Научная статья на тему 'Гендерные и возрастные особенности политического поведения молодежи'

Гендерные и возрастные особенности политического поведения молодежи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1138
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВЫБОРЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛОЯЛЬНОСТЬ / ОППОЗИЦИОННОСТЬ / POLITICAL ACTIVITY / ELECTORAL BEHAVIOR / ELECTION / POLITICAL ORIENTATIONS / LOYALTY / OPPOSITION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иудин Александр Анатольевич, Привалов Игорь Васильевич

По результатам эмпирического исследования раскрыты половозрастные особенности политических установок россиян. Анализ показывает, что мужчин в целом отличают повышенная оппозиционность и строгая определенность в их политических воззрениях, в отличие от женщин, которые более лояльны к выборам и нынешней власти, их спектр мнений менее разнообразен и характеризуется неопределенностью. Средняя возрастная группа показывает наименьшее разнообразие в ответах, в большинстве случаев мало отличается от выборки и демонстрирует повышенный уровень аполитичности, находясь в фазе поиска и самоопределения. Зрелая возрастная группа политически активна, с до-вольно четко определенными электоральными предпочтениями, весьма консервативного толка. Группа самых юных по активности мало чем отличается от выборки в целом, однако их политические предпочтения часто полярны зрелым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to the results of empirical research, the article reveals the age and sexual characteristics of Russian people political attitudes. The analysis shows that men, in general, are characterized by increased opposition and strict certainty in their political views, unlike women, who are generally more loyal to the elections and the current government, and their arsenal of opinions is less diverse and characterized by uncertainty. The middle age group shows the poor diversity in the answers, in most cases they are not altogether different from the sample and reveals an increased level of apolitical behavior, being in the phase of search and self-determination. The mature age group is politically active, with well-defined and very conservative electoral preferences. The group of the youngest differs little from the sample, but their political preferences are often polar to the mature ones.

Текст научной работы на тему «Гендерные и возрастные особенности политического поведения молодежи»

УДК 316.452

Гендерные и возрастные особенности политического поведения молодежи

А. А. Иудин, И. В. Привалов

Иудин Александр Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры отраслевой и прикладной социологии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, iudin@fsn.unn.ru

Привалов Игорь Васильевич, аспирант кафедры отраслевой и прикладной социологии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Privalov.i@mail.ru

По результатам эмпирического исследования раскрыты половозрастные особенности политических установок россиян. Анализ показывает, что мужчин в целом отличают повышенная оппозиционность и строгая определенность в их политических воззрениях, в отличие от женщин, которые более лояльны к выборам и нынешней власти, их спектр мнений менее разнообразен и характеризуется неопределенностью. Средняя возрастная группа показывает наименьшее разнообразие в ответах, в большинстве случаев мало отличается от выборки и демонстрирует повышенный уровень аполитичности, находясь в фазе поиска и самоопределения. Зрелая возрастная группа политически активна, с довольно четко определенными электоральными предпочтениями, весьма консервативного толка. Группа самых юных по активности мало чем отличается от выборки в целом, однако их политические предпочтения часто полярны зрелым. Ключевые слова: политическая активность, электоральное поведение, выборы, политические ориентации, лояльность, оппозиционность.

Gender- and Age-Sensitive Political Attitudes of Young People

A. A. Iudin, I. V. Privalov

Akeksandr A. Iudin, https://orcid.org/0000-0003-1925-007X, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, 23 Prospekt Gagarina (Gagarin avenue), Nizhnij Novgorod 603950, Russia, iudin@fsn.unn.ru

Igor V. Privalov, https://orcid.org/0000-0003-0322-8927, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, 23 Prospekt Gagarina (Gagarin avenue), Nizhnij Novgorod 603950, Russia, privalov.i@mail.ru

According to the results of empirical research, the article reveals the age and sexual characteristics of Russian people political attitudes. The analysis shows that men, in general, are characterized by increased opposition and strict certainty in their political views, unlike women, who are generally more loyal to the elections and the current government, and their arsenal of opinions is less diverse and characterized by uncertainty. The middle age group shows the poor diversity in the answers, in most cases they are not altogether different from the sample and reveals an increased level of apolitical behavior, being in the phase of search and

self-determination. The mature age group is politically active, with well-defined and very conservative electoral preferences. The group of the youngest differs little from the sample, but their political preferences are often polar to the mature ones.

