Научная статья на тему 'Гендерные конфликты в индустрии компьютерных игр'

Гендерные конфликты в индустрии компьютерных игр Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
645
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕЙМЕР / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / СЕКСИЗМ / СТРИМЕРСТВО / СУБКУЛЬТУРА ГЕЙМЕРОВ / ФЕМИНИЗМ / GAMER / GENDER STEREOTYPES / COMPUTER GAMES / SEXISM / STREAMING / GAMERS SUBCULTURE / FEMINISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Родзевич Д.Н.

The purpose of this article is to consider gender conflicts in the computer games area. For the information search I used such resources as BBC News, CoSSA and «SonnyK» YouTube channel. It is shown that gender stereotypes not only retain their stability in the traditional spheres of culture, but also have been transferring to new and the newest communication systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender conflicts in the computer game’s industry

The purpose of this article is to consider gender conflicts in the computer games area. For the information search I used such resources as BBC News, CoSSA and «SonnyK» YouTube channel. It is shown that gender stereotypes not only retain their stability in the traditional spheres of culture, but also have been transferring to new and the newest communication systems.

Текст научной работы на тему «Гендерные конфликты в индустрии компьютерных игр»

Тендерные конфликты в индустрии компьютерных игр4

Родзевич Д. Н.

Целью данной статьи является рассмотрение конфликтов гендерного типа в среде компьютерных игр. Для поиска информации были задействованы такие ресурсы, как сайт BBC News, CoSSA и YouTube-канал «SonnyK». Показано, что тендерные стереотипы не только сохраняют свою устойчивость в традиционных сферах культуры, но и переносятся на новые и новейшие системы коммуникации.

Ключевые слова: геймер, тендерные стереотипы, компьютерные игры, сексизм, стримерство, субкультура геймеров, феминизм

Gender conflicts in the computer game's industry

Daniil N. Rodzevich

The purpose of this article is to consider gender conflicts in the computer games area. For the information search I used such resources as BBC News, CoSSA and «SonnyK» YouTube channel. It is shown that gender stereotypes not only retain their stability in the traditional spheres of culture, but also have been transferring to new and the newest communication systems.

Key words: gamer, gender stereotypes, computer games, sexism, streaming, gamers subculture, feminism

Основу человеческой природы составляет социальное взаимодействие, которое невозможно без конфликтных ситуаций. С момента появления человека конфликты сопровождали людскую жизнь: из-за добычи, из-за территории, из-за статуса, из-за принадлежности к племени и т. д. История мировой культуры дарит нам многочисленные описания различных противостояний, демонстрируя, что в основе любого взаимодействия и развития лежит конфликтная ситуация. По замечанию М. С. Уварова, бинарные оппозиции (различного

4 Публикация подготовлена под руководством кандидата философских наук Любовь Сергеевны Московчук.

рода противоречия, парадоксы, антиномии и др.) выступают альфой и омегой человеческого мышления и европейской культуры [3]. Одним из примеров такой противоположности являются основополагающие характеристики человека - мужское и женское.

Долгое время в мире был распространен патриархальный строй, и место женщины в различных областях жизни часто оказывалось второстепенным. Сейчас же, женщины являются такими же полноправными членами общества, как и мужчины, казалось бы... И всё же в XXI в. сохранились отголоски патриархата, и права женской половины населения часто недостаточно соблюдаются, что приводит к гендерным конфликтам, которые затрагивают множество сфер человеческой деятельности, а с появлением радикально настроенных феминисток и феминистических сообществ их распространение (или освещение в СМИ) увеличилось.

Несмотря на широкое распространение гендерных исследований, существуют области, выпадающие из научного анализа. Так, например, на недостаточность исследований гендерных особенностей вузовской среды указывал М. С. Уваров в своей работе «Вузовская педагогика в оптике отечественного кинематографа» [4]. С нашей стороны хочется отметить, что на данный момент в поле зрения исследователей также редко попадают гендерные конфликты в сфере компьютерных игр и киберспорта, которые по умолчанию считаются территорией мужского начала.

