Научная статья на тему 'Гендерные исследования как новый этап развития современной социальной философии'

Гендерные исследования как новый этап развития современной социальной философии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
231
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ФЕМИНИЗМ / ФЕМИНИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / GENDERNYE STUDIES / FEMINISM / GENDERNOE EQUALITY / FEMININNOST / MASKULINNOST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стебунова Е. И.

Статья представляет собой хронологический анализ процесса формирования и развития гендерных исследований, позволяющий определить его концептуальность для современной социально-философской теории познания, а также выявить наиболее актуальные социальные проблемы, которые возможно разрешить с помощью гендерного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDERNYE OF A STUDY AS NEW DEVELOPMENT STAGE OF THE CONTEMPORARY SOCIAL PHILOSOPHY

Article is the chronological analysis of the process of formation and development of gendernykh studies, which makes it possible to determine its kontseptualnost for the contemporary socialphilosophical theory of knowledge, and to also reveal the most urgent social problems, which it is possible to solve with the aid of gendernogo diskursa.

Текст научной работы на тему «Гендерные исследования как новый этап развития современной социальной философии»

Таблица 1 - Факторы, инициирующие/формирующие/ определяющие состояние одиночества, выбор одинокого стиля жизни, ____________________________________________изоляцию____________________________________________

Психофи зические состояния личности Субъективные факторы Субъективно-объектные факторы Объективные факторы, не зависящие от воли личности

Негативная трактовка прошлого опыта Негативная трактовка настоящего Личностные качества, трактуемые как причина одино чества Убеждения (например, адепты отдельных религиозн ых течений практикуют временную изоляцию) Условия жизни (например, трудно доступные горные районы) Физическая изоляция (болезнь/тюрь ма)

Одиночество + + +

Одинокий стиль жизни + +

Изоляция +

При этом убеждения отнесены к субъективно-объективным факторам в силу того, что, убеждения личности, представляя собой результат выбора самого субъекта, тем не менее, обусловлены окружением, в котором происходило формирование личности (в зависимости от степени подверженности личности влиянию), а также тем социумом в контексте которого она (личность) осуществляет свою жизнедеятельность. А в силу того, что условия жизни всегда есть результат выбора (мы не рассматриваем детский и подростковый периоды) и физически и психически здоровая личность в том случае, когда они перестают ее удовлетворять всегда в состоянии их изменить, «условия жизни» отнесены к субъективно-объектным факторам. Отличия между одиночеством и одиноким образом жизни (одиночество как стиль жизни) заключается в том, что одиночество - эмоционально переживаемое состояние, одинокий образ жизни (одиночество как стиль жизни) - результат выбора личностью, изоляция - не зависит от воли личности. В том случае, если изоляция как физического, так и психологического уровня вызвана субъективнообъективными факторами (например, религиозные адепты иногда принимают на себя аскезу уединения), то она должна быть рассмотрена с позиции «стиля жизни».

Собственно же виды одиночества, исходя из авторского определения, возможно выделить на основе факторов, определяющих формирование данного субъективного феномена: 1, негативная трактовка прошлого опыта - maestum et praeteritum (печальное прошлое); 2, негативная трактовка настоящего - maestum et praesentia (печальное настоящее); 3, личностные качества, трактуемы как причина одиночества - interior causa (внутренняя причина).

Одинокий стиль жизни. Экзистенциальный смысл одиночества как стиля жизни

Сознательный выбор одиночества как стиля жизни, как правило, является результатом размышлений и найденным в результате этих размышлений баланса между свободой и связыванием себя обстоятельствами; самодостаточностью и взаимозависимостью; доверием и страхом предательства; развитием и духовной статичностью.