Keywords: political activity, electoral behavior, election, political orientations, loyalty, opposition.

DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2019-19-1 -40-46

В современном российском обществе существует остростоящая проблема участия молодежи в общественной жизни. Молодежь как специфическую социально-демографическую группу отличает множество противоречий. В качестве главного выступает сочетание инновационного потенциала и консервативности1, что не может не отразиться на ее социальных и политических установках. Молодежь в России не является однородной группой, особенно в социально-политических вопросах. По достижении определенного возраста человек превращается в субъект политики, чему способствует политическая социализация, которая в нашей стране может сильно зависеть от различных факторов, в том числе и половозрастных. В статье делается попытка определения специфики политических установок молодых людей разного пола и разных возрастных групп.

В ходе исследования «Факторы формирования политического поведения»2 анализу подвергнуты социально-политические воззрения мужчин и женщин, юношей и девушек трех возрастных групп: юные (17-20 лет) - 61,0%, молодые (21-30 лет) - 24,0% и зрелые. В числе зрелых в выборке были люди в возрасте 31-39 лет (6,8%), 40-49 лет (5,6%) и старше 50 лет (2,0%). Средний возраст представителей зрелой группы составляет 40,7 года. В число юных и молодых людей попали в основном представители студенческой молодежи, и это обстоятельство не может характеризоваться смещением выборки по двум причинам. Во-первых, сегодня основная масса молодых жителей городов после школы поступает в вузы, и, во-вторых, студенты являют собой наиболее рефлексирующую в отношении политических воззрений часть молодых людей. Важным является и то обстоятельство, что целью данного исследования являлось выявление не столько политических установок молодежи, сколько половозрастных отличий в этих установках.

Результаты исследования в целом соответствуют реальному положению дел и мало отличаются как от данных ВЦИОМ, так и от ре-

альных итогов голосования на выборах 2016 г. депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва3. На выборах результаты голосования рассчитываются от числа явившихся. В прожективном опросе присутствуют варианты ответов «Не приду на выборы» и «Затрудняюсь ответить». Именно люди, выбравшие эти варианты ответов, имеют склонность по тем или иным причинам не ходить на выборы, и реальное голосование следует рассматривать без учета этих людей. В этом случае результаты распределения голосов на предполагаемых выборах в целом совпадают с реальными итогами голосования на думских выборах 2016 г. Так, победившая партия в действительности получила чуть больше 54% голосов, а в представленном проекте - 46%, что довольно точно совпадает с данными ВЦИОМ. Следует отметить, что проигнорировать выборы предполагают, прежде всего, молодые мужчины, а молодые женщины немного чаще сомневаются в своем выборе.

Жители России независимы в своих политических оценках и предпочтениях, и подавляющее большинство из них говорят о том, что им все равно, что думают окружающие об их политических предпочтениях, причем женщины немного чаще отмечают это. При очень невысокой явке

на выборах в Госдуму и средней явке на выборах президента молодые респонденты определенно выражают согласие с мнением, что люди должны активнее участвовать в политической жизни и текущих государственных делах, причем эта установка не зависит от пола. Так считают 53% молодых людей, примерно четверть (26%) держатся противоположного взгляда. Среди мужчин согласных с тезисом на 10% больше. Оказывая не самую массовую поддержку - 64% не считают себя их противниками, четверть респондентов затруднилось с ответом на этот вопрос. И снова мужчины показывают большую лояльность выборной процедуре, женщины здесь на 10% чаще не определены в своей оценке.

Мужчины в большей мере, в отличие от женщин, уверены в своих политических оценках и предпочтениях, чаще всего руководствуясь собственными наблюдениями. Они уверены в правильности своей политической позиции и не обращают внимания на мнение других и чаще женщин отмечают, что достаточно хорошо представляют происходящее в политике и текущих государственных делах, чаще женщин считают себя патриотами своей страны. И значительно чаще отмечают важность участия в выборах (табл. 1).

