Научная статья на тему 'Гендерные аспекты социальных представлений населения региона об общественных трансформациях'

Гендерные аспекты социальных представлений населения региона об общественных трансформациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / SOCIAL PRESENTATIONS / PUBLIC TRANSFORMATIONS / ТЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / GENDER DIFFERENTIATION / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / RUSSIAN SOCIETY / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / REGIONAL PECULIARITIES / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полюшкевич Оксана Александровна

Анализируются социальные представления населения регионов Сибири о социальных изменениях, происходящих в российском обществе. Выявляются тендерные особенности восприятия социальных трансформаций, показана тендерная дифференциация социальных представлений об общественных изменениях при помощи транссимволического анализа, а также рассматриваются культурные и психологические факторы, объясняющие эти различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

0. Gender Aspects of Social Presentations of Population of the Region on Public Transformations

Social presentations of Siberia population on social changes taking place in the Russian society are analysed. Gender peculiarities of a social transformations perception are determined; gender differentiation of social presentations on public changes with trans-symbolic analysis application is presented; cultural and psychological factors substantiating these differences are considered.

Текст научной работы на тему «Гендерные аспекты социальных представлений населения региона об общественных трансформациях»

О. А. ПОЛЮШКЕВИЧ

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЯХ1

Ключевые слова: социальные представления, общественные трансформации, гендерная дифференциация, российское общество, региональные особенности

Key words: social presentations, public transformations, gender differentiation, Russian society, regional peculiarities

За последние двадцать пять лет произошли значительные изменения. Помимо экономических, политических, социальных и общекультурных трансформаций российского общества, происходит преломление личного опыта и условий выживания, влияния социальных стереотипов и мышления, поведения мужчин и женщин. Вырабатываются различные представления о происходящих трансформациях. Гендерная дифференциация в восприятии социальных трансформаций основывается на доминирующих в обществе социальных представлениях. Они служат инструментом познания и одновременно его продуктом и процессом. Социальные представления позволяют описать, классифицировать и объяснить объекты социальных изменений и в то же время дают возможность людям перерабатывать информацию2.

Помимо этого, социальные представления опосредуют поведение. Они регламентируют и определяют жизнь всех членов конкретной социальной группы. Эта функция может проявляться как во внешних формах (например, в регламентировании поведения или форме одежды), так и во внутренних (например, эмоциональной реакцией на определенные события, поступки и слова, соответствующие людям определенного статуса, профессии и т. д.).

ПОЛЮШКЕВИЧ Оксана Александровна, доцент кафедры регионове-дения и социальной экономики Института социальных наук Иркутского государственного университета, кандидат философских наук.

Социальные представления обладают также адаптационным потенциалом. С одной стороны, они адаптируют новые социально-политические и культурно-исторические факты и явления к устоявшим правилам и нормам, сформировавшимся ранее взглядам. С другой стороны, благодаря социальным представлениям индивид может успешно адаптироваться в социуме. Ориентироваться в социальной реальности возможно только тогда, когда индивид или группа усвоили ценности и представления того или иного социума.

В этом отношении особый интерес представляют тендерные отличия в восприятии социальных трансформаций в современном обществе. Опрос, посвященный этой проблеме, проводился исследовательской группой Института социальных наук Иркутского государственного университета в 2009 г. Объем квотной многоступенчатой выборки составил 1 050 чел. в возрасте от 18 до 65 лет в таких городах, как Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирск, Шелехово, Черемхов, Байкальск, Улан-Уде. Обработка результатов анкетирования велась с использованием программы SPSS.

К первому фактору оценок социальных изменений относятся социально-экономические основания. Респонденты, характеризуя трансформации, происходящие в обществе, выделяют изменение своего социального статуса, связанное с финансовым и профессиональным положением. В большинстве случаев (67 %) они указывали на ухудшение этой сферы жизни, только 33 % заметили улучшение, например, «работы не стало», «нет уверенности, что завтра будут деньги», «работаю не по профессии, а где платят лучше», «учились одному, а работаем по другому», «сегодня больше возможностей, хотя меньше стабильности» и т. д. Отсутствие гендерных различий в этом отношении (мужчин — 48 %, женщин — 52 %) вызвано тем, что мужчины и женщины вынуждены работать, выстраивать свою карьеру, обеспечивать семью и т. д. вне зависимости от пола.

