Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ЗВЕНА'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ЗВЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА РУКОВОДИТЕЛЯ / УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Токарева Ю.А., Коваленко Т.К., Гафурова Т.Р.

Практика управления персоналом научно обоснованно дифференцирует управленческие подходы, стили и модели поведения руководителей мужчин и женщин. Доказано наличие различий между руководителями мужчинами и женщинами как в социально-психологической, так и экономической стороне управления. Несмотря на наличие гендерных исследований, открытым остается вопрос сравнения интеллектуальной сферы руководителей высшего звена. Вопросом обязательного учета управленческих возможностей и способностей мужчин и женщин занимались Т.И. Заславская, Е.С. Балабанова, Т.М. Дадаева, И.А. Ковалева и другие. Цель нашего исследования заключалась в выявлении гендерной специфики интеллектуальной сферы руководителей высшего звена, определение интеллектуального ресурса руководителей мужчин и женщин. Проведенное исследование, с использованием традиционных для диагностики интеллекта методов, доказало наличие значимых различий в показателях общих умственных способностей, интеллектуальных, мнемических проявлений руководителей мужчин и женщин, влияющих на стратегию и динамику управления. Инертность мышления и слабая переключаемость выражены как у мужчин, так и у женщин руководителей старше 50 лет. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен. Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость в большей степени присущи женщинам от 45 до 50 лет, что говорит о слабой направленности на задачу. Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания в большей степени присуща руководителям мужчинам от 40 до 45 лет, что позволяет предположить о наличии способности в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основные содержания, сопоставлять цифры, знаки и т.п. Знание гендерных особенностей интеллекта позволит психологически обоснованно вести кадровую работу, назначение на вышестоящие должности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Токарева Ю.А., Коваленко Т.К., Гафурова Т.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER-BASED SPECIFICS OF INTELLECTUAL CHARACTERISTICS OF TOP MANAGERS

and female managers. The study included methods traditionally used for intelligence diagnostics, and proved significant differences between general mental capacities, intellectual and mnemic manifestations of male and female managers that eventually affected their management strategy and dynamics. Both men and women over 50 years old were marked with the passivity of thinking and poor attention switch capability. Such persons hardly adapt to any changes of their working practice, are not prone to change the stream of their thought, or switch from one type of activity to another. Their intellectual processes are sluggish, Human resources practices give scientific credence for differentiation of management approaches, styles and behavioral patterns of male and female managers. It is proved that there are differences in social, psychological, and economic aspects of the management process for male and female managers. Although some gender studies are available, the question of comparison of intellectual characteristics of top managers still remains open. Such authors as T.I. Zaslavskaya, E.S. Balabanova, T.M. Dadaeva, I.A. Kovaleva and others insisted on mandatory consideration of management capabilities and skills of men and women. The objective of our research was to identify gender-based specifics of intellectual characteristics of top managers, to determine intellectual resources of maleand the pace of work is slowed. The emotional components of thinking and distractibility are mostly indicative to women at the age of 45 to 50 years old, which means poor commitment to the task. Perception speed and accuracy, attention distribution and concentration are indicative to male managers at the age of 40 to 45 years old which lets us make a suggestion about having an ability to work with various materials under pressure of time, to highlight the main contents, to compare symbols, numeric characters, etc. Knowing about gender-based specifics of the intelligence will ensure a psychological aspect of personnel management and promotion.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ЗВЕНА»

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ЗВЕНА

gender-based specifics of intellectual characteristics of top managers

ПОЛУЧЕНО 28.03.17 ОДОБРЕНО 03.05.17 ОПУБЛИКОВАНО 25.08.17 УДК 331.101.232 DOI 10.12737/article_59a543bc5aa2d4.01183506 ТОКАРЕВА Ю.А.

Д-р психол. наук, кафедра «Управления персоналом и психологии», Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

TOKAREVA YU.A.

Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

e-mail: ulia.tokareva@yandex.ru

КОВАЛЕНКО Т.К.

Доцент, кафедра «Управления персоналом и психологии», Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

KOVALENKO T.K.

Associate Professor, Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

e-mail: tais03_56@mail.ru ГАФУРОВА Т.Р.

Ст. преподаватель, кафедра «Управления персоналом и психологии», Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

GAFUROVA T.R.

Senior Lecturer, Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

e-mail: t.r. gafurova@urfu.ru

Аннотация

Практика управления персоналом научно обоснованно дифференцирует управленческие подходы, стили и модели поведения руководителей мужчин и женщин. Доказано наличие различий между руководителями мужчинами и женщинами как в социально-психологической, так и экономической стороне управления. Несмотря на наличие гендерных исследований, открытым остается вопрос сравнения интеллектуальной сферы руководителей высшего звена. Вопросом обязательного учета управленческих возможностей и способностей мужчин и женщин занимались Т.И. Заславская, Е.С. Балабанова, Т.М. Дадаева, И.А. Ковалева и другие. Цель нашего исследования заключалась в выявлении гендерной специфики интеллектуальной сферы руководителей высшего звена, определение интеллектуального ресурса руководителей мужчин и женщин. Проведенное исследование, с использованием традиционных для диагностики интеллекта методов, доказало наличие значимых различий в показателях общих умственных способностей, интеллектуальных, мнемических проявлений руководителей мужчин и женщин, влияющих на стратегию и динамику управления. Инертность мышления и слабая переключаемость выражены как у мужчин, так и у женщин руководителей старше 50 лет. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен.

Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость в большей степени присущи женщинам от 45 до 50 лет, что говорит о слабой направленности на задачу.

Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания в большей степени присуща руководителям мужчинам от 40 до 45 лет, что позволяет предположить о наличии способности в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основные содержания, сопоставлять цифры, знаки и т.п.

Знание гендерных особенностей интеллекта позволит психологически обоснованно вести кадровую работу, назначение на вышестоящие должности.

Ключевые слова: управленческая деятельность, гендерные особенности управления, интеллектуальная сфера руководителя, умственные способности, гибкость мышления.

Abstract

Human resources practices give scientific credence for differentiation of management approaches, styles and behavioral patterns of male and female managers. It is proved that there are differences in social, psychological, and economic aspects of the management process for male and female managers. Although some gender studies are available, the question of comparison of intellectual characteristics of top managers still remains open. Such authors as T.I. Zaslavskaya, E.S. Balabanova, T.M. Dadaeva, I.A. Kovaleva and others insisted on mandatory consideration of management capabilities and skills of men and women. The objective of our research was to identify gender-based specifics of intellectual characteristics of top managers, to determine intellectual resources of male

and female managers. The study included methods traditionally used for intelligence diagnostics, and proved significant differences between general mental capacities, intellectual and mnemic manifestations of male and female managers that eventually affected their management strategy and dynamics. Both men and women over 50 years old were marked with the passivity of thinking and poor attention switch capability. Such persons hardly adapt to any changes of their working practice, are not prone to change the stream of their thought, or switch from one type of activity to another. Their intellectual processes are sluggish, and the pace of work is slowed.

The emotional components of thinking and distractibility are mostly indicative to women at the age of 45 to 50 years old, which means poor commitment to the task.

Perception speed and accuracy, attention distribution and concentration are indicative to male managers at the age of 40 to 45 years old which lets us make a suggestion about having an ability to work with various materials under pressure of time, to highlight the main contents, to compare symbols, numeric characters, etc. Knowing about gender-based specifics of the intelligence will ensure a psychological aspect of personnel management and promotion.

Keywords: management behavior, gender-specific factors of management, intellectual characteristics of a manager, intellectual abilities, mental flexibility.