Таблица1

Согласие с тезисами о выборах, %

Тезисы Пол 17-20 лет 21-30 лет 31+ лет Выборка

Все равно, что думают окружающие о политических предпочтениях респондента муж. 87 83 91 88

жен. 91 86 91

Вопросы избирательной кампании, партии и политиков обсуждают в семье или кругу друзей муж. 56 47 65 57

жен. 58 62 54

Знакомые респондента спрашивают совета о голосовании за партию или кандидата муж. 24 21 22 20

жен. 20 16 17

Могут заявить о своих политических предпочтениях даже среди малознакомых людей муж. 58 55 67 54

жен. 53 40 50

Достаточно хорошо представляют, что происходит в политике и текущих государственных делах муж. 61 63 77 52

жен. 38 49 58

Люди должны активнее участвовать в политической жизни и текущих государственных делах муж. 79 74 78 78

жен. 77 80 62

Для определения политической позиции нужно мнение экспертов муж. 35 25 20 35

жен. 43 32 16

Для определения политической позиции нужны данные социологических опросов муж. 25 16 11 25

жен. 31 27 17

Для определения политической позиции руководствуются собственными наблюдениями муж. 88 85 95 84

жен. 80 80 88

Считают обязательным посещать выборы муж. 49 51 75 53

жен. 48 48 80

Противники выборов органов власти муж. 14 10 11 11

жен. 12 5 8

В целом устраивает жизнь, которую ведут сейчас муж. 35 37 51 43

жен. 46 40 55

Считают, что через год будут жить лучше муж. 31 34 35 38

жен. 37 47 54

Женщины для определения политической позиции в большей мере нуждаются в данных социологических опросов или мнении экспертов. Немного чаще обсуждают в семье или в кругу друзей вопросы избирательной кампании, партии и политиков. Женщин в большей мере устраивает сегодняшняя жизнь, они чаще считают, что через год будут жить лучше.

И власть, и оппозицию поддерживают относительно равные доли молодых избирателей - примерно по 33%, и около четверти населения не могут определиться в этом вопросе.

Чуть более разнообразной картина становится в гендерном аспекте: оппозиционность мужчин более выражена, они дают больше и отрицательных, и положительных оценок, что свидетельствует о том, что их позиция определеннее, чем у женщин. Мужчины более склонны к поддержке на выборах оппозиции, а женщины в большей мере готовы поддержать власть. Например, при оценке работы различным ветвей и уровней власти молодые люди более всего одобряют президента страны (42%). Однако данные ВЦИОМ на предвыборный период показывают значительно более высокий уровень поддержки В. Путина - 83%4. Расхождение в два раза может быть объяснено двумя обстоятельствами. Во-первых, использовалась разная шкала: ВЦИОМ применил бинарную шкалу «Одобряю», «Не одобряю». Респондент в этом случае не имеет возможности уйти от ответа в форме «затрудняюсь ответить». Даже неопределившихся в этом вопросе ВЦИОМ вынуждает принять какую-либо сторону, что и способствовало некоторому повышению доли одобрения. Во-вторых, в нашем исследовании основу выборки составили люди молодого и среднего возраста как наиболее радикальные и рефлексирующие в политическом плане слои населения, а ВЦИОМ использовал поселенческую выборку, отражающую состав всего населения страны.

Уровень поддержки губернаторов и премьер-министра находится на одинаково низком уровне, их одобряют 21 и 18% соответственно. Примечательно, что люди склонны скорее не доверять им: баланс доверия здесь отрицательный, причем уровень недоверия премьер-министру выше - 50% против 41% у губернаторов.

Необходимо отметить высокую неопределенность населением оценок работы всех представителей власти, в том числе и президента, нелояльность к чиновникам федерального уровня. Молодые мужчины заметно реже женщин одобряют работу всех руководителей, представляющих федеральные и местные органы власти. Политические установки имеют не только ген-дерные характеристики, но и отличия в разных возрастных группах.

