Научная статья на тему 'Гендерные особенности лидерства в туристской сфере'

Гендерные особенности лидерства в туристской сфере Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
302
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИДЕРСТВО / ТУРИЗМ / КРЫМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Арутюнян П.Р., Рябова Н.П.

В статье рассмотрены гендерные особенности и основные качества лидера, применяемые в гостиничном бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности лидерства в туристской сфере»

УДК: 005.95/.96

Арутюнян П. Р., Рябова Н. П.

студентки 1 курса, направление подготовки «Менеджмент» «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Научный руководитель: Одаренко Т. Е.

к.э.н., доцент

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В ТУРИСТСКОЙ СФЕРЕ

В статье рассмотрены гендерные особенности и основные качества лидера, применяемые в гостиничном бизнесе.

Ключевые слова: гендерные особенности, лидерство, туризм, Крым.

Очень важно наличие лидера в гостиницах Крыма. Ведь лидер ведет за собой всю команду для достижения заданных целей и задач. Обычно мы называем лидерами тех людей, которые способны вовлечь в общее дело, и направить на результат. Человек, который умеет поставить задачу, контролировать результаты, поощрять и наказывать — это навык формального управления лидера. Здесь не нужно личной заинтересованности в этот процесс, достаточно четко придерживаться технологии управления персоналом.

В каждой организации существует формальный лидер. Выделяют три основных стиля руководства: авторитарный, демократический, формальный. Каждый лидер вырабатывает свой стиль руководства. Однако чаще всего в гостиничной индустрии руководитель применяет комбинацию стилей с целью использования положительных сторон каждого из них.

Лидерскими качествами обладают как мужчины, так и женщины. Но, известный ученый, Т. В. Бендас указывает на стереотип различия гендерных особенностей, говоря о том, что «лидером должен быть мужчина (на работе, в семье). Ему приписываются такие лидерские качества, как независимость от внешнего влияния, организаторские способности; женщины не должны назначаться на руководящие должности, по крайней мере, высшего уровня» [4].

Он установил, что для мужчин-лидеров в гостиничном сервисе характерно: высокая успеваемость, эмоциональная устойчивость, высокий уровень притязаний в области взаимоотношений.

Женщинам-лидерам характерно: лабильность общения, комфортность, спокойствие, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, экспрессивность, завышенная самооценка, несовпадение притязаний на лидерство и статуса в официальной структуре группы.

Некоторыми учеными доказано, что женщина не совместима с управленческой деятельностью [3]. В современном обществе считается, что карьера — это удел одиноких женщин. Истинная женщина не стремится к карьерному росту в силу известных предубеждений. Однако этому противоречит факт того, что женщинам проще делать карьеру в силу эффекта, оказываемого на мужчин.

Современные исследования в области гендерной психологии лидерства показывают, что различия в проявлениях лидерских качеств мужчин и женщин, безусловно, существуют. Но эти различия никоим образом не могут препятствовать исполнению женщиной лидерской роли. Кроме того, стиль женского лидерства на данный момент более адекватно отвечает требованиям предъявляемым обществом к типу лидера постиндустриального общества.

Практика показывает, что деятельность лидеров гостиничного бизнеса Крыма, в современном обществе, больше направлена на удовлетворение потребностей клиентов. Именно поэтому лидер должен обладать такими качествами, как «смотреть вперёд», то есть

он должен уметь предвидеть будущее, видеть перспективы развития для достижения цели и получения прибыли. Также важнейшим качеством является мотивация. Лидер должен уметь стимулировать себя и свою команду. В любой, даже самой сложной ситуации лидер должен верить в то, что выход существует. Лидер должен уметь вдохновлять и побуждать других к действию. Еще одним важнейшим качеством лидера является внимательность к изменениям, происходящим в современном мире, в его команде, в нём самом. Умение получать обратную связь и быстро реагировать на изменения — значит быть на полшага впереди всех. Также лидер должен умеет быстро реагировать, кроме того еще и обладать различными стратегиями поведения. К каждому человеку он может иметь свой подход и стараться взаимодействовать с ним из позиции, где обе стороны получают взаимную выгоду.