В предлагаемой статье ставится цель осветить наиболее яркие случаи гендерного противостояния в области киберс-порта и показать, что наше общество ещё только стоит на пороге толерантного времени, где, в независимости от пола, каждый сможет развиваться и добиваться успеха в какой бы то ни было области.

В качестве первого примера, подтверждающего «живучесть» гендерных стереотипов, можно привести французскую компанию «Ubisoft», знаменитую на весь мир благодаря своим франшизам «Assassin's creed» и «Far cry». Почти каждый год компания представляет свой очередной продукт на «Е3», крупнейшей в мире ежегодной выставке-шоу в индустрии компьютерных игр. И в 2014 г., после показа «Assassin's creed Unity», вокруг компании разразился скандал.

Поводом к скандалу послужил «неправильный» ответ «Ubisoft» на вопрос «Почему в мультиплеере нет персонажа

женского пола?». Креативный директор Алекс Амансио попытался объяснить отсутствие женских персонажей в игре тем, что модельки данного пола с реалистичным движением некоторых частей тела делать сложно, и времени на это нет [1]. Это вызвало огромную волну негодования среди феминисток, и в сети начали появляться фотографии, высмеивающие компанию. Например, на одной из фотографий изображены две сражающиеся на саблях девушки в своеобразных костюмах в виде чёрных квадратов. На фотографии видно, что девушка в кубе с надписью «BooBs?» побеждает девушку в кубе с надписью «2 hard 2 render» [5].

После данных событий, уже в 2015 г., «Ubisoft» выпустили новую игру серии «Assassin's creed Syndicate», где главными героями стали брат с сестрой, Джейкоб и Иви Фрай. И ладно бы, они просто добавили персонажа женского пола для разнообразия геймплея и предоставления игрокам возможности по-новому взглянуть на игровой процесс, но они сделали Иви во многом лучше Джейкоба. По факту, Иви Фрай является реинкарнацией Мэри Сью, архетипического персонажа с суперсилой, то есть разработчики гиперболизировали все положительные черты героини, из-за чего персонаж мужского пола выглядит смешно, а порой и очень глупо на её фоне. Сами «Ubisoft» объясняют это тем, что им хотелось позволить игрокам сравнить два подхода решения проблем, предоставить новый геймплей, да и вообще разнообразить игровой мир. Но, что бы там кто не говорил, на выходе получаем следующее -данная игра такой известной серии не окупается, как предшественники, а многие фанаты недовольны из-за дискриминации мужского персонажа. Правильно или нет поступила компания, пойдя на поводу у феминисток, неизвестно. Возможно, стоило просто получше продумывать создание персонажа, если уже решено его вводить.

В спорте бывает много несправедливости: подкупные судья, банальные неудачи из-за погодных условий, нежелание тренера выпускать игрока на поле и многое другое. В XXI в. наравне с классическим спортом, виды которого зародились многие века назад в различных точках планеты, стоит ки-берспорт - командное или индивидуальное соревнование на основе видеоигр.

К большому удивлению, в киберспорте тоже существует множество гендерных стереотипов. Например, почему при проведении соревнований для геймеров разных полов органи-

заторы позволяют себе очевидно и открыто изменять такие важные вещи, как сумма призового фонда? На мужском чемпионате по «Counter Strike», который называется «CS:GO», призовой фонд составляет 1,5 млн. долларов, а на женском всего лишь 170 тыс. Считается, что девушки «стреляют хуже», так как начинают интересоваться подобным родом деятельности намного позже, нежели молодые юноши. «CoSSA», российское отраслевое издание по темам маркетинга, digital и рекламы, изучив этот вопрос, пришли к выводу, что такой сильный гендерный дисбаланс в количестве профессиональных игроков, вызывается фактом, что становление профессионального геймера начинается в юном возрасте. Юноши чаще девушек собирают свои команды, ходят на турниры по различным дисциплинам и развивают свои навыки игры [6].