Интеллектуальные различия мужчин и женщин, занимающих пост руководителя, — одна из актуальных проблем не только в науке, но и в практике управления персоналом. Особенности интеллекта руководителей различного уровня изучаются по различным критериям, каждый из которых является отдельной острой темой для исследователей и специалистов по развитию персонала. В качестве примеров критериев различия можно привести следующие показатели: пол, образование, стаж работы, возраст и т.п. Сравнительный анализ интеллектуальных способностей по этим признакам всегда приводил к неоднозначным результатам и оставлял массу вопросов.

Интеллектуальная сфера — это область психики, характеризующаяся видами мышления (творческое, познавательное, теоретическое, эмпирическое, дивергентное, конвергентное, саногенное, патогенное и др.), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность, способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями (вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация и др.), познавательными умениями (умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать ее, сделать выводы, применить знания), умениями учиться (планировать, ставить цели, читать и писать в должном темпе, конспектировать и пр.), внепредмет-ными знаниями и умениями, предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний.

Появляющиеся в отечественной психологии работы, посвященные различным гендерным проблемам, свидетельствуют о возрастающем интересе ученых к данному разделу науки и практики.

По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами больше сходства, чем различий.

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие «гендер» [3].

Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается [1]. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми — друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т.д.

Проблема гендерных различий изучается такими учеными, как Д.В. Воронцов, Л.В. Штылева, Н.П. Реброва, Е.В. Иоффе,

Ю.Е. Гусева, Т.А. Шведчикова, Н.Б. Гафизова, И.С. Клецина и др. Понятие «гендерная роль» (англ. gender role) означает поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола; другими словами, это поведение, рассматриваемое как подобающее мужчинам и женщинам [4, 6].

Проблемой интеллектуальной сферы личности занимался Айзенк [7]. Он выделяет три концепции, исходя из которых, мы можем определить, биологический и психометрический интеллект.

Р. Стернберг, проводя опрос экспертов, исследовал полученные результаты методом факторного анализа. В результате выделилось три формы интеллектуального поведения: вербальный интеллект; способность решать проблемы; практический интеллект.

М.А. Холодной были выделены восемь основных подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта [7].

Подход Л. Терстоуна о множественности интеллектуальных способностей был развит в работах американского психолога Дж. Гилфорда, предложившего модель для описания различных типов интеллектуальных способностей.

В структурно-генетическом подходе Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При ког-нитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Х. Айзенк, С. Барт, Л. Терстоун, Д. Векслер, Ф. Вернон). На данный момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью.

В исследовании приняли участие 30 руководителей высшего звена, мужчины и женщины — по 15 человек, возраст от 42 до 56 лет. Опыт работы в должности руководителя — 5—9 лет.

методики исследования

Методика «Краткий отборочный тест» В.Н. Бузина. Цель — определение уровня интеллекта.

Культурно-свободный тест на интеллект. Предложен Р. Кэттелом в 1958 г. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культура, образование и т. д.).

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Тест разрабатывался для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики.

В результате проведения методики краткого отборочного теста мы получили результаты, характеризующие уровни общих умственных способностей мужчин-руководителей и женщин-руководителей (см. рис. 1).

В соответствии с представленными показателями можно отметить, что у мужчин-руководителей уровень развития

□ Выше среднего

□ Средний

Мужчины Женщины

Группы испытуемых

Рис. 1. Показатели общих умственных способностей руководителей — мужчин и женщин

общих умственных способностей на уровне выше среднего имеют 40% человек, в отличие от женщин-руководителей, у которых уровень развития общих умственных способностей на уровне выше среднего имеют только 13,3% человек.

Средний уровень развития общих умственных способностей выявлен у 60% мужчин-руководителей и у 86,7% женщин-руководителей.

Таким образом, уровень развития общих умственных способностей у мужчин-руководителей выше, чем у женщин-руководителей. Установленный уровень является многопараметрическим показателем общих способностей.

Способности обобщения и анализа материала выше у мужчин, чем у женщин.