Но вот какой вопрос, возможно один из самых важных, возникает в связи с размышлениями об одиночестве как стиле жизни «... Можно ли быть счастливым и одиноким?» [5, 379]. Ответ на этот риторический вопрос скорее положительный, но при соблюдении одного необходимого и достаточного условия: если данный вопрос поместить в контекст одиночества, как стиля жизни, так как только осознанный выбор способствует самоуважению, активной жизненной позиции, творческой самореализации. Собственно же одинокий стиль жизни представляет собой, по сути, компромиссное решение между потребностями в со-бытии и в автономности. Это близко архетипической идее героя и его Пути, ярко представленной в аналитической традиции с поправкой на прижизненную реализацию.

В основе одиночества как стиля жизни находится экзистенциальное одиночество, которое, по сути, имел ввиду К. Юнг когда писал, что «человек, достигший сознания настоящего, одинок ... ибо каждый шаг к более полной сознательности удаляет ... его от изначального, чисто животного participation mystique со стадом, от погруженности в общую бессознательность» [6, 157], а Р. Ассаджиоли описывал как глубинный вид понимания и знания, когда ты уже никому ничего объяснить не можешь [7].

Литература

1. Юрченко М.А. Философско-антропологический анализ сущности одиночества: дис. ... канд. филос. н. Ростов-на-Дону, 2010. 163 с.

2. Поздеева Н.С. Коммуникативно-дискурсивные признаки концепта одиночество: дис. . канд. Филолог. н. Архангельск, 2013. 247 с.

3. Ильина В.А. Структура содержания слова в языковом сознании носителей разных культур: на материале номинантов образа одиночества: автореф. ... д. филолог. н. Москва, 2012. 48 с.

4. Пузанова Ж.В. Социологическое измерение одиночества: дис. ... д. соц. н. Москва, 2009. 298 с.

5. Камю А. Записные книжки. Творчество и свобода: Статьи, эссе, записные книжки / пер. с франц. М.: Радуга, 1990. 608 с.

6. Юнг К. Проблемы души нашего времени/ пер. с нем. М.: Академический Проект, 2007. 288 с.

7. Ассаджиоли Р. Символы надличностных переживаний // Психосинтез: теория и практика. М; Просвещение, 1991. 367 с.

Стебунова Е.И.

Кандидат философских наук, доцент, Тюменский государственный нефтегазовый университет ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Аннотация

Статья представляет собой хронологический анализ процесса формирования и развития гендерных исследований, позволяющий определить его концептуальность для современной социально-философской теории познания, а также выявить наиболее актуальные социальные проблемы, которые возможно разрешить с помощью гендерного дискурса.

Ключевые слова: гендерные исследования, феминизм, фемининность, маскулинность, гендерное равенство.

Stebunova E.I.

Candidate of philosophical sciences, docent, the Tyumen' state natural gas university GENDERNYE OF A STUDY AS NEW DEVELOPMENT STAGE OF THE CONTEMPORARY SOCIAL PHILOSOPHY

83

Abstract

Article is the chronological analysis of the process of formation and development of gendernykh studies, which makes it possible to determine its kontseptualnost for the contemporary social- philosophical theory of knowledge, and to also reveal the most urgent social problems, which it is possible to solve with the aid of gendernogo diskursa.

Keywords: gendernye studies, feminism, femininnost, maskulinnost, gendernoe equality.

Философская и общегуманитарная мысль конца ХХ века выразила новый взгляд на проблемы природы сексуальности, взаимоотношения полов и так называемый женский вопрос. Механизмы социализации пола уже абсолютно ясно высвечены как механизмы властного дискурса. Основные философские вопросы - проблема сущности человека, смысл и предназначение, пространство и время человеческого бытия - получили гендерное измерение. Осознание этого положения и нашло отражение в новом научном направлении - гендерных исследованиях.

Традиционные философские теории пола основываются на двух априорных принципах: различия между мужчинами и женщинами имеют биологическую природу; роли мужчин и женщин дифференцированы как диаметрально противоположные. Маскулинный характер человека глубоко коренится в философской традиции. С начала развития философской мысли феминное начало символически ассоциировалось с тем, что противоположно разуму, а следовательно являлось менее значимым, вторичным по отношению к маскулинному. [1]

Этнографы и антропологи были первыми, кто обнаружил значительные различия в понимании разными народами и этносами социальных ролей. Эти различия обусловливаются множеством факторов, как социальных, так и внесоциальных (географических, климатических, биологических и др.).

