Научная статья на тему 'Гендерные особенности гемодинамических показателей и вариационной пульсометрии у студентов'

Гендерные особенности гемодинамических показателей и вариационной пульсометрии у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
170
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / GENDER DIFFERENCES / ГЕМОДИНАМИКА / HEMODYNAMICS / ВАРИАЦИОННАЯ ПУЛЬСОМЕТРИЯ / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / VARIATIONALPULSOMETRY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сарыг Сайлыкмаа Кызыл-Ооловна, Харрасов Айдар Фангелович

Проведен сравнительный анализ гендерных различий регуляции гемодинамики и вариационной пульсометрии у студентов Тувинского государственного университета (ТувГУ). Абсолютные значения показателей гемодинамики, зарегистрированные в покое у юношей и девушек не имеют достоверных различий в показателях ударного и минутного объема крови, ударного и сердечного индекса, объема скорости выброса крови и удельного периферического сопротивления сосудов. Анализ изученных показателей вариационной пульсометрии свидетельствует о большем влиянии симпатического звена на сердечный ритм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сарыг Сайлыкмаа Кызыл-Ооловна, Харрасов Айдар Фангелович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURE SO FHEMODYNAMIC PARAMETERS AND VARIATION PULSOMETRY INSTUDENTS

A comparative analysis of gender differences in the regulation of hemodynamics and variation pulsometry at students of Tuva state University (TuvSU). Absolute values of hemodynamic parameters registered at restinboys and girls have notsignificant differences in the performanceofstroke and minute blood volume, stroke and cardiac index, speed of blood volumeejection and relativeperipheral vessels resistance.The analysis of the studied indicators ofvariationalpulsometry demonstrate an increased influence of sympathetic linkon heart rate. In boys and girls no significant differences ofbaseline indicators have been identified.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности гемодинамических показателей и вариационной пульсометрии у студентов»

Красильникова Вера Александровна - кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, г. Кызыл.

Krasilnikova Vera - candidat of Biology, Associate Professor, Department anatomy, physiology and health and safety, Tuvan state university, Kyzyl .verakras@gmail.comn,

Бурхинова Ирина Викторовна - доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, г. Кызыл

Burhinova Irina - Associate Professor, Department anatomy, physiology and health and safety, Tuvan state university, Kyzyl

УДК 612:897:17

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕМОДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ВАРИАЦИОННОЙ ПУЛЬСОМЕТРИИ У СТУДЕНТОВ

Сарыг С.К., Харрасов А.Ф.

Тувинский государственный университет, Кызыл

GENDER FEATURE SO FHEMODYNAMIC PARAMETERS AND VARIATION PULSOMETRY INSTUDENTS

Saryg S.K., Charrasov A.F.

Tuvan State University, Kyzyl

Проведен сравнительный анализ гендерных различий регуляции гемодинамики и вариационной пульсометрии у студентов Тувинского государственного университета (ТувГУ). Абсолютные значения показателей гемодинамики, зарегистрированные в покое у юношей и девушек не имеют достоверных различий в показателях ударного и минутного объема крови, ударного и сердечного индекса, объема скорости выброса крови и удельного периферического сопротивления сосудов. Анализ изученных показателей вариационной пульсометрии свидетельствует о большем влиянии симпатического звена на сердечный ритм.

Ключевые слова: гендерные различия, гемодинамика, вариационная пульсометрия, студенты.

A comparative analysis of gender differences in the regulation of hemodynamics and variation pulsometry at students of Tuva state University (TuvSU). Absolute values of hemodynamic parameters registered at restinboys and girls have notsignificant differences in the performanceofstroke and minute blood volume, stroke and cardiac index, speed of blood volumeejection and relativeperipheral vessels resistance.The analysis of the studied indicators ofvariationalpulsometry demonstrate an increased influence of sympathetic linkon heart rate. In boys and girls no significant differences ofbaseline indicators have been identified.

Keywords: gender differences, hemodynamics, variationalpulsometry, students

Студенческая молодежь представляет собой особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни.

