of the study, a list of universal indicators has been identified that statistically significantly shows a direct relationship with aggressiveness and suicidality: affectivity, neuroticism, irritability, obsession, excitability, adventurousness and psychotype (cardiotype) A. Regarding suicidality, additional general indicators of the psychological status of men and women were identified: depression, shyness, emotional lability, openness, pedantry, cyclothymism, dysthymia and impulsiveness. Only among men there is a group of indicators positively associated with suicidality: exaltation, demonstrativeness and emotiveness. Among women with autoaggression, masculinity and balance are negatively correlated, and anxiety is positively correlated.

Key words: risky behavior, suicidality, aggressiveness, affectivity, depression, neuroticism, irritability, stuckness, excitability, adventurism.

Исследование выполнено в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет — 2030»

Введение. Актуальность исследования склонности к рискованному поведению и его реализации на протяжении жизни человека определяется серьезными последствиями, к которым такое поведение может привести как для отдельной личности, так и для социума в целом.

Впрочем, рискованное поведение, в зависимости от анализируемого вида деятельности человека, может оцениваться как положительно, так и отрицательно. Так, в условиях высокой неопределенности ожидаемого результата, присущих военной, спортивной деятельности, работе человека-оператора сложных систем управления, готовность к риску определяет наличие возможности выбора оптимальных стратегий реагирования в сложившейся нестандартной ситуации. Однако, с медицинской точки зрения наличие склонности к рискованному поведению воспринимается однозначно как негативное, угрожающее индивидуальному и общественному здоровью [11; 21]. На западе наблюдается в целом положительная оценка рискованного поведения, где способность рисковать понимается как социально значимое и полезное качество, позволяющее, в конечном итоге, оптимально реагировать на постоянно изменяющиеся внешние условия. В России, наоборот, общая тенденция в изучении рискованного поведения постулируется на его негативной оценке, согласно которой способность к риску определяется как саморазрушающее, аутоагрессивное действие, сопровождаемое, в том числе, наличием низкого адаптационного потенциала личности и избеганием стресса [9; 21; 22].

Рискованное поведение подразумевает комплекс ответных действий субъекта на возникшую нетипичную для него внешнюю ситуацию, при реализации которых индивид добровольно принимает потенциальную возможность риска для здоровья или жизни, с целью достижения определенной, значимой для него цели. Оценка величины риска, восприятие возможных отрицательных последствий при этом является субъективной. На принятие решения оказывает влияние не столько реальный уровень риска, сколько его субъективное переживание, а также субъективная оценка значимости наступающих последствий [1].

В психологии при изучении рискованного поведения выделяют два основных подхода: личностный (определение устойчивых индивидуальных особенностей человека, характеризующих способность к рискованному поведению) и ситуативный подход (выявление внешних факторов, определяющих специфику реагирования индивида в каждой конкретной ситуации) [19]. К числу внешних факторов, предопределяющим формирование рискованного поведения человека, относят поведенческую среду, конкретный социокультурный контекст, правила и нормы общественной жизни, а также наличие возможности безнаказанного нарушения принятых в обществе законов. При анализе внутренних факторов, предопределяющих рискованное поведение, оценивают личностные, возрастные особенности индивида, а также особенности протекания индивидуальных биологических, эмоциональных и когнитивных процессов, имеющиеся убеждения и установки [7; 13; 16]. В частности, была подтверждена связь между склонностью к рискованному поведению в сексуальной сфере и импульсивностью, высокой экстраверсией. С восприятием риска связывают такие характеристики, как нейротизм, тревожность, импульсивность [5].