Гибкость мышления значительно выше у женщин-руководителей, чем у мужчин-руководителей, так как ассоциации мужчин в большинстве своем носили хаотический характер.

Инертность мышления и переключаемость, т.е. способность к обучаемости, слабо развиты как у мужчин-руководителей, так и у женщин-руководителей. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен.

Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость в большей степени присущи женщинам, что говорит о слабой направленности на задачу.

Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания в большей степени присущи руководителям мужчинам, что говорит о способности в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основное содержание, сопоставлять цифры, знаки и т.п.

Ориентировка в большей степени присуща мужчинам-руководителям, которые решают подряд все задачи, в отличие от женщин-руководителей, решающих только те задачи, которые для них легки и решаются быстро.

Пространственное воображение в большей степени присуще женщинам-руководителям.

Был проведен культурно-свободный тест интеллекта для диагностики уровня интеллектуального развития руководителей — мужчин и женщин, независимого от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т.д.). Средний балл уровня интеллектуального развития мужчин-руководителей составил 114,4, что соответствует высокому уровню развития. Средний балл уровня интеллектуального развития женщин-руководителей составил 104,87, что соответствует среднему уровню развития.

Распределение показателей уровня интеллектуального развития мужчин и женщин отражено на рис. 2.

Учитывая, что средняя норма ^ находится в пределах от 90 до 110 баллов, показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности испытуемого, таким образом, мы можем говорить об одаренности 60% мужчин-руководителей и 33,3% женщин-руководителей.

□ Ниже среднего

□ Средний уровень

□ Высокий уровень

Мужчины Женщины

Группы испытуемых

Рис. 2. Уровни интеллектуального развития руководителей — мужчин и женщин независимо от влияния факторов окружающей среды

100,00% 1 90,00%-80,00%-70,00%-60,00%-50,00%-40,00%-30,00%-20,00%-10,00% 0,00%-

□ Средний уровень

□ Высокий уровень

Мужчины Женщины

Группы испытуемых

Рис. 3. Оценка интеллектуальных способностей руководителей мужчин и женщин в процентах

У остальных испытуемых показатели Щ соответствуют средней норме. Только у 6,7% женщин-руководителей выявлен уровень интеллектуального развития ниже среднего.

Оценку интеллектуальных способностей мужчин и женщин исследовали с помощью методики Айзенка.

В группе мужчин выявлен высокий уровень общего интеллекта — средний балл составил 111,6. В группе женщин средний балл составил 109,1.

Распределение показателей представлено на рис. 3.

В соответствии с полученными результатами можно сказать, что 66,7% мужчин и 53,3% женщин в высокой степени обладают нестандартным мышлением, их интеллектуальные способности хорошо развиты.

Для остальных характерен средний уровень развития интеллектуальных способностей и нестандартного мышления.

Далее была проведена методика диагностики вербального интеллекта Р. Амтхауэра.

С помощью данной методики оценивались вербальные способности, математические способности, конструктивные способности, теоретических и практических планов способностей руководителей — мужчин и женщин.

В табл. 1 приведены результаты средних значений по полученным результатам вербального интеллекта среди мужчин и женщин.

В соответствии с приведенными данными табл. 1 можно отметить, что вербальный интеллект в большей степени вы-

Таблица 1

Средние значения показателей вербального интеллекта руководителей — мужчин и женщин

(ДП — дополнение предложения, ИС — исключение слова, АН — аналогии, ОБ — обобщение)

ДП ИС АН ОБ

Мужчины 13,67 13,4 15,93 19,87

Женщины 16,13 16,27 12,4 26,27

ражен у женщин, чем у мужчин. Распределение полученных показателей вербального интеллекта представлено на рис. 4.

Как показано на рис. 4, у женщин-руководителей более высокие показатели по субтестам «дополнение предложения», «исключение слова», «обобщение». Это говорит о том, что для женщин характерны: возникновение рассуждений, здравый смысл, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления. Они точно выражают словесные значения, у них повышенная реактивность, способность к абстракции лучше, нежели у мужчин.