Итак, молодых мужчин отличает повышенная оппозиционность, и их политические установки являются более определенными по

сравнению с женщинами, которые отличаются большими сомнениями в этих вопросах и повышенной лояльностью по отношению к действующей власти. В этой связи несомненный интерес представляют отличия установок в разных возрастных группах.

Не следует думать, что мужчины и женщины являют собой более или менее монолитные группы. Среди мужчин заметно повышена доля оппозиционно настроенных избирателей, склонных голосовать за КПРФ и ЛДПР. В то же время их оппозиционность проявляется и в готовности голосовать за партии, имеющие либеральную репутацию: они чаще женщин готовы проголосовать за ПАРНАС, «Зелёных», «Гражданскую платформу» и Партию пенсионеров. Женщины, проявляя заметно повышенную лояльность к правящей партии (почти в два раза чаще готовы голосовать за «Единую Россию»), гораздо чаще мужчин готовы голосовать и за «ЯБЛОКО», демонстрируя оппозиционность несколько иного рода.

Необходимо отметить, что результаты нашего опроса в отношении партий с большим процентом голосов несколько ближе к данным прогнозных моделей и ехй-полов ВЦИОМ5 и ФОМ6, нежели к официальным сводным данным результатов выборов по федеральному избирательному округу, предоставленному ЦИКом. Радикально от действительности отличается ситуации в блоке оппозиционных партий. Так, по результатам опроса партия «ЯБЛОКО» получила 12%, в действительности их доля составила меньше 2%. Схожая ситуация с ПАРНАСом и Партией Роста, в опросе их выбрали по 4%, а на реальных выборах за них голосовали в два раза реже. Уро -вень абсентеизма - сознательного бойкотирования выборов - отражает реальную картину. По данным нашего проекта, на выборы не пошли бы 32%, а с учетом затруднившийся в выборе (18%) доля не голосующих могла бы составить 50%, что коррелирует с действительным уровнем явки на выборах в Думу седьмого созыва - 48%.

Итак, готовность голосовать по партийным спискам в Государственную Думу за партию «Единая Россия» проявляют в основном женщины, однако это прежде всего юные (17-20 лет) женщины, причем с годами интерес к этой партии у женской части электората падает (табл. 2). У мужчин, напротив, интерес к «Единой России» с годами растет, хотя довольно умеренно: даже у зрелых избирателей готовность голосовать за эту партию не достигает среднего уровня по выборке.

Лояльность к федеральному партийному руководству у мужчин постепенно возрастает, но остается на сравнительно низком уровне, а у женщин интенсивно уменьшается. При этом и у мужчин, и у женщин нарастают оппозиционные партийные настроения: и те и другие с годами склонны во все большей мере доверять КПРФ

Прожективное голосование в Государственную Думу, %

Таблица 2

Партии Пол 17-20 лет 21-30 лет 31+ лет Выборка

Единая Россия муж. 14 12 18 24

жен. 32 23 13

КПРФ муж. 9 9 17 8

жен. 6 6 13

ЛДПР муж. 7 3 9 5

жен. 3 4 8

ЯБЛОКО муж. 8 4 1 6

жен. 6 8 0

ПАРНАС муж. 6 4 2 2

жен. 1 2 0

Гражданская платформа муж. 1 3 0 1

жен. 0 1 4

Гражданская сила муж. 0 0 0 0

жен. 0 0 4

Зелёные муж. 2 0 2 1

жен. 1 1 4

Коммунисты России муж. 0 1 1 1

жен. 1 0 8

Партия Роста муж. 2 2 0 2

жен. 1 3 4

Не придут на выборы муж. 33 42 28 32

жен. 30 34 8

Затрудняются ответить муж. 17 15 20 18

жен. 18 15 33

и ЛДПР. Коммунистической партии больше доверяют мужчины: во всех возрастных группах они проявляют готовность голосовать за КПРФ выше среднего выборочного уровня. Женщины преодолевают этот уровень только в зрелом возрасте, хотя и здесь их поддержка ниже, чем у мужчин. К остальным партиям уровень интереса у всех избирателей значительно ниже.