Все антропологи сталкивались с одним и тем же противоречием: с одной стороны, описания деятельности женщин свидетельствовали об огромном разнообразии социополовых ролей, а с другой стороны, в социальной теории сложилась традиция, согласно которой женщины рассматривались как культурно незначительные, а их «вторичность» по отношению к мужчинам рассматривалась как само собой разумеющееся, то есть «естественное от природы».

Первым антропологом, подкрепившим идею о социальной (а не естественно-природной) сконструированности отношений пола этнографическим материалом, была Маргарет Мид. В своей работе «Пол и темперамент» (1935г.) она писала о том, что многие черты личности, которые мы традиционно считаем мужскими или женскими, на самом деле слабо связаны с полом. Однако работы М. Мид со всеми неопровержимыми фактами не смогли поколебать многовековое представление о «естественности» социальных различий между мужчинами и женщинами.

Первыми предложили развести понятия биологического пола и пола социального социологи и философы. Для этого было предложено использовать разные термины: биологический пол обозначать английским словом sex, а социальный пол называть термином gender, дословно переводимым на русский язык тем же понятием «пол» (или «род»).

Доктор исторических наук, исследователь в области исторической феминологии Н.Л. Пушкарева отмечает, что первоначально (середина ХХ века) гендерные исследования являлись по своей сути «женскими» исследованиями. Это объясняется, во-первых, тем, что велись данные исследования женщинами-учеными, открыто заявляющими о своих феминистских пристрастиях. Во-вторых, понятие «гендер» в то время трактовался «не просто как стратификационная категория, но именно как «знак позиции субординации» (А. Рич), и соотносился он со специфически женским опытом. В итоге новый термин был предложен к использованию в тех случаях, когда речь шла о социальных, культурных, психологических аспектах «женского» в сравнении с «мужским», то есть при выделении всего того, что формирует черты, нормы, стереотипы, роли, желательные для тех, «кого общество определяет как женщин» (Р. Унгер)». [2]

Таким образом, гендерная концепция в гуманитарном знании берет свое начало в событиях конца 60-х годов прошлого столетия. Молодежные движения и сексуальная революция оказались тогда благодатной почвой для оживления феминизма. Если феминистки XIX века выступали за равенство прав с мужчинами (на получение образования, на участие в политической жизни, на равную оплату труда и т.п.), то феминистки 60-х годов ХХ века поставили вопрос о равенстве возможностей реализовывать эти права. Подобные социальные преобразования оказали огромное воздействие на интеллектуальную сферу во всех странах мира: немалое количество ученых избрало объектом своих изысканий женщину - в семье и на производстве, в системах права и образования, в науке и политике, в литературе и искусстве. В итоге родилась новая дисциплина - women’s studies.

В разное время и в разных странах феминистические теории гендерных отношений отличались и отличаются друг от друга, но у них, как отмечает в своих работах кандидат исторических наук В.И. Успенская, прослеживается нечто общее: феминистическая идеология базируется на признании того факта, что женщины как социальная группа занимают подчиненное положение в обществе, это положение несправедливо, оно поддерживается доминированием мужских ценностей и подконтрольными мужчинам институтами социальной, политической, культурной и семейной власти. [3]

Термин «феминизм» понимается как «теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение». Однако чаще его трактуют шире - как «разного рода действия в защиту прав женщин, основанные на представлениях о правовом равенстве полов». [4]

Таким образом, феминизмом (в широком смысле) можно назвать разные формы сопротивления вековым традициям принижения женщин как социальной группы.