У мужчин в большей степени выражены аналогии, что свидетельствует о способности к комбинированию, подвижности мышления, пониманию отношений и удовлетворенности приблизительными решениями.

Таким образом, у женщин-руководителей хорошо развита способность оперировать словами как сигналами и символами, преобладает вербальный интеллект, имеется общая

30,00

25,00

20,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15,00

10,00

5,00

0,00

□ Мужчины

□ Женщины

ДП ИС АН ОБ

Шкалы вербального интеллекта

Рис. 4. Распределение показателей вербального интеллекта среди мужчин и женщин руководителей

(ДП — дополнение предложения, ИС — исключение слова, АН — аналогии, ОБ — обобщение)

□ Мужчины

□ Женщины

12,50

12,00

11,50

11,00

10,50

10,00

АЗ ЧР

Шкалы математических способностей

Рис. 5. Распределение показателей математических способностей руководителей — мужчин и женщин

(АЗ — арифметические задачи, ЧР — числовые ряды)

ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Высоко развито практическое мышление.

Далее были исследованы способности в области математики и программирования. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Средние значения показателей математических способностей мужчин- руководителей и женщин-руководителей

(АЗ — арифметические задачи, ЧР — числовые ряды)

АЗ ЧР

Мужчины 11,20 12,47

Женщины 11,00 11,40

В соответствии с полученными данными можно определить средний уровень развития математических способностей мужчин и женщин. Распределение показателей математических способностей испытуемых отражено на рис. 5.

По данным теста арифметических задач можно определить средний уровень способности к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению, математическому обобщению у мужчин и женщин.

По данным теста числовых рядов можно определить также средний уровень проявления преимущественно аналитико-синтетических математических способностей у руководите-

лей — и у мужчин, и у женщин. У мужчин этот показатель незначительно выше. Таким образом, способности в области практической математики и программирования и у мужчин, и у женщин не развиты.

Далее были исследованы конструктивные (пространственные) способности теоретического и практического плана у мужчин-руководителей и женщин-руководителей.

В табл. 3 представлены средние значения показателей пространственных способностей руководителей — мужчин и женщин.

Таблица 3

Средние значения показателей пространственных способностей руководителей — мужчин и женщин

(ПВ — пространственное воображение, ПО — пространственное обобщение)

ПВ ПО

Мужчины 17,8 17,27

Женщины 15,27 14,87

Как видно из табл. 3, у мужчин-руководителей лучше развиты пространственные способности. Распределение показателей пространственных способностей отражено на рис. 6.

Согласно показателям пространственного воображения можно заключить, что у мужчин высоко развита строгая

□ Мужчины

□ Женщины

17,5

16,5

15,5

14,5

13,5

ПВ ПО

Шкалы пространственных способностей

Рис. 6. Распределение показателей пространственных способностей руководителей — мужчин и женщин

(ПВ — пространственное воображение, ПО — пространственное обобщение)

логика решения и развернутая система умозаключения. Кроме аналитико-синтетических способностей выполнение данного действия предполагает хорошее развитие способности к точному восприятию формы и величины плоскостных фигур среди мужчин руководителей.

Оперирование образами включает сознательное их удержание в памяти, планирование их на основе предстоящей деятельности, предвосхищение ее результатов, обобщение в образной форме. У женщин показатели пространственного воображения значительно ниже, что говорит о слабой сформированности аналитико-синтетических способностей женщин.

Согласно показателям пространственного обобщения, в группе мужчин они также имеют высокий уровень выраженности, в отличие от женщин. Таким образом, у мужчин высоко развита способность оперировать пространственными представлениями, что говорит об умении мужчин работать с объемными предметами в практическом пространстве. У мужчин хорошо развито наглядно-действенное мышление.