Юные мужчины демонстрируют несколько повышенный (выше среднего по выборке) интерес к ряду оппозиционных партий - ЛДПР, «ЯБЛОКО» и ПАРНАС. Последняя партия явно пользуется некоторым интересом молодежи. К «Единой России» их интерес ниже, чем в среднем по выборке. Намерения проигнорировать выборы и уровень затруднений с оценкой своей готовности голосовать находится у них приблизительно на среднем по выборке уровне. Представители этой группы находятся в поиске: их явно интересует политический процесс, но пока он им мало известен и не очень понятен.

Представители молодой возрастной группы (21-30 лет) дают пониженный уровень поддержки большинства партий, и при этом они чаще всех намерены проигнорировать выборы и реже

испытывают затруднения по поводу выбора партий. Эту возрастную группу отличает повышенный уровень аполитичности. Данная часть молодежи чаще отвергает все партии и редко является поддержкой известных парламентских партий. При этом их аполитичность имеет выраженный оттенок оппозиционности.

Представители зрелой возрастной группы умеренно лояльны к правящей партии, хотя и здесь повышен процент поддержки оппозиционных партий - КПРФ и ЛДПР. Женщины из этой группы склонны поддерживать сравнительно мало популярные партии - «Гражданскую платформу», «Гражданскую силу», «Зелёных», Партию Роста, и именно они склонны к поддержке партии «Коммунисты России». Характерная черта представителей этой возрастной группы состоит в том, что при наличии наиболее от-рефлексированных установок они чаще других выражают сомнения в правоте своих воззрений, чаще других сомневаются в адекватности своего выбора.

Ряд партий - «Патриоты России», «Родина», Партия пенсионеров и «Справедливая Россия» -отсутствуют в данном списке в связи с тем, что

они характеризуются очень низким рейтингом у молодых избирателей - в пределах одного, редко двух процентов. Юные избиратели из данного списка партий различают только «Справедливую Россию», женщины зрелого возраста не склонны ее поддерживать совсем.

Снова следует обратить внимание, что результаты нашего опроса о выборе при голосовании за Президента России несколько ближе к данным прогнозных моделей и ехк-полов ВЦИОМ и ФОМ, нежели к официальным сводным данным результатов выборов. Так, действующий президент В. В. Путин, по результатам опроса, набирает 60%, в действительности доля проголосовавших за него - 77%. Такой разрыв в результатах может быть обусловлен преобладанием в выборке людей молодого и среднего возрастов, которые голосуют за других кандидатов. Здесь мы также видим повышенную лояльность женщин к действующему президенту, а мужчины голосуют за Путина даже реже, чем в среднем по выборке. Кандидат, занявший второе место, П. Грудинин, по результатам нашего замера имеющий 18%, на реальных выборах получил 12%. Любопытен в данном контексте гендерный аспект при голосовании за этого кандидата. Мужчины почти в два раза чаще выражают свою поддержку Грудинину, чем женщины. Доля поддержки мужчин также выше, чем в среднем по выборке. И здесь находит свое подтверждение повышенная склонность мужчин к оппозиционности и повышенная лояль-

ность женщин действующей власти. Женщины показали и повышенную активность на выборах: они реже мужчин заявляли о своей неявке.

Распределение голосов за кандидатов К. Собчак и Г. Явлинского значительно расходится с реальными данными голосования: за них готовы были отдать голоса 8% (в основном женщины) и 5% (в основном мужчины) молодых респондентов соответственно, а по итогам голосования на пост президента они получили всего 1-2% голосов.

Процент бойкотирующих выборы по результатам опроса (33%) соотносится с реальной явкой - 68%. Женщины чаще говорили о своем игнорировании выборов, хотя это, очевидно, связано не с их оппозиционными настроениями, а, скорее, с наличием повседневных дел. Стоит отметить, что 5% все-таки пришли бы на выборы, но не стали голосовать и испортили бы бюллетень, и это поведение не имеет гендерной характеристики.

