Научная статья на тему 'Гендерные особенности исполнения лидерских ролей и функций управления персоналом'

Гендерные особенности исполнения лидерских ролей и функций управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1232
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСКИЕ ФУНКЦИИ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ШКАЛА ОЦЕНКИ / LEADER'S FUNCTIONS / GENDER STEREOTYPES / PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES / EVALUATION SCALE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Нелли Петровна

Приводятся данные о самооценке лидерских качеств. Охарактеризованы лидерские стили управления персоналом женщин и мужчин. Рассмотрена роль стереотипных представлений о лидерах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Peculiarities of Performing Leader Roles and Functions of Personal Management

The data on self evaluation of leader qualities are given. The leader's styles of personal management for men and women are characterized. The role of stereotype conception about leaders is described

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности исполнения лидерских ролей и функций управления персоналом»

УДК 316.6

Романова Нелли Петровна Nelly Romanova

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ РОЛЕЙ И ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

GENDER PECULIARITIES OF PERFORMING LEADER ROLES AND FUNCTIONS OF PERSONAL MANAGEMENT

Приводятся данные о самооценке лидерских качеств. Охарактеризованы лидерские стили управления персоналом женщин и мужчин. Рассмотрена роль стереотипных представлений о лидерах

Ключевые слова: лидерские функции, гендерные стереотипы, профессиональные и личностные качества, шкала оценки

The data on self evaluation of leader qualities are given. The leader's styles of personal management for men and women are characterized. The role of stereotype conception about leaders is described

Key words: leader's functions, gender stereotypes, professional and personal qualities, evaluation scale

В обзоре современных проблем предпринимательства показано, что типичный портрет успешного лидера-предпринимателя, по мнению североамериканских исследователей, включает такие личностные свойства, как реалистическая оценка при выборе альтернатив, критичность в представлении о своих возможностях и одновременно высокий уровень притязаний, готовность идти на смелый и вместе с тем разумный риск, преодолевать конъюнктурные оценки и хорошо прогнозировать развитие событий [1].

Г) о о

За последние годы в российской научной литературе были представлены результаты ряда эмпирических исследований. Под руководством В.Я. Нечаева изучался образ российского предпринимателя в оценках самих предпринимателей. Приводятся данные о преобладании в самооценке таких качеств, как порядочность, обязательность, компетентность, немеркантильность [2]. В исследовании Т. В. Корниловой с соавторами получены характеристики, свойственные успешным предпринима-

телям, среди которых низкие показатели «социального догматизма», устойчивость при давлении авторитетов, независимость, стремление полагаться только на самих себя, подчиненность поведения внутренним ориентирам. Кроме того, исследовались мотивационные тенденции в группе предпринимателей, наиболее существенными из которых явились желание и умение доводить начатое дело до конца, стремление к познанию себя, готовность брать на себя функции лидера и оказывать давление на других людей. В то же время предпринимателями отвергались такие свойства, как принятие авторитетов и демонстративность как неприемлемые в поведении или недостаточно осознаваемые [3].

Считается, что женщины больше думают о чувствах своих сотрудников, обладают лучшими навыками общения и поэтому более ориентированы на отношения. Мужчин же часто рассматривают как жестких, авторитарных лидеров макиавеллиевско-го типа, которые не особенно обращают внимание на чувства своих подчиненных и

намного меньше беспокоятся об их взаимоотношениях. Соответствуют ли такие тендерные стереотипы действительности?

Психологи изучили сотни научных исследований в поисках ответа на вопрос, чем лидерский стиль женщин отличается от лидерского стиля мужчин. Они обнаружили, что действительно, как и принято считать, женщины обычно практикуют более демократичную манеру руководства, чем мужчины. Возможно, это происходит потому, что женщины обладают лучшими навыками общения. Это позволяет им при принятии решений использовать способности членов группы и, если нужно, вежливо отвергать их советы.

Значит ли это, что женщины — лучшие руководители, чем мужчины? Как мы можем предположить исходя из ситуационной теории лидерства, это зависит от характера ситуации. Женщины обычно являются лучшими лидерами (как по объективным показателям их работы, так и по оценкам сослуживцев) в тех сферах деятельности, где особенно важны навыки общения, например, в сфере образования. Мужчины обычно бывают более успешными лидерами там, где требуется способность решительно отдавать приказы и осуществлять контроль, например, в армии.