Психолого-педагогический подход предполагает обоснование нарушения поведения как результат социального научения. В социально-психологическом подходе рискованное поведение объясняется как проявление социальной дезадаптации личности вследствие нарушения взаимодействия индивидуума со средой. В клинико-психологическом подходе обосновывается наличие врожденной или рано приобретенной диспропорциональности развития психики [10]. Ряд исследователей связывают рискованное поведение с таким фактором, как выученная беспомощность, характеризуемой сниженной мотивацией, повышенным уровнем тревожности, депрессией и, как следствие, пассивностью в жизни, уверенностью в неудачном исходе любого действия.В поведении таких индивидов нередко наблюдается агрессия, определяющая стремление к рисковому поведению [6; 22]. Низкие адаптационные возможности индивида могут провоцировать стремление к употреблению психоактивных веществ, небезопасные половые контакты, формирование авантюристических стратегий и тактик поведения как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности для упреждения дизадаптации организма [22].

Существует также концепция, согласно которой рискованное поведение, определяемое как стремление к саморазрушению, запрограммировано эволюционно. Данное поведение детерминируется генетическими факторами и запускается социальным исключением, социальной изоляцией, снижением группового статуса и рядом других сходных условий. Согласно этой концепции, данное поведение видоспецифическое, а проявление его у конкретного индивида зависит от внешних факторов. В доказательство видоспецифичности рискованного поведения приводятся: низкий контроль его инициации со стороны сознания (инстинктивность), наследственный характер предрасположенности к саморазрушающему поведению (например, склонность к суициду), а также врожденность или независимость от обучения, объясняемая его географической распространенностью во всех странах [2].

В исследованиях В.А. Петровского представляется два типа рискованного поведения. В случае превалирования первого типа риск обусловливается наличием цели, значимой для индивида, является для него «мотивированным» (мотивацией может являться стремление достижения желаемого материального положения, определенного социального статуса, одобрением со стороны значимых лиц и т.п.). Такое поведение кажется выгодным для индивида, присутствует когнитивный выбор стратегии достижения желаемой цели. Второй тип - «бескорыстное» рискованное поведение, реализация которого не подразумевает наличие какой-либо объективной выгоды для индивида; в данном случае присутствует «субъективная» выгода, выражаемая в виде желания испытать «острые ощущения», удовлетворить имеющиеся у субъекта потребности в различного вида новых переживаниях, впечатлениях. Согласно Т.В. Корниловой, в молодом возрасте присутствует взаимозависимость обоих типов рискованного поведения, тогда как в более старшем последние обычно четко разграничены. Стремление к поиску новых ощущений обусловлено необходимостью для организма сохранять оптимальный для него уровень возбуждения и стимуляции, с целью чего субъект и совершает определенные целенаправленные действия. Я. Стреляу и М. Цукерман отмечают, что рискованное поведение может быть обусловлено наличием изначально низкого уровня возбудимости, при этом ориентировочная реакция на случайные стимулы по своей величине у индивидов с предрасположенностью к такому поведению значительно превышает оборонительную, в отличие от лиц с высоким уровнем возбудимости, у которых, наоборот, оборонительная реакция доминирует по отношению к ориентировочной [4]. В.А. Петровским анализируются категории реакций, возникающие на потенциальную угрозу. Так, в случае первого типа рискованного поведения («мотивированного») преобладает реакция избегания, подразумевающая такие возможные варианты реагирования на угрозу, как врожденные защитные реакции, индивидуально приобретенные в процессе онтогенеза реакции ухода от опасности, а также ценностно обусловленные реакции избегания. При втором, «бескорыстном» типе рискованного поведения, в качестве основных групп побуждений В.А. Петровским выделены выраженная ориентировочная реакция, стремление к «острым ощущениям», а также наличие ценностно обусловленного стремления к опасности. В данном случае наличие ситуации, при которой такое рискованное поведение социально табуировано, может усиливать интенсивность присутствующего у субъекта стремления к совершению социально порицаемых действий. Риск в данном случае объясняется неадаптивной активностью субъекта, заключающейся в его не мотивированном прагматическими стимулами движении навстречу угрозе [15]. Тяготение к риску можно отнести к врожденным формам поведения, связанным со сниженным проявлением инстинкта самосохранения [12; 18].