Оценивая свое участие в выборах президента страны, представители разных возрастных групп, мужчины и женщины по-разному осуществляли свой выбор. Представители молодых групп менее других поддерживали всех кандидатов и чаще других не ходили на эти выборы (табл. 3). Молодые избиратели характеризуются известной аполитичностью, и только они поддержали М. Сурайкина. Представители юных групп тоже были не особо активны, хотя игнорировали выборы реже молодых. Наиболее дисциплинированными избирателями вполне ожи-

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение голосов на выборах Президента РФ, %

Кандидаты Пол 17-20 лет 21-30 лет 31+ лет Выборка

Грудинин Павел муж. 18 12 17 11

жен. 8 10 13

Жириновский Владимир муж. 7 2 4 3

жен. 2 3 0

Путин Владимир муж. 18 23 53 36

жен. 40 32 54

Собчак Ксения муж. 7 5 1 5

жен. 5 6 8

Сурайкин Максим муж. 0 1 0 0

жен. 0 0 0

Титов Борис муж. 5 3 2 2

жен. 2 1 4

Явлинский Григорий муж. 5 5 0 3

жен. 2 3 0

Испортили бюллетень муж. 3 5 5 5

жен. 5 5 8

Не ходили на выборы муж. 35 41 15 33

жен. 35 39 13

Затрудняются ответить муж. 2 1 1 1

жен. 1 1 0

даемо оказались представители зрелых групп, которые не ходили на выборы вдвое реже, чем в среднем по выборке. Представители зрелых групп оказали наиболее заметную поддержку В. В. Путину, особенно женщины. Заметно повышенный уровень голосования за этого кандидата продемонстрировали и юные женщины. У мужчин склонность поддерживать В. В. Путина нарастает по мере взросления.

Зрелые женщины, активно голосовавшие за ЛДПР, совсем не поддержали В. В. Жириновского: они соглашаются с наличием оппозиционной партии в российском парламенте, но не желают видеть В. В. Жириновского в качестве Президента РФ. На этом посту его склонны видеть мужчины, прежде всего юные. Они более других голосовали за Собчак, Титова и Явлинского. Следует отметить, что Явлинский, как и партия «ЯБЛОКО», пользуется поддержкой, хотя и небольшой, прежде всего молодых и юных мужчин. Это показывает, что юные избиратели, особенно мужчины, находятся в поиске. Зрелые избиратели активно поддерживали КПРФ и столь же активно - П. Грудинина. У избирателей, поддерживавших КПРФ, Грудинин явно ассоциировался с этой партией: и партию, и Грудинина поддерживали мужчины, прежде всего зрелые, но и юные, и даже молодые мужчины голосовали за него более активно, чем в среднем по выборке.

Лояльность зрелых избирателей проявляется и в оценках деятельности власти: и зрелые мужчины, и зрелые женщины склонны одобрять работу президента и губернатора, они чаще считают, что дела в стране идут в правильном направлении, и на выборах они готовы поддержать власть, а не оппозицию. Однако при всей своей лояльности к власти они реже всех склонны одобрять работу премьер-министра, причем оценка его работы у женщин понижается по мере их взросления. Юные женщины более всех молодых избирателей склонны на выборах поддержи-

вать власть, а вот юные мужчины чаще готовы поддерживать оппозицию. Но дело здесь не в повышенной лояльности или оппозиционности: юные находятся в поиске, их оценки наиболее эмоциональны.

Зрелые избиратели, реже всех игнорирующие выборы, чаще считают обязательно посещать их. Они уверены в себе (особенно мужчины) и чаще всех говорят, что для определения политической позиции они руководствуются собственными наблюдениями (см. табл. 1). Такой же точки зрения придерживаются и юные мужчины, которые часто отмечают, что достаточно хорошо представляют происходящее в текущей политике. Мужчины могут заявить о своих политических предпочтениях даже среди малознакомых людей. Их знакомые нередко консультируются с ними по политическим вопросам.