Студенческие годы совпадают с периодом окончательного формирования важнейших физиологических функций организма [1]. Так, сердечно-сосудистая система с многоуровневой регуляцией её активности представляет собой функциональную систему, конечным результатом деятельности которой является обеспечение постоянного кровотока, адекватного кровоснабжения органов и тканей и реализации метаболической функции на заданном для организма уровне функционирования [2].

Важным аспектом изучения вегетативных реакций в процессе учебной деятельности следует считать гендерный фактор. По данным литературы показатели сердечного ритма и гемодинамики в процессе учебной деятельности имеют некоторые особенности, обусловленные тендерными факторами. По данным литературы, что в условиях относительного покоя девушки отличаются более выраженными парасимпатическими влияниями, тогда как юноши - более высоким уровнем симпатических влияний на сердце [3].

Изучение гендерных особенностей механизмов гемодинамики и вегетативной регуляции сердечного ритма по данным анализа вариационной пульсометрии являются актуальными вопросами физиологии адаптации человека. В связи с этим представляет интерес изучение половых особенностей гемодинамики и вариационной пульсометрии.

Целью проведенного исследования является выявление гендерных особенностей изменений показателей гемодинамики и вариационной пульсометрии у студентов в покое.

Методика исследования. Исследование гемодинамических показателей и вариационной пульсометрии проводили на студентах Тувинского государственного университета (ТувГУ).

Запись гемодинамических показателей проводили методом тетраполярной реографии по схеме Кубичека с использованием многофункционального диагностического компьютерного комплекса «Рео-Спектр-2» компании «Нейрософт». На основании регистрируемых показателей рассчитывали следующие показатели (табл. 1).

Таблица 1

Показатели гемодинамики у студентов_

Название показателей Сокращение Ед. измерения

Частота сердечных сокращений ЧСС уд/мин

Систолическое артериальное давление САД мм.рт.ст.

Диастолическое артериальное давление ДАД мм.рт.ст.

Ударный объем крови УОК мл

Минутный объем крови МОК л/мин

Ударный индекс УИ 2 мл/м

Сердечный индекс СИ 2 л/мин.м

Объемная скорость выброса крови ОСВ мл/с

Удельное периферическое сопротивление сосудов УПСС уе.

Для записи показателей вариационной пульсометрии использовали «ВНС-Микро» компании «Нейрософт», при этом определяли следующие показатели (табл. 2)

Таблица 2

Показатели вариационной пульсометрии у студентов_

Название показателей Сокращение Ед. измерения

Мода Мо с

Амплитуда моды АМо %

Вариационный размах BP с

Индекс вегетативного равновесия ИВР у.е.

Показатель адекватности процессов регуляции ПАПР у.е.

Вегетативный показатель ритма ВПР у.е.

Индекс напряжения ИН уе.

Все результаты обследования обрабатывали вариационно-статистическими методами с использованием пакетов программы SPSS. Различия считали статистически значимыми при р<0,05.

Результаты и их обсуждение. Анализ антропометрических данных (табл. 3) выявил, что средние величины длины тела у студентов-юношей достоверно отличаются от девушек (163,18±1,22). Показатель массы тела у всей группы студентов соответствует наиболее распространенным в литературе нормативам этих показателей [4].

Таблица 3

Показатели длины и массы тела у студентов_

Длина тела, см Масса тела, кг

Юноши 168,71 ±1,44 63,89±2,84

Девушки 163,18±1,22* 59,32±3,38

Примечание:*Р < 0,05 - по сравнению с юношами.

Соответствие возрастным нормам наблюдается и в таких показателях, как систолическое и диастолическое давление, частота сердечных сокращений (табл. 4)

[4].

Таблица 4

_Показатели сердечно-сосудистой системы у студентов_

ЧСС САД ДАД

Юноши 67,95±1,63 118,36±3,02 71,21±1,85

Девушки 68,25±1,98 114,57±2,09 69,11±1,79

Абсолютные значения показателей гемодинамики, зарегистрированные в покое, у юношей и девушек не имеют достоверных различий в показателях ударного и минутного объема крови, ударного и сердечного индекса, объема скорости выброса крови и удельного периферического сопротивления сосудов (рис. 1).