Согласно возрастно-психологическому подходу, рискованное поведение является в некотором смысле атрибутом возраста и имеет позитивный смысл как одно из необходимых условий развития и саморазвития, чаще всего в условиях наличия конкретной неблагополучной социальной ситуации. Рискованное поведение начинает активно развиваться в подростковом возрасте и приобретает свою индивидуальную форму в зависимости от окружающей среды, культурных ценностей и условий социализации индивида. Именно в подростковом возрасте наблюдается всплеск аутодеструкции. Подростковый максимализм, отсутствие социального опыта, любопытство, давление сверстников или более старших авторитетов, стремление попробовать разные стороны «взрослой» жизни приводят к рискованному поведению [18]. В подростковом возрасте нередко начинают проявляться эмоциональная неустойчивость и внушаемость, высокая чувствительность к социальному окружению, повышенная возбудимость, склонность к вступлению в конфликтные ситуации и их углублению. Одновременно с этим в организме подростков происходят изменения в деятельности физиологических систем как естественное следствие процесса полового созревания. Наличие импульсивности при принятии решений, повышенная востребованность положительных подкреплений и стремление к немедленному получению позитивных эмоций, нередко за счет употребления психоактивных веществ, в целом провоцируют рискованное поведение [8, 10, 20].

В результате ранее выполненных собственных исследований было определено, что у юношей и девушек в период с 14 до 19 лет наблюдается повышенная склонность к рискованному поведению, возрастной пик которой приходится на 16-17 лет. В возрасте 20 лет происходит стабилизация психоэмоционального состояния [3].

Цель исследования: конкретизация факторов психологической обусловленности риска проявления агрессии и аутоагрессии у молодых мужчин и женщин, достигших возраста стабилизации психоэмоционального состояния.

Изложение основного материала статьи. В анонимном исследовании принимало участие 50 мужчин и 50 женщин 2025 летнего возраста - студентов государственных вузов г. Архангельска. Были соблюдены принципами Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, в части статей 4 (благо и вред), 5 (самостоятельность и индивидуальная ответственность), 6 (согласие) и 9 (неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность). Психологический статус участников исследования определяли по показателям Фрайбургского многофакторного личностного опросника (FPI) и показателям акцентуаций темперамента и характера (К. Леонгард). Физическую и вербальную агрессивность оценивали по методике Басса-Дарки, суицидальность - по Т.Н. Разуваевой, авантюрность - по А. Чичину, выраженность психотипа (кардиотипа) А и импульсивность - по рекомендациям В.В. Деларю и Ф.А. Тамбиевой. Статистическая обработка результатов исследования выполнялась в программах MS Excel 2007 (12.0.6611.1000; Microsoft, США), Statistica 6.0 (StatSoftlnc., США). Выраженность и направленность связей анализируемых показателей оценивалась методом ранговой корреляции по Спирмену.

В выборочной совокупности участников исследования 35% мужчин и 12% женщин ретроспективно отмечали у себя проявление физической агрессии в отношении других людей, а 25% мужчин и 20% женщин - наличие суицидальных мыслей. Это соответствует среднестатистическим показателям агрессивности и суицидальности среди взрослого населения Европейского Севера России, что подтверждает адекватность модельного объекта выполняемого исследования по отношению к изучаемому вопросу.

Результаты расчета корреляционных связей агрессивности и суицидальности с исследуемыми показателями психологического статуса мужчин и женщин отражены на рисунке. Во внимание принимали только показатели, имеющие статистически значимую (р <0,05) корреляционную связь хотя бы по одному исследуемому признаку у мужчин или женщин.

^ Суицидально сть у женщин □ Агрессивность у женщин

Агре ссивность Суицидальность Аффекшвность Депрессивность Невротичность Раздражительно сть Общительность Уравновешенно сть Застенчивость Открытость Эмоциональная лабильно сть Маскулинность Педантичность Эмотивность Тревожность Застреваемость Циклотимность Дистимичность Демонстративно сть Возбудимость Экзальтированность Импульсивно сть Авантюрность КардиотипА

-0,4

iC-уицидальность у мужчин «Агрессивность у мужчин

Рисунок. Выраженность корреляционных связей агрессивности и суицидальности с некоторыми показателями

психологического статуса мужчин и женщин

Прежде всего, представленные данные демонстрируют статистически значимую (р <0,01) взаимосвязь между агрессивностью и суицидальностью как у мужчин, так и у женщин, что подтверждает единство механизмов формирования агрессии и аутоагрессии у человека [17].