Представление о том, что юные и отчасти молодые избиратели находятся в состоянии поиска, подтверждается их отношением к предвыборной информации. Так, в зоне очень высокого интереса молодых избирателей оказываются видеоролики, в которых критикуют или высмеивают разных кандидатов в Президенты РФ, в том числе и В. В. Путина (табл. 4). Зона повышенного интереса связана с выбором варианта ответа «Очень интересно». Характерно, что в зоне повышенного интереса оказываются, прежде всего, юные мужчины. У молодых мужчин уровень интереса заметно ниже, хотя часто тоже находится выше стеднестатистического уровня. Юные женщины испытывают определенный интерес к видео- и фотоматериалам, однако их крайне редко привлекают материалы, критикующие или высмеивающие В. В. Путина, очевидно, их сдерживает собственная лояльность к федеральной власти. Материалы по поводу других кандидатов их все же интересуют, хотя очень высокий интерес они проявляют сравнительно редко - в отличие от юных и молодых мужчин.

Таблица 4

повышенного интереса, %

Виды информации Пол 17-20 лет 21-30 лет 31+ лет Выборка

Видеоролики, в которых критикуют или высмеивают кандидата в президенты В. Путина муж. 23 14 7 9

жен. 7 21 11

Видеоролики, в которых критикуют или высмеивают других кандидатов в президенты муж. 9 5 6 5

жен. 10 0 6

Рисунки, фотографии, постеры, критикующие или высмеивающие кандидата в президенты В. Путина муж. 22 14 7 8

жен. 7 4 10

Рисунки, фотографии, постеры, критикующие или высмеивающие других кандидатов в президенты муж. 9 7 5 6

жен. 8 8 6

Интернет-голосования за кандидатов в президенты муж. 13 11 10 10

жен. 11 4 10

Интернет-обсуждения хода и вероятных результатов выборов муж. 15 10 5 11

жен. 9 4 13

Зрелые и молодые мужчины чаще оказываются в зоне умеренного интереса, который определяется выбором варианта ответа на вопрос о предвыборных материалах: «Что-то интересно, что-то нет». Их интересуют преимущественно изобразительные, но не видеоматериалы - о Путине и других кандидатах. Такой избирательный интерес (что-то интересует, а что-то нет) характерен и для юных мужчин, и для юных женщин. Однако для юных (и отчасти молодых) мужчин интерес к этим материалам выше, особенно в той части, где они касаются В. Путина.

Итак, юные избиратели, особенно мужчины, находятся в состоянии политического поиска и самоопределения, молодые люди (21-30 лет) отличаются известной аполитичностью, а зрелые люди (старше 30 лет) имеют достаточно устойчивые взгляды и установки, предпочитают политическую определенность - как лояльную, так и оппозиционную. При этом лояльность к власти более свойственна женщинам, в том числе и юным.

Примечания

1 См.: Казарина-Волшебная Е. К., Комиссарова И. Г., ТурченкоВ. Н. Парадоксы трансформации ценностных

ориентаций российской молодежи // Социс. 2012 № 6. С. 121-126.

2 Исследование «Факторы формирования политического поведения» осуществлено методом онлайн анкетирования в марте-апреле 2018 г. Выборка целевая, 817 респондентов, опрашивалась городская молодежь. Опрос осуществлялся силами студентов нижегородских вузов, привлекавших к опросу своих интернет-друзей, близких и родственников.

3 См.: Данные Протокола Центральной избирательной комиссии РФ о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. URL: http://old. cikrf.ru/opendata/vib16fedsvod.html (дата обращения: 18.05.2018).

4 См.: Рейтинги доверия политикам, одобрения работы государственных институтов, рейтинги партий (Пресс-выпуск № 3552). URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=8877 (дата обращения: 18.05.2018).

5 См.: Выборы в Государственную Думу РФ : результаты экзитпола ВЦИОМ (Пресс-выпуск № 3202). URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115870 (дата обращения: 13.09.2017).

6 См.: Выборы в Думу-2016 : результаты exit-poll ФОМ. URL: http://fom.ru/Politika/12867 (дата обращения: 13.09.2017).

Образец для цитирования:

Иудин А. А., Привалов И. В. Гендерные и возрастные особенности политического поведения молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 40-46. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-1-40-46

Cite this article as:

Iudin A. A., Privalov I. V. Gender- and Age-Sensitive Political Attitudes of Young People. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Pomology, 2019, vol. 19, iss. 1, рр. 40-46 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-1-40-46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.