Гендерные различия проявляются в психологической оценке социально-экономических изменений. Мужчины говорят о том, что «надо изменять условия», «надо добиваться своих целей», «есть возможность проявить себя», «есть условия для действий», «есть возможность стать успешным» и т. д. Позиция мужчин проявляется в активном доминировании,

захвате, победе, социально-экономических факторах, способах для их самоутверждения. Женщины говорят о том, что «надо подстраиваться под власть, систему, руководителей», «работаю там, где есть возможность, а не там где хочется», «зарабатываю столько, сколько платят, а не столько, сколько необходимо для выживания» и т. д. Позиция женщин ориентируется на «подстройку» к социальным условиям, общественным изменениям, далеко не всегда их устраивающим, но они не готовы что-то менять, поэтому соглашаются со сложившимися условиями. Такая ситуация иллюстрирует гендерные стереотипы, закрепляющие за мужчиной и женщиной определенные образцы поведения, особенно ярко проявляющиеся в региональном контексте. Это подтверждают данные социологических опросов, проводимых Фондом общественного мнения (ФОМ). Выяснилось, что жители регионов Сибири и Дальнего Востока более традиционны и консервативны в своих взглядах и убеждениях, чем жители европейской части России. Социальные представления жителей крупных городов европейской части России более лояльны и гибки3.

Ко второму фактору относятся социально-психологические основания. Респонденты, описывая трансформации, происходящие в обществе, опираются на изменение своего психологического состояния. И мужчины, и женщины указывали на общее увеличение «тревожности и беспокойства» (38 %), изменение «ценностей и приоритетов в жизни» (35 %), «постоянный стресс и усталость» (27 %) и т. д. Например, «волнуюсь за детей и за себя, нет спокойствия», «есть недоверие между людьми», «страшно жить», «у моих детей совсем другие ценности, чем у меня», «я очень устаю от психологического давления на работе» и т. д. В этом факторе доминируют женщины (66 %), мужчин здесь в два раза меньше (34 %). Это можно объяснить тем, что женщины более близко воспринимают неуверенность в завтрашнем дне, вызванную реформами, сокращениями на работе, ростом цен и т. д., на них лежит ответственность за семью, детей и их будущее. Мужчины более отстранены от семейных забот, они ориентированы на проблемы внешней среды, которые, по их мнению, в большей степени зависят от экономики и политики, в меньшей степени — от психологических особенностей. По нашему мнению, на этот фактор также влияют

региональные особенности: ограниченность рабочих мест, маятниковая миграция, ограниченность инфраструктурных ресурсов и т. п. (особенно это касается жителей малых городов — Усолье-Сибирск, Черемхово, Шелехово и т. д.)

Выявлены отличия негативных оценок у мужчин и женщин. Женщины чувство беспокойства и тревоги за детей, семью, мужа, работу переносят в 83 % случаях и только в 17 % — за себя. Беспокойство за себя, свое будущее, свои возможности, состоятельность испытывают 76 % мужчин, о семье, детях, жене беспокоятся 24 %. Такое распределение объясняется культуральными особенностями психологического комфорта, надежности, безопасности в российской культуре. В ней заложены определенные схемы поведения, реакции на те или иные воздействия извне. Психологический комфорт мужчин в традиционной культуре — его личный социальный успех, для женщин — безопасность семьи, детей и их социальный успех. Поэтому, когда при трансформациях общества уменьшается уровень надежности и психологического комфорта, у людей развиваются тревожность, страхи, усталость и т. д. Это подтверждают исследования ФОМ4.

К третьему фактору относятся ментально-культурные основания. Опрашиваемые рассматривают социальные трансформации как элемент общего, мировоззренческого сдвига, начавшегося с научно-технического совершенствования, экономических преобразований и заканчивающегося более тонкими ментально-психологическими изменениями социальных групп. Например, они говорят о том, что «изменяется социальное пространство», «изменяется наше восприятие работы, способов зарабатывания денег», «общество становится мультикультурным», «общество глобализируется», «теряется национальное, но приобретается межнациональное единство» и т. д. Причем так считают 61 % мужчин и 39 % женщин. В этой группе преобладают люди с высшим образованием, занимающие высокое социальное положение и имеющие доход выше среднего. Кроме того, это в основном жители крупных городов Сибири (Новосибирск, Красноярск, Иркутск). Это объясняется тем, что именно в крупных городах больше возможностей соприкоснуться с новыми формами работы, новыми сферами деятельности, осуществить профессиональный и социальный

рост, тогда как малые города — это в основном моногорода с ограниченными возможностями трудоустройства, личных и социальных перспектив развития.

К четвертому фактору относятся идеолого-политические основания. Респонденты полагают, что социальные изменения в России являются результатом перестройки идеологических оснований, пересмотра политического развития страны. Жители разных городов называли примерно одинаковые факторы: «изменение целей и ценностей социалистического общества на демократические», «потеря консолидации общества», «утрачен общий стержень развития страны» и т. д. Это говорит о том, что идеолого-политическое пространство различных регионов Сибири одолевают схожие проблемы: деидеологизация, политическое разобщение и разрушение политической культуры и т. д.