Универсальными показателями статистически значимо (р<0,05) проявляющими прямую связь с агрессивностью и суицидальностью у мужчин и женщинявляются: аффективность, невротичность, раздражительность, застреваемость, возбудимость, авантюрность и психотип (кардиотип) А. В данной комбинации показателей, на фоне возбудимости, аффективности и застреваемости, обусловливающими склонность к импульсивной реактивности и застреванию аффекта, присутствует авантюрность, провоцирующая опасные, неоправданно рискованные действия, мотивированные преимущественно потребностью в чувственном разнообразии, в ярких впечатлениях и острых ощущениях. Выраженность психотипа А в совокупности с невротичностью и раздражительностью свидетельствуют о нетерпимости, превалировании негативного эмоционального фона и риске необдуманных поступков.

Значительная часть анализируемых показателей проявляют статистически значимую положительную связь только с суицидальностью, как у мужчин, так и у женщин. Это, прежде всего, депрессивность, застенчивость и эмоциональная лабильность (р<0,001), а также открытость, педантичность, циклотимность, дистимичность и импульсивность (р<0,05). Представленные показатели традиционно рассматриваются как универсальные факторы риска аутоагрессии.

Отдельно проявляется группа показателей, положительно связанных с суицидальностью только среди мужчин: экзальтированность (р<0,001), демонстративность (р<0,05) и эмотивность(р<0,05). Полученные данные полностью соответствуют результатам ранее выполненных исследований, выявивших, что инверсия тендерного психотипа по акцентуациям темперамента и характера является фактором формирования склонности человека к рискованному поведению[14]. Некоторые показатели статистически значимо связаны с суицидальностью только среди женщин. Маскулинность и уравновешенность коррелируют с аутоагрессией отрицательно(р <0,05), а тревожность - положительно (р <0,05), что соответствует классическим психологическим характеристикам женской суицидальности.

Выводы:

1. В результате предпринятого исследования определено, что как у мужчин, так и у женщин существует статистически значимая корреляционная взаимосвязь агрессивности и суицидальности, подтверждающая единство механизмов формирования агрессии и аутоагрессии у человека.

2. Выделен перечень универсальных показателей, статистически значимо проявляющих прямую связь с агрессивностью и суицидальностью у мужчин и женщин: аффективность, невротичность, раздражительность, застреваемость, возбудимость, авантюрность и психотип (кардиотип) А.

3. В отношении суицидальности выявлены дополнительные общие показатели психологического статуса мужчин и женщин: депрессивность, застенчивость, эмоциональная лабильность, открытость, педантичность, циклотимность, дистимичность и импульсивность.

4. Отдельно проявляется группа показателей положительно связанных с суицидальностью только среди мужчин: экзальтированность, демонстративность и эмотивность. Среди женщин с аутоагрессией отрицательнокоррелируют маскулинность и уравновешенность, а положительно - тревожность.

Литература:

1. Авдулова, Т.П. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма? / Т.П. Авдулова // Клиническая и специальная психология. - 2013,- № 3. - С. 62-73

2. Атаев, Р.В. Гипотеза эволюционно детерминированногосаморазрушения и ее значение для пониманиямотивации криминального поведения / Р.В. Атаев // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2011.- № 2. - С. 47-52

3. Борискин, М.Л. Возрастные и тендерные особенности предрасположенности человека к рискованному поведению [Электронный ресурс] / М.Л. Борискин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. -2018. - Т.6.- №4 [23]. - Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=352 [дата обращения: 27.06.1923]

4. Бузина, Т.С. Психологическая модель профилактики зависимости от психоактивных веществ и сочетанных с ней парентеральных инфекций. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Т.С. Бузина. -Москва, 2015.-392 с.