Далее были исследованы мнемические способности мужчин и женщин. Средний показатель по мнемическим способностям у мужчин составил 12,13, а в группе женщин — 15,4 балла. На основании полученных результатов построен график уровня мнемических способностей мужчин и женщин (см. рис. 7).

В соответствии с полученными данными можно определить высокий уровень развития вербальной кратковременной памяти у женщин в сравнении с мужчинами.

Сравнение данных интеллектуальных профилей мужчин и женщин показывает преобладание уровня выраженности интеллектуальных способностей мужчин, кроме вербального интеллекта и мнемических способностей.

Для определения статистических различий показателей интеллекта в двух выборках нами был применен 7-критерий Вилкоксона (см. табл. 4).

Как видно из табл. 4, выявлены значимые различия между показателями уровня интеллектуального развития мужчин-руководителей и женщин-руководителей (-1,96), между показателями вербального интеллекта — дополнение предложения (-2,74), исключение слова (-2,42), аналогии (-3,07), обобщение (-3,3). Выявлены также различия по пространственным способностям мужчин и женщин — пространственному воображению (-2,78) и пространственному обобщению (-3,04), а также по мнемическим способностям между мужчинами и женщинами (-3,08) прир < 0,05 ир < 0,001.

Таблица 4

Показатели статистических различий интеллектуальной сферы руководителей — мужчин и женщин

Параметры Г-критерий Вилкоксона Уровень значимости (р)

Общие умственные способности (уровень интеллекта) -1,37 0,17

Уровень интеллектуального развития -1,96* 0,05

Интеллектуальные способности -0,37 0,71

Дополнение предложений -2,74* 0,006

Исключение слова -2,42* 0,02

Аналогии -3,07* 0,002

Обобщение -3,3* 0,001

Арифметические задачи -0,32 0,75

Числовые ряды -1,48 0,14

Пространственное воображение -2,78* 0,005

Пространственное обобщение -3,04* 0,002

Память, мнемические способности -3,08* 0,002

выводы

Гендерные особенности интеллектуальной сферы руководителей — мужчин и женщин заключаются в следующем.

1. И мужчины, и женщины имеют средний уровень развития общих умственных способностей (60% мужчин и 86,7% женщин), который проявляется в том, что способности обобщения и анализа материала, скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания, ориентировка выше у мужчин, чем у женщин-руководителей. Женщинам в большей степени присущи гибкость мышления, эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость. Инертность мышления и переключаемость слабо развиты как у мужчин, так и у женщин-руководителей.

2. Уровень интеллектуального развития мужчин независимо от факторов окружающей среды — высокий, у женщин — средний.

3. В группе мужчин руководителей выявлен высокий уровень общего интеллекта — средний балл составил 111,6. В группе женщин средний балл составил 109,1, что говорит об обладании нестандартным мышлением, их интеллектуальные способности хорошо развиты.

4. Вербальный интеллект в большей степени выражен у женщин-руководителей, чем у мужчин-руководителей. Для женщин характерны возникновение рассуждений, здравый смысл, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления. Для мужчин характерна выраженность аналогии,

16,00п

14,00-^^/ / 12,13 ___

12,00- _ _ _

1 - -

6,00-^^/ _ _ _

4,00- //

2,00- |_|_

0,00 ^-1-г

Мужчины Женщины

Группы испытуемых

Рис. 7. Распределение показателей мнемических способностей руководителей — мужчин и женщин

что говорит о способности к комбинированию, подвижности мышления, пониманию отношений и удовлетворенности приблизительными решениями.

5. И мужчинам-руководителям, и женщинам-руководителям присущ средний уровень способности к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению, математическому обобщению, проявлению аналитико-син-тетических математических способностей.

6. У мужчин-руководителей лучше развиты пространственные способности, что проявляется в развитии логики решения и развернутой системы умозаключений, способности к точному восприятию формы и величины плоскостных фигур. У мужчин хорошо развито наглядно-действенное мышление. У женщин слабо сформированы аналитико-синтетические способности.