Женские исследования как академическая дисциплина уходят корнями в феминизм первой волны, основное содержание которой сводится к борьбе за достижение юридического равноправия полов. Основанием для возникновения и развития women’s studies послужила феминистическая критика традиционной науки, которая стала особенно ощутимой после публикации в 1949г. книги Симоны де Бовуар «Второй пол».

История женских и гендерных исследований прошла в своем развитии четыре периода. На первой стадии развития women’s studies (конец 1960 - 1970гг.) происходило создание новой академической области. Изучение женщин изначально появилось в рамках традиционных академических дисциплин: литературы, истории, философии, социологии и психологии. По мнению исследователя Е. Ярской-Смирновой, тезис «добавить женщину» в традиционные социальные и гуманитарные дисциплины возник из осознания того факта, что женщины на протяжении долгого развития культуры обычно исключались из публичного дискурса и ассоциировались с домашней сферой, семьей и «женской работой». В результате история культуры состоит в основном из мужских имен, которые и изучаются традиционным гуманитарным или социальным знанием. [5]

Однако подход «добавить женщину» был недостаточным, поскольку ни одна из традиционных дисциплин не смогла дать полноценное понимание жизни женщин.

Вторую стадию развития женских исследований можно отсчитывать с начала 1980-х годов. В этот период происходила интеграция женских исследований в высшее образование В университетах началось широкое обсуждение статуса женщин, явлений дискриминации в публичной сфере и частной жизни, гендерных предрассудков, существующих в социуме, литературе и образовании. Были учреждены журналы в области женских исследований: “Feminist Studies”, “Women’s Studies”, “Signs” и др.

Третью стадию развития женских исследований (середина 1980-х гг.) исследователи связывают с изучением опыта меньшинств, большей толерантности и чувствительности к мультикультуральным различиям. Именно в это время поднимается третья волна феминизма. Феминистки открыто начали обсуждать то, о чем раньше умалчивалось - сексуальность, сексуальное насилие, домашнее насилие. Феминистская мысль теперь отрицала эссенциализм, характерный для определения категории

84

«женщина», и концептуализировала множественные идентичности женщин, учитывая опыт рас, этнических групп, социальных слоев и сексуальных ориентаций.

Именно в этот период развития женские исследования постепенно начинают приобретать свой новый статус: это отныне не просто женские исследования, а гендерные, рассматривающие проблемы не только женской дискриминации, но и другие ее виды. В 1980-1990-х годах появляются программы женских и гендерных исследований в Европе. Особо выделяются проекты на следующие темы: гендерная идентичность и репрезентации, конструкции маскулинности и фемининности в международном масштабе; семья, право и меняющиеся дискурсы гендера; сексуальности; теории инаковости; работа и образование; насилие и нарушение прав; культурные конфликты, коллективные идентичности; равные возможности и образование в течение всей жизни и др.

Гендерные исследования, безусловно, более открыты и толерантны, поскольку отвергают приписывание социальных ролей, которые якобы соответствуют качествам мужчины или женщины, заявляя, что любое качество может проявиться у любого человека и должно быть оценено само по себе, а не в терминах пола того человека, в котором оно проявилось. Другими словами, отличие в выборе объекта и предмета гендерных исследований состоит в том, что они избирают своим предметом не один пол, а диалог полов, причем «не обязательно в ракурсе их иерархии, стратификации, но именно в плане реконструкции исторической эволюции различных форм их взаимодействия и взаимодополнения». [6]

В настоящее время гендерные исследования являются одним из направлений изучения социальной структуры общества. Современные научные отрасли, изучающие жизнедеятельность индивида и человеческое сообщество в целом, используют понятие «гендер» и его категориальные взаимосвязи. В обсуждение гендерных отношений включены разные науки - история, психология, культурология, антропология, социология, социальная философия, искусствоведение, литературоведение, лингвистика. Это и доказывает универсальность гендера, его философичность.