Прежде чем делать какие-либо выводы из этих данных, следует учесть некоторые дополнительные факторы. Во-первых, найденные различия не так уж велики. Есть много женщин, вполне способных усвоить «маскулинный» (мужской) стиль руководства, особенно если характер работы этого требует. И есть много мужчин, обладающих не меньшими навыками общения, чем женщины. Кроме того, при любом исследовании лидерской эффективности возникает следующая проблема: отражают ли собранные данные действительно существующие различия или только распространенные стереотипы относительно лидерства? Если, например, женщину характеризуют как менее эффективного лидера, чем мужчину, происходит ли это потому, что она действительно худший руководитель или потому, что ее сослуживцы

используют другую шкалу для оценки ее действий?

Старая мудрость говорит, что из-за половой дискриминации женщина должна быть «в два раза лучше, чем мужчина», чтобы преуспеть. К сожалению, различия в оценке деятельности лидеров мужчин и женщин существуют на самом деле. Если женщина практикует стереотипный «маскулинный» стиль руководства, если она типичный «босс» и ориентирована на задачу, ее оценивают более негативно, чем руководителя-мужчину с таким же стилем [4].

А.Е. Чирикова подчеркивает расхождения данных, полученных при изучении уровня мотивации достижения, что свидетельствует, по ее мнению, о неоднозначности предпринимательских групп, которые различаются по своим психологическим особенностям в зависимости от возраста, времени прихода в бизнес, размеров собственного бизнеса и других факторов, в том числе и половой принадлежности лидеров

[5; 6].

Как показали результаты исследования самооценок деловых и личностных качеств, проведенного этим автором, существуют серьезные отличия между мужчинами и женщинами в восприятии тех умений, с помощью которых они действуют и достигают успехов в бизнесе. Женщины в своих стратегиях ориентированы на качества «компромисса» и «уверенности» при высоком влиянии качеств «пластичности» на фоне напряженной способности доминировать, действовать в ситуации неопределенности и угрозы риска, эффективно использовать потенциал других людей. Мужчина в бизнесе — больший «игрок», ориентированный на доминирование и достижение целей «во что бы то ни стало».

Обращает на себя внимание тот факт, что женщины, по сравнению с мужчинами, в оценках самих себя предстают более «рациональными», «гибкими», «компромиссными», умеющими «жить сегодняшним днем». Относительно совпадающими в самооценках мужчин и женщин предпринимателей качествами являются умение действовать в ситуации конфликта и

угрозы риска, постоянная готовность к изменениям, способность к нововведениям, умение эффективно использовать навыки и способности других людей, умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию.

И.Н. Серегина отмечает, что женская мотивация предпринимательской деятельности имеет более подвижный характер. Преобладающими мотивами высокой деловой активности женщины является потребность не в материальных благах, а в саморегуляции и активной деятельной жизни

[7].

Таким образом, в современной психологической литературе достаточно большое внимание уделяется исследованию и ген-дерных различий лидеров, и лидерства в бизнесе. Накоплен определенный эмпирический материал по данной проблеме. На сегодняшнем этапе можно констатировать наличие существенных различий в мотивации и самооценках предпринимателей — мужчин и женщин.

Подтверждением этому может являться исследование представлений людей, работающих в сфере малого бизнеса, проведенное в 2002 г. на базе 10 частных фирм г. Кемерово [8]. Выборка составила 100

человек, 50 из которых — мужчины, 50 — женщины. Все участники занимаются не руководящей, а исполнительской деятельностью. Возрастные характеристики, стаж и опыт работы в компаниях не учитывались.

Для исследования был задействован метод опроса с использованием методики «Экспертная оценка личностных и деловых качеств», предложенной С. Степановым [9]. Опросник, содержащий 160 вопросов, направлен на выявление самооценки или экспертной оценки личностных и деловых качеств. Испытуемым предлагалось вспомнить лидеров-мужчин и лидеров-женщин, работающих в сфере бизнеса, и оценить их личностные и деловые качества, отвечая на предложенные вопросы. Ответы заносились в специальную таблицу, результаты подсчитывались по 10 шкалам: направленность на цель; деловитость; доминирование, инициативность; уверенность в себе; требовательность, жесткость; упрямство, негативизм; уступчивость; зависимость; психологический такт; отзывчивость. При обработке полученных ответов учитывалась шкала лжи. Правдивость результатов равна 76 % (см. табл. 1).