литература

1. Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст] / Т.В. Бендас. — СПб.: Питер, 2005. - 431 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гафизова Н.Б. Гендерные стереотипы в современной провинциальной семье [Текст] / Н.Б. Гафизова, ТВ. Королева // Женщина в российском обществе. — 2001. — № 3. — С. 50-53.

3. Киммел М. Гендерное общество [Текст] / М. Киммел. — М.: РОССПЭН, 2006. — 464 с.

4. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика [Текст] / И.С. Клецина. — СПб.: Алетейя, 2004. — 408 с.

5. Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности [Текст] / Л.Н. Ожигова. — Краснодар: Кубанский ГУ, 2006. — 290 с.

6. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде [Текст] / С.Н. Тидор. — Петрозаводск: Файн-Лайн, 1997.

7. Хеннинг М. Леди-босс [Текст] / М. Хеннинг, А. Жарден. — М.: Дело, 2001.

8. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.

REFERENCES

1. Bendas T.V. Gendernaya psikhologiya [Gender Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 431 p.

2. Gafizova N.B., Koroleva T.V. Gendernye stereotipy v sovre-mennoy provintsial'noy sem'e. Zhenshchina v rossiyskom ob-shchestve [Gender stereotypes in the modern provincial family. A woman in Russian society]. 2001, I. 3, pp. 50—53.

3. Kimmel M. Gendernoeobshchestvo [Gender society]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2006. 464 p.

4. Kletsina I.S. Psikhologiyagendernykh otnosheniy: Teoriya iprak-tika [Psychology of gender relations: Theory and practice]. St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2004. 408 p.

5. Ozhigova L.N. Psikhologiya gendernoy identichnosti lichnosti [Psychology of gender identity of the individual]. Krasnodar, Kubanskiy GU Publ., 2006. 290 p.

6. Tidor S.N. Psikhologiya upravleniya: ot lichnosti k komande [Psychology of management: from person to team]. Petrozavodsk, Fayn-Layn Publ., 1997.

7. Khenning M., Zharden A. Ledi-boss [Lady-boss]. Moscow, Delo Publ., 2001.

8. Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta: Paradoksy issledo-vaniya [Psychology of the intellect: Paradoxes of research]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 272 p.

Брюс Тулган

быть начальником — нормально. пошаговый план, который поможет вам стать тем менеджером, в котором нуждается ваша команда

М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 240 с.

В этой книге признанный эксперт по лидерству и менеджменту Брюс Тулган предлагает проверенные способы борьбы с эпидемией неэффективного управления. Он дает рекомендации и подробно описывает кейсы, которые помогут вам стать сильным менеджером и всегда добиваться отличных результатов в работе с подчиненными. Независимо от этапа вашей менеджерской карьеры, в этой книге вы найдёте все необходимые инструменты для эффективного управления.

НАЧАЛЬНИКОМ -ЭТО НОРМАЛЬНО

пошаговый план,

который поможет вам стать тем менеджером, в котором нуждается ваша команда

ТУЛГАН

Твайла Тарп

привычка работать вместе. как двигаться в одном направлении, понимать людей и содавать настоящую команду

М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 208 с.

Автор этой книги Твайла Тарп делится своим опытом и объясняет, почему командная работа — это прекрасный способ работы для некоторых из нас и неизбежный для большинства.

Тарп ведет читателей через большинство видов взаимодействия, включая сотрудничество с друзьями, с учреждениями, работу вне вашего контроля, с виртуальными партнерами, с теми, кто выше вас по статусу, работу с «ядовитыми» партнерами и многое другое.

Твайла приводит примеры успешного сотрудничества с Джеромом Роббинсом, Михаилом Барышниковым, Фрэнком Синатрой, Билли Джоэлом, Элвисом Костелло, Милошем Форманом и четырьмя поколениями ведущих танцоров.

Незаменимая книга для всех, кто хочет успешно работать в команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.