В этой группе также преобладают мужчины (72 %), женщин всего 28 %. Это объясняется традиционно большей информированностью и вовлеченностью мужчин в политические процессы, хотя и не всегда оправданными и объективными. При этом мужчины проявляют более активную позицию в стремлении изменить сложившуюся ситуацию: «надо менять руководство», «надо создавать идею для всех», «надо придумать новую философию для народа». Женщины выбирают более пассивную и менее радикальную позицию: «реформы когда-нибудь закончатся», «общество найдет свою основу и стержень», «придет настоящий хозяин и все наладит» и т. д. Опять же в таком разделении позиций прослеживается влияние гендерных стереотипов.

Транссимволический анализ позволил уточнить и детализировать полученные при опросе данные через доминирующие символические триады. По анализируемым категориям было выявлено более 350 ед. анализа, которые были сведены в несколько переменных или категорий анализа. Когнитивные символы характеризуют то, что именно привносят экономические преобразования в жизнь, аффективные символы определяют сферы реализации этих изменений, деятельностные символы показывают результат или оценку этих воздействий.

Социальные трансформации в сфере экономики для мужчин выражаются в социально значимых и одобряемых формах самореализации (когнитивные символы «статус», «достаток»,

«положение»). Причем направленность экономических преобразований касается их самих (социальное, финансовое или профессиональное положение — аффективные символы). Социальные трансформации в экономике для женщин проявляются в изменении финансового уровня и экономического статуса на общественном уровне, более значимы не личные потери и приобретения, а социальные. Они выражаются в более нейтральных формах, чем у мужчин (когнитивные символы «страна», «деньги», «финансы»). Аффективные символы («заработанные», «народные», «быстро») показывают отстраненность и социальную обусловленность этих символов. У женщин прослеживается более негативный контекст восприятиях экономических перемен, чем у мужчин (на это указывает деятельностный символ — «беднеет», «тратятся», «исчезают»). Для мужчин преобразования носят либо нейтральный, либо позитивный контекст: их положение и статус либо «меняются», либо «укрепляются».

Символические триады категории «политика» у мужчин и женщин схожи между собой. И мужчины, и женщины воспринимают политические преобразования одинаково негативно. Но мужчины говорят в основном о «власти» и «выборах», тогда как женщины включают в процесс политических реформ, кроме «власти», еще «общество» и «народ» (когнитивные символы), т. е. происходящие процессы воспринимают более объемно. Аффективные символы у мужчин более нейтральны и безоценочны («российская», «далекая», «демократические»), женщины дают более эмоциональную, негативно-оценочную характеристику политики («ворующие», «российское», «обманутый»). Деятельностные символы у мужчин и женщин совпадают по оценкам одинаково негативных последствий политических изменений (мужчины: «ворует», «лишают», «обманывает»; женщины: «грабят», «бедствует», «голосует»). Таким образом, изменения в сфере политики не устраивают ни мужчин, ни женщин.

Символические триады категории «общество» также достаточно близки у мужчин и женщин, однако есть и различия. Идентична общая негативная оценка происходящих перемен, выраженная в совпадении по смыслу когнитивных и деятельностных символов. Когнитивные символы у мужчин и женщин являются тождественными («люди», «социум», «общество», «пространство») и определяют тех субъектов,

с кем происходят основные изменения. Деятельностные символы также близки и проявляются одинаково негативно (у мужчин: «бедствует», «изменяется», «разрушается»; у женщин: «рушится», «распадается», «выживают»). Но аффективные символы у женщин носят более негативные контексты, а у мужчин — нейтральные (женщины: «обманутое», «разграбленный», «брошенные»; мужчины: «обманутые», «современный», «социальное»). Это говорит о том, что женщины более эмоционально и близко к сердцу воспринимают перемены, а мужчины — более отстраненно и спокойно.

Итак, на восприятие социальных перемен в российском обществе влияют социально-культурные изменения, заставляя людей вписываться в новые рамки, но при этом сильны и достаточно жестко встроены в жизнь культурно-традиционные схемы, особенно гендерные стереотипы, что определяет поведение мужчины и женщины. Они выбирают разные стратегии адаптации к новым условиям, поэтому и образы восприятия происходящих перемен не являются одинаковыми.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья подготовлена по материалам гранта Президента РФ МК-385.2009.6. и гранта АВЦП Рособразования № 2.1.3./1260.

2 См.: Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 54.

3 Cм.: Социология гражданского общества (обзор результатов исследований ФОМа в 2003—2008 гг.) // База данных ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/ report/map/sgo0801 (дата обращения: 25.04.2010); «Идентичность людей-XXI: ценности, практики, институции» // База данных ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/ report/map/People-21-08 (дата обращения: 25.04.2010).

4 Cм.: Катастрофизм в контексте российской политической культуры // База данных ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/hist_ro/ke0009131 (дата обращения: 25.04.2010).

Поступила 25.05.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.