5. Вещикова, М.И. Обзор исследований восприятия опасностии перспективы его изучения в клинической психологии развития / М.И. Вещикова // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. - 2014. - Т.6.- № 4. - С. 169-181

6. Волкова, О.В. Выученная беспомощность как фактор, детерминирующий рисковое поведение личности / О.В. Волкова// Тюменский медицинский журнал. -2014. - Т. 16, № 1. - С. 35-36

7. Дресвянников В.Л., Пронин С.В., Чухрова М.Г. Выявление склонности к рисковому поведению с помощью анализа вариабельности сердечного ритма // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 [55]. С. 273-276.

8. Дубровинская, Н.В. Психофизиологическая характеристика подросткового возраста / Н.В. Дубровинская // Физиология человека.-2015. - Т. 41. -№2.-С. 113-122

9. Иванов, A.B. Некоторые результаты изучения лиц молодого возраста, склонных к рискованному поведению / A.B. Иванов // Электронный сборник научных трудов "Здоровье и образование в XXI веке". - 2009. - Т. 11. - № 1. - С. 28-29

10. Ипатов, A.B. Психологические детерминанты аутодеструктивного поведения подростков и механизмы его коррекции: автореферат дис. ... доктора психологических наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена / A.B. Ипатов. - Санкт-Петербург, 2017. - 361 с.

11. Крылов, А.Б. Психология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Б. Крылов. - Издательство Проспект, 2005. - 752 с.

12. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб.: Бвразия, 1999. Терминологическая правка В. Данченко. - К.: PSYTIB, 2004. http://psylib.org.ua/books/masla01/ [дата доступа 21.10.2018]

13. Миронова, Ю.В. Физиологическое обеспечение эмоционального интеллекта у лиц, склонных к рискованному поведению. Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Ю.В. Миронова // Волгоградский государственный медицинский университет. - Волгоград, 2017. - 143 с.

14. Мулик, А.Б. Тендерная специфика поведенческого риска ВИЧ-инфицирования / А.Б. Мулик // Экология человека. -2020. -№ 1.-С. 50-58

15. Солнцева, Г.Н. Психологические механизмы и модели "рискового поведения" / Г.Н. Солнцева // Труды ИСА РАН. -2007.-Т. 31.-С. 231-244

16. Софронов, А.Г. Оценка метода анкетирования для изучения рискованного поведения, как фактора, влияющего на заражение ВИЧ-инфекцией трудовых мигрантов / А.Г. Софронов // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. - 2015. - Т. 7. -№ 1.-С. 108-111

17. Спадерова, H.H. Суицидальное и агрессивное поведение / H.H. Спадерова // Девиантология. - 2018. - Т. 2. - №1. -С. 36-47

18. Султанова, И.В. Социальные проявления и последствия рискового поведения в подростковом возрасте / И.В. Султанова // Системно-деятельностный подход как условие реализации требований федерального государственного образовательного стандарта нового поколения Материалы II всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Л.М. Гура, С.Е. Моторной. - 2018,- С. 161-168

19. Сушко, Д.С. Оценка склонности к рискованному поведению [на примере личностных характеристик спортсменов-экстремалов альпинистов] / Д.С. Сушко // Теория и практика физической культуры. -2009. -№ 2. - С. 12-14

20. Фахрадова, Л.Н. Рискованное деструктивное поведение подростков и условия его формирования / Л.Н. Фахрадова //Проблемы развития территории. -2017. - № 1 [87]. - С. 114-129

21. Шаболтас, A.B. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований / A.B. Шаболтас // Вестник СПбГУ. - 2014. - Сер. 12. - Вып. 3. - С. 5-14

22. Шаболтас, A.B. Рискованное поведение как реакция на неконтролируемый стресс / A.B. Шаболтас // Вестник СПбГУ. -2011,- Сер. 12,- Вып. 1. - С. 227-234

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Щурова Юлия Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); кандидат психологических наук, доцент Забабурина Ольга Станиславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел)