Более того, можно утверждать, что только в рамках гендерных исследований можно раскрыть сущность и обозначить тенденции достижения важнейшего для социума состояния - гендерного равенства. Для этого исследованиям гендера необходимо сменить полярность и взглянуть на гендерные асимметрии с позиции их природосообразности. В таком новом ракурсе на первый план выдвигается понятие гендерного равенства, хотя традиционно (вслед за теориями феминизма) предметом гендерных исследований выступало понятие «гендерное неравенство» и активно шли поиски путей решения этой проблемы. Социологическая, юридическая, экономическая, политическая науки достигли многих положительных результатов в попытках устранения гендерного неравенства полов. Однако современное общество далеко от состояния равенства. Это доказывает, что современная наука пока не может решить вопрос о путях его достижения, поскольку проблема эта входит в компетенцию философского знания.

Данное понятие у большинства современных исследователей не выходит на первый план и понимается как положение, когда все люди имеют равные права, возможности и вознаграждение независимо от того, рождены ли они женщинами или мужчинами. Подобная узкая трактовка гендерного равенства не является достоверной. Было бы целесообразнее рассматривать его как «равноценность, равнозначность, равнозначимость» маскулинности и фемининности.

Литература

1. См.: Стебунова Е.И. Гендерная проблематика в философской традиции // Вопросы философии. - 2009. - №11. - С.78 - 90.

2. Пушкарева Н.А. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории. - 1998. -№6. - С.76.

3. Успенская В.И. Феминизм до феминизма // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под общ. ред. д.э.н. М.М. Малышевой. - М.: Academia, 2002. - С. 77.

4. Словарь гендерных терминов / Н.И. Ажгихина, С.Г. Айвазова, Ред. А.А. Денисова; Регион. общ. орг -ия «Восток - Запад: Женские инновационные проекты». - М.: Информация - XXI век, 2002. - С.220-221.

5. Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч. I : Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - С.19-

20.

6. Там же. - С. 141.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PHILOLOGY

Ануфриенко С.В.1, Михайловская А.Ю.2

'Доцент, кандидат политических наук, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»;

2Магистрант, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ МАТЕРИАЛАХ

ПРОГРАММЫ «ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН»

Аннотация

В статье анализируются аудиовизуальные приемы воздействия на телевизионную аудиторию, применяемую в общественнополитической программе «Человек и закон». Авторы рассматривают в исторической ретроспективе эволюцию телевизионной программы с точки зрения трансформации дизайна студии, заставок, композиции журналистских материалов, музыкального и шумового сопровождения.

Ключевые слова: телевизионная журналистика, аудиовизуальный контент, эффекты средств массовой информации, аудитория.

Anufrienko S.V.1, Mikhailovskaya A.Y.2

Associate professor, PhD in political science, Pyatigorsk State Linguistic University; 2Master student, Pyatigorsk State Linguistic

University

THE EFFECTS OF AUDIOVISUAL INFLUENCE ON THE AUDIENCE IN THE TELEVISION PROGRAMME

“CHELOVEKIZAKON”

Abstract

The article analyzes the audiovisual influence on television audience, used in the socio-political program "Chelovek i zakon". The authors examine in historical perspective the television program 's evolution in terms of its transformation of studio's design, intro and bumpers, composition of journalistic material, music and noise design.

Keywords: television journalism, audiovisual content, the effects of mass media, audience.

Визуальная составляющая наряду с текстом играет немаловажную роль в восприятии зрителем журналистского продукта. В этом смысле телевидение располагает намного более широкими возможностями по сравнению с другими средствами массовой информации. Описательная функция речи здесь восполняется видеорядом. Для освещения тем, связанных с преступностью, это крайне важно. Разъяснения сотрудников органов внутренних дел, видеозаписи судебных заседаний, допросов, следственных экспериментов, записи скрытых камер наблюдения - все это позволяет зрителю почувствовать себя «на месте события».

Дизайн студии создает особую доверительную обстановку, которая необходима как ведущему, так и зрителям. На протяжении всей истории существования телевизионной программы «Человек и закон», которая транслируется с 1970 года, оформление студии

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.