Кроме того, для лидера важно обладать такими качествами как: целеустремлённость, уверенность в себе, системность мышления, амбициозность, активность, любознательность, организованность, смелость.

В гостиничном сервисе профессиональные качества гендерного руководителя проявляются в способности так организовать процесс деятельности в отеле, чтобы тратить минимальное количество времени на его обслуживание, тем самым оставляя максимальное количество времени на формирование перспективных замыслов и собственное совершенствование.

Учеными отмечено, что мужчины делают больше попыток доминировать над представителями своего пола. Женщины же в присутствии мужского пола ведут себя менее активно и претендуют на роль стихийного лидера. Группа ученых под руководством Э. С. Чугуновой изучила личные характеристики менеджеров разного пола и установила некие различия в поведении мужчин и женщин. Для мужчин были характерны: высокая творческая продуктивность и экономическая эффективность; профессиональная доминантность и высокая самооценка [6].

Для женщин были характерны иные факторы: удовлетворенность служебным положением и работой, отношениями между коллегами и руководителями; мотивация на взаимоотношения, выбор профессии под влиянием окружающих; высокий технический интеллект.

Ученые сходятся во мнении, что представители женского пола имеют меньше шансов проявить себя в качестве лидера нежели чем мужчина. Женщины недооценивают своих возможностей и предпочитают считать успех при решении сложных задач воле случая либо везению. Чаще всего женщины свой неуспех аргументируют недостатком способностей или сложностью задания. Причина кроется в неуверенности женщин в себе и низкой самооценке, которая дополняется отсутствием необходимого профессионального честолюбия, а также по мере профессионального роста, женщина реже встречает других женщин. Тем не менее, данные говорят о большем личностном потенциале лидерства у женщин. Хорошим руководителем способен стать тот, кто видит причину неуспехов в себе, а не тот, кто считает, что причиной его неудач является внешние обстоятельства. Женщины, которые обладают качествами лидера, зачастую соглашаются рисковать и становятся победителями. На сегодняшний день женщин среди руководителей различного уровня управления гораздо меньше, чем мужчин.

Сегодня в Российской Федерации, несмотря на все трудности, женщины все чаще становятся лидерами и добиваются успеха в различных сферах деятельности. В гостиничной сфере можно отметить достаточно много женщин, которые управляют отелями, а также являются лидерами, успешно дополняя и корректируя действия мужчин.

Вывод. Большинство женщин и мужчин сходятся во мнении, что гендерные особенности не имеют особого значения. Для них важно, чтобы руководитель обладал такими качествами как: ответственность, профессионализм, честность, справедливость, дальновидность, чувство юмора и просто был хорошим человеком. Основываясь на мнении

общества, несправедливыми начальниками могут быть в равной степени, как мужчины, так и женщины.

Литература

1. Подлесный, К. А. Гендерные особенности проявления лидерства у студентов [Электронный ресурс] / Таганрогский государственный педагогический институт. — Режим доступа: http://gendocs.m/v22172/%D0%BA%D 1%83%D 1%80%D 1%81%D0%BE%D0%B2% D0%B0%D 1%8F_%D 1 %80%D0%B0%D0%B 1%D0%BE%D 1%82%D0%B0_

2. Спивак, В. А. Лидерство: учебник для академического бакалавриата / В. А. Спивак. — М. : Издательство Юрайт. — 2015. — 301 с.

3. Пикалова, М. Мужские и женские качества лидерства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.master-dass.spb.ru/artleadership/muzhskie-i-zhenskie-kachestva-liderstva/#show2_11

4. Бендас, Т. В. Психология лидерства: учебное пособие / Т. В. Бендас. — СПб. : Питер, 2009. — 431 с.

5. Горчакова Г. Г. Мифология женской карьеры // Психология лидерства. Хрестоматия. — Мн., 2004. — С. 63-70.

6. Подлесный, К. А, Макаров, А. В. Лидерские качества в зависимости от половой принадлежности на примере студенческих групп [Электронный ресурс] / Таганрогский государственный педагогический институт. Режим доступа : http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=473773

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.