Таблица 1

Шкалы оценки профессиональных и личностных качеств Оценка мужчин-лидеров Оценка женщин-лидеров

женщинами мужчинами женщинами мужчинами

Направленность на цель 164 225 183 113

Деловитость 161 233 206 118

Доминирование 130 155 222 133

Уверенность в себе 108 117 188 131

Требовательность 61 89 152 144

Упрямство 36 55 ш 177

Уступчивость 52 26 48 109

Зависимость 57 65 51 182

Психологический такт 124 162 89 91

Отзывчивость 75 99 66 66

Результаты оценивания сотрудниками профессиональных и личностных качеств лидеров

В оценках, которые даются мужчинами, лидеры-женщины более уверены в себе, требовательны, упрямы, уступчивы, зависимы. Лидеры-мужчины более направлены на цель, деловиты, стремятся к доминированию, психологически более тактичны и отзывчивы, чем лидеры-женщины. Таким образом, в оценках мужчин как лидеры-мужчины, так и лидеры-женщины наделяются и традиционными чертами, и качествами, ранее считавшимися прерогативой противоположного пола.

По оценкам женщин, лидеры-женщины превосходят лидеров-мужчин по критериям: направленность на цель, деловитость, доминирование, уверенность в себе, требовательность, упрямство. Лидеры-мужчины более уступчивы, зависимы, отзывчивы и психологически более тактичны, чем женщины-лидеры. То есть в представлениях женщин лидеры-мужчины наделяются скорее «традиционно женскими» чертами, а лидеры-женщины — «традиционно мужскими».

При оценке лидеров одного с ними пола, испытуемые отвечают таким образом, что в оценках мужчин лидеры-мужчины более феминны, чем лидеры-женщины в оценках женщин, по критериям зависимости, психологического такта, отзывчивости. Лидер-женщина в оценках женщин более «мужественна», чем лидер-мужчина в оценках мужчин, по критериям: доминирование, уверенность в себе, требовательность.

Приблизительно равны показатели оценки доминирования, которые дают обе группы испытуемых лидерам другого пола. В лидерах противоположного пола мужчины видят в качестве более выраженных уверенность, требовательность, упрямство, уступчивость, зависимость (по сравнению с представлениями женщин о лидерах-мужчинах). Женщины в лидерах-мужчинах видят направленность на цель, деловитость, психологический такт и отзывчивость ( по сравнению с лидерами- женщинами в оценках мужчин).

На основе полученных данных были построены рейтинговые таблицы личностных и деловых качеств, приписываемых сотрудниками коммерческих фирм лидерам. Первая позиция в рейтинге отводилась качеству, которое называлось испытуемыми наиболее часто, последняя — наиболее редко встречающемуся в ответах. Полученные ранжированные списки представлены в табл. 2 и 3.

Как видно из данных, приведенных в табл. 2, последовательность качеств, приписываемых лидерам-мужчинам сотрудниками, не имеет значительных различий в группах мужчин и женщин-испытуемых. Стереотип мужчины-лидера практически однороден для всей выборки. Главными качествами мужчин-лидеров, по мнению испытуемых, являются деловитость и направленность на цель, психологический такт и доминирование, а также уверенность в себе.

Таблица 2

Шкала оценки деловых и личностных качеств Номер рейтинговой позиции в оценках сотрудников-мужчин Номер рейтинговой позиции в оценках сотрудников-женщин

Деловитость 1 2

Направленность на цель 2 1

Психологический такт 3 4

Доминирование 4 3

Уверенность в себе 5 5

Рейтинговая таблица личностных и деловых качеств, приписываемых сотрудниками коммерческих фирм лидерам-мужчинам

Окончание табл. 2

Шкала оценки деловых и личностных качеств Номер рейтинговой позиции в оценках сотрудников-мужчин Номер рейтинговой позиции в оценках сотрудников-женщин

Отзывчивость 6 6

Требовательность 7 7

Зависимость 8 8

Упрямство 9 10

Уступчивость 10 9

Представления о ведущих качествах лидера-женщины существенно различаются в двух группах выборки ( см. табл. 3). Для мужчин женщина-лидер, прежде всего, зависима, упряма, требователь-

на. Для женщин она — стремится к доминированию, деловита, уверена в себе, т.е. мужской стереотип включает более негативные характеристики лидеров-женщин, чем женское представление.