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОТРУДНИКОВ CALL-ЦЕНТРОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ проблемы мотивации достижения в отечественной и зарубежной психологии, рассмотрена проблема формирования мотивации достижения в онтогенезе и проблема мотивации достижения сотрудников са11-центра. В статье проанализированы результаты эмпирического исследования мотивации достижения у сотрудников са11-центра с разным стажем работы, изучена выраженность социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, преобладающие обобщенные устойчивые мотивы личности (мотив стремления к успеху и мотив избегания неудачи), уровень потребности в достижении цели у сотрудников са11-центра со стажем работы менее 1 года и более 3 лет. Выявлены различия в выраженности социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, преобладающих обобщенных устойчивых мотивах достижения, уровне потребности в достижении цели у сотрудников са11-центра с различным стажем работы.

Ключевые слова: мотивация достижения, call-центр, сотрудники, стаж работы, мотивационно-потребностная сфера.

Annotation. The article presents a theoretical analysis of the problem of achievement motivation in domestic and foreign psychology, considers the problem of formation of achievement motivation in ontogenesis and the problem of achievement motivation of the staff of the garden center. The article analyzes the results of an empirical study of achievement motivation among call center employees with different work experience, examines the severity of socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need sphere, the prevailing generalized stable motives of the individual (the motive of striving for success and the motive of avoiding failure), the level of need to achieve the goal among call center employees with work experience less than 1 year and more than 3 years. The differences in the severity of the socio-psychological attitudes of the individual in the motivational-need sphere, the prevailing generalized stable motives for achievement, the level of need to achieve the goal among the employees of the call center with different work experience are revealed.

Key words: achievement motivation, call center, employees, work experience, motivational and need sphere.

Введение. Психология мотивации достижения, целеполагание, стремление к успеху и, связанные с данными вопросами темы, набирают все большую актуальность в настоящее время. Огромное количество ресурсов направляется на выявление стимулирующих факторов для достижения определенных целей, повышения качества выполняемой работы, доведение поставленных задач до конечного результата.

Проблема мотивации достижения особенно актуальна для людей, работающих в социальной сфере, занимающихся деятельностью с минимальной вариативностью задач, работой, где проект настолько масштабен, что отследить результат своей деятельности практически невозможно.

Несмотря на стремительное развитие искусственного интеллекта, нейросетей, робототехники, весомая часть монотонной работы ложится на плечи людей. Чем выше уровень стресса, однотипных, монотонных задач, тем острее становится проблема мотивации.

Мотивация в психологической литературе относится к категории базовых понятий, применяется при объяснении движущих сил поведения людей. Несмотря на большую представленность публикаций по проблеме мотивационной сферы личности, однозначно можно говорить о том, что её теоретическое осмысление далеко не окончено. Так, проблема мотивации человеческой деятельности - одна из ключевых и в зарубежной, и в отечественной психологии. Мотивационная сфера личности в зарубежной и отечественной психологии исследовалась Д. Макклелландом [8], Г. Мюрреем [13], X. Хекхаузеном [10], В.Д. Шадриковым [12], А.Н. Леонтьевым [7], С.Л. Рубинштейном [9], Е.П. Ильиным [6], Т.О. Гордеевым [4] и другими авторами.

Впервые понятие «мотив достижения» было выделено Г. Мюрреем в 1930-х годах [1]. Согласно определению, мотивация достижения - это такой вид мотивации, который определяется стремлением человека к успехам в различных видах деятельности и избеганию неуспеха [9].

В рамках деятельностного подхода А.Н. Леонтьева источник побудительной силы мотива и соответствующего побуждения к деятельности - это актуальные потребности человека. Мотив отвечает потребностям, а потому побуждает и направляет деятельность. Мотивация достижения - это стремление повысить либо оставить высокими способности индивида там, где может быть применен критерий успешности. Избегание неуспеха обладает не достиженческой природой [7].

Мотивация достижения включает пять блоков: мотивационно-регуляционный, целевой, интенциональный (планирование исполнения деятельности), реагирования на ситуацию неудачи и помехи, реализация намерений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.