Правильно это или нет? С одной стороны, да, ведь зрителям хочется смотреть на красивую игру, им хочется наблюдать за великолепным исполнением тех или иных комбинаций, соответственно организаторам выгодней привлекать тех игроков, в которых они больше уверены, а именно игроков мужского пола. Но с другой, не всегда девочкам интересны куклы, макияж и прочее, очень часто в наше время девушки большое время тратят на гейминг или стримерство, например Виктория «Vicky» - Доман-игрок «Lol», Карина «Стримерша» и др.

В рамках ежегодного проекта «100 женщин» интервьюеры компании «BBC» общаются с представителями женского пола, задают вопросы о насущных проблемах и дискутируют на тему феминизма. В 2016 г. в Лондоне состоялась церемония вручения наград в области киберспорта, и на ней не было ни одной женщины в качестве игрока, приехавшего за заслуженной наградой. BBC взяли интервью и пообщались с женщинами-геймерами.

Стеф Харви - женщина-геймер, не раз сталкивавшаяся с сексизмом и получавшая угрозы - говорит: «Это «мужской клуб», поэтому женщина в этом мире сразу попадает в категорию других» [2]. Стеф рассказывает, что ей даже угрожали изнасилованием, объясняя своё негодование тем, что она якобы завоевывает зрителя совей сексуальностью. Но, несмотря на всё плохое, что ей приходилось пережить, она уверена, что «женщинам есть место в киберспорте». Конечно, травля кого-либо - дело неприемлемое, особенно сейчас в XXI в., когда люди всё больше и больше стараются быть толерантными.

Джулия Киран, лидер команды «Team secret», говорит: «К женским командам отношение всегда несерьезное - как будто это ненастоящая игра. Так к нам относятся игроки-мужчины» [2]. И ведь она права, к женским командам, и правда, относятся не с таким доверием, взглянуть хотя бы на зарплаты ведущих игроков: мужчины-геймеры зарабатывают больше 2,5 млн долларов в то время, как женщины получают меньше 200 тыс. долларов. Соответственно женские команды не приносят серьёзной прибыли, что ведёт к сокращению спонсоров и охвату меньшей аудитории [2]. Джулия очень хорошо высказалась по этому поводу: «Было бы гораздо лучше, если бы женщины и мужчины играли вместе» [2]. В киберс-порте нет жёстких физических ограничений, в нём важна реакция и ум. Нет никаких данных о том, что мужчина лучше женщины в реакции и умении запоминать комбинации, так может и не надо вообще как-то разделять команды по гендер-ному признаку?

Подводя итоги, можно сказать, что наше общество пока ещё не готово отказаться от патриархальных установок. До сих пор встречаются случаи, когда к девушкам относятся с недоверием в каких-то областях, и гендерные стереотипы и предрассудки оказываются присущими даже современным субкультурам. Радует, что случаев искренней ненависти было найдено не очень много, но такие тоже случаются.

Литература

1. Assassin's Creed Unity и дамы URL: https:// www.playground.ru / blogs/assassins_creed_unity /assassins_cree d_unity_i_damy-102482/ (Дата обр. 19.11.2018).

2. Проект Би-би-си «100 женщин»: как женщины-геймеры справляются с сексизмом. URL: https://www.bbc.com/ russian/features-38049664 (Дата обр. 19.11.2018).

3. Уваров М.С. Бинарный архетип. Эволюция идеи антино-мизма в истории европейской философии и культуры. СПб.: изд-во БГТУ, 1996. 214 с.

4. Уваров М. С. Вузовская педагогика в оптике отечественного кинематографа // Постклассические гендерные исследования / отв. ред. Орлова Н.Х. СПб.: изд-во СПбГУ, 2011. С. 138-157.

5. Феминистки-косплеерши объяснили, почему в Assassin's Creed Unity нет женских персонажей URL: http://ps3hits.ru/ archives/132626 (Дата обр. 19.11.2018).

6. Шишкин Ю. Киберспорт и равноправие: на что способны женщины. URL: https://www.cossa.ru/216/203564/ (Дата обр. 19.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.