150' 120' 90' 60' 30' 0

6 5 4 3 2 1 0

УОК, мл

МОК, л мин

80 УИ, мл м 2

■ юноши

■ девушки

Рис. 1. Показатели гемодинамики у студентов.

При анализе сердечного ритма у студентов юношей показатель моды (значения интервалов R-R) составил 0,95±0,02с, а у девушек 0,86±0,02 с (р<0,05) (рис. 2). Вариационный размах у девушек достоверно ниже, что указывает на влияние парасимпатической нервной системы на ритм сердца. По данным литературы, значения амплитуды моды в пределах 50-80 % соответствуют умеренной симпатикотонии, в пределах 31-49 % - вегетативному равновесию [5].

При анализе других результатов (индекса вегетативного равновесия, показателя адекватности процессов регуляции,вегетативного показателя ритма и индекса напряжения) фоновой пробы (анализ вариабельности сердечного ритма в состоянии относительного покоя) достоверно значимых различий изученных показателей не выявлено (рис. 2).

1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 0,0

Мода, %

ИВР, у.е.

50 АМо, % 403020100

60-, ПАПР, у.е.

1 ,2П ВР, с 1,00,80,60,40,20,0--

5 ВПР, у.е.

■ п

й

- юноши

- девушки

Рис. 2. Показатели вариационной пульсометрии у студентов при фоновой пробе. Примечание: *р<0,05 - по сравнению с юношами.

При проведении ортостатической пробы значение моды у девушек (0,70±0,14) несколько снижено по сравнению с юношами (0,75±0,14) (р<0,05). Значение амплитуды моды у юношей (41,5±1,87) и девушек (46,2±1,72) (рис. 3) находились в интервале вегетативного равновесия, что соответствует литературным данным [5].

Мода, c

50п 45 40 35 30252015 10 5 0

АМо, %

(39)

юноши

девушки

Рис. 3. Значения моды и амплитуды моды у студентов при выполнении

ортостатической пробы. Примечание: *р<0,05 - по сравнению с юношами.

4

135

3

90

2

45

0

0

80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60

40

20

0

Вариационный размах, указывающий на степень влияния парасимпатической нервной системы на кардиоритм, изменялся у девушек и находился в пределах 0,30±0,02, по сравнению с юношами (р<0,05). Значение показателя индекса вегетативного равновесия проявляло тенденцию к повышению у девушек (195,8±18,4) по сравнению с юношами (131,0±15,8), что указывает на преобладание симпатической регуляции сердечной деятельности. Показатель адекватности процессов регуляции проявлял тенденцию к повышению у девушек 67,7±3,21 (р<0,05) по сравнению с юношами (58,2±3,70), что также является отражением умеренного повышения функционального состояния симпатического отдела вегетативной нервной системы (рис. 4).

ВР, с

280 пИВР, Уе 240 200 160 120 80 40 0

1 - юноши

80 70 60 50 40 30 20 10 0

- девушки

ПАПР, у.е.

Рис. 4. Значения вариационного размаха, индекса вегетативного равновесия и показателя адекватности процессов регуляции у студентов. Примечание: *р<0,05 - по сравнению с юношами.

Вегетативный показатель ритма был повышен у девушек - 5,86±0,41 (р<0,05), что указывает на смещение вегетативного баланса в сторону симпатической регуляции сердечного ритма (табл. 5).

Таблица 5

Вегетативный показатель ритма сердца и индекса напряжения у студентов

Параметр Юноши Девушки

ВПР, у.е. 4,13±0,43 5,86±0,41*

ИН, у.е. 95,0±13,2 144,8±14,4*

Примечание: *р<0,05 - по сравнению с юношами.

Индекс напряжения регуляторных систем характеризует активность механизмов симпатической регуляции и отражает суммарную активность симпато-адреналовой системы. В норме индекс напряжения колеблется в пределах 80-150 усл. ед. [5]. Этот показатель чрезвычайно чувствителен и отражает тонус симпатической нервной системы. Средние значения индекса напряжения у девушек повышены по сравнению с юношами (табл. 5), что указывает на повышение степени

централизации управления сердечным ритмом и повышение мобилизации функциональных резервов организма, связанную с повышением активности симпатического отдела.

Таким образом, установленные вариации изученных показателей вегетативной регуляции сердечного ритма свидетельствуют о большем влиянии симпатического звена на сердечный ритм. У юношей и девушек достоверных отличий по фоновым показателям выявлено не было. При проведении ортостатической пробы у девушек показатели вегетативного показателя ритма, индекса вегетативного равновесия и показателя адекватности процессов регуляции смещены в сторону симпатической регуляции сердечного ритма.

Абсолютные значения показателей гемодинамики, зарегистрированные в покое, у юношей и девушек, не имеют достоверных различий в показателях ударного и минутного объема крови, ударного и сердечного индекса, объема скорости выброса крови и удельного периферического сопротивления сосудов. Анализ изученных показателей вариационной пульсометрии свидетельствует о большем влиянии симпатического звена на сердечный ритм.

Библиографический список

1. Шилько, В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видовспорта. Томск: ТГУ, 2005. 176 с.

2. Островского, М.А., Зефирова, А.Л. Избранные лекции по современной физиологии. Арт-Кафе, 2009. С. 134-151.

3. Gregoire J., Tuck S., Yamamoto Y., Hughson R. L. Heart rate variability at rest and exercise: influence of age, gender, and physical training // Can. J. Appl. Physiol., 1996. V.21. Р. 455-70.

4. Горбунов, Н.П., Кузнецова, О.Б. Динамика вегетативной регуляции проявления умственной деятельности у студентов с разным уровнем физической активности // Вестник ЮжноУральского государственного университета. 2006. № 3 (58). Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». Вып. 7. Т. 1. С. 57-59.

5. Баевский, Р.М., Иванов, Г.Г. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: методические рекомендации // Вестник аритмологии. 2001. № 24. С. 65-86.

Bibliograficheskij spisok

1. Shil'ko, V.G. Fizicheskoe vospitanie studentov s ispol'zovaniem lichnostno-orientirovannogo soderzhaniya tekhnologij izbrannyh vidovsporta. Tomsk: TGU, 2005. 176 s.

2. Ostrovskogo, M.A., Zefirova, A.L. Izbrannye lekcii po sovremennoj fiziologii. Art-Kafe, 2009. S. 134-151.

3. Gregoire, J., Tuck, S., Yamamoto, Y., Hughson, R. L. Heart rate variability at rest and exercise: influence of age, gender, and physical training // Can. J. Appl. Physiol., 1996. V.21. R. 455-70.

4. Gorbunov, N.P., Kuznecova, O.B. Dinamika vegetativnoj regulyacii proyavleniya umstvennoj deyatel'nosti u studentov s raznym urovnem fizicheskoj aktivnosti // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. № 3 (58). Seriya «Obrazovanie, zdravoohranenie, fizicheskaya kul'tura». Vyp. 7. T. 1. S. 57-59.

5. Baevskij, R.M., Ivanov, G.G. Analiz variabel'nosti serdechnogo ritma pri ispol'zovanii razlichnyh ehlektrokardiograficheskih sistem: metodicheskie rekomendacii // Vestnik aritmologii. 2001. № 24. S. 65-86.

Сарыг Сайлыкмаа Кызыл-ооловна - кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, e-mail: s.k.sailyk@mail.ru, г. Кызыл

Sarug Saylykmaa - Candidat of Biology,senior teacher Department of anatomy, physiology and health and safety, Tuvan state university, e-mail: s.k.sailyk@mail.ru, Kyzyl

Харрасов Айдар Фангелович - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, г. Кызыл

Harrasov Aidar - candidate of medical Sciences, senior lecturer, of anatomy, physiology and health and safety, Tuvan state university, Kyzyl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.