Таблица 3

Рейтинговая таблица личностных и деловых качеств, приписываемых сотрудниками коммерческих фирм лидерам-женщинам

Шкала оценки деловых и личностных качеств Номер рейтинговой позиции в оценках сотрудников- мужчин Номер рейтинговой позиции в оценках сотрудников-женщин

Зависимость 1 9

Упрямство, негативизм 2 6

Требовательность, жесткость 3 5

Доминирование, инициативность 4 1

Уверенность в себе 5 3

Деловитость 6 2

Направленность на цель 7 4

Уступчивость 8 10

Психологический такт 9 7

Отзывчивость 10 8

В оценке наименее выраженных качеств лидеров-женщин больше совпадения. Как мужчины, так и женщины менее всего склонны обращать внимание на их уступчивость и отзывчивость. Кроме того, первые считают, что также слабее выраженным является психологический такт, а вторые — зависи мость лидеров-женщин.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что представления мужчин и женщин-сотрудников о лидерах-мужчинах схожи. Они наделяются, скорее, типичны-

ми лидерскими качествами, женщины чуть более склонны замечать их уступчивость, отзывчивость, тактичность. Можно сказать, что лидеры-мужчины, скорее, демократичны в представлениях мужчин и либеральны в представлениях женщин.

Стереотип женщины-лидера не столь однороден. Без сомнения, ответы испытуемых свидетельствуют о том, что за женщинами признается возможность быть лидерами. Об этом говорят как сам факт оценивания лидеров двух полов всеми ис-

пытуемыми, так и совпадения в оценках по некоторым шкалам, например, по шкале доминантности. Однако мужчины склонны в лидерах-женщинах подчеркивать именно те черты, которые традиционно считаются «женскими», тем самым дистанцируясь от объекта оценивания. Женщины же описывают лидеров-женщин как в первую очередь лидеров, чем нивелируются признаки пола, и происходит отказ в какой-то степени в самой возможности проявления «природной слабости», хотя эта же «слабость», «мягкость» признается за лидерами-мужчинами.

Полученные данные свидетельствуют, на взгляд авторов, о том, что происходит изменение существовавших ранее стереотипов. Лидер в глазах последователей — уже не обязательно именно мужчина. Окружение по-прежнему готово видеть мужчин в лидерской позиции, достаточно четко и однородно формулирует свои ожидания

относительно выполнения ими лидерских функций и проявления тех или иных деловых и личностных качеств, в числе которых не последнюю роль играют психологический такт и отзывчивость. Женщины, претендуя на лидерскую роль, сталкиваются с более неоднородным и пристрастным отношением к себе. Последователи в большей степени могут дистанцироваться от них, чем от лидеров-мужчин, в силу разных причин: мужчины потому, что лидер-женщина противостоит им в их сознании как женщина, а женщины потому, что она не похожа на них тем, что она — лидер. Основываясь на полученных результатах, можно предположить, что в реальности лидеры, взаимодействуя с непосредственным окружением, сталкиваются с рядом трудностей, которые порождаются наличием стереотипных представлений о лидерах вообще и о ген-дерных вариантах лидерства, в частности.

Литература

1. Тидор C.H. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск, 1997. 252 с.

2. Нечаев В.Я. Предприниматель и благотворительность // Деньги и благотворительность. 1996. № 2. С. 18.

3. Корнилова T.B., Булыгина В.Г., Корнилов А.П. Личностные предпосылки успешности деятельности брокера // Психологический журнал. 1993. № 1. С. 90-99.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/lider2.htm.

5. Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М., 1997. 203 с.

6. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя // Психологический журнал. 1998. № 1. С. 62-74.

7. Серегина И.Н. Профессиональная карьера // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 78-81.

8. Терпугова О. В., Шех Е.И. Гендерные особенности представлений о деловых и личностных качествах лидеров. Кемеровский государственный университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// spf.kemsu.ru/portal/psy2002/ogl.shtml

9. Степанов С.С. Способности и карьера. М., 2001. 124 с.

Коротко об авторе_Briefly about the author

Романова Н.П., д-р социол. наук, доцент, профес- N. Romanova, Doctor of Sociological Sciences, asso-сор кафедры «Управление персоналом», Забайкаль- ciate professor, Zabaikalsky State University ский государственный университет (ЗабГУ) rik-romanova-chita@mail.ru

Научные интересы: гендерные особенности ли- Scientific interests: gender peculiarities of